«Согласовано»
Руководитель МО
____________/О.А. Васина/
Протокол № ___
От «__»_______2014 г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с. Красноармейское
Калининского района Саратовской области »
_____________/Е.В Никитина/
«__»____________2014 г.
|
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ с. Красноармейское Калининского района Саратовской
области»
_____________/М.А. Кравцова/
Приказ № ___
от «__»____2014 г.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Красноармейское
Калининского района Саратовской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Васина Николая Викторовича
учителя физики высшей категории
МБОУ «СОШ с. Красноармейское Калининского района
Саратовской области»
ПО ФИЗИКЕ
(базовый уровень)
11 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2014г.
2014 - 2015 учебный год
I.
Пояснительная записка
1.
Статус документа
Рабочая программа по физике
для 11 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента
государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) образования
по физике (базовый уровень) и авторской программы Г.Я. Мякишева (базовый
уровень), а также на основе образовательной программы МБОУ «СОШ с
Красноармейское Калининского района Саратовской области». Программа
конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных
часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных
работ и практических занятий.
Нормативными
документами для составления рабочей программы являются:
·
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от
09.03.2004;
·
Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от
05.03.2004 года № 1089;
·
Примерные программы, созданные на основе
федерального компонента государственного образовательного стандарта;
·
Федеральный перечень учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования.
·
Требования к оснащению образовательного процесса в
соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального
компонента государственного образовательного стандарта
2.
Структура документа
Рабочая
программа по физике включает пять разделов: пояснительную записку,
учебно-тематический план и содержание тем учебного курса; требования к уровню
подготовки выпускников, учебно-методическое обеспечение и приложение
(календарно-тематическое планирование).
- Общая характеристика изучения физики в 11 классе:
При
изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются
знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат
сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении
научно-технического прогресса.
Изучение физики связано с изучением математики, химии, биологии.
Знания материала по физике атомного ядра формируются с использованием
знаний о периодической системе элементов Д. И. Менделеева, изотопах и составе
атомных ядер (химия); о мутационном воздействии ионизирующей радиации
(биология).
Базовый уровень изучения физики ориентирован на формирование общей
культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и
развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Рабочая
программа и поурочное планирование включает в себя основные вопросы курса физики
11 класса предусмотренных соответствующими разделами Государственного
образовательного стандарта по физике.
Основные разделы: магнитное поле, электромагнитные
колебания и волны, оптика, элементы теории относительности, квантовая и атомная
физика, строение Вселенной.
Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания
учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного
эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности
учебного процесса по каждому разделу указан в программе.
В программе предусмотрено выполнение семи лабораторных работ и шести
контрольных работ по основным разделам курса физики 11 классов.
Прямым шрифтом указан материал, сформулированный в образовательном стандарте
подлежащий обязательному изучению и контролю знаний учащихся. В квадратных
скобках указан материал, сформулированный в образовательном стандарте (уровень
общего образования) который подлежит изучению, но не является обязательным для
контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Курсивом
указан материал рекомендованный Г. Я. Мякишевым. С нашей точки зрения изучение
этого материала является обязательным для изучения и контроля знаний учащихся в
рамках решения задачи поставленной нами при использовании данной программы в
учебном процессе.
В авторскую
программу были внесены следующие изменения:
·
изменено название некоторых тем без изменения
фактического содержания изучаемого материала;
·
зачеты, предусмотренные в авторском варианте,
частично заменены контрольными и проверочными работами по указанным темам,
незначительно изменен объем материала, который ими охвачен;
·
в авторском варианте программы не предусмотрено
изучение большого количества материала (более 50 параграфов) но в данной
рабочей программе запланировано время для изучения тем: свободные
механические колебания, гармонические колебания, превращение энергии при
гармонических колебаниях, закон электромагнитной индукции, самоиндукция и
индуктивность, значительно расширено изучение материала по геометрической
оптике, рассматривается также теоретический материал о явлениях интерференции,
дифракции света, а также некоторый другой материал. Такое расширение
изучаемого материала обусловлено тем, что он его знание необходимо учащимся для
выполнения даже заданий в части А КИМов ЕГЭ и имеется временная
возможность его изучения, кроме того этот материал согласно Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного)
общего образования по физике является обязательным для изучения ( базовый
уровень стандарта).
·
выделены дополнительные часы на решение задач, не
предусмотренные вышеуказанным планированием, так как они необходимы для
процесса формирования умений применять полученные теоретические знания на
практике
4.
Цели изучения
физики в 10 классе:
- освоение знаний о фундаментальных физических
законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира;
наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влиянии на
развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
-
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для
объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического
использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
-
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества,
принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного
приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания,
использования современных информационных технологий для поиска, переработки и
предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
-
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования
достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества
в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению
оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности
за защиту окружающей среды;
-
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
С целью
формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система
фронтальных лабораторных работ. После окончания курса предполагается его
повторение.
5.
Место предмета в учебном плане
Федеральный
базисный учебный план (2004г) для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит для обязательного изучения физики в 10 классе 70 часов из
расчета 2 учебных часа в неделю.
6.
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
Программа
предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для
школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
·
использование для познания окружающего мира
различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование;
·
формирование умений различать факты, гипотезы,
причины, следствия, доказательства, законы, теории;
·
овладение адекватными способами решения
теоретических и экспериментальных задач;
·
приобретение опыта выдвижения гипотез для
объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
·
владение монологической и диалогической речью,
развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на
иное мнение;
·
использование для решения познавательных и
коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
·
владение навыками контроля и оценки своей
деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
·
организация учебной деятельности: постановка цели,
планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
III.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА.
В
результате изучения физики 11 класса ученик должен
Знать, понимать:
1)
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон,
теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, атом, электрон;
2)
смысл физических величин: скорость, ускорение,
масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия,
абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества,
количество теплоты, элементарный электрический заряд; электрическое поле;
электрический ток.
3)
смысл физических законов классической механики,
всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда,
термодинамики, электродинамики; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших
наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь:
1)
описывать и объяснять физические явления и свойства
тел: механического движения; движение небесных тел и искусственных спутников
Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электрического поля;
постоянного электрического тока;
2)
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы
на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что:
наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий,
позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает
возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать
еще неизвестные явления;
3)
приводить примеры практического использования
физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в
энергетике;
4)
воспринимать и на основе полученных знаний
самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете,
научно-популярных статьях.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
1) обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных
средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
2) оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
3) рационального природопользования и защиты окружающей среды.
IV.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА
1.
Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский. Н.Н. Физика.
11 класс – М.: Просвещение, 2009.
2.
Тулькибаева Н.Н., Пушкарев А.Э. ЕГЭ. Физика.
Тестовые задания. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2013.
3.
Рымкевич А.П., Сборник задач по физике. 10класс. –
М.: Дрофа, 2009.
Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. 10класс. – М.:
Просвещение 2009.
4.
Буров В.А, Дик Ю.И., Зворыкин Б. С. И др.
Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11классах образовательных
учреждений: книга для учителя / Под ред. В.А.Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.:
Просвещение 1996.
5.
Москалев А.Н. Готовимся к единому государственному
экзамену. Физика. – М.: Дрофа, 2008.
6.
Шилов В.Ф. Тетрадь для лабораторных работ по
физике: 10-11класс. – М.: Дрофа, 2005.
Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10-11 классы. –
М.: Просвещение, 2005.
7.
Мультимедийные программы
8.
Журнал «Физика в школе»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.