Главная / Физика / Рабочая программа по физике 11 класс

Рабочая программа по физике 11 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новокамалинская средняя общеобразовательная школа № 2»













Рабочая программа

по учебному курсу «Физика»

под редакцией Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н.Сотского.


11 класс


Программа курса физики для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений автора Г.Я. Мякишева («Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни), авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова – М.: «Прсвещение», 2007.)













Макаренко Любовь Николаевна










2014-2015 уч. г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса физики для 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике и программы курса физики для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений автора Г.Я. Мякишева («Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни), авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова – М.: «Прсвещение», 2007.)

Программа рассчитана на 4 часа в неделю (2 часа – федеральный компонент + 2 часа на дополнение федерального компонента), итого: 136 часов, в том числе на контрольные – 5 часов; 11 часов на повторение из них 2 часа на итоговую контрольную работу в формате ЕГЭ, на лабораторные работы – 9 часов.

В 11 классе добавлено из школьного компонента 68 часов (2 часа в неделю), с целью обеспечить дополнительную поддержку учащихся для сдачи ЕГЭ, т.к. пять (из 11 учащихся) обучающихся в 11 классе выбрали экзамен по данному предмету. КИМы экзаменационной работы разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих умений:

1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики:

1.1. Понимание смысла физических понятий.

1.2. Понимание смысла физических моделей.

1.3. Понимание смысла физических явлений.

1.4. Понимание смысла физических величин.

1.5. Понимание смысла физических законов, принципов, постулатов.

2. Владение основами знаний о методах научного познания.

3. Решение задач различного типа и уровня сложности.

Анализ результатов ЕГЭ 2003, 2005, 2009 годов и поэлементный анализ ГИА за курс основной школы (Приложения 1,2,3,4) показал, что «западают» задания повышенного и высокого уровня сложности по темам: электродинамика, колебания и волны, волновая оптика и квантовая физика. Эти темы усилены, а механика углубляется при итоговом повторении.

Это потому, что кодификатор составлен на базе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта среднего (общего) полного образования по физике, профильный уровень (Приказ Минобразования России №1089 от 05.03.2004 г.). Поэтому возникла необходимость включить в изучаемый материал темы согласно стандарту среднего (полного) общего образования по физике профильного уровня. За основу построения рабочей программы процесса обучения взята «Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровни), авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова – М.: «Просвещение», 2007. Особое внимание на занятиях уделяется тестовым заданиям и решению задач повышенного и высокого уровня.

Преподавание ведётся по учебнику Физика -11 под редакцией Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н.Сотского.

Темы уроков за счёт школьного компонента, введённые для усиления темы, выделены курсивом.

Система уроков ориентирована не только на передачу новых знаний, но и на формирование умений работать с тестовыми формами контроля, к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию дополнительного материала, поэтому примерно 30% школьного компонента отведено на решение задач.

Цель программы обучения:

Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности. Создание условий для долгосрочного усвоения знаний и подготовки к итоговой аттестации.

Задачи программы обучения

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного  минимума  содержания  физического образования. 

В курс физики 11 класса входят следующие разделы:

  1. Электромагнитная индукция.

  2. Электромагнитные колебания.

  3. Электромагнитные волны.

  4. Элементы теории относительности.

  5. Световые кванты.

  6. Атом и атомное ядро.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 11 класса входят: учение об электромагнитном поле, явление электромагнитной индукции, квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Э.Х.Ленца, Д.Максвелла, А.С.Попова, А.Эйнштейна, А.Г.Столетова, М.Планка, Э.Резерфорда, Н.Бора, И.В.Курчатова.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

·         Классноурочная система

·         Лабораторные и практические занятия.

·         Применение мультимедийного материала.

·         Решение экспериментальных задач.

Предусмотрены лабораторные работы (согласование авторской программы и ФГОС)

  • 1.Измерение ускорения свободного падения.

  • 2.Измерение магнитной индукции. Замена -«Изучение явления э/м индукции»;

  • 3.«Наблюдение действия м/п на ток»;

  • 4.Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Замена-«Измерение длины световой волны»

  • 5.«Экспер. определение фокусного расстояния и оптической силы линзы»;

  • 6.Измерение показателя преломления стекла

  • 7.Наблюдение линейчатых спектров.Замена -«Наблюдение спл. и лин. спектров»

  • 8.«Набл.интерференции, дифракции и поляризации света»

  • 9.«Изучение треков зар. частиц»;









Часы распределены следующим образом:

РАЗДЕЛЫ КУРСА ФИЗИКИ


Кол-во часов

(2+2)

Основы электродинамики (продолжение)


17 (10+7)

Магнитное поле


9(6+3)

Электромагнитная индукция


8 (4+4)

Колебания и волны


35(10+25)

Механические колебания


5(1+4)

Электромагнитные колебания


10 (3+7)

Производство, передача и использование электрической энергии


6 (2+4)

Механические волны


4 (2+4)

Электромагнитные волны


10 (3+7)

Оптика


30(13+17)

Световые волны


20 (7+13)

Элементы теории относительности


5 (3+2)

Излучение и спектры


5(3+2)

Квантовая физика


31 (13+18)

Световые кванты


9 (3+6)

Атомная физика


5 (3+2)

Физика атомного ядра


13(6+7)

Элементарные частицы


4 (1+3)

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества


2 (1+1)

Строение Вселенной


10

Резерв (итоговое повторение)


11

Всего часов


136





















Требования к уровню подготовки учащихся


Результаты обучения

1. Общие учебные умения

1.1. Умения, связанные с познавательной деятельностью:

- использовать для познания окружающего мира различные естественно-научные методы: наблюдения, измерения, эксперимент, моделирование;

- различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- определять последовательность решения теоретических и экспериментальных задач;

- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и для экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.


1.2 Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью:

- владеть монологической и диалогической речью;

- понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.


1.3 Умения, связанные с рефлексивной деятельностью:

- владеть навыками контроля и оценки своей деятельности;

- предвидеть возможные результаты своих действий;

- организовывать учебную деятельность: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


2. Специальные предметные умения.

2.1 Умения, связанные с освоением содержательной линии

«Физика и методы научного познания»:

- понимать научные методы познания окружающего мира;

- отличать от других методов познания;

- знать роль эксперимента и теории в процессе познания природы.


2.2 Умения, связанные с освоением предмета

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.


2.4 Умения, связанные с освоением содержательной линии «Электродинамика»

Знать/понимать

  • смысл понятий: резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна;

  • смысл физических величин: электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля;

  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспе-риментов: взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн;

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

  • приводить примеры практического применения физических знаний: электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций;


Умения, связанные с освоением содержательной линии «Квантовая физика»:

Знать/понимать

  • смысл понятий: атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение;

  • смысл физических величин: показатель преломления, оптическая сила линзы;

  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспе-риментов: дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

  • описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

  • измерять: показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

  • приводить примеры практического применения физических знаний: квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;



Умения, связанные с освоением содержательной линии «Строение Вселенной» Знать/понимать

  • смысл понятий: планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;




































Учебно-тематический план

№ урока/

Дата

Наименование

разделов и тем

Всего часов

В том числе, часов

Теория

Практика

Контроль

Магнитное поле

9

(6+3)

8

1



1.

1.Инструкция для учащихся по технике безопасности.

Взаимодействие токов. Магнитное поле






2.

2. Магнитная индукция. Вихревое поле. Сила Ампера.






3.

3. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Решение задач.

Демонстрации

1.Электроизмерительные приборы.






4.

4. ТБ Инструкция №3 Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».



ЛР 1



5.

5. Сила Лоренца.






6.

6. Решение задач.






7.

7. Магнитные свойства вещества.






8.

8. Решение задач.






9.

9. Решение задач. Самостоятельная работа№1




СР № 1

Электромагнитная индукция

8

(4+4)

6

1

1


10

1. Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток.






11

2. Направление индукционного тока. Правило Ленца.






12

3. Закон электромагнитной индукции.

Демонстрации

2.Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.






13

4. ТБ Инструкция №3 Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции».



ЛР 2



14

5. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.






15

6. Самоиндукция. Индуктивность.






16

7. Энергия магнитного поля.

Самостоятельная работа№2




СР № 2


17

8. Электромагнитное поле. Обобщение материала по теме: "Электромагнитная индукция" КР №1 по теме «Электромагнитная индукция»




КР №1

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

Механические колебания

35

5

(1+4)


4


1



18

1. Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний.






19

2. Динамика колебательного движения.






20


3. Гармонические колебания.

ТБ Инструкция №1 Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».



ЛР 3



21

4. Энергия колебательного движения






22

5. Вынужденные колебания. Резонанс. Самостоятельная работа№3




СР № 3

Электромагнитные колебания


10

(3+7)

10




23

1. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

Демонстрации

3.Свободные электромагнитные колебания.






24

2. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.






25

3. Уравнения, описывающие процессы в колебательном контуре.






26

4. Период свободных электрических колебаний (формула Томсона).






27

5. Решение задач.






28

6. Переменный электрический ток.

Демонстрации

4.Осциллограмма переменного тока.






29

7. Решение задач. Самостоятельная работа№4




СР № 4


30

8. Активное, емкостное, и индуктивное сопротивление в цепи переменного тока.






31

9. Электрический резонанс.






32

10. Генератор на транзисторе. Автоколебания. Решение задач.





Производство, передача и использование электрической энергии

6

(2+4)

6




33

1. Генерирование электрической энергии.

Демонстрации

5.Генератор переменного тока.






34

2. Трансформаторы.






35

3. Производство, передача и использование электрической энергии.






36

4. Решение задач.






37

5. Обобщающий урок. Описание и особенности различных видов колебаний. Самостоятельная работа№5




СР № 5


38

6. КР №2 по теме «Колебания и волны»




КР №2

Механические волны


4

(1+3)

4




39

1. Механические волны. Распространение механических волн.






40

2. Длина волны. Скорость волны.






41

3. Уравнение бегущей волны. Волны в среде. Самостоятельная работа№6




СР № 6


42

4. Звуковые волны. Звук.







Электромагнитные волны


10

(3+7)

9


1


43

1. Волновые явления. Электромагнитные волны.






44

2. Экспериментальное обнаружение и свойства электромагнитных волн.






45

3. Плотность потока электромагнитного излучения.






46

4. Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи.

Демонстрации

6.Излучение и прием электромагнитных волн.






47

5. Модуляция и детектирование. Простейший детекторный радиоприемник.






48

6. Решение задач.






49

7. Распространение радиоволн. Радиолокация.

Демонстрации

7.Отражение и преломление электромагнитных волн.






50

8. Решение задач. Самостоятельная работа№7




СР № 7


51

9. Телевидение. Развитие средств связи.






52

10. Обобщающий урок "основные характеристики, свойства и использование электромагнитных волн". КР №3




КР №3

ОПТИКА

Световые волны

30

20

(7+13)


15


4


1


53

1. Развитие взглядов на природу света. Скорость света.

Демонстрации

13.Прямолинейное распространение, света.






54

2. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

Демонстрации

13. Отражение света.






55

3. Закон преломления света.

Демонстрации

13.Преломление света.






56

4. ТБ Инструкция №4 Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла».



ЛР 4



57

5. Полное отражение.






58

6. Решение задач.






59

7. Линза.






60

8. Построение изображений, даваемых линзами.






61

9. Фотоаппарат. Проекционный аппарат.

Демонстрации

14.Оптические приборы








62

10. Глаз. Очки. Зрительные трубы. Телескоп.

Демонстрации

14.Оптические приборы






63

11. Формула линзы. ТБ Инструкция №4 Лабораторная работа №5 «Экспериментальное определение фокусного расстояния и оптической силы линзы»;



ЛР 5



64

12. Обобщающий урок. Самостоятельная работа№8




СР № 8


65

13. Дисперсия света.

Демонстрации

10.Получение спектра с помощью призмы.






66

14. Интерференция механических и световых волн.






67

15. Некоторые применения интерференции.

Демонстрации

8.Интерференция света.






68

16. Дифракция механических и световых волн.






69

17. Дифракционная решетка. Самостоятельная работа№9

Демонстрации

9.Дифракция света.

11.Получение спектра с помощью дифракционной решетки.




СР № 9


70

18. ТБ Инструкция №4Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны».



ЛР 6



71

19. Поляризация света.

Демонстрации

12.Поляризация света.

ТБ Инструкция №4 Лабораторная работа №7 «Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света»



ЛР 7



72

20. КР №4 по теме «Оптика»




КР №4

Элементы теории относительности


5

(3+2)

5




73

1. Законы электродинамики и принцип относительности.






74

2. Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей.






75

3. Зависимость массы тела от скорости его движения. Релятивистская динамика.






76

4. Связь между массой и энергией.






77

5. Решение задач. Самостоятельная работа№10




СР № 10

Излучение и спектры

5

(3+2)

4

1



78

1. Виды излучений. Источники света.







79

2. Спектры и спектральный анализ.







80

3. ТБ Инструкция №4 Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».



ЛР 8



81

4. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи.






82

5. Шкала электромагнитных излучений. Обобщающее учебное занятие





КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

Световые кванты

31

9

(3+6)


9




83

1. Зарождение квантовой теории. Фотоэффект.

Демонстрации

1.Фотоэффект.






84

2. Теория фотоэффекта. ИКТ – модель






85

3. Решение задач. Самостоятельная работа№11




СР № 11


86

4. Фотоны.






87

5. Применение фотоэффекта.






88

6. Давление света.






89

7. Химическое действие света.






90

8. Решение задач.






91

9. Самостоятельная работа№12.




СР № 12

Атомная физика


5

(3+2)

5




92

1. Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома.






93

2. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.






94

3. Испускание и поглощение света атомами. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Демонстрации

2.Линейчатые спектры излучения.






95

4. Вынужденное излучение света. Лазеры.

Демонстрации

3.Лазер ИКТ






96

5. Обобщающий урок "Создание квантовой теории". Самостоятельная работа№13




СР № 13

Физика атомного ядра


13

(7+5)

12

1



97

1.Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений.

Демонстрации

4.Счетчик ионизирующих частиц.

ТБ Инструкция №4 Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц»;



ЛР 9



98

2. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-, гамма-излучения.






99

3. Радиоактивные превращения.






100

4. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы.






101

5. Открытие нейтрона. Состав ядра атома.






102

6. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Ядерные спектры.






103

7. Ядерные реакции.






104

8. Энергетический выход ядерных реакций.






105

9. Решение задач. Самостоятельная работа№14




СР № 14


106

10. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.






107

11. Ядерный реактор.






108

12. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.






109

13. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений





Элементарные частицы

4

(7-3)

3


1


110

1. Этапы развития физики элементарных частиц.






111

2. Открытие позитрона. Античастицы.






112

3. Обобщающий урок "Развитие представлений о строении и свойствах вещества".






113

4. КР №5 по теме " Квантовая физика".




КР №5

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества

2

(1+1)





114

1. Современная физическая картина мира.






115

2. Значение физики для объяснения мира





Строение Вселенной


10

10




116

1. Небесная сфера и координаты на ней.






117

2. Движение Солнца среди звезд.






118

3. Звездное небо.






119

4. Законы Кеплера. Проверочная работа 1




ПР1


120

5. Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел.






121

6. Строение Солнечной системы

Система «Земля – Луна»

Астероиды и метеориты.

Проверочная работа 2






ПР2


122

7. Физическая природа звезд.






123


8. Наша Галактика.Другие Галактики.

Метагалактика.






124

9. Происхождение и эволюция планет, звезд и галактик.

Проверочная работа 3






ПР3


135

10. Жизнь и разум во Вселенной.





Итоговое повторение

11


11



1. Кинематика





2. Динамика





3. Законы сохранения





4. Тест по теме «Механика»





5. Механические колебания и волны.





6. Электрические колебания и волны.





7. Тест по теме «Колебания и волны»





8. Геометрическая и волновая оптика.





9. Тест по теме «Оптика»





10. Итоговый тест




Итоговый

11. Итоговый тест




контроль

ИТОГО

136

121

9

5+1








































Содержание учебного курса

Электродинамика

Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества.

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных излучений. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи.

Демонстрации

1.Электроизмерительные приборы.

2.Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

3.Свободные электромагнитные колебания.

4.Осциллограмма переменного тока.

5.Генератор переменного тока.

6.Излучение и прием электромагнитных волн.

7.Отражение и преломление электромагнитных волн.

8.Интерференция света.

9.Дифракция света.

10.Получение спектра с помощью призмы.

11.Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

12.Поляризация света.

13.Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

14.Оптические приборы

Предусмотрены лабораторные работы (согласование авторской программы и ФГОС)

  • 1.Измерение ускорения свободного падения.

  • 2.Измерение магнитной индукции. Замена - «Изучение явления э/м индукции»;

  • 3.«Наблюдение действия м/п на ток»;

  • 4.Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Замена-«Измерение длины световой волны»

  • 5.«Экспер. определение фокусного расстояния и оптической силы линзы»;

  • 6.Измерение показателя преломления стекла

  • 7.Наблюдение линейчатых спектров. Замена -«Наблюдение спл. и лин. спектров»

  • 8.«Набл.интерференции, дифракции и поляризации света»


КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

Гипотеза М.Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г.Столетова. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н.Лебедева и С.И.Вавилова.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире.

Демонстрации

1.Фотоэффект.

2.Линейчатые спектры излучения.

3.Лазер.

4.Счетчик ионизирующих частиц.

Предусмотрены лабораторные работы (согласование авторской программы и ФГОС)

  • 9.«Изучение треков заряженных частиц»;


Строение Вселенной

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. «Красное смещение» в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.


Наблюдение и описание движения небесных тел

Компьютерное моделирование движения небесных тел



























Литература.

Основная литература:


  1. Мякишев Г.Я. Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2007.

  2. Мякишев Г.Я., Буховцев Н.Н., Сотский Н.Н. Физика -11. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2007. – 366 с.

Дополнительная литература:

  1. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2003. – 288 с.

  2. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.

  3. Единый государственный экзамен: Физика: Тестовые задания для подг. к Единому гос. Экзамену: 10-11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев. – М.: Просвещение, 2004. – 254 с.

4 . Л.М. Монастырский, А.С. Богатин Физика ЕГЭ-2009/ Тематические тесты./

- Ростов-на-Дону: «Легион», 2008. – 304с.

5. Л.М. Монастырский, А.С. Богатин Физика ЕГЭ-2009/ Вступительные испытания./

- Ростов-на-Дону: «Легион», 2008. – 272с.

6. Марон А.Е., Марон Е.А. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике 10 - 11. Кн. для учителя. – М : Просвещение, 2007.

7. Зорин Н.И. Рабочая тетрадь 10 -11 класс. Тестовые задания к основным учебникам. М.: Эксмо, 2008.

8. Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 10 -11 классы. М: ВАКО, 2006.

9. Шилов В.Ф. Физика 10-11 классы. Поурочное планирование/ Книга для учителя. М: Просвещение, 2007.

10. Программы общеобразовательных школ (М.: Просвещение 2007)

Авторы: В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др.

Оборудование и приборы:

Специальное оборудование кабинета физики

Тип оборудования

Количество

Имеется в наличии

Необходимо

Экспозиционный экран (минимальные размеры 1,25х1,25мм)

1

1

Персональный компьютер

1

1

Графопроектор

1

1

Мультимедиапроектор

1

1

Щит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36 42 В

1

1

Столы лабораторные электрифицированные (36 42 В)

12

12

Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А)

2

15

Батарейный источник питания

9

 

Наборы по оптике

1

1

Катушка – моток

8

10

Ключи замыкания тока

15

15

Компасы

13

15

Комплекты проводов соединительных

15

15

Набор прямых и дугообразных магнитов

10

10

Миллиамперметры

2

3

Электроосветители с колпачками

15

15

Электромагниты разборные с деталями

2

10

Действующая модель двигателя-генератора

1

1

Экраны со щелью

15

15

Плоское зеркало

15

15

Комплект линз

15

15

Прибор для измерения длины световой волны с набором дифракционных решеток

3

3

Прибор для зажигания спектральных трубок с набором трубок

1

1

Спектроскоп лабораторный

1

3

Комплект фотографий треков заряженных частиц

5

10

Генератор низкой частоты

1

1

Трансформатор разборный

1

1

Прибор для измерения индукции магнитного поля Земли

1

1

Измерители переменного и постоянного магнитного поля

1

1

Спектроскоп двухтрубный

1

1

Комплект для изучения внешнего фотоэффекта и измерения постоянной Планка (Н)

1

1

Генератор звуковой частоты

1

1

Осциллограф

3

3

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам (12)

12

 

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

1

1

Портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов

1

1

Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком

2

2

Машина волновая

1

1

Трансформатор универсальный

1

1

Набор для исследования свойств электромагнитных волн

1

1

Набор для демонстрации спектров электрических полей

1

1

Катушка для демонстрации магнитного поля тока (2 шт.)

2

2

Набор для демонстрации спектров магнитных полей

1

1

Стрелки магнитные на штативах (2 шт.)

0

2

Машина электрическая обратимая

1

1

Набор по передаче электрической энергии

1

1

Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле

1

1

Прибор для изучения правила Ленца

1

1

Набор для демонстрации принципов радиосвязи

1

1

Прибор по геометрической оптике

2

1

Набор линз и зеркал

1

1

Фонарь оптический со скамьей

1

1

Набор по дифракции, интерференции и поляризации света

1

1

Набор светофильтров

1

1

Набор спектральных трубок с источником питания

1

1



Рабочая программа по физике 11 класс
  • Физика
Описание:

Рабочая программа учебного курса физики для 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике и программы курса физики для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений автора Г.Я. Мякишева («Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни), авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова – М.: «Прсвещение», 2007.)

Программа рассчитана на 4 часа в неделю (2 часа – федеральный компонент + 2 часа на дополнение федерального компонента), итого: 136 часов, в том числе на контрольные – 5 часов; 11 часов на повторение из них 2 часа на итоговую контрольную работу в формате ЕГЭ,  на лабораторные работы –  9 часов.

В 11 классе добавлено   из школьного компонента  68 часов (2 часа в неделю), с целью обеспечить дополнительную поддержку учащихся для сдачи ЕГЭ, т.к. пять (из 11 учащихся) обучающихся в 11 классе выбрали экзамен по данному предмету. КИМы экзаменационной работы разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих умений:

1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики:

1.1. Понимание смысла физических понятий.

1.2. Понимание смысла физических моделей.

1.3. Понимание смысла физических явлений.

1.4. Понимание смысла физических величин.

1.5. Понимание смысла физических законов, принципов, постулатов.

2. Владение основами знаний о методах научного познания.

3. Решение задач различного типа и уровня сложности.

Анализ  результатов ЕГЭ 2003, 2005, 2009 годов и поэлементный анализ ГИА за курс основной школы (Приложения 1,2,3,4) показал, что «западают» задания повышенного и высокого уровня сложности по темам:  электродинамика, колебания и волны, волновая оптика и квантовая физика. Эти темы усилены, а механика углубляется при итоговом повторении.  Это потому,  что кодификатор составлен на базе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта среднего (общего) полного образования по физике, профильный уровень (Приказ Минобразования России №1089 от 05.03.2004 г.). Поэтому возникла необходимость включить в изучаемый материал  темы согласно стандарту среднего (полного) общего образования по физике  профильного уровня. За основу построения рабочей программы процесса обучения взята «Программа по физике для 10-11 классовобщеобразовательных учреждений (профильный уровни), авторы программы В.С.Данюшенков, О.В. Коршунова – М.: «Просвещение», 2007. Особое внимание на занятиях уделяется тестовым заданиям и решению задач повышенного и высокого уровня.

Преподавание ведётся по учебнику Физика -11 под редакцией Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н.Сотского.

Темы уроков за счёт школьного компонента, введённые для усиления темы, выделены курсивом.

Система уроков ориентирована не только на передачу новых знаний, но и на формирование умений работать с тестовыми формами контроля, к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию дополнительного материала, поэтому примерно 30% школьного компонента отведено на решение задач.

Цель программы обучения:

Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности. Создание условий для долгосрочного усвоения  знаний и подготовки к итоговой аттестации.

Задачи программы обучения

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного  минимума  содержания  физического образования. 

В курс физики 11 класса входят следующие разделы:

  1. Электромагнитная индукция.
  2. Электромагнитные колебания.
  3. Электромагнитные волны.
  4. Элементы теории относительности.
  5. Световые кванты.
  6. Атом и атомное ядро.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 11 класса входят: учение об электромагнитном поле, явление электромагнитной индукции, квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение

В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Э.Х.Ленца, Д.Максвелла, А.С.Попова, А.Эйнштейна, А.Г.Столетова, М.Планка, Э.Резерфорда, Н.Бора, И.В.Курчатова.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

·         Классноурочная система

·         Лабораторные и практические занятия.

·         Применение мультимедийного материала.

·         Решение экспериментальных задач.

Предусмотрены лабораторные работы (согласование авторской программы  и ФГОС)

  • 1.Измерение ускорения свободного падения.
  • 2.Измерение магнитной индукции.  Замена -«Изучение явления э/м индукции»;
  • 3.«Наблюдение действия м/п на ток»;
  • 4.Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Замена-«Измерение длины световой волны»
  • 5.«Экспер. определение фокусного расстояния и оптической силы линзы»;
  • 6.Измерение показателя преломления стекла
  • 7.Наблюдение линейчатых спектров.Замена -«Наблюдение спл. и лин. спектров»
  • 8.«Набл.интерференции, дифракции и поляризации света»
  • 9.«Изучение треков зар. частиц»;

 

 

 

 

Автор Макаренко Любовь Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1307
Номер материала 22254
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓