Главная / Физика / рабочая программа по физике 10 класс

рабочая программа по физике 10 класс



«Согласовано»

Руководитель МО

____________/О.А. Васина/

Протокол № ___

От «__»_______2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с. Красноармейское Калининского района Саратовской области »

_____________/Е.В Никитина/

«__»____________2014 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ с. Красноармейское Калининского района Саратовской области»

_____________/М.А. Кравцова/

Приказ № ___

от «__»____2014 г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Красноармейское Калининского района Саратовской области»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Васина Николая Викторовича

учителя физики высшей категории

МБОУ «СОШ с. Красноармейское Калининского района Саратовской области»

ПО ФИЗИКЕ

(базовый уровень)
10 класс







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2014г.





2014 - 2015 учебный год




  1. Пояснительная записка

  1. Статус документа

Рабочая программа по физике для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) образования по физике (базовый уровень) и авторской программы Г.Я. Мякишева (базовый уровень), а также на основе образовательной программы МБОУ «СОШ с Красноармейское Калининского района Саратовской области». Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта

  1. Структура документа

Рабочая программа по физике включает пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план и содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки выпускников, учебно-методическое обеспечение и приложение (календарно-тематическое планирование).

  1. Общая характеристика изучения физики в 10 классе:

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

В курс физики 10 класса входят следующие разделы:

  1. Механика

  2. Элементы статики

  3. Молекулярная физика Термодинамика

  4. Электродинамика

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

  1. Цели изучения физики в 10 классе:

усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытий в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познавания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации современных информационных технологий;

воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

  1. Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план (2004г) для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения физики в 10 классе 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

  1. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

    1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


    Учебно-тематический план

    Содержание тем учебного курса


    Разделы

    Количество часов

    Основные изучаемые вопросы

    Требования к знаниям и умениям

    вид контроля


    Кинематика

    9 ч

    к/р - 1


    Естественнонаучный метод познания окружающего мира. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве. Механическое движение, виды движения, его характеристики. Способы описания движения. Перемещение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Ускорение.

    Скорость при движении с постоянным ускорением. Свободное падение тел.

    Равномерное движение точки по окружности.


    Понимать смысл естественнонаучного метода познания окружающего мира.

    Знать методы описания положения точки в пространстве.

    Знать понятие: скорость, равномерное прямолинейное движение, мгновенной скорости, закон сложения скоростей, ускорение, координата, скорость при движении с постоянным ускорением, свободное падение тел, равномерное движение точки по окружности, физические величины, характеризующее движение точки по окружности. Иметь представление о траекториях закономерностях движения тел при свободном падении.

    Уметь анализировать графики равномерного прямолинейного движения, применять понятия и формулы равномерного и равноускоренного движение тела при решении задач, решать задачи на применение понятий и формул кинематики.

    Экспериментальные задачи

    Фронтальный опрос, устные ответы, тесты, физич. диктанты, см/р.

    Работа с таблицами, справочникам анализ графиков, решение задач, к/р.


    Динамика. Законы сохранения в механике.







    17 ч



    л/р – 2

    к/р - 1

    Инерциальная система отсчёта. I закон Ньютона. Сила. II закон Ньютона. III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Закон всемирного тяготения.

    Сила тяжести и вес тела. Невесомость. Деформации и сила упругости. Закон Гука.

    Сила трения.

    Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Мощность. Энергия.

    Закон сохранения энергии в механике.


    Знать: I закон Ньютона, границы применимости закона, инерциальная система отсчёта, II закон Ньютона, границы применимости закона, физическую величину силу, III закон Ньютона, границы применимости закона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, границы применимости закона, сила тяжести и вес тела, невесомость, деформации и сила упругости, закон Гука, границы применимости закона, роль сил трения, Силы трения между соприкасающимися поверхностями твёрдых тел, силы сопротивления при движении твёрдых тел в жидкостях и газах, импульс, импульс тела и силы, закон сохранения импульса, границы применимости закона, работа силы, мощность. энергия, кинетическая и потенциальная энергии тел, закон сохранения энергии в механике, границы применимости закона

    Уметь: применять законы Ньютона при решении задач, работать с приборами, измерять и обрабатывать полученные данные, формулировать вывод, применять законы и формулы при решении задач.

    Фронтальный опрос, устные ответы, тесты, см/р.

    решение задач, л/р, к/р,


    Элементы статики

    1 ч

    Равновесие тел. Условия равновесия тел.

    Знать понятия: равновесие тел, условия равновесия тел.

    Фронтальный опрос, устные ответы


    Молекулярная физика

    10 ч

    л/р – 1

    к/р - 1

    Основные положения МКТ. Броуновское движение. Молекулы. Строение вещества. Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. Температура. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Насыщенный пар. Кипение. Критическая температура кипения. Влажность воздуха. Строение и свойства кристаллических и аморфных тел.





    Знать: атомическую гипотезу строения вещества и её экспериментальные доказательства, понятия массы и размера молекул, количество вещества, взаимодействия молекул, строение газообразных, жидких и твердых, идеальный газ, как пример физической модели, основное уравнение МКТ, температура, тепловое равновесие, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия молекул, уравнение Менделеева-Клайперона, газовые законы, границы применимости законов, насыщенный пар, кипение, критическая температура кипения, влажность воздуха, кристаллические и аморфные тела и их свойства

    Уметь: работать с приборами, измерять и обрабатывать полученные данные, формулировать вывод, применять уравнение Менделеева-Клайперона, решать задачи на применение понятий и законов молекулярной физики.

    Фронтальный опрос, устные ответы, тесты, Работа с таблицами, справочникам анализ графиков, решение задач, л/р, к/р,









    Термодинамика

    6 ч

    к/р - 1

    Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. I закон термодинамики. Адиабатный процесс. II закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.


    Знать понятия: внутренняя энергия, работа в термодинамике, I закон термодинамики, границы применимости закона, адиабатный процесс, II закон термодинамики, необратимость процессов в природе, принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

    Уметь: геометрически истолковывать работу газа в термодинамике, применять понятия, формулы, законы термодинамики при решении задач.

    Фронтальный опрос, устные ответы, тесты, Работа с решение задач, тесты, к/р,

    Электростатика

    8 ч

    Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Электроемкость. Конденсатор.


    Знать понятия: электрический заряд, электризация тел, закон сохранения электрического заряда, границы применимости закона, закон Кулона, границы применимости закона, электрическое пол,. напряженность электрического поля, проводников и диэлектриков в электростатическом поле, потенциал электростатического поля, разность потенциалов, устройство конденсатора и его роль в технике.

    Уметь применять основные понятия и законы электростатики.

    Фронтальный опрос, устные ответы, тесты, Работа с таблицами, справочникам, решение задач.


    Законы постоянного электрического тока

    8 ч

    л/р – 2

    к/р - 1


    Электрический ток. Условия, необходимые для существования электрического тока.

    Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.


    Знать понятия: работа и мощность постоянного тока, закон Ома для участка цепи и границы применимости закона, сопротивление, электродвижущая сила

    Уметь работать с приборами, измерять и обрабатывать полученные данные, формулировать вывод, применять законы электродинамики при решении задач.

    Фронтальный опрос, устные ответы, тесты, Работа с решение задач, тесты, к/р,, л/р

    Электрический ток в различных средах

    6 ч

    Электрическая проводимость металлов. Зависимость сопротивления от температуры. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Плазма.


    Знать понятия: электрическая проводимость металлов, зависимость сопротивления от температуры, электрическую проводимость полупроводников, принцип действия и применение полупроводниковых приборов, закономерности протекания электрического тока закономерности протекания электрического тока в жидкостях.

    Знать закономерности протекания электрического тока в газах, применение электролиза.

    Уметь работать с дополнительной литературой, обобщать и делать выводы. Вести дискуссию.

    Фронтальный опрос, устные ответы, тесты, Работа с таблицами, справочникам, решение задач.

    Повторение

    5 ч




    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА.


 В результате изучения физики 10 класса ученик должен

Знать, понимать:

  1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, атом, электрон;

  2. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; электрическое поле; электрический ток.

  3. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электродинамики; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.


Уметь:

  1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: механического движения; движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электрического поля; постоянного электрического тока;

  2. отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  3. приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  4. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  2. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  3. рационального природопользования и защиты окружающей среды.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский. Н.Н. Физика. 10класс – М.: Просвещение, 2009.

  2. Тулькибаева Н.Н., Пушкарев А.Э. ЕГЭ. Физика. Тестовые задания. 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2013.

  3. Рымкевич А.П., Сборник задач по физике. 10класс. – М.: Дрофа, 2009.

Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. 10класс. – М.: Просвещение 2009.

  1. Буров В.А, Дик Ю.И., Зворыкин Б. С. И др. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11классах образовательных учреждений: книга для учителя / Под ред. В.А.Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение 1996.

  2. Москалев А.Н. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика. – М.: Дрофа, 2008.

  3. Шилов В.Ф. Тетрадь для лабораторных работ по физике: 10-11класс. – М.: Дрофа, 2005.

Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2005.

  1. Мультимедийные программы

  2. Журнал «Физика в школе»

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно – тематическое планирование

уроков физики

Класс 10

Учитель: Васин Н.В.

Количество часов:

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 5, лабораторных работ 5,

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) образования по физике (базовый уровень) и авторской программы Г.Я. Мякишева (базовый уровень)

Учебник: Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский. Н.Н. Физика. 10класс – М.: Просвещение, 2009

 

урока

Содержание

Дата

пров.

Факт

дата

ИКТ

Примечания

Повторение за курс основной школы

4.09




Решение задач за курс основной школы

6.09




Естественнонаучный метод познания окружающего мира. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве.

11.09




Способы описания движения. Перемещение

13.09


ПК


Скорость равномерного прямолинейного движения.

18.09


ПК

 

Мгновенная скорость. Сложение скоростей

20.09




Ускорение

Скорость при движении с постоянным ускорением.

25.09

 

ПК

 

Решение задач на определение кинематических величин.

27.09

 


 

Свободное падение тел.

2.10

 


 

Равномерное движение точки по окружности.

4.10




Контрольная работа №1 «Основы кинематики».

9.10

 


 

Инерциальная система отсчёта.

I закон Ньютона.

11.10


ПК

 

Сила. II закон Ньютона.

16.10




III закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

18.10




Решение задач на применение законов Ньютона.

23.10



 

Закон всемирного тяготения.

25.10


ПК


Сила тяжести и вес тела. Невесомость.

30.10

 

ПК

 

Деформации и сила упругости. Закон Гука.

1.11



 

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости».

13.11


ПК

 

Сила трения

15.11



 

Решение задач на движение тел, под действием нескольких сил.

20.11



 

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

22.11



 

Решение задач на закон сохранения импульса.

27.11



 

Работа силы. Мощность. Энергия.

29.11



 Работа над проектом

Закон сохранения энергии в механике.

4.12

 

ПК

 Работа над проектом

Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения энергии».

6.12



Защита проекта

Решение задач на закон сохранения энергии.

11.12

 


 

Контрольная работа №2 «Основы динамики. Законы сохранения в механике».

13.12



 

Равновесие тел. Условия равновесия тел.

18.12


ПК

 

Основные положения МКТ.

Броуновское движение.

20.12



 

Молекулы. Строение вещества.

25.12


ПК

 

Идеальный газ в МКТ.

Основное уравнение МКТ

27.12




Температура. Тепловое равновесие.

Абсолютная температура.

10.01

 



Уравнение состояния идеального газа.

Газовые законы

15.01



 

Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака».

17.01



 

Решение задач на газовые законы.

22.01



 

Насыщенный пар

Кипение. Критическая температура кипения. Влажность воздуха.

24.01


ПК


Строение и свойства кристаллических и аморфных тел

29.01



 

Контрольная работа №3 «Молекулярная физика».

31.01

 


 

Внутренняя энергия.

Работа в термодинамике.

5.02

 


 

I закон термодинамики. Адиабатный процесс

7.02




II закон термодинамики.

12.02


ПК


Решение задач на определение термодинамических величин.

14.02




Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей.

19.02


ПК

 

Контрольная работа №4 «Термодинамика».

21.02



 

Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда

26.02



 

Закон Кулона.

28.02



 

Электрическое поле. Напряженность электрического поля.

5.03

 


 

Решение задач на применение закона Кулона.

7.03

 



Проводники и

диэлектрики в электростатическом поле.

12.03


ПК

 

Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов.

14.03

 


 

Электроемкость. Конденсатор.

19.03


 

ПК

 

Решение задач на понятия и законы электростатики.

21.03



 

Электрический ток. Условия, необходимые для существования электрического тока.

2. 04



 

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

4. 04



 

Лабораторная работа №4 «Изучение параллельного и последовательного соединения проводников».

9. 04

 

ПК

 

Работа и мощность постоянного тока.

11.04


 



Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

16.04


 



Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления проводника».

18.04




 

Решение задач на законы Ома.

23.04




  Проектная деятельность

Контрольная работа №5 «Электродинамика».

25.04


 


 Проектная деятельность

Электрическая проводимость металлов.

Зависимость сопротивления от температуры.

30.04


 

ПК

 Проектная деятельность

Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы.

7.05



ПК

Проектная деятельность

Электрический ток в вакууме.

7.05


 


 Проектная деятельность

Электрический ток в жидкостях.

14.05


 

ПК

 Проектная деятельность

Электрический ток в газах. Плазма.

16.05


 


 Проектная деятельность

Обобщение и повторение темы «Электродинамика»

21.05



 

ПК

 Проектная деятельность

Повторение «Механика»

23.05

 

ПК

 

Повторение «Молекулярная физика

28.05


ПК


Повторение «Электродинамика»

30.05


ПК


 


























рабочая программа по физике 10 класс
  • Физика
Описание:

Рабочая программа по физике для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта,  примерной программы среднего (полного) образования по физике (базовый уровень) и авторской программы  Г.Я. Мякишева (базовый уровень), а также на основе образовательной программы МБОУ «СОШ с Красноармейское Калининского района Саратовской области».  Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.

Автор Васин Николай Викторович
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 307
Номер материала 26956
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы