СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.
|
Пояснительная
записка…………………………………………………………….
|
|
2.
|
Учебно-тематический
план………………………………………………………..
|
|
3.
|
Критерии
оценки…………………………………………………………………...
|
|
4.
|
Планируемые результаты обучения учащихся…………….……………………..
|
|
5.
|
Календарно-тематическое планирование
………………………………………..
|
|
6.
|
Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение рабочей
программы……………………………………………………….………………….
|
|
7.
|
Лист корректировки рабочей программы...............................................................
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре
для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по
Алтайскому краю, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №
1089.
2.
Закона
Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию
образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного
учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
3.
Типового
положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от
19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
4.
Приказа
О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый
Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
5.
Санитарные
правила и нормы. (СанПиН 2.42. – 2821 10).
6.
Учебного
плана МБОУ «СОШ № 15» на 2014-2015 учебный год
7.
Примерной
программы начального общего образования по физической культуре
для учащихся
1-11 классов (под
общей ред. А.П.Матвеева,2012).
Обоснование выбора УМК для
реализации рабочей учебной программы:
-
для обучающихся (слушателей) образовательная программа
обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах,
права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых
услуг;
-
для педагогических работников МБОУ «СОШ № 15» программа определяет
приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и
координации деятельности по реализации общего образования;
-
для администрации МБОУ «СОШ № 15» программа является основанием
для определения качества реализации общего начального образования.
-
Тип
программы: программа начального общего образования.
-
Сроки освоения программы: 1 год.
-
Объем учебного времени: 102 часа.
-
Форма
обучения: очная.
-
Режим
занятий: 3часа в неделю.
Цели
курса:
- овладение двигательной деятельностью
с общеразвивающей направленностью;
- совершенствование физических качеств;
- развитие сознания, мышления,
творческих способностей и самостоятельности.
Задачи:
- совершенствование жизненно важных
навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании;
- обучение физическим упражнениям из
таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а
также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в
школьную программу;
- развитие основных физических качеств:
силы, выносливости, быстроты, координации движений, гибкости;
- формирование общих представлений о
физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья,
физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным
занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками
и подвижными играми;
- обучение простейшим способам контроля
за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и
физической подготовленности
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№ п\п
|
Название
раздела
|
Количество часов
|
1
|
Легкая атлетика
|
24
|
2
|
Подвижные игры
|
12
|
3
|
Гимнастика с основами
акробатики
|
22
|
4
|
Лыжная подготовка
|
22
|
5
|
Спортивные игры
|
22
|
|
Итого:
|
102
|
СОДЕРЖАНИЕ
Физическая
культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой
деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие,
соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая
нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание
организма (обливание, душ).
Способы
физкультурной деятельности
Освоение комплексов
общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств.
Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных
действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время
лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после
выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое
совершенствование
Гимнастика с
основами акробатики
Акробатические
упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из
положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические
упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3
м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки в длину и
высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Подвижные игры
На материале
раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на
марше», «Увертывайся от мяча».
На материале
раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит»,
«Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале
раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».
На материале
спортивных игр:
Футбол: удар ногой
с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5
м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2
м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой
предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные передвижения,
остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек
(«змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места;
подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием
мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя
прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ
При оценивании
успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического
развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся. Идет
ориентация на темпы продвижения ученика в развитии его двигательных
способностей, его стремлении к самосовершенствованию, к углублению знаний в
области физической культуры и ведению здорового образа жизни.
Классификация
ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками
считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким
ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма,
неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные
ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений,
но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже
предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся: старт не из
требуемого положения; отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в
длину, высоту; бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных
движений; несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки –
это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат
выполнения упражнения.
При оценивании
успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического
развития и двигательные возможности, последствия заболеваний обучающихся.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка
«5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие
мелких ошибок.
Оценка
«4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько
мелких.
Оценка
«3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но
ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка
«2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения
является наличие грубых ошибок.
В
1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в
равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях,
ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо
учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Для определения
уровня физической подготовленности используются тесты, проводимые 2 раза в год
(сентябрь, апрель-май). Оценивание учащихся предусмотрено по окончании изучения
раздела, так и по мере текущего усвоения умений и навыков. По итогам триместра
и по итогам года учащиеся оцениваются по системе «зачтено»/ «незачтено».
Формы и средства контроля
Контрольные задания по усвоению двигательных умений,
навыков и способностей
Двигательные
умения, навыки и способности:
В
циклических и ациклических локомоциях: правильно
выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью
бегать до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бегать в
равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений;
отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с
7—9 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков поло су из 3—5 препятствий;
прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7—9 шагов; прыгать с поворотами
на 180—360°; проплывать 25 м.
В
метаниях на дальность и на меткость: метать небольшие предметы и мячи массой до
150 г на дальность с места и с 1—3 шагов разбега из разных исходных положений
(стоя, с ко лена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой
1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди,
из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель (гимнастический
обруч), установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.
В гимнастических и акробатических
упражнениях: ходить, бе гать и прыгать при изменении длины, частоты и
ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой
для учащихся 3 классов; принимать основные положения и осуществлять движения
рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами,
палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0,5—1 кг с
соблюдением правильной осанки); лазать по гимнастической лестнице,
гимнастической стенке, канату и др. на рас стояние 4 м; слитно выполнять
кувырок вперед и назад; осуществлять опорный прыжок с мостика через козла или
коня -высотой 100 см; ходить по бревну высотой 50—100 см с выполнением стоя и в
приседе поворотов на 90 и 180°, приседаний и переходов в упор присев, стоя на
колене, седов; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой
для учащихся 3 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед
и назад; в положении наклона туловища вперед (ноги в коленях не сгибать)
касаться пальцами рук пола.
В подвижных играх: уметь
играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание,
передачи на рас стояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответствен
но подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплекс но воздействующих
на организм ребенка («Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-футбол,
мини-гандбол, мини-баскетбол).
Физическая подготовленность: показывать
результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей.
Способы физкультурно-оздоровительной
деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики,
закаливающие процедуры; применять рекомендованные для начальной школы подвижные
игры и другие физические упражнения с це лью укрепления здоровья и повышения
физической работоспособности.
Способы
спортивной деятельности: осуществлять
соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным
правилам).
Правила
поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать
порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во
время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным,
дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения
других заданий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Базовым результатом образования в области
физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того,
предмет «Физическая
культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у
обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в
метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «физическая культура». В результате освоения обязательного минимума содержания
учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся 4 класса должны:
иметь представление:
·
о физической культуре и ее
содержании у народов Древней Руси;
·
о разновидностях физических
упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
·
об особенностях игры в
футбол, баскетбол, волейбол.
уметь:
·
составлять и выполнять
комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты,
гибкости и координации;
·
выполнять комплексы
общеразвивающих и поводящих упражнений для освоения технических
действий игры в футбол, баскетбол, волейбол;
·
проводить закаливающие
процедуры (обливание под душем);
·
составлять правила
элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты в развитии силы,
быстроты, гибкости и координации в процессе соревнований;
·
вести наблюдения за
показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических
упражнений.
демонстрировать уровень физической подготовленности:
Контрольные упражнения
|
Уровень
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
Мальчики
|
Девочки
|
Подтягивание в висе лежа согнувшись (кол – во
раз)
|
14-16
|
8-13
|
5-7
|
13-15
|
8-12
|
5-7
|
Прыжок в длину с места (см)
|
143-150
|
128-142
|
119-127
|
136-146
|
118-135
|
108-117
|
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях.
|
Коснуть-ся лбом колен
|
Коснуть-ся ладо-нями пола
|
Коснуть-ся паль-цами пола
|
Коснуть-ся лбом колен
|
Коснуть-ся ладо-нями пола
|
Коснуться пальцами пола
|
Бег 30м с высокого старта
(сек)
|
6,0 – 5,8
|
6,7 – 6,1
|
7,0–6,8
|
6,2-6,0
|
6,7-6,3
|
7,0-6,8
|
Бег 1000м
|
Без учета времени
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Метапредметными
результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
-
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и
сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
-
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку
и отдых в процессе ее выполнения; анализировать
и объективно оценивать результаты собственного
труда, находить возможности и способы их улучшения;
-
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать
красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически
правильно выполнять двигательные действия из
базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными
результатами освоения учащимися
содержания программы по физической
культуре являются следующие
умения:
- планировать
занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
-
излагать факты истории развития физической культуры,
-
характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных
физических качеств; оказывать посильную помощь и
моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно
и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам
проведения;
- организовывать и
проводить занятия физической культурой с
разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной
дозировкой нагрузки;
-
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий
по развитию физических качеств;
-
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в
доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить
ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать
строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
-
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять акробатические
и гимнастические комбинации на высоком
техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
-
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной
деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Планируемые
результаты реализации раздела гимнастика с основами акробатики:
Урочная
деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение
результатов.
-
приобретение учениками знаний о нормах поведения в совместной познавательной
деятельности;
- развитие
самостоятельности при выполнении гимнастических упражнений;
- формирование установки
на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат.
Ученик научится:
- способам и особенностям
движений и передвижений человека; выполнять дыхательные упражнения при
выполнении физических упражнений;
- терминологии
разучиваемых упражнений их функционального смысла и направленности
воздействия на организм; способам простейшего контроля над деятельностью
систем дыхания и кровообращения при выполнении гимнастических упражнений;
- правилам выполнения
общих и индивидуальных основ личной гигиены, использования закаливающих
процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида; технике
выполнения акробатических упражнений;
- соблюдать технику
безопасности при выполнении заданий.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять и правильно
выполнять комплексы утренней гимнастики, физических упражнений, комплексы,
направленные на развитие координации, гибкости, силы, на формирование
правильной осанки;
- вести
дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью,
контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям
частоты сердечных сокращений;
-
организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие
процедуры по индивидуальным планам; уметь взаимодействовать с одноклассниками
и сверстниками в процессе занятий физической культуры.
Планируемые
результаты реализации раздела лёгкой атлетики:
Урочная
деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение
результатов.
-
приобретение учениками знаний о нормах поведения в совместной познавательной
деятельности;
- развитие самостоятельности
при выполнении легкоатлетических упражнений;
- формирование установки
на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат.
Ученик научится:
- способам и
особенностям движений и передвижений человека;
- выполнять дыхательные
упражнения при выполнении физических упражнений; терминологии разучиваемых
упражнений их функционального смысла и направленности воздействия на
организм;
- способам простейшего
контроля за деятельностью систем дыхания и кровообращения при выполнении
легкоатлетических упражнений;
- правилам выполнения
общих и индивидуальных основ личной гигиены, использования закаливающих
процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;
- технике выполнения
легкоатлетических упражнений; соблюдать технику безопасности при выполнении
легкоатлетических упражнений.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять и правильно
выполнять комплексы утренней гимнастики, физических упражнений, комплексы,
направленные на развитие координации, гибкости, силы, на формирование
правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам,
самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
-
организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие
процедуры по индивидуальным планам; уметь взаимодействовать с одноклассниками
и сверстниками в процессе занятий физической культуры.
Планируемые
результаты реализации раздела лыжная подготовка:
Урочная
деятельность, направленная на формирование УУД обеспечивает достижение
результатов.
-
приобретение учениками знаний о нормах поведения в совместной познавательной
деятельности при занятия лыжной подготовкой;
- развитие самостоятельности
при выполнении упражнений для занятий лыжами;
- формирование установки
на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат.
Ученик научится:
- способам и особенностям
движений и передвижений человека на лыжах;
- выполнять дыхательные
упражнения при выполнении передвижений на лыжах;
- терминологии
разучиваемых упражнений их функционального смысла и направленности
воздействия на организм;
- способам простейшего
контроля над деятельностью систем дыхания и кровообращения при выполнении
упражнений на занятиях по лыжной подготовке;
- правилам выполнения
общих и индивидуальных основ личной гигиены при занятиях на улице с
использованием закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного
внешнего вида;
- технике выполнения
передвижения на лыжах; соблюдать технику безопасности при занятиях лыжной
подготовкой.
Ученик получит возможность научиться:
- составлять и правильно
выполнять комплексы утренней гимнастики, физических упражнений, комплексы,
направленные на развитие специальной и скоростной выносливости, на
формирование правильной осанки;
- вести
дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью,
контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям
частоты сердечных сокращений;
-
организовывать и проводить самостоятельные формы занятий на свежем воздухе, на
лыжах; закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
- уметь
взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий
физической культуры.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.