Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
города Череповца Вологодской области
РАССМОТРЕНО
на
заседании МО
учителей
практико – ориентированных предметов
Протокол
№ 1
от 26.08.
2014 г.
Руководитель
МО
______
М.Ю.Зайцева
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по УВР
____Н.
К. Смирнова
27.08
2014г.
|
ПРИНЯТО
на
заседании Педагогического совета
МБОУ
«СОШ № 18»
(протокол
от 28.08.2014г.
№ 1)
|
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
директора МБОУ «СОШ № 18»
от 28.08.
2014 г. №
Директор
МБОУ
«СОШ
№ 18»
______М.Г.
Сафарова
|
Рабочая
программа
по физической культуре
базовый уровень
для 9 а класса
на 2014-2015 учебный год.
Составитель:
Серякова Людмила Николаевна,
учитель физической культуры,
первая квалификационная категория.
Пояснительная
записка
Рабочая программа по
физической культуре для 9 а класса разработана в соответствии:
·
Федерального компонента
Государственного стандарта основного общего образования по физической культуре
(базовый уровень), утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года
№ 1089
·
Программы
общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания 1-11
классы./ В.И.Лях, А.А Зданевич. - М, Просвещение, 2009
Программа разработана
с учетом:
·
Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях" (утверждены Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010
г. N 189; зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011
г.)
·
Учебного плана
Учреждения на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом директора
Учреждения № 243 от 22.05.2014г.
·
Годового
учебного календарного графика Учреждения на 2014/2015 учебный год
·
Основной
образовательной программы Учреждения.
Цель:
содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Задачи:
1.Укркпление
здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
2.
Совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков.
3.
развитие основных физических качеств.
4.
Воспитание потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки.
5.Формирование
у обучающихся навыков здорового образа жизни.
Данный вариант программы обеспечен
учебником для общеобразовательных школ: В. И. Лях, А. А. Зданевич «Физическая
культура 8-9 классы» - Москва, «Просвещение»- 2011г. утвержденный приказом
Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных
перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2014/15 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте России
31.03.2014 N 253).
В связи с тем, что школа работает по региональному базисному учебному
плану Вологодской области, утвержденному приказом Департамента образования
Вологодской области № 1474 от 09.10.2009 года на предмет «Физическая культура»
в 9 классе отводится 3 часов в неделю. Рабочая программа рассчитана на 102
часа. Из расчета 3 ч в неделю, согласно учебному плану и годовому календарному
учебному графику. Поэтому, возникает необходимость создания рабочей программы,
в основу которой заложены основные разделы в соответствии с требованиями к
уровню подготовки выпускников основной школы, Федеральным компонентом
государственного стандарта общего образования .
Требования к
уровню подготовки учащихся, осваивающих программу.
В результате
освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая
культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего
уровня развития физической культуры.
Знать:
• основы истории
развития физической культуры в России (в СССР);
• особенности
развития избранного вида спорта;
• педагогические,
физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и
воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем
занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• биодинамические
особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей
направленности, основы их использования в решении задач физического развития и
укрепления здоровья;
• физиологические
основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при
мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами
физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные
особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств,
возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством
регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные
особенности собственного организма;
• индивидуальные
способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья
и повышения физической подготовленности;
• способы
организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и
оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной
гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими
уiiражнениями.
Уметь:
• технически
правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной
специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и
организации собственного досуга;
• проврдить самостоятельные
занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и
телосложения
• разрабатывать
индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические
упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
• контролировать
и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических
упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических
кондиций;
• управлять
своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
владеть культурой общения;
• соблюдать
правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими
упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться
современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими
средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий
физической культурой.
Двигательные
умения, навыки и способности
В циклических
и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60
м из положения низкого старта; в ранномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики)
и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в
длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на
дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150
г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четьгрехшажного варианта
бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150
г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15
м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с
10—12 м.
В
гимнастическах и акробатическах упражнениях: выполнять акробатическую
комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на
голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в
полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных
играх:
играть в футбол, волейбол, баскетбол (по упрощенным правилам), знать правила
игры и жесты судьи.
Физическая
подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей
развития основных физических способностей с учетом региональных условий и
индивидуальных возможностей учащихся.
Способы
фазкультурно-оздоровательной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения
на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать
правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы
спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому
четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на
выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила
поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в
коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать
друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую
подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и
самообладани
Учебно
– тематический план.
№ п/п
|
Вид программного материала
|
Количество часов (уроков)
|
1
|
Базовая часть
|
75 часов
|
1.1
|
Спортивные игры
|
18
|
1.2
|
Гимнастика с
элементами акробатики
|
18
|
1.3
|
Легкая атлетика
|
21
|
1.4
|
Лыжная подготовка
|
18
|
2
|
Вариативная
часть
|
27 часов
|
2.1
|
Основы знаний о
физической культуре
|
В процессе урока
|
2.2
|
Спортивные игры
|
13
|
2.3
|
Гимнастика
|
3
|
2.4
|
Легкая атлетика
|
8
|
2.5
|
Лыжная подготовка
|
3
|
Всего:
|
102 часа
|
Распределение программного материала по четвертям
№ п/п
|
Вид программного материала
|
|
1 четверть
|
2
четверть
|
3 четверть
|
4
четверть
|
1
|
Основы знаний о
физической культуре
|
|
В процессе уроков.
|
2
|
Легкая атлетика
|
29
|
15
|
-
|
-
|
14
|
3
|
Гимнастика с
основами акробатики
|
21
|
-
|
21
|
-
|
-
|
4
|
Лыжная подготовка
|
21
|
-
|
-
|
21
|
-
|
5
|
Баскетбол
|
12
|
9
|
-
|
-
|
3
|
6
|
Футбол
|
4
|
-
|
-
|
-
|
4
|
7
|
Волейбол
|
12
|
-
|
-
|
9
|
3
|
8
|
Гандбол
|
3
|
-
|
3
|
-
|
-
|
Всего
|
102
|
24
|
24
|
30
|
24
|
Содержание учебного курса.
Основы знаний о физической культуре
Цели и
задачи современного олимпийского движения.
Идеалы
и символика Олимпийских игр и олимпийского движения. Первые олимпийские
чемпионы современности. Основные этапы развития олимпийского движения в России
(СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткие сведения о Московской Олимпиаде 1980
г.
Краткая
характеристика видов спорта, входящих в школьную программу по физической
культуре, история их возникновения и современного развития.
Туристские
походы как форма активного отдыха, укрепление здоровья и восстановления
организма. Виды и разновидности туристских походов. Пешие туристские походы, их
организация и проведение; требования к технике безопасности и бережное
отношение к природе.
Физическое
развитие человека.
Понятие
о физическом развитии, характеристика его основных показателей. Осанка как
показатель физического развития человека, основные характеристики и параметры.
Понятия
силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений и ловкости.
Основные правила развития физических качеств.
Физическая
подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Техническая
подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Основные правила
обучения новым движениям. Профилактика появления ошибок и способы их
устранения.
Адаптивная
физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению
и сохранению здоровья, коррекции осанки и телосложения, профилактика утомления.
Здоровье
и здоровый образ жизни.
Режим
дня, и его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма
способами принятия воздушных и солнечных ванн, купания. Правила безопасности и
гигиенические требования во время закаливающих процедур. Вредные привычки и их
пагубное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье человека.
Влияние
занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Восстановительный
массаж. Техника выполнения простейших приемов массаж
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы: переход с шага на месте на ходьбу в
колонне и в шеренге; перестроения из колонны по одному в колонны по два, по
четыре в движении.
Акробатические
упражнения: из упора присев
силой стойка на голове и руках; длинный кувырок вперёд с трёх шагов разбега –
мальчики; равновесие на одной; выпад вперёд; кувырок вперёд – девочки.
Опорные прыжки:
прыжок согнув ноги, (козел в длину) мальчики; прыжок боком (конь в ширину),
девочки.
Висы и упоры: смешанные
висы; подтягивание из виса лежа (девочки), подтягивание мальчики.
Упражнения на координацию движений: девочки на бревне (повторение ранее изученных упр.); на
гимнастической скамейке, на полу.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, общеразвивающие упражнения без
предметов и с предметами (гантели, обручи, скакалки, с мячами, палками); прыжки
со скакалкой; броски набивного мяча; общеразвивающие упражнения с повышенной
амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и
позвоночника; упражнение на осанку; упражнения на укрепление мышц стопы;
дыхательная, ритмическая гимнастика.
Лёгкая атлетика.
Всевозможные прыжки и многоскоки; кросс до 3 км.; эстафетный бег;
эстафеты, старты из различных и. п.; варианты челночного бега, метание мяча на
дальность 4-5 шагов, в горизонтальную и вертикальную цель, броски набивного
мяча (мальчики 3 кг., девочки 2 кг.); бег на короткие дистанции.
Спортивные игры.
Баскетбол: броски одной и двумя руками в прыжке; позиционное нападение
и личная защита в игровых взаимодействиях 2 на 2, 3 на 3, 4 на 4, 5 на 5 на
одну корзину; взаимодействие трёх игроков; игра по упрощённым правилам
баскетбола.
Волейбол:
передача мяча у сетки и в прыжке через сетку; передача мяча
сверху, стоя спиной к цели; приём мяча отражённого сеткой; нижняя прямая подача
мяча в заданную часть площадки; прямой нападающий удар при встречных передачах;
игра в нападении в зоне 3; игра в защите.
Футбол:
удар по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма,
ведение мяча с активным сопротивлением противника
Гандбол: бросок
мяча из опорного положения с отклонением туловища; взаимодействие
вратаря с защитником, взаимодействие трёх игроков.
Общеразвивающие
физические упражнения:
развитие основных физических качеств.
Лыжные
гонки.
На освоение техники лыжных ходов: попеременный двухшажный и одновременный
бесшажный, попеременный четырёхшажный ходы; коньковый ход. Переход с
попеременных ходов на одновременные. Прохождение дистанции до 5км;
передвижение с чередованием ходов, переходом с одного способа на другой. Игры и
эстафеты на лыжах.
Уровень подготовки учащихся:
Контрольные упражнения
|
мальчики
|
девочки
|
3
|
4
|
5
|
3
|
4
|
5
|
Бег 30
метров
|
5.2
|
4.8
|
4.4
|
5.8
|
5.0
|
4.8
|
Бег 60
метров
|
10.0
|
9.6
|
9.0
|
11.2
|
10.2
|
9.8
|
Бег 1000
метров
|
5.20
|
5.00
|
4.20
|
6.20
|
5.40
|
5.00
|
Челночный бег 3*10м
|
8.6
|
8.0
|
7.6
|
9.2
|
8.6
|
8.2
|
Прыжки в длину с места
|
160
|
190
|
2.10
|
140
|
165
|
180
|
Прыжки в высоту
|
105
|
120
|
135
|
95
|
105
|
120
|
Прыжки через скакалку за 1
минуту
|
95
|
115
|
128
|
100
|
120
|
130
|
Метание мяча
|
29
|
36
|
44
|
18
|
22
|
28
|
Подтягивание на высокой
перекладине
|
7
|
8
|
11
|
-
|
-
|
-
|
Подтягивание на низкой
перекладине
|
|
|
|
10
|
18
|
22
|
Сгибание разгибание рук в упоре
лежа
|
36
|
40
|
48
|
10
|
18
|
25
|
гибкость
|
6
|
9
|
14
|
9
|
14
|
16
|
Поднимание туловища из положения
лежа
|
28
|
30
|
34
|
24
|
27
|
30
|
Лыжные гонки 3000метров
|
19.00
|
18.00
|
17.30
|
21.30
|
20.30
|
19.30
|
Лыжные гонки 5000
метров
|
|
без
|
учета
|
-времени
|
-
|
-
|
Критерии и нормы
оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Выставление
оценок в классный журнал (по 5- балльной системе) – практический курс
осуществляется
следующим образом:
«5»
- упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;
«4»
- упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две
незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;
«3»
- упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с
тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с
отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения –
скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;
«2»
- упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя
значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов.
Кроме
оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знании
и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии
оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с
образовательным стандартом.
Итоговые оценки
Оценка
за четверть и полугодие выводится на основании текущих.
Итоговая
оценка за год выставляется на основании четвертных и зачета (экзамена) по
физической культуре (для выпускных классов) и за счет прироста в тестировании.
Основные
критерии выставления оценок по теоретическому курсу
«5»
- ставится если:
-
полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и
учебника;
-
есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные
знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а так же
знания из личного опыта и опыта других людей;
-
рассказ построении логически последовательно грамотно с использованием обще
научных приемов (анализа, сравнения, обобщение и выводов);
-
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно,
использованы научные термины.
«4»
- выставлена тогда когда:
-
раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен
достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении;
-
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
-
определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения
последовательность, искажение, 1-2 не точности в ответе при использовании
научных терминов.
«3»
- ставится если:
-
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не
всегда последовательно;
-
определения понятий не достаточно четкие;
-
не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются
ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных
ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;
-
допускаются ошибки и нет точности в использовании научной терминологии и
определении понятий
«2»
- получает тот кто:
-
не раскрыл основное содержание учебного материала;
-
не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя;
-
при проверке выполнения Д.З. не ответив не на один из вопросов;
-
допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии.
Ведущая
технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты здоровьесберегающяя
Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.)
работы на уроке:
- словесный;
- демонстрации;
- разучивания упражнений;
- совершенствования двигательных действий и воспитания
физических качеств;
- игровой и соревновательный.
Форма организации деятельности учащихся урок.
Перечень
учебно-методического обеспечения.
1.
Спортивный
инвентарь (мячи, обручи, скакалки, гимнастические маты, скамейки, шведские
стенки, гимнастические снаряды, лыжи и т. д.).
2. Программы общеобразовательных
учреждений. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы»,
В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва:«Просвещение»,2009
3. «Справочник учителя физической
культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
4. «Физическое воспитание в школе»,
Е. Л. Гордияш и др. – Волгоград: «Учитель»,2008.
5. Физическая культура. 8-9 классы : учеб. для
общеобразоват. учреждений / В. И.
Лях, А. А. Зданевич - М.:
Просвещение, 2011.
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.