МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СКОСЫРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено
на Согласовано
Утверждено заседании МО учителей с педсоветом директор
школы
физкультурно –
изобразительного ____________ _____________
цикла____________
протокол №
руководитель
МО_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
5 КЛАССА
Составитель:
2013 – 2014 уч. год
ВВЕДЕНИЕ
Реализация программ учебных предметов и образовательных спецкурсов,
входящих в инвариантную часть учебного плана общеобразовательного
учреждения, фиксируется в классном журнале.
Объём учебного времени и
реализация содержания каждого учебного предмета Федерального компонента
государственного стандарта общего образования определяются Примерными программами
по учебным предметам федерального базисного учебного плана для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,
рекомендованными письмом Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263.
На основе Примерной
программы учитель:
• подбирает учебники в
соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на учебный год;
• определяет недостающий и
избыточный информационный материал учебника, необходимые
дополнительные справочные и учебные материалы;
• составляет рабочие
программы курсов. Допускается использование авторских методических разработок
календарно-тематического планирования, соответствующего установленным
требованиям. При этом к «Титульному листу» и «Пояснительной записке» своей
рабочей программы, в которой указывается, на основе каких методических
разработок осуществляется деятельность, учитель прикладывает используемое
календарно-тематическое планирование с внесёнными в него уточнениями,
дополнениями и незначительными изменениями (излишнее или изменяемое
содержание зачёркивается, в случае необходимости вписывается другое или
дополнительное содержание).
Перегрузка обучающихся избыточным информационным материалом не
допускается.
При переходе на Примерный
учебный план общеобразовательные учреждения обязаны соблюдать принцип
преемственности общеобразовательных программ.
При реализации учебного предмета
в рамках отдельной ступени общего образования для одного класса не
рекомендуется использовать учебники разных авторских линий в разные годы
обучения.
В отдельных классах вариативная
часть учебного плана может отсутствовать, если это предусмотрено основной
образовательной программой общеобразовательного учреждения: весь объем часов
вариативной части использован для программ углубленного (профильного) изучения
отдельных предметов и (или) на введение дополнительных учебных
предметов, спецкурсов.
Реализация программ
вариативной части учебного плана
и образовательного курса «Предпрофильная подготовка» фиксируется в журнале
факультативных занятий или в журнале индивидуально-групповых занятий. Систему
оценивания, формы и порядок текущей и промежуточной аттестации обучающихся по
программам вариативной части учебного плана общеобразовательное учреждение
определяет самостоятельно и утверждает локальным актом.
Введение практикумов, проектной и исследовательской деятельностей в учебный
план общеобразовательного учреждения должно быть обусловлено образовательными
запросами и потребностями обучающихся, их родителей (законных
представителей) и особенностями основной образовательной программы
учреждения. Указанные формы организации образовательного процесса имеют
индивидуально-групповую направленность работы с обучающимися, поэтому не
регламентируются требованиями к количественному наполнению. Реализация
практикумов, проектной и исследовательской деятельностей осуществляется на
основе рабочих программ учебных курсов, дисциплин (тематического планирования)
и не требуют наличия учебной программы.
Факультативные курсы, образовательные спецкурсы и модули могут
реализовываться по авторских программам 1998-2007 гг., рекомендованным
Министерством образования и науки Российской Федерации либо прошедшим
экспертизу в порядке, установленном Комитетом по образованию Администрации
Волгоградской области.
Программы дополнительного
образования не могут реализовываться
в рамках учебного плана общеобразовательного учреждения, в том числе в его
вариативной части, поскольку их содержание не направлено на решение задач
общего образования.
Образовательное учреждение в
соответствии с лицензией на образовательную деятельность вправе реализовывать
общеобразовательные программы углубленного изучения отдельных предметов 2000-2002
гг. издания с учетом рекомендаций Волгоградского государственного института
повышения квалификации работников образования.
На изучение учебного предмета «Физическая
культура» Федеральным государственным стандартом общего образования
предусмотрено по 2 часа в неделю в 1-11 классах на базовом уровне и по 4 часа в
неделю в 10, 11 классах - на профильном уровне. Изучение третьего часа
физической культуры возможно в рамках вариативной части учебного плана с учётом
особенностей основной образовательной программы общеобразовательного
учреждения, потребностей обучающихся и их родителей (законных
представителей).
Авторская программа по физическому воспитанию «Комплексная программа
физического воспитания учащихся 1-11 классов» (авторы - В. И. Лях, А. А.
Зданевич) разработана на основе Примерной программы, она предусматривает
как двухчасовой вариант прохождения материала, так и трехчасовой вариант.
Программа структурирована по разделам, содержание программного материала
состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ
физической культуры необходимо и обязательно для каждого ученика. Базовый
компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной
подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных и
национальных особенностей ученика. Вариативная часть программы обусловлена
необходимостью учета индивидуальных особенностей детей, региональных и местных
особенностей работы школ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к рабочей программе
по физической культуре для учащихся 5 класса
Рабочий план разработан на основе
Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического
воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.:
Просвещение, 2010).
В соответствии с ФБУПП учебный
предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней
школе, на его преподавание отводится 105 часов в год.
Для прохождения программы в
учебном процессе можно использовать следующие учебники: Виленский, М. Я. Физическая
культура. 5-7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Я. Виленский, Т. Ю.
Торочкова, И. М. Туревский ; под общ. ред. М. Я. Виленского. - М. :Просвещение,
2010.
Лях, В. И. Физическая культура. 8-9 кл. : учеб. для
общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под общ. ред. В. И.
Ляха. - М.: Просвещение, 2010.
В программе В. И. Ляха, А. А.
Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную.
В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом
учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется
кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по
предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя
программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по
разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее
пройденных. В 7-9 классах единоборства заменяются легкой атлетикой и кроссовой
подготовкой. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в
процессе уроков, так и отдельно один час в четверти.
Важной особенностью
образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся.
Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения
умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень
физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе
«Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания
образования. По окончании основной школы учащийся сдает дифференцированный
зачет.
Распределение учебного времени прохождения программного
материала по физической культуре (5-9 классы)
№ п/п
|
Вид программного материала
|
Количество
часов (уроков)
|
Класс
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
1
|
Базовая часть
|
78
|
78
|
78
|
78
|
75
|
1.1
|
Основы знаний о физической
культуре
|
В
процессе урока
|
1.2
|
Спортивные игры (волейбол)
|
18
|
18
|
18
|
18
|
18
|
1.3
|
Гимнастика с элементами
акробатики
|
18
|
18
|
18
|
18
|
18
|
1.4
|
Легкая атлетика
|
24
|
24
|
24
|
24
|
21
|
1.5
|
Кроссовая подготовка
|
18
|
18
|
18
|
18
|
18
|
2
|
Вариативная часть
|
27
|
27
|
27
|
27
|
27
|
2.1
|
Баскетбол
|
27
|
27
|
27
|
27
|
27
|
|
Итого
|
105
|
105
|
105
|
105
|
102
|
1. Основы знаний о физической
культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и
самоконтроля.
1.1. Естественные основы.
5-б классы. Влияние возрастных особенностей организма и его
двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность
школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической
культуры.
7-8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их
роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями
и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в
обучении двигательным действиям и движениям.
9 класс. Выполнение
основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих
возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на
совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и
контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
1.2. Социально-психологические
основы.
5-6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности
с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных
занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и
оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной
помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение
и выполнение по показу. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими
упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
7-8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным
действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и
самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на
физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование
личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их
освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных занятий
физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и
физической подготовленностью.
9 класс. Анализ
техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и
описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных
действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей
самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным
состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.
Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и
тестирования уровня двигательной подготовленности.
1.3. Культурно-исторические основы.
5-6 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского
движения, физической культуры и отечественного спорта.
7-8 классы. Физическая культура и ее значение в формирование
здорового образа жизни современного человека.
9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре,
к ее материальным и духовным ценностям.
1.4. Приемы закаливания.
5-6 классы. Воздушные ванны
(теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные
ванны (правила, дозировка).
7-8 классы. Водные
процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах.
9 класс. Пользование баней.
1.5. Подвижные игры.
Волейбол
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация
проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении
соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация
проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении
соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
1.6. Гимнастика с элементами акробатики.
5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения
правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время
занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных
способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности
во время занятий.
1.7. Легкоатлетические упражнения.
5-9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация
проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении
соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
1.8. Кроссовая подготовка.
5-9 классы. Правила и организация проведения соревнований по
кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий.
Помощь в судействе.
2. Демонстрировать.
Физические способности
|
Физические
упражнения
|
Мальчики
|
Девочки
|
Скоростные
|
Бег 60 м с высокого
старта с опорой на руку, с.
|
9,2
|
10,2
|
Силовые
|
Прыжок в длину с
места, см
|
180
|
165
|
Лазание по канату на
расстояние 6 м, с.
|
12
|
-
|
Поднимание туловища,
лежа на спине, руки за головой, количество раз
|
-
|
18
|
К выносливости
|
Бег 2000 м, мин
|
8,50
|
10,20
|
К координации
|
Последовательное
выполнение пяти кувырков, с.
|
10,0
|
14,0
|
Броски малого мяча в
стандартную мишень, м
|
12,0
|
10,0
|
Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов направлены:
- на содействие гармоническому
развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной
осанки, профилактику плоскостопия; на содействие гармоническом, развитию,
выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание
ценностных ориентации, на здоровый образ жизни;
- на обучение основам базовых
видов двигательных действий;
- на дальнейшее развитие координационных
и кондиционных способностей;
- на формирование знаний о личной
гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений ж состояние здоровья,
работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем
организма;
- на углубленное представление об основных видах спорта;
- на приобщение к самостоятельным
занятиям физическими упражнениями и занятиям любимым видом спорта в свободное
время;
- на формирование адекватной оценки
собственных физических возможностей;
- на содействие развития психических
процессов и обучение психической саморегуляции.
Рабочий план составлен с учетом
следующих нормативных документов:
- Закон РФ «О физической культуре и
спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;
- Национальная доктрина образования
в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. №751;
- Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства РФ от 30.08.2002
г. № 1507-р.
- Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9.02.1998
г. №322;
- Обязательный минимум содержания
основного общего образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998г. №1236;
- О введении третьего дополнительного часа физической культуры в
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от
26.03.2002 г. № 30-51-197/20.
- О введении зачетов по физической культуре для учащихся выпускных классов 9 и
11 общеобразовательных школ РСФСР. Приказ МО РСФСР от 18.11.1985 г № 317.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.