Главная / Физкультура / Рабочая программа по физической культуре 1-4класс

Рабочая программа по физической культуре 1-4класс

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по ДО

_________О.Н.Нагайцева

«___» _____________2013





КРАЕВОЙ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ






Рабочая программа по физической культуре


1-4 класс





Составитель Арвачева С.В.








г. Барнаул 2013

Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс ФГОС

Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);

- Федеральном законе »О физической культуре и спорте»

- Стратегии национальной безопасности РФ до 2020;

- приказе Минобрнауки от30 августа 2010г. №889

- Концепции модернизации Российского образования;

- Концепции содержания непрерывного образования;

-Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2013);

В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста.        Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры.  Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию  убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить  так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности

В связи с особенностями контингента обучающихся предметом обучения физической культуре в начальной школе является теоретическое изучение основ физической культуры.

     В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

       Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

       Уровень  изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников

УМК учителя-

Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов», 2013 г.

УМК обучающегося:

 -Мой друг-физкультура. 1-4 классы, под ред. В.И.Лях – М. «Просвещение», 20

Уровень программы-базовый стандарт.для детей с ограниченными физическими возможностями.

Сроки реализации программы

     В соответствии с учебным планом на занятие физической культурой отводится:

- 1 час в месяц всего 9 часов в год.1-4 классах.

- 2 часа в месяц, всего 18 часов в год   1-2класс 

Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: в соответствии  с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры, а также с учетом того, что контингент обучающихся имеет отклонения в состоянии физического здоровья, но имеют сохраненный интелект,  предметом обучения в начальной школе является теоретическое изучение предмета.. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только расширяется кругозор, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих целей и задач:

Целью программы является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством получения теоретических знаний о физической культуре.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

   укрепление здоровья школьников, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;

    формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья;

- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

   развитие интереса к самостоятельным посильным занятиям физическими упражнениями, , формам активного отдыха и досуга;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей;

- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

- приобщение к самостоятельным занятием физическими упражнениями, использовании их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной деятельности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательности, честности, отзывчивости, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

    обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой (определение частоты сердечных сокращений - пульса).

Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие; демократизация и гуманизация учебного процесса, педагогика сотрудничества, деятельный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доспупа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построения преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических возможностей, изменения сути педагогических отношений, перехода от подчинения к сотрудничеству.

Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учете индивидуальных способностей личности каждого ребенка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и склонностями. Учитель обязан предоставить детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества – идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.

Деятельный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Этот подход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений, и навыков.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физическими упражнениями, применении активных и творческих методов и форм обучения, в развитии навыков учебного труда, широким использованием компьютеров и других новых технических средств.

Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физичекой культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии и др..

      Программа направлена;

реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, состоянием их здоровья и возможностью совершать какие-либо движения в материально-технической оснащенностью учебного процесса (обучение осуществляется с использованием дистанционных технологий, обучение индивидуальное)

соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного процесса, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения;

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности:

- формирование уважительного отношения к культуре других народов:

- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучаещего:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцианально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей:

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

.Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

- определение общих целей и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- овладение базовыми и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и явлениями;





характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, психического, социального), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

- овладения умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка и т. д)

- формирования навыка самостоятельного наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья(рост, масса тела и т..)

излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

бережно обращаться с оборудованием, соблюдать требования техники безопасности

характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность

; Структура и содержание рабочей программы

Структура и содержание учебного предмета задается в предлагаемой программе в конструкции выделения учебного теоритического раздела: «Знания о физической культуре»,

Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

В результате освоения предметно-теоретического содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.

В программе освоение учебного материала среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам здорового образа жиз

Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам здорового образа жизни.

Формы организации индивидуальный урок

Уроки имеют образовательно-познавательную направленность – теоретические знания позволяют не только расширить кругозор ребенка, но и применять эти знания для укрепления своего здоровья.

Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным посильным для их физических возможностей занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.

По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой. Контрольные работы, тесты

 Содержание курса

Знания о физической культуре

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

 Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения (понятие). Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений

Понятие здоровья, критерии

Основы здорового образа жизни и его составляющих

Вредные привычки, их профилактика

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.



Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Составление режима дня, выполнение простейших закаливающих процедур (обтирание, принятие воздушных и солнечных ванн), комплексов упражнений для различных групп мышц в положении лежа, сидя.









Тематическое планирование

1 класс 1час в месяц

тема

К-во

часов

1

История возникновения физических упражнений

1

2

Современные Олимпийские игры

1

3

Понятие физические упражнения физическая культура

1

4

Роль физической культуры в поддержании здоровья человека.

1

5

Личная гигиена

1

6

Закаливание, виды

1

7

Основы здорового образа жизни

3


Всего

9

1 класс2часа в месяц

тема

К-во часов

1


История возникновения физических упражнений

2

2

Современное олимпийское движение

2

3

Физическая культура и спорт

2

4

Роль физической культуры в поддержании здоровья человека.

2

5

Личная гигиена, режим дня

1

6

Закаливание, виды, принципы

1

7

Твой организм (основные части тела человека)

2

8

Строение тела, основные формы движения.

1

9

Основы здорового образа жизни

3

10

Вредные привычки, их профилактика

2


всего

18

2класс 1час в месяц

тема

К-во часов

1

История возникновения физических упражнений

1

2

Современное олимпийское движение

1

3

Физическая культура и спорт

1

4

Роль физической культуры в поддержании здоровья человека.

1

5

Личная гигиена, режим дня

1

6

Закаливание, виды, принципы

1

7

Твой организм(части тела человека, скелет)

1

8

Основы здорового образа жизни

2

9

всего

9

2класс 2часа в месяц

тема

К-во часов

1

История возникновения физических упражнений

1

2

Современное олимпийское движение

1

3

Физическая культура и спорт

1

4

Роль физической культуры в поддержании здоровья человека

2

5

Личная гигиена, режим дня

2

6

Закаливание, виды, принципы

1

7

Твой организм (части тела человека, скелет)

1

8

Осанка

2

9

Основные формы движений

1

10

Основы здорового образа жизни

3

11

Вредные привычки, их профилактика

3


всего

18

3класс 1час в месяц

тема

К-во часов

1

История возникновения физических упражнений

1

2

Современное олимпийское движение

1

3

Физическая культура и спорт

1

4

Роль физической культуры в поддержании здоровья человека

1

5

Личная гигиена, режим дня, закаливание

1

6

Твой организм (части тела человека, скелет, мышцы). Осанка

1

7

Основные формы движений

1

8

Основы ЗОЖ. Профилактика вредных привычек



всего

9



4 класс1час в месяц

тема

К-во часов

1

История возникновения физических упражнений. Современное олимпийское движение

1

2

Физическая культура и спорт

Роль физической культуры в поддержании здоровья человека



1

3

Личная гигиена, режим дня, закаливание

1

4

Строение тела человека. Системы и органы. Осанка

1

5

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

1

6

Основы ЗОЖ

3

7

Профилактика вредных привычек

1



всего

9



Список использованной литературы;

1.Рабочие программы. В.И. Лях «Физическая культура»ФГОСПредметная линия учебников В.И. Ляха 1-4 классы. Просвещение 2012. Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Гармония физического развития и здоровья детей

и подростков. Дрофа 2009.

3. Никифоров Ю.Б. Физическое воспитание учащихся с ослабленным

здоровьем. - Москва-2006.Методические рекомендации рекомендовано

Учёным советом Государственного образовательного учреждения

дополнительного профессионального образования .

4. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для

вузов. - М.: Академический проект Фонд «Мир», 2004. - 576 с.

5. Физическая культура в школе. Научно-методический журнал.

6. Шитова В.А. Современные образовательные технологии в практике

учителя/ сборник научных статей-М.: МГОУ-2011.

7. http://www.effecton.ru/775.html. sibiryak.24kras.ru/.../ProgrammyrazvitiyaPTA.htm










Рабочая программа по физической культуре 1-4класс
  • Физкультура
Описание:

 

СОГЛАСОВАНО                         

  Зам.директора по ДО

_________О.Н.Нагайцева

«__29_» ___08__________2013

 

 

 

 

КРАЕВОЙ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

 

 

 

 

 

Рабочая программа по физической культуре

 

1-4 класс

 

 

 

 

Составитель Арвачева С.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Барнаул 2013


Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс ФГОС

Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67);

-  Федеральном законе »О физической культуре и спорте»

- Стратегии национальной безопасности РФ до 2020;

- приказе Минобрнауки от30 августа 2010г. №889

- Концепции модернизации Российского образования;

- Концепции содержания непрерывного образования;

-Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2013);

В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста.        Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры.  Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию  убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить  так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности

В связи с особенностями контингента обучающихся предметом обучения физической культуре в начальной школе является теоретическое изучение основ физической культуры.

     В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

       Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

       Уровень  изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников

УМК учителя-

Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов», 2013 г.

УМК обучающегося:

 -Мой друг-физкультура. 1-4 классы, под ред. В.И.Лях – М. «Просвещение», 20

 Уровень программы-базовый стандарт.для детей с ограниченными физическими возможностями.

Сроки реализации программы

     В соответствии с учебным планом на занятие физической культурой отводится:

- 1 час в месяц всего 9 часов  в год.1-4 классах.

- 2 часа в месяц, всего 18 часов в год   1-2класс 

Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: в соответствии  с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры, а также с учетом того, что контингент обучающихся имеет отклонения в состоянии физического здоровья, но имеют сохраненный интелект,  предметом обучения в начальной школе является теоретическое изучение предмета.. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только расширяется кругозор, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих целей и задач:

Целью программы является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством получения теоретических знаний о физической культуре.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

¾   укрепление здоровья школьников, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;

¾    формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья;

- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

¾   развитие интереса к самостоятельным посильным занятиям физическими упражнениями, , формам активного отдыха и досуга;

-  формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и  развитие физических способностей;

-  формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

-  приобщение к самостоятельным занятием физическими упражнениями, использовании их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной деятельности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательности, честности, отзывчивости, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.    

¾    обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой (определение частоты сердечных сокращений - пульса).

Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие; демократизация и гуманизация учебного процесса, педагогика сотрудничества, деятельный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.

 Принцип демократизации  в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доспупа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построения преподавания на основе использования широких и гибких методов  и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических возможностей, изменения сути педагогических отношений, перехода от подчинения к сотрудничеству.

Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учете индивидуальных способностей личности каждого ребенка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и склонностями. Учитель обязан предоставить детям разноуровневый по сложности  и субъективной трудности усвоения материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества – идеи совместной  развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.

Деятельный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Этот подход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений, и навыков.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физическими упражнениями, применении активных и творческих методов и форм обучения, в развитии навыков учебного труда, широким использованием компьютеров и других новых технических средств.

Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физичекой культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии  и др..  

      Программа направлена;

— реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, состоянием их здоровья и возможностью совершать какие-либо движения в материально-технической оснащенностью учебного процесса (обучение осуществляется с использованием дистанционных технологий, обучение индивидуальное)

— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

— расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного процесса, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения;

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности:

-  формирование уважительного отношения к культуре других народов:

-  развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучаещего:

-  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцианально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей:

-  развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

-  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

.Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

-  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-  формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

-  определение общих целей и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций  и ролей  в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

-  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

-  овладение базовыми и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношения между объектами и явлениями;

 

 

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

-  формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, психического, социального), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

-  овладения умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка и т. д)

-  формирования навыка самостоятельного наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья(рост, масса тела и т..)

— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

— бережно обращаться с оборудованием, соблюдать требования техники безопасности

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность

;Структура и содержание рабочей программы

Структура и содержание учебного предмета задается в предлагаемой программе в конструкции выделения учебного теоритического раздела: «Знания о физической культуре»,

 Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

В результате освоения предметно-теоретического содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.

В программе освоение учебного материала среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам здорового образа жиз

Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам здорового образа жизни.

Формы организации      индивидуальный урок

Уроки имеют образовательно-познавательную направленность – теоретические знания позволяют не только расширить кругозор ребенка, но и применять эти знания для укрепления своего здоровья.

Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным посильным для их физических возможностей занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.

По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой. Контрольные работы, тесты

 Содержание курса

Знания о физической культуре

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

 Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения (понятие). Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений

Понятие здоровья, критерии

Основы здорового образа жизни и его составляющих

Вредные привычки, их профилактика

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.

 

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Составление режима дня, выполнение простейших закаливающих процедур (обтирание, принятие воздушных и солнечных ванн), комплексов упражнений для различных групп мышц в положении лежа, сидя.

 

 

 

 

Тематическое планирование

1 класс 1час в месяц

тема

К-во

часов

1

История возникновения физических упражнений

1

2

Современные Олимпийские игры

1

3

Понятие физические упражнения физическая культура

1

4

Роль физической культуры в поддержании здоровья человека.

1

5

Личная гигиена

1

6

Закаливание, виды

1

7

Основы здорового образа жизни

3

 

Всего

9

1 класс2часа в месяц

тема

К-во часов

1

 

История возникновения физических упражнений

2

2

Современное олимпийское движение

2

3

Физическая культура и спорт

2

4

Роль физической культуры в поддержании здоровья человека.

2

5

Личная гигиена, режим дня

1

6

Закаливание, виды, принципы

1

7

Твой организм (основные части тела человека)

2

8

Строение тела, основные формы движения.

1

9

Основы здорового образа жизни

3

10

Вредные привычки, их профилактика

2

 

всего

18

2класс 1час в месяц

тема

К-во часов

1

История возникновения физических упражнений

1

2

Современное олимпийское движение

1

3

Физическая культура и спорт

1

4

Роль физической культуры в поддержании здоровья человека.

1

5

Личная гигиена, режим дня

1

6

Закаливание, виды, принципы

1

7

Твой организм(части тела человека, скелет)

1

8

Основы здорового образа жизни

2

9

всего

9

2класс 2часа в месяц

тема

К-во часов

1

История возникновения физических упражнений

1

2

Современное олимпийское движение

1

3

Физическая культура и спорт

1

4

Роль физической культуры в поддержании здоровья человека

2

5

Личная гигиена, режим дня

2

6

Закаливание, виды, принципы

1

7

Твой организм (части тела человека, скелет)

1

8

Осанка

2

9

Основные формы движений

1

10

Основы здорового образа жизни

3

11

Вредные привычки, их профилактика

3

 

всего

18

3класс 1час в месяц

тема

К-во часов

1

История возникновения физических упражнений

1

2

Современное олимпийское движение

1

3

Физическая культура и спорт

1

4

Роль физической культуры в поддержании здоровья человека

1

5

Личная гигиена, режим дня, закаливание

1

6

Твой организм (части тела человека, скелет, мышцы). Осанка

1

7

Основные формы движений

1

8

Основы ЗОЖ. Профилактика вредных привычек

 

 

всего

9

 

4 класс1час в месяц

тема

К-во часов

1

История возникновения физических упражнений. Современное олимпийское движение

1

2

Физическая культура и спорт

Роль физической культуры в поддержании здоровья человека

 

1

3

Личная гигиена, режим дня, закаливание

1

4

Строение тела человека. Системы и органы. Осанка

1

5

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

1

6

Основы ЗОЖ

3

7

Профилактика вредных привычек

1

 

всего

9

 

Список использованной литературы;

1.Рабочие программы. В.И. Лях «Физическая культура»ФГОСПредметная линия учебников В.И. Ляха 1-4 классы. Просвещение 2012. Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Гармония физического развития и здоровья детей

и подростков. Дрофа 2009.

3. Никифоров Ю.Б. Физическое воспитание учащихся с ослабленным

здоровьем. - Москва-2006.Методические рекомендации рекомендовано

Учёным советом Государственного образовательного учреждения

дополнительного профессионального образования .

4. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для

вузов. - М.: Академический проект Фонд «Мир», 2004. - 576 с.

5. Физическая культура в школе. Научно-методический журнал.

6. Шитова В.А. Современные образовательные технологии в практике

учителя/ сборник научных статей-М.: МГОУ-2011.

7. http://www.effecton.ru/775.html. sibiryak.24kras.ru/.../ProgrammyrazvitiyaPTA.htm

 

 

 

 

 

Автор Арвачева Светлана Васильевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 963
Номер материала 51084
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓