Главная / Обществознание / Рабочая программа по философии

Рабочая программа по философии



Автономное образовательное учреждение среднего

профессионального образования «Новочебоксарский политехнический техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины основы философии


для специальности: 100116 ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО





























Новочебоксарск

2013


РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК

Общественно-гуманитарных дисциплин

Протокол № 6 от 26.06.13 г.

Председатель ____________


СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по учебной работе

__________/______________

Дата


УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора № 258/1 «О» от 28.06.13 г.






Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины Физика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

Автор примерной программы: В. Д. Губин, д-р философ, наук, проф., декан философского факультета Российского государственного гуманитарного университета.


Рецензенты примерной программы:  И. Ф. Белова, преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского технического колледжа;.В. Латышева, канд. философ, наук, доцент, и.о. зав. кафедрой социологии МАИ





Автор: И.Н.Никифорова, преподаватель истории

Рецензенты: _________________________________

__________________________________













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для изучения философии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для специальности: 150415 Сварочное производство, 100116 Парикмахерское искусство.

Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Основы философии» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Автор примерной программы: В. Д. Губин, д-р философ, наук, проф., декан философского факультета Российского государственного гуманитарного университета. Рецензенты примерной программы:  И. Ф. Белова, преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского технического колледжа;.В. Латышева, канд. философ, наук, доцент, и.о. зав. кафедрой социологии МАИ

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) основы философии изучается в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении специальностей: 150415 Сварочное производство, 100116 Парикмахерское искусство изучается как профильный учебный предмет - технический профиль, в объеме 48 часов (максимальная учебная нагрузка 72 часа), согласно объемному параметру реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО (приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 г. № 1994).

Цель программы: сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

Задачи программы студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

В первом разделе “Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени” представлены темы: “Философия античного мира и Средних веков”, “Философия Нового и новейшего времени”. В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры в целом.

Во втором разделе “Человек - сознание - познание” освещаются темы “Человек как главная философская проблема”, “Проблема сознания”, “Учение о познании”. В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира.

В третьем разделе “Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)” изучаются темы: “Философия и научная картина мира”, “Философия и религия”, “Философия и искусство”. Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируется соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека.

Четвертый раздел “Социальная жизнь” раскрывается через темы “Философия и история”, “Философия и культура”, “Философия и глобальные

вопросы современности”. В разделе описываются основные философско-исторические концепции прошлого и настоящего, философско-исторические концепции русских мыслителей Х1Х-ХХвв., сохраняющие свое актуальное значение и сегодня, рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах, стоящих ныне перед человечеством.

Студент в результате усвоения курса должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? Студент должен понимать: чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.

Уровень философского развития определяет успешное постижение и других дисциплин: естественнонаучных, технических, прикладных и т. д. Структура программы подчинена основным формам учебной работы:

лекциям, семинарам и организации самостоятельной работы в виде написания рефератов. Программа включает также список основной и дополнительной литературы к курсу.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии.

Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени

Требования к знаниям: студент должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появлявшиеся в истории философии, смысл и значение той или иной эпохи.

Требования к умениям: студент должен уметь прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, должен уметь соотносить их с актуальными проблемами современности.

Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур, циники, стоики и скептики.

Философия Средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.

Т е м а 1.2. Философия Нового и новейшего времени

Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц). Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и К. Маркс).

Постклассическая философия второй половины XIX — начала XX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Бергсон).

Русская философия XIX- XX вв.

Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм).

Раздел II. Человек - сознание - познание

Требования к знаниям: студент должен знать основные проблемы, связанные с изучением человека: его происхождение, его основные отношения, основные характеристики его бытия. Нужно знать, что говорят современные философия и наука о природе и структуре сознания, иметь представление о том, какими методами и приемами человек познает мир.

Требования к умениям: студент должен уметь анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т. д. Должен понимать связь между философским учением о познании и приемами познания тех наук, которые он изучает.

Т е м а 2.1. Человек как главная философская проблема .Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема “я”, образ “я”, внутреннее и внешнее “я”. Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.

Тема 2.2. Проблема сознания

Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.

Тема 2.3. Учение о познании

Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблема истины.

Раздел III. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)

Требования к знаниям: студент должен знать основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, соотношение веры и разума, место и роль искусства в познании и воспитании человека.

Требования к умениям: студент должен уметь соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности, с современной научной картиной мира, понимать роль и место религии и искусства в понимании мира, в изменении человеческой природы.

Т е м а 3.1. Философия и научная картина мира

Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

Тема 3.2. Философия и религия

Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.

Тема 3.3. Философия и искусство

Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений - совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна.


Раздел IV. Социальная жизнь

Требования к знаниям: студент должен знать основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России, должен знать, что такое массовая культура, внутренняя и внешняя культура, контркультура, знать философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития.

Требования к умениям: студент должен уметь критически анализировать основные концепции исторического развития, понимать место и роль отдельного человека в истории, понимать, что такое истинная и ложная культура и что значит быть культурным человеком, осознавать причины кризиса современной цивилизации и возможные пути выхода из нее.

Т е ма4.1. Философия и история

Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф. Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс, А. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема “конца истории”.

Тема 4.2. Философия и культура

Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.

Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности

Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.













ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование

разделов и тем

Макс.

учебная

нагрузка

студента

Количество аудиторных часов

Самосто-

ятельная

работа студентов

Всего

теоретические

занятия

Практические

работы

Введение

2

2

2

-

-

Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени


16

16

10

6

6

Тема1.1.Философия античного мира и средних веков.

8

8

5

3

3

Тема 1.2 Философия нового и новейшего времени.

8

8

5

3

3

Раздел 2. Человек-сознание-познание

18

18

10

8

8

Тема 2.1. Человек как главная философская проблема.


9

9

6

3

4

Тема 2.2. Проблема сознания


4

4

3

1

2

Тема 2.3.Учение о познании


5

5

4

1

2

Раздел 3.

Духовная жизнь человека (наука, религия,искусство)

7

7

5

2

4

Тема 3.1.Философия и научная картина мира

2

2

2

-

1

Тема 3.2. Философия и религия.

2

2

2

-

1

Тема 3.3. Философия и искусство.

3

3

2

1

2

Раздел 4. Социальная жизнь

7

7

5

2

3

Тема 4.1.

Философия и история

2

2

2

-

1

Тема 4.2.

Философия и культура.


2

2

2

-

1

Тема 4.3.

Философия и глобальные проблемы современности.

3

3

2

1

1

Всего по

дисциплине

48

48

30

18

21


ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1Античная философия

1. Гераклит и Парменид - два великих философа древности. Учение о бытии Парменида. Диалектика Гераклита.

2. Сократ и Платон - учители европейской цивилизации. Сократовская ирония. Учение о нравственности. Героическая смерть Сократа. Учение Платона об идеях. Проект утопического государства.

3. Древнегреческие циники (Диоген), их критика морали, эпатирующее поведение и стремление к благу. Цинизм в современной жизни. Стоики и их учение о добродетели и мудрой жизни (Сенека, Марк Аврелий). Скептицизм и его значение для человеческого познания (Пиррон).

Литература

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. -М.,1979.

Хрестоматия по истории философии. В 3 т. Т. 1.-М.: Владос, 2000.

Занятие 2 Русская философия XIX - XX вв.

1. Спор славянофилов и западников об историческом пути России.

2. Философия В.С. Соловьева.

3. Философские идеи К. Н. Леонтьева и В.В. Розанова.

4. Н.А. Бердяев - выдающийся русский мыслитель XX века.

Литература

Философия. Учебник. 2-е изд. /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В. П. Филатова. -М.: ТОН, 2001. Ч. I, гл. 7.

Хрестоматия по истории философии. В 3 т. Т. 2,3.-М.: Владос, 2000. Чаадаев П.Я. Философические письма. -М., 1989. Письмо первое.

Занятие 3. Человек как главная философская проблема

1 .Философия о происхождении и сущности человека.

2. Основные отношения человека.

3. Фундаментальные характеристики человека.

4. Основополагающие категории человеческого бытия.

Литература Губин В.Д. Основы философии. -М.: ТОН, 1999. Ч. 2 га. 1.

Занятие 4.Проблема сознания

1. Философия о трех сторонах сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа).

2. Идеальное и материальное.

3. Сознание, мышление, язык.

4. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3 Фрейда и К. Юнга.

Литература

Губин В.Д. Основы философии. -М.: ТОН, 1999. Ч. 2, гл. 2. Философия. Учебник. 2-е изд. /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной В. П. Филатова.-М.: ТОН, 2001. Ч. 5, га. 7.

Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. -М., 1992.

Занятие 5. Учение о познании

1. Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.

2. Методы и формы научного познания (индукция и дедукция, анализ и синтез, гипотеза, эксперимент, моделирование).

3. Проблема истины.

Литература

Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. -М.: Гардарики 2001 Разд. 2.

Философия. Учебник. 2-е изд. /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной В. П. Филатова. -М.: ТОН, 2001. Ч. 2, гл. 2.

Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. -М., 1984.
















































ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ:

1. Соотношение знания и мудрости в философии.

2. Учение Сократа о нравственности.

3. Учение Платона о государстве.

4. Эпикур и его учение о счастье.

5. Стоическая философия об идеале мудрой жизни.

6. Значение трудов Р. Декарта для науки и философии.

7. Спор рационализма и эмпиризма в истории Новой философии.

8. Моральная философия И.Канта.

9. Г.В.Ф.Гегель о смысле человеческой истории.

10. Философия пессимизма А. Шопенгауэра.

11. Основные идеи философии Ф.Ницше.

12. А.С. Хомяков— “Илья Муромец” русской философии.

13. П.Я. Чаадаев о русской истории.

14. Философия творчества Н.А. Бердяева.

15. Учение о человеке в философии экзистенциализма.

16. Современная наука и философия о проблеме возникновения человека.

17. Человек как тело и дух.

18. Фундаментальные характеристики человека.

19. Основополагающие категории человеческого бытия.

20. Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация.

21. Сознание, мышление, язык.

22. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда и К. Юнга.

23. Пространство и время в современной научной картине мира.

24. Культ и культура.

25. Проблемы современной массовой культуры.

26. Культура и контркультура, основные контркультурные движения.

27. Основные философские концепции исторического развития: концепции однолинейного развития (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).

28. Основные философские концепции исторического развития: концепции многолинейного развития.

29. Основные философские концепции исторического развития: концепции циклического развития.

30. Проблема “конца истории”.

31. Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в настоящее время.

32. Основные функции искусства. Искусство и творение мира.

33. Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления.















ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картины мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основные источники для студентов:

  1. Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с.



Основные источники для преподавателя:


1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители; история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2008. – 172 с.

3. Кохановский В.П. , Матяш Т.П., Яковлев В.П. , Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.

4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ- Пресс. 2010. – 496 с.

5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008 . - 779 с.


Интернет-ресурсы:


1.Интернет-справочник . Все об учебниках [Электронный ресурс]- Режим доступа : http://fp.edu.ru/p1.html
2. Философский словарь. Библиотека по философии [Электронный ресурс]-
Режим доступа :
http://filosof.historic.ru/ 
3. Библиотека философии и религии [Электронный ресурс]- Режим доступа :
http://filosofia.ru/ 
Библиотека трудов, книг, статей и лекций по философии
 [Электронный ресурс]-
Режим доступа :
http://www.philosoff.ru/ 
Библиотека Гумер: философия
[Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/index philos.php 
philosophy.ru - философский портал
[Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://www.philosophy.ru/ 
История философии. Энциклопедия
[Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://velikanov.ru/philosophy/ 
История философии в кратком изложении
[Электронный ресурс]- Режим доступа :
http://lib.ru/FILOSOF/SBORNIKI/cesh.txt 
Ежегодник Института Философии Российской Академии Наук
[Электронный ресурс]-
Режим доступа :
http://iph.ras.ru/page49562888.htm 
Энциклопедия "История философии"
 [Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://slovari.yandex.ru/dict/hystory_of_philosophy 
История философии. Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета
[Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://www.i-u.ru/BIBLIO/archive/skirbek_istorija/ 
Библиотека философского факультета МГУ
 [Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://philos.msu.ru/ 
Электронная полнотекстовая философская библиотека Ихтика
[Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://ihtik.lib.ru/index.html 












Рабочая программа по философии
  • Обществознание
Описание:

Программа учебной дисциплины «Основы философии»  предназначена  для  изучения философии  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для  специальности: 150415  Сварочное производство, 100116 Парикмахерское искусство.

Рабочая программа разработана в соответствии с  примерной программой учебной дисциплины «Основы философии»  для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Автор примерной программы: В. Д. Губин, д-р философ, наук, проф., декан философского факультета Российского государственного гуманитарного университета. Рецензенты примерной программы:  И. Ф. Белова, преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского технического колледжа;.В. Латышева, канд. философ, наук, доцент, и.о. зав. кафедрой социологии МАИ

 Согласно «Рекомендациям   по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования»  (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) основы философии  изучается в  учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля  получаемого профессионального образования.

При освоении  специальностей: 150415  Сварочное производство, 100116 Парикмахерское искусство  изучается как профильный учебный предмет - технический профиль,  в объеме 48 часов (максимальная учебная нагрузка 72 часа), согласно  объемному параметру реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО (приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 г. № 1994).

     Цель программы: сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

Задачи программы студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

В первом разделе “Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени” представлены темы: “Философия античного мира и Средних веков”, “Философия Нового и новейшего времени”. В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры в целом.

Во втором разделе “Человек - сознание - познание” освещаются темы “Человек как главная философская проблема”, “Проблема сознания”, “Учение о познании”. В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира.

В третьем разделе “Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)” изучаются темы: “Философия и научная картина мира”, “Философия и религия”, “Философия и искусство”. Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируется соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека.

Четвертый раздел “Социальная жизнь” раскрывается через темы “Философия и история”, “Философия и культура”, “Философия и глобальные

вопросы современности”. В разделе описываются основные философско-исторические  концепции  прошлого  и  настоящего,  философско-исторические концепции русских мыслителей Х1Х-ХХвв., сохраняющие свое актуальное значение и сегодня, рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах, стоящих ныне перед человечеством.

Студент в результате усвоения курса должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? Студент должен понимать:   чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.

Уровень философского развития определяет успешное постижение и других дисциплин: естественнонаучных, технических, прикладных и т. д. Структура программы подчинена основным формам учебной работы:

лекциям, семинарам и организации самостоятельной работы в виде написания рефератов. Программа включает также список основной и дополнительной литературы к курсу.

 

 

 

Автор Тимкова Ирина Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 1444
Номер материала 2114
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓