Автономное
образовательное учреждение среднего
профессионального
образования «Новочебоксарский политехнический техникум»
Министерства
образования и молодежной политики Чувашской Республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины основы
философии
для специальности: 100116 ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО
Новочебоксарск
2013
РАССМОТРЕНА на
заседании ЦМК
Общественно-гуманитарных
дисциплин
Протокол № 6
от 26.06.13 г.
Председатель
____________
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора по
учебной работе
__________/______________
Дата
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора №
258/1 «О» от 28.06.13 г.
Рабочая программа
разработана в соответствии с примерной
программой учебной дисциплины Физика для профессий начального
профессионального образования и специальностей среднего профессионального
образования.
Автор примерной программы: В.
Д. Губин, д-р философ, наук, проф., декан философского
факультета Российского государственного гуманитарного университета.
Рецензенты примерной программы: И. Ф. Белова,
преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского
технического колледжа;.В. Латышева, канд. философ, наук, доцент, и.о. зав.
кафедрой социологии МАИ
Автор: И.Н.Никифорова, преподаватель
истории
Рецензенты:
_________________________________
__________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для
изучения философии в учреждениях начального и среднего профессионального
образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего
образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего
звена для специальности: 150415 Сварочное
производство, 100116 Парикмахерское искусство.
Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой учебной
дисциплины «Основы философии» для профессий начального
профессионального образования и специальностей среднего профессионального
образования. Автор примерной программы: В.
Д. Губин, д-р философ, наук, проф., декан философского факультета Российского
государственного гуманитарного университета. Рецензенты примерной программы: И.
Ф. Белова, преподаватель гуманитарных и социально-экономических
дисциплин Московского технического колледжа;.В. Латышева, канд. философ, наук,
доцент, и.о. зав. кафедрой социологии МАИ
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего
образования в образовательных учреждениях начального профессионального и
среднего профессионального образования» (письмо
Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки
России от 29.05.2007 № 03-1180)
основы философии изучается в учреждениях начального профессионального
образования (далее – НПО) и
среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля
получаемого профессионального образования.
При
освоении специальностей: 150415 Сварочное
производство, 100116 Парикмахерское искусство изучается
как профильный учебный предмет - технический профиль, в объеме 48 часов (максимальная
учебная нагрузка 72 часа), согласно объемному параметру реализации
федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования в пределах основной профессиональной
образовательной программы СПО (приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 г. №
1994).
Цель
программы: сформировать у студентов представления о философии как специфической
области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле
жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в
современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли
в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.
Задачи
программы — студент должен знать основную
проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой
мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы
и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам
развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости
сохранения окружающей культурной и природной среды.
В первом разделе “Основные идеи мировой философии от
античности до новейшего времени” представлены темы: “Философия античного мира и
Средних веков”, “Философия Нового и новейшего времени”. В содержании раздела
уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются
их идеи, определившие направление культуры в целом.
Во
втором разделе “Человек - сознание - познание” освещаются темы “Человек как
главная философская проблема”, “Проблема сознания”, “Учение о познании”. В
разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные
механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком
окружающего мира.
В
третьем разделе “Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)” изучаются
темы: “Философия и научная картина мира”, “Философия и религия”, “Философия и
искусство”. Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие
общества, анализируется соотношение веры и разума, роль религии и искусства в
становлении и воспитании человека.
Четвертый
раздел “Социальная жизнь” раскрывается через темы “Философия и история”,
“Философия и культура”, “Философия и глобальные
вопросы
современности”. В разделе описываются основные философско-исторические
концепции прошлого и настоящего, философско-исторические концепции русских
мыслителей Х1Х-ХХвв., сохраняющие свое актуальное значение и сегодня,
рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе
культуры и глобальных проблемах, стоящих ныне перед человечеством.
Студент
в результате усвоения курса должен уметь самостоятельно анализировать и
оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей,
общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над
вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы
оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое
любовь, смерть, творчество, вера? Студент должен понимать: чтобы быть, стать
человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать
свой ум.
Уровень
философского развития определяет успешное постижение и других дисциплин:
естественнонаучных, технических, прикладных и т. д. Структура программы
подчинена основным формам учебной работы:
лекциям,
семинарам и организации самостоятельной работы в виде написания рефератов.
Программа включает также список основной и дополнительной литературы к курсу.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение. Философия, ее
смысл, функции и роль в обществе
Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной
жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях
мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и
знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии.
Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего
времени
Требования к знаниям: студент должен знать
наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появлявшиеся
в истории философии, смысл и значение той или иной эпохи.
Требования к умениям: студент должен уметь
прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки,
искусства, социальной и политической мысли, должен уметь соотносить их с актуальными
проблемами современности.
Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков Античная
философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система
Аристотеля, Демокрит и Эпикур, циники, стоики и скептики.
Философия
Средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома
Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.
Т е м а 1.2. Философия Нового и новейшего времени
Философия
Нового времени, спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов
(Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц). Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и
агностицизм (Д. Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (И.Кант,
Г.В.Ф.Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и К. Маркс).
Постклассическая
философия второй половины XIX — начала XX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С.
Кьеркегор, А. Бергсон).
Русская
философия XIX- XX вв.
Современная
философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия
религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм).
Раздел II. Человек - сознание - познание
Требования к знаниям: студент должен знать
основные проблемы, связанные с изучением человека: его происхождение, его
основные отношения, основные характеристики его бытия. Нужно знать, что говорят
современные философия и наука о природе и структуре сознания, иметь
представление о том, какими методами и приемами человек познает мир.
Требования к умениям: студент должен уметь
анализировать современные философские и научные представления о природе
человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям
человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т. д.
Должен понимать связь между философским учением о познании и приемами познания
тех наук, которые он изучает.
Т е м а 2.1. Человек как главная философская проблема .Философия
о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения
человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема
“я”, образ “я”, внутреннее и внешнее “я”. Фундаментальные характеристики
человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость,
непредопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия:
творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.
Тема 2.2. Проблема сознания
Философия
о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание,
самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема
в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное.
Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи
психоанализа 3. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и
психическое здоровье личности.
Тема 2.3. Учение о
познании
Как
человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о
природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль
в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание.
Методы и формы научного познания. Проблема истины.
Раздел III. Духовная
жизнь человека (наука, религия, искусство)
Требования к знаниям: студент должен знать
основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни,
соотношение веры и разума, место и роль искусства в познании и воспитании
человека.
Требования к умениям: студент должен уметь
соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности, с
современной научной картиной мира, понимать роль и место религии и искусства в
понимании мира, в изменении человеческой природы.
Т
е м а 3.1. Философия и научная картина мира
Объективный
мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной
картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их
философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные
конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.
Тема
3.2. Философия и религия
Исторические
типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или
человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в
жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое
движение. Кризис религиозного мировоззрения.
Тема
3.3. Философия и искусство
Искусство
как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и
гениальности. Гений - совершенный человек. Психологическое и визионерское
искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в
эпоху постмодерна.
Раздел IV. Социальная жизнь
Требования к знаниям: студент должен знать
основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей
на историческую самобытность России, должен знать, что такое массовая культура,
внутренняя и внешняя культура, контркультура, знать философские представления
относительно возможных путей будущего мирового развития.
Требования к умениям: студент должен уметь
критически анализировать основные концепции исторического развития, понимать
место и роль отдельного человека в истории, понимать, что такое истинная и ложная
культура и что значит быть культурным человеком, осознавать причины кризиса
современной цивилизации и возможные пути выхода из нее.
Т е ма4.1. Философия и история
Философские
концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития
(Г.В.Ф. Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс, А.
Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Русская
философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России.
Западники и славянофилы о русской истории. Проблема “конца истории”.
Тема 4.2. Философия и культура
Теории
происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и
цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый
человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис
культуры и пути его преодоления. Культура и природа.
Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности
Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение,
терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства.
Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни
человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее
человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового
сообщества.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование
разделов и тем
|
Макс.
учебная
нагрузка
студента
|
Количество аудиторных часов
|
Самосто-
ятельная
работа студентов
|
Всего
|
теоретические
занятия
|
Практические
работы
|
Введение
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Раздел 1. Основные идеи мировой философии от
античности до новейшего времени
|
16
|
16
|
10
|
6
|
6
|
Тема1.1.Философия
античного мира и средних веков.
|
8
|
8
|
5
|
3
|
3
|
Тема 1.2
Философия нового и новейшего времени.
|
8
|
8
|
5
|
3
|
3
|
Раздел 2. Человек-сознание-познание
|
18
|
18
|
10
|
8
|
8
|
Тема 2.1. Человек
как главная философская проблема.
|
9
|
9
|
6
|
3
|
4
|
Тема 2.2.
Проблема сознания
|
4
|
4
|
3
|
1
|
2
|
Тема 2.3.Учение о
познании
|
5
|
5
|
4
|
1
|
2
|
Раздел 3.
Духовная жизнь
человека (наука, религия,искусство)
|
7
|
7
|
5
|
2
|
4
|
Тема 3.1.Философия
и научная картина мира
|
2
|
2
|
2
|
-
|
1
|
Тема 3.2.
Философия и религия.
|
2
|
2
|
2
|
-
|
1
|
Тема 3.3.
Философия и искусство.
|
3
|
3
|
2
|
1
|
2
|
Раздел 4. Социальная
жизнь
|
7
|
7
|
5
|
2
|
3
|
Тема 4.1.
Философия и
история
|
2
|
2
|
2
|
-
|
1
|
Тема 4.2.
Философия и
культура.
|
2
|
2
|
2
|
-
|
1
|
Тема 4.3.
Философия и
глобальные проблемы современности.
|
3
|
3
|
2
|
1
|
1
|
Всего по
дисциплине
|
48
|
48
|
30
|
18
|
21
|
ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1Античная философия
1. Гераклит и Парменид - два великих философа древности. Учение о бытии
Парменида. Диалектика Гераклита.
2. Сократ и Платон - учители европейской цивилизации. Сократовская
ирония. Учение о нравственности. Героическая смерть Сократа. Учение Платона об
идеях. Проект утопического государства.
3. Древнегреческие циники (Диоген), их критика морали, эпатирующее
поведение и стремление к благу. Цинизм в современной жизни. Стоики и их учение
о добродетели и мудрой жизни (Сенека, Марк Аврелий). Скептицизм и его значение
для человеческого познания (Пиррон).
Литература
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях
древних философов. -М.,1979.
Хрестоматия по истории философии. В 3 т. Т.
1.-М.: Владос, 2000.
Занятие 2 Русская философия XIX - XX вв.
1. Спор славянофилов и западников об историческом пути России.
2. Философия В.С. Соловьева.
3. Философские идеи К. Н. Леонтьева и В.В. Розанова.
4. Н.А. Бердяев - выдающийся русский мыслитель XX века.
Литература
Философия. Учебник. 2-е изд. /Под ред. В.Д.
Губина, Т.Ю. Сидориной, В. П. Филатова. -М.: ТОН, 2001. Ч. I, гл. 7.
Хрестоматия по истории философии. В 3 т. Т. 2,3.-М.:
Владос, 2000. Чаадаев П.Я. Философические письма. -М., 1989. Письмо
первое.
Занятие 3. Человек как главная философская проблема
1 .Философия о происхождении и сущности человека.
2. Основные отношения человека.
3. Фундаментальные характеристики человека.
4. Основополагающие категории человеческого бытия.
Литература Губин В.Д. Основы философии. -М.:
ТОН, 1999. Ч. 2 га. 1.
Занятие 4.Проблема сознания
1. Философия о трех сторонах сознания: предметное сознание, самосознание
и сознание как поток переживаний (душа).
2. Идеальное и материальное.
3. Сознание, мышление, язык.
4. Сознание и бессознательное. Основные идеи
психоанализа 3 Фрейда и К. Юнга.
Литература
Губин В.Д. Основы философии. -М.: ТОН, 1999.
Ч. 2, гл. 2. Философия. Учебник. 2-е изд. /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.
Сидориной В. П. Филатова.-М.: ТОН, 2001. Ч. 5,
га. 7.
Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. -М.,
1992.
Занятие 5. Учение о познании
1. Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.
2. Методы и формы научного познания (индукция и дедукция, анализ и
синтез, гипотеза, эксперимент, моделирование).
3. Проблема истины.
Литература
Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. -М.:
Гардарики 2001 Разд. 2.
Философия. Учебник. 2-е изд. /Под ред. В.Д.
Губина, Т.Ю. Сидориной В. П. Филатова. -М.: ТОН, 2001. Ч. 2, гл. 2.
Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем.
-М., 1984.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ
РЕФЕРАТОВ:
1. Соотношение знания и мудрости в
философии.
2. Учение Сократа о нравственности.
3. Учение Платона о государстве.
4. Эпикур и его учение о счастье.
5. Стоическая философия об идеале мудрой жизни.
6. Значение трудов Р. Декарта для науки и философии.
7. Спор рационализма и эмпиризма в истории Новой философии.
8. Моральная философия И.Канта.
9. Г.В.Ф.Гегель о смысле
человеческой истории.
10. Философия пессимизма А. Шопенгауэра.
11. Основные идеи философии Ф.Ницше.
12. А.С. Хомяков— “Илья Муромец” русской философии.
13. П.Я. Чаадаев о русской истории.
14. Философия творчества Н.А. Бердяева.
15. Учение о человеке в философии экзистенциализма.
16. Современная наука и философия о проблеме возникновения человека.
17. Человек как тело и дух.
18. Фундаментальные характеристики человека.
19. Основополагающие категории человеческого бытия.
20. Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная
интерпретация.
21. Сознание, мышление, язык.
22. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда и К.
Юнга.
23. Пространство и время в современной научной картине мира.
24. Культ и культура.
25. Проблемы современной массовой культуры.
26. Культура и контркультура, основные контркультурные движения.
27. Основные философские концепции исторического развития: концепции
однолинейного развития (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).
28. Основные философские концепции исторического развития: концепции
многолинейного развития.
29. Основные философские концепции исторического развития: концепции
циклического развития.
30. Проблема “конца истории”.
31. Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в настоящее
время.
32. Основные функции искусства. Искусство и творение мира.
33. Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления.
ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате
освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
- основные
категории и понятия философии;
- роль
философии в жизни человека и общества;
- основы
философского учения о бытии;
- сущность
процесса познания;
- основы
научной, философской и религиозной картины мира;
- об условиях
формирования личности, свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных
и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники для студентов:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. сред. проф. учеб.
заведений / 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с.
Основные
источники для преподавателя:
1. Анишкин В.Г.,
Шманева Л.В. Великие мыслители; история и основные направления
философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
2. Балашов В.Е.
Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков
и Ко». 2008. – 172 с.
3. Кохановский
В.П. , Матяш Т.П., Яковлев В.П. , Жаров Л.В. Основы философии:
учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.:
Феникс. 2010. - 315 с.
4. Краткий
философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ- Пресс. 2010.
– 496 с.
5. Скирбекк Г.
История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.:
Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008 . - 779 с.
Интернет-ресурсы:
1.Интернет-справочник . Все
об учебниках [Электронный ресурс]- Режим
доступа : http://fp.edu.ru/p1.html
2. Философский словарь. Библиотека по философии [Электронный ресурс]-
Режим доступа : http://filosof.historic.ru/
3. Библиотека
философии и религии [Электронный
ресурс]- Режим доступа :
http://filosofia.ru/
Библиотека трудов, книг, статей и лекций по философии [Электронный ресурс]-
Режим доступа :http://www.philosoff.ru/
Библиотека Гумер: философия[Электронный
ресурс]- Режим доступа:
http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/index
philos.php
philosophy.ru - философский портал [Электронный
ресурс]- Режим доступа:
http://www.philosophy.ru/
История философии. Энциклопедия [Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://velikanov.ru/philosophy/
История философии в кратком изложении [Электронный
ресурс]- Режим доступа :
http://lib.ru/FILOSOF/SBORNIKI/cesh.txt
Ежегодник Института Философии Российской Академии Наук [Электронный
ресурс]-
Режим доступа : http://iph.ras.ru/page49562888.htm
Энциклопедия "История философии" [Электронный
ресурс]- Режим доступа:
http://slovari.yandex.ru/dict/hystory_of_philosophy
История философии. Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета [Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://www.i-u.ru/BIBLIO/archive/skirbek_istorija/
Библиотека философского факультета МГУ [Электронный ресурс]- Режим
доступа:
http://philos.msu.ru/
Электронная полнотекстовая философская библиотека Ихтика [Электронный ресурс]- Режим
доступа:
http://ihtik.lib.ru/index.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.