Главная / Биология / рабочая программа по естествознанию 5 класс

рабочая программа по естествознанию 5 класс

Пояснительная записка к рабочей программе

образовательной области «Естествознание»

5 класс


Настоящая рабочая программа курса «Естествознание» для 5 класса II ступени обучения составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования и авторской программы гр.авторов Суховой Т. С., Строганова В. И., И.Н.Пономаревой и др. (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с.).

Основная цель курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального мира (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строение вещества.

Задачи:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об окружающем мире;

  • овладение умениями работать с простейшим лабораторным оборудованием, организовывать собственную информационную и практическую деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами;

  • воспитание ответственного отношения к природе и собственному организму;

  • выработка навыков применения знаний о живой и неживой природе в повседневной жизни.

Программа курса естествознания в классах для детей с задержкой психического развития решая те же учебно-воспитательные задачи, что и в массовой общеобразовательной школе предполагает одновременно коррекционную направленность предусматривающую:

  • активизация познавательной деятельности учащихся

  • формирование общеинтеллектуальных умений и навыков

  • нормализацию учебной деятельности

  • развитие устной и письменной речи

  • формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки деятельности учащихся

Основная характеристика учебного предмета

Учебный предмет «естествознание»в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Учебное содержание курса представлено блоками знаний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Резервное время позволит учителю строить такие уроки с учетом уровня подготовки учащихся.

Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).

Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях.

Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.

При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т. е. единство материального мира.

С целью формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях (резервное время).Те материалы, которые в авторской программе были отмечены светлым курсивом и должны изучаться по усмотрению учителя, внесены для изучения в календарно-тематический план.

Место предмета в базисном учебном плане.

Программа имеет 8 содержательных разделов: «Что тебя окружает», «Многообразие природных явлений», «Химические явления», «Физические явления», «Биологические явления» « Особенности живого организма», «Движение в сферах планеты Земля», « Освоение природы человеком». В программе отводится 68 учебных часов для обязательного изучения естествознания в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю, в том числе практических работ-2, лабораторных работ-9, экскурсий-3

Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности

В результате учащиеся: овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Природоведение» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять. Анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике «Использовать примененные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и направлены на решение разнообразных жизненных задач.

В результате изучения естествознания ученик должен: знать/понимать:

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы; строение живой клетки (главные части);

  • -царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • -природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.

При реализации программы используется учебник: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2009.


Примерный учебно-тематический план.

Естествознание 5 класс


Разделы и темы

Периоды обучения

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Раздел 1. Как человек изучает природу

1.Введение. Что тебя окружает.

1.1.Живая неживая природа. Практическая работа 1.

1.2.Загадки природы. Практическая работа №2.

  1. Единство живой и неживой природы. Практическая работа №3.

  2. Изменяется ли окружающий нас мир?

  3. Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?

  4. Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?

Раздел 2. Многообразие природных явлений

2.1. Все течет, все изменяется.

2.2.Чем различаются химические и физические явления?

Раздел 3. Химические явления и живой и неживой природе

  1. Как узнать что химическая реакция произошла?

  2. Можно ли повлиять на химическую реакцию?

  3. Какие условия необходимы для реакции горения?

  4. Вещества, образуемые растениями.

  5. Подведем итоги.

Раздел 4. Физические явления в живой н неживой природе

4.1.Что необходимо знать, изучая физические явления?

4.2.Магнитные и электрические явления. Лабораторная работа №1.

4.3.Механическое движение в живой и неживой природе.

4.4.Световые явления в живой и неживой природе.

4.5.Свет в жизни живых организмов.

4.6.3вуковые явления в живой и неживой природе.

4.7. Подведем итоги.

Раздел 5. Биологические явления

5.1. Kак идет жизнь на Земле.

5.2.Прибор, открывающий «невидимое». Лабораторная работа №2.

5.3.Живое и неживое под микроскопом. Лабораторная работе №3.

Раздел 6. Особенности живого организма

6.1.Как размножаются живые организмы?

6.2.Как размножаются животные?

6.3.Как размножаются растения?

6.4.Строение семени. Лабораторная работа №4.

6.5.Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

6.6.Как переселяются растения?

6.7.Подвелем итоги.

6.8.Почему всем хватает места на Земле?

6.9.Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?

6.10.Правда ли. что растения кормят всех, даже хищников?

6.11.Подведем итоги.

6.12.Как питаются разные животные?

6.13.Как питается растение? Лабораторная работа №5.

6.14.Только ли лист кормит растение? Лабораторная работа №6 (по выбору).

6.15.Как питаются паразиты?

6.16.Подведем итоги.

  1. Нужны ли минеральные соли животным и человеку?

  2. Можно ли жить без волы?

  3. Можно ли жить не питаясь?

  4. Как можно добыть энергию для жизни?

6.21.Зачем живые организмы запасают питательные вещества?

6.22.Подведем итоги.

6.23.Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Лабораторная работа №7.

  1. Разнообразие клеток многоклеточных организмов. Лабораторная работа №8.

  2. Можно ли жить и не дышать?

  3. Возвращают и живые организмы вещества в окружающую среду?

  4. Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле.

Раздел 7. Движение в сферах планеты Земля и в космосе

7.1. Изменение облика Земли и живых организмов.

7.2. Движение литосферы.

7.3. Движение атмосферы.

7.4. Движение гидросферы.

7.5. Круговорот воды в природе.

7.6. Взаимосвязь сфер Земли.

7.7. 3накомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов. Лабораторная работа №9

7.8. Подведем итоги.

7.9. Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.

Раздел 8. Освоение природы человеком

8.1.Роль современной науки в жизни человечества.

8.2.Человек - часть природы.

8.3.Влияние человека на биосферу.

8.4.3адания на лето.

Резерв




1


1


1



1


1



1





1

1






1


1


1


1


1



1


1



1


















































1


1


1


1



1

1



1





1


1


1

1


1



1

1














































































1


1



1


1

1


1


1



1

1

1


1

1

1


1


1

1




1



1

1



1












































































































































1


1

1

1

1

1

1




1

1




1


1

1

1

2

Всего часов

16

14

22

16

За год

68

Содержание тем учебного курса

Естествознание 5 класс


1. Введение. Что тебя окружает.(7часов)

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений при постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

Экскурсия №1 «Живая и неживая природа»

Практическая работа «Уход за комнатными растениями»

В результате изучения данного раздела ученик должен знать/понимать:

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • тела живой и неживой природы (перечислять, приводить примеры представителей); среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать;

  • уметь характеризовать тела живой и неживой природы;

  • правильно ухаживать за комнатными растениями;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.

2. Многообразие явлений природы.(3часа)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые сложные вещества, смеси. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины о сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни разных условиях среды обитания.

В результате изучения данного раздела ученик должен знать/понимать:

  • многообразие тел, веществ;

  • состав живых организмов.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • выявлять приспособления растений и животных к разным условиям среды.

3. Химические явления в живой и неживой природе (5часов)

Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т. п.)Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

В результате изучения данного раздела ученик должен уметь:

  • проводить опыты, демонстрирующие горение веществ. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль.

4. Физические явления в живой и неживой природе (7часов)

Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т. п.).Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости и т. п.).

В результате изучения данного раздела ученик должен знать/понимать:

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • физические явления (механические, тепловые, световые), и их использование в повседневной жизни описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ.

5. Биологические явления (3часа)

Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии (использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений и т. п.).

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян

Лабораторная работа №2 «Знакомство с микроскопом»

Лабораторная работа №3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени»

В результате изучения данного раздела ученик должен:

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • проводить опыты, демонстрирующие влияние температуры, света, влажности на прорастание семян;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты.

6. Особенности живого организма (27часов)

Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев (электронных коллекций) и др.); Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.).

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.)- Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т. п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Лабораторная работа №4 «Изучение строения семени»

Лабораторная работа №5 «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа»

Лабораторная работа №6 «Рассматривание корней растений»

Лабораторная работа №7 «Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом»

Лабораторная работа №8 «Разнообразие клеток многоклеточных организмов»

Практическая работа №2 «Подкармливание птиц зимой»

Экскурсия №2 «Как переселяются растения»

В результате изучения данного раздела ученик должен:

  • проводить опыты, демонстрирующие горение веществ. описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • знать правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т. п.);

  • знать простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах);

  • понимать взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.).

7. Движение в сферах планеты и в космосе. (9часов)

Изменение облика Земли и живых организмов. Движение литосферы. Движение атмосферы. Движение гидросферы. Круговорот воды в природе. Взаимосвязь сфер Земли. Горные породы, образовавшиеся с участием живых организмов.

В результате изучения данного раздела ученик должен знать/понимать:

  • модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • определять стороны горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать).

8. Освоение человеком природы. (5 часов)

Роль современной науки в жизни человечества. Человек — часть природы. Влияние человека на биосферу.

Лабораторная работа №9 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения»

В результате изучения данного раздела ученик должен знать:

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.



Требования к уровню подготовки учащихся: в результате изучения курса «Естествознания»

Учащиеся должны знать:

  • положение о том, что все в природе находится в движении: движение — форма существования материи;

  • относительность движения и покоя;

  • понятия «вещество» и «тело»;

  • примеры и основные признаки химических реакций;

  • основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;

  • основные процессы, происходящие в живых организмах;

  • примеры движений в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения, вулканизм);

  • причины изменения поверхности Земли;

  • причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;

  • движение Земли (суточное, вокруг Солнца).


Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные явления, делать выводы;

  • проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

  • использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;

  • выявлять взаимосвязи организмов и среды;

  • составлять пищевые цепи;

  • находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;

  • объяснять причины изменения поверхности Земли;

  • объяснять причины смены дня и ночи, времен года.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

  • следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;





Учебно-методический комплекс

Основная литература


  1. Методическое пособие для учителя: Природоведение: 5 класс: методическое пособие/Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

  2. Программы: авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М. Вентана-Граф, 2008.

  3. Учебник: Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М. Вентана-Граф, 2011.


Дополнительная литература

Литература для учителя:


  1. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. серии « Твой первый атлас определитель»: Животные леса. Птицы леса, Животные луга, Рыбы наших водоёмов.-М.: Дрофа, 2008.

  2. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. - М.: «5 за знания», 2006.

  3. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека / К.Ю. Еськов. - М.: НЦ ЭНАС, 2004.

  4. Тимофеева Л. Л. Мастер-класс. Уроки природоведения в 5 классе М.: Дрофа, 2007.


Литература для учащихся:


  1. Бровкина Е.Т., Сивоглаов В.И. серии « Твой первый атлас определитель»: животные леса, птицы леса, животные луга, рыбы наших водоёмов.- М.: Дрофа, 2008.

  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Дрофа, 2003.

  3. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Детская литература, 1995.

  4. Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1992.


Оборудование и приборы:


  1. Компьютер, проектор, интерактивная доска.

  2. Лабораторное оборудование: лупы, термометры, ножницы, скальпели, препаровальные иглы, пинцеты, пипетки, пробирки, держатели для пробирок, предметные и покровные стёкла, спиртовки, магниты.

  3. Микроскопы, готовые микропрепараты тканей растений и животных.

  4. Гербарные растения.

  5. Коллекции горных пород.



Критерии оценивания


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:

Выполнил работу без ошибок и недочетов.

Допустил не более одного недочета

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Не более двух недочетов.


Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

Не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.


Оценка «2» ставится, если ученик:Допустил число ошибок недочетов превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».

Если правильно выполнил менее половины работы.

Не приступил к выполнению работы.

Критерии и нормы устного ответа по биологии.


Оценка «5» ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

Полностью не усвоил материал.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по биологии:

Оценка «5» ставится, если ученик:

Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений проводить наблюдения по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:

Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).

Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное.

Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.

Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).

Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

4. Не владеет умением проводить наблюдение.

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение тестовой работы в отметку по пятибалльной шкале

«5»- 80-100% выполнения

«4» -56-79%выполнения

«3» - 32-52% выполнения

«2» -0-31 %выполнения


































































рабочая программа по естествознанию 5 класс
  • Биология
Описание:

Рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса. Настоящая программа рассчитана на изучение  естествознания   в течение 68 часов (2 часа в неделю).

       Здесь даны критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ  

по биологии. Оценка  устного ответа по биологии. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по биологии. Оценка умений проводить наблюдения по биологии.

       Примерный учебно-тематический план по естествознанию, где темы уроков распределены по четвертям.

       Содержание тем учебного курса по естествознанию, где приведены темы, основные понятия, знания и умения.

      Даны основные понятия к умениям учащихся, учебно – методический комплекс к программе, литература.

 

     Список лабораторных работ.

Автор Круглова Елена Владимировна
Дата добавления 18.03.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 1155
Номер материала 58328
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓