Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Румянцевская средняя общеобразовательная
школа»
Истринского муниципального района
Согласовано
Заместитель директора
по УР_________________Н.П.Руденко
«____»________________2012г.
|
Утверждаю
Директор школы
________________
О.А.Зайцева
«_____»______________2012г.
|
Рабочая программа
по элективному
курсу
«Подготовка к ЕГЭ по биологии»
Составила:
учитель биологии
Зайцева О.А.
Пояснительная записка.
Экзамен по биологии – одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные
экзамены по курсу биологии проводятся в два этапа: за курс основной и полной
средней школы, а также вступительные экзамены в ВУЗ после
11-го класса.
В учебниках по биологии 6 – 8 классов материал изложен упрощённо, что
недостаточно для нормальной сдачи экзамена в 11 классе. Отдалённость сдачи
экзамена за курс основной школы также является источником потери некоторого
количества знаний по изученным ранее дисциплинам.
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным
компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на
углубленном уровне и предназначена для изучения биологии
и на подготовку
учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии по разделам ботаники, зоологии, биологии
человека, а также наиболее сложным темам общей биологии. Данный курс поможет учащимся
повторить основные разделы школьной программы по этим направлениям биологии,
систематизировать материал и извлекать необходимую информацию из большого числа
источников и более эффективно подготовиться к ЕГЭ. Курс
рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год в 11 классе:
Теоретическая
часть (лекции) – 27 часов
В ходе изучения
теории предусмотрено 8 тестовых проверок
Практическая
часть- 7 часов
Цель:
ü
Углубить и расширить знания о живых организмах,
опираясь на науки ботаника, зоология, анатомия человека, общая биология.
ü
Создать условия для развития творческого мышления,
умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.
Задачи:
ü
Образовательные: обеспечить закрепление основных
биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений
и навыков наблюдать, ставить опыты и общеучебных умений (работа с учебником,
тетрадью, словарём); усвоение учащимся законов, теорий, научных идей, фактов.
ü
Развивающие: развитие у учащихся навыков учебного
труда и самостоятельной работы; интереса к предмету; формировать умения
выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов
жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы
товарищей
ü
Воспитывающие: воспитание культуры труда
Основное содержание курса.
Тема 1. «Царства Бактерий и Грибов»
|
2 часа
|
Тема 2. «Царство Растения».
|
5 часов
|
Тема 3. «Царство Животные»
|
7 часов
|
Тема 4. «Строение и функции организма человека»
|
5 часов
|
Тема 5. «Организация живых
организмов»
|
3 часа
|
Тема 6. «Свойства
живых организмов»
|
5 часов
|
Тема 7. «Эволюция живых
организмов»
|
2 часа
|
Решение тестовых заданий ЕГЭ прошлых лет
|
5 часов
|
Итого
|
34 часа
|
Данный курс поделен на несколько тем т.к. программа охватывает все
биологические понятия, которые изучаются в школе. В темах изучается не только
теоретическая часть, но и на практическая - например, решение генетических
задач, а так же решение задач на определение последовательности аминокислот в
молекуле белка, решение типовых тестов ЕГЭ за предыдущие года.
Календарно – тематическое планирование.
№\п
|
Тема.
|
Кол-во
часов
|
Формы
и методы работы
|
1.
|
Царство Прокариоты. Архебактерии. Настоящие
бактерии. Оксифотобактерии.
|
1
|
Лекция.
|
2.
|
Царство Грибы. Строение, питание,
размножение, экология
|
1
|
Лекция.
Тестовая проверка
|
|
Царство
Растения.
|
5
|
|
3.
|
Общая характеристика. Строение растений и их
органов. Размножение.
|
|
Лекция.
|
4.
|
Низшие растения
|
|
Лекция
|
5.
|
Мохообразные и папоротникообразные
|
|
Лекция.
Тестовая проверка
|
6.
|
Голосеменные
|
|
Лекция.
|
7.
|
Семейства Покрытосеменных растений
|
|
Лекция.
Тестовая проверка
|
|
Царство
Животные.
|
7
|
|
8.
|
Общая характеристика. Простейшие животные
|
|
Лекция.
|
9.
|
Типы Беспозвоночных животных
|
|
Лекция.
|
10.
|
Тип Членистоногие
|
|
Лекция.
Тестовая проверка
|
11.
|
Тип Хордовые: класс рыбы
|
|
Лекция.
|
12.
|
Классы земноводные и пресмыкающиеся
|
|
Лекция.
|
13.
|
Класс Птицы
|
|
Лекция.
|
14.
|
Класс Млекопитающие.
|
|
Лекция.
Тестовая проверка.
|
|
Строение
и функции организма человека
|
5
|
|
15.
|
Опорно-двигательная система
|
|
Лекция.
|
16.
|
Кровеносная и дыхательная системы
|
|
Лекция.
|
17.
|
Пищеварительная и выделительная системы
|
|
Лекция.
|
18.
|
Органы чувств.
|
|
Лекция.
|
19.
|
Нервная система и органы чувств
|
|
Лекция.
Тестовая проверка
|
|
Организация
живых организмов
|
3
|
|
20.
|
Клетка – элементарная биологическая система.
Химическая организация клеток. Обмен веществ и энергии в клетке
|
|
Лекция.
|
21.
|
Строение и функции клетки.
|
|
Лекция.
|
22.
|
Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз
|
|
Лекция. Тестовая проверка.
|
|
Свойства
живых организмов
|
5
|
|
23.
|
Основные понятия генетики. Законы Менделя.
|
|
Лекция.
|
24.
|
Решение задач по генетике.
|
|
Практика
|
25.
|
Взаимодействие генов.
|
|
Лекция.
|
26.
|
Генетика пола, сцепленное с полом
наследование.
|
|
Лекция.
Решение задач.
|
27.
|
Генетика и селекция
|
|
Лекция. Зачёт.
|
|
Эволюция
живых организмов.
|
2
|
|
28.
|
Теория Ч. Дарвина. Микроэволюция.
|
|
Лекция.
|
29.
|
Макроэволюция. Происхождение
человека.
|
|
Лекция. Тестовая проверка.
|
30-32.
|
Решение тестовых заданий ЕГЭ прошлых лет
|
3
|
Практика
|
33-34.
|
Анализ тестовых заданий
|
2
|
Практика
|
Литература:
- Анатомия и
физиология человека /Сост. Е.П. Сидоров. - М: МП «Поликоп» и СП «Маркетинг
— 21», 1991.
- Демонстрационный
вариант контрольных измерительных материалов единого государственного
экзамена 2012 по биологии. - Федеральное государственное научное
учреждение «Федеральный институт педагогических измерений».
- Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для подготовки единого государственного
экзамена 2012 по биологии. - Федеральное государственное научное
учреждение «Федеральный институт педагогических измерений».
- Мамонтов С.Г.
Биология: Справ. Издание. - М: Высшая школа, 1992.
- Медников Б.М.
Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. - М: Просвещение,
1994
- Самое полное
издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009,2010,2011: Биология
/Авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. - М.: АСТ: Астрель,2009.
Оборудование:
1. Печатные
пособия.
Таблицы:
1.
Генетика
2.
Схема строения клеток живых организмов
3.
Уровни организации живой природы
Информационно
– коммуникационные средства:
1.
Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые,
контролирующие) по общей биологии.
2.
Электронная библиотека по общей биологии.
2. Экранно –
звуковые пособия:
Видеофильмы:
1.
Фрагментарный видеофильм по генетике
2.
Фрагментарный видеофильм по селекции живых
организмов
3.
Технические средства обучения
1.
Видеомагнитофон
2.
Компьютер мультимедийный
3.
Мультимедийный проектор
4.
Телевизор
5.
Экран проекционный
4.
Натуральные объекты
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, экологические особенности разных групп
растений
Гербарии культурных растений, иллюстрирующие результаты искусственного отбора
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.