Главная / Информатика / Рабочая программа по элективному курсу по информатике "Компьютерное моделирование математических задач" для 10 класса

Рабочая программа по элективному курсу по информатике "Компьютерное моделирование математических задач" для 10 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №91»



Программа рассмотрена на заседании методического объединения

учителей математики и информатики

Протокол № __
от ___________



Программа рекомендована

педагогическим

советом МБОУ «СОШ №91

Протокол №__ от________________.


УУТВЕРЖДЕНА: приказом директора
МБОУ «СОШ № 91»

оот ____________ ____

________________

Якушина Е.В.






Рабочая программа


Компьютерное моделирование математических задач

(курс)




для 10б класса







Составитель программы

учитель МБОУ «СОШ №91»

Струкова Наталья Викторовна





г. Новокузнецк, 2014г.



Пояснительная записка


Элективные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы по информатике открывают новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер. К ним, в частности, относятся:

  • поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации в открытом информационном обществе и всей окружающей реальности;

  • проектирование на основе информационного моделирования объектов и процессов;

  • умение решать принципиально новые задачи, порожденные новым информационным подходом к анализу окружающей действительности.


Планирование составлена на основе Программы элективных курсов, рекомендованных Минобразования и НФПК, «Компьютерное моделирование математических задач» (автор Сулейманов Р.Р.). Сулейманов, Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс. [Текст] : методическое пособие / Сулейманов Р. Р. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 154c.;

Курс рассчитан на 1 год изучения в 10 или 11 классах по 1 часу в неделю. Всего 35 часов в год.


Значимость курса

Курс «Компьютерное моделирование математических задач» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащихся физико-математического, и информационно-технологического профилей старших классов общеобразовательной школы.

Материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулирует развитие другой.

В данном курсе дается углубленное представление о математическом аппарате, используемом в информатике, показывается, как теоретические результаты, полученные в математике, послужили источником новых идей и результатов в теории алгоритмов, программировании и в других разделах информатики.

Компьютерное моделирование достаточно широко используется при изучении различных тем и курсов информационных технологий.

Моделирование — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс задач и действий по их решению, завершающийся созданием творческого продукта.

В основе компьютерного моделирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно организовать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления. Компьютерное моделирование, если оно используется в рамках определенного предмета, лежит в области дидактики, частных методик. Компьютерное моделирование — дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций по овладению определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

Компьютерное моделирование — это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, творчески подойти к учебе.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.


Изучение курса «Компьютерное моделирование математических задач» направлено на достижение следующих целей.

1. В направлении личностного развития:

развитие логического и критического мышления, культуры речи, способностей к умственному и компьютерному эксперименту;

формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

развитие исследовательских умений и навыков;

профессиональная ориентация школьников;

развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

воспитание критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, умения видеть алгоритмы и их конструкции;

формирование представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач;

развитие умения контролировать процесс и результаты

учебной деятельности;

развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, алгоритмов, программ.

2. В метапредметном направлении:

формирование представлений о математике и информатике как части общечеловеческой культуры, о значимости компьютерного моделирования в развитии цивилизации и современного общества;

развитие представлений о компьютерном моделировании как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта моделирования математических задач;

объяснение общих подходов в интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

3. В предметном направлении:

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения этих знаний в повседневной жизни;

создание фундамента для дальнейшего изучения математики, формирования механизмов мышления, характерных для математического подхода;

формирование представлений о роли информации и информационных процессов в социальных, биологических и технических системах;

овладение алгоритмическим мышлением, понимание необходимости формального описания алгоритмов;

овладение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

овладение понятиями основных конструкций программирования (ветвление, цикл, подпрограмма); умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

овладение стандартными приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования, методикой отладки таких программ;

обучение использованию готовых прикладных компьютерных программ;

формирование представления о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса), о способах хранения и простейшей обработке данных;

овладение понятием сложности алгоритма; знание избранных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

овладение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), получение представлений о базовых типах данных (целые, вещественные, символьные, строковые, логические) и структурах данных;

обучение использованию основных управляющих конструкций.


Основные задачи курса

  • сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;

  • показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;

  • сформировать умения решения исследовательских задач;

  • сформировать умения решения практических задач;

  • развить способность к самообучению.


В результате изучения курса учащиеся будут

знать:

  • о роли фундаментальных знаний (математики) в развитии информатики,

  • особенности компьютерной арифметики над целыми числами,

  • способы представления вещественных чисел в памяти компьютера,

  • основные алгоритмические конструкции: линейный алгоритм, ветвление, цикл, подпрограмма.

  • основы языка программирования Pascal,

  • числовые, логические, символьные и строковые типы данных,

  • понятия одномерных и двумерных массивов,

  • общие методики решения задач,

  • Численные методы решения задач,

  • стандартные приемы написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования.

уметь:

  • понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня (Pascal);

  • анализировать алгоритмы, написанные на языке программирования Pascal;

  • решать стандартные задачи с использованием языка программирования Pascal.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях;

  • изучения смежных дисциплин;

  • применения этих знаний в повседневной жизни.


Основное содержание

Модуль 1. Типовые задачи целочисленной математики (18ч.)

Данный модуль включает в себя следующие темы: «Решение типовых математических задач», «Простые числа», «Решение задач методом обобщения и аналогии», «Разложение натурального числа на натуральные слагаемые», «Целочисленные треугольники», «Фигурные числа», «Целочисленные решения линейных уравнений», «Китайская теорема об остатках», «Совершенные числа». Здесь рассмотрены решения задач на определение чисел с заданными условиями, вычисление наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного, приведены задачи, связанные с определением делителей числа, простых и совершенных чисел. При решении задач, связанных с простыми числами, рассмотрена общая методика решения задач по программированию, приведены конкретные приемы и методы решения задач.

Модуль 2. Численные методы (13ч.)

Численные методы рассматриваются в составе тем: «Вычисления на компьютере», «Вычисление элементарных функций», «Приближенное решение уравнений», «Решение систем линейных уравнений», «Численное интегрирование», «Численное решение дифференциальных уравнений», «Статистическая обработка данных». Здесь приведены краткие сведения о применении различных численных методов и даны готовые программы для их реализации.



УМК по курсу «Компьютерное моделирование математических задач»


  1. Сулейманов, Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс. [Текст] : учебное пособие / Сулейманов Р. Р. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 384c.;


  1. Сулейманов, Р.Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс. [Текст] : методическое пособие / Сулейманов Р. Р. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 154c.;


Тематическое планирование курса

(35 часов, 1 час в неделю)


N

Название модуля

Кол-во часов

1

Решение математических задач.

18

2

Численные методы.

13

3

Зачёт по темам курса

2

4

Резерв.

2


ИТОГО:

35


Календарно-тематическое планирование по курсу
«Компьютерное моделирование математических задач»
для 10б класса, 1 час в неделю, 35 часов в год


N п/п

Тема

Кол. часов

Дата


Решение математических задач

18


1/1

Техника безопасности. Процессы моделирования и формализации.

1

2/2

Запись математических выражений с помощью языка программирования. Числовые типы данных

1

3/3

Основные алгоритмические структуры. Ветвление

1

4/4

Основные алгоритмические структуры. Оператор выбора

1

5/5

Основные алгоритмические структуры. Циклы

1

6/6

Типовые задачи целочисленной математики

1

7/7

Решение задач целочисленной математики. Логический тип данных

1

8/8

Простые числа

1

9/9

Решение задач методом обобщения и аналогии.

1

10/10

Решение задач на тему «Целочисленные треугольники»

1

11/11

Фигурные числа

1

12/12

Целочисленные решения линейных уравнений.

1

13/13

Китайская теорема об остатках

1

14/14

Совершенные числа.

1

15/15

Разложение натурального числа на натуральные слагаемые.

1

16/16

Решение задач на разложение натуральных чисел

1

17/17

Контрольная работа по теме «Решение математических задач»

1


18/18

Анализ контрольной работы

1



Численные методы

13


19/1

Вычисления на компьютере

1


20/2

Вычисление значения многочлена.

1


21/3

Вычисление квадратного корня из 2.

1


22/4

Золотое сечение.

1


23/5

Цепные дроби.

1


24/6

Вычисление элементарных функций.

1

25/7

Приближенное решение линейных уравнений.

1

26/8

Решение систем линейных уравнений.

1

27/9

Решение нелинейных уравнений.

1

28/10

Статистическая обработка данных.

1

29/11

Решение задач по теме «Численные методы»

1

30/12

Контрольная работа по теме «Численные методы»

1

31/13

Анализ контрольной работы

1

32

Подготовка к зачёту по темам курса

1

33

Зачёт по темам курса

1

34

Резерв

1

35

Резерв

1



Рабочая программа по элективному курсу по информатике "Компьютерное моделирование математических задач" для 10 класса
  • Информатика
Описание:

Планирование составлена на основе программы элективных курсов «Компьютерное моделирование математических задач» (автор Сулейманов Р.Р.). Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели курса, требования к знаниям и умениям учащихся, основное содержание,тематическое и календарно-тематическое планирование. В 10 классе курс рассчитан на 35 часов в год по 1 часу в неделю. 

Курс «Компьютерное моделирование математических задач» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащихся физико-математического, и информационно-технологического профилей старших классов общеобразовательной школы.

Автор Струкова Наталья Викторовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Информатика
Подраздел Планирования
Просмотров 1799
Номер материала 2164
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓