Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Методического совета приказом МОУ «СОШ №19»
протокол №__
от__________20__ г. №____
от______________20__ г.
Председатель
МС Директор
школы
Евтюгина О.И.
______________ Сморгова Е. С.
_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Папа, мама, я – богатая семья»
9 класс
Составитель:
Попова Наталья Анатольевна,
учитель истории и обществознания
Абакан, 20___
Пояснительная записка.
То, что начинать изучение экономики нужно ещё в школе, сегодня, наверное, понимают все. И предприниматели, открывающие собственное дело, и руководители производства, которым необходимы более квалифицированные и экономически грамотные работники, и родители, стремящиеся дать своему ребёнку соответствующую подготовку, и педагоги, осознающие, что курс полноценного образования школьников должен включать основы экономики, и школьники, которых всё больше интересуют сугубо экономические вопросы.
В условиях рыночных
отношений необходимо умело принимать экономические знания на практике.
Ознакомление учащихся с основами экономики, на примере ведения
домашнего хозяйства признаётся целесообразным.
Основная цель курса – овладение обучающимися знаний основ домашней
экономики, формирование у них навыков ведения домашнего хозяйства.
При этом необходимо решать следующие задачи:
1.
Познакомить учащихся с экономической жизнью
семьи, семейным бюджетом, рациональным
расходованием средств.
2.
Научить осуществлять несложные экономические
расчёты.
3.
Подготовить к жизни в условиях ограниченности
ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора.
4.
Сформировать качества рачительного хозяина и
покупателя.
Программа курса является самостоятельным курсом,
позволяющим детям овладевать навыками
ведения домашнего хозяйства. Логика подачи материала
подразумевает поэтапное раскрытие темы с последующей практической
реализацией. Эффективность программы обеспечивается последовательностью
изучения учебного материала, и новые знания опираются
на опыт учащихся.
Обучение предполагает
использование активных форм работы, таких, как
деловая игра «Бюджет семьи», занятия - практикумы, составление хозяйственной и кассовой книги, составление меню на день, неделю; защита
рекламы, которую хотелось бы видеть покупателю.
Программа курса « Мама, папа,
я - богатая семья», относится к предметам по выбору в рамках
предпрофильной подготовки учеников 9-х классов.
Курс относится к
межпредметному, т.к. происходит пересечение экономических,
правовых, социологических, математических знаний.
(экономические - роль семьи в обществе, семейный бюджет; ресурсы
семьи и т.д.
-правовые - знакомство с законом о правах потребителей, законом о рекламе;
социологические - семья - ячейка общества, состав семьи.
математические - расчёт бюджета семьи, хозяйственной и кассовой книги.)
Учащиеся этой возрастной
группы могут мыслить логически, рассуждать теоретически и
заниматься самоанализом. Их отличает повышенная
познавательность и творческая активность, стремление узнать что-то новое, чему-либо научиться, причём делать всё по-настоящему, профессионально, как взрослые.
Курс рассчитан на 16 часов,
рекомендуется проводить во второй четверти.
Форма контроля деятельности учащихся: выполнение
тестовых заданий, участие в игре, занятии -
практикуме. На заключительном занятии учащиеся
получают итог своей деятельности: зачёт - незачёт, который складывается в результате накопительной системы.
Для более объективного и
дифференцируемого подхода к оцениванию итогов работы
учащихся уместна 10-бальная система. Критерии могут быть следующими:
9-10 баллов - учащийся блестяще освоил
теоретический материал курса, получил
навыки в его применении при решении конкретных задач, имеющих прикладной характер; он отличался активным
участием в диспутах и обсуждениях
проблем, поставленных и решаемых в данном курсе; кроме того, ученик отличился творческим подходом и
большой заинтересованностью как при
освоении курса в целом, так и при выполнении порученных ему учителем заданий.
6-8 баллов - учащийся
освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со
стандартным заданием; ученик справился с написанием рефератов,
но проявил компилятивные способности, выполнил (но
без проявления явных творческих способностей) домашние задания; можно сказать, что оценка за усердие и прилежание, которое привели к определённым положительным результатам, свидетельствующим и об
интеллектуальном росте.
3-5 баллов - учащийся
освоил наиболее простые идеи и методы курса, что
позволило ему достаточно успешно выполнить такие задания, как написание двух рефератов.
1-2 балла - ученик не
проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении
курса (скорее всего, выбор им этого элективного курса оказался
ошибкой), написанию рефератов и выполнению индивидуальных
домашних заданий; дискуссии были для ученика неинтересны,
и он уклонялся от участия в них.
Таким образом, для получения
зачёта, учащиеся должны набрать сумму баллов от 36 до 60.
Требования к уровню
подготовки учащихся.
Учащиеся, прослушавшие данный курс, должны:
1.Знать и уметь объяснить основные экономические понятия, имеющие отношение к потребительскому поведению.
2. Уметь искать и анализировать потребительскую информацию. Знать
основные средства массовой информации, центральные и местные, в которых
публикуются материалы по потребительской тематике. 3.Уметь
выбирать товар или услугу из ряда аналогичных, ориентируясь на собственные
предпочтения, цену, неценовые факторы (качество, гарантии, послепродажное
обслуживание и т.п.)
4. Уметь рационально планировать личный бюджет. Иметь представление о доходных и расходных статьях семейного бюджета.
5. Уметь производить денежные расчеты, составлять хозяйственную и кассовую книги.
6. Уметь грамотно вести себя при покупке товара.
7. Критически оценивать рекламную информацию.
Содержание.
1.Домашняя экономика (2 ч)
Цели и задачи экономики.
Семья - первичная социально- экономическая ячейка
общества. Состав семьи. Экономические связи в семье. Семейное хозяйство,
его составляющие. Финансовая документация. Ресурсы семьи. (см. приложения № 1,
2, 3, 5)
2. Бюджет семьи (6 ч)
Понятие о бюджете семьи.
Анализ и планирование семейного бюджет. Источники доходов
семьи. Забота государства о семье и её бюджете. Роль школьника
в увеличении доходной части семейного бюджета. (см. приложения № 4, 6, 8)
3. Расходы семьи
(5 ч)
Постоянные и переменные расходы. Экономия средств. Ограниченность ресурсов семьи. Рост потребностей. Распределение
бюджета. Хозяйственная книга.
Расходы на услуги. Затраты на питание. Составление меню семьи на день, неделю. (см. приложения № 7, 9,10,12)
4.Менеджмент в домашней экономике (4 ч)
Осуществление учета,
планирования, организации и контроля в домашней экономике. Рациональное
использование ресурсов семьи. Забота каждого члена
семьи об общем благополучии. Экономические возможности семьи. Покупка товаров и услуг. Правила покупки товаров
и услуг. Анализ рекламы. Реклама
товаров. Инструкции пользования товарами и услугами. (см. приложение № 11, )
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.