Инфоурок Другое Другие методич. материалыРабочая программа по экономике (10 класс)

Рабочая программа по экономике (10 класс)

Скачать материал

Администрация Каменского района Алтайского края

муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Аллакская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрено

 на заседании  ШМО 

Протокол №__1_

от «__» августа 2014 года

 

Утверждаю

Директор школы

__________________С.В.Старикова

                                                      

.

 

 

 

 

 

Рабочая программа по экономике 10  класс,

профильный  уровень

Срок реализации программы: 1 год

 

 

 

 

 

Разработана на основе авторской программы

по экономике для  общеобразовательных учреждений

(авторы: С.И. Иванов, М.А. Скляр)

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель : учитель истории 

первой категории

Шабанова Людмила Геннадьевна

 

 

 

 

 

с.Аллак 2014г

Пояснительная записка.

Рабочая программа по экономике для обучающихся 10 классов составлена на основе:

-  Федерального компонента государственного стандарта общего образования по программе: С.И. Иванов, М.А. Скляр. «Экономика. Основы экономической теории».

- Программа для 10-11 классов (профильный уровень). Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2008.

Изучение курса ориентировано на использование учебника: « Экономика. Основы экономической теории» 10-11 класс. Под ред. Иванова С.И. Профильный уровень образования. Учебник для общеобразовательных учреждений. (В 2-х книгах.) – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

Школьное экономическое образование ставит следующие цели обучения:

развитие экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, мировой экономики, экономике России;

овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

освоение основных экономических принципов функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

 

Основными направлениями развития умений и навыков являются:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;                                                                                         - применение математических знаний в экономической сфере;                          - применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;          - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

 

Место предмета в учебном плане школы.

Учебный план МКОУ «Аллакская СОШ» предусматривает изучение экономики  в 10 классе на профильном уровне в соответствии с социально-экономическим профилем,  в объеме   102 часов из расчета 3 часа в неделю.

 

Содержание программы

Тема 1. Предмет и метод экономической науки.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Ограниченность ресурсов и ограниченность доходов. Проблема выбора. Экономические блага. Ресурсы и факторы производства. Природные ресурсы, капитал и труд. Факторы производства и создаваемые ими доходы.

Проблема выбора и альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.

Фундаментальные проблемы экономики: что производить? Как производить? Для кого производить? Определение предмета экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика.

Метод экономической науки. Экономическая модель. Экономические переменные. Номинальные и реальные показатели.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать/понимать

-особенности предмета экономической науки;

-фундаментальные проблемы экономики;

-знать основные методы экономических исследований;

-различия между нормативной и позитивной экономикой, уметь иллюстрировать их на примерах;

-что такое экономические блага и уметь отличать их от свободных благ;

-что такое общественные блага и уметь отличать их от частных благ;

-классификацию факторов производства и уметь их различать;

-виды доходов, получаемых собственниками факторов производства.

-что означает рациональное поведение человека и каковы его признаки;

-суть проблемы выбора в условиях ограниченных ресурсов;

-понятие альтернативной стоимости и использовать принцип альтернативной стоимости для объяснения экономического выбора;  иллюстрировать примерами из окружающей жизни:

-строить график КПВ; объяснять принципы, лежащие в ее основе;

-закон возрастания альтернативных затрат;

-суть понятия экономической эффективности

уметь

-объяснять экономические явления с помощью альтернативной стоимости и выгоды обмена;

-строить графики в экономических моделях;

-строить кривую производственных возможностей;

-вычислять альтернативную стоимость принятого решения;

-определять уравнение кривой производственных возможностей для случая с постоянной альтернативной стоимостью.

-решать задачи на международную торговлю: определение торговых возможностей стран в условиях торговли.

Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика.

Основные черты административно-плановой системы. Государственная собственность на ресурсы. Централизованное распределение трудовых ресурсов. Планирование экономики. Несостоятельность планового управления экономикой.  Основные черты рыночной системы. Рынок и его функции. Частная собственность и конкуренция. «Невидимая рука рынка». Виды рынков. Ограниченность возможностей рынка и смешанная экономика. Частные и общественные блага. Роль государства в рыночной экономике. Смешанная экономика. Пределы вмешательства государства в экономику.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать/понимать

-различия в способах решения фундаментальных экономических проблем, стоящих перед каждой экономической системой;

-определение рынка, понимать условия возникновения рынка (разделение труда, специализация, обмен, торговля),

-роль ценового механизма и конкуренции в рыночной экономике (каким

образом ценовой механизм и конкуренция решают фундаментальные проблемы экономической организации общества);

-причины и форму вмешательства государства в развитие рыночной экономики.

уметь:

-отличать типы рыночных систем друг от друга;

-отличать частные блага от общественных благ;

- приводить примеры положительных и отрицательных внешних эффектов;

-оценивать влияние детерминант на изменение спроса, отображать эти изменения графически;

- строить шкалу предложения и кривую предложения;

-находить  равновесную цену и равновесное количество товара,  величину товарного дефицита и излишка товаров.

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие.

Понятие спроса и закон спроса. Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Обоснование закона спроса. Ценовой барьер. Эффект дохода. Эффект замещения. Убывание предельной полезности товара. Эффект Гиффена.

Неценовые факторы, влияющие на спрос.

Понятие предложения и закон предложения. Величина предложения. Кривая предложения, закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Рыночное равновесие. Понятие совершенной конкуренции. Точка пересечения кривых спроса и предложения. Равновесная цена.

Реакция рынка на изменение спроса и предложения. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Государственное регулирование цен и рыночное равновесие.

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать/понимать

-понятие «спрос» и факторы, формирующие спрос;

-понятия «индивидуальный спрос» и «рыночный спрос»;

- различие между понятиями «спрос» и «величина спроса», иллюстрировать это на примерах;

-факторы, воздействующие на изменение величины спроса и на изменение спроса;

-правильно определять направления смещения кривой спроса при его изменениях;

-закон спроса;

-функциональную зависимость величины спроса от цены, знать способы задания функции спроса;

-понятия «предложение», «индивидуальное предложение» и «рыночное предложение»;

-факторы, формирующие предложение;

-различие между понятиями «предложение» и «величина предложения», иллюстрировать это на примерах;

-закон предложения;

-функциональную зависимость величины предложения от цены, знать способы задания функции предложения;

-определение понятий «рынок», «рыночное равновесие» и «равновесная цена», «равновесное количество»;

-различие между объемом спроса и объемом покупок, между объемом предложения и объемом продаж»;

-как изменение любого из факторов, воздействующих на спрос или предложение, могут изменить равновесную цену и объем, и объяснить с помощью графической модели;

-как изменение цены на одном рынке может воздействовать на цены на других рынках;

-методы государственного воздействия на рынок: введение налогов и субсидий; директивное установление цен; квотирование объема продаж;

уметь

-строить шкалу индивидуального спроса и график спроса на условных примерах;

-демонстрировать на графике сдвиг кривой спроса и изменение величины спроса;

-строить кривую и шкалу рыночного спроса на основании данных об индивидуальном спросе;

-определять функцию рыночного спроса на основе функций индивидуального спроса и строить график рыночного спроса методом сложения по горизонтали графиков индивидуальных спросов;                           - уметь различать и определять факторы, воздействующие на изменение величины предложения и на изменение предложения;                                         - правильно определять направления смещения кривой предложения при его изменениях;                                                                                                                - строить шкалу индивидуального предложения и график предложения на условных примерах;                                                                                                  -демонстрировать на графике сдвиг кривой предложения и изменение величины предложения;                                                                                            - определять функцию рыночного предложения на основе функций индивидуальных предложений и строить график рыночного предложения методом сложения по горизонтали графиков индивидуальных функций.                                                                - определять параметры рыночного равновесия аналитически и графически рассчитывать величину избытка и дефицита на рынке;                                                      - определять последствия ценового контроля аналитически и графически;                                                                                                        - выводить уравнения и строить графики спроса и предложения при введении налогов и субсидий;                                                                                                      - определять величины налогового бремени продавца и покупателя, что такое эластичный, неэластичный, абсолютно эластичный.                                        Тема 4. Эластичность спроса и предложения.                                        Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Единичная эластичность спроса. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Коэффициент эластичности. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность. Ценовая эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Эластичность предложения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах. Практическое значение теории эластичности.                                                                                                            В результате изучения темы учащиеся должны:                          знать/понимать                                                                                                            - понятие эластичности;                                                                                             - абсолютно неэластичный спрос и спрос с единичной эластичностью по цене, иллюстрируя каждое понятие соответствующим примером;                                    -значение коэффициента перекрестной эластичности спроса, (приводить примеры групп товаров – заменителей);

-значение коэффициента эластичности спроса по доходу;

-факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса;

-понятие эластичности предложения, эластичного и неэластичного предложения, иллюстрировать их с помощью примеров;

-факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения.

- почему при определении характера ценовой эластичности предложения фактор времени играет значительно более важную роль, чем при анализе ценовой эластичности спроса                                                                                                уметь:                                                                                                                                  - рассчитывать коэффициенты эластичности спроса (ценовой, перекрестной, по доходу) по различным формулам (отношения процентных изменений, дуговой эластичности, точечной эластичности);                                                                                                                  -различать дуговую и точечную эластичность спроса и предложения; рассчитывать коэффициенты эластичности предложения по различным формулам (отношения процентных изменений, дуговой эластичности, точечной эластичности);                                                                                               -находить на кривой спроса участки с эластичным и неэластичным спросом;                                                                                                                          -определять уравнение линейной функции спроса или предложения по координатам одной точки и значению коэффициента эластичности в этой точке;                                                                                                                                 -  рассчитывать коэффициенты точечной эластичности (ценовой, перекрестной, по доходу) при заданной функции спроса от нескольких переменных;                                                                                                                         - использовать данные об изменении выручки от продажи товара для определения характера эластичности.                                                             

 Тема 5. Поведение потребителя.                                                                            Полезность. Общая полезность. Предельная полезность.    Кривая безразличия. Карта безразличия. Предельная норма замещения.   Бюджетное ограничение. Бюджетная линия. Реальный доход. Номинальный доход. Потребительское равновесие.   Индивидуальный и рыночный спрос.                               В результате изучения    темы учащиеся должны:                       знать/понимать:                                                                                                                     - закон убывающей предельной полезности;                                                            - кардиналистский подход измерения полезности;                                                  - способы снижения и увеличения полезности;                                                             -  ординалистский подход к характеристике кривых безразличия;                                     - виды доходов.                                                                                                                                              уметь:                                                                                                                           - строить кривые общей и предельной полезности. Рассчитывать значение предельной полезности.                                                                                                 - давать экономическую интерпретацию четырем свойствам кривых безразличия.                                                                                                                    -построить кривую безразличия для двух товаров                                                    -найти точку равновесия потребителя.                                                                             -отображать влияние   изменения доходов потребителя на бюджетную линию графически.                                                                                                                   Тема 6. Фирма. Производство и издержки.                                                              Фирма как коммерческая организация. Организационно-правовые формы современной фирмы. Товарищества и акционерные общества. Продукт фирмы. Общий продукт фирмы. Средний продукт (производительность труда). Предельный продукт труда. Закон убывающей предельной производительности труда. Бухгалтерские издержки и прибыль. Экономические издержки и прибыль. Общие и средние издержки, постоянные и переменные издержки. Предельные издержки. Динамика издержек. Проблема оптимального размера фирмы. Положительный, отрицательный и неизменный эффект масштаба производства.                          В результате изучения темы учащиеся должны:                          знать/понимать                                                                                                                  - что представляет собой понятие «фирма» в экономической теории;                 - различие между ограниченной и неограниченной ответственностью, иллюстрировать примерами;                                                                                            - определение акционерного общества и различать ЗАО и ОАО;                        - различие внутренних и внешних источников финансирования фирмы;

- иметь представление о производственном процессе как взаимодействии производственных факторов с целью создания товаров и услуг;

- различие между понятиями «краткосрочный период» и «долгосрочный период»;

- связь между зависимостью выпуска от количества используемого труда и показателями средней и предельной производительности;

- поведение графиков общего, среднего и предельного продукта;

- закон убывающей предельной производительности используемого ресурса в рамках краткосрочного периода;

- что представляют собой бухгалтерские издержки, и какие элементы затрат входят в величину бухгалтерских издержек;

- что представляют собой экономические издержки;

- видеть различие между бухгалтерскими и экономическими издержками;

- понятия всех видов издержек и их динамику;

- что представляет собой общий, средний и предельный доход фирмы;  что такое бухгалтерская прибыль и экономическая прибыль, и видеть их различие;

- концепцию максимизации прибыли;

уметь

- объяснить различия поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах;

- строить графики общего, среднего и предельного продукта;

- приводить примеры постоянных и переменных факторов производства;

- изображать графики постоянных (TFC), переменных (TVC) и общих издержек (ТС).

-изображать графики средних (AC), средних переменных (AVC), средних постоянных (AFC) и предельных издержек (МС);

- рассчитывать показатели продуктов труда и издержек на основании формул и значений для конкретных объемов занятости и объемов выпуска

- рассчитывать значения экономических издержек фирмы, как суммы бухгалтерских (явных) и неявных издержек

-рассчитывать значения бухгалтерской и экономической прибыли фирмы   

Тема 7. Предпринимательство.                                                                                     ИП. Холдинг. Номинал акции. Дивиденд. Контрольный пакет акций. Предпринимательские сети. Совет директоров. Менеджмент. Управление, планирование, мотивация и контроль. Маркетинг. Продвижение. Реклама. Сервисное обслуживание. Фирма, типы фирм, модель функционирования фирмы.  Группы фирм, типы хозяйственных товариществ и обществ, ООО, ОДО, АО, акция (обыкновенная, привилегированная),  открытые и закрытые общества, облигации, производственный КООП, унитарное предприятие.                 В результате изучения темы учащиеся должны:                                                 знать/ понимать:                                                                                                         -  ключевые термины и определения параграфа. Цели предпринимательства. 

- основные требования к личности менеджера. Организацию процесса создания структуры предприятия и её задачи.                                                   уметь:                                                                                                                                - кратко излагать свои мысли устно и письменно.

- работать с раздаточным материалом: анализировать табличные и графические данные.

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

- кратко излагать свои мысли устно и письменно.                                                           - работать с раздаточным материалом: анализировать табличные и графические данные.                                                                                                     - осуществлять маркетинговые исследования и проводить сегментацию рынка.                                                                                                                        Тема 8. Деньги и Банковская система                                                                       Деньги. Функции денег. История денег. Формы денег. Денежные агрегаты.

Банки. История банковского дела. Операции коммерческих банков.  Российские коммерческие банки.  Банковская система. Центральный банк и его функции. Бартер. Товарные и кредитные деньги. Депозит. Ликвидность. Операции банков. Ссуда. Кредитная линия. Ипотечный кредит. Лизинг. Активы и пассивы банка. Баланс банка. Норма резервов банка.

 В результате изучения темы учащиеся должны:

 знать/понимать:

- функции денег; виды денег; денежных стандартов; депозитов; денежных агрегатов;                                                                                                                   -основные операции банков; элементы активов и пассивов банка;                                  - основные операции ЦБ; функции ЦБ РФ; способы влияния ЦБ на норму резервов КБ

  уметь:           

 - определять величину денежных агрегатов;

- находить процентные ставки по разным видам депозитов. Определять баланс банка.   

 - определять баланс банка                                                                                                         

Тема 9. Рынки факторов производства и распределение доходов.

Заработная плата, прибыль, рента, процент, прокатная оценка, производный спрос. Основные черты рынка труда, кривая спроса на труд, стоимость предельного продукта труда, денежное выражение предельного продукта труда, дифференциация размеров ставок заработной платы, государственное регулирование минимума заработной платы

Экономическая, земельная рента, чистая экономическая рента

Реальный, оборотный, человеческий, денежный капитал, процент, номинальная и реальная процентная ставка

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать/ понимать:

-своеобразие рынка ресурсов как рынка услуг факторов производства;

-виды доходов связанных с владением определенными факторами производства;

-чем определяется спрос на труд, факторы, определяющие дифференциацию заработной платы работников;

-различия рыночного спроса на труд и спроса на труд со стороны отдельной фирмы;

-отличия основного и оборотного капитала, понятие «человеческий капитал»; -факторы, определяющие величину номинальной  и реальной процентной ставки .

уметь:

-рассчитывать денежное вознаграждение предельного продукта труда;                 -характеризовать рынок труда и его особенности в России, различать кривые рыночного и индивидуального предложения труда;

-осуществлять самостоятельный поиск, анализ, используя экономическую информацию;

-доказывать, что спрос на ресурсы имеет производный характер.

-оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения. объяснять, почему предложение земельных участков для пользования, пригодных с точки зрения плодородия и местоположения, неэластично по цене;

-различать экономическую ренту и земельную ренту как частный случай экономической ренты при неэластичном по цене предложении ресурса;           -использовать полученную информацию и знания для решения типичных экономических задач;

-различать реальный и денежный капитал, процент и ставку процента, номинальную и реальную процентную ставку;

-применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях.                                                                                                                                                                                  Тема 10. Конкуренция и рыночные структуры.

Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.  Фирма в условиях совершенной конкуренции. Общий, средний и предельный доход фирмы. Границы целесообразности выпуска продукции фирмой. Кривые предельных издержек и предложения конкурентной фирмы. Равновесное положение фирмы.

Монополия. Кривая спроса монополиста. Общий и предельный доход монополиста. Оптимальный объем выпуска продукции монополистом. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика государства. Олигополия. Олигополистическая зависимость. Рыночное поведение олигополистов. Картели, лидерство в ценах, неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции.   

В результате изучения темы учащиеся должны:

знать/понимать:

- барьеры вступления в отрасль. типы рыночных структур и критерии, по которым они различаются, иллюстрировать примерами;

- основные характеристики рынка совершенной конкуренции;

- понятие «оптимальный объем выпуска продукции»;

-  условия максимизации прибыли конкурентной фирмой; 

-  что представляет собой равновесное состояние фирмы;

- различие между равновесным состоянием фирмы и равновесным состоянием отрасли;

- объяснять условия целесообразности выпуска продукции фирмой на основе соотношения между ценой и средними издержками;

 - как формируется краткосрочная функция предложения конкурентной фирмы;

уметь:

- анализировать данные об общем, среднем и предельном доходе фирмы, давать графическую интерпретацию этих величин;

-  определять параметры равновесия фирмы при условии максимизации прибыли;

-  характеризовать поведение фирмы при различных соотношениях предельной выручки (MR) и предельных издержек (МС).

- определять функцию предложения для совершенно конкурентной фирмы и отрасли;

- видеть отличия модели совершенной конкуренции от модели несовершенной конкуренции.

 - строить и анализировать графики общих издержек (ТС), общей выручки (TR) и общей прибыли (PR), находить с их помощью оптимальный объем производства;

-  сравнивать результаты функционирования монополии и конкурентной отрасли.

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование по экономике (10 класс)

Тема урока

 

Содержание темы

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, измерители

Информационно-методическое обеспечение

Дата проведения

по плану

по факту

Тема 1. Предмет и метод  экономической науки – 8 часов

1-2

Безграничность потребностей и  ограниченность ресурсов. Проблема выбора.

Ограниченность ресурсов. Факторы производства: труд, земля, предпринимательские способности, информация. Доходы факторов производства. Потребность. Свободные и экономические блага.

Знать:

- каким образом происходит решение проблемы выбора.

- отличия факторов производства друг от друга.  -  проблему ограниченности ресурсов.

Уметь:

- отличать экономические и свободные блага друг от друга.

- относить ресурсы к тому или иному видов факторов производства.

- уметь принимать решения.

Решение экономических задач

АРМ – презентация

 

 

3-4

Альтернативные издержки и кривая производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Упущенная выгода. Цена выбора.

Знать:

-  каким образом строится КПВ, что показывают точки на КПВ, под КПВ, над КПВ, что такое альтернативная стоимость.

Уметь:

-рассчитывать упущенную выгоду, находить альтернативную стоимость. -оценивать влияние внешних факторов на КПВ.

Решение заданий экономического практикума

 

 

 

5-6

Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической теории

Главные вопросы экономики. Предмет экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика. Позитивная экономика. Нормативная экономика.

Знать:

-  отличия нормативной экономики от позитивной, микроэкономики от макроэкономики.

- основные вопросы экономики.

Уметь:

-различать сферы изучения макро- и микроэкономики.

- отличать высказывания позитивной экономики от нормативной.

Решение экономических задач

 

 

 

7-8

Метод экономической науки.  Измерение экономических величин.

Экономическая модель. Номинальные и реальные величины. Индексы.

Понимать смысл понятия экономическая модель Уметь:

-рассчитывать индексы.

Решение заданий

Экономического практикума

 

 

 

Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика – 11 часов

9-10

Два способа решения фундаментальных проблем экономики

Экономические системы. Планирование экономики. Централизованное распределение трудовых ресурсов.

Знать:

- два способа решения фундаментальных проблем экономики;

-основные черты КАС и РС;

Взаимопроверка

 

 

 

11-12

Административно-плановая система

Экономическая система. Традиционная и административно-плановая экономические системы.

Уметь:

-отличать типы экономических систем друг от друга.

-выделять конституирующие признаки каждой экономической системы и на их основе анализировать экономические системы.

-выделять слабые и сильные стороны административно – плановой системы, рыночной экономики

Устный опрос, решение экономических задач

 

 

 

13-14

Рынок и его функции

Рынок. Разделение труда. Частная собственность. Конкуренция.. Фирма.

Знать:

-объяснять функции рынка. -выделять главные субъекты рынка и понимать механизм взаимосвязи между ними.

Решение экономических задач

 

 

 

15-16

Кругооборот доходов в рыночной экономике

Кругооборот доходов и расходов в экономике.  Домашнее хозяйство.

Знать:

-процесс кругооборота доходов.

-понятийный аппарат по данной теме.

Уметь:

- анализировать схему кругооборота товаров, услуг и доходов в условиях государственного вмешательства в отношения фирм и домашнего хозяйства,

аргументировано объяснять пределы вмешательства государства в экономику

Анализ схемы кругооборота товаров

 

 

 

17-18

Ограниченность возможностей рынка.  Смешанная экономика

«Потолок» цены и образование дефицита. Минимальная цена и избыток товара. Госу­дарственная политика цен и рыночное равновесие.

Знать:

- механизм осуществления уравновешивающей функции цены.

-механизм установления взаимосвязи между различными рынками, почему рыночное равновесие недолговечно. Уметь:

-рассчитывать величину избытка и дефицита аналитически и графически. -решать задачи, анализировать полученные данные.

-прогнозировать действия государства, связанные с возникновением дефицита и избытка.

Решение экономических задач

 

 

 

19

Повторение по теме «Предмет и метод экономической науки. Рыночная система хозяйствования»

 

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Решение заданий практикума

 

 

 

Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие – 10 часов

20-21

Спрос и закон  спроса.

Спрос, закон спроса, кривая спроса, ценовой барьер, эффект дохода и замещения, принцип убывания предельной полезности, эффект Гиффена, Веблена «толпы», факторы влияющие на спрос, Индивидуальный и рыночный спрос.

Знать:

различия между понятиями «спрос» и «величина спроса»; нормальными и низшими товарами, товары – субституты и комплименты, различия их. Уметь:

- различать и отделять факторы, воздействующие на спрос и величину спроса, на предложение и величину предложения определять направления смещения кривой спроса и предложения, приводить примеры нормальных и низших товаров. Обосновывать закон спроса, объясняя действие эффектов дохода, замещения, принципа падения предельной полезности, понимать, как определяются границы расширения производства различать и отделять факторы, воздействующие на спрос и величину спроса, - определять направления смещения кривой спроса и предложения, приводить примеры нормальных и низших товаров

Решение экономических задач

 

 

 

22-23

Предложение и закон предложения

Предложение, величина и закон предложения, кривая предложения, факторы, влияющие на предложение.

Знать:

- понятия предложение и «величина предложения»,

-факторы, воздействующие на предложение и величину предложения

Уметь:

- обосновывать действие закона предложения,

Решение экономических задач

 

 

 

24-25

Рыночное равновесие

Рыночное равновесие, равновесная цена, точка равновесия, условия совершенной конкуренции, уравновешивающая функция цены.

Знать:

-механизм осуществления уравновешивающей функции цены.

-механизм установления взаимосвязи между различными рынками, почему рыночное равновесие недолговечно.

Уметь:

- объяснять, как в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие.

-решать задачи, анализировать полученные данные.

Решение экономических задач

 

 

 

26-27

Реакция рынка на изменение спроса и предложения

Спрос и предложение . Рынок.

Уметь:

Решать задачи, анализировать полученные данные

Решение задач с использованием полученных данных

 

 

 

28-29

Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток

Равновесная цена. Равновесное количество. Товарный дефицит. Излишек товаров.

Знать:

-причины, приводящие к нарушению рыночного равновесия и возникновению дефицита и избытка.

Уметь:

-прогнозировать действия государства, связанные с возникновением дефицита и избытка

-рассчитывать величину избытка и дефицита аналитически и графически.

Решение экономических задач

 

 

 

Тема 4. Эластичность спроса и предложения – 11 часов

30-31

Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход производителей.

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. Понятия эластичного и неэластично­го спроса. Коэффициент ценовой эластичности и его расчет.

Знать:

-понятие эластичного и неэластично­го спроса, коэффициент ценовой эластичности и его расчет, единичная эластичность,

-расчет коэффициента ценовой эластичности спроса различать дуговую и точечную.

Уметь:

- иллюстрировать все виды ценовой эластичности спроса с помощью графиков, анализировать их.

-комментировать цифровые значения коэффициента эластичности спроса по цене и использовать его при определении характера эластичности

Определить коэффициент эластичности

 

 

 

32-33

Факторы влияющие, на ценовую эластичность спроса.

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса: наличие заменителей данного товара, степень необходимости данного товара для потребителей, доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, фактор времени. Возрастание эластичности в долгосрочном периоде.

Знать:

-факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

Устный опрос

 

 

 

34-35

Эластичность спроса по доходу

Коэффициент эластичности спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса и ее коэффициент.   Нормальные и инфериорные блага. Товары первой необходимости и товары роскоши

Знать:

- что такое эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность

Уметь:

-рассчитывать коэффициент эластичности спроса по доходу и коэффициент перекрестной эластичности.

Рассчитать коэффициент эластичности спроса

 

 

 

36-37

Ценовая эластичность предложения.

Эластичность предложения по цене. Фактор времени. Среднесрочный, долгосрочный  и краткосрочный периоды.  Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства и новые технологии, налоги и субсидии.

Знать:

- основные термины изучаемой темы

Уметь:

-определять эластичность предложения по цене;

-решать экономические задачи по экономическим периодам

Решение экономических задач

 

 

 

38-39

Практическое применение теории эластичности

Эластичность спроса и  поведение фирм. Теория эластичности и налоговая политика государства. Распределение налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе.  Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Предельные и фиксированные цены. Избыточное предложение. Избыточный спрос.

Знать:

-Теорию эластичности

- влияние спроса на поведение фирм

Уметь:

- рассчитывать налоговое бремя при эластичном и неэластичном спросе.

- находить на кривой спроса участки с эластичным и неэластичным спросом.

Работа с кривой спроса

 

 

 

40

Повторение по теме «Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения»

 

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Решение заданий экономического практикума

 

 

 

Тема 5. Поведение потребителя – 10 часов

41-42

Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности

Общая и предельная полезность. Количественный подход . Измерение полезности. Закон убывающей предельной полезности. Парадокс воды и бриллиантов.

Знать:

-закон убывающей предельной полезности

Уметь:

- рассчитывать общую и предельную полезность

- чертить кривую парадокса воды и бриллиантов

Устный опрос

 

 

 

43-44

Правило максимизации полезности

Предельная полезность на рубль потребителя. Оптимальный выбор потребителя. Правило максимизации  полезности.  Равенство отношения между предельными полезностями приоб­ретаемых товаров и отношениями между их ценами.

Знать:

- правило максимизации полезности,

- основные термины изучаемого материала

Уметь:

- рассчитывать предельную полезность на рубль потребителя, составлять график предельной полезности

Решение экономических задач

 

 

 

45-46

Кривые безразличия

Теория потребительской способности. Ординалистский подход. Карта безразличия. Предельная норма замещения. Типы  кривых безразличия.  Кривые безразличия абсолютно взаимозаменяемых и абсолютно взаимодополняемых товаров.

Знать:

- теорию потребительской способности, типы кривых безразличия

Уметь:

- составлять таблицу индивидуального и рыночного спроса на основе гипотетических цифр, строить кривую безразличия.

Составить таблицу «Индивидуальный и рыночный спрос»

 

 

 

47-48

Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя

Бюджетное ограничение.  Бюджетная линия.

Изменение денежного дохода и  положение бюджетной линии.  Положение потребительского равновесия . Кривая индивидуального спроса.

Знать:

- понятие бюджетного ограничения, бюджетная линия

Уметь:

- составлять кривую индивидуального спроса,

- определять положение потребительского равновесия

Решение экономических задач

 

 

 

49-50

Индивидуальный и рыночный спрос.

Индивидуальный и рыночный спрос. Кривая рыночного спроса.

Знать:

- основные факторы формирования индивидуального и рыночного спроса

Уметь:

- составлять кривую рыночного спроса на основе экономических расчетов.

Произвести экономические расчеты  и составить кривую рыночного спроса

 

 

 

Тема 6. Фирма. Производство и издержки – 11 часов

51-52

Современная фирма. Фирма – коммерческая организация

Фирма как юридическое лицо. Трансакционные  издержки.

Знать:

-  причины возникновения фирм,

- ключевые термины и определения параграфа. Цели предпринимательства.  Уметь:

- кратко излагать свои мысли устно и письменно. -работать с раздаточным материалом:

-анализировать табличные и графические данные.

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Решение экономических задач

 

 

 

53-54

Продукт фирмы

Средний продукт фактора производства (про­изводительность труда, капиталоотдача).  Закон убывающей эффективности. Долгосрочный и краткосрочный период. Общий продукт.

Знать:

-закон убывающей эффективности,

- основные экономические термины и определения по данной теме

Уметь:

- составлять график предельного продукта фирмы и график  общего продукта фирмы.

Устный опрос

 

 

 

55-56

Бухгалтерские и экономические издержки

Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Амортизационные отчисления.  Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Экономические издержки и прибыль.

Знать:

- понятие «фирма» в экономической теории,

-закон убывающей предельной возможности

Уметь:

-рассчитывать значения бухгалтерской и экономической прибыли фирмы,

- объяснять поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Решение экономических задая

 

 

 

57-58

Как изменяются издержки фирмы

Общие издержки. Общие переменные издержки (TVC). Средние  переменные издержки (AVC). Предельные издержки. Кривые средних и предельных издержек.

Знать:

- условия изменения издержек фирмы,

- основные понятия изучаемой темы

Уметь:

- строить графики различных видов издержек

- рассчитывать издержки в соответствии с имеющимися данными

Рассчитать издержки фирмы

 

 

 

59-60

Какой размер фирмы считать оптимальным

Эффект масштаба производства. Положительный эффект масштаба производства. Неизменный масштаб производства. Минимальный эффект масштаба производства. Роль малого бизнеса в экономике.

Знать:

- эффект масштаба производства,

-роль малого бизнеса в экономике,

-концепцию максимизации прибыли.

Уметь:

- рассчитывать масштаб производства,

Решение экономических задач

 

 

 

61

Повторение по теме «Поведение потребителя. Фирма»

 

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Задания экономического практикума

 

 

 

Тема 7. Предпринимательство – 8 часов

62-63

Понятие предпринимательства

Предпринимательство и бизнес.  Про­изводство прибыли как основная цель предпринимательства. Другие цели предпринимательства Предпринимательский риск.

Знать:

- что такое предпринимательство, его цели,

Уметь:

- составлять предпринимательский план и рассчитывать предпринимательский риск

Устный опрос

 

 

 

64-65

Организационно-правовые формы предпринимательства

Индивиду­альное предприятие. Хозяйственные товарищества и общества. Акцио­нерное общество. Обыкновенные и привилегированные акции. Обли­гации. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Объединения предприятий. Горизонтальные, вертикальные и диверси­фицированные объединения. Холдинги. Предпринимательские сети.

Знать:

- основные организационно-правовые формы предпринимательства

Уметь:

-  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Устный опрос

 

 

 

66-67

Менеджмент и его функции

Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура. Принципы менеджмента. Механизмы координации.  Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль

Знать:

- что такое менеджмент и чем занимается менеджер

- принципы менеджмента

Уметь:

- различать линейную, функциональную, масштабную, матричную и дивизионную структуру управления

Презентации по заданной теме

 

 

 

68-69

Маркетинг и его основные элементы

Две функции маркетинга: изуче­ние, формирование и стимулирование спроса; ориентация производства на удовлетворение спроса. Маркетинговое исследование и сегментация рынка. Продвижение товаров на рынке. Варианты каналов сбыта про­дукции. Сервисное обслуживание

Знать:

-что такое маркетинг и чем занимается маркетолог

-основные функции маркетинга

Уметь:

-  работать с раздаточным материалом: анализировать табличные и графические данные.

-осуществлять маркетинговые исследования и проводить сегментацию рынка.

Презентация по заданной теме

 

 

 

Тема 8. Деньги и банковская система – 11 часов

70-71

Роль денег в рыночной экономике

Деньги. История денег. Деньги как средство обмена. Основные функции денег.

Знать:

- что такое деньги в рыночной экономике

- функции денег

Уметь:

- определять функции денег в рыночной экономике

Устный опрос

 

 

 

72-73

Виды денег и их свойства

Товарные деньги. Кредитные деньги. Система золотого стандарта. Наличные и безналичные деньги. Ликвидность денег.

Знать:

- виды денег и их свойства

- что такое система золотого стандарта

Уметь:

- рассчитывать ликвидность денег

- определять значение денег в рыночной экономике

Устный опрос

 

 

 

74-75

Коммерческие банки

Роль банков в рыночной экономике. Пассивные операции банка. Активные операции банка. Баланс коммерческого банка. Активы банка. Прибыль банка.

Знать:

- какую роль в рыночной экономике играют банки

- банковские операции с деньгами

Уметь:

- вычислять банковские операции и прибыль банка

-объяснять как образуется прибыль коммерческих банков

Решение экономических задач

 

 

 

76-77

Потребительский кредит

Формы потребительского кредита. Дебетная карточка. Кредитные карточки. Ипотечный кредит. Характер потребительского кредита.

Знать:

-формы потребительского кредита

- цели потребительского кредита

Уметь:

- рассчитывать ставку потребительского кредита

-различать формы потребительского кредита

Решение экономических задач

 

 

 

78-79

Центральный банк

Цели и функции Центрального банка. Баланс Центрального банка. Учетная ставка Центрального банка. Активы Центрального банка.

Знать:

- цели и функции Центрального банка

- роль Центрального банка в рыночной экономике

Уметь:

- рассчитывать ставку и баланс Центрального банка

-отличать структуру пассивов и активов Центрального банка

Устный опрос

 

 

 

80

Повторение по теме «Предпринимательство. Деньги и банковская система»

 

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Задания экономического практикума

 

 

 

Тема 9. Рынки факторов производства и распределение доходов – 10 часов

81-82

Особенности рынков факторов производства

Рынки факторов производства и рынки услуг факторов производства. Заработная плата, прибыль, рента, процент, прокатная оценка, производный спрос. Прокатные оценки.

Оценка ресурсов.

Знать:

- своеобразие рынка ресурсов как рынка услуг факторов производства. -какие виды доходов связаны с владением определенными факторами производства.

Уметь:

 -доказывать, что спрос на ресурсы имеет производный характер.

-оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения.

Устный опрос

 

 

 

83-84

Рынок труда и заработная плата

Основные черты рынка труда, кривая спроса на труд, стоимость предельного продукта труда, денежное выражение предельного продукта труда, дифференциация размеров ставок заработной платы, государственное регулирование минимума заработной платы

Знать:

- чем определяется спрос на труд, факторы, определяющие дифференциацию заработной платы работников.

-различия рыночного спроса на труд и спроса на труд со стороны отдельной фирмы.

 Уметь:

-рассчитывать денежное вознаграждение предельного продукта труда.

-характеризовать рынок труда и его особенности в России, различать кривые рыночного и индивидуального предложения труда. -осуществлять самостоятельный поиск, анализ, используя экономическую информацию.

Устный опрос

 

 

 

85-86

Рынок услуг земли и земельная рента

Экономическая, земельная рента, чистая экономическая рента

Знать:

- что земля искусственно невоспроизводимый ограниченный экономический ресурс. Уметь:

- объяснять, почему предложение земельных участков для пользования, пригодных с точки зрения плодородия и местоположения, неэластично по цене.

-различать экономическую ренту и земельную ренту как частный случай экономической ренты при неэластичном по цене предложении ресурса.

 -использовать полученную информацию и знания для решения типичных экономических задач.

Устный опрос

 

 

 

87-89

Капитал и процент

Реальный капитал. Человеческий капитал. Оборотный капитал. Денежный капитал. Процент. Номинальная и процентная ставки.

Знать:

- отличия основного и оборотного капитала, понятие «человеческий капитал».

-факторы, определяющие величину номинальной  и реальной процентной ставки.

Уметь:

- различать реальный и денежный капитал, процент и ставку процента, номинальную и реальную процентную ставку.

-применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях.

Решение экономических задач

 

 

 

90-91

В каких случаях фирме целесообразно инвестировать

Дисконтирование.  Текущая дисконтированная стоимость. Коэффициент дисконтирования. Цена земли.

Знать:

- для чего необходимо дисконтирование

Уметь:

- определять текущую ценность будущего потока доходов

Решение экономических задач

 

 

 

Тема 10. Конкуренция и рыночные структуры – 11 часов

92-93

Типы рыночных структур

Критерии определения типа рыночных структур: количество фирм на рынке данного товара, характер произво­димой продукции, наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в отрасль и выхода из неё, степень доступности экономической

информации.

Знать:

- типы рыночных структур

Уметь:

- решать экономические задачи по заданным параметрам

Устный опрос

 

 

 

94-95

Совершенная конкуренция

Сущность совершенной конкуренции. Общий, средний и предельный доход фирмы. Состояние равновесия. Экономические границы целесообразности выпуска продукции фирмой. Кривая предложения  конкурентной  фирмы. Равновесное положение фирмы в длительном периоде.

Знать:

-сущность совершенной конкуренции,

-экономические границы целесообразности выпуска продукции фирмой

Уметь:

- составлять  кривую предложения конкурентной фирмы,

- вычислять общий, средний и предельный доход фирмы.

Рассчитать общий, средний и предельный доход фирмы

 

 

 

96-97

Монополия

Барьеры, ограничивающие возможности проникновения на монополистический рынок фирм-кон­курентов. Оптимальный выпуск продукции фирмой-монополистом и условие максимизации прибыли. Кривая спроса монополиста. Ценовая дискриминация. Экономические последствия монополизации. Антимонопольная политика государства.

Знать:

- понятия естественная монополия, ценовая дискриминация

Уметь:

-анализировать поведение фирмы – монополиста, экономические последствия монополизации.

-объяснять необходимость антимонопольной политики, проводимой государствами в странах с рыночной системой; различать понятия «доминирующее положение фирмы» и «фирма - монополист».

– проводить экономический анализ общественных явлений и событий.

Устный опрос

 

 

 

98-99

Олигополия

Сущность олигополии. Олигополистическая  взаимозависимость. Рыночное поведение олигополистов.

Знать:

- в чем состоит олигополистическая взаимозависимость

Уметь:

-анализировать социально-экономические последствия олигополии

Устный опрос

 

 

 

100-101

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция и удовлетворение многообразных потребностей людей Долгосрочное  и краткосрочное равновесие  фирмы в условиях монополистической конкуренции. Последствия монополистической конкуренции.

Знать:

-различия между совершенной и монополистической конкуренцией.

Уметь:

 - анализировать поведение фирм в условиях монополистической конкуренции и олигополистической структуры рынка.

-анализировать социально – экономические последствия монополистической конкуренции

 -критически осмысливать экономическую информацию, поступающую из разных источников, формулируя на этой основе собственные заключения и оценочные суждения

Устный опрос

 

 

 

102

Повторение по теме «Рынки факторов производства. Конкуренция»

 

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Задания экономического практикума

 

 

 

Итоговые повторения – 3 часа

103-104-105

Повторение за курс экономике

 

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Задания экономического практикума

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по экономике (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по экономике для обучающихся 10 классов составлена на основе:

-  Федерального компонента государственного стандарта общего образования по программе: С.И. Иванов, М.А. Скляр. «Экономика. Основы экономической теории».

- Программа для 10-11 классов (профильный уровень). Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2008.

Изучение курса ориентировано на использование учебника: « Экономика. Основы экономической теории» 10-11 класс. Под ред. Иванова С.И. Профильный уровень образования. Учебник для общеобразовательных учреждений. (В 2-х книгах.) – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

Школьное экономическое образование ставит следующие цели обучения:

 развитие экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

 воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

 освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, мировой экономики, экономике России;

 овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

 освоение основных экономических принципов функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; осуществления самостоятельного  поиска, анализа и использования экономической информации. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 324 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 385
    • DOCX 64.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шабанова Людмила Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шабанова Людмила Геннадьевна
    Шабанова Людмила Геннадьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4319
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 848 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе