Главная / История / Рабочая программа по дисциплине "История"

Рабочая программа по дисциплине "История"

Примерный тематический план

Наименование раздела

Количество часов


118 178

Введение

1

2

1.Древнейшая стадия истории человечества

2

2

2.Цивилизации Древнего мира

4

6

3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

7

10

4. История России с древнейших времён до конца

17 века

22

30

5. Истоки индустриальной цивилизации: страны

Западной Европы в 16-18 вв.

11

14

6. Россия в 18 в.

7

14

7. Становление индустриальной цивилизации

6

12

8. Процесс модернизации в традиционных

обществах Востока

3

4

9. Россия в 19 в.

13

20

10. От новой истории к Новейшей

10

16

11. Между мировыми войнами

8

10

12. Вторая мировая война

5

8

13. Мир во второй половине 20 века

5

10

14. СССР в 1945 – 1991 гг.

8

16

15. Россия и мир на рубеже 20 – 21 вв.

4

2

16. Итоговое повторение.

2

2

Итого:



118

178

















Рекомендуемая литература:


Для обучающихся:


Артёмов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. – М., 2006.

Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. – М., 2006.

Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. – М., 2004.

История. 11 класс. Тематический контроль. – М., 2004.

Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10 – 11 кл. – М., 2006.

История государства Российского. Жизнеописания. Т. 1 – 9. – М., 1996 – 2001.



Для преподавателей:


Анисимов Е.В. Юный град. Петербург времён Петра Великого. – СПб. , 2003.

Анисимов Е.В. Анна Иоанновна. – М., 2002.

Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. – М., 2001

Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. – М., 2005.

Война в Корее. – СПб., 2000.

Волковский Н.Л. История информационных войн. – М., 2003.

Галактионов М. Париж 1914. – М., 2001.

Герцог Х. Арабо-израильские войны. – М., 2004.

Губер П. Мазарини. – М., 2000.

Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. – М., 2002.

Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (13 – 18 вв.). – Екатеринбург, 2003.

Дроз Ж. История Германии. – М., 2005.

Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. – М., 2000.

Зайончковский А.М. Первая мировая война. – М., 2000.

Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина 9 – 16 вв. Плакаты. – М., 2007.

Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. Пособие. – М., 2006.

Ивашко М.И. Отечественная история. 20 век. Учебное пособие в схемах. – М., 2006.

Исторический лексикон. История в лицах и событиях: 17 век. – М., 2006

Исторический лексикон. История в лицах и событиях: 18 век. – М., 2006.

Кенигсбергер Г. Европа раннего нового времени., 1500 – 1789. – М., 2006.

Лавренёв С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. – М., 2002.

Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. – М., 2003.

Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918). – М., 2005.

Мезин С.А. История русской культуры 10 – 18 вв. – М., 2003.

Мелин Я., Юхансон А.В., Хеденборг С. История Швеции. – М., 2002.

Метивье Ю. Франция в 16 – 18 вв. от Франциска 1 до Людовика 15. – М., 2005.

Мир Просвещения. Исторический словарь. – М., 2003.

Мыльников А.С. Пётр 3: Повествование в документах и версиях. – М., 2002.

Национальная идея в Западной Европе в Новое время. – М., 2005.

Озуф М. Революционный праздник: 1789 – 1799. – М., 2003.

Отечественная история. История России с древнейших времён до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1 – 3. – М., 1994 – 2000.

Павленко Н.И. Екатерина 1. – М., 2004.

Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М., 2003.

Посконина О.И. История Латинской Америки (до 20 века). – М., 2005.

Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола., 1555 – 1648. – СПб., 2002.

Смирнов А. Арабо-израильские войны. – М., 2002.

Сьюк У. Корейская война. – М., 2003.

Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).

Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч.1 – 3. – М., 1991.

Хеншелл Н. Миф абсолютизма. – СПб., 2003.

Черников И. Гибель империи. – М., 2002.

Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. – М., 2007.

Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. – М., 2002.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. – Екатеринбург, 2005.

Элиас Н. Придворное общество. – М., 2002.

















































Рабочая программа учебной дисциплины

«История» (технический профиль)
































Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее – СПО)

- 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Организация – СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»


Разработчики: Курапина Н.В., преподаватель истории высшей квалификационной категории


Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФУУ ФИРО)


Заключение Экспертного ПЦК № от « « 20 г.


























Содержание:


1. Паспорт рабочей программы учебной

дисциплины.


2. Структура и содержание учебной

дисциплины


3. Условия реализации учебной дисциплины


4. Контроль и оценка результатов освоения

учебной дисциплины































1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «История»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО:

- Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована - при проведении уроков по дисциплине «История»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общеобразовательный цикл – базовый


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

  • брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий;

  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

  • ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;

  • основные исторические термины и даты;

  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (20 и 21 вв.);

  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20 – начале 21 вв.;

  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

  • назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

  • роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

  • содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 178 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов;

самостоятельной работы обучающегося 60 часов.

Структура и содержание дисциплины

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объём

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

178

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

118

в том числе:


лабораторные работы

0

практические занятия:

46

контрольные работы

6

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

60

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой (проектом) (если предусмотрено)

0

другие виды самостоятельной работы при их наличии:

рефераты

внеаудиторные самостоятельные работы

презентации тематических уроков

разработки тестов

выпуск исторических стенгазет


10

10

5

5

Итоговая аттестация в

форме дифференцированного зачёта

2
















Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»



Наименование разделов и

тем

1


Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа обучающихся

2


Объём часов



3


Уровень

усвоения


4

Введение.

Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть европейской и мировой истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории.

1


Раздел 1.


Тема 1.1








Тема 2.1

Древнейшая стадия истории человечества.

Содержание учебного материала:

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи.

Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России.

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция.

Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации.

- Практические занятия. Работа с учебником и словарями – справочниками.

- Контрольная работа по теме «Неолитическая революция» (дифференцированный зачёт).

- Самостоятельная работа обучающихся. Доклады и рефераты на темы:

  • Проблема антропогенеза. Археологические памятники каменного века на территории России.

  • Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религии.

  • Последствия глобальных климатических изменений для человека.

2

Основные дидактические единицы: цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда


2

Раздел 2.


Тема 1.2.












Тема 2.2.









Тема 3.2.















Тема 4.2.















Раздел 3.


Тема 1.3.



















Тема 2.3.









Тема 3.3.










Тема 4.3.










Тема 5.3.








Тема 6.3.















Тема 7.3.



























Раздел 4.

Тема 1.4.






Тема 2.4.










Тема 3.4.




Тема 4.4.









Тема 5.4.

6.4.









Тема 7. 4






Тема 8.4.

9.4.

10.4.














Тема 11.4.



Тема 12.4.

13.4.










Тема 14.4.

15.4.













Тема 16.4.



















Тема 17.4.













Тема 18.4.























Тема 19.4.











Тема 20.4.

21.4.













Тема 22.4.

























Раздел 5.


Тема 1.5.








Тема 2.5.











Тема 3.5.








Тема 4.5.








Тема 5.5.













Тема 6.5.











Тема 7.5.












Тема 8.5.








Тема 9.5.








Тема 10.5.

11.5.


















Раздел 6.

Тема 1.6.

2.6.








Тема 3.6.

4.6.







Тема 5.6.

6.6.










Тема 7.6.


















Раздел 7.

Тема 1.7.








Тема 2.7.

3.7.





Тема 4.7.







Тема 5.7.

6.7.




















Раздел 8.

Тема 1.8.






Тема 2.8.

3.8.











Раздел 9.

Тема 1.9.











Тема 2.9.

3.9.











Тема 4.9.

5.9.











Тема 6.9.

7.9.

















Тема 8.9.















Тема 9.9.












Тема 10.9.







Тема 11.9.









Тема12.9.

13.9.




















Раздел 10.

Тема 1.10.









Тема 2.10.






Тема 3.10.






Тема 4.10.

5.10.




























Тема 6.10.






Тема 7.10.







Тема 8.10.





Тема 9.10.

10.10.




































Раздел 11.

Тема 1.11.






Тема 2.11.







Тема 3.11









Тема 4.11.








Тема 5.11.










Тема 6.11.










Тема 7.11.




Тема 8.11.



















Раздел 12.

Тема 1.12.






Тема 2.12.

Тема 3.12.








Тема 4.12.


Цивилизации Древнего мира.

Содержание учебного материала:

Ранние цивилизации, их отличительные черты.

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций.

Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Доколумбова Америка. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Менталитет.

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.

Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времён Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, её отличительные черты. Ахейские государства.

Ассирийская военная держава и её преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

Античная цивилизация.

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, её причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский и эллинизм.

Древний Рим: этапы становления общества и государство. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры.

Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Роль женщины в античных обществах. Религиозные верования. Праздники, развлечения и зрелища. Менталитет людей Античной эпохи.

Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. «Осевое время». Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.

Культурное наследие древних цивилизаций. Роль древности в становлении современного мира. Эстафета культурных достижений. Восток и Запад. Античность и европейская цивилизация.

- Практические занятия. Работа с учебником, ответы на вопросы.

- Контрольная работа по теме «Цивилизации Древнего мира «(тесты).

- Самостоятельная работа обучающихся. Доклады на темы

  • Персидское «царство царств».

  • Древняя Индия. Империя Маурьев.

  • Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

Цивилизации Запада и Востока в Средние века.

Содержание учебного материала:

Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века.

Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций.

Китайско-конфуцианская цивилизация.

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы.

Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, культурно-этических и религиозных форм жизни.

Роль Конфуция и суть конфуцианских принципов общественных и семейно-личных взаимоотношений. Влияние конфуцианства на развитие китайской цивилизации. Эпоха Тан.

Нашествия на Китай в 4 – 13 вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.

Культура средневекового Китая и её влияние на культуру соседних государств.

Буддизм на Востоке и в Средние века.

Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века.

Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии.

Знаменитые буддийские храмы и священные места на Востоке. Культура средневековой Индии.

Арабо-мусульманская цивилизация.

Возникновение ислама. Мухаммад. Коран как религиозно-культурный памятник. Обряды мусульман. Суть ислама как вероучения.

Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу 15 в.

Арабская культура. Достижения в области архитектуры. Знаменитые мечети. Образование: медресе, университеты и наука. Достижения математиков, медиков, астрономов. Авиценна. Арабские философы. Аверроэс. Поэзия и проза. Культура повседневности.

Становление западноевропейской средневековой цивилизации.

Хронологические рамки западного Средневековья.

Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (1в. до н.э.).

Великое переселение народов и его исторические результаты.

Процесс христианизации германских народов. Культурно-религиозная роль монастырей в раннее Средневековье, их религиозные, социальные и культурные функции.

Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы 8-11 вв. Политическая раздробленность и её причины.

Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации.

Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийское государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии. Соприкосновение разных цивилизаций в пределах Византийской империи.

Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации.

Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Начало формирования «феодальной лестницы».

Аграрный характер средневековой цивилизации. Феномен средневекового города.

Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество.

Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения.

Представления о мире и человеке в Средние века. Природа, Бог, космос и чудо в средневековой картине мира. Христианское пространство и время. Дуализм духовной жизни Средневековья. Идея двух градов. Представления об аде, рае. Идея чистилища. Социально-нравственные качества человека. Повседневная жизнь в эпоху Средневековья.

Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития контактов.

Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

Запад и цивилизации Дальнего Востока. Прямые и опосредованные контакты. Представления Востока о Западе, Запада о Востоке. Путешественники и миссионеры 13 – 15 вв.

- Практические занятия:

Решение тестов, выполнение тестовых заданий по всему разделу.

- Контрольная работа по теме «Основные черты восточнохристианской и западноевропейской цивилизаций».

- Самостоятельная работа обучающихся.

Доклады на темы:

  • Особенности развития западноевропейской средневековой цивилизации;

  • Особенности развития восточноевропейской средневековой цивилизации;

  • Путешественники и миссионеры 13 – 15 вв.;

  • Представления Востока о Западе, Запада о Востоке.

Истории России с Древнейших времён до конца 17 века.

Восточная Европа: природная среда и человек.

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни

населявших её людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общностью Древнеевропейские диалекты и языки индоиранской группы в Восточной Европе.

Племена и народы Восточной Европы в древности.

Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в 1 тысячелетии до н.э.

Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (4 – 6 вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности. Основные пути миграции славян.

Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова. Империя и славянство: мир цивилизации и мир варваров.

Восточные славяне в 7 – 8 вв.

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщины в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

Формирование основ государственности у восточных славян.

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племён. Славяне в Восточной Европе. Особенности её хозяйственного освоения. Первые славянские государства Европы (Первое Болгарское царство, Великоморавская держава, Польша). Крещение южных и западных славян.

Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

Карта Восточной Европы к началу 9 в.

Рождение Киевской Руси.

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь.

«Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точка зрения на природу государственности на Руси.

Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.

Крещение Руси.

Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в 9 – 10 вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси.

Русь и её соседи в 11 – начале 12 вв.

Взаимоотношения Руси и Византии в 11 – 12 вв. Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека.

Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком.

Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. Складывание местных культурных центров.

Древняя Русь в контексте всемирной истории.

Сходное и различное в экономических, социальных, политических и культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы.

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.

Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

Великий Новгород. Хозяйственное, социально и политическое развитие.

Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремёсла. Политическое устройство.

Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

Борьба Руси с иноземными завоевателями.

Общественно-экономический строй монгольских племён. Образование державы Чигисхана и монгольские завоевания. Нашествия Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды, её социально-экономическое и политическое устройство. Политическое и культурное значение распространения ислама. Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале 13 в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противостояния католицизму. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Распространение католицизма на территории Литвы.

Русь на пути к возрождению.

Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в 14 – 15 вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближённые. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Роль монастырей в хозяйственном освоении Северо-Восточной Руси.

Русь и Золотая Орда в 14 в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и её значение.

Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Флорентийская уния.

Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Борьба Руси, Литвы и Орды за политическое господство в Восточной Европе.

Особое положение Новгородской республики. « Вольности» новгородские. Еретические движения. «Стригольники» и «жидовствующие». Отношения с Москвой.

От Руси к России.

Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Иван 3. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации, Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Иосифляне и нестяжатели.

Церковно-политическая теория «Москва – третий Рим» и её роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

Россия в царствование Ивана Грозного.

Территория и население России в 16 в. Категории населения. Власть и собственность, закон и право. Города.

Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и её реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

Опричнина и причины её введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андре Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца 16 в. Мнения историков о сущности опричнины.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская войны (1558 – 1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Поражение и территориальные потери России.

Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Смута в России начала 17 в.

Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества.

Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания.

Вмешательство Польши во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и её особенности в России.

Россия в середине и второй половине 17 в.

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремёсла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины 17 столетия.

Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и Земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия.

Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Характер российской колонизации.

Русская культура в 13 – 17 вв.

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в 17 в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе. Симеон Полоцкий. Протопоп Аввакум.

- Практические занятия. Работа с учебником по темам «От Руси к России», «Борьба с иноземными завоевателями», «Смута в России начала 17 века», «Русская культура в 13-17 вв.».

- Контрольные работы: «Древняя Русь в эпоху политической раздробленности», «Борьба с иноземными завоевателями», «Россия в царствование Ивана Грозного», «Смута в России начала 17 в.», «Россия в середине и второй половине 17 в.».

- Самостоятельная работа обучающихся. Доклады, рефераты на темы:

  • Александр Невский – государственный деятель и полководец.

  • Государственная и политическая деятельность Ярослав Мудрого.

  • Владимир Мономах и его время.

  • Город и горожане Древней Руси.

  • Литература, зодчество, иконописание Древней Руси.

  • Человек Древней Руси в повседневной жизни.

  • Освоение Сибири. Характер русской колонизации.

Истоки индустриальной цивилизации:

страны Западной Европы в 16-18 вв.

Модернизация как процесс перехода от традиционного к

индустриальному обществу.

Запад и Восток в 16-17 вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия – «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации с точки зрения формационного и цивилизационного подходов.

Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации.

Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Эразм Роттердамский. Героизация человеческой личности и культ творчества. Торжество индивидуальности и индивидуализма. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию и покорению окружающего мира.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

Причины и предпосылки Великих географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Каравеллы. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации.

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция 17 в. и её значение для Европы. «Просвещённый абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время.

Две «концепции Европы». Франциск 1 и Карл 5. Угроза со стороны Турции. Священная лига. «Непобедимая армада». Первая общеевропейская война – Тридцатилетняя. Вестфальский мир 1648 г.

Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах – войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.

Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время.

Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник. Процесс профессионализации. Новый этап в развитии исторического сознания. Николо Макиавелли, жан Боден. Углубление разрыва между наукой и Церковью, между научным и религиозным сознанием. Культура повседневности. Повышение качества жизни, принцип самообеспечения, изменения в обыденном сознании. Складывание новой системы ценностей.

Европа 17 в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных

нормах.

17 век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.

Секуляризация общественного сознания. Поиски основ толерантности. От религиозной нетерпимости к толерантности «юридического мировоззрения».

Век Просвещения.

Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса.

Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии и России. Просвещение и власть, «просвещённый абсолютизм». Просветительские идеи в литературе и искусстве.

Технический прогресс и Великий промышленный переворот.

Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

Революции 18 в. и их назначение для утверждения индустриального общества.

Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

Французская революция 18 в. Политические режимы периода Революции. Конституции. Феномен Террора. Культурные новшества периода Революции.

Споры историков о социально-экономических и политических последствиях революций 18 в. Возникновение политической культуры индустриального общества.

- Практические занятия. Решение тестов по разделу 5.

- Контрольные работы по темам «Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время», «Век просвещения», «Технический прогресс и Великий промышленный переворот».

- Самостоятельная работа обучающихся. Доклады, рефераты на темы:

  • Промышленная революция в Англии: основные вехи.

  • Образование США.

  • Террор Французской революции 18 в.

Россия в 18 веке.

Россия в период реформ Петра 1.

Предпосылки реформ Петра 1. Особенности модернизационного процесса в России.

Северная война и её итоги. Изменение места России в мире, провозглашение её империей.

Социально-экономическая политика Петра 1 и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».

Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображённой России» современниками.

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра 1 (1725-1762).

Причины дворцовых переворотов. Екатерина 1. Верховный Тайный совет. Пётр 2. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра 3. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины 2.

Россия во второй половине 18 в.

«Просвещённый абсолютизм» Екатерины 2. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования.

Павел 1 – характеристика личности и основные направления его политики.

Внешняя политика России во второй половине 18 в. Выход России к Чёрному морю. Разделы речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

Культура России в середине и во второй половине 18 в.

Русская культура в середине 18 в. Идеи Просвещения и просвещённое общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоёв общества. Итоги развития русской культуры в 18 в.

- Практические занятия. Составление вопросов с краткими ответами по темам «Россия в период реформ Петра 1», «Внутренняя и внешняя политика преемников Петра1».

- Контрольная работа. Выполнение тестовых заданий по разделу 6.

- Самостоятельная работа обучающихся. Доклады по темам:

  • Споры о Петре 1: личность в оценках современников и потомков.

  • Елизавете 1. Эпоха и личность.

  • М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки.

  • Споры о Екатерине 2: личность в оценках современников и потомков.

Становление индустриальной цивилизации.

Различные европейские модели перехода от традиционного к

индутриальному обществу.

Варианты политического переустройства общества: реформа или революция? Европейские революции середины 19 в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Изменение в идеологических и правовых основах государственности.

Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.

Становление гражданского общества.

Торжество «договорной» теории. Конституционные документы. Представительные органы. Расширение представительства.

Возникновение идейно-политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Становление партий и формы партийной деятельности.

Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в 19 в.

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

Особенности духовной жизни нового времени.

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История – «муза века».

Расцвет книжной культуры. Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования. Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм.

- Практические занятия. Работа с учебником (ответы на вопросы по теме «Становление индустриальной цивилизации»).

- Контрольная работа. Выполнение тестовых заданий по темам «Становление гражданского общества», «Особенности духовной жизни нового времени».

- Самостоятельная работа обучающихся. Доклады на темы:

  • Наполеоновские войны: ход и результаты.

  • Объединение Германии в 19 в.: основные вехи.

  • Объединение Италии в 19 в.: основные вехи.

  • Гражданская война в США: причины, ход, результаты.

  • Революция Мэйдзи в Японии: причины, хо и результаты

Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.

Традиционные общества Востока в условиях европейской

колониальной экспансии.

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.

Попытки модернизации в странах Востока.

«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

- Практические занятия. Составление тезисов по разделу 8.

- Контрольная работа. Дифференцированный зачёт в виде тестов.

- Самостоятельная работа обучающихся. Доклады по темам:

  • Создание колониальных империй и формы их организации.

  • Проблема Суэцкого канала.

  • Япония: от самоизоляции к практике модернизации.

  • Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

Россия в 19 веке.

Россия в первой половине 19 столетия.

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.

Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолствующего большинства».

Властные элиты: идеология и практика. Традиции «просвещённого абсолютизма» и новые задачи государственного развития.

Власть и реформы в первой половине 19 в.

Реформы начала царствования Александра 1. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М.Сперанский и Н.М.Карамзин.

Россия в 1815-1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра 1. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы.

Николай 1. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

Внешняя политика Александра 1 и Николая 1.

Геополитическое положение России к началу 19 в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.

Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция.

Борьба с Османской империей. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.

Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России.

Россия и европейские революции 1830-1831 гг., 1848-1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

Интеллектуальная и художественная жизнь России первой

половины 19 в.

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.

Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности».

Развитие науки и техники в России в первой половине 19 в. Рост национального самосознания. Реформа системы образования. Университеты и научные общества. Правительственная политика в отношении образования.

Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

Место России в мировой художественной культуре.

Россия в эпоху великих реформ Александра 2.

Россия после Крымской войны. Александр 2. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного прав. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли.

Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины 19 в. Российский либерализм.

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор.

Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.

Пореформенная Россия.

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоёв. Буржуазия и пролетариат. Феномен российской интеллигенции.

Консервативный курс Александра 3. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Идеология самодержавия. К.П.Победоносцев и официальный консерватизм.

Общественное движение: спад и новый подъём. Неолибералы и неонародники. Первые марксисты.

Россия в системе международных отношений второй половины 19 в.

Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трёх императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и её результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России.

Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Женское образование. Книгоиздание. Рост национального самосознания народов империи.

Развитие науки и техники. Университеты и научные общества. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

Повседневная жизнь населения России в 19 в.

Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.

Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии.

Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество.

Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещённый дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России.

Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.

Обычаи и нравы народов России.

- Практические занятия. Составление плана-конспекта по темам: «Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины 19 в.», «Внешняя политика Александра 1 и Николая 1», «Россия в эпоху великих реформ Александра 2», «Пореформенная Россия».

- Контрольные работы. Дифференцированный зачёт по темам «Внешняя политика Александра 1 и Николая1», «Россия в эпоху великих реформ Але4ксандра 2», «Повседневная жизнь населения России в 19 в».

- Самостоятельная работа обучающихся. Подбор материала для стенгазет по темам «Крымская война и её значение для России», «Александр 2: человек и государственный деятель», «Реформы Александра 2 и их значение», «Повседневная жизнь дворян в России 19 в.», «Повседневная жизнь крестьян в России 19 в.»

От Новой истории к Новейшей.

Международные отношения в начале 20 в.

Изменения в системе международных отношений на рубеже 19-20 вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Начало борьбы за передел мира. Испано-американская, англо-бурская и русско-японская войны. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав – Тройственного союза и Антанты.

«Прекрасная эпоха»: западное общество в начале 20 в.

Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Новшества в повседневной жизни. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение.

Научно-технический прогресс на рубеже 19-20 вв.

Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт – кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства. Индустрия и среда питания.

Россия в начале 20 в.

Социальный и демографический состав российского общества. Быт и культура. Уровень образования. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Социальные стереотипы.

Российская правовая система. Свод Законов Российской империи. Особенности развития судебной системы. Уголовное , гражданское, процессуальное, семейное право. Роль традиционного права в жизни общества. Правовая культура населения.

Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.

Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905-1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против неё. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.

Экономические реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина. Степень готовности общества к экономической модернизации по западным образцам.

Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки.

Плюсы и минусы российской национальной политики. Русификация и «мягкая» колонизация. Организация общинного, сословного, городского и сельского управления у различных народов империи. Национальные элиты в системе государственного управления империи.

Первая мировая война.

Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в 20 в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система. Первый общий кризис либерализма. Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные.

Россия в Первой мировой войне.

Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы. Чрезвычайное законодательство и его восприятие обществом.

Февральская революция в России.

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результаты.

Приход большевиков к власти в России.

Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»? Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.

Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.

Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.

Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенция стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». Советская Россия и бывшие окраины Российской империи.

- Практические занятия. Выполнение заданий на проверку понимания прочитанного по темам:

  • Международные отношения в начале 20 в.

  • Научно-технический прогресс на рубеже 19-20 вв.

  • Россия в начале 20 в.

- Контрольные работы. Хронологические, понятийные диктанты по темам:

  • Россия в первой мировой войне.

  • Февральская революция в России.

  • Приход большевиков к власти в России.

- Самостоятельная работа обучающихся.

1. Составление кроссвордов по темам: «Западное общество в начале 20 в.», «Научно-технический прогресс на рубеже 19-20 вв.».

2. Составление хронологической таблицы по темам:

  • Февральская революция 1917 г.

  • Октябрьский переворот 1917 г. и приход к власти в России большевиков.

Между мировыми войнами.

Страны Европы в 20-е годы 20 в.

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Маргинализация масс. Возникновениеифашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925-1929 гг.

Запад в 30-е годы 20 в.

Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП – «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Кейнсианство и компромиссная схема Рузвельта. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм.

Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине 20 в.

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Первая мировая война и процесс «старения» традиционных военно-административных империй. США и доктрина «открытых дверей». Мандатная система. Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки: ненасилие или вооружённое сопротивление? Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия?

Международные отношения в 20-30-е годы 20 в.

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншисткого блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова – Риббентропа.

Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма.

Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Диспропорция экономического и социально-правового статуса личности.

Постепенный отход от идей «мировой революции». Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата.

Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20-30-е годы.

Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В.Сталина. Культ личности. Переход от революционной идеологии к традиционалистским принципам. Ритуализация коммунистической идеологии. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии.

Городское и сельское население: быт, повседневность, социальные стереотипы. Национально-культурная унификация населения. Рождение образа советского человека. Развитие Советской культуры.

Развитие экономики СССР в конце 20-30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свёртывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.

Внешняя политика СССР в 20-30-е годы: от конфронтации к поиску контактов.

Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

«Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

- Практические занятия. Работа с учебником и документами по темам

  • Международные отношения в 20-30-егоды.

  • Страны Европы в 20-е годы.

- Контрольные работы.

1. Понятийный диктант по всем темам раздела 11.

2. Хронологический диктант по всем темам раздела11.

3. Решение тестов с выбором ответа.

- Самостоятельная работа обучающихся.

1. Составление кроссвордов по темам: Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма.; Запад в 30-е годы 20 в.

2. Эссе на темы: «Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков.; ГУЛАГ и его роль в жизни советского общества.

Вторая мировая война.

Вторая мировая война: причины, ход, значение.

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий.

Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

СССР в годы Великой Отечественной войны.

Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика.

Основные этапы военных действий.























4













































7


















































































22



































































































































































11

























































































7





































6



































3

















13

































































































10










































































































8









































































5


Основные дидактические единицы: Древний мир, традиционное общество, аристократия, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, идеология, каменный век, бронзовый век, железный век, полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя, наука, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь


2


































Основные дидактические единицы: Средние века, аграрная экономика, Великое переселение народов, православие, католицизм, христианизация, монастырь, ереси, феод, вассальные связи, сословно-представительная монархия, дуализм, аскетизм, крестовы поход, кочевники, варварство, ислам, исламизация, мусульманство, медресе, университет, традиционные устои


2


















































































Основные дидактические единицы: индоевропейская языковая общность, крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, данничество, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания, уния, митрополит, патриарх, объединительный процесс, централизованное государство, Судебник, крепостное право, приказный строй, Боярская дума, помещики, дворяне, иосифляне, нестяжатели, царь, опричнина, террор, самодержавие, казачество, гражданская война, раскол, крестьянская война


2, 3









































































































































































Основные дидактические единицы: модернизация, Новое время, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация, Великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, революция, коалиция, гражданская война, протекционизм, специализация, внутренний рынок, общественно-политическая мысль, кризис, урбанизация, научная революция, секуляризация, общественное сознание, толерантность, барокко, классицизм, Просвещение, «общественный договор», «народный суверенитет», прогресс, сентиментализм, промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция, политический режим















































































Основные

дидактические единицы: «регулярное государство», дворцовые перевороты, верховники, бироновщина, «просвещённый абсолютизм»


3








































Основные дидактические единицы: гражданское общество, индустриальное общество, партия, консерватизм, либерализм, социализм, «средний класс», научная картина мира, естественно-научные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм, художественный стиль

2































Основные дидактические единицы: колониальная империя, изоляция, «восточный вопрос», межцивилизационный диалог















Основные дидактические единицы: поликонфессиональность, многонациональность, аракчеевщина, военные поселения, общественное движение, декабристы, национализм, космополитизм, бюрократия, геополитическое положение, легитимизм, автономия, западники, славянофилы, национально-политическая идентичность, теория «официальной народности»







Основные дидактические единицы: крестьянская реформа, радикализм, народничество, репрессии, марксизм, менталитет




































































Основные дидактические единицы: монополии, государственно-монополистический капитализм, социал-демократия, феминизм, правовое государство, век масс, информационные потоки, социальные стереотипы, военно-политический блок, национальная политика, техносфера, тоталитарная идеология, Учредительное собрание, «военный коммунизм», интервенция, однопартийная система, декрет, «экспорт революции»


2, 3




















































































Основные дидактические единицы: догоняющее развитие, тоталитаризм, авторитарный режим, мировой экономический кризис, нацизм, кейнсианство, каудильизм, реваншизм, новая экономическая политика, «мировая революция», культ личности, индустриализация, коллективизация, традиционализм, «культурная революция»


2, 3























































Основные дидактические единицы: блицкриг, антигитлеровская коалиция, биполярный мир, партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм
























































































Рабочая программа по дисциплине "История"
  • История
Описание:

   Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее – СПО)

- 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Организация – СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»

 Разработчики: Курапина Н.В., преподаватель истории высшей квалификационной категории

 Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФУУ ФИРО)

 

Заключение Экспертного ПЦК №         от  «              «                 20      г.

 

 

 

 

 

Автор Курапина Наталья Венедиктовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 480
Номер материала 49838
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓