Главная / Информатика / Рабочая программа по дисциплине Интеллектуальные системы и технологии

Рабочая программа по дисциплине Интеллектуальные системы и технологии


Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования «Невинномысский химический колледж»





УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебно-методической работе

_______________Л.В. Готра

«___» ___________ 20__ г.









РАБОЧАЯ Программа учебной дисциплины


иНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ





















2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):

230401 Информационные системы (по отраслям), (углубленной подготовки), 4 курс

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Невинномысский химический колледж»

Разработчик: Давыдова Ольга Андреевна, преподаватель профессионального цикла.

содержание


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4


6


12



14





1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ»

    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

230401 Информационные системы (по отраслям), (углубленной подготовки), 4 курс

    1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Интеллектуальные системы и технологии» входит в профессиональный цикл. Данная учебная дисциплина изучается параллельно с дисциплиной «Компьютерное моделирование», формирует общекультурные компетенции, необходимые для прохождения учебной и производственной практик, освоения модулей профессионального цикла.

    2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать/понимать:

  • основные понятия и направления интеллектуализации автоматизированных систем;

  • достижения мировой и отечественной информатики в области интеллектуализации информационных систем;

  • экспертные системы: классификацию, структуру и этапы проектирования;

  • модели представления знаний и методы их обработки;

  • модели и методы принятия решений;

уметь:

  • применять основные технологии экспертных систем;

  • использовать модели и методы принятия решений.

    1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 152 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося 56 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

230401

Максимальная учебная нагрузка (всего)

152

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

96

в том числе:


практические занятия

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

56

составление опорного конспекта

8

составление памятки

4

написание эссе

8

подготовка к выполнению практической работы

12

подготовка отчета по выполненой практической работе

8

подготовка теста

2

подготовка сообщения

8

разработка презентаций

2

составление кроссворда

4

Итоговая аттестация в форме

зачёт в VII семестре


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

Тема 1.

Достижения мировой и отечественной информатики в области интеллектуализации информационных систем

Содержание учебного материала:

Предпосылки создания систем искусственного интеллекта (ИИ)

Основные направления исследований в области ИИ.

Особенности и признаки интеллектуальности информационных систем.

6

1

Самостоятельная работа:

Подготовить сообщение: «Машина Луилля»

Составить конспект по теме: «Искусственный интеллект как лидирующая научная отрасль»

Подготовить сообщение по теме: «Основные сферы применения искусственного интеллекта»

6

3

Тема 2.

Информация и информационные процессы

Содержание учебного материала:

Модели представления знаний и методы их обработки

Фреймовая модель представления знаний

Семантическая модель представления знаний

Продукционная модель представления знаний.

Логический и эвристический методы рассуждения в ИИС

Рассуждения на основе дедукции, индукции, аналогии

12

1

Практическая работа:

Представление знаний продукционной моделью

Представление знаний семантической моделью

Представление знаний фреймовой моделью

6

2

Самостоятельная работа:

Составить конспект по теме: «Предметное (фактуальное) и проблемное (операционное) знания»

Подготовить сообщение по теме: «Нечеткий вывод знаний. Немонотонность вывода»

Подготовиться к выполнению практических работ.

Подготовить отчёты по выполненным практическим работам

12

3

Тема 3.

Экспертные системы: классификация, структура и этапы проектирования.


Содержание учебного материала:

Структура экспертной системы (ЭС).

Модели и методы принятия решений, применяемые в экспертных системах.

Инструментальные средства разработки ЭС.

Структура базы знаний

Вывод, обоснование и объяснение решений

Системы интеллектуального интерфейса для информационных систем

12

1

Практическая работа:

Прогнозирование методой экспертных оценок.

Ознакомление с архитектурой экспертных систем.

Разработка базы фактов и правил интеллектуальной системы

Использование модели и методов принятия решений для представления знаний

Набор, редактирование и тестирование простейших программ

Применение основных технологий экспертных систем

26

2

Самостоятельная работа:

Написать эссе по теме: «Условия применимости экспертных систем»

Составить памятку: «Функциональные блоки экспертной системы»

Составить памятку: «Начала работы на Turbo Prolog»

Написать эссе на тему: «Коэффициент доверия»

Подготовить эссе по теме «Философские проблемы искусственного интеллекта»

Подготовить отчёты по выполненным практическим работам

Составить опорный конспект по темам: «Латентные структуры знаний и психосемантика», «Метод репертуарных решеток». «Визуальное проектирование баз знаний как инструмент познания»

Подготовиться к выполнению практических работ.

Подготовить отчёты по выполненным практическим работам

Составить тест по теме: «Архитектура интеллектуальных систем»


8


Тема 4.

Нейронные сети: классификация, структура и этапы проектирования.


Содержание учебного материала:

Развитие и современное состояние нейрокомпьютинга

Возможности многослойных персептронов

Взаимодействие нейронов: анализ главных компонент

Генетические алгоритмы и моделирование биологической эволюции

Нейросетевые технологии и метод математического моделирования

10

1

Практическая работа:

Моделирование логических функций с помощью нейрона

Обучение персептрона классифицировать числа на четные и нечетные.

Распознавание печатных и рукописных букв

Применение многослойных персептронов

Моделирование таблицы умножения и сложения

Прогнозирование выборов президента страны

12

2

Самостоятельная работа:

Подготовить презентацию по теме: «Практическое применение нейросетевых технологий

Подготовить сообщение по теме: «Биологический и математический нейроны»

Подготовиться к выполнению практических работ.

Подготовить отчёты по выполненным практическим работам

Составить кроссворд по теме: «Нейросети»

10


Тема 5.

Семантические методы представления, поиска и извлечения информации в Интернете.


Содержание учебного материала:

Представление данных и знаний в Интернете

Программные агенты и мультиагентные системы

Геоинформациоиные системы

Идеи обучения игровых программ

8

1

Практическая работа:

Обучение нейронной сети

4

2

Самостоятельная работа:

Подготовить эссе по теме: «Перспективы развития современных интеллектуальных систем».

Подготовиться к выполнению практических работ.

Подготовить отчёты по выполненным практическим работам

6






Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных ситуаций)



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории инструментальных средств разработки.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

- персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники;

- мультимедийные проекторы

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Для обучающихся

  1. Ясницкий Л.И. Введение в искусственный интеллект: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд.. стер. - М.: Издательский центр «Академия». 2010. - 176 с. .

  2. Ясницкий Л.И. Искусственный интеллект: Элективный курс: учебное пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2001.- 196

  3. Козлов А.Н. Интеллектуальные информационные системы: учебник; Министерство сх. РФ, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2013-278 с



Для преподавателей

  1. ГлухихИ.Н. Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие для студентов учреждения высшего проф. образования./И.Н. Гдухих; Тюменский гос.универ. –М.: Академия, 2010 – 112 с.

  2. Ясницкий Л.И. Искусственный интеллект: Элективный курс: методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2001.- 196

  3. Советов. Б. Цехановский В., Чертовский В. Интеллектуальные системы и технологии. Учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013

Интернет-ресурсы

  1. www.hiit.metodist.ru - Информатика  - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО

  2. www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)

  3. www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании

  4. http://elkniga.ucoz.ru/index/informatika/0-108 - бесплатная библиотека школьника.

  5. www.npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»

  6. www.edu - "Российское образование" Федеральный портал

  7. www.edu.ru - ресурсы портала для общего образования

  8. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал"

  9. www.mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисцисплины

Контроль и оценка результатов освоения ученой дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:



применять основные технологии экспертных систем;

использовать модели и методы принятия решений.



выполнение практических задач.


выполнение практических задач.

уметь:


основные понятия и направления интеллектуализации автоматизированных систем;

достижения мировой и отечественной информатики в области интеллектуализации информационных систем;

экспертные системы: классификацию, структуру и этапы проектирования;

модели представления знаний и методы их обработки;

модели и методы принятия решений;


задание на сравнение, составление графических схем;

составление графических схем;



составление графических схем;

составление графических схем;

составление характеристик


составление характеристик



Рабочая программа рассмотрена на заседании ПЦК и утверждена Методическим советом Протокол № ____________от________________2014


Рабочая программа по дисциплине Интеллектуальные системы и технологии
  • Информатика
Описание:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

 230401 Информационные системы (по отраслям), (углубленной подготовки), 4 курс

       Данная учебная дисциплина изучается параллельно с дисциплиной «Компьютерное моделирование», формирует общекультурные компетенции, необходимые для прохождения учебной и производственной практик, освоения модулей профессионального цикла.

Автор Давыдова Ольга Андреевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 749
Номер материала 24629
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓