Инфоурок Информатика Другие методич. материалыРабочая программа по дисциплине Интеллектуальные системы и технологии

Рабочая программа по дисциплине Интеллектуальные системы и технологии

Скачать материал

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования                                                                        «Невинномысский химический колледж»

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебно-методической работе

_______________Л.В. Готра

«___» ___________ 20__   г.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ Программа учебной дисциплины

 

иНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             2014 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее -  СПО):

230401 Информационные системы (по отраслям), (углубленной подготовки), 4 курс

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Невинномысский химический колледж»

Разработчик: Давыдова Ольга Андреевна, преподаватель профессионального цикла.


содержание

 

1.      ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.   СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.      УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.      КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

 

6

 

12

 

 

14

 

 


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ»

1.1.  Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

230401 Информационные системы (по отраслям), (углубленной подготовки), 4 курс

1.2.  Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Интеллектуальные системы и технологии» входит в профессиональный цикл. Данная учебная дисциплина изучается параллельно с дисциплиной «Компьютерное моделирование», формирует общекультурные компетенции, необходимые для прохождения учебной и производственной практик, освоения модулей профессионального цикла.

1.3.  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать/понимать:

-        основные понятия и направления интеллектуализации автоматизированных систем;

-        достижения мировой и отечественной информатики в области интеллектуализации информационных систем;

-        экспертные системы: классификацию, структуру и этапы проектирования;

-        модели представления знаний и методы их обработки;

-        модели и методы принятия решений;

уметь:

-        применять основные технологии экспертных систем;

-        использовать модели и методы принятия решений.

1.4.  Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 152 часов, в том числе:

-        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов;

-        самостоятельной работы обучающегося 56 часов


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

230401

Максимальная учебная нагрузка (всего)

152

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

96

в том числе:

 

практические занятия

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

56

составление опорного конспекта

8

составление памятки

4

написание эссе

8

подготовка к выполнению практической работы

12

подготовка отчета по выполненой практической работе

8

подготовка теста

2

подготовка сообщения

8

разработка презентаций

2

составление кроссворда

4

Итоговая аттестация в форме

зачёт в VII семестре

 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

Тема 1.

Достижения мировой и отечественной информатики в области интеллектуализации информационных систем

Содержание учебного материала:

Предпосылки создания систем искусственного интеллекта (ИИ)

Основные направления исследований в области ИИ.

Особенности и признаки интеллектуальности информационных систем.

6

1

Самостоятельная работа:

Подготовить сообщение: «Машина Луилля»

Составить конспект по теме: «Искусственный интеллект как лидирующая научная отрасль»

Подготовить сообщение по теме: «Основные сферы применения искусственного интеллекта»

6

3

Тема 2.

Информация и информационные процессы

Содержание учебного материала:

Модели представления знаний и методы их обработки

Фреймовая модель представления знаний

Семантическая модель представления знаний

Продукционная  модель представления знаний.

Логический и эвристический методы рассуждения в ИИС

Рассуждения на основе дедукции, индукции, аналогии

12

1

Практическая работа:

Представление знаний продукционной моделью

Представление знаний семантической моделью

Представление знаний фреймовой моделью

6

2

Самостоятельная работа:

Составить конспект по теме: «Предметное (фактуальное) и проблемное (операционное) знания»

Подготовить сообщение по теме: «Нечеткий вывод знаний. Немонотонность вывода»

Подготовиться к выполнению практических работ.

Подготовить отчёты по выполненным практическим работам

12

3

Тема 3.

Экспертные системы: классификация, структура и этапы проектирования.

 

Содержание учебного материала:

Структура экспертной системы (ЭС).

Модели и методы принятия решений, применяемые в экспертных системах.

Инструментальные средства разработки ЭС.

Структура базы знаний

Вывод, обоснование и объяснение решений

Системы интеллектуального интерфейса для информационных систем

12

1

Практическая работа:

Прогнозирование методой экспертных оценок.

Ознакомление с архитектурой экспертных систем.

Разработка базы фактов и правил интеллектуальной системы

Использование модели и методов принятия решений для представления знаний

Набор, редактирование и тестирование простейших программ

Применение основных технологий экспертных систем

26

2

Самостоятельная работа:

Написать  эссе по теме: «Условия применимости экспертных систем»

Составить памятку: «Функциональные блоки экспертной системы»

Составить памятку: «Начала работы на Turbo Prolog»

Написать  эссе на тему: «Коэффициент доверия»

Подготовить эссе по теме «Философские проблемы искусственного интеллекта»

Подготовить отчёты по выполненным практическим работам

Составить опорный конспект по темам: «Латентные структуры знаний и психосемантика», «Метод репертуарных решеток». «Визуальное проектирование баз знаний как инструмент познания»

Подготовиться к выполнению практических работ.

 Подготовить отчёты по выполненным практическим работам

Составить тест по теме: «Архитектура интеллектуальных систем»

 

8

 

Тема 4.

Нейронные сети: классификация, структура и этапы проектирования.

 

Содержание учебного материала:

Развитие и современное состояние нейрокомпьютинга

Возможности многослойных персептронов

Взаимодействие нейронов: анализ главных компонент

Генетические алгоритмы и моделирование биологической эволюции

Нейросетевые технологии и метод математического моделирования

10

1

Практическая работа:

Моделирование логических функций с помощью нейрона

Обучение персептрона классифицировать числа на четные и нечетные.

Распознавание печатных и рукописных букв

Применение многослойных персептронов

Моделирование таблицы умножения и сложения

Прогнозирование выборов президента страны

12

2

Самостоятельная работа:

Подготовить презентацию по теме: «Практическое применение нейросетевых технологий

Подготовить сообщение по теме: «Биологический и математический нейроны»

Подготовиться к выполнению практических работ.

Подготовить отчёты по выполненным практическим работам

Составить кроссворд по теме: «Нейросети»

10

 

Тема 5.

Семантические методы представления, поиска и извлечения информации в Интернете.

 

Содержание учебного материала:

Представление данных и знаний в Интернете

Программные агенты и мультиагентные системы

Геоинформациоиные системы

Идеи обучения игровых программ

8

1

Практическая работа:

Обучение нейронной сети

4

2

Самостоятельная работа:

Подготовить эссе по теме: «Перспективы развития современных интеллектуальных систем».

Подготовиться к выполнению практических работ.

Подготовить отчёты по выполненным практическим работам

6

 

 

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных ситуаций)

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории инструментальных средств разработки.

Оборудование учебного кабинета:

-          посадочные места по количеству обучающихся;

-          рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

-      персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

-      устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники;

-     мультимедийные проекторы

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Для обучающихся

1.      Ясницкий Л.И. Введение в искусственный интеллект: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд.. стер. - М.: Издательский центр «Академия». 2010. - 176 с. .

2.      Ясницкий Л.И. Искусственный интеллект: Элективный курс: учебное пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2001.- 196

3.      Козлов А.Н. Интеллектуальные информационные  системы: учебник; Министерство сх. РФ, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2013-278 с

 

 

Для преподавателей

  1. ГлухихИ.Н. Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие для студентов учреждения высшего проф. образования./И.Н. Гдухих; Тюменский гос.универ. –М.: Академия, 2010 – 112 с.
  2. Ясницкий Л.И. Искусственный интеллект: Элективный курс: методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2001.- 196
  3. Советов. Б. Цехановский В., Чертовский В. Интеллектуальные системы и технологии. Учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013

Интернет-ресурсы

  1. www.hiit.metodist.ru - Информатика  - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО
  2. www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
  3. www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании
  4. http://elkniga.ucoz.ru/index/informatika/0-108 - бесплатная библиотека школьника.
  5. www.npstoik.ru/vio - Электронный альманах «Вопросы информатизации образования»
  6. www.edu - "Российское образование" Федеральный портал
  7. www.edu.ru - ресурсы портала для общего образования
  8. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
  9. www.mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисцисплины

Контроль и оценка результатов освоения ученой дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

 

 

применять основные технологии экспертных систем;

использовать модели и методы принятия решений.

 

 

выполнение практических задач.

 

выполнение практических задач.

уметь:

 

основные понятия и направления интеллектуализации автоматизированных систем;

достижения мировой и отечественной информатики в области интеллектуализации информационных систем;

экспертные системы: классификацию, структуру и этапы проектирования;

модели представления знаний и методы их обработки;

модели и методы принятия решений;

 

задание на сравнение, составление графических схем;

составление графических схем;

 

 

составление графических схем;

составление графических схем;

составление характеристик

 

составление характеристик

 

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании ПЦК и утверждена Методическим советом Протокол № ____________от________________2014

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по дисциплине Интеллектуальные системы и технологии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

 230401 Информационные системы (по отраслям), (углубленной подготовки), 4 курс

       Данная учебная дисциплина изучается параллельно с дисциплиной «Компьютерное моделирование», формирует общекультурные компетенции, необходимые для прохождения учебной и производственной практик, освоения модулей профессионального цикла.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 254 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 835
    • DOCX 115 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Давыдова Ольга Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Давыдова Ольга Андреевна
    Давыдова Ольга Андреевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3407
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 179 человек

Курс повышения квалификации

Методы и инструменты современного моделирования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 69 человек

Курс профессиональной переподготовки

Управление сервисами информационных технологий

Менеджер по управлению сервисами ИТ

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе