Министерство
образования и молодежной политики Ставропольского края
государственное бюджетное образовательное
учреждение
среднего профессионального образования
«Невинномысский химический колледж»
|
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
директора по
учебно-методической
работе
_______________Л.В.
Готра
«___»
___________ 20__ г.
|
РАБОЧАЯ Программа
учебной дисциплины
иНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
(далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее
- СПО):
230401 Информационные системы (по
отраслям), (углубленной подготовки), 4 курс
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального
образования «Невинномысский химический колледж»
Разработчик: Давыдова Ольга Андреевна,
преподаватель профессионального цикла.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ»
1.1.
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО
230401 Информационные системы (по
отраслям), (углубленной подготовки), 4 курс
1.2.
Место учебной дисциплины в структуре
основной профессиональной образовательной программы: дисциплина
«Интеллектуальные системы и технологии» входит в профессиональный цикл. Данная
учебная дисциплина изучается параллельно с дисциплиной «Компьютерное
моделирование», формирует общекультурные компетенции, необходимые для
прохождения учебной и производственной практик, освоения модулей
профессионального цикла.
1.3.
Цели и задачи учебной дисциплины –
требования к результатам учебной дисциплины:
В
результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать:
-
основные понятия и направления интеллектуализации
автоматизированных систем;
-
достижения мировой и отечественной информатики в
области интеллектуализации информационных систем;
-
экспертные системы: классификацию, структуру и
этапы проектирования;
-
модели представления знаний и методы их обработки;
-
модели и методы принятия решений;
уметь:
-
применять основные технологии экспертных систем;
-
использовать модели и методы принятия решений.
1.4.
Рекомендуемое количество часов на освоение
программы учебной дисциплины:
максимальной
учебной нагрузки обучающегося 152 часов, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки
обучающегося 96 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося 56 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной
дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объём часов
|
230401
|
Максимальная
учебная нагрузка (всего)
|
152
|
Обязательная
аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
96
|
в том числе:
|
|
практические
занятия
|
48
|
Самостоятельная
работа обучающегося (всего)
|
56
|
составление опорного
конспекта
|
8
|
составление
памятки
|
4
|
написание эссе
|
8
|
подготовка к
выполнению практической работы
|
12
|
подготовка отчета
по выполненой практической работе
|
8
|
подготовка теста
|
2
|
подготовка
сообщения
|
8
|
разработка
презентаций
|
2
|
составление кроссворда
|
4
|
Итоговая аттестация в форме
|
зачёт в VII семестре
|
2.2.
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
|
Содержание
учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся
|
Объём часов
|
Уровень освоения
|
Тема 1.
Достижения мировой и отечественной информатики в
области интеллектуализации информационных систем
|
Содержание учебного материала:
Предпосылки создания систем искусственного интеллекта (ИИ)
Основные направления исследований в области ИИ.
Особенности и признаки интеллектуальности информационных систем.
|
6
|
1
|
Самостоятельная
работа:
Подготовить сообщение:
«Машина Луилля»
Составить конспект
по теме: «Искусственный интеллект как лидирующая научная отрасль»
Подготовить
сообщение по теме: «Основные сферы применения искусственного интеллекта»
|
6
|
3
|
Тема 2.
Информация и информационные процессы
|
Содержание учебного материала:
Модели представления знаний и методы их обработки
Фреймовая модель представления знаний
Семантическая модель представления знаний
Продукционная модель представления знаний.
Логический и эвристический методы рассуждения в ИИС
Рассуждения на основе дедукции, индукции, аналогии
|
12
|
1
|
Практическая работа:
Представление знаний продукционной моделью
Представление знаний семантической моделью
Представление знаний фреймовой моделью
|
6
|
2
|
Самостоятельная
работа:
Составить конспект по теме: «Предметное (фактуальное) и проблемное
(операционное) знания»
Подготовить сообщение по теме: «Нечеткий вывод знаний. Немонотонность
вывода»
Подготовиться к выполнению практических работ.
Подготовить отчёты по выполненным практическим работам
|
12
|
3
|
Тема 3.
Экспертные системы: классификация, структура и этапы
проектирования.
|
Содержание учебного материала:
Структура экспертной системы (ЭС).
Модели и методы принятия решений, применяемые в экспертных системах.
Инструментальные средства разработки ЭС.
Структура базы знаний
Вывод, обоснование и объяснение решений
Системы интеллектуального интерфейса для информационных систем
|
12
|
1
|
Практическая работа:
Прогнозирование методой экспертных оценок.
Ознакомление с архитектурой экспертных систем.
Разработка базы фактов и правил интеллектуальной системы
Использование модели и методов принятия решений для
представления знаний
Набор, редактирование и тестирование простейших программ
Применение основных технологий экспертных систем
|
26
|
2
|
Самостоятельная
работа:
Написать эссе по теме: «Условия применимости экспертных систем»
Составить памятку: «Функциональные блоки экспертной системы»
Составить памятку: «Начала работы на Turbo Prolog»
Написать эссе на тему: «Коэффициент доверия»
Подготовить эссе по теме «Философские проблемы искусственного
интеллекта»
Подготовить отчёты по выполненным практическим работам
Составить опорный конспект по темам: «Латентные структуры знаний и
психосемантика», «Метод репертуарных решеток». «Визуальное проектирование баз
знаний как инструмент познания»
Подготовиться к выполнению практических работ.
Подготовить отчёты по
выполненным практическим работам
Составить тест по теме: «Архитектура интеллектуальных систем»
|
8
|
|
Тема 4.
Нейронные сети: классификация, структура и этапы
проектирования.
|
Содержание учебного материала:
Развитие и современное состояние нейрокомпьютинга
Возможности многослойных персептронов
Взаимодействие нейронов: анализ главных компонент
Генетические алгоритмы и моделирование биологической эволюции
Нейросетевые технологии и метод математического моделирования
|
10
|
1
|
Практическая работа:
Моделирование логических функций с помощью нейрона
Обучение персептрона классифицировать числа на четные и нечетные.
Распознавание печатных и рукописных букв
Применение многослойных персептронов
Моделирование таблицы умножения и сложения
Прогнозирование выборов президента страны
|
12
|
2
|
Самостоятельная
работа:
Подготовить
презентацию по теме: «Практическое применение нейросетевых технологий
Подготовить
сообщение по теме: «Биологический и математический нейроны»
Подготовиться к
выполнению практических работ.
Подготовить отчёты
по выполненным практическим работам
Составить кроссворд
по теме: «Нейросети»
|
10
|
|
Тема 5.
Семантические методы представления, поиска и
извлечения информации в Интернете.
|
Содержание учебного материала:
Представление данных и знаний в Интернете
Программные агенты и мультиагентные системы
Геоинформациоиные системы
Идеи обучения игровых программ
|
8
|
1
|
Практическая
работа:
Обучение нейронной
сети
|
4
|
2
|
Самостоятельная
работа:
Подготовить эссе по
теме: «Перспективы развития современных интеллектуальных систем».
Подготовиться к
выполнению практических работ.
Подготовить отчёты
по выполненным практическим работам
|
6
|
|
|
|
|
|
Для
характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1. –
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный
(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3. – продуктивный
(планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
ситуаций)
3.1. Требования к
минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы
дисциплины требует наличия лаборатории инструментальных средств разработки.
Оборудование
учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству
обучающихся;
-
рабочее место преподавателя.
Технические
средства обучения:
- персональные
компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- устройства
вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники;
-
мультимедийные проекторы
3.2. Информационное
обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Для обучающихся
1.
Ясницкий Л.И. Введение в искусственный интеллект:
Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд.. стер. - М.:
Издательский центр «Академия». 2010. - 176 с. .
2.
Ясницкий Л.И. Искусственный интеллект: Элективный
курс: учебное пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2001.- 196
3.
Козлов А.Н. Интеллектуальные информационные
системы: учебник; Министерство сх. РФ, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2013-278 с
Для преподавателей
- ГлухихИ.Н.
Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие для студентов
учреждения высшего проф. образования./И.Н. Гдухих; Тюменский гос.универ.
–М.: Академия, 2010 – 112 с.
- Ясницкий
Л.И. Искусственный интеллект: Элективный курс: методическое пособие М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2001.- 196
- Советов. Б.
Цехановский В., Чертовский В. Интеллектуальные системы и технологии.
Учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский
центр «Академия», 2013
Интернет-ресурсы
- www.hiit.metodist.ru
- Информатика - и информационные технологии: cайт лаборатории
информатики МИОО
- www.intuit.ru -
Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
- www.rusedu.info -
Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании
- http://elkniga.ucoz.ru/index/informatika/0-108
- бесплатная библиотека школьника.
- www.npstoik.ru/vio - Электронный
альманах «Вопросы информатизации образования»
- www.edu - "Российское
образование" Федеральный портал
- www.edu.ru - ресурсы
портала для общего образования
- www.school.edu - "Российский
общеобразовательный портал"
- www.mon.gov - Официальный
сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
4.
контроль и оценка результатов освоения учебной дисцисплины
Контроль и оценка
результатов освоения ученой дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты
обучения
(освоенные
умения, усвоенные знания)
|
Формы
и методы контроля и оценки результатов обучения
|
умения:
|
|
применять
основные технологии экспертных систем;
использовать
модели и методы принятия решений.
|
выполнение практических задач.
выполнение практических задач.
|
уметь:
|
|
основные
понятия и направления интеллектуализации автоматизированных систем;
достижения
мировой и отечественной информатики в области интеллектуализации
информационных систем;
экспертные
системы: классификацию, структуру и этапы проектирования;
модели
представления знаний и методы их обработки;
модели
и методы принятия решений;
|
задание на
сравнение, составление графических схем;
составление
графических схем;
составление
графических схем;
составление
графических схем;
составление
характеристик
составление
характеристик
|
Рабочая программа
рассмотрена на заседании ПЦК и утверждена Методическим советом Протокол №
____________от________________2014
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.