Главная / Другое / Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству "Фантазёры"

Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству "Фантазёры"



Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №3 VIII вида
Г. Березники Пермского края







Образовательная программа

«Фантазёры».






Возрастной состав учащихся – 10-15 лет

Продолжительность образовательного процесса – 3 года.










Автор: учитель

I квалификационной категории

МБСКОУ СКОШ №3 г. Березники

Гринкевич Людмила Николаевна










Оглавление




Пояснительная записка ……………………………………………………

3



Условия для реализации программы ……………………………………..

Характеристика основных разделов программы……………….

Методическое обеспечение………………………………………

Психолого-педагогическое обеспечение………………………..

Материально-техническое обеспечение ………………………..

5

5

5

6

7



ПРОГРАММА I года обучения …………………………………………...

Учебно-тематический план……………………………………….

Содержание программы…………………………………………..

Предполагаемый результат……………………………………….

8

8

9

12



ПРГРАММА II года обучения ……………………………………………

Учебно-тематический план……………………………………….

Содержание программы…………………………………………..

Предполагаемый результат……………………………………….

13

13

14

17



ПРОГРАММА III года обучения …………………………………………

Учебно-тематический план……………………………………….

Содержание программы…………………………………………..

Предполагаемый результат……………………………………….

18

18

19

21



Список литературы ………………………………………………………...

22




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребенку свойственны естественное стремление к прекрасному и присущая человеку вообще тенденция к творчеству. Приобщение детей к творчеству развивает в нем способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей. Эстетическое освоение мира способствует развитию всех трех сфер личности ребенка: интеллектуальной, эмоционально-волевой, поведенческой. Это имеет особое значение для воспитанников детского дома, у каждого из которых имеются серьезные проблемы в личностном и физическом развитии. Приобщение таких детей к творчеству способствует снижению болезненной симптоматики, помогает становлению процесса социальной адаптации. Развивается эмоциональная сфера детей, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление. Формируется инициатива, самостоятельность, любознательность.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Через приобщение детей к декоративно-прикладному искусству создать условия, позволяющие развить в детях творческую активность, индивидуальность, побудить к самосовершенствованию.


ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1. Расширить представления детей о различных видах декоративно-прикладного искусства, истории их возникновения, особенностях.

2. Помочь в овладении приемами разнообразных художественных техник декоративно-прикладного творчества.

Воспитательные:

1. Способствовать приобщению к общечеловеческим ценностям, социальным нормам поведения, здоровому образу жизни.

2. Воспитывать уважение к традициям русского народа, трудолюбие.

Развивающие:

1. Развивать интеллект и творческие способности, навыки эффективного общения.

2. Побуждать к самосовершенствованию, профессиональному самоопределению.

3. Развивать умение действовать в соответствии с полученными знаниями в реальных жизненных ситуациях.


При разработке программы проведен анализ авторских программ: «Рукоделие» - Ботовой С.А., «Сударушка» - Вербах Т., «Берегиня» - Лукаш А.М.,

методических разработок: «Мягкая игрушка» - Городковой Т., «Бумажная пластика» - Шевеле М., С.Соколовой, Л.Ивановой, «Соленое тесто» - К.Берсеневой, «Инкрустация из соломки» – Г.Федотова.

Преимуществом данной программы является то, что материал подобран с учетом возрастных, интеллектуальных, личностных особенностей конкретных детей. Тематика занятий разработана в соответствии с их пожеланиями, интересами, реальными возможностями.

Программа является вариативной, возможны изменения в содержании тем, дополнения приемов выполнения практических заданий, разбивка тем и разделов.

Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями, зависят от уровня творческого потенциала и первичной подготовки учащегося.

Наличие разных уровней сложности в одном общем задании или теме позволяет существовать разновозрастной группе.

Программа рассчитана на 3 года. На каждый год отводится по 180 часов, занятия проводятся по 2 раза в неделю по 2,5 часа.

Наполняемость групп 12-15 человек.

Форма организации: групповая, мелко-групповая, индивидуальная.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


По окончании 3-х летнего курса обучения дети должны знать:

  • правила техники безопасности и оформление рабочего места;

  • историю возникновения и развития данных видов декоративно-прикладного искусства;

  • способы подготовки к работе соломы, теста, ткани, получения разных цветовых оттенков;

  • технологию изготовления оригами, панно из соломки, сувениров из соленого теста, мягкой игрушки;

  • способы взаимодействия в коллективе и решения конфликтных ситуаций;

  • варианты оформления выставок, интерьера комнат.

Уметь:

  • самостоятельно выбирать тему работы;

  • подбирать необходимый материал;

  • находить решения композиции и цветовой гармонии;

  • изготовлять поделки (оригами, аппликации из соломки, мягкой игрушки, сувениры из теста) основываясь на приобретенные знания, навыки;

  • понимать и ценить народные традиции, проявлять трудолюбие, самостоятельность, творческую инициативу;

  • составлять проект работы и защищать его.









УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ:


Бумажная пластика

Бумага - очень доступный, удобный материал для творчества, дающий ребенку возможность фантазировать, проявлять свои лучшие волевые качества: выдержку, настойчивость.

Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги, родилось в Японии много веков назад, считалось признаком изысканных манер. Слово «Оригами» в переводе на русский язык означает «сложенная бумага». Усвоив приемы «складывания», возможно сотворить тысячи фигурок.

Работа с бумагой требует сосредоточенности и сообразительности. Она очень полезна для творческого, интеллектуального и духовного развития детей, ведь известно, что развитие мелкой моторики напрямую связано с деятельностью обоих полушарий головного мозга. Овладение приемами изготовления поделок из бумаги (цветов, фигурок животных, человека) дает ребенку возможность испытать чувство восторга, а созданное рукоделие всегда сможет дополнить интерьер детского уголка.


2. Аппликация из соломки

Золотистая, богатая оттенками окраска соломы позволяет создавать яркие декоративные произведения, реализовать самые светлые замыслы. Работы, выполненные из соломы, не выгорают и не теряют блеска, а ее свойство – изменять цвет и оттенок в зависимости от расположения источника света и направления соломенной ленты дает возможность добиться в композициях неповторимой игры блеска материала.


3. Мягкая игрушка

Происхождение игрушки связано с религией древних народов, веривших, что игрушечные фигурки обладают магической силой, способной уберечь от зла, принести здоровье и счастье. Издревле игрушки развлекали, баловали детей, помогали им познать самих себя и окружающий мир развиваться духовно и физически. Игрушка-самоделка – не только забава, но и способ творческого самовыражения, приобретения реальных жизненных навыков работы с иглой, ножницами, тканью. Изготовление мягкой игрушки способно пробудить фантазию ребенка, развить мелкую моторику, привить трудолюбие.


4. Соленое тесто

Любое прикосновение к тесту оставляет на нем свой след. Это его свойство побуждает к творению, как взрослого человека, так и ребенка, созданию причудливых фигурок, образов животных, птиц.

Лепка из теста способствует гармоничному развитию ребенка: познанию основ формы, пластики, объема, цветоведения, является важным мотивом пробуждения творческого начала.


II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж);

- наглядный (показ, демонстрация образцов);

- практический (выполнение работ с применением практических знаний).

Формы обучения:

- теоретическая (лекции, экскурсии, изучение специальных источников, просмотр слайдов, видеофильмов);

- практическая: выполнение работ, подготовка и оформление выставок, оформление интерьера, создание коллекции.

Основные принципы:

- непрерывность и системность в проведении занятий с постепенным наращиванием уровня сложности;

- универсальность. Данная программа служит не только узким целям творческого развития, она соответствует задачам нравственного воспитания, профилактики девиантного поведения:

- новизна и современность;

- креативность в выборе формы занятий, методов диагностирования;

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- зона «ближайшего развития» для каждого ребенка, выбора индивидуального маршрута и темпа его освоения.

Формы диагностирования:

- тестирование

- анкетирование

- опрос

- выполнение творческих заданий

- викторины

- конкурсы.

Критерии позволяющие оценить полученные результат:

- достаточный уровень владения знаниями истории возникновения декоративно-прикладного искусства (приложение 1);

- совершенство владения техникой оригами, шитья мягкой игрушки, аппликации из соломки, лепки из соленого теста;

- результативность участия в выставках, конкурсах, защите проектов;

- проявление инициативы, творчества в выборе тематики работы, исполнении способа оформления;

- способность строить продуктивные взаимоотношения (методика В.В.Бойко «Диагностика коммуникативной толерантности»

- качественный рост уровня креативности (методика Торенса);

- уровня воспитанности (методика А. М. Фридман ) (приложение 2);

- устойчивость волевых качеств: усидчивости, терпения, способности к преодолению трудности (методика включенного наблюдения, методика Р.Н.Немова «Устойчивость волевых качеств»).

Педагогические технологии:

- Гуманно-личностный подход (Ш.А.Амонашвили) – формирование положительной «Я» - концепции;

- Сотрудничество – партнерство, совместное творчество педагога и ребенка;

- Педагогика поддержки (Н.К.Крупская, О.С.Газман) – содействие в развитии саморазвитии ребенка;

- Воспитание на основе системного подхода - В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Г.К. Селевко – приобщение к общечеловеческим ценностям;

- Коллективно-творческие дела (И.П.Иванов).


III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наблюдение, анализ диагностических данных показывает, что у детей, записавшихся в кружок:

- занижен уровень познавательной активности, креативного мышления,

- не на должном уровне отношение к общечеловеческим ценностям,

- занижен уровень самооценки,

- наблюдаются отклонения в контактах с взрослыми и сверстниками,

- многие дети зависимы от вредных привычек.


IV. Материально-техническое обеспечение

Занятия предполагают наличие необходимой материальной базы, состоящей из следующих компонентов:

- помещение с достаточным освещением, мебелью.

- Т.С.О. – телевизор, DVD, монитор, выжигатель.

- инструменты: ножницы, ножи, бумага, стеки, иглы.

- материалы для работы: ткань, мех, солома, картон, бумага, карандаши, кисти, клей ПВА, клей «Момент», бесцветный лак.

- учебно-наглядные приспособления: передвижная доска, подставка для образцов.















ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Цель: Приобщение детей к национальной культуре России, декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

1. Познакомить с различными видами декоративно-прикладного творчества, историей их возникновения.

2. Помочь в овладении основ мастерства декоративно-прикладного искусства.

3. Воспитывать интерес к истории России, ее традициям, народным промыслам.

4. Создать условия для формирования в коллективе атмосферы дружбы, взаимопонимания поддержки.


Учебно-тематический план


Название разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

всего

I

Введение

2,5

-

2,5

II

Бумажная пластика

11,5

28,5

40

1

Знакомство с оригами.

1,5

1

2,5

2

Техника работы с бумагой

1

1,5

2,5

3

Лесная полянка.

2,5

10

12,5

4

Морская флотилия.

2,5

7,5

10

5

Лесные обитатели.

2

8

10

6

Оформление выставки, анализ работ.

2

0,5

2,5

III

Аппликация из соломки

10

30

40

1

Вводное занятие.

2,5

-

2,5

2

Приготовление соломки, приемы работы.

1

4

5

3

Любимые игрушки.

1,5

8,5

10

4

Урожайное лукошко.

2,5

7,5

10

5

Парусники.

2,5

7,5

10

6

Свободное творчество.

-

2,5

2,5

IV

Мягкая игрушка

7

33

40

1

Вводное занятие.

1,5

1

2,5

2

Игрушки-малютки.

1,5

6

7,5

3

Полуобъемные игрушки.

1,5

6

7,5

4

Объемные игрушки: веселый зоопарк.

2,5

20

22,5

V

Солёное тесто

9

31

40

1

Цветоведение.

1,5

1

2,5

2

Знакомство с тестом.

1,5

1

2,5

3

Русский пряник.

1

6,5

7,5

4

Корзиночка.

1

6,5

7,5

5

Валентинки.

1,5

8,5

10

6

Пасхальный сувенир.

2,5

7,5

10

VI

Экскурсии, посещение выставок

15

-

15

VII

Итоговое занятие

2,5


2,5


ИТОГО:

57,5

122,5

180





Содержание курса 1 года обучения


Раздел I. Введение (2,5часа)

- Анкеты: «Знакомство», (приложение 3).

- Ознакомление с данной программой.

- Рассматривание образцов, иллюстраций.

- Правила техники безопасности.

Раздел II. Бумажная пластика (40 час.).

Тема 1: Знакомство с оригами (2,5 часа).

Экскурс в историю. От глиняной дощечки до тетрадного листа. Виды, свойства бумаги. Терминология.

Творческое задание: изготовить знакомую поделку из бумаги.

Тема 2: Техника работы с бумагой(2,5 часа)

- Условные обозначения и приемы оригами: складка – молния, угол, надрез и т.д.

- базовые формы: книжка, дверь, блинчик, конфетка и т.д.

- Практическая работа: упражнения в действиях с бумагой.

Тема 3: Лесная полянка (12,5 час.).

- Загадки (приложение 4), рассматривание иллюстраций. Выбор базовых форм.

- Практическая работа: изготовление деревьев (ель, дуб, и др.) ягод, грибов.

Тема 4: Морская флотилия (10 час.).

- Из истории флота: ботик Петра I, строительство первых парусников. Основные и дополнительные детали корабля, секреты «непотопляемости».

Практическая работа: изготовление лодочки, парусника, кораблика. Оформление дополнительными деталями: флаг, штурвал, якорь.

Тема 5: Лесные обитатели (10,0 час.).

- Разгадывание кроссворда (приложение 5).

- Практическая работа: изготовление ежика, лисички, зайца, медведя, и др. (подбор бумаги, складывание базовых форм, «чтение» условных знаков, выполнение работы).

Тема 6: Оформление выставки, анализ работ. Итоовая викторина (приложение 6) (2,5 час.).


Раздел III. Аппликация из соломки (40,0 час.).

Тема 1: Введение (2,5 час.).

- Экскурс в историю. Травы издревле обували и одевали человека, кормили, согревали и украшали жизнь. Кроссворд о соломе(приложение 7). Крестьянский труд в поле и на лугу.

Украшение крестьянского быта: свистульки плетеные украшения, аппликации из соломки.

Тема 2: Приготовление соломы, приемы работы (5,0 час).

- способы приготовления соломы: холодный, горячий. Разглаживание «рубашки»-соломы.

- Инструменты: нож-косяк, ножницы, Були.

- основные понятия: инкрустация – наклеивание, аппликация; раппорт – постоянно чередующиеся элементы в орнаменте, мозаика.

- Практическая работа: Приготовление соломки к работе.

Тема 3: Любимые игрушки (10,0 час.).

- Игрушка неизменный спутник человека, главное действующее лицо в играх, забавах.

- рассматривание образцов.

- Практическая работа: выполнение аппликаций: юла, зайчик, медвежонок, и др.

- зарисовка схемы, подбор соломки

- наклеивание соломки на вспомогательную бумагу

- перенос на основной фон.

Тема 4: Урожайное лукошко (10,0 час.).

- Демонстрация образцов, приемов работы.

- Эскиз, выбор направления, подбор оттенков.

- Практическая работа: аппликация: Лукошко с ягодами, фруктами, грибами, цветами и т.д.

Тема 5: Парусники (10,0 час.)

- Рассматривание иллюстраций. Объяснение, демонстрация приемов работы, оформление.

- практическая работа: нанесение эскиза, наклеивание соломки, оформление работы. Дополнение деталями: лестница, якорь и т.д.

Тема 6: Свободное творчество (2,5 час.).

- Выбор темы.

- Самостоятельное выполнение работы.

- Анализ работ.

- Итоговая викторина (см.приложение 8).


Раздел IV. Мягкая игрушка (40,0 час.).

Тема 1. Вводное занятие (2,5 час.).

- Экскурс в историю возникновения игрушки – оберега. Первые игрушки: глиняные, тестяные, из бересты. Народные обычаи, связанные с игрушкой оберегом

- организация рабочего места.

- Демонстрация игрушек, загадки (приложение 9).

- Практическая работа: упражнение в работе с иглой, швы: вперед иголку, назад иголку, сметочный, обметочный швы.

Тема 2: Игрушки малютки (7,5 час.).

- Игрушки из поношенных вещей: мяч из кончика носка, маленькие человечки – из перчатки, змейки – из шарфа. Доступность и оригинальность.

- Подбор материала.

- Основные понятия: выкройка, деталь, набивка, притяжка.

- Практическая работа: изготовление игрушек-малюток на основе одной выкройки: снеговика, зайчика. Медвежонка, и др.

- Оформление дополнительными деталями.

Тема 3: Полуобъемные игрушки (7,5 час.).

- полуобъемные игрушки – хороший сувенир, праздничный подарок.

Материал: лоскутки плотной ткани, картон для оформления – кусочки кожи, меха, пуговицы, тесьма, тонкий поролон.

- Практическая работа: закрепление техники работы сметочным, обметочным швами. Изготовление игрушки на выбор.

Тема 4: Объемные игрушки: веселый зоопарк (22,5 час.)

- Материал: плотная ткань, искусственный мех, синтепон, кусочки кожи.

- Этапы работы: подбор материала, раскрой деталей, сшивание и набивка. Сборка и оформление изделия.

- Особенности оформления глец, носк. Цветовое решение в материале.

- Практическая работа: изготовление игрушек: медвежонка, олененка, зайца и др. Оформление выставки: «Зоопарк».


Раздел V. Соленое тесто (40, час.).

Тема 1: Цветоведение (2,5 час.).

- Основные и дополнительные цвета.

- Теплые, холодные цвета. Основные характеристики цвета: тон, насыщенность, светлота. Понятие о светло и цветовом контрасте. Смешение цветов (основные и дополнительные ассоциативное восприятие света).

- Практическая работа: Приготовление пастельных тонов красок.

Тема 2: Знакомство с тестом (2,5 час.).

- Экскурс в историю. Обычаи, связанные с лепкой из теста: лепка жаворонков – к встрече весны, каравай – поклонение богу плодородия, и т.д.

- Демонстрация образцов, способы приготовления теста.

- Показ приемов лепки, базовых форм: шар, диск, и др.

- Упражнение в выполнении некоторых деталей: листочек, жгут, цветок и др.

Тема 3: Русский пряник (7,5 час.).

- Закрепление приемов лепки: приплющивание, вытяжка, скручивание, склеивание водой.

- Экскурс в историю. Разные виды пряников, их история в России, национальные традиции изготовления.

- Практическая работа: составление эскизов пряников, лепка пряников разными способами, оформление тиснением, налепами.

Итог: посиделки с выставкой пряников.

Тема 4: Корзиночки (7,5 час.).

- Организация рабочего места: клееночка, фанерка-подставка, стеки, вода для склеивания, формочки для тиснения.

- Этапы работы: лепка формы, оформление дополнительными деталями, сушка, раскрашивание, обработка лаком.

- Практическая работа: лепка разных форм корзиночек с грибами, ягодами, цветами и др.

Тема 5: Валентинки (10 час.).

- День Валентина – день влюбленных. Легенда о любви. Традиции дарить сувениры в форме сердечек. Выражение любви: цветы, ангелочки, голуби – все это может служить украшением валентинки.

- Оформление рабочего места.

- Закрепление приемов работы с тестом.

- Практическая работа: изготовление валентинок. Составление поздравительных текстов. Оформление «дерева любви».

Тема 6: Пасхальный сувенир (10 час.).

- Праздник Пасхи. Яйцо – символ зарождения жизни на земле. Яйца Фаберже.

- Закрепление основ цветоведения: цветовые гаммы, контрастность.

- Практическая работа: изготовление пасхальных яиц, украшение изготовление подставки под яйцо.

- Выставка пасхальных яиц. Викторина (приложение 10).


Раздел VI. Экскурсии. Посещение выставок (15 час.)

- Экскурсии в краеведческий музей г. Березники, г. Усолье (4,0 час.).

Цель: Расширение знаний детей о жизни русских людей в прошлые времена, о их обычаях, традициях, промыслах.

- Посещение городских выставок декоративно-прикладного творчества (6,0 час.).

Цель: Формирование эстетического вкуса, развитие фантазии, творческого потенциала. Воспитание уважения к таланту людей, живущих в родном городе.

- Участие в праздниках: Новогоднее представление, день Влюбленных, 8-е Марта, пасхальные посиделки (4,0 час.).

Цель: Приобщать к традиционным праздникам. Создавать ситуации радости, творческих успехов.


Раздел VII. Итоговое занятие (2,5час.).

-Развлекательная программа «Ярмарка чудес» с выставкой работ. Подведение итогов. Награждение.


Предполагаемый результат после 1 года обучения


Дети будут знать:

- правила техники безопасности и грамотного обращения со всеми необходимыми для рукоделия инструментами,

- базовую систему понятий, определений в складывании оригами, аппликации из соломки, лепки из соленого теста, шитье мягкой игрушки, приемы работы в данных видах творчества,

- основы цветоведения,

- историю возникновения данных видов творчества, народные обычаи, традиции, связанные с ними.

Дети будут уметь:

- организовывать рабочее место,

- готовить необходимый материал,

- переводить рисунок на ткань, картон, работать с копировальной бумагой,

- поэтапно вести работу, проявлять аккуратность и усидчивость,

- работать индивидуально и в коллективе.
































ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Цель:

Углубление знаний истории разных видов декоративно-прикладного искусства, приемов выполнения работ.

Задачи:

1. Дать систему знаний, умений, навыков в разных областях декоративно-прикладного творчества.

2. Научить изготовлению работ, композиций с учетом цветовой гаммы, особенностей рабочего материала.

3. Формировать творческое отношение к работе, трудолюбие, уважительное отношение к людям творческого труда, их творению.

4. Воспитывать умение жить в обществе, считаться с общественным мнением.


Учебно-тематический план

Название разделов, тем

Количество часов

Теория

Практика

всего

I

Введение

2,5

-

2,5

II

Основы мастерства

3

4,5

7,5

1

Цветоведение

1

1,5

2,5

2

Понятие о композиции

1

1,5

2,5

3

Построение композиции

1

1,5

2,5

III

Бумажная пластика. Цветы.

7,5

27,5

35

1

Введение

1

1,5

2,5

2

Маргаритки

0,5

2

2,5

3

Крокусы

0,5

2

2,5

4

Лютики

0,5

2

2,5

5

Подснежники и другие

3

12

15

6

Составление праздничных композиций

2

8

10

IV

Соломка

9,5

38

47,5

1

Введение

0,5

2

2,5

2

Приготовление соломки.

0,5

2

2,5

3

Птичий мир.

2

8

10

4

Объёмная аппликация: цветы.

3

12

15

5

Природные зарисовки

3

12

15

6

Выставка работ

0,5

2

2,5

V

Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки

6,5

26

32,5

1

Из истории мультипликационной игрушки

0,5

2

2,5

2

Герои м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка»

3

12

15

3

Герои м/ф «Вини Пух и все, все»

3

12

15

VI

Солёное тесто

7,5

30

37,5

1

Приемы работы с тестом.

0,5

2

2,5

2

Дымковский промысел.

2,5

10

12,5

3

Декоративные пластины

2

8

10

4

Пасхальные сувениры.

2

8

10

5

Веселые зверушки.

0,5

2

2,5

VII

Экскурсии, посещение выставок

15

-

15

VIII

Итоговое занятие

2,5


2,5


ИТОГО:

54

126

180



Содержание курса 2 года обучения

Раздел 1. Введение (2,5 час.)

- Анкета: «Мои способности».

- Мини-сочинение «Как я провел лето».

- Обсуждение содержания программы над, внесение изменений (по желанию).

- Техника безопасности.


Раздел П. Основы мастерства (7,5 час.)

Тема 1. Цветоведение (2,5 час).

- Понятие: Цветовая гармония «теплые», «холодные» оттенки, «дополнительные цвета».

- Цветовой круг, законы равновесия цветовых пятен, цветового единства движений цветовых пятен.

- Практическая работа: выполнение в альбоме упражнений на получение дополнительных цветов, теплых и холодных оттенков. Рисунок в теплых и холодных тонах.

Тема 2. Понятие о композиции (2,5 час.).

- Особенности композиции декоративно-прикладного творчества.

- Правила композиции: - ритм – организующее начало, позволяющее выразить идейный замысел.

- Способы выделения композиционного центра.

- Основные типовые композиции.

- Практическая работа: построение симметричных и ассиметричных, одноярусных и двуярусных композиций.

Тема 3. Построение орнамента (2,5 час.).

- Экскурс в историю. Орнаменты народов России, Прикамья.

- Законы и правила орнаментальной композиции. Композиция в замкнутых формах: полосе, квадрате, круге, треугольнике.

- Использование элементов орнамента в оформлении изделия.

- Раппорт – основной мотив орнамента.

Виды раппорта: сетчатый, линейный, комбинированный.

Кайма – ритмический ряд повторяющихся мотивов.

- Практическая работа: Составление орнамента из растительных мотивов, геометрических форм.


Раздел III. Бумажная пластика (35 час.).

Тема 1. Введение (2,5 час.).

- О значении бумаги в жизни человека. Достоинство бумаги: сгибается, разглаживается, гофрируется и т.д.

- Международные условные знаки и приемы складывания бумаги. Базовые формы: птица, рыба, бутон, квадрат, и т.д.

- Творческое задание: изготовить знакомую поделку из бумаги, оформить, подготовить аннотацию.

Тема 2. Цветы из бумаги. Маргаритки. (2,5 час.)

- Викторина «Цветы».

- Необходимый материал для изготовления цветов: гофрированная и гладкая, цветная бумага, проволока, клейкая лента.

- Основные операции: лепестки, листья вырезаются по шаблонам.

Бахрома – мелко нарезанный край полоски бумаги.

Стебель – основа цветка – кусок проволоки, обвитый клейкой лентой.

- Практическая работа: изготовление маргариток. Составление букетов.


Тема 3. Крокусы (2,5 час.).

- Приемы раскрашивания бумаги мелками, фломастерами. Двойной листок.

- Практическая работа: изготовление крокусов, сочинение поздравительных текстов, сопутствующих поздравлению цветов.

Тема 4. Лютики (2,5 час.)

- Изготовление шаблонов. Техника изготовления выпуклых лепестков с помощью булей разных размеров. Фиксация 5-7 цветков на одном стебле.

- Венок из лютиков.

- Практическая работа: изготовление лютиков.

Тема 5. Подснежники и другие цветы (15 час.).

- Работа с шаблонами. Подкрашиван6ие каймы, основания лепестков. Разновидность сердцевины: комочек, бахрома.

- Практическая работа: изготовление подснежников, маков, гвоздик, и др.

Тема 6: Составление подарочных композиций (10 час.).

- Значение цветов в жизни людей. Легенды о цветах. Загадки. Цветы в доме, в одежде. Горшочек с цветами, панно. Хранение цветов. Цветы – лучший подарок.

- Практическая работа: составление подарочных композиций с цветами.


Раздел IV. Соломка (47,5 час.).

Тема 1. Введение (2,5 час.).

- Викторина на закрепление знаний о данном виде творчества, приемов работы (приложение ).

- Способы хранения, приготовления соломы, необходимые инструменты.

- Демонстрация образцов.

- Практическая работа: выбор тематики работы. Приготовить основу панно: фанерка (картон) обтягивается тканью. Края ткани обрабатываются, закрепляются петельки.

Тема 2. Приготовление соломки к работе (2,5 час.).

Этапы подготовки: сбор трав, сортировка по качеству, оттенку, отделяем стебли от рубашки.

Холодный способ: стебель разрушается ножом, проглаживается тупой стороной лезвия.

Горячий способ: солома опускается в кипящую воду, через несколько минут вынимается, проглаживается утюгом.

- Практическая работа: подобрать соломку необходимых оттенков, обработать холодным способом, прогладить рубашки.

Тема 3. Птичий мир (10 час.).

- Загадки о птицах (приложение ).

- Птицы Прикамья. Экзотические птицы. Сказочные птицы. Красота пения, полета, радость ощущения весны.

- Плоскостная аппликация. Эскиз. Выбор направления соломки, подбор оттенков. Наклеивание оперения с хвоста к голове.

- Практическая работа. Изготовление работ: «Цапля на болоте», «Журавли летят», «Утенок», «Жар-птица» и др.

Тема 4. Природные зарисовки (15 час.).

- Природа в стихах, рисунках, музыке.

- Подготовка основного фона, эскиз, рабочий рисунок, поиск цветового решения. Внесение элементов выжигания.

-Основные понятия: контурная линия, штрих, многослойное перекрещивание.

- Практическая работа: изготовление пейзажей: «У речки», «Лесная опушка» и др.

Тема 5. Объемная аппликация (15 час.)

Цветы.

- Аппликация объемно-выпуклая с использованием нагретой металлической були.

- Новый метод – метод накладки – поочередное наклеивание подобранных по цвету кусочков соломенной ленты, перекрывающих частично друг друга.

- Подготовительная работа: выбор тематики, нанесение рабочего рисунка, разметка направления соломки.

- практическая работа: аппликация роз, маков, пионов и др. цветов. Внесение в работу дополнительных растительных элементов: сухих трав, листьев, семян.

Тема 6. Выставка Оформление работ.(2,5 час.).


Раздел V. Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки (32,5 час.).

Тема 1. Из истории мультипликационной игрушки (2,5 час.).

- Экскурс в историю. Первые куклы, снявшиеся в мультфильме, были очень необычными. Первый кукольный фильм в России появился в 1912 году. Это был фильм В.Старевича «Война рогачей и усачей», все роли в котором выполняли засушенные насекомые – жуки, муравьи, стрекозы.

Излюбленные персонажи современных мультфильмов:

- образы животных (Михаил Топтыгин),

- сказочные, былинные образы (баба Яга, богатыри),

- современные образы (Чебурашка, Том и Джерри).

- Викторина «Путешествие в мир мультфильмов».

- Практическая работа: выполнение швов: «стебельчатый», «петельный», «строчка», «вперед иголку», «назад иголку».

Тема 2. Герои м/ф. «Крокодил Гена и Чебурашка» (15 час.).

- Просмотр фрагмента мультфильма.

- Подбор материалов: плотная ткань, искусственный мех, поролон, кусочки кожи.

- Этапы работы: раскрой деталей, сборка, набивка, оформление изделия.

Тема 3. Герои м/ф. «Винни Пух и все, все» (15час.).

- Маленький плюшевый медвежонок Пух, его замечательные друзья Пятачок, ослик Иа, кенга Ру, кролик. Их характеры, особенности внешности, поведения.

- Веревочное крепление конечностей (Винни Пух, Ослик, Ру). Проволочный каркас (Пятачок, Кролик), Особенности оформления глаз, носа.

- Практическая работа: изготовление героев мультфильма на выбор.


Раздел VI. Соленое тесто (37,5час.).

Тема 1.Приёмы работы с тестом(2,5 час.)

- Тест на закрепление знаний по данному виду творчества, приобретенных в прошлом году.

- Практическая работа: упражнение с тестом: раскатка, обрезка, скручивание, тиснение. Лепка несложных фигур.

Тема 2. Дымковский промысел (12,5 час.).

- История промысла. Особенности лепки и росписи, отличие от других народных игрушек. Эскизы по образцам промысла.

- Практическая работа: лепка птиц, барыни и т.д.

Оформление работ дополнительными деталями.

Тема 3. Декоративные пластины (10 час.).

- Демонстрация образцов, приемов лепки, поиск цветового решения.

- Лепка с тиснением.

- Лепка с помощью налепа.

Этапы работы: Эскиз. Раскатка плашки, обрезка по размеру. Оттиск силуэтами или налепы элементов растительности, птиц и др. Сушка. Роспись.

Тема 4. Веселые зверушки (2,5 час.).

- Загадки о животных (приложение ).

- Символика и смысловое значение оберегов животных.

Тесто мягкий материал, поэтому важен выбор позы животного: сидя, лежа.

- Практическая работа: лепка собаки, медвежонка и др.. выполнение эскизов, основы, деталей. Сборка игрушки, оформление. Составление тематических композиций: «Веселая семейка», «Встреча на пеньке», «Теремок» и др.

Раздел VII. Посещение выставок, экскурсий (15 час.).


Раздел VIII. Итоговое занятие (2,5 час.).


- Выставка работ, подведение итогов.

- творческие задания на лето.




Предполагаемый результат после 2 года обучения:


Дети будут знать:

- закономерности гармоничного, художественного и стилистически выдержанного исполнения изделий,

- историю разных видов рукоделия, их народные корни и современное развитие,

- технологию подготовки теста, соломы к работе, приему изготовления поделок, композиций.


Дети будут уметь:

- использовать разные виды швов при шитье мягкой игрушки,

- самостоятельно готовить эскизы, выкройки, выполнять работу согласно определенной технологии,

- оформить рабочее место,

- работать с выжигателем, булями и другими инструментами




















ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Цель:

Содействие формированию творческой и духовной культуры, определению жизненной позиции.

Задачи:

1. Совершенствовать навыки работы с соломкой, тканью, бумагой, тестом.

2. Развивать фантазию, эстетический вкус, умение применить приобретенные знания, умения в реальных жизненных ситуациях.

3. Способствовать формированию профессионального интереса к данным видам декоративно-прикладного творчества, навыков самостоятельной жизни.

4. Закреплять навыки взаимодействия в коллективе, способов организации и проведения коллективно-творческих дел.

5. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к ее истории.


Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1. Введение.

2,5


2,5

II. Основы мастерства.

4

3,5

7,5

1. Цветоведение.

2,5


2,5

2. Законы построения декоративной композиции.

1,0

1,5

2,5

3. Орнамент.

0,5

2

2,5

III. Бумажная пластика. Сказки оригами.

9,5

35,5

45

1. Введение.

1

1,5

2,5

2. Герои сказок.

8

32

40

3. Театр сказок.

0,5

2

2,5

IV. Соломка.

10

35

45

1. Вводное занятие.

1

1,5

2,5

2. Встреча со стариной.

8

32

40

3. Выставка работ.

1

1,5

2,5

V. Мягкая игрушка.

5,5

17

22,5

1. Прогулка в мир игрушки.

1,5

1

2,5

3. Цирковой аттракцион.

2

8

10

4. Свободное творчество.

2

8

10

VI. Соленое тесто.

6

39

45

1. Подсвечники.

2

13

15

2. Рамочка для фото.

2

13

15

3. Сувениры.

2

13

15

VII. Экскурсии, посещение выставок.

10


10

VIII. Итоговое занятие.

2,5


2,5

ИТОГО:

50

130

180



Содержание курса 3 года обучения


Раздел I. Введение (2,5 час.).

- Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.

- Обсуждение плана работы на год.

- Цели и задачи.


Раздел II. Основы мастерства (7,5 час.).

Тема 1. Цветоведение (2,5 час.).

- Символика и семантика цвета в творчестве. Знаковое , символическое значение цвета. Традиционные цвета в русском народном творчестве, народа Прикамья.

- Игра. Путешествие в мир цвета.

- Практическая часть: работа на плоскости листа, по образцу (окраска фона, выделение цветового пятна).

Тема 2. Законы построения декоративной композиции (2,5 час.).

- Пропорциональность – теория – соизмеримость частей по отношению друг к другу.

«Золотое сечение» - гармоничные пропорции.

- Закон доминантности – выделение главного смыслового пятна.

- Трех-компонентность (психологический комфорт).

- Статика и динамика (покой и движение).

- Контраст и тождество (противоположности и сходство).

- Целостность композиции – зрительная слитность, взаимная гармония всех частей.

- Демонстрация композиций. Анализ.

- Практическая работа: составление растительных композиций, композиций с изображением птиц, животных.

Тема 3. Орнамент (2,5 час.).

- Многообразие художественных росписей, основанных на орнаментальных композициях. Северо-русские и урало-сибирские росписи, росписи Поволжья (Городецкая, хохломская, федосеевская).

- Демонстрация образцов росписей.

- Практическая работа: наброски эскизов орнамента на поднос, кувшин, прялку.


Раздел III. Бумажная пластика. Сказки-оригами (45 часов)

Тема 1. Введение (2,5 час.)

- Сказка сопровождает человека с раннего детства. Она учит ребенка доброте, увлекает миром фантазии.

- Викторина: «Встреча со сказочными героями».

- Практическая работа.

Выполнение знакомых базовых форм: книжка, дверь, конверт, конфетка и т.д.

Тема 2. Герои сказок (40 час.).

- Организация рабочего стола, подготовка необходимого материала (бумага, картон, клей, фломастеры, инструментов, ножницы).

- Этапы работы:

1. Приготовить бумагу необходимых размеров, цветов.

2. Выполнить действия согласно схеме условных обозначений.

3. Закрепить при помощи клея дополнительные детали.

4. Оформить работу с помощью карандашей и фломастеров.

- Практическая работа.

Изготовление героев сказок: «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка».

Тема 3. Театр сказок (2,5 час.).

- Демонстрация выполненных работ. Инсценировка сказок.


Раздел IV. Соломка (45 час.).

Тема 1. Вводное занятие (2,5 час.).

- Беседа «Из истории Прикамья».

- Рассматривание иллюстраций исторических мест, церквей, соборов. Расположенных в Усолье, Пыскоре, Соликамске. Архитектор В.Воронин.

Тема 2. Встреча со стариной (40 час.).

- Сообщение детей о приходе А.Строганова на Прикамскую землю, истории возникновения первых поселений.

- Знакомство с работами В. Седегова.

-Этапы работы: выбор тематики, выполнение эскиза, определение направлений соломенных лент, наклеивание, дополнение с помощью выжигателя, растительного материала.

- Практическая работа.

Аппликация: «Усолье. Посад». «Пыскор. Мужской монастырь» и др.

Тема 3. Выставка работ.(2,5 час.).

Итоговая викторина (приложение 11)


Раздел V. Мягкая игрушка (22,5 час.).

Тема 1. Прогулка в мир игрушки (2,5 час.).

- Викторина «Иголка, нитка, узелок».

Тема 3. Цирковой аттракцион (10 час.).

- Предварительная работа. Посещение цирка.

- Изображение эскизов на бумаге.

- Практическая работа.

Изготовление игрушек: «Клоуна», «Скоморох» и др.

Тема 4. Свободное творчество (10 час.).

- Выбор по желанию тематики работы, подбор необходимых материалов.

- Шитье игрушек с опорой на знания, умения, приобретенные на занятиях.

- Составление проекта изготовления мягкой игрушки с последующей защитой.

Раздел VI. Соленое тесто (45 час.).

Тема 1. Подсвечники (15 час.).

- Обычай зажигать свечи на Новый год: приглашение бога леса к праздничному столу. Свечи создают атмосферу таинства, волшебства, чуда.

- Рассматривание иллюстраций, изображение подсвечника на месте бумаги, перенос задуманного в объемную форму с помощью теста.

- Практическая работа: изготовление подсвечников разнообразной формы, украшение дополнительными деталями.

- Игровая программа «При свечах».

Тема 2. Рамочка для фото (15 час.)

Рамочка для фото дополняет фотографию, делает более выразительной. Очень важно сочетание цветов, форма, тематика.

Практическая работа: детское фото: солнце, игрушки и т.д. Подарок любимому в виде сердечка и т.д.

- Этапы работы: выбор формы, тематики оформления, нанесение основного слоя теста, оформление, раскрашивание, сушка, обработка лаком.

Тема 3. Сувениры (15 час.)

- Особенности оформления сувениров, их вручение. Азбука этикета.

- Практическая работа: изготовление сувениров на выбор.

- Составление поздравительного текста.

-Итоговая викторина (приложение 12).

Раздел VII. Экскурсии. Подготовка к выставкам и их посещение. (10 час.)

Раздел VIII. Итоговое занятие (2,5 час.)

- Подведение итогов. Заполнение опрос-карты.(приложение 13-16)


Предполагаемый результат после 3 года обучения:


Дети будут знать:

- Историю прихода на Прикамскую землю семьи Строгановых, образования первых поселений.

- Законы композиции и цветовой гармонии.

- Технологию выполнения работ из теста, соломы, бумаги, шитья мягкой игрушки.


Дети будут уметь:

- Вести исследовательскую работу в поиске цветового решения.

- Самостоятельно выполнять работы, используя приобретенные навыки.

- Составлять проект работы и защищать его.

- Работать в коллективе.





Список литературы


Для учащихся:

  1. Азарова А.П. «Традиции народного искусства и архитектуры». М. 1979г.

  2. Газарян С.С. и др. «Прекрасное Своими руками». М. 1973г.

  3. Городкова Т.В. «Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки». Ярославль 1997г.

  4. Миловский А.С. «Народные промыслы. Встречи с самобытными мастерами». М.1994г.

  5. Нагибина В.И. «Чудеса из ненужных вещей». Ярославль 1997г.

  6. Тарыновский Н.И. и др. «Маленькие чудеса». Ленинград 1987г.

  7. Шавелье М. «Цветы из бумаги». М. 2002г.


Для педагога:


  1. Азаров Ю.П. «Искусство воспитывать: книга для учителя». М. Просвещение 1981г.

  2. Емельянова Т.И. «Наследие и современная творческая практика Городецких мастеров. Советское декоративное искусство». М. 1976г.

  3. Жегалова С.К. и др. «Пряник, прялка и птица Сирин». М. 1983г.

  4. Зюбин Л.М. «Растить человека». Записки психолога. А. 1988г.

  5. Макаренко А.С. «О воспитании». М. 1988г.

  6. «Основы художественного ремесла». Практическое пособие под редакцией В.Л.Барадулина М. 1979г.

  7. Чекалов А.К. «Основы понимания декоративно-прикладного искусства». М. 1973г.

  8. Чирва А.А. Учить учиться». Пермь 2001г.





















Рабочая программа по декоративно-прикладному творчеству "Фантазёры"
  • Другое
Описание:

Содержание программы направлено на приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, создание условий, позволяющих развить в детях творческую активность, индивидуальность, побудить к самосовершенствованию.

В процессе занятий дети знакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства (бумажная пластика, аппликация из соломки, солёное тесто, мягкая игрушка), узнают историю их возникновнния, приобщаются к общечеловеческим ценностям, учатся уважать традиции русского народа, родного края.

Программа является вариативной, возможны изменения в содержании тем, дополнения приемов выполнения практических заданий, разбивка тем и разделов.

Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями, зависят от уровня творческого потенциала и первичной подготовки учащегося.

Наличие разных уровней сложности в одном общем задании или теме позволяет существовать разновозрастной группе.

 

 

Автор Гринкевич Людмила Николаевна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1999
Номер материала 5443
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы