Главная / Русский язык и литература / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению (чтение и развитие речи) по адаптированной образовательной программе для учащихся 9 класса с умственной отсталостью (о

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению (чтение и развитие речи) по адаптированной образовательной программе для учащихся 9 класса с умственной отсталостью (о

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области


УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________ В.В.Кафидова

Приказ № …… от «……» ……………. 2014 года







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по чтению (чтение и развитие речи) по адаптированной образовательной программе для учащихся 9 класса с умственной отсталостью

(обучение на дому по индивидуальному плану)



срок реализации 2014 – 2015 учебный год



Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 кл. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.






Разработчик программы: Ховрина Любовь Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории





РАССМОТРЕНА: СОГЛАСОВАНА:

на МО учителей русского языка и Зам. директора по УВР

литературы ___________ Е.В.Филина

протокол № 1 от «…..» августа 2014 г. «……» ………….. 2014 года

Руководитель _______ Н.А.Ногичева




Пояснительная записка

к рабочей программе по изучению чтения (чтение и развитие речи) в 9-х классах по адаптированной образовательной программе с умственной отсталостью

(обучение на дому по индивидуальному плану).

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 5-9 кл. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

Согласно учебному плану индивидуального обучения рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение чтению в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.

Тематическое планирование составлено в соответствии с:

  1. Конституцией РФ;

  2. Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  4. Федеральным законом Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"

  5. СанПиНом 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №19993 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);

  6. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

  7. Письмом Министерства образования и науки РФ от 10.12.2012 года №07-832 «О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;

  8. Письмом Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития»

  9. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

  10. Приказом Министерства образования РФ 10 апреля 2002г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  11. Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

  12. Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

  13. Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 августа 2013 г. N 989
    "Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним" (с изменениями и дополнениями)

  14. Приказом Минобрнауки РФ от 11.08.2009 N 295 (ред. от 26.11.2009) "Об утверждении форм документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса образовательного учреждения и технических требований к ним" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.10.2009 N 15042)

  15. Приказом Министерства образования Ульяновской области от 06.05.2014 №6 «Об


  1. утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»

  2. Приказом Управления образования МО «Барышский район» от 12.08.2014г. №293 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях муниципального образования «Барышский район» в 2014-2015 учебном году»;

  3. Порядком регламентации и оформления отношений муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д. Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области и родителей (законных представителей) учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских учреждениях, рассмотрен на педагогическом совете протокол №12 от 16.09.2014г.

  4. Уставом муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Российской Федерации Ю.Д. Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.


Курс чтения направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к предмету;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В методике преподавания чтения определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:

1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст. 2.Совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения. 3. Повысить уровень общего развития учащихся, развивать нравственные качества школьников. 4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме. 5. Расширять возможности в осознании читаемого материала. 7. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:


Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.


Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.


Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.


Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.


Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Коррекционные образовательные задачи данного курса Учащийся должен:

* получить достаточно прочные навыки осознанного, правильного и выразительного чтения;

* научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

* быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности

Программа и составленный на её основе тематический план выдвигают требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми учащиеся должны овладеть к концу учебного года:

      • читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;
      • читать про себя проанализированные ранее тексты;
      • отвечать на вопросы учителя;
      • пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям;
      • высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
      • выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
      • учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
      • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - употребления связной речи; - развития речи, бережного и сознательного отношения к родному языку; - увеличения словарного запаса; - использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам, общения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Чтение. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. /Авторы – составители А.К.Аксенова, М.И.Шишкова. - М.: Просвещение, 2014.

Методические пособия для учителя:

1. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации, сост. И.Г.Савельева. – Волгоград: «Учитель», 2009 г.






























урока



Тема урока

Кол-во

часов

Дата

урока

Коррекция познавательной деятельности и личностных качеств



Повторение

Словарная

работа

1.

Устное народное творчество. Русские народные песни.

1


Коррекция осознанного чтения

Устное народное творчество

песня

2.

Чтение былины «На заставе богатырской».

1


Развитие образной памяти, представления о героиче-ском прошлом Родины

«Добрыня и змей»

былина

3.

Русские народные сказки.

1


Коррекция речевой деятельности при пересказе.

Сказка


4.

В. А. Жуковский «Три пояса». Работа с текстом

1


Развитие мыслительных операций через анализ произведений

баллада


5.

И.А.Крылов. Басни.

1


Развитие образного восприятия

Басня

мораль

6.

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». Работа с текстом поэмы.

1


Коррекция связной речи и мыслительных операций.

Стихотворение

Пушкина «Няне»

поэма

7.

А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Образ главных героев.

1


Развитие целенаправлен-ного внимания



8.

А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Работа с текстом.

1


Коррекция культуры речи при устных ответах



9.

Чтение страниц из жизни и творчества Лермонтова. Работа над стихотворениями.

1


Коррекция сенсорного развития (воспринимать, различать, запоминать)

О Лермонтове

Лирическое стихотворение

10.

Н. В. Гоголь. «Майская ночь или Утопленница». Комментированное чтение.

1


Формирование адекватной самооценки

Лермонтов «Бородино»

песня

11.

Н. В. Гоголь. «Майская ночь или Утопленница». Образ главных героев.

1


Коррекция вербальной памяти



12.

Н. А Некрасов. Стихи.

1


Коррекция выразительного чтения

лирика

мораль

13.

А. А.Фет. Анализ стихотворений.

1


Развитие творческого воображения







14-15.

Юмор и сатира в рассказах А.П.Чехова.

2


Формирование критического отношения к отрицательным явлениям жизни

Юмористический рассказ

сатира

16.

Максим Горький «Песня о Соколе».

1


Развитие образного восприятия. Воспитание любви к Родине

псевдоним


17

Внеклассное чтение. М.Горький «В людях».

1


Коррекция монологической речи.

Горький «Детство»


18.

В. В, Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1


Тренировка памяти, работа над выразительностью речи

Стихи Исаковского

Рассказ в стихах

19.

Лирика М.Цветаевой.

1


Коррекция эмоционально-волевой сферы, связной речи



20.

К. Г. Паустовский «Стекольный мастер».

Природа в рассказе.

1


Развитие творческого воображения через словесное составление портрета героев произведения

Зощенко «Великие путешественники»


21.

Тема природы в лирике Есенина.

1


Формирование навыков выразительного чтения

«Кавказский

пленник»


22.

М. А. Шолохов «Судьба человека». Образ главного героя.

1


Развитие мыслительных операций через анализ произведений

Рассказы о войне


23.

М. А. Шолохов «Судьба человека» Составление плана «Побег из плена»

1




24-25.

Е. И. Носов «Трудный хлеб». Основная мысль рассказа.

2


Стимулирование познавательной активности, развитие умения отстаивать свою точку зрения

«Дети подземелья» Короленко


26.

Н. М. Рубцов. Стихи.

1


Развитие образного восприятия. Воспитание любви к Родине


27.

Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».

1


Развитие логического мышления


рассказ в рассказе

87.

Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».

1


Коррекция эмоционально-волевой сферы через нахождение и чтение образных выражений

Стихи о родине


29.

Внеклассное чтение. Ю. В. Бондарев «Горячий снег».

1


Формирование положительных качеств характера

Произведения на данную тему

литературная сказка

30.

Р. Л. Стивенсон «Вересковый мед»

Идея баллады.

1


Развитие логического мышления через пересказ текста

Об авторе


31.

Э. Сетон-Томпсон

«Снап»

1


Тренировка памяти, работа над выразительностью речи.

Стихи Заболоцкого


32.

Д. Даррелл. «Живописный жираф».

1


Развитие умения выделять главную мысль произведения

«Последний черт» Паустовского

рассказ

33.

Внеклассное чтение. В. М. Шукшин «Мечты».


1


Коррекция эмоционально-волевой сферы, связной речи



34.

Заключительный урок.

1


Коррекция связной образной речи

Рассказ







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению (чтение и развитие речи) по адаптированной образовательной программе для учащихся 9 класса с умственной отсталостью (о
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа составлена на основе Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида:  5-9 кл.  / Под ред. В.В.Воронковой.  – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.Согласно учебному плану индивидуального обучения рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение чтению в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.    Курс чтения направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

 - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к предмету;

 - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

 - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 

            

Автор Ховрина Любовь Геннадьевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 848
Номер материала 20009
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓