Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по чтению

Рабочая программа по чтению

Пояснительная записка.

 В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в старших (5—9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны:

-овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

-научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разно жанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Рабочая   программа   по  чтению и развитию речи для 5 класса разработана  и составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. Рабочая  программа по  чтению и развитию речи  определяет ценности и цели, состав и логическую последовательность усвоения элементов содержания учебного предмета чтение и развитие речи,  выявляет уровни и нормы оценки знаний учащихся, достижения планируемых результатов.

Рабочая программа  5 класса рассчитана на  4 часа в неделю. Учебник «Чтение 5 класс» автор-составитель З.Ф.Малышева.

 Цели:

-ознакомление с программными литературными произведениями;

-развитие устной и письменной речи;

-воспитание духовно развитой личности.



Задачи:

- устранять недостатки всех сторон речи;

-обогащать словарь, синтаксические конструкции и связную речь;

-овладевать навыками правильного, беглого осознанного и выразительного чтения произведений, доступных пониманию учащихся произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей; по содержанию художественных произведений;

- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы, учить быть социально адаптированными в плане общего развития, осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе;

-совершенствовать память, внимание обучающихся, сглаживать дефекты логического мышления, готовить обучающихся к восприятию образов, настроений и переживаний, отраженных в читаемом произведении,

коррекция эмоциональных нарушений поведения  и совершенствования  взаимоотношений с окружающим миром через чтение произведений;

-научить  обучающихся  правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст про себя  и  вслух;

-повысить уровень общего развития обучающихся;

-корригировать и развивать диалогическую и монологическую речь; недостатки психофизического развития (психофизических функций и познавательной деятельности);

-развивать интерес к истории, культуре, литературе, знаменитым людям своей «малой» родины;

- обогащать духовно- нравственный опыт и расширять эстетический кругозор учащихся при параллельном изучении литературы;

-формировать умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально – обусловленное своеобразие художественных решений;

-развивать коммуникативную функцию речи как непременное условие социальной адаптации;

- научить анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков;

-учить определять основную тему, основную идею, мораль произведения.

 Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание учебного материала.



Примерная тематика.

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.



Навыки чтения.



Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.



Внеклассное чтение



Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению.



Рекомендуемая литература (на выбор)

Русские народные сказки.

Сказки народов мира.

П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнечный камень», «Горный мастер».

В. В. Бианки «Тигр-пятиполосик», «Снегурушка-милушка», «Муха и чудовище», «Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня».

А. М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

А. П. Гайдар «Чук и Гек».

Б. С. Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине»,
«Компас».

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара комаровича, длинный нос», «Сказочка про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Н. Н. Носов «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы»,
«Веселая семейка».

В. А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
К.Г. Паустовский «Похождение жука-носорога».

Е. А. Пермяк «Семьсот семьдесят семь мастеров».

Б. Н. Полевой «Сын полка».

М. М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи»,
«В краю дедушки Мазая».

Г. А. Скребицкий «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка»,
«Заботливая мамаша», «Ушан», «Сиротка».



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

отвечать на вопросы учителя;

пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты — самостоятельно.



Учащиеся должны знать:

наизусть 6—8 стихотворений.









Тематическое распределение часов.

п/п

Содержание темы

Кол-во часов


Творческие работы

Внеклассное чтение

1

Устное народное творчество

19

1

2

2

Картины родной природы

8

-

1

3

Осень

7

-

1

4

О друзьях-товарищах

12

1

1

5

Басни И.А.Крылова

3

-

1

6

Спешите делать добро

12

-

1

7

Картины родной природы. Зима

8

1

1

8

Картины родной природы. Весна

15

2

-

9

О животных

14

2

2

10

Из прошлого нашего народа

12

-

1

11

Из произведений зарубежных писателей

10

-

-


Резерв

2



итого


138ч

(2ч резерв)






Перечень учебно-методического обеспечения:

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» / В.В.Воронкова.- М.: Просвещение, 2014 год.



Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Чтение 5 класс» /З.Ф.Малышева -5-е издание – М.: Просвещение,2003 год



























Казенное образовательное учреждение Воронежской области для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр психолого-медико-педагогического сопровождения».






Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор центра Зам. директора по УВР на заседании МО

Протокол №____ от_____











Календарно – тематическое планирование

уроков чтения и развития речи

на 2014-2015 уч. год



Класс: 5 класс

Учитель: Столбинская Н.В.

Количество часов:138 ч. (4 ч. в неделю)

В I полугодии – 64 ч.

Во II полугодии – 74 ч.







Планирование составлено на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». В. В. Воронкова Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,2014г. Учебник «Чтение 5 класс». Автор: З.Ф.Малышева. Москва. «Просвещение»,2014г.







Тематическое планирование составила Столбинская Надежда Викторовна



Календарно-тематическое планирование по чтению в 5 классе

138часов, 4 часа в неделю.



п/п

Дата по плану

Дата фактически

Тема урока

Примечание

I четверть

Устное народное творчество

1

3.09


Считалки. Заклички - приговорки. Потешки.



2

4.09


Пословицы и поговорки. Загадки.


3

5.09


Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Выделение основной мысли.

4

6.09


Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Пересказ прочитанного текста

5

10.09


Сказка «Как наказали медведя»

Выделение основной мысли.

6

11.09


Сказка «Золотые руки»

чтение по ролям.

7

12.09


Русская народная сказка «Морозко»

Деление текста на части

8

13.09


Русская народная сказка «Морозко»

выборочное чтение

9

17.09


Русская народная сказка «Два Мороза».

Осознанное чтение и пересказ.

10

18.09


Татарская сказка «Три дочери»

Пересказ прочитанного

11

19.09


Внеклассное чтение. Сказки народов мира


12

20.09


А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

выделение основной мысли

13

24.09


А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

работа над приемами выразительного чтения

14

25.09


А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

выборочное чтение

15

26.09


А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

Наизусть отрывок

16

27.09


Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка.

выделение основной мысли

17

1.10


Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка.

пересказ прочитанного

18

2.10


Чтение по ролям разговора утки и зайца

чтение по ролям

19

3.10


Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка.

пересказ прочитанного

20

4.10


Положительные и отрицательные герои сказки

пересказ прочитанного

21

8.10


Р/р Составление рассказа «Мои любимые сказки»


22

9.10


Внеклассное чтение. Русские народные сказки.


Картины родной природы

23

10.10


Г. Скребицкий «Июнь».


24

11.10


И.Суриков.

Ярко солнце светит.

Выразительное чтение.

25

15.10


А.Платонов. Июльская гроза.

выделение основной мысли

26

16.10


А.Платонов. Июльская гроза.

пересказ текста по частям

27

17.10


А.Платонов. Июльская гроза.

выборочное чтение

28

18.10


А.Платонов. Июльская гроза.

пересказ

29

22.10


А.Прокофьев. Берёзка.

наизусть

30

23.10


Ю Гордиенко.

Вот и клонится лето к закату…

Выразительное чтение

31

24.10


Внеклассное чтение. Пришвин. Рассказы.


Осень

32

25.10


По Г.Скребицкому «Сентябрь»

пересказ

33

29.10


По Соловьеву-Микитову «Золотая осень».

Озаглавливание частей рассказа

34

30.10


По Соловьеву-Микитову «Золотая осень».

выборочное чтение.

35

31.10


К.Бальмонт. «Осень».

наизусть

36

1.11


По Г.Скребицкому. «Добро пожаловать».

Выделение основной мысли.

II четверть

1

12.11


По В.Астафьеву. Осенние грусти…

Пересказ прочитанного

2

13.11


И. Бунин. «Первый снег».

наизусть

3

14.11


Внеклассное чтение. Рассказы о природе


О друзьях-товарищах

4

15.11


Ю. Яковлев «Колючка».

выборочное чтение.

5

19.11


Ю. Яковлев «Колючка».

составление плана,пересказ

6

20.11


Ю.Яковлев. Рыцарь Вася.

Выделение основной мысли.

7

21.11


Ю.Яковлев. Рыцарь Вася.

Оценивание поступков героев произведения.

8

22.11


Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома.

Выделение основной мысли.

9

26.11


Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома.

Выборочное чтение.

10

27.11


В. Медведев.

Фосфорический мальчик.

выделение основной мысли

11

28.11


В. Медведев.

Фосфорический мальчик.

чтение по ролям

12

29.11


Р/р Составление сравнительной характеристики действующих лиц.


13

3.12


Л.Воронкова «Дорогой подарок».

выделение основной мысли

14

4.12


Выражение отношения к поступку героя

пересказ прочитанного по плану.

15

5.12


Л.Воронкова «Дорогой подарок».

пересказ прочитанного по плану.

16

6.12


Я.Аким. Твой друг.

Выразительное чтение.

17

10.12


Внеклассное чтение. Н.Носов Рассказы.



Басни И.А.Крылова

18

11.12


И.А.Крылов. Ворона и Лисица.


Знакомство с особенностями данного жанра

19

12.12


И.А. Крылов « Щука и Кот».

Выделение морали

20

13.12


И.А.Крылов. Квартет.

Выделение морали

21

17.12


Внеклассное чтение. Басни И.А. Крылова


Спешите делать добро

22

18.12


Н. Хмелик «Будущий олимпиец».


выделение основной мысли

23

19.12


Н. Хмелик «Будущий олимпиец».


пересказ прочитанного текста по плану.

24

20.12


О. Бондарчук. Слепой домик.


Выражение отношения к поступку героя

25

24.12


В. Брюсов «Труд».

выразительное чтение

26

25.12


В. Осеева «Бабка».


выделение основной мысли

27

26.12


Выражение отношения к поступку героя

пересказ прочитанного

28

27.12


Выражения собственного отношения к поведению героев

выражения собственного отношения к поведению героев

III четверть

1

14.01


А. Платонов «Сухой хлеб».


выделение основной мысли

2

15.01


А. Платонов «Сухой хлеб».


выражения собственного отношения к поведению героя

3

16.01


В. Распутин «Люся».


Пересказ,

деление на части

4

17.01


В. Брюсов «Труд»

Выразит. чтение

5

21.01


Р. Рождественский «Огромное небо»

Выразит. чтение

6

22.01


Внеклассное чтение. Рассказы В. Осеевой


Картины родной природы. Зима.

7

23.01


Ф. Тютчев «Зима»

наизусть

8

24.01


Г. Скребицкий «Декабрь»

Пересказ по плану

9

28.01


К. Бальмонт «К зиме»

наизусть

10

29.01


Г. Скребицкий «Всяк по своему»

Озаглавливание,

пересказ

11

30.01


Г. Скребицкий «Всяк по своему»

Озаглавливание,

пересказ

12

31.01


С. Есенин «Поет зима - аукает»


13

4.02


С. Есенин «Береза»

наизусть

14

5.02


А. Пушкин «Зимняя дорога»

наизусть

15

6.02


Р/р сочинение на тему «Зима» по плану.


16

7.02


Внеклассное чтение. Рассказы В.Бианки


Картины родной природы. Весна

17

11.02


Г. Скребицкий «Март»

Пересказ

18

12.02


А. Толстой «Вот уж снег последний…»

наизусть

19

13.02


Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»

Пересказ

20

14.02


Г. Скребицкий «Весна-красна»

Пересказ

21

18.02


Г. Скребицкий «Грачи прилетели»


22

19.02


Р/р изложение «Грачи прилетели» по иллюстрации.


23

20.02


Г. Скребицкий «Заветный кораблик»

Пересказ

24

21.02


Г. Скребицкий «В весеннем лесу»


25

25.02


А. Толстой «Весенние ручьи»

Пересказ

26

26.02


А. Пушкин «Гонимы вешними лучами»

Выразит.чтение

27

27.02


А. Блок «Ворона»

Выразит.чтение

28

28.02


Е. Серова « Подснежник»

наизусть

29

4.03


И. Соколов - Микитов «Весна»

Пересказ

30

5.03


И. Бунин «Крупный дождь…»

Выразит. чтение

31

6.03


С. Есенин «Черемуха душистая…»

наизусть

32

7.03


Я Аким «Весна, весною, о весне»

Выразительное чтение

33

11.03


Р/р Составление устного рассказа о наступлении весны по плану


О животных.

34

12.03


Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

Озаглавливание, пересказ по плану

35

13.03


Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

Озаглавливание, пересказ по плану

36

14.03


А. Толстой «Желтухин».

Пересказ

37

18.03


А. Толстой «Желтухин».

беседа по вопросам

38

19.03


А. Толстой «Желтухин».

составление рассказа

39

20.03


Р/р составление устного рассказа по иллюстрациям


40

21.03


Внеклассное чтение. Рассказы П.П.Бажова


IV четверть

1

1.04


К. Паустовский «Кот Ворюга»


Деление на части, пересказ

2

2.04


К. Паустовский «Кот Ворюга»

пересказ

3

3.04


Б. Житков «Про обезьянку».

Озаглавливание, пересказ

4

4.04


Б. Житков «Про обезьянку».

Озаглавливание, пересказ

5

8.04


Б. Житков «Про обезьянку».

Озаглавливание, пересказ

6

9.04


Э. Асадов «Дачники»

Выразит. чтение

7

10.04


Э. Асадов «Дачники»

Выразит. чтение

8

11.04


Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны»

Беседа по вопросам

9

15.04


С. Михалков «Будь человеком»

Выразит. чтение

10

16.04


Р/р составление рассказа про своего любимца


11

17.04


Внеклассное чтение. А.П.Гайдар «Чук и Гек»


Из прошлого нашего народа

12

18.04


По О. Тихомирову «Москва собирает войско»

Краткий пересказ

13

22.04


По О. Тихомирову «Куликовская битва»

Пересказ по плану

14

23.04


По О. Тихомирову «Слава героям»

Пересказ по плану

15

24.04


По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года»

Краткий пересказ по плану

16

25.04


По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года»

Наизусть отрывок

17

29.04


Н. Некрасов «Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Выразительное чтение

18

30.04


А. Куприн «Белый пудель».

Озаглавливание

19

2.05


Составление плана второй части рассказа

составление плана

20

6.05


А. Куприн «Белый пудель».

пересказ

21

7.05


Выражение своего отношения к героям повести

беседа по вопросам

22

8.05


Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью»

наизусть

23

13.05


Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата»

Выразительное чтение

24

14.05


Внеклассное чтение. Б.Н.Полевой «Сын полка»


Из произведений зарубежных писателей.

25

15.05


В. Гюго «Гаврош»

Краткий пересказ по плану

26

16.05


В. Гюго «Гаврош»

Краткий пересказ по плану

27

20.05


М. Твен «Приключения Тома Сойера».

Беседа по вопросам

Краткий пересказ

28

21.05


Составление плана второй части рассказа

Беседа по вопросам

29

22.05


М. Твен «Приключения Тома Сойера».

Краткий пересказ

30

23.05


Выражение своего отношения к героям рассказа

Краткий пересказ

31

27.05


С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Краткий пересказ

32

28.05


С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Краткий пересказ

33

29.05


С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Краткий пересказ

34

30.05


Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Краткий пересказ


1.05

резерв

День весны и труда



9.05

резерв

День победы




Рабочая программа по чтению
  • Русский язык и литература
Описание:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По чтению и развитию речи

Класс, ступень обучения:  5 класс,

Количество часов в год  140 ч., в неделю - 4 часа.  

Уровень: адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (умственная отсталость).

Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

 

 

 

В школе для  детей с нарушениями интеллектуального развития  в старших (5—9) клас­сах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. 

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития  является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

 

Автор Столбинская Надежда Викторовна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 555
Номер материала 19696
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓