1.
Пояснительная записка
Соответствие Региональному образовательному стандарту
Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об
образовании», «О языках народов РБ» (принятого в июле 1992г) на основе
начального и основного общего образования (от 09.06.2008г.№830), а также на
основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской
Федерации, утверждённого приказом Минобрнауки России от 30.08.2010№889.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения бурятскому языку в 3 классе
общеобразовательной школы.
Объём и сроки обучения
Программа по бурятскому языку общим объёмом 68 часов изучается в течение
учебного года, согласно Базисного учебного плана МАОУ "ООШ № 38 г. Улан -
Удэ"
Роль и место дисциплины
Курс построен в соответствии с задачей воспитания коммуникативной культуры
школьников, расширения и обогащения их коммуникативного и жизненного опыта в
новом контексте общения, расширения кругозора учащихся.Современное звучание
курса ориентировано на взаимопонимание, терпимость к различиям между людьми,
совместное решение важных проблем человечества, сотрудничество и
взаимодействие, в том числе и средствами бурятского языка.
Актуальность
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится
проблема обучения языку как одному из важнейших средств общения. Язык
определяет существование и развитие человеческого общества. Обучение языкам
рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного
образования. Государство на всей территории Российской Федерации способствует
развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия. Предмет «Бурятский язык
как государственный» занимает по праву своё место среди предметов,
обеспечивающих языковое образование.
Особенности программного материала
Младший школьный возраст характеризуется большой восприимчивостью к изучению
языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке.
Обучение бурятскому языку на начальном этапе обладает выраженной спецификой по
сравнению с последующими этапами. На первых годах обучения происходит
интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно
широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем на следующих этапах обучения
учащиеся будут решать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых
тем. Однако первоначальное накопление языковых и речевых средств происходит
именно на начальном этапе.
Предлагаемая программа построена на основе УМК. С методических позиций
основной характеристикой УМК является коммуникативная направленность. При
отборе и организации учебного материала автором учитывались возрастные,
психологические и интеллектуальные особенности учащихся младшего возраста, их
ценностно-ориентационные и мотивационные характеристики.
Базой данного курса является учебник (Нанзатова Э.П. «Эрдэни 2 год обучения»),
который полностью соответствует современным методологическим концепциям
обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые
педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного
образовательного стандарта в практической деятельности учителя. В учебнике
имеет место красочные занимательные сюжеты, яркие картинки и сказочные
ситуации. Тексты диалогов сопровождаются лексико-грамматическими заданиями,
активизирующими речевые навыки учащихся.
Целевая установка
Приоритет коммуникативной цели в обучении бурятскому языку, понимаемый как
направленность на достижение школьниками минимально достаточного уровня
коммуникативной компетенции. Названный уровень обеспечивается готовностью и
способностью школьников к общению на бурятском языке в устной и письменной
формах в пределах, установленных данной программой. В процессе достижения
коммуникативной цели реализуются воспитательные, развивающие функции бурятского
языка как предмета.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.Освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим
школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на бурятском
языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук,
буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.), наблюдаемых в русском
и бурятском языках.
2.Формирование умения общаться на бурятском языке с учётом речевых
возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных
коммуникативных умений в говорении, развитие внимания, мышления, памяти и
воображения; мотивации к аудированию, чтению и письму.
3.Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также их общеучебных умений.
4.Развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных
спектаклей.
5.Приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт различных
ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий,
экскурсий.
Структура программы
Программа по бурятскому языку для 3 класса включает следующие разделы (темы):
1.Школа
2.Мы учимся
3.Наш класс
4.Моя домашняя работа
5.Мы помощники
6.Новый год. Зимние каникулы.
7.Республика Бурятия
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольной работы
(техники чтения, диктанта, итогового теста ), которая включает вопросы по
основным проблемам курса.
Предполагаемый результат-повышение практической грамотности, развитие
речеведческих, коммуникативных и культуроведческих коммуникаций, воспитание
любви к бурятскому языку.
2.
Содержание курса
№
|
Разделы
|
Кол.
ча-сов
|
Компетенции
|
Знания,
умения,
навыки
|
Темы
творческой
работы
|
Список
литературы
|
Базовый
уровень
|
Продвинутый
уровень
|
1.
|
Школа
|
12
|
1.Правильно
произносить краткие, долгие гласные и дифтонги.
2. Уметь
читать слова по слогам.
3. Уметь
составлять словосочетания.
4. Уметь
писать слова по картинам.
5. Уметь
правильно, без ошибок списать с учебника.
|
1.
Понимать прочитанное.
2. Уметь
пересказывать тексты.
3. Уметь
составлять предложения.
4. Знать
перевод текстов.
5. Уметь
составлять вопросительные предложения и отвечать на них.
|
1.
Развитие устной речи учащихся.
2.
Развитие выразительного чтения.
3. Уметь
правильно писать и читать предложения.
|
Рисунки.
Рассказ
по рисункам «Наша школа»
|
Нанзатова
Э.П.
Эрдэни
Буряад хэлэн.
|
2.
|
Мы
учимся
|
6
|
1.Уметь
составлять слова по слогам.
2.Уметь
давать полные ответы на вопросы.
3. Уметь
с правильной интонацией читать вопросительные предложения.
|
1. Уметь
составлять рассказ о школе.
2. Уметь
составлять диалог о школе, об уроках.
|
1.
Выработка выразительного осознанного чтения.
2.
Работать над текстами, анализировать тексты.
3.
правильно произносить слова, рассказывать о классе.
|
Составление
рассказа с лексикой на тему «Наш класс».
|
Нанзатова
Э.П.
Эрдэни
Буряад хэлэн.
|
3.
|
Наш
класс
|
10
|
1.Читать
выразительно вслух небольшие тексты.
2.Делать
выписки из текста.
3.
Описывать рисунок на заданную тему.
|
1.
Писать краткие сообщения на тему с использованием известных ключевых слов и
выражений, делать письменный перевод с бурятского языка на русский и с
русского языка на бурятский язык несложные тексты.
2.Читать
про себя и понимать несложные тексты.
3. Кратко
высказываться о себе, о своём классе, о своём друге, что умеет делать,
любимое занятие и выражать своё отношение к предмету.
|
1.Знать
основные словосочетания, основные правила чтения и орфографии бурятского
языка, особенности интонации основных типов предложений. Понимать на слух
речь учителя, одноклассников, основное содержание доступных по объему
текстов.
|
Рассказ
по рисункам «Наш класс»
|
Нанзатова
Э.П.
Эрдэни
Буряад хэлэн.
|
4.
|
Свободное
время
|
4
|
1.Уметь
выразительно читать стихи.
2. Уметь
читать и играть по ролям.
3. Уметь
дополнять предложения.
|
1. Уметь
рассказывать о свободном времени.
2. Уметь
правильно составлять вопросительные предложения.
|
1.
Выработка умений составлять рассказ, диалог.
2.
Развивать монологическую речь.
|
|
Нанзатова
Э.П.
Эрдэни
Буряад хэлэн.
|
5.
|
Мы
помощники
|
5
|
1.Уметь
составлять предложения со словами.
2. Уметь
давать правильные ответы на вопросы.
|
1. Уметь
выразить свою мысль
2. Уметь
передать содержание текста.
|
1.
Познакомить с новыми словами.
2.
Выработать навыки устной речи, умение составлять диалог.
|
|
Нанзатова
Э.П.
Эрдэни
Буряад хэлэн.
|
6.
|
Новый
год
|
10
|
1.Уметь
отвечать на вопросы по тексту.
2. Уметь
рассказывать стихи наизусть.
|
1. Уметь
составлять рассказ «Как встречают Новый год?»
2. Уметь
перевести тексты с бурятского на русский, с русского на бурятский.
|
1.
Выработка выразительного чтения.
2.
Формирование лексических и грамматических навыков.
|
Иллюстрация
«Новогодняя ёлка»
|
Нанзатова
Э.П.
Эрдэни
Буряад хэлэн.
|
7
|
Республи-ка
Бурятия
|
21
|
1.Уметь
различать повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
2. Уметь
правильно называть свой дом, свой адрес.
3. Уметь
находить правильные предложения из текста.
|
1. Уметь
рассказывать о богатстве нашей республики.
2. Уметь
рассказывать о столице нашей республики – Улан-Удэ.
3. Уметь
составлять предложения с прямой речью.
4. Знать
историю нашей республики, нашего города.
|
1.
Проверить знания слов.
2.
Развивать устную и письменную речь.
3.
Обобщать и систематизировать знания.
|
Посещение
библиотеки. История нашего города. Урок-экскурсия по нашему городу.
|
Нанзатова
Э.П.
Эрдэни
Буряад хэлэн.
|
3. Учебно- тематический план
№ уроков
|
Названия раздела, тема урока
|
Дата
|
Кол-во
часов
|
Из них
|
Характеристика
основных видов деятельности
учащихся
|
Формы
контроля
|
Тип
урока
|
Теор
|
Практ
|
1.
1.
|
Школа.
Повторение.
Лето.
|
|
12
1
|
0,5
|
0.5
|
Повторить
алфавит, краткие ,долгие гласные. дифтонги
|
|
Урок
повторения и систематизации
|
2-3
|
Знакомство.
День Знаний. Поздравление.
|
|
2
|
1
|
1
|
Вести
диалог по образцу.
Поздравить
друга с Днём Знаний
|
|
Уроки
изучения нового материала
|
4-5
|
Книга
– друг человека. Золотая осень.
|
|
2
|
1
|
1
|
Пересказывать
текст, ответить на вопросы по тексту. Выразительно читать стих. Э. Дугарова.
|
|
Уроки
изучения нового материала
|
6-7
|
Мы
снова в школе
|
|
2
|
1
|
1
|
Определить
тему главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Составить рассказ по
теме.
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
8-9
|
Распорядок
дня.
|
|
2
|
1
|
1
|
Запомнить
новый лексический материал. Ответить на вопросы, рассказать о своем
распорядке дня. Читать диалог по ролям.
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
10-11
|
Школа
|
|
2
|
1
|
1
|
Вести
диалог с опорой на образец. Составлять предложения по таблице.
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
12-13
|
Аюр.
|
|
2
|
1
|
1
|
Составлять
предложения по таблице. Рассказать о себе с опорой на текст.
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
2
14-15
|
Мы
учимся
Школьные
принадлежности
|
|
2
|
1
|
1
|
Выразительно
читать стих. Ц-Ж. Жимбиева. Составлять предложения по таблице.
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
16-17
|
Примеры.
Текст «Спички»
|
|
2
|
1
|
1
|
Считать
предметы. Решать примеры. Дополнить предложения с опорой на текст.
|
|
Уроки
обобщения и систематизации знаний.
|
18
|
Контрольная
работа
|
|
1
|
|
|
|
Контрольный
диктант
|
Контроль
знаний, умений и навыков.
|
19-20
|
Текст
«Жадная собака».
|
|
2
|
1
|
1
|
Запомнить
новые слова. Перевод текста со словарём. Чтение диалога по ролям
|
|
Уроки
формирования умений и навыков.
|
21-22
|
Наш
класс
|
|
2
|
1
|
1
|
Рассказать
о своём классе. Выразительно читать стих. Э.Дугарова.
|
|
Уроки
развития умений и навыков.
|
23-24
|
Диалог.
Рассказ
о себе.
|
|
2
|
1
|
1
|
Ответить
на вопросы по тексту. Составлять предложения по рисункам.
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
25-26
|
Одна
буква.
Урок
рисования.
|
|
2
|
1
|
1
|
Перевести
текст со словарём. Ответить на вопросы по тексту.
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
3.
27-28
|
Моя
домашняя работа.
Выходной
день.
|
|
2
|
1
|
1
|
Запомнить
новые слова. Составлять предложения , используя новые слова и выражения
|
|
Уроки
формирования умений и навыков
|
29-30
|
Диалог
«В магазине».
|
|
2
|
1
|
1
|
Вести
диалог с опорой на образец.
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
31-32
|
Контрольный
тест. Работа над ошибками.
|
|
2
|
|
1
|
|
Контрольный
тест.
|
Контроль
знаний, умений и навыков. Урок повторения.
|
33-34
|
Помощь
по дому.
|
|
2
|
1
|
1
|
Составлять
предложения по таблице. Рассказать содержание стих.Д.Жалсараева.
|
|
Уроки
формирования умений и навыков
|
35-36
|
Диалог.
|
|
2
|
1
|
1
|
Вести
диалог с опорой на образец.
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
4.
37-38
|
Новый
год.
Новый
год.
|
|
2
|
1
|
1
|
Уметь
слушать и слышать, повторить услышанное. Поздравить родственников.
|
|
Уроки
формирования умений и навыков
|
39-40
|
Новый
год. Новогодние желания
|
|
2
|
1
|
1
|
Рассказывать
о празднике Нового года в школе.
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
41-42
|
Новогодняя
ёлка.
Буквы
на снегу.
|
|
2
|
1
|
1
|
Принять
участие в конкурсе на лучшего чтеца.
|
|
Комбинированные
уроки.
|
43-44
|
Зимние
каникулы
|
|
2
|
1
|
1
|
Рассказать
о зимних каникулах, ответить на вопросы по тексту. Выразительно читать
диалог.
|
|
Уроки
обобщения и систематизации знаний
|
5.
45-46
|
Бурятия.
Наша
Бурятия
|
|
2
|
1
|
1
|
Выучить
стих.Ц-Ж.Жимбиева. Запомнить новые слова, перевести текст со словарём.
|
|
Урок
изучения нового материала.
|
47-48
|
Наша
Бурятия
|
|
2
|
1
|
1
|
Рассказать
где ты живёшь. Назвать адрес.
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
49-50
|
Улан-Удэ
|
|
2
|
1
|
1
|
Выразительно
рассказывать стих. Ц-Б. Бадмаева. Рассказатьо любимом городе.
|
|
Уроки
обобщения и систематизации знаний
|
51-52
|
Контрольный
диктант. Работа над ошибками.
|
|
2
|
|
1
|
|
Контрольный
диктант
|
Контроль
знаний, умений и навыков. Урок повторения.
|
53-54
|
Мой
город.
|
|
2
|
1
|
1
|
Составить
диалог по образцу. Рассказать о своём доме.
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
55-56
|
Мой
дом
|
|
2
|
1
|
1
|
Прочитать
текст , рассказать. Дополнить диалог.
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
57-58
|
Малая
Родина
|
|
2
|
1
|
1
|
Читать
по ролям. Самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них
|
|
Уроки
обобщения и систематизации знаний
|
59-60
|
Музеи
|
|
2
|
1
|
1
|
Рассказать
об экскурсии в музей
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
61-62
|
Малая
Родина
|
|
2
|
1
|
1
|
Прочитать
текст и рассказать о своём крае.
|
|
Уроки
развития умений и навыков
|
63-64
|
Лето
|
|
2
|
1
|
1
|
Выразительно
читать стихотворения. Рассказать о природе летом.
|
|
Уроки
обобщения и систематизации знаний
|
65-66
|
Контрольный
тест.
Работа
над ошибками
|
|
2
|
|
1
|
|
Контрольный
тест
|
Контроль
знаний, умений и навыков. Урок повторения
|
67
|
Повторение
|
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Повторение
пройденного материала за год
|
|
Урок
повторения
|
68
|
Повторение
|
|
1
|
|
1
|
Повторение
пройденного материала за год
|
|
Урок
повторения
|
|
Итого:
|
|
68
|
30
|
34
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся
по данной программе
В результате
прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
1.традиции
бурятского народа
2.география
Бурятии
3.государственная
символика
Знает:
4.буквы, звуки,
основные словосочетания бурятского языка
5.имена наиболее
известных персонажей бурятских детских литературных произведений
6.наизусть
рифмованные произведения детского фольклора, доступные по форме и содержанию
Умеет:
7.понимать на слух
речь учителя, основное содержание доступных текстов
8.участвовать в
элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, приветствие)
9.читать вслух,
соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
10.списывать
текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом
Владеет
компетенциями:
11. речевая
12.языковая
13.учебно-познавательная
13.социокультурная
В
результате изучения курса обучающийся должен сравнивать языковые явления
русского и бурятского языков: звуки, буквы, слова, словосочетания, предложения,
действовать по образцу и по аналогии при выполнении упражнений и при
составлении собственных устных и письменных высказываний, применять изученные
грамматические правила в процессе общения в устной и письменной формах.
5.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое
обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого,
постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса
к любой информации, связанной с реализацией, данной программы, планируемыми
результатами.
Учебно-методическое
обеспечение включает:
- учебник:
1. Э.П. Нанзатова. Эрдэни Улан-Удэ 2010г. Допущено Министерством образования
и науки Республики Бурятия, издательство «Бэлиг»;
-
методические материалы:
1.
Рабочая тетрадь
-
дидактические материалы:
1. Э.П.Нанзатова. Аудикассета.
-
материалы для контроля
1. Тесты.
-
Интернет-ресурсы:
1. www.buryadxelen.org
2. www.nomoihan.org
6.
Список литературы
Рабочая программа
составлена на основе:
1. «Программа по
бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ
с русским языком обучения»(авторы Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С.,Содномова Б.Д.)
2. «Программа по
бурятскому языку для начальных классов», Улан-Удэ,Бэлиг 2003г(авторы Нанзатова
Э.П.,Содномов С.Ц., Дамбаева Ж.Д.)
3. «Эрдэни 2 год
обучения»,Улан-Удэ,Бэлиг 2007г.(автор Нанзатова Э.П.)
4. «Эрдэни Буряад
хэлэн(ажалай дэбтэр)».Улан-Удэ, Бэлиг 2007г.
Дополнительный
учебный материал
1.Нанзатова Э.П.
«Методическая система обучения бурятскому языку как второму в начальной
школе».Улан-Удэ.,2002г.
2.Нанзатова
Э.П.,Языкова Н.В. «Методика обучения бурятскому языку как
государственному».Улан-Удэ.,2008г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.