Главная / Биология / Рабочая программа по биологии в соответствии с ФГОС "Биология" ( 7 класс).

Рабочая программа по биологии в соответствии с ФГОС "Биология" ( 7 класс).


hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
hello_html_m2a7690f7.gif
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда основная общеобразовательная школа № 15


Рассмотрено Утверждаю

на заседании МС Директор МАОУ ООШ № 15

Протокол № 1 _______________Д.А.Петров

от 28.08.20__г. Приказ от 02.09.20__№ ________




Рабочая программа


Наименование учебного предмета: биология


Класс 7 «А»


Уровень общего образования: основная общеобразовательная программа


Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2014-2015 уч.год


Количество часов по учебному плану:70 часов в год, 2 часа в неделю


Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс. - М.: Дрофа, 2012.-176с.. Б.В. Захаров, Н.И.Сонин. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации


Составитель: Ю.М. Двойникова,

учитель биологии и химии

второй квалификационной

категории








г. Калининград,

2014 г.



Оглавление


























Рабочая программа является составной частью содержательного раздела основной образовательной программы школы. Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

1) Федерального закона от 29.12.2012. № 273-ФЗ ( ред. от 7 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации» ст.11, п.1;

2) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004. 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008. № 241, от 30.08.2010. № 889, от 03.06.2011. № 1994, от 01.02.2012. № 74, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г. №1241, 22.09. 2011 г., 18.12.2012 г. № 2357)

3) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред.приказов Минобрнауки России от 03.06.2008. № 164, от 31.08.2009. № 320, от 19.10.2009. № 427, с изм., внесенными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011. № 2643, от 24.01.2012. № 39, от 31.01.2012 № 69);

4) Приказа № 865/1 от 22.08.2013 Министерства образования Калининградской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана в Калининградской области, в 2013-2014 учебном году»;

5) Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарного-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

6) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год».

Цели и задачи данной рабочей программы поставлены с учётом цели образовательной программы школы: совершенствование образовательной деятельности, направленной на повышение качества образования, способствующего успешному развитию личности воспитанника независимо от его стартовых возможностей в условиях реализации изменений в законодательстве, регулирующем сферу образования.

Пояснительная записка



Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биология 6 – 11 классы. УМК: биологии 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс»\ Н.Ю. Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – (Серия «УМК»)

Рабочая программа разработана на один учебный год. В основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельностно - ориентированные и т.д.). Программа является логическим продолжением курса Биология. Живой организм. 6 класс (принцип преемственности). В основе курса лежит авторская идея программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.,

Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации;

- программа позволяет обеспечивать формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников;

- программа позволяет обеспечивать достижение целей в направлении личностного развития, в метапредметном направлении и предметном направлении.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

















Описание места учебного предмета

Базисный учебный (образовательный) план. В 7 классе отводится 2 учебных часа в неделю, всего 35 недель в течение года обучения, всего 70 часов.

Ценностные ориентиры содержания предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Изучение биологии в основной школе дает возможность обучающимся достичь

следующих результатов развития:

в личностном направлении:

Знание и применение учащимися правил поведения в природе;

понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

умение реализовывать теоретические познания на практике;

понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим животный мир, и эстетических чувств от общения с животными;

в метапредметном направлении:

Учащиеся должны уметь:

давать характеристику методов изучения биологических объектов;

классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;

использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;

обобщать и делать выводы по изученному материалу;

работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ;

сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных;

выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных;

устанавливать причинно-следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;

составлять тезисы и конспект текста;

осуществлять наблюдения и делать выводы;

получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников;

обобщать, делать выводы из прочитанного

в предметном направлении:

Учащиеся должны знать:

эволюционный путь развития животного мира;

историю изучения животных;

структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории

определять сходства и различия между растительным и животным организмом;

---объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных

систематику животного мира;

особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;

исчезающие, редкие и охраняемые виды животных;

находить отличия простейших от многоклеточных животных;

правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

раскрывать значение животных в природе и жизни человека;

применять полученные знания в практической жизни;

распознавать изученных животных;

определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;

наблюдать за поведением животных в природе;

прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;

работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;

отличать животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;

вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;

привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;

оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

основные системы органов животных и органы, их образующие;

особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;

эволюцию систем органов животных;





























правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;

объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;

описывать строение покровов тела и систем органов животных;

показывать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;

выявлять сходства и различия в строении тела животных;

различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах — органы и системы органов животных;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений

Содержание учебного предмета

Введение (3 ч)

Мир живых организмов. Уровни организации жизни.

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Систематика — наука о разнообразии и классификации живых организмов.


I. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ (3 ч)

Общая характеристика. Происхождение. Полцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма). Передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль в природных сообществах, жизни человека. Подцарство Архебактерии. Особенности строения, жизнедеятельности метанообразующих бактерий и серобактерий. Роль в природе. Подцарство Оксифотобактерии. Особенности строения, питания, размножения. Роль в природе, жизни человека.


II. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4ч)

Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты (несовершенные грибы).

Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение.

Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы паразиты, черты приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным злакам.

Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жизнедеятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение. Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особенности строения тела, размножения.

Грибы паразиты растений и животных. Роль в природе.

Отдел Оомицеты. Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям.

Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение.

III. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (18 ч)

1. Общая характеристика царства растений

Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Подцарства: Низшие и Высшие растения.

2. Подцарство Низшие растения (4 ч).

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли, или Багрянки.

Отдел Зеленые водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных форм. Роль в природе.

Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение.

Отдел Красные водоросли (Багрянки). Особенности строения, жизнедеятельности. Сходство с бурыми водорослями. Роль в природе, практическое значение.

3. Подцарство Высшие растения (14 ч).

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.

Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе.

Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.

Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе.

Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое значение.

Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль голосеменных в природе и их практическое

значение.

Отдел Покрытосеменные — цветковые растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных растений по сравнению

с голосеменными.

Классы: Двудольные, Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

IV. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (40 ч)

Общая характеристика царства. Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.

1. Подцарство Одноклеточные (2 ч).

Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.

Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов, роль в природе.

Тип Споровики. Особенности организации споровиков — паразитов человека и животных.

2. Подцарство Многоклеточные (37 ч)

Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии.

Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.Тип Кишечнополостные (3 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучении симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы. Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Роль и природных оообшествах.

Тип Плоские черви (2 ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.

Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы. Многообразие видов, роль в природе.

Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом.

Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом.

Многообразие червей паразитов, черты приспособленности к паразитизму.

Тип Круглые черви (1ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности организации на примере аскариды человеческой. Многообразие видов. Особенности строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания.

Тип Кольчатые черви (3 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви, Пиявки.

Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями. Роль в природе, практическое значение.

Класс Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение.

Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека.

Тип Моллюски (2 ч)

Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение моллюсков. Основные классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособленности к среде обирания.

Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Тип Членистоногие (7 ч)

Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие пилон. Основные классы.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение.

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Тип Иглокожие (1ч).

Общая характеристика типа. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.

Тип Хордовые (15 ч)

Общая характеристика типа. Происхождение. Подтипы: Бесчерепные, Оболочники, Позвоночные. Особенности организации. Подтип Бесчерепные. Особенности

строения, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размножения асцидий.

Класс Рыбы (2 ч)

Общая характеристика рыб. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и двоякодышащие. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания.

Класс Земноводные (2 ч)

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития на примере лягушки. Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение.

Класс Пресмыкающиеся (2 ч)

Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся.

Класс Птицы (4 ч)

Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы: птицы леса, степей и пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищные птицы. Роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Класс Млекопитающие (4 ч)

Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы: Первозвери, или Однопроходные,

Настоящие звери.

Особенности организации млекопитающих на примере представления плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, авиабионты, хищные звери, гидробионты, хтонобионты, хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение.

Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распространение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса. Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их охраны.

Экскурсия на природу, в зоопарк или краеведческий музей на тему: «Многообразие млекопитающих родного края и их роль в природе, жизни человека».

Повторительно-обобщающий урок на тему: «Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности» — 1 ч.


V. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (I ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействия вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.





















ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ:

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В 7 классе проводится 17 лабораторных работ:

  • по теме «Царство Грибы»


    • лабораторная работа № 1 «Строение грибов и лишайников»

  • по теме «Царство Растения»

    • лабораторная работа № 1 «Строение спирогиры»

    • лабораторная работа № 2 «Строение мхов»

    • лабораторная работа № 3 «Строение хвоща»

    • лабораторная работа № 4 «Строение папоротника»

    • лабораторная работа № 5 «Строение пыльцы, шишки и семени сосны»

    • лабораторная работа № 6 «Строение шиповника»; «Строение пшеницы»


  • по теме «Царство Животные»


  • лабораторная работа № 1 «Строение инфузории туфельки»

  • лабораторная работа № 2 «Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость, движение гидры»

  • лабораторная работа № 3 «Внешнее строение дождевого червя»

  • лабораторная работа № 4 «Внешнее строение моллюсков»

  • лабораторная работа № 5 «Внешнее строение речного рака»

  • лабораторная работа № 6 «Внешнее строение насекомого»

  • лабораторная работа № 7 «Внешнее строение лягушки»

  • лабораторная работа № 8 «Внутреннее строение лягушки»

  • лабораторная работа № 9 «Внешнее строение птицы»

  • лабораторная работа № 10 «Внутреннее строение млекопитающего»











Тематическое планирование с определением основных видов деятельности


Тема

Вид деятельности ученика

Введение (2 часа)

Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных. отрабатывая правила работы с учебником.

Определяют понятия «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных». Составляют схему «Структура науки зоологии». Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость рационального использования животного мира и его охраны. Знакомятся с Красной книгой

Царство Прокариот (2 часа)

Определяют понятия «простейшие», «корненожки», «радиолярии», солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями. Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах. Оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы.

Определяют понятия «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека.

Царство Грибы (5 часов)

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Определяют общую характеристику грибов, черты их сходства с растениями и животными; отделы царства; роль грибов в природе и значение для человека.

Уметь давать общую характеристику грибов; выявлять сходства и различия грибов с растениями и животными; охарактеризовать отделы царства и значение грибов в природе и значение для человека.

Знать общую характеристику отдела Лишайники; многообразие и значение живых организмов.

давать общую характеристику отдела Лишайники; объяснять, что это уникальные симбиотические организмы, сочетающие признаки грибов и водорослей

Знать общую характеристику грибов, черты их сходства с растениями и животными; отделы царства; роль грибов в природе и значение для человека. Общую характеристику отдела Лишайники; многообразие и значение живых организмов.

Давать общую характеристику грибов; выявлять сходства и различия грибов с растениями и животными; охарактеризовать отделы царства и значение грибов в природе и значение для человека; давать общую характеристику отдела Лишайники; объяснять, что это уникальные симбиотические организмы, сочетающие признаки грибов и водорослей.

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы).

Царство Растения (17 часов)

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам

Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам



Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам



Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников



Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.

Уметь давать общую характеристику групп водорослей.

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека



Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую.

Царство Животные (39 часов)

Определяют понятия «ткань», «рефлекс», «губки», «скелетные иглы», «клетки», «специализация», «наружный слой клеток», «внутренний слой клеток». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Характерные черты строения губок». Классифицируют тип Губки. Выявляют различия между представителями различных классов губок

Определяют понятия «двуслойное животное», «кишечная полость», «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма», «энтодерма», «стрекательные клетки», «полип», «медуза», «коралл», «регенерация». Дают характеристику типа Кишечнополостные. Систематизируют тип Кишечнополостные. Выявляют отличительные признаки представителей разных классов кишечнополостных. Раскрывают значение кишечнополостных в природе и жизни человека

Определяют понятия «орган», «система органов», «трехслойное животное», «двусторонняя симметрия», «паразитизм», «кожно-мышечный мешок», «гермафродит», «окончательный хозяин», «чередование поколений». Знакомятся с чертами приспособленности плоских червей к паразитическому образу жизни. Дают характеристику типа Плоские черви. Обосновывают необходимость применять полученные знания в повседневной жизни

Определяют понятия «первичная полость тела», «пищеварительная система», «выделительная система», «половая система», «мускулатура», «анальное отверстие», «разнополость». Дают характеристику типа Круглые черви. Обосновывают необходимость применения полученных знаний в повседневной жизни

Определяют понятия «вторичная полость тела», «параподия», «замкнутая кровеносная система», «полихеты», «щетинки», «окологлоточное кольцо», «брюшная нервная цепочка», «забота о потомстве». Систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типу Кольчатые черви

Определяют понятия «диапауза», «защитная капсула», «гирудин», «анабиоз». Работают с различными источниками (книги, Интернет) для получения дополнительной информации. Проводят наблюдения за дождевыми червями. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результат и выводы

Определяют понятия «раковина», «мантия», «мантийная полость», «легкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы»; «глаза», «почки», «дифференциация тела»

Определяют понятия «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие», «реактивное движение», «перламутр», «чернильные мешок», «жемчуг». Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков.

Определяют понятия «водно-сосудистая система», «известковый скелет». Сравнивают между собой представителей разных классов Иглокожих

Определяют понятия «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «легочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «легочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». Проводят наблюдения за ракообразными. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Иллюстрируют примерами значение ракообразных в природе и жизни человека

Определяют понятия «инстинкт», «поведение», «прямое развитие», «непрямое развитие». Выполняют непосредственные наблюдения за насекомыми. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

Работают с текстом параграфа. Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий

Определяют понятие «развитие с превращением». Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни

Определяют понятия «чешуекрылые, или бабочки», «гусеница», «равнокрылые», «двукрылые», «блохи». Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий

Определяют понятия «общественные животные», «сверхпаразит», «перепончатокрылые», «наездники», «матка», «трутни», «рабочие пчелы»; «мёд», «прополис», «воск», «соты». Иллюстрируют значение перепончатокрылых в природе и жизни человека примерами

Сравнивают животных изучаемых классов и типов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни

Определяют понятия «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок». Составляют таблицу «Общая характеристика типа хордовых». Получают информации о значении данных животных в природе и жизни человека, работают с учебником и дополнительной литературой

Определяют понятия «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный скелет», «двухкамерное сердце». Выполняют непосредственные наблюдения за рыбами. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

Характеризуют многообразие, образ жизни, места обитания хрящевых рыб. Выявляют черты сходства и различия между представителями изучаемых отрядов. Работают с дополнительными источниками информации

Определяют понятия «нерест», «проходные рыбы». Выявляют черты сходства и различия между представителями данных отрядов костных рыб. Обсуждают меры увеличения численности промысловых рыб. Работают с дополнительными источниками информации

Определяют понятия «головастик», «лёгкие». Выявляют различия в строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе

Определяют понятия «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». Сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся

Определяют понятие «панцирь». Сравнивают изучаемые группы животных между собой. Работают с учебником и дополнительной литературой

Определяют понятия «теплокровность», «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «инкубация», «двойное дыхание», «воздушные мешки». Проводят наблюдения за внешним строением птиц. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

Определяют понятия «роговые пластинки», «копчиковая железа». Выявляют черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении представителей указанных отрядов птиц



Определяют понятия «хищные птицы», «растительноядные птицы», «оседлые птицы», «кочующие птицы», «перелётные птицы». Изучают взаимосвязи, сложившиеся в природе. Обсуждают возможные пути повышения численности хищных птиц

Определяют понятия «насекомоядные птицы», «зерноядные птицы», «всеядные птицы». Работают с учебником и дополнительной литературой. Готовят презентацию на основе собранных материалов

Определяют понятие «приспособленность». Отрабатывают правила поведения на экскурсии. Проводят наблюдения и оформляют отчет, включающий описание экскурсии, её результаты и выводы

Определяют понятия «первозвери, или яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка». Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Иллюстрируют примерами значение изучаемых животных в природе и жизни человека

Определяют понятие «резцы». Работают с текстом параграфа. Сравнивают представителей изучаемых отрядов между собой

Определяют понятия «миграции», «цедильный аппарат», «бивни», «хобот», «хищные зубы». Составляют схемы «Отряд Китообразные», «Особенности строения и образа жизни хищных». Получают сведения о значении животных данных отрядов, используя дополнительные источники информации, включая Интернет

Определяют понятия «копыта», «рога», «сложный желудок», «жвачка». Составляют таблицу «Семейство Лошади»



Определяют понятия «приматы», «человекообразные обезьяны». Обсуждают видеофильм о приматах и сравнивают их поведение с поведением человека

Сравнивают животных изучаемых классов между собой. Обосновывают необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни

Царство Вирусы (2 часа)

Знать историю открытия и изучения вирусов, сведения об их строении и жизнедеятельности, медицинское значение.

Уметь характеризовать историю открытия и изучения вирусов, сведения о их строении и жизнедеятельности, медицинское значение.









Описание учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса


Интерактивная доска

Компьютер

Принтер

Оборудование:

Чашка Петри

Пинцеты

Гербарий отделов растений (голосеменных)

Набор шишек

Гербарий отделов растений (покрытосемянных)

Микроскопы

Готовый микропрепарат инфузории туфельки

Набор раковин моллюсков

Коллекция насекомых

Изображение рыбы, лягушки, птицы, млекопитающего

Таблицы

Классификация организмов

Строение растительной клетки

Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)

Строение и многообразие бактерий

Строение шляпочного гриба

Многообразие грибов

Грибы – паразиты

Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего)

Животные – возбудители и переносчики заболеваний

Строение вируса

Многообразие видов

Приспособления у организмов к среде обитания

Растения разных отделов, семейств, видов

Одноклеточные животные

Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных

Строение и многообразие червей

Строение и многообразие моллюсков

Строение и многообразие членистоногих

Строение и многообразие рыб

Строение и многообразие земноводных

Строение и многообразие пресмыкающихся

Строение и многообразие птиц

Строение и многообразие млекопитающих









































Планируемые результаты изучения учебного предмета


Уровень подготовки личностных результатов в образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.

Требования к уровню подготовки метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа по карточкам и т.д.

Требования к уровню подготовки предметных результатов освоения учебного предмета:

Знать признаки биологических объектов: клеток и организмов растений и животных; популяций; экосистем, животных своего региона;

знать сущность биологических процессов обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные виды животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы,

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа по карточкам и т.д.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Обязательные формы контроля

Текущая аттестация

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

-тестирование

-творческие работы

-проверочная работа

-контрольная работа

-традиционные диагностические и контрольные работы

-разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.

письменная контрольная работа



















Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол. часов

Дом. зад.

Классное задание

Дата по плану

Дата по факту

1.

Многообразие живых организмов

1

с.5 - 9

1. «Вспомним?!»

2. Анализ рисунков учебника и таблиц

3. Словарная работа

4. «Ответь-ка»



2.

Многообразие живых организмов. Наука систематика.

1

с.9-10

1. «Ответь-ка»

2. Словарная работа

3. Составление схемы

4. «Подумай и ответь».



3.

Система прокариот. Многообразие и значение бактерий.

1


1. «Знаешь – ответь»

2. Составление схемы

3. Анализ рисунков и таблиц

4. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

5. Заполнение таблицы.



4.

Прокариоты.

Контрольная работа №1 по теме «Прокариоты».

1





5-6.

Царство Грибы. Настоящие и паразитические грибы

2


1. «Ответь-ка»

2. «Знаешь – ответь»

3. Загадки

4. Заполнение таблицы

5. Анализ рисунков учебника и таблиц

6. Составление схемы

7. «Выполни – ка»

8. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради



7.

Отдел Лишайники.

1

с. 32-36

1. «Ответь-ка»

2. Анализ рисунков и таблиц

3. Заполнение таблицы

4. «Знаешь – ответь»

5. Тест «Правда – Ложь»

6. Биологические задачи

7. «Зарисуй!»

8 Письменная работа по вариантам.



8.

«Строение грибов и лишайников»

1


1. Тест «Правда – Ложь»

2. Выполнение лабораторной работы.

Лабораторная работа № 1 «Строение грибов и лишайников»



9.






Контрольная работа №2 по теме «Царство Грибов».

1


1. «Ответь-ка»

2. Письменная работа по вариантам.



10.

Общая характеристика растений. Подцарства Низшие растения или водоросли.

1

с. 38-44

1. Составление схемы

2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3. Анализ рисунков и таблиц

4. Биологический диктант

5. «Выполни-ка!»



11.

Отделы водорослей.

1

с. 45 -49

1. Заполнение таблицы

2. «Знаешь ли ты…?»



12.

Лабораторная работа № 2 «Строение спирогиры»

1


1. Биологический диктант

2. Тест «Правда – Ложь»

3. Тест «Проверь себя»

4. Выполнение лабораторной работы




13.

Проверочная работа по теме «Водоросли».

1


1. Письменная работа по вариантам



14.

Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные.

1

с. 50 -56

1. Комбинированный опрос

2. Загадки

3. Словарная работа

4. Заполнение таблицы

5. «Знаешь ли ты.?»

6. Анализ рисунков и таблиц

7. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради.




15.

Лабораторная работа № 3 «Строение мхов»

«Строение зеленого мха кукушкин лен», «Строение мха сфагнума»

1


1. Индивидуальный опрос

2. Выполнение лабораторной работы.



16.

Отделы споровых: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные .

1

с.

57 - 61

1. «Знаешь ответь»

2. Заполнение таблицы.




17.

Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные.

1

с. 57 - 61

Лабораторная работа № 4 «Строение хвоща».

1. Словарная работа

2. Анализ рисунков и таблиц.

3. Выполнение лабораторной работы.




18.

Отдел Папоротниковидные.

1

с. 61 - 65

1. «Ответь-ка»

2. «Знаешь ли ты..?»

3. Анализ рисунков и таблиц

4. Игра «Цветик – семицветик»

5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради




19.

Лабораторная работа № 5 «Строение папоротника».

1


1.Выполнение лабораторной работы.



20.

Проверочная работа по теме: «Плауны, хвощи, папоротники».

1


1. Письменная работа по вариантам.



21.

Отдел Голосеменные растения .

1


1. Тест «Проверь себя»

2. «Знаешь – ответь»

3. Самостоятельная работа с учебником и в тетради

4. Заполнение таблицы

5. «Зарисуй»



22.

Лабораторная работа № 6 «Строение пыльцы, шишки и семени сосны».

1


1. Письменная работа по вариантам

2. Выполнение лабораторной работы.



23.

Многообразие и прогрессивная организация покрытосеменных (цветковых) растений.

1


1. «Ответь-ка»

2. Тестовое задание «Гонка за лидером» или «А правда ли то, что..»

3. «Вспомним?»

4. Составление схем и таблиц.




24.

Особенности размножения цветковых растений, классы Однодольных и Двудольных.

1


1. «Знаешь – ответь»

2. Анализ рисунков учебника и таблиц

3. Составление таблицы.




25.

«Строение шиповника», «Строение пшеницы».

1


Лабораторная работа № 7 «Строение шиповника», «Строение пшеницы»

1 Письменная работа по вариантам

2.Выполнение лабораторной работы.



26.

Контрольная работа № 3 по теме « Царство растений».

1


1. Письменная работа по вариантам.



27.

Царство Животные. Общая характеристика царства Животных. Под царство одноклеточные животные .

1

с. 88 -98

1. «Знаешь – Ответь»

2. Тест «Верно – ли?».




28.

Лабораторная работа № 8 «Строение инфузории туфельки».

1

с. 88 -98

1. «Знаешь – Ответь»

2. Тест «Верно – ли?»

3. Выполнение лабораторной работы.



29.

Проверочная работа по теме: «Простейшие».

1


1. «Ответь-ка»

2. Письменная работа.



30.

подцарства Многоклеточных животных. Особенности строения и жизнедеятельности губок.

1

с. 99 - 103

1. Решение биологических задач

2. «Вспомним?»

3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

4. Анализ рисунков и таблиц



31.

Многообразие кишечнополостных, их экологическое значение .

1

с. 104 -111

Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость, движение гидры».

1. «Ответь-ка»

2. Тест «Выбери – ка»

3. Работа с опорными конспектами.

4. Заполнение таблицы

5. Выполнение лабораторной работы.



32.

Тип плоские черви. Строение и жизнедеятельность свободноживущих и паразитических червей.

1

с. 112 – 118.

1. «Ответь-ка»

2. Заполнение таблицы

3. Работа с опорными конспектами

4. Анализ рисунков и таблиц

5. «Выполни-ка»

6. «Подумай и ответь»

7. Письменная работа по вариантам



33.

Отличительные особенности строения и жизнедеятельности круглых червей (нематод).

1

с. 119 – 124.

1. «Торопись, да не ошибись»

2. «Знаешь – ответь»

3. Тест «Выбери-ка»

4. Анализ рисунков и таблиц

5. Работа с опорными конспектами

6. Заполнение таблицы

7. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

8. «Подумай и ответь»

9. «Выполни-ка»

8. «Подумай и ответь»

9. «Выпони-ка»




34.

Строение, образ жизни и значение кольчатых червей.

1

с. 125 - 131

Лабораторная работа № 10 «Внешнее строение дождевого червя».

1. «Ответь-ка»

2. Тест «Выбери – ка»

3. Работа с опорными конспектами.

4. Заполнение таблицы

5. Выполнение лабораторной работы.



35.

Проверочная работа по изученным типам многоклеточных беспозвоночных животных. Губки, кишечнополостные черви.

1


1. Тест «Проверь себя»

2. Тест «Выбери-ка»

3. «Рассмотри!»



36.

Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение моллюсков.


1

с. 132 - 142

1. «Ответь-ка»

2. Анализ рисунков и таблиц

3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

4. Работа с опорными конспектами

5. Заполнение таблицы.



37.

«Внешнее строение моллюсков» .

1

с. 132 - 142

Лабораторная работа № 11 «Внешнее строение моллюсков».

1. Индивидуальный опрос по карточка

2. Выполнение лабораторной работы.



38.

Проверочная работа по теме: «Тип Моллюски».

1


1. Тест «Умники»

2. Вставь пропущенные слова

3. Дай ответ

4. Найди соответствие.



39.

Тип Членистоногие общие особенности их строения и жизнедеятельности. Класс Ракообразные .

1

с. 143 - 150

Лабораторная работа № 12 «Внешнее строение речного рака».

1. Индивидуальный опрос по карточка

2. Выполнение лабораторной работы.



40.

Класс Паукообразные.

1

с. 151 - 157

1. «Знаешь – ответь»

2. Индивидуальный опрос по карточкам

3. Словарная работа

4. Анализ рисунков и таблиц

5. Работа с опорными конспектами

6. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

7. Загадки

8. Заполнение таблицы

9. Тест «Выбери-ка».



41.

Класс Насекомые.

1

с. 158 - 165

1. «Знаешь – ответь»

2. Индивидуальный опрос по карточкам

3. Заполнение таблицы

4. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

5. Тест «Знатоки»

6. Работа по вариантам

7. Работа с опорными конспектами



42.

Общественные насекомые.

1

с. 165 - 169

1. «Знаешь – ответь»

2. Игра «Программист»

3. Индивидуальный опрос по карточкам

4. Сообщения учащихся

5. Заполнение таблицы

6. «Ответь-ка»

7. «Выполни-ка»

8. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради.



43.

«Внешнее строение насекомого».

1

с. 158 - 165

Лабораторная работа № 13 «Внешнее строение насекомого»

1. Письменная работа по вариантам

2. Выполнение лабораторной работы.



44.

Тип Иглокожие. Общая характеристика иглокожих

1

с. 170 - 175

1. Фронтальный опрос

2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3. Заполнение таблицы.



45.

Проверочная работа по теме «Типы Членистоногие и Иглокожие».

1


1. Письменная работа по вариантам.



46.

Тип Хордовые. Общая характеристика типа Хордовые.

1

с. 178 - 182


1. Заполнение таблицы

2. Анализ рисунков и таблиц

3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

4. Работа с опорными конспектами



47.

Надкласс Рыбы. Общая характеристика рыб, их внешнее и внутреннее строение.

1

с. 178 - 182


1. «Знаешь – ответь»

2. Анализ рисунков и таблиц

3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

4. работа с опорными конспектами



48.

Класс Хрящевые рыбы. Систематика надкласса Рыбы, характеристика хрящевых рыб.

1

с. 183 – 184.

1. «Знаешь – ответь»

2. Сообщения учащихся

3. Заполнение таблицы

4. Анализ рисунков и таблиц

5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради




49.

Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образ жизни и промысловое значение.

1

с. 185 - 188


1. «Знаешь – ответь»

2. Сообщения учащихся

3. Заполнение таблицы

4. Анализ рисунков и таблиц

5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради




50.

Обобщающий урок по теме «Рыбы».

1


1. Письменная работа по вариантам



51.

Класс Земноводные, или Амфибии. Систематика, особенности образа жизни и строения .

1

с. 189 - 196

Лабораторная работа № 14 «Внешнее строение лягушки».

Лабораторная работа № 15 «Внутреннее строение лягушки».



1. Письменная работа по вариантам

2. Выполнение лабораторной работы.



52.

Происхождение, разнообразие, образ жизни и практическое значение разных групп амфибий.

1

с. 196 - 199


1. «Ответь-ка»

2. Письменная работа по вариантам

3. «Подумай и ответь»

4. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

5. Анализ рисунков и таблиц



53.

Обобщающий урок по теме «Земноводные».

1


1. Письменная работа по вариантам.



54.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Происхождение и эволюция рептилий, их систематика, особенности строения и образа жизни.

1

с. 200 - 206

1. «Ответь-ка»

2. Заполнение таблицы

3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

4. Анализ рисунков и таблиц

5. Работа с опорными конспектами.



55.

Разнообразие рептилий. Группы современных рептилий, особенности их строения, образа жизни и практическое значение.

1

с. 206 - 207


1. «Знаешь – ответь»

2. Сообщения учащихся

3. «Подумай и ответь»

4. Заполнение таблицы

5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

6. Анализ рисунков и таблиц.



56.

Обобщающий по теме «Пресмыкающиеся».




1


1.Выполнение тестовой работы.



57.

Класс Птицы. Систематика, особенности образа жизни и строения .

1

с. 208 - 215


Лабораторная работа № 16 «Внешнее строение птицы».

1.Выполнение лабораторной работы

2.Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3. Работа с опорными конспектами.



58.

Размножение и развитие птиц. Разнообразие устройства гнезд, строение яйца и развитие зародыша.

1

с. 215 - 217


1. «Знаешь – ответь»

2. Заполнение таблицы

3. анализ рисунков и таблиц

4. «Подумай и ответь

5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради.



59.

Экологические группы птиц.

1

с. 218 - 226


1. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

2. Анализ рисунков, таблиц и слайдов




60.

Разнообразие птиц. Систематика, характеристика отдельных отрядов, природное и экономическое значение птиц.

1

с. 218 - 226


1. Заполнение таблицы

2. Анализ рисунков и таблиц

3. Памятка «Сохраним птиц».



61.

Обобщающий урок - игра по теме «Птицы».

1


1. «Своя игра».



62.

Класс Млекопитающие. Характеристика млекопитающих.

1

с. 227 - 231

1. Анализ рисунков и таблиц

2. Работа с опорными конспектами

3. Тест «Верно – ли?»

4. Заполнение таблицы

5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради.



63.

Особенности внутреннего строения млекопитающих.

1

с. 231 - 239


Лабораторная работа № 17 «Внутреннее строение млекопитающего».

1.Выполнение лабораторной работы

2.Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3. Работа с опорными конспектами.



64.

Разнообразие млекопитающих. Деление класса Млекопитающие на подклассы и отряды, их характеристика, природное и экономическое значение.

1

с. 240 - 246


1. «Ответь-ка»

2. Письменная работа по вариантам

3. Анализ рисунков и таблиц

4. Заполнение таблицы

5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради.

6. Загадки - шарады



65.

Контрольная работа № 4 по теме царство

« Животные».

1


1. Тест «Проверь себя»

2. Закончим предложения

3. Найди соответствие.



66.

Царство Вирусы. Краткая характеристика царства вирусов.

1

с. 250 - 253


1. Анализ рисунков, таблиц, слайдов

2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3. «Нарисуй!»




67.

Практическое значение вирусов.

1

с. 250 - 253


1. Анализ рисунков, таблиц, слайдов

2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

3. «Нарисуй!»




68.

Итоговая контрольная работа № 5 по темам: «Царства растения, Прокариоты, Грибы, Животные, Вирусы».

1





69.

Орнитологическая экскурсия.

1


Экскурсия № 1



70.

Ботаническая экскурсия.

1


Экскурсия № 2































График контрольных и проверочных работ

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Лаб.

раб.

Контр.

работы

Сам.

раб.


Введение

2





Царство Прокариоты

2


1



Царство Грибы

5

Лабораторная работа № 1

1



Царство Растения


17

Лабораторная работа № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7


1

2


Царство Животные

40

Лабораторная работа № 8, №9, № 10, № 11, № 12, № 13, № 14, № 15, № 16, № 17

1

6


Царство Вирусы

3


1



Экскурсии

2





Итого

70

17

5

8






































Список литературы

Литература для учащихся

1.Учебник: Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2008

Для учителя

Дополнительная литература:

1.Никишов А.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.

2.Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя, - М.: Изд-во «1 сентября», 1999.

3.Теремов А., Рохлов В.- Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей, - М.: АСТ- ПРЕСС, 1999.

4.Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей. - Смоленск: Русич, 1991



MULTIMEDIA – поддержка курса

  • Интернет – ресурсы;

  • CD-диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

  • Мультимедийное приложение к учебнику.














Рабочая программа по биологии в соответствии с ФГОС "Биология" ( 7 класс).
  • Биология
Описание:

Рабочая программа по биологии в соответствиии С ФГОС 7 класс.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по  биология 6 – 11   классы. УМК: биологии 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс»\ Н.Ю. Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – (Серия «УМК»)

 
 
Цели и задачи данной рабочей программы поставлены с учётом цели   образовательной программы школы: совершенствование образовательной деятельности, направленной на повышение качества образования, способствующего успешному развитию личности воспитанника независимо от  его стартовых возможностей в условиях реализации  изменений в законодательстве, регулирующем сферу образования.
Автор Двойникова Юлия Михайловна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 7931
Номер материала 2615
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓