Главная / Биология / Рабочая программа по биологии в соответствии с ФГОС, 9 класс, УМК И.Н.Пономаревой

Рабочая программа по биологии в соответствии с ФГОС, 9 класс, УМК И.Н.Пономаревой

Название документа моя раб.прогр. по Пономаревой ФГОС 9 класс.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Румянцевская средняя общеобразовательная школа»

Истринского муниципального района





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_____________ Н.П.Руденко

« ___» _____________ 201__г

УТВЕРЖДАЮ


Директор школы _________ О.А.Зайцева

« ___» ____________ 201__г










Рабочая программа

по биологии для 9 класса

(базовый уровень)




Составила: учитель биологии

Зайцева Оксана Анатольевна









РАССМОТРЕНА


на методическом объединении

учителей естественно-математического цикла

Протокол заседания от

« ____» ________ 201__г. №___

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, на основе авторской программы курса «Общая биология» для 9-го класса с использованием программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по Природоведению, Биологии, Экологии - М., изд. "Вентана -Граф", 2009 г).

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Н.М.Черновой. Основы общей биологии: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2012г./ который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.

Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и с экологической направленностью.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом 2004 года в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ «Румянцевская СОШ» данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часов в неделю, 68 часов в год.

Место и роль учебного курса:

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии в 9 классе на направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в 9 классе составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.


Цели и задачи обучения

Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи раздела «Основы общей биологии»

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников;

  2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;

  3. продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.

Развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)


Общеучебные умения и навыки, универсальные учебные действия

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:

В блок личностных универсальных учебных действий входят:

- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами) ;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (в геоинформационных ситемах); знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

- умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В состав коммуникативных действий входят:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Программа рассчитана на 68 часа в год, из них:

Теоретическая часть – 62 урока;

Практическая часть – (часть лабораторных работ в ходе уроков) – 7

Количество контрольных работ за год – 5


Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение лабораторных работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной).

Технологии обучения: дифференцированное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).

Формы и методы проведения промежуточной аттестации знаний учащихся:

Изученный материал на уроке - устный опрос учащихся, самостоятельные письменные работы, тестирование по изученной теме урока, выполнение индивидуальных заданий.

Изученные темы - контрольные работы по темам.

Оценки по итогам триместров.

Итоговый урок - выполнение работы за курс 9 класса в системе СтатГрад.


Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса


В результате изучения биологии в курсе «Общая биология» ученик должен

Знать/понимать

- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, развитие, размножение, наследственность, изменчивость, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, ;

- особенности жизни как формы существования материи;

-роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

-фундаментальные понятия;

-о существовании эволюционной теории, клеточной теории, хромосомной теории наследственности, теории антропогенеза;

-основные группы живых организмов;

- роль живых организмов в природе и жизни человека;

- основные области применения биологических знаний в практике с/х, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды;

- соотношение социального и биологического в эволюции человека;

-основные положения учения Вернадского В.И.;

-вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;


Уметь

- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

-давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

-работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

-работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

-владеть языком предмета;

-решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

- рассматривать под микроскопом и описывать биологические объекты.

- сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы);

- процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение); - делать выводы на основе этих сравнений.

- определять принадлежность человека к определенным систематическим группам.

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.

- проводить самостоятельный поиск информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках, а также использовать информационные технологии.

- использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для: -оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; -соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии;

-заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек; рациональной организации труда и отдыха.

-владеть языком предмета;


Содержание учебной программы:

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Введение в основы общей биологии

3

2

Основы учения о клетке

10

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

10

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

5

7

Учение об эволюции

10

8

Происхождение человека

6

9

Основы экологии

11

10

Заключение – Итоговый урок

1

11

Резерв

2

12

Итого

68



Содержание курса

В соответствии с п. 8 (приложение) в 9 классе реализуются три содержательные линии: Многообразие и эволюция живой природы , Признаки живых организмов, Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Многообразие и эволюция живой природы: Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Признаки живых организмов:

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Гены и хромосомы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание. Различия организмов по способу питания. Дыхание. Транспорт веществ, удаление из организма продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки вида. Экосистема.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды:

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Популяция- элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Биосфера-глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространие и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.

Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Введение.

Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общие свойства живого

  • многообразие форм жизни

  • уровни организации живой природы

на повышенном уровне:

  • причинно-следственные связи в возникновении многообразия живого мира на Земле


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • объяснять значение биологических знаний для современного человека

  • давать характеристику уровням организации живой природы

на повышенном уровне:

  • доказывать, что любой организм – это биосистема


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

самовоспроизведение,

автотрофы, гетеротрофы,

рост, развитие, биосистема,

уровни организации жизни

на повышенном уровне:

гидробионты, аэробионты,

террабионты, педобионты,

эндобионты

Тема «Основы учения о клетке».

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).

Строение клетки: строение и функции основных компонентов.

Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинте

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать


на базовом уровне:

  • основные положения клеточной теории

  • химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ

  • строение и функции основных органоидов клетки

  • особенности клеток про- и эукариот

  • сущность пластического и энергетического обмена веществ

  • сущность биосинтеза белка

  • фотосинтез, его значение

на повышенном уровне:

  • историю развития учения о клетке

  • строение и функции НАДФ

  • взаимосвязи строения и функций органоидов клетки

  • сходства и различия у растительной, животной и грибной клеток

  • этапы энергетического и пластического обмена

  • свойства генетического кода


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться цитологической терминологией

  • характеризовать основные положения клеточной теории

  • объяснять роль химических веществ в жизни клетки

  • пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты

  • рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом

  • читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их


на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток

  • находить взаимосвязь между строением и функциями

  • делать выводы о клетке как структурной и функциональной единице

  • находить и объяснять причины внутриклеточных превращений веществ

  • применять знания и умения по химии для объяснения протекающих в клетках процессов

  • уметь объяснять наблюдаемые явления и процессы


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

углеводы, липиды,

белки, фермент, мономер,

полимер, ДНК, нуклеотид,

комплементарность, РНК (т-РНК, и-РНК, р-РНК), АТФ, мембрана, цитоплазма, ядро, рибосома, митохондрии,

ЭПС, аппарат Гольджи,

лизосомы, пластиды,

ассимиляция, диссимиляция, фотосинтез,

транскрипция, трансляция,

биосинтез, ген, генетический код, триплет

на повышенном уровне:

репликация, микротрубочки,

матричный синтез,

метаболизм,

катаболизм,

анаболизм,

строма,

грана,

тилакоид,

ламелла





Тема «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать


на базовом уровне:

  • формы размножения организмов: бесполое и половое

  • способы деления клеток

  • фазы митоза

  • видовое постоянство числа хромосом

  • диплоидный и гаплоидный набор хромосом

  • биологическое значение митоза и мейоза

  • оплодотворение

  • развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла

  • постэмбриональное развитие: прямое и непрямое

на повышенном уровне:


  • фазы мейоза

  • сравнительная характеристика митоза и мейоза

  • зародышевые листки и органогенез




на базовом уровне:

  • пользоваться терминологией

  • определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза

на повышенном уровне:

  • давать сравнительную характеристику процессам митоза и мейоза

  • раскрывать причины постоянства числа хромосом (устанавливать причинно-следственные связи)



термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

вегетативное размножение,

спора, почкование, половое размножение, яйцеклетка,

сперматозоид, гамета,

зигота, гаплоидный и диплоидный набор хромосом, клеточный цикл,

митоз, мейоз, интерфаза,

профаза, метафаза, анафаза,

телофаза, онтогенез,

эмбриональное развитие,

постэмбриональное развитие

на повышенном уровне:

конъюгация,

партеногенез,

овогенез,

сперматогенез,

кроссинговер




Тема «Основы учения о наследственности и изменчивости»

Основные понятия генетики.

Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.

Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • генетическую символику и терминологию

  • законы Менделя

  • схемы скрещивания

  • хромосомное определение пола

  • особенности изучения наследственности человека

  • модификационную и мутационную изменчивость, их причины

  • значение генетики для медицины и здравоохранения

на повышенном уровне:


  • цитогенетическое обоснование законов Г. Менделя

  • причины отклонения от них (закон Т. Моргана)

  • хромосомную теорию наследственности

  • взаимодействие генотипа и среды при формировании признака

  • норма реакции

  • взаимосвязь наследственности и изменчивости в процессе эволюции

  • закон гомологических рядов


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • характеризовать методы и законы наследственности

  • решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание

  • строить вариационный ряд и вариационную кривую

на повышенном уровне:

  • находить причинно-следственные связи в генетических явлениях

  • сравнивать генотипы и фенотипы, гомо- и гетерозигот, модификационную и мутационную изменчивость

  • объяснять генетические законы с позиций цитологии

  • определять сферу действия генетических законов применительно к конкретной ситуации

  • обосновывать вредное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами

  • решать задачи на наследование, сцепленное с полом и группы крови


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

генетика, наследственность, изменчивость, ген, генотип, фенотип, аллельные гены

альтернативные признаки, гомологичные хромосомы, гомозиготная и гетерозиготная особи

доминантный и рецессивный признаки, моногибридное и дигибридное

скрещивание, гибрид, модификация, вариационный ряд,

вариационная кривая,

мутация, мутагенный фактор

на повышенном уровне:

неполное доминирование,

анализирующее скрещивание,

сцепленное наследование,

взаимодействие генов,

полимерия,

цитоплазматическая наследственность,

норма реакции,

хромосомные мутации,

генные мутации,

геномные мутации



Тема «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов».

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.

Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный)

  • основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание

  • что такое биотехнология

на повышенном уровне:

  • учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений

  • полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез

  • основные местные сорта и породы

  • методы работы И. В. Мичурина

  • основные направления развития биотехнологии


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться научной терминологией

  • характеризовать основные методы селекции, приводить примеры



на повышенном уровне:

  • применять знания законов наследственности и изменчивости для обоснования выбора методов селекции

  • раскрывать практическую значимость генетических законов в народном хозяйстве и на этой основе обосновывать развитие биотехнологии


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

сорт, порода, гибридизация,

индивидуальный отбор,

массовый отбор,

биотехнология

на повышенном уровне:

чистая линия, инбридинг,

аутбридинг, гетерозис,

полиплоидия, мутагенез,

генная инженерия, клоновая селекция



Тема «Происхождение жизни и развитие органического мира»

Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.

Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • развитие взглядов на возникновение жизни

  • основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину

  • основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события

на повышенном уровне:

  • современные гипотезы возникновения жизни

  • характеристику основных этапов

  • периоды в разных эрах развития жизни на Земле


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • давать определение понятия жизни

  • характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни жизни

на повышенном уровне:

  • приводить доказательства в пользу абиогенного происхождения жизни


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

жизнь, биогенез, абиогенез

на повышенном уровне:

коацерваты


Тема «Учение об эволюции»

Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.

Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.

Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.

Основные закономерности эволюции.

Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать


на базовом уровне:

  • эволюционную теорию

Ч. Дарвина

  • движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор

  • доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические

  • вид, его критерии

  • популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции

  • формирование приспособлений в процессе эволюции

  • видообразование: географическое и экологическое

  • главные направления эволюции: прогресс и регресс

  • пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

на повышенном уровне:

  • различные точки зрения на эволюцию

  • взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка на природу

  • гомологичные и аналогичные органы

  • биогенетический закон

  • биогеографические доказательства эволюции (реликты)

  • взаимосвязь движущих сил эволюции

  • другие факторы эволюции: изоляция и дрейф генов

  • относительность критериев вида

  • формы естественного отбора

  • механизм возникновения приспособлений организмов к среде обитания


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться научной терминологией

  • характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида

  • иллюстрировать примерами главные направления эволюции

  • выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных



на повышенном уровне:

  • давать сравнительную характеристику взглядов К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина

  • сравнивать естественный и искусственный отбор

  • показывать причины и следствия борьбы за существование

  • показывать взаимосвязь движущих сил эволюции

  • применять знания о движущих силах эволюции для объяснения процессов возникновения приспособлений и видообразования

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

эволюция, движущие силы эволюции, сравнительная анатомия, рудименты, атавизмы,

палеонтология, ископаемые переходные формы, биологический прогресс,

биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация,

дегенерация, вид, популяция,

микроэволюция, макроэволюция,

видообразование, адаптации,

систематика

на повышенном уровне:

гомологи

аналоги

онтогенез

филогенез

изоляция

дивергенция

конвергенция




Тема «Происхождение человека»

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфо-анатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.

Движущие сила и этапы эволюции человека.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных

  • движущие силы антропогенеза: биологические и социальные

  • этапы антропогенеза

  • расы, их краткая характеристика

на повышенном уровне:

  • работы Ф. Энгельса

  • различные точки зрения на происхождение человека


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза

  • давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям

  • определять по рисункам расы человека

на повышенном уровне:

  • делать выводы о происхождении человека от животных

  • давать сравнительную характеристику особенностей строения и образа жизни палеонтологических предков человека

  • использовать теорию антропогенеза для доказательства антинаучной сущности расизма


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

антропогенез, социальные и биологические факторы,

австралопитек, питекантроп, синантроп,

неандерталец,

кроманьонец, расы, расизм

на повышенном уровне:

парапитек,

дриопитек,

социальный дарвинизм



Тема « Основы экологии»

Экология как наука.

Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.

Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.

Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.

Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие сукцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.

Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.

Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.


Контроль уровня обученности

Перечень контрольных работ

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Контрольная работа №1 «Основы учения о клетке».

1

2

Контрольная работа №2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

1

3

Контрольная работа №3 «Основы учения о наследственности и изменчивости»

1

4

Контрольная работа № 4 «Учение об эволюции»

1

5

Контрольная работа № 5 «Основы экологии»

1

Перечень лабораторных работ

Тема

1.

Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»

2

Лабораторная работа № 2. «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками»

3

Лабораторная работа № 3. «Решение генетических задач»

4

Лабораторная работа №4. «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях»

5

Лабораторная работа № 5. «Изучение изменчивости организмов»

6

Лабораторная работа № 6 «Приспособленность организмов к среде обитания»

7

Лабораторная работа № 7 «Оценка качества окружающей среды»


Планирование учебного материала по курсу общей биологии в 9 классе


Дата проведения

Тема урока

Домашнее задание


Тема 1. Введение в основы общей биологии - 3 часа



  1. Биология – наука о живом мире.

§ 1



  1. Общие свойства живых организмов.

§ 2



  1. Многообразие форм живых организмов.

§ 3


Тема 2. Основы учения о клетке – 10 часов



4. Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

§ 4



  1. Химический состав клетки.

§ 5



6 .Белки и нуклеиновые кислоты.

§ 6



7. Строение клетки.

§ 7



8. Органоиды клетки и их функции.

§ 8



9. Обмен веществ – основа существования клетки.

§ 9



10. Биосинтез белков в живой клетке.

§ 10



11 .Фотосинтез – биосинтез углеводов.

§ 11



12 .Обеспечение клетки энергией.

§ 12



13. Контрольная работа по теме «Основы учения о клетке».



Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов - 5 часов



14 .Типы и способы размножения организмов.

§ 13



15. Жизненный цикл клетки. Митоз: фазы и биологическое значение. Лабораторная работа № 2 «Рассмотрение препарата с делящимися клетками».

§ 14



16. Особенности образования половых клеток Мейоз: фазы и биологическое значение.

§ 15



17 .Онтогенез и его значение.

§ 16



18.Контрольная работа по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».



Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости - 10 часов



19. Генетика как наука: история развития, основные методы и понятия.

§ 17,18



20. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

§ 19



21. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

§ 20



22 . Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

§ 21



23. Взаимодействие генов и их множественное действие.

§ 22



24. Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

§ 23



25. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

§ 24



26. Другие типы изменчивости.

§ 25



27. Наследственные болезни человека.

§ 26



28 .Контрольная работа по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости».



Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов - 4 часа



29 .Генетические основы селекции организмов.

§ 27



30 .Методы селекции растений и ее достижения. Центры многообразия происхождения культурных растений.

§ 28,

§ 29



31. Особенности селекции животных и ее достижения

§ 30



32 Основные направления селекции микроорганизмов.

§ 31


Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира - 4 часа



33. Современные представления и гипотезы о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

§ 32, § 33



34. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

§ 34



35. Этапы развития жизни на Земле.

§ 35



36. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни

Под запись


Тема 7. Учение об эволюции - 8 часов



37. Идея развития органического мира в биологии.

§ 36



38. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

§ 37



39. Современные представления об эволюции органического мира.

§ 38



40. Вид, его критерии и структура.

§ 39



41. Процессы видообразования.

§ 40



42.Макроэволюция – результат микроэволюций

§ 41



43. Основные направления эволюции. Основные закономерности биологической эволюции.

§ 42,43



44. Контрольная работа «Учение об эволюции»



Тема 8. Происхождение человека - 6 часов



45. Место человека в системе органического мира. Эволюция приматов

§ 44



46. Доказательства эволюционного происхождения человека.

§ 45



47. Этапы эволюции вида. Человек разумный.

§ 46



48. Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

§ 47



49. Человеческие расы, их родство и происхождение.

§ 48



50.Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

§ 49


Тема 7. Основы экологии - 11 часов



51. Среды жизни на земле и экологические факторы.

§ 50



52. Закономерности действия факторов среды на организмы.

§ 51



53. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

§ 52



54. Биотические связи в природе.

§ 53



55. Популяция и ее основные экологические характеристики.

§ 54



56. Функционирование популяции и динамика ее численности.

§ 55



57. Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

§ 56



58. Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере.

§ 57



59. Развитие и смена биогеоценозов.

§ 58



60. Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и ее охрана.

§ 59,60



61. Контрольная работа «Основы экологии»



Заключение – 1 час



62. Итоговый урок в системе СтатГрад




Всего: 68 часов




По плану: 62 часа




Резерв: 6 часов




Перечень учебно – методического обеспечения

1.     Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии» М., «Просвещение», 1985

2.     Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии» М., «Просвещение», 1981

3.     Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания» «Аквариум» ГИППВ, 2000

4.     Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах» (Москва, «Мир», 1993

5.     Быков В. Л. «Цитология и общая гистология» Санкт-Петербург, СОТИС, 1998

6.     Ауэрбах Ш. «Генетика» Атомиздат, 1979

7.     Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» Минск, «Народная асвета», 1982

8.     Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» М., 1981

9.     Грант В. «Эволюция организмов» М., «Мир», 1980

10.   Алексеев В. П. «Становление человечества» М., Издательство политической литературы, 1984

11.  Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология» М., «Просвещение», 1981



Список литературы

· литература для учащихся:

1.     Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

"Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2012г.)

2.     Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по

факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 1983 год)

3.     Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира»

(М., «Наука», 1996 год)

4.     Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму

(М., «Просвещение», 1970 год)


КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Биология. 9 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

  • Презентации учителя и учащихся к уроку

Оборудование:

  1. Компьютер

  2. Мультимедиапроектор

  3. Экран

  4. Фолии по предмету

  5. Оверхедпроектор

  6. Слайдпроектор

  7. Слайды

  8. Таблицы по курсу «Общая биология»


  1. Микроскопы

  2. Готовые микропрепараты по общей биологии

  3. Телевизор

  4. Фильмы для 9 класса



Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.




Рабочая программа по биологии в соответствии с ФГОС, 9 класс, УМК И.Н.Пономаревой
  • Биология
Описание:

Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089,  на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, на основе авторской программы курса «Общая биология» для 9-го класса с использованием  программы  авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой    (сборник  программ по Природоведению, Биологии, Экологии - М.,  изд.  "Вентана -Граф",  2009  г). 

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику: И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Н.М.Черновой. Основы общей биологии: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2012г./ который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях.

Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и с экологической направленностью.

 

  В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом 2004 года  в  рамках  основного  общего  образования  и в соответствии с учебным планом МОУ «Румянцевская СОШ» данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часов в неделю, 68 часов в год.

Автор Зайцева Оксана Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2138
Номер материала 52983
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓