Главная / Биология / Рабочая программа по биологии в 6 (общеобразовательном) классе

Рабочая программа по биологии в 6 (общеобразовательном) классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Математический лицей»

«Рассмотрено на МО»: «Согласованно»: «Утверждаю»:

Рук. МО Зам. Директора по УВР Директор лицея:

____________________ ___________________

Пр №_____ от _______ «____» __________ 20 __ г Пр №_____ от _______









Рабочая программа по биологии

в 6 (общеобразовательном) классе

на 2014-2015 учебный год











Программа составлена учителем

биологии первой категории

Смолиной И.В.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сколько часов рассчитана программа: на 70 учебных часа, 2 часа в неделю.

Учебник: Биология. 6 класс. ФГОС. Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2013 год.

Уровень программы – базовый стандарт.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС БИОЛОГИЯ 5–9 классы Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2010 и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развтия и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемыхв процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе; развитие познавательных мотивов, направленныхна получение знаний о живой природе; познавательныхкачеств личности, связанных с овладением методамиизучения природы, формированием интеллектуальныхи практических умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмо-ционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Курс биологии в 6 классе имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах. Цель учебного предмета - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также формирование способности использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий: структурно-логических (системный подход), информационно-коммуникационных (формы работы: работа с ЦОР и ЭОР; лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме; тренинги навыков с использованием компьютеров; контроль обученности средствами интерактивного тестирования); тренинговых, проектных),, игровых, диалоговых, здоровьесберегающих.

Основной формой обучения являются уроки разных типов: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как уроки - лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги, защита проектов; экскурсии; уроки контроля; презентации. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание растительного мира и развитие умений по уходу за ним. Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направленна формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает: формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира; овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Место курса биологии в базисном учебном плане.

Программа «Биология» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Изучение «Биология» осуществляется в 6 классе – 70 ч (по 2 ч в неделю) с добавлением курса физиологии растений и краеведения. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о растениях и обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является предметным и практикоориентированным. Учащиеся узнают о способах практического применения лекарственных растений, правилах их сбора, правилах поведения в природе и рационального природопользования; роли растений в жизни других организмов, закономерностях сосуществования всего живого; необычных явлениях и тайнах растительного мира. Развитие познавательного интереса у учащихся, мотивация к изучению биологии как предмета — основные задачи современного образования. Ребёнка необходимо заинтересовать, увлечь, но и этого не достаточно; главное показать практическую значимость получаемых знаний и умений, сформировать необходимые компетенции и научить способам их модификации и применения в обычных жизненных ситуациях. От успешной интеграции полезного, интересного и практически значимого материала зависит успешное развитие творческого потенциала и коммуникабельности ребёнка. Необходимость решения этих задач и вызвала создание курса « Занимательная физиология. Растения», где в доступной и интересной форме раскрываются сложные закономерности существования растений. Многие процессы изучаются в ходе практических работ в форме наблюдения, закладки опытов и анализа результатов наблюдения или экспериментов. Простые наглядные опыты с растениями позволяют развивать творческие способности детей и закреплять общеучебные ( анализ, синтез, обобщение, использование разных источников информации, постановка и решение проблемы или вопроса и др.) и предметные компетенции (выполнение лабораторных работ, формулирование выводов, работа с лабораторным оборудованием, атласами- определителями), расширяют кругозор и развивают интеллектуальные способности. Полученные знания и навыки могут быть использованы в повседневной жизни, т.е. носят практический характер. Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса и опирается на знания учащихся

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС

И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА

Содержание разделов примерной программы

Основное содержание

по темам рабочей программы

Планируемые результаты деятельности

Тема 1. Наука о растениях — ботаника. 8 ч

Многообразие растений, принципы их классификации. Усложнение растений в процессе эволюции

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника

Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Растения. Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях. Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком

Система и эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Многообразие жизненных форм растений

Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав

Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм.

Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания

Клеточное строение организмов. Клетки растений. Половое размножение. Рост и развитие организмов

Клеточное строение растений.
Свойства растительной клетки
Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Различать и называть органоиды клеток растений.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. Выявлять отличительные признаки растительной клетки

Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки живых организмов

Ткани растений

Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.

Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение тканей в жизни растения.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Тема 2. Органы растений. 18 ч

Размножение организмов. Органы растений. Рост и развитие организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Семя, его строение и значение
Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека.


Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени.
Описывать строение зародыша растения.
Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации

Условия прорастания семян
Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян

Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Корень, его строение и значение
Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.


Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста.

Клетки, ткани и органы растения. Рост и развитие растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Побег, его строение и развитие
Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки.


Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега.

Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения. Сравнивать побеги разных растений и находить их различия.

Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы.

Клетки, ткани и органы растения. Рост и развитие растений

Лист, его строение и значение
Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев

Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев растений

Рост и развитие. Органы растений. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Стебель, его строение и значение
Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов.


Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Изу чать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия.

Органы растений. Рост, развитие и размножение растений

Цветок, его строение и значение
Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения.

Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка.

Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.

Характеризовать значение соцветий.

Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений.

Половое размножение. Органы растений. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Плод. Разнообразие и значение плодов

Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и жизни человека.

Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека.

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. 8 ч

Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Регуляция процессов жизнедеятельности. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Минеральное питание растений и значение воды

Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению.

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений разных экологических групп

Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Роль человека в биосфере

Воздушное питание растений —

фотосинтез

Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Использовать информационные ресурсы .

Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез, дыхание, обмен веществ. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма

Дыхание и обмен веществ у растений

Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь дыхания и фотосинтеза

Характеризовать сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение.
Определять понятие «обмен веществ».
Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни

Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Рост и развитие организмов

Размножение и оплодотворение у растений

Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами.

Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность размножения. Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Размножение. Бесполое размножение. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, опыт

Вегетативное размножение растений и его использование человеком

Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей.

Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы.

Рост и развитие организмов. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Взаимосвязи организмов и среды

Рост и развитие растений
Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений.
Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы. Экологические факторы.

Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растения.

Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.


Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира. 22 ч

Многообразие растений, принципы их классификации. Вид — основная систематическая единица

Систематика растений, её значение для ботаники

Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации.

Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Объяснять значение систематики растений для ботаники.

Водоросли. Разнообразие организмов. Значение растений в природе и жизни человека

Водоросли, их многообразие в природе

Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы:

Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах.

Усложнение растений в процессе эволюции. Многообразие растений, принципы их классификации

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты.

Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.


Усложнение растений в процессе эволюции. Значение растений в природе и жизни человека

Плауны. Хвощи. Папоротники.
Их общая характеристика

Характерные черты высших споровых растений.

Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, их различия. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать вывод о прогрессивном строении папоротников.

Рост, развитие и размножение растений. Голосеменные. Основные растительные сообщества

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян.

Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека.

Покрытосеменные растения, принципы их классификации. Охрана растений

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение
Особенности строения, размножения и развития.

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными. Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных.

Разнообразие организмов. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Роль человека в биосфере

Семейства класса Двудольные
Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Сельскохозяйственные культуры

Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств класса.

Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Применять приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы

Разнообразие организмов. Охрана редких и исчезающих видов растений. Важнейшие сельскохозяйственные культуры

Семейства класса Однодольные
Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений

Выделять признаки класса Однодольные.
Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные. Применять приёмы работы с определителем растений. Приводить примеры охраняемых видов. Использовать информационные ресурсы.

Эволюция растений. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Охраняемые виды

Историческое развитие растительного мира

Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни.

Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле.

Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения

Система и эволюция органического мира. Охраняемые виды. Значение растений в природе и жизни человека. Роль человека в биосфере

Многообразие и происхождение культурных растений

История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений.


Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений.

Приводить примеры культурных растений своего региона. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова.

Тема 5. Природные сообщества. 12 ч

Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Круговорот веществ и превращения энергии

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв

Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.

Экосистемная организация живой природы

Экскурсия

Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу.

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Совместная жизнь организмов
в природном сообществе

Ярусное строение природного сообщества — надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе.

Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества.
Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса, приводить примеры, наблюдаемые в природе.


Смена природных сообществ и её причины

Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере.

Объяснять причины смены природных сообществ. Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами. Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.


Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса

Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.



Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса. Применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям.

Называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения.
Объяснять строение и функции органов и систем органов растений. Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем. Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира.




Результаты освоения курса биологии:

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен знать/понимать: - признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений,; популяций; экосистем; растений, своего региона; - сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость. Уметь: - объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; - изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; - распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; - выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; - сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе; - анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; - проводить самостоятельный поиск биологической информации: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся личностных результатов: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этническойпринадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долгаперед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здоровьесберегающих технологий; сформированность интеллектуальных умений; эстетического отношения к живому; формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости глобальных проблем.

метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводитьэксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; способность выбирать установки в своих действиях по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий. предметными результатами освоения биологии в основной школе являются: усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; формирование первоначальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязиживого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 КЛАСС С



Тема

Кол-во

часов

Формы контроля


Введение

1



Глава 1. Наука о растениях – ботаника


8

Текущий контроль Лабораторных работ – 1

Обобщение - 1


Глава 2. Органы растений.


18

Текущий контроль Лабораторных работ – 5

Обобщение – 1


Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений.

8

Текущий контроль Лабораторных работ – 1

Обобщение – 1


Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира.


22

Текущий контроль Лабораторных работ – 4

Обобщение – 1


Глава 5. Природные сообщества.


12

Текущий контроль

Обобщение – 1


Итоговый контроль знаний

1



ИТОГО

70


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Личностными результатами изучения естествознания яв­ляются:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами биологических наук; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • воспитание ответственного отношения к природе, осо­знания необходимости защиты окружающей среды, стремле­ния к здоровому образу жизни; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных биологических наук.

Метапредметными результатами изучения естествозна­ния в основной школе являются: • овладение способами самоорганизации учебной дея­тельности, что включает в себя умения: ставить цели и пла­нировать личную учебную деятельность; оценивать собствен­ный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений; • освоение приемов исследовательской деятельности: фор­мулирование цели учебного исследования (опыта, наблюде­ния), составление его плана, фиксирование результатов, ис­пользование простых измерительных приборов, формулиров­ка выводов по результатам исследования; • формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников инфор­мации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систе­матизации информации; понимания информации, представ­ленной в различной знаковой форме; • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

Предметными результатами выпускников основной школы являются: • в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важ­нейшем элементе культурного опыта человечества; • в познавательной сфере — расширение и систематиза­ция знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об измене­ниях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для даль­нейшего изучения систематических курсов естественных на­ук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения прак­тических задач в повседневной жизни; для осознанного со­блюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; при оказании простейших видов первой медицинской помощи; • в трудовой сфере — формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за домашними питом­цами; • в эстетической сфере — приводить примеры, дополня­ющие научные данные образами литературы и искусства; • в сфере физической культуры — расширение представ­лений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники Федерального переченя, в которых реализована данная программа: Биология. 6 класс (авт. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.);

Сопровождающие Элементы УМК для 6 классов: рабочие тетради, дидактические материалы, пособия для учащихся, пособия для учителя. Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-ла-бораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие

программы, выход в Интернет. Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающих-ся, получать более высокие качественные резуль таты обучения; фор ми ро вать ИКТ- ком пе тент ность, спо соб ст ву ющую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных дей-ст вий, по строе нии ин ди ви ду аль ной об ра зо ва тель ной про -граммы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника: М.: Колос, 2005. Атабекова А.И., Устинова Е.И. Цитология растений. - М.: Колос, 2007. Блукет Н.А., Емцев В.Т. Ботаника с основами физиологии растений и микробиологии. – М. Колос, 2004. Ботаническая география с основами экологии растений / Хржановский В.Г., Викторов П.В., Литвак П.В. и др. – М.: Колос, 2004. Викторов Д.П. Краткий словарь ботанических терминов.- М.-Л.: Наука, Горышина Т.К. Экология растений. – М.: 2004 Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника. Систематика высших или наземных растений. – М.: Академия, 2004. Жуковский П.М. Ботаника. – М.: Колос, 2002. Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. - М.: КомКнига, 2007. Тихомиров Ф.К. Ботаника. – М.: Высш. шк., 2008. Тутаюк В.Х. Анатомия и морфология растений. – М.: Высш. шк., 2006.

Беликов П.С., Дмитриева Г.А. « Физиология растений», М.,изд.Российского университета Дружбы народов, 1999г.

Зверев А.Т. « Историческая экология 5-6»,М., Дом педагогики,1999г.

Зверев И.Д. «Практические занятия по экологии», М., Просвещение,2002 г.

Кузнецов В.Н. «Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии», М., Дрофа,2002г.

Практикум по естествознанию и основам экологии, М.,2000г.

http:// eor.edu.ru

http://fcior.edu.ru

http://scool- cоllection.edu.ru



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценивание устного ответа учащихся:

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение речи.
Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  


Оценка выполнения лабораторных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.



Рабочая программа по биологии в 6 (общеобразовательном) классе
  • Биология
Описание:

                                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

На сколько часов рассчитана программа: на 70 учебных часа, 2 часа в неделю.

Учебник: Биология. 6 класс. ФГОС. Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2013 год.              

Уровень программы – базовый стандарт.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС БИОЛОГИЯ 5–9 классы                                                                       Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова.  Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2010 и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развтия и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

 

Автор Смолина Ирина Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 511
Номер материала 36133
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓