Главная / Биология / Рабочая программа по биологии к учебнику Н. И. Сонин «Общая биология» 9 класс (2 часа в неделю)

Рабочая программа по биологии к учебнику Н. И. Сонин «Общая биология» 9 класс (2 часа в неделю)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Цель: формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Изучение  биологии  на  базовом  уровне  направлено  на  достижение  следующих  целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению данного курса имеется мультимедийное приложение, как составляющая часть УМК автора Сонина Н.И.

  • Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.

  • Технологии образования – индивидуальная работа, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

  • Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).

В  инвариантной  части  учебного плана  на  учебный  предмет  федерального  значения « Биология» 

в 9  классе  выделено  2 часа  в  неделю, всего 68 часов.

Календарно - тематический  план  по  объему  скорректировано  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  среднего (полного)  общего  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки учащихся 9 класса. Резервное время составляет 5 часов. Из резервного времени 1 час, выделен на контрольную работу по разделу «Эволюция животного мира на Земле»; 1 час на контрольную работу по разделу «Структурная организация живых организмов», с целью оценки и коррекции знаний учащихся по данным разделам.

Рабочая программа предназначена для учеников общеобразовательных школ со средним уровнем подготовки.

Содержание программы учебного предмета

Введение

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Развитие биологии в додарвиновский период

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Микроэволюция

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюции

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Возникновение жизни на Земле

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Развитие жизни на Земле

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство.

Химическая организация клетки

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

hello_html_m63685c71.gifОрганические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Строение и функции клеток

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

Размножение организмов

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Закономерности наследования признаков

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

  • Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

  • Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.

Закономерности изменчивости

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  • Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

  • Лабораторная работа

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Селекция растений, животных и микроорганизмов

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности

Биосфера, ее структура и функции

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистем

Биосфера и человек

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па­мятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

  • Практическая работа

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

Учебно-тематический план.


Название раздела, количество часов

1

Введение. Биология – наука о жизни (1 час)

2

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (22 часа)

3

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (11 часов)

4

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)

6

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)

7

Заключение (1 час)

Всего – 68 часов, резервное время – 5 часов. Контрольных работ - 2 . Лабораторных и практических работ – 8.



Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения предмета учащие­ся 9 классов должны:

знать/понимать:

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;

  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь:

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.

















Календарно-тематическое планирование биология 9 класс

на 2014-2015 учебный год

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1

1.09

Введение. Биология-наука о жизни.

1

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (22 часа)

2

3.09

Многообразие животного мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.

1

3

8.09

Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики.

1

4

10.09

Эволюционная теория Жана Бастиста Ламарка.

1

5

15.09

Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Предпосылки возникновения теории Дарвина.

1

6

17.09

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

1

7

22.09

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.

1

8

24.09

Контрольная работа №1 «Эволюционные теории Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина»

1

9

29.09

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Лабораторная работа № 1 « Изучение приспособленности организмов к среде обитании».

1

10

1.10

Забота о потомстве.

1

11

6.10

Физиологические адаптации.

1

12

8.10

Микроэволюция. Вид, его критерии и структура.

Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора».

1

13

13.10

Эволюционная роль мутаций.

1

14

15.10

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. Главные направления эволюции.

1

15

20.10

Общие закономерности биологической эволюции.

1

16

22.10

Возникновение жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни.

1

17

27.10

Начальные этапы развития жизни.

1

18

29.10

Развитие жизни на земле. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

1

19

10.11

Жизнь в палеозойскую эру.

1

20

12.11

Жизнь в мезозойскую эру.

1

21

17.11

Жизнь в кайнозойскую эру.

1

22

19.11

Происхождение человека.

1

23

24.11

Контрольная работа № 2 «Возникновение и развитие жизни на Земле. Происхождение человека»

1

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (11 часов)

24

26.11

Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1

25

26

1.12

3.12

Органические вещества, входящие в состав клетки.

2

27

8.12

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белка

1

28

10.12

Энергетический обмен

1

29

15.12

Прокариотическая клетка

1

30

17.12

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Лабораторная работа № 3 «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом»

1

31

22.12

Эукариотическая клетка. Ядро.

1

32

24.12

Деление клеток.

1

33

29.12

Деление клеток. Клеточная теория строения организмов.

1

34

12.01

Контрольная работа № 3 «Строение клеток»

1

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

35

14.01

Размножение организмов. Бесполое размножение организмов.

1

36

19.01

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1

37

21.01

Эмбриональный период развития

1

38

26.01

Постэмбриональный период развития

1

39

28.01

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)

40

2.02

Основные понятия генетики.

1

41

4.02

Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя.

1

42

9.02

Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя.

1

43

11.02

Второй закон Менделя (закон расщепления).

1

44

16.02

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1

45

18.02

Решение генетических задач по моногибридному и дигибридному скрещиванию.

1

46

23.02

Сцепленное наследование генов

1

47

25.02

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленное с полом.

1

48

2.03

Взаимодействие генов.

1

49

50

4.03

Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач». Лабораторная работа № 5 «Составление родословных».

2

51

9.03

Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

1

52

11.03

Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости

1

53

16.03

Мутации. Значение мутации для практики с/х и биотехнологии.

1

54

18.03

Фенотипическая изменчивость.

1

55

30.03

Лабораторная работа № 6 «Построение вариационной кривой, по размерам листьев растений»

1

56

1.04

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Центры происхождения и многообразия культурных растений.

1

57

6.04

Методы селекции растений и животных.

1

58

8.04

Селекция микроорганизмов

1

59

13.04

Значение селекции для развития с/х, медицины, микробиологической и других отраслей промышленности.

1

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)

60

15.04

Биосфера - живая оболочка Земли. Структура биосферы.

1

61

20.04

Экологические факторы среды. Экологические пирамиды: чисел, биомассы и энергии.

1

62

22.04

Формы взаимоотношений между организмами.

Лабораторная работа № 7 «Составление цепей питания»

1

63

27.04

Природные ресурсы и их использование.

1

64

29.04

Антропогенные факторы воздействия на окружающую среду. Практическая работа № 1 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

1

65

4.05

Заключение. Итоговое тестирование.

1

66

67

6.05

11.05

Резервное время

Резервное время

1

1

68

13.05

Резервное время

1

69

18.05

Резервное время

1

70

20.05

Резервное время

1



Перечень учебно-методических средств для обучения

Учебно-методический комплект

  1. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология: Общие закономерности» (автор-составитель Гуменюк М. М.). Волгоград, Учитель, 2008г.

  2. Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1997.

  3. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2002.

  4. Беляев, Д. К., Воронцов, Н. П., Керкис, Ю. Я. Общая биоло­гия: Пособие для учителей / под ред. Д. К. Беляева, Ю. Я. Керкиса. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973.

  5. Реброва, Л. В., Прохорова, Е. В. Урок биологии: Технологии развивающего обучения: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001.

Дополнительная литература для учителя

  1. Ярыгин, В. Н., Васильева, В. И., Волков, И. Н., Синельщикова, В. В. Биология: в 2 кн. Кн. 1: Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2004.

  2. Ярыгин, В. П., Васильева, В. И., Волков, И. Н., Синельщикова, В. В. Биология: в 2 кн. Кн. 2: Учебник для медиц. спец. вузов / под ред. В. Н. Ярыгина. - 6-е изд., стереотип. - М.: Высш. шк., 2004.

  3. Сухова, Т. С, Кучменко, В. С. Вопросы пола в системе био­логических знаний: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001./ (Сер. «Библиотека учителя»).

  4. Полянский, Ю. И., Браун, А. Д., Верзилин, Н. М. и др. Об­щая биология: Учебник для 10-11 классов средней школы / под ред. Ю. И. Полянского. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 1990.

  5. Подгорнова, Г. П., Алферова, Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 1. - Волгоград: Перемена, 1994.

  6. Подгорнова, Г. П., Алферова, Г. А. Самоучитель решения генетических задач. Ч. 2. - Волгоград: Перемена, 1994.

  7. Модестов, С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей / худ. И. Н. Ржавцева. -СПб: Акцидент, 1998./ (Сер. «Учительский портфель»).

  8. Яблоков, А. В., Юсуфов, А. Г. Эволюционное учение (Дар­винизм): Учебник для биол. спец. вузов / - 4-е изд., стереотип. -М.: Высшая школа, 1998.

  9. Шилов, И. А. Экология: Учебник для биол., мед. спец. ву­зов. - М.: Высшая школа, 1998.

  10. Радкевич, В. А. Экология: Учебник. - М.: Высшая школа, 1998.

Дополнительная литература для ученика

  1. Гиляров, М. С. (гл. ред.). Биология. Большой энциклопедиче­ский словарь. - 3-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

  2. Пикеринг, В. Р. Биология: Школьный курс в 120 таблицах / пер. с англ. А. Шварц, Т. Шварц. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999./ (Сер. «Школьнику, абитуриенту, студенту»).

  3. Воронцов, Н. Н., Сухорукова, Л. Н. Эволюция органическо­го мира: Факультативный курс: Учебное пособие для 9-10 кл. средней школы - М.: Просвещение, 1991.



Рабочая программа по биологии к учебнику Н. И. Сонин «Общая биология» 9 класс (2 часа в неделю)
  • Биология
Описание:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Цель: формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

      Изучение  биологии  на  базовом  уровне  направлено  на  достижение  следующих  целей:

·           освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

·         овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

·         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

·         воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

·         иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

 

      Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению данного курса имеется мультимедийное приложение, как составляющая часть УМК автора Сонина Н.И.

Автор Гаргац Юрий Валерьевич
Дата добавления 10.02.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 5732
Номер материала 56080
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓