Главная / Биология / Рабочая программа по биологии к учебнику Н. И. Сонин «Человек» » 8 класс (2 часа в неделю)

Рабочая программа по биологии к учебнику Н. И. Сонин «Человек» » 8 класс (2 часа в неделю)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

- для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую про­грамму включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной про­граммой.

- нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

- для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотре­ны уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой:

  • Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 63 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированности умения узнавать (распознавать) системы органов. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Количество лабораторных работ (12) соответствует примерной программе и обеспечено материально-техническими возможностями кабинета биологии, за исключением лабораторных работ «Измерение массы и роста своего организма» (не обеспечена весами и ростомером), «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц» (отсутствие необходимого оборудования), «Анализ и оценка влияния факторов среды, факторов риска на здоровье» (не обеспечена соответствующим материалом). Лабораторная работа, предложенная в примерной программе как «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» разделена на 2 самостоятельные лабораторные работы: ««Воздействие желудочного сока на белки» и «Воздействие слюны на крахмал», т.к. такое распределение в большей степени подходит к разбивке раздела на темы. В раздел «Клеточное строение организма», внесена лабораторная работа «Строение животной клетки», с целью представления строения организма человека. В раздел «Транспорт веществ», внесена лабораторная работа «Минутный и систолический объемы крови», так является логическим продолжением лабораторной работы «Измерение артериального давления», где учащиеся применяют различные методики статистической обработки полученных данных при измерениях.

В примерную программу Н.И. Сонина внесены некоторые изменения, которые по имению автора, позволяют более полно раскрыть материал курса. В частности увеличено количество часов отводимых на изучение раздела «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» (2 вместо 1), с целью освещения достижений отечественных ученых в историю развития знаний о строении и функций организма человека. Например, раздел «Транспорт веществ» дополнен темой «Движение крови по сосудам», лабораторной работой «Минутный и систолический объемы крови», в разделе «Опора и движение», уменьшено количество часов (с 8 на 6), так как темы «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей», «Значение физических упражнений для формирования ОДА», перенесены в раздел «Человек и его здоровье». Раздел «Человек и его здоровье» увеличено с 4 часов до 8 часов, с перенесением 2 тем из раздела «Опора и движение», и увеличением 2 часов на изучения тем «Оказание доврачебной помощи», т.к., показывает опыт, данный раздел является очень сложным для понимания учащихся с одной стороны, а с другой является важнейшим аспектом в жизни человека.

Программой предусмотрено 2 часа резервного времени, которое может быть использовано для отработки знаний по наиболее сложным темам курса, проведения обобщающе-повторительных уроков, экскурсий, биологических викторин, олимпиад и проч., в зависимости от темпов освоения программы классом, материально-технических и финансовых возможностей.


























Содержание программы учебного предмета


Место человека в системе органического мира (2 часа)


Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Происхождение человека (2 часа)


Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.


Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)


Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.


Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)


Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение микроскопического строения тканей.


Координация и регуляция (10 часов)


Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.

Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение изменения размера зрачка.

  2. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга


Опора и движение (6 часов)


Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение внешнего строения костей.


Внутренняя среда организма (3 часа)


Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Лабораторные и практические работы.

  1. Изучение микроскопического строения крови


Транспорт веществ (6 часов)


Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Лабораторные и практические работы.

  1. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

  2. Измерение кровяного давления

  3. Минутный и систолический объемы крови.


Дыхание (5 часов)


Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Лабораторные и практические работы.

  1. Определение частоты дыхания.


Пищеварение (5 часов)


Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Лабораторные и практические работы.

  1. Воздействие слюны на крахмал

  2. Воздействие желудочного сока на белки

  3. Определение норм рационального питания.


Обмен веществ и энергии (2 часа)


Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.


Выделение (2 часа)


Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.


Покровы тела (3 часа)


Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Размножение и развитие (3 часа)


Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.


Высшая нервная деятельность (5 часов)


Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.


Человек и его здоровье (8 часов)


Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.















Требование к уровню подготовки учащихся



В результате изучения курса биологии 8 класса ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;

  • особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;

  • строение и функции основных тканей и систем органов;

  • функциональные системы организма;

  • значение гомеостаза внутренней среды организма;

  • об обмене веществ, его значении и видах;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;

  • строение и функции анализаторов;

  • механизмы ВНД;

  • функциональное значение высших отделов головного мозга человека;

  • особенности индивидуального развития человека;

  • правила личной гигиены;

  • причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;

  • о вреде алкоголя и наркотических веществ, для здоровья и развития организма человека.


Уметь:


  • распознавать органы и их топографию;

  • оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;

  • измерять кровяное давление и частоту пульса;

  • давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;

  • работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)


















Календарно-тематическое планирование биология 8 класс

на 2014-2015 учебный год

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Место человека в системе органического мира (2 часа)

1

3.09

Введение. Место человека в системе органического мира.

1

2

6.09

Рудименты и атавизмы.

1

Происхождение человека (2 часа)

3

10.09

Эволюция человека.

1

4

13.09

Расы человека.

1

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)

5

6

17.09

20.09

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

2

Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

7

24.09

Клеточное строение организмов. Лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки»

1

8

27.09

Ткани и органы.

1

9

1.10

Лабораторная работа № 2 «Ткани человека»

1

10

4.10

Системы органов. Лабораторная работа № 3 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

1

Координация и регуляция (10 часов)

11

8.10

Гуморальная регуляция.

1

12

11.10

Строение щитовидной железы.

1

13

15.10

Строение и значение нервной системы.

1

14

18.10

Строение и функции спинного мозга. Топография № 1 «Строение спинного мозга»

1

15

22.10

Строение и функции головного мозга.

Лабораторная работа № 4 «Строение головного мозга»

1

16

25.10

Полушария большого мозга.

Топография № 3 «Полушария большого мозга»

1

17

29.10

Анализаторы. Зрительный анализатор.

Лабораторная работа № 5 «Изучение изменения размера зрачка»

1

18

12.11

Анализаторы слуха и равновесия.

Топография № 5 «Строение человеческого уха»

1

19

15.11

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние и вкус.

1

20

19.11

Контрольная работа № 1 «Анализаторы»

1

Опора и движение (6 часов)

21

22.11

Кости скелета

1

22

26.11

Лабораторная работа № 3 «Строение костей»

Топография № 6 «Строение скелета человека»

1

23

29.11

Строение скелета.

Топография № 7 «Строение черепа, грудной клетки, туловища»

1

24

3.12

Мышцы. Общий обзор. Топография № 8 «Мышцы головы, туловища и конечностей»

1

25

6.12

Работа мышц.

1

26

10.12

Контрольная работа № 2 «Кости и мышцы человека»

1

Внутренняя среда организма (3 часа)

27

13.12

Кровь. Лабораторная работа № 6 «Кровь»

1

28

17.12

История открытия фагоцитоза.

1

29

20.12

Как наш организм защищается от инфекций.

1

Транспорт веществ (6 часов)

30

24.12

Органы кровообращений. Топография № 9 «Строение сердца человека»

1

31

27.12

Круги кровообращений. Топография № 10 «Круги кровообращения»

1

32

15.01

Работа сердца.

1

33

17.01

Движение крови по сосудам.

1

34

22.01

Лабораторная работа № 5 «Определение пульса» Лабораторная работа № 6 «Измерение артериального давления»

1

35

24.01

Лабораторная работа № 7 «Минутный и систолический объемы крови»

1

Дыхание (5 часов)

36

29.01

Строение органов дыхания.

1

37

31.01

Газообмен в легких и тканях.

1

38

5.02

Регуляция дыхания. Голосовой аппарат

1

39

7.02

Лабораторная работа № 8 «Определение частоты дыхания»

1

40

12.02

Обобщение знаний по теме «Дыхание»

1

Пищеварение (5 часов)

41

14.02

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме Лабораторная работа № 9 «Определение норм рационального питания»

1

42

19.02

Пищеварение в ротовой полости.

1

43

21.02

Пищеварение в желудке и кишечнике.

1

44

26.02

Лабораторная работа № 10 «Воздействие желудочного сока на белки»

1

45

28.02

Лабораторная работа № 11 «Воздействие слюны на крахмал»

1

Обмен веществ и энергии (2 часа)

46

5.03

Пластический и энергетический обмен.

1

47

7.03

Витамины

1

Выделение (2 часа)

48

12.03

Выделение

1

49

14.03

Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена

1

Покровы тела (3 часа)

50

19.03

Строение и функции кожи.

1

51

21.03

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание.

1

52

28.03

Заболевание кожи и их предупреждение.

1

Размножение и развитие (3 часа)

53

2.04

Половая система человека.

1

54

4.04

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды

1

55

9.04

Рост и развитие человека. Возрастные процессы.

1

Высшая нервная деятельность (5 часов)

56

11.04

Рефлекторная деятельность нервной системы.

1

57

16.04

Бодрствование и сон.

1

58

18.04

Сознание и мышление. Речь

1

59

23.04

Познавательные процессы и интеллект.

1

60

25.04

Память. Эмоции и темперамент.

1

Человек и его здоровье (8 часов)

61

30.04

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

1

62

2.05

Ушибы. Растяжение связок. Вывихи. Переломы

1

63

7.05

Ожоги. Тепловой и солнечный удар

1

64

9.05

Раны и укусы. Обморожение и отравление

1

65

14.05

Лабораторная работа № 12 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения»

1

66

16.05

Оказание помощи утопающему. Потеря сознания.

1

67

21.05

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

1

68

23.05

Зачет «Оказание первой до врачебной помощи».

1

69

28.05

Резервное время

1

70

30.05

Резервное время

1


Перечень учебно-методических средств обучения

Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000

  2. Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991

  3. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.



  1. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998

  2. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,

  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995

  4. Журнал «Биология в школе»

  5. «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»

  6. Е.В. Краева «Тесты по биологии» к учебнику Н.И. Сонина «Биология.Человек. 8 класс». Издательство «Экзамен». Москва – 2008 год.

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

  2. Журнал «Биология для школьников».

  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"

  4. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  2. Большой справочник. Биология для школьников и поступающих в ВУЗы. Москва. «Дрофа» 2000 г.

  3. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  4. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  6. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».













Рабочая программа по биологии к учебнику Н. И. Сонин «Человек» » 8 класс (2 часа в неделю)
  • Биология
Описание:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

           Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

 

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. 

Автор Гаргац Юрий Валерьевич
Дата добавления 10.02.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 5508
Номер материала 56079
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓