Пояснительная
записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального
Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования
по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса
«Человек» автора Н.И. Сонина полностью отражающей содержание Примерной
программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки
обучающихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного
образования на всех ступенях обучения.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая
программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в
неделю.
В 8-м классе получают знания о человеке как о
биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании
социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых
существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать
учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях
организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться
в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных
границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по
биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между
здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на
начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях
человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека.
Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя
обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от
вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой
работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической
службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более
рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых,
легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии на ступени основного общего
образования направлено на достижение следующих целей:
1. освоение
знаний о человеке как биосоциальном существе; о
роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания
человека;
2. овладение
умениями применять биологические знания для
объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного
организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии
и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами,
инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами
и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3. развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание
позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других
людей; культуры поведения в природе;
5. иcпользование
приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки
последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному
организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей
среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и
стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе
полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию
деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного
подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения
окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания
в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных
ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также
возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает
изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках
рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в
природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены,
приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На
последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся
сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их
связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних
занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и
приобретенные качества личности.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру
внесены следующие изменения:
- для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу
включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
- нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью
уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы
являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению
учителя.
- для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков
предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации
знаний.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько
на формирование активной личности, мотивированной на самообразование,
обладающей достаточными навыками и психологическими установками к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое
внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к
самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью
с печатной основой:
- Сонин
Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс.:
Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2007.
– 63 с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в
том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков.
Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированности умения
узнавать (распознавать) системы органов. Работа с таблицами и познавательные
задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения,
сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Количество лабораторных работ (12) соответствует примерной
программе и обеспечено материально-техническими возможностями кабинета
биологии, за исключением лабораторных работ «Измерение массы и роста своего
организма» (не обеспечена весами и ростомером), «Выявление влияния
статистической и динамической работы на утомление мышц» (отсутствие
необходимого оборудования), «Анализ и оценка влияния факторов среды, факторов
риска на здоровье» (не обеспечена соответствующим материалом). Лабораторная
работа, предложенная в примерной программе как «Воздействие желудочного сока на
белки, слюны на крахмал» разделена на 2 самостоятельные лабораторные работы:
««Воздействие желудочного сока на белки» и «Воздействие слюны на крахмал», т.к.
такое распределение в большей степени подходит к разбивке раздела на темы. В
раздел «Клеточное строение организма», внесена лабораторная работа «Строение
животной клетки», с целью представления строения организма человека. В раздел
«Транспорт веществ», внесена лабораторная работа «Минутный и систолический
объемы крови», так является логическим продолжением лабораторной работы
«Измерение артериального давления», где учащиеся применяют различные методики
статистической обработки полученных данных при измерениях.
В примерную программу Н.И. Сонина внесены некоторые изменения,
которые по имению автора, позволяют более полно раскрыть материал курса. В
частности увеличено количество часов отводимых на изучение раздела «Краткая
история развития знаний о строении и функциях организма человека» (2 вместо 1),
с целью освещения достижений отечественных ученых в историю развития знаний о
строении и функций организма человека. Например, раздел «Транспорт веществ»
дополнен темой «Движение крови по сосудам», лабораторной работой «Минутный и
систолический объемы крови», в разделе «Опора и движение», уменьшено количество
часов (с 8 на 6), так как темы «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах
суставов, переломах костей», «Значение физических упражнений для формирования
ОДА», перенесены в раздел «Человек и его здоровье». Раздел «Человек и его
здоровье» увеличено с 4 часов до 8 часов, с перенесением 2 тем из раздела
«Опора и движение», и увеличением 2 часов на изучения тем «Оказание доврачебной
помощи», т.к., показывает опыт, данный раздел является очень сложным для
понимания учащихся с одной стороны, а с другой является важнейшим аспектом в жизни
человека.
Программой предусмотрено 2 часа резервного времени,
которое может быть использовано для отработки знаний по наиболее сложным темам
курса, проведения обобщающе-повторительных уроков, экскурсий, биологических
викторин, олимпиад и проч., в зависимости от темпов освоения программы классом,
материально-технических и финансовых возможностей.
Содержание
программы учебного предмета
Место человека в системе
органического мира (2 часа)
Значение знаний о строении и
функционировании организма человека.
Человек как часть живой природы, место
человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных.
Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы
антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их
происхождение и единство.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма
человека (2 часа)
Науки о человеке: анатомия, физиология,
гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас
Везалий.
Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани:
эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого
организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Лабораторные и практические работы.
1. Изучение
микроскопического строения тканей.
Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная регуляция Железы внутренней
секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной
системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и
соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.
Строение функции спинного мозга, отделов
головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее
связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение
функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и
гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса,
обоняния. Гигиена органов чувств.
Лабораторные и практические работы.
2. Изучение
изменения размера зрачка.
3. Определение
безусловных рефлексов различных отделов мозга
Опора и движение (6
часов)
Скелет человека, его отделы: осевой
скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой
деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые
кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения
костей. Заболевания ОДА и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие
мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая
нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль
активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение
физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление
здоровья и двигательная активность.
Лабораторные и практические работы.
4. Изучение
внешнего строения костей.
Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая
жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности
организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма
крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные
заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение
работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.
Лабораторные и практические работы.
5. Изучение
микроскопического строения крови
Транспорт веществ (6 часов)
Сердце, его строение и регуляция
деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение
крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их
предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
Лабораторные и практические работы.
6. Определение
пульса и подсчет числа сердечных сокращений
7. Измерение
кровяного давления
8. Минутный
и систолический объемы крови.
Дыхание (5 часов)
Потребности организма человека в кислороде
воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких,
тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая
помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное
дыхание. Голосовой аппарат.
Лабораторные и практические работы.
9. Определение
частоты дыхания.
Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты.
Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение.
Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и
поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в
области пищеварения.
Лабораторные и практические работы.
10. Воздействие
слюны на крахмал
11. Воздействие
желудочного сока на белки
12. Определение
норм рационального питания.
Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и
энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда
как источник веществ и энергии.
Витамины. Их роль в обмене веществ.
Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы
выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в
выделении из организма продуктов обмена веществ.
Покровы тела (3
часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в
терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви.
Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах,
обморожении.
Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения, строение и
гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и
развитие ребенка. Планирование семьи.
Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс – основа нервной деятельности.
Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды
рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека.
Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление.
Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного
труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Человек и его здоровье (8 часов)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,
переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Среда
обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Требование
к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса биологии 8 класса ученик должен:
Знать/понимать:
-
специфику строения организма человека, обусловленную
прямохождением и трудовой деятельностью;
-
особенности строения клетки - основной структурной единицы живого
организма;
-
строение и функции основных тканей и систем органов;
-
функциональные системы организма;
-
значение гомеостаза внутренней среды организма;
-
об обмене веществ, его значении и видах;
-
роль ферментов и витаминов в организме;
-
особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и
организма в целом;
-
строение и функции анализаторов;
-
механизмы ВНД;
-
функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
-
особенности индивидуального развития человека;
-
правила личной гигиены;
-
причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека,
причины заболеваний;
-
о вреде алкоголя и наркотических веществ, для здоровья и развития
организма человека.
Уметь:
-
распознавать органы и их топографию;
-
оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах
костей, ожогах и обморожениях кожи;
-
измерять кровяное давление и частоту пульса;
-
давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;
-
работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями,
пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)
Календарно-тематическое
планирование биология 8 класс
на
2014-2015 учебный год
№
|
Дата
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Место человека в системе органического мира (2 часа)
|
1
|
3.09
|
Введение.
Место человека в системе органического мира.
|
1
|
2
|
6.09
|
Рудименты
и атавизмы.
|
1
|
Происхождение человека (2 часа)
|
3
|
10.09
|
Эволюция
человека.
|
1
|
4
|
13.09
|
Расы
человека.
|
1
|
Краткая история развития знаний о строении и
функциях организма человека (2 часа)
|
5
6
|
17.09
20.09
|
История
развития знаний о строении и функциях организма человека.
|
2
|
Общий обзор строения и функций организма человека (4
часа)
|
7
|
24.09
|
Клеточное
строение организмов. Лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки»
|
1
|
8
|
27.09
|
Ткани
и органы.
|
1
|
9
|
1.10
|
Лабораторная
работа № 2 «Ткани человека»
|
1
|
10
|
4.10
|
Системы
органов. Лабораторная работа № 3 «Распознавание на таблицах органов и систем
органов»
|
1
|
Координация и регуляция (10 часов)
|
11
|
8.10
|
Гуморальная
регуляция.
|
1
|
12
|
11.10
|
Строение
щитовидной железы.
|
1
|
13
|
15.10
|
Строение
и значение нервной системы.
|
1
|
14
|
18.10
|
Строение
и функции спинного мозга. Топография № 1 «Строение спинного мозга»
|
1
|
15
|
22.10
|
Строение
и функции головного мозга.
Лабораторная
работа № 4 «Строение головного мозга»
|
1
|
16
|
25.10
|
Полушария
большого мозга.
Топография
№ 3 «Полушария большого мозга»
|
1
|
17
|
29.10
|
Анализаторы.
Зрительный анализатор.
Лабораторная
работа № 5 «Изучение изменения размера зрачка»
|
1
|
18
|
12.11
|
Анализаторы
слуха и равновесия.
Топография
№ 5 «Строение человеческого уха»
|
1
|
19
|
15.11
|
Кожно-мышечная
чувствительность. Обоняние и вкус.
|
1
|
20
|
19.11
|
Контрольная
работа № 1 «Анализаторы»
|
1
|
Опора и движение (6 часов)
|
21
|
22.11
|
Кости
скелета
|
1
|
22
|
26.11
|
Лабораторная
работа № 3 «Строение костей»
Топография
№ 6 «Строение скелета человека»
|
1
|
23
|
29.11
|
Строение
скелета.
Топография
№ 7 «Строение черепа, грудной клетки, туловища»
|
1
|
24
|
3.12
|
Мышцы.
Общий обзор. Топография № 8 «Мышцы головы, туловища и конечностей»
|
1
|
25
|
6.12
|
Работа
мышц.
|
1
|
26
|
10.12
|
Контрольная
работа № 2 «Кости и мышцы человека»
|
1
|
Внутренняя среда организма (3 часа)
|
27
|
13.12
|
Кровь.
Лабораторная работа № 6 «Кровь»
|
1
|
28
|
17.12
|
История
открытия фагоцитоза.
|
1
|
29
|
20.12
|
Как
наш организм защищается от инфекций.
|
1
|
Транспорт веществ (6 часов)
|
30
|
24.12
|
Органы
кровообращений. Топография № 9 «Строение сердца человека»
|
1
|
31
|
27.12
|
Круги
кровообращений. Топография № 10 «Круги кровообращения»
|
1
|
32
|
15.01
|
Работа
сердца.
|
1
|
33
|
17.01
|
Движение
крови по сосудам.
|
1
|
34
|
22.01
|
Лабораторная
работа № 5 «Определение пульса» Лабораторная работа № 6 «Измерение
артериального давления»
|
1
|
35
|
24.01
|
Лабораторная
работа № 7 «Минутный и систолический объемы крови»
|
1
|
Дыхание (5 часов)
|
36
|
29.01
|
Строение
органов дыхания.
|
1
|
37
|
31.01
|
Газообмен
в легких и тканях.
|
1
|
38
|
5.02
|
Регуляция
дыхания. Голосовой аппарат
|
1
|
39
|
7.02
|
Лабораторная
работа № 8 «Определение частоты дыхания»
|
1
|
40
|
12.02
|
Обобщение
знаний по теме «Дыхание»
|
1
|
Пищеварение (5 часов)
|
41
|
14.02
|
Пищевые
продукты, питательные вещества и их превращение в организме Лабораторная
работа № 9 «Определение норм рационального питания»
|
1
|
42
|
19.02
|
Пищеварение
в ротовой полости.
|
1
|
43
|
21.02
|
Пищеварение
в желудке и кишечнике.
|
1
|
44
|
26.02
|
Лабораторная
работа № 10 «Воздействие желудочного сока на белки»
|
1
|
45
|
28.02
|
Лабораторная
работа № 11 «Воздействие слюны на крахмал»
|
1
|
Обмен веществ и энергии (2 часа)
|
46
|
5.03
|
Пластический
и энергетический обмен.
|
1
|
47
|
7.03
|
Витамины
|
1
|
Выделение (2 часа)
|
48
|
12.03
|
Выделение
|
1
|
49
|
14.03
|
Роль
кожи в выделении из организма продуктов обмена
|
1
|
Покровы тела (3 часа)
|
50
|
19.03
|
Строение
и функции кожи.
|
1
|
51
|
21.03
|
Роль
кожи в теплорегуляции. Закаливание.
|
1
|
52
|
28.03
|
Заболевание
кожи и их предупреждение.
|
1
|
Размножение и развитие (3 часа)
|
53
|
2.04
|
Половая
система человека.
|
1
|
54
|
4.04
|
Оплодотворение.
Внутриутробное развитие, роды
|
1
|
55
|
9.04
|
Рост
и развитие человека. Возрастные процессы.
|
1
|
Высшая нервная деятельность (5 часов)
|
56
|
11.04
|
Рефлекторная
деятельность нервной системы.
|
1
|
57
|
16.04
|
Бодрствование
и сон.
|
1
|
58
|
18.04
|
Сознание
и мышление. Речь
|
1
|
59
|
23.04
|
Познавательные
процессы и интеллект.
|
1
|
60
|
25.04
|
Память.
Эмоции и темперамент.
|
1
|
Человек и его здоровье (8 часов)
|
61
|
30.04
|
Соблюдение
санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
|
1
|
62
|
2.05
|
Ушибы.
Растяжение связок. Вывихи. Переломы
|
1
|
63
|
7.05
|
Ожоги.
Тепловой и солнечный удар
|
1
|
64
|
9.05
|
Раны
и укусы. Обморожение и отравление
|
1
|
65
|
14.05
|
Лабораторная
работа № 12 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и
венозного кровотечения»
|
1
|
66
|
16.05
|
Оказание
помощи утопающему. Потеря сознания.
|
1
|
67
|
21.05
|
Искусственное
дыхание и непрямой массаж сердца
|
1
|
68
|
23.05
|
Зачет
«Оказание первой до врачебной помощи».
|
1
|
69
|
28.05
|
Резервное
время
|
1
|
70
|
30.05
|
Резервное
время
|
1
|
Перечень
учебно-методических средств обучения
Список дополнительной литературы для учителя:
1) Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е
изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
2) Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
3) Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и
задания. - М. Акварель, 1998.
4) Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998
5) Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. —
М.: Мир,
6) Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение,
1995
7) Журнал «Биология в школе»
8) «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»
9) Е.В. Краева «Тесты по биологии» к учебнику Н.И. Сонина
«Биология.Человек. 8 класс». Издательство «Экзамен». Москва – 2008 год.
Список
дополнительной литературы для учащихся:
1)
Энциклопедический словарь юного биолога Сост.
Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
2)
Журнал «Биология для школьников».
3)
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических
терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"
4)
Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий
по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г.
"Просвещение"
Электронные
издания:
1.
Открытая
Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
2.
Большой
справочник. Биология для школьников и поступающих в ВУЗы. Москва. «Дрофа» 2000
г.
3.
1С:
Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н.
А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
4.
Открытая
Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г.
Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
5.
Виртуальная
школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,
1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н.
Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская,
Т.В. Анфимова.
6.
Единый
государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М.
Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.