Главная / Биология / Рабочая программа по биологии к учебнику Н. И. Сонин «Биология « 11 класс (2 час в неделю)

Рабочая программа по биологии к учебнику Н. И. Сонин «Биология « 11 класс (2 час в неделю)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы среднего (полного) образования по биологии для 10-11 класса базовый уровень «Биология» И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В 11 классе изучают материал следующих глав: «Эволюционное учение», «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека», «Экосистема», «Бионика».

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.





Содержание программы учебного предмета


Развитие биологии в додарвиновский период

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Микроэволюция.

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюции.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Биосфера, ее структура и функции

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Лабораторные и практические работы

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.

Биосфера и человек

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па­мятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

  • Практическая работа

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

Учебно-тематический план

Название тем, количество часов

1

Учение об эволюции органического мира (20 часов)

2

Развитие органического мира (7 часов)

3

Происхождение человека (8 часов)

4

Биосфера, её структура и функции (3 часа)

5

Жизнь в сообществах. Основы экологии (12 часов)

6

Биосфера и человек. Ноосфера (5 часов)

7

Повторение (6 часов)

8

Бионика (3 часа)

Всего часов – 68 часов, резервное время – 4 часа. Контрольные работы – 4.

Лабораторные и практические работы – 4.



Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.







Календарно-тематическое планирование биология 11 класс

на 2014-2015 учебный год

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Учение об эволюции органического мира (20 часов)

1

1.09

Вводный инструктаж по т/б. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея

1

2

3.09

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты

1

3

8.09

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

1

4

10.09

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

1

5

15.09

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

1

6

17.09

Борьба за существование и естественный отбор

1

7

22.09

Вид, его критерии и структура.

1

8

24.09

Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

1

9

29.09

Синтетическая теория эволюции.

1

10

1.10

Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях

1

11

6.10

Формы естественного отбора

1

12

8.10

Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

1

13

13.10

Лабораторная работа №2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

1

14

15.10

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. Пути и скорость видообразования

1

15

20.10

Главные направления эволюционного процесса. Пути достижения биологического прогресса

1

16

22.10

Лабораторная работа №3 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых».

1

17

27.10

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов

1

18

29.10

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

1

19

10.11

Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)»

1

20

12.11

Контрольная работа №1 по теме «Эволюционное учение».

1

Развитие органического мира (7 часов)

21

17.11

Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры

1

22

19.11

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру: Кембрий, Ордовик, Силур.

1

23

24.11

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру: Девон, Карбон, Пермь.

1

24

26.11

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру

1

25

1.12

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру

1

26

3.12

Обобщение материала по теме «Развитие жизни на Земле».

1

27

8.12

Контрольная работа №2 по теме «Развитие жизни на Земле».

1

Происхождение человека (8 часов)

28

10.12

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира

1

29

15.12

Эволюция приматов.

1

30

17.12

Стадии эволюции человека.

1

31

22.12

Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

1

32

24.12

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы.

1

33

12.01

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens. Движущие силы антропогенеза

1

34

14.01

Свойства человека как биосоциального существа.

1

35

19.01

Обобщение материала по теме «Происхождение человека».

1

36

21.01

Контрольная работа №3 по теме «Происхождение человека».

1

Биосфера, её структура и функции (3 часа)

37

26.01

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы.

1

38

28.01

Круговорот веществ в природе

1

39

2.02

Круговорот веществ в природе

1

Жизнь в сообществах. Основы экологии (12 часов)

40

4.02

История формирования сообществ живых организмов. Биологические области.

1

41

9.02

История формирования сообществ живых организмов. Биологические области.

1

42

11.02

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, их структура. Биоценозы, их характеристика.

1

43

16.02

Абиотические факторы среды. Ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды. Пределы выносливости.

1

44

18.02

Абиотические факторы среды. Ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды. Пределы выносливости.

1

45

23.02

Биотические факторы среды

1

46

25.02

Биотические факторы среды

1

47

2.03

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения между организмами.

1

48

4.03

Взаимоотношения между организмами. Антибиотические отношения между организмами.

1

49

9.03

Взаимоотношения между организмами. Антибиотические отношения между организмами.

1

50

11.03

Взаимоотношения между организмами. Нейтрализм.

1

51

16.03

Экскурсия «Изучение природных экосистем в своей местности и сезонных изменений в них»

1

Биосфера и человек. Ноосфера (5 часов)

52

18.03

Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Природные ресурсы и их использование.

1

53

30.03

Зачет по теме «Основы экологии»

1

54

1.04

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.

1

55

6.04

Проблемы рационального природопользования.

1

56

8.04

Меры по образованию экологических комплексов. Экологическое образование.

1

Повторение (6 часов)

57

58

59

13.04

15.04

20.04

Повторение Уровня организации живой материи. Клетка – структурно-функциональная единица живого.


3

60

61

22.04

27.04

Повторение Эволюционное учение

2

62

29.04

Итоговая контрольная работа за курс общей биологии

1

Бионика (3 часа)

63

4.05

Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники

1

64

65

6.05

11.05

Значение общебиологических закономерностей для науки и практической деятельности людей

2

66

13.05

Резервное время

1

67

18.05

Резервное время

1

68

20.05

Резервное время

1










































Перечень учебно-методических средств обучения



Литература для учителя

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

  4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.

  5. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.

  6. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.

  8. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.

  9. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

  10. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Литература для учащихся:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

  4. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.

  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».


Рабочая программа по биологии к учебнику Н. И. Сонин «Биология « 11 класс (2 час в неделю)
  • Биология
Описание:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы среднего (полного) образования по биологии для 10-11 класса базовый уровень «Биология» И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В 11 классе изучают материал следующих глав: «Эволюционное учение», «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека», «Экосистема», «Бионика».

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·                освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

·                овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

·                развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;

·                воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

 

·                использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Автор Гаргац Юрий Валерьевич
Дата добавления 10.02.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 2411
Номер материала 56082
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы