Пояснительная записка
Рабочая
программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,
Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской
Программы среднего (полного) образования по биологии для 10-11 класса базовый
уровень «Биология» И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, с дополнениями, не
превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В 11 классе изучают
материал следующих глав: «Эволюционное учение», «Происхождение жизни на Земле»,
«Происхождение человека», «Экосистема», «Бионика».
Изучение биологии на
ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
·
освоение знаний о
биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития
современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической
науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной
картины мира; методах научного познания;
·
овладение умениями обосновывать
место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии
современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их
описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в
ходе работы с различными источниками информации;
·
воспитание
убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного
отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента
при обсуждении биологических проблем;
·
использование приобретенных знаний и
умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других
людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики
заболеваний, правил поведения в природе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для
учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования
на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск
информации в различных источниках.
Содержание программы учебного предмета
Развитие биологии в додарвиновский период
Развитие
биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой
природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная
теория Ж. Б. Ламарка.
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем
естественного отбора
Предпосылки
возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук,
экспедиционный материал Ч. Дарвина.
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о
естественном отборе. Вид — элементарная
эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная
изменчивость и избыточная численность
потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность организмов
к условиям внешней среды как результат
действия естественного отбора.
Приспособительные
особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Микроэволюция.
Вид как
генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и
генетические характеристики популяций.
Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение
приспособленности организмов к среде обитания.
Изучение
изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Биологические последствия адаптации. Макроэволюции.
Главные
направления эволюционного процесса. Биологический
прогресс и биологический регресс (А. Н.
Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие
видов, органическая целесообразность,
постепенное усложнение организации.
Биосфера, ее структура и функции
Биосфера — живая оболочка
планеты. Структура биосферы. Компоненты
биосферы: живое вещество, видовой
состав, разнообразие и вклад в биомассу;
биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты
биогеоценозов: продуценты, консументы,
редуценты. Биоценозы: видовое
разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические
факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности
сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы
выносливости. Биотические факторы
среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых
сообществ. Формы взаимоотношений между
организмами. Позитивные отношения —
симбиоз: мутуализм, кооперация,
комменсализм. Антибиотические отношения:
хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные
отношения — нейтрализм.
■ Лабораторные и
практические работы
Составление схем передачи веществ и
энергии (цепей питания).
Изучение
и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
Биосфера и человек
Природные
ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы
рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
■ Демонстрация карт заповедных территорий нашей
страны.
■ Практическая работа
Анализ и оценка
последствий деятельности человека в
экосистемах.
Учебно-тематический план
№
|
Название
тем, количество часов
|
1
|
Учение
об эволюции органического мира (20 часов)
|
2
|
Развитие
органического мира (7 часов)
|
3
|
Происхождение человека (8 часов)
|
4
|
Биосфера,
её структура и функции (3 часа)
|
5
|
Жизнь в сообществах. Основы экологии (12 часов)
|
6
|
Биосфера и человек. Ноосфера (5 часов)
|
7
|
Повторение
(6 часов)
|
8
|
Бионика
(3 часа)
|
Всего
часов – 68 часов, резервное время – 4 часа. Контрольные работы – 4.
Лабораторные
и практические работы – 4.
Требования
к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
·
основные
положения
биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение
В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей
изменчивости;
·
строение
биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и
экосистем (структура);
·
сущность
биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного
и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов,
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
·
вклад
выдающихся ученых в развитие биологической науки;
·
биологическую
терминологию и символику;
уметь
·
объяснять:
роль
биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и
неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние
мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости
видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
·
решать
элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и
схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
·
описывать особей
видов по морфологическому критерию;
·
выявлять
приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
·
сравнивать:
биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши
человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей
местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое
размножение) и делать выводы на основе сравнения;
·
анализировать
и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни
и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде;
·
изучать
изменения
в экосистемах на биологических моделях;
·
находить
информацию
о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках,
научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и
критически ее оценивать;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
соблюдения
мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.
Календарно-тематическое
планирование биология 11 класс
на
2014-2015 учебный год
№
|
Дата
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Учение об эволюции органического мира (20 часов)
|
1
|
1.09
|
Вводный
инструктаж по т/б. Развитие
биологии в додарвиновский период. Работы
К. Линнея
|
1
|
2
|
3.09
|
Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты |
1
|
3
|
8.09
|
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. |
1
|
4
|
10.09
|
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе |
1
|
5
|
15.09
|
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. |
1
|
6
|
17.09
|
Борьба за существование и естественный отбор |
1
|
7
|
22.09
|
Вид, его критерии и структура. |
1
|
8
|
24.09
|
Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» |
1
|
9
|
29.09
|
Синтетическая теория эволюции. |
1
|
10
|
1.10
|
Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях |
1
|
11
|
6.10
|
Формы естественного отбора |
1
|
12
|
8.10
|
Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. |
1
|
13
|
13.10
|
Лабораторная работа №2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». |
1
|
14
|
15.10
|
Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. Пути и скорость видообразования |
1
|
15
|
20.10
|
Главные направления эволюционного процесса. Пути достижения биологического прогресса |
1
|
16
|
22.10
|
Лабораторная работа №3 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых». |
1
|
17
|
27.10
|
Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов |
1
|
18
|
29.10
|
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. |
1
|
19
|
10.11
|
Экскурсия «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)» |
1
|
20
|
12.11
|
Контрольная работа №1 по теме «Эволюционное учение».
|
1
|
Развитие органического мира (7 часов)
|
21
|
17.11
|
Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры |
1
|
22
|
19.11
|
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру: Кембрий, Ордовик, Силур. |
1
|
23
|
24.11
|
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру: Девон, Карбон, Пермь. |
1
|
24
|
26.11
|
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру
|
1
|
25
|
1.12
|
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру |
1
|
26
|
3.12
|
Обобщение материала по теме «Развитие жизни на Земле». |
1
|
27
|
8.12
|
Контрольная работа №2 по теме «Развитие жизни на Земле». |
1
|
Происхождение человека (8 часов)
|
28
|
10.12
|
Место
человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира
|
1
|
29
|
15.12
|
Эволюция
приматов.
|
1
|
30
|
17.12
|
Стадии эволюции человека.
|
1
|
31
|
22.12
|
Практическая
работа №1 «Анализ и оценка
различных гипотез происхождения человека»
|
1
|
32
|
24.12
|
Свойства человека как биологического вида.
Популяционная структура вида Homo sapiens;
человеческие расы.
|
1
|
33
|
12.01
|
Свойства человека как биологического вида.
Популяционная структура вида Homo sapiens.
Движущие силы антропогенеза
|
1
|
34
|
14.01
|
Свойства
человека как биосоциального существа.
|
1
|
35
|
19.01
|
Обобщение
материала по теме «Происхождение человека».
|
1
|
36
|
21.01
|
Контрольная
работа №3 по теме «Происхождение человека».
|
1
|
Биосфера, её структура и функции (3 часа)
|
37
|
26.01
|
Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы.
Компоненты биосферы.
|
1
|
38
|
28.01
|
Круговорот веществ в природе
|
1
|
39
|
2.02
|
Круговорот веществ в природе
|
1
|
Жизнь в сообществах. Основы экологии (12
часов)
|
40
|
4.02
|
История формирования сообществ живых организмов. Биологические
области.
|
1
|
41
|
9.02
|
История формирования сообществ живых организмов. Биологические
области.
|
1
|
42
|
11.02
|
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, их
структура. Биоценозы, их характеристика.
|
1
|
43
|
16.02
|
Абиотические факторы среды. Ограничивающий фактор.
Взаимодействие факторов среды. Пределы выносливости.
|
1
|
44
|
18.02
|
Абиотические факторы среды. Ограничивающий фактор.
Взаимодействие факторов среды. Пределы выносливости.
|
1
|
45
|
23.02
|
Биотические факторы среды
|
1
|
46
|
25.02
|
Биотические факторы среды
|
1
|
47
|
2.03
|
Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения между
организмами.
|
1
|
48
|
4.03
|
Взаимоотношения между организмами. Антибиотические отношения
между организмами.
|
1
|
49
|
9.03
|
Взаимоотношения между организмами. Антибиотические отношения
между организмами.
|
1
|
50
|
11.03
|
Взаимоотношения между организмами. Нейтрализм.
|
1
|
51
|
16.03
|
Экскурсия «Изучение
природных экосистем в своей местности и сезонных изменений в них»
|
1
|
Биосфера и человек. Ноосфера (5 часов)
|
52
|
18.03
|
Воздействие человека на природу в процессе становления общества.
Природные ресурсы и их использование.
|
1
|
53
|
30.03
|
Зачет по теме «Основы экологии»
|
1
|
54
|
1.04
|
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.
|
1
|
55
|
6.04
|
Проблемы рационального природопользования.
|
1
|
56
|
8.04
|
Меры по образованию экологических комплексов. Экологическое
образование.
|
1
|
Повторение (6 часов)
|
57
58
59
|
13.04
15.04
20.04
|
Повторение Уровня организации живой материи. Клетка –
структурно-функциональная единица живого.
|
3
|
60
61
|
22.04
27.04
|
Повторение Эволюционное учение
|
2
|
62
|
29.04
|
Итоговая контрольная работа за курс общей биологии
|
1
|
Бионика (3 часа)
|
63
|
4.05
|
Бионика
как научное обоснование использования биологических знаний для решения
инженерных задач и развития техники
|
1
|
64
65
|
6.05
11.05
|
Значение
общебиологических закономерностей для науки и практической деятельности людей
|
2
|
66
|
13.05
|
Резервное время
|
1
|
67
|
18.05
|
Резервное время
|
1
|
68
|
20.05
|
Резервное время
|
1
|
Перечень
учебно-методических средств обучения
Литература
для учителя
1.
Анастасова
Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
2.
Богданова
Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в
вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
3.
Болгова
И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21
век, 2005.
4.
Верзилин
Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение,
1986.
5.
Гончаров
О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
6.
Захаров
В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение,
2003.
7.
Пименов
И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
8.
Пуговкин
А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. –
М.: Просвещение, 2002.
9.
Шишкинская
Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
10. Примерные
программы, созданные на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта.
Литература
для учащихся:
- Богданова
Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и
поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова
И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс
21 век, 2005.
- Захаров
В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.:
Просвещение, 2003.
- Заяц
Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для
абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
- Иванова
Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.:
Просвещение, 2002.
Электронные
издания:
- Открытая
Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С:
Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н.
А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая
Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г.
Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная
школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,
1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н.
Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н.
И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый
государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.-
В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.