Пояснительная
записка
Рабочая
программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,
Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской
Программы среднего (полного) образования по биологии для 10-11 класса базовый
уровень «Биология» И. Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, с дополнениями, не
превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В 10 классе изучают
материал, следующих глав: «Биология как наука. Методы научного познания»,
«Клетка», «Размножение и развитие организмов», «Учение о наследственности и
изменчивости», «Основы селекции».
Изучение биологии на
ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
·
освоение знаний о
биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития
современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической
науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной
картины мира; методах научного познания;
·
овладение умениями обосновывать
место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии
современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их
описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать
информацию о живых объектах;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и
противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий,
концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в
ходе работы с различными источниками информации;
·
воспитание
убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения
к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при
обсуждении биологических проблем;
·
использование приобретенных знаний и
умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других
людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики
заболеваний, правил поведения в природе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для
учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования
на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск
информации в различных источниках.
Содержание
программы учебного предмета
Многообразие
живого мира. Основные свойства живых организмов
Единство химического состава живой материи; основные группы
химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное
строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в
биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость
как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы
избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов
жизнедеятельности; биологические ритмы и их
значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в
биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая
характеристика естественной системы
классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Возникновение
жизни на Земле
Органический
мир как результат эволюции. Возникновение и
развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический
(теория академика А. И. Опарина),
биологический и социальный этапы развития
живой материи.
Филогенетические
связи в живой природе; естественная
классификация живых организмов.
Химическая
организация клетки
Элементный
состав клетки. Распространенность элементов, их
вклад в образование живой материи и объектов
неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы;
их вклад в образование неорганических
и органических молекул живого вещества.
Неорганические
молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли
неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание
гомеостаза. Роль катионов и анионов в
обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в
клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и
биологическая роль. Жиры — основной
структурный компонент клеточных мембран и
источник энергии. ДНК — молекулы
наследственности. Редупликация ДНК,
передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача
наследственной информации из ядра в
цитоплазму; транскрипция. РНК,
структура и функции. Информационные, транспортные,
рибосомальные РНК.
Обмен
веществ и преобразование энергии в клетке
Обмен
веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пиноцитоз и фагоцитоз.
Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез
белков, жиров и углеводов в клетке.
Строение и функции клеток
Прокариотические
клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение.
Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их
структура и
функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро —
центр управления
жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного
ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин),
ядрышко. Особенности строения растительной
клетки.
Деление клеток. Клетки в
многоклеточном организме.
Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост,
восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Размножение организмов
Сущность и
формы размножения организмов. Бесполое
размножение растений и животных. Половое
размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое
значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Индивидуальное
развитие организмов (онтогенез)
Эмбриональный
период развития. Основные закономерности
дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и
дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития.
Формы постэмбрионального периода развития.
Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с
метаморфозом. Прямое развитие.
Старение.
Общие
закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство
зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Закономерности
наследования признаков
Открытие
Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
■
Демонстрация. Карты хромосом
человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
■
Лабораторная
работа
Решение
генетических задач и составление родословных.
Закономерности
изменчивости
Основные
формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства
и биотехнологии. Комбинативная
изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая,
или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
■
Демонстрация.
Примеры модификационной изменчивости.
■
Лабораторная
работа
Построение
вариационной кривой (размеры листьев
растений, антропометрические данные учащихся).
Селекция
растений, животных и микроорганизмов
Центры
происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции
растений и животных. Достижения и основные
направления современной селекции. Значение
селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности
Учебно-тематический план.
№
|
Название
тем, количество часов
|
1
|
Многообразие
живого мира. Основные свойства живой материи (1час)
|
2
|
Возникновение
жизни на Земле (4 часа)
|
3
|
Химическая
организация клетки (5 часов)
|
4
|
Метаболизм
– основа существования живых организмов (3 часа)
|
5
|
Строение
и функции клеток (4 часа)
|
6-7
|
Размножение
и развитие организмов (6 часов)
|
8-9
|
Основные
понятия генетики. Закономерности наследования признаков (5 часов)
|
10
|
Закономерности
изменчивости (3 часа)
|
11
|
Основы
селекции (3 часа)
|
Всего
– 34 часа, резервное время – 1 час. Контрольных работ - 0 Лабораторных
работ - 3
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10
классе ученик должен
знать /понимать
·
основные положения:
биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей
изменчивости;
·
строение биологических объектов:
клетки; генов и хромосом;
·
сущность биологических процессов:
размножение, оплодотворение,
·
вклад выдающихся ученых
в развитие биологической науки;
·
биологическую терминологию и символику;
уметь
·
объяснять: роль
биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в
формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и
неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние
мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития
организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
·
решать
элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
·
выявлять
источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
·
сравнивать:
биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы
(половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
·
анализировать и оценивать глобальные
экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности
в окружающей среде;
·
находить информацию
о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках,
научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и
критически ее оценивать;
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
соблюдения мер профилактики отравлений,
вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания); правил поведения в природной среде;
·
оценки этических аспектов некоторых
исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное
оплодотворение).
Календарно-тематическое
планирование биология 10 класс
на
2014-2015 учебный год
№
|
Дата
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства
живой материи (1час)
|
1
|
3.09
|
Введение.
Уровни организации материи. Критерии живых систем
|
1
|
Тема 2. Возникновение жизни на Земле (4 часа)
|
2
|
10.09
|
История
представлений о возникновении жизни. Древние философы о возникновении жизни.
Работы Л.Пастера. Материалистические теории происхождения жизни
|
1
|
3
|
17.09
|
Образование
планетарных систем. Коацерватная теория происхождения протобионтов.
|
1
|
4
|
24.09
|
Начальный
этап биологической эволюции
|
1
|
5
|
1.10
|
Обобщающий
семинар (зачет) по теме «Возникновение жизни на Земле»
|
1
|
Тема 3. Химическая организация клетки (5 часов)
|
6
|
8.10
|
Химический
состав клетки
|
1
|
7
|
15.10
|
Органические
вещества, входящие в состав клетки: углеводы и жиры
|
1
|
8
|
22.10
|
Биологические
полимеры. Белки и их функции
|
1
|
9
|
29.10
|
Биологические
полимеры. Нуклеиновые кислоты
|
1
|
10
|
12.11
|
Обобщающий.
Семинар (конференция) на тему «Химическая организация клетки» Лабораторная
работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся
в клетках листа элодеи»
|
1
|
Тема 4. Метаболизм – основа существования живых
организмов (3 часа)
|
11
|
19.11
|
Анаболизм.
Реализация наследственной информации – биосинтез белка
|
1
|
12
|
26.11
|
Энергетический
обмен – катаболизм
|
1
|
13
|
3.12
|
Автотрофный
тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез
|
1
|
Тема 5. Строение и функции клеток (4 часа)
|
14
|
10.12
|
Прокариотическая
и эукариотическая клетки
|
1
|
15
|
17.12
|
Клеточное
ядро. Хромосомы, хромосомный набор. Строение клеток разных царств живой
природы
|
1
|
16
|
24.12
|
Деление
клетки. Клеточная теория строения организмов. Вирусы
|
1
|
17
|
14.01
|
Обобщающий
семинар «Строение и функции клеток»
|
1
|
Тема 6 и 7. Размножение и развитие организмов (6
часов)
|
18
|
21.01
|
Формы
размножения живых организмов
|
1
|
19
|
28.01
|
Мейоз,
его особенности
|
1
|
20
|
4.02
|
Эмбриональное
развитие. Биогенетический закон
|
1
|
21
|
11.02
|
Постэмбриональное
развитие
|
1
|
22
|
18.02
|
Развитие
организмов и окружающая среда
|
1
|
23
|
25.02
|
Обобщающий
семинар «Размножение и развитие организмов»
|
1
|
Тема 8 и 9. Основные понятия генетики.
Закономерности наследования признаков (5 часов)
|
24
|
4.03
|
Законы
Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследования признаков
|
1
|
25
|
11.03
|
Второй
закон Г.Менделя. Статистический характер и цитологические основы второго
закона
|
1
|
26
|
18.03
|
Третий
закон Г. Менделя – закон независимого комбинирования. Анализирующее
скрещивание
|
1
|
27
|
1.04
|
Сцепленное
наследование генов. Генетика пола
|
1
|
28
|
8.04
|
Генотип
как целостная система. Взаимодействие генов
|
1
|
Тема 10. Закономерности изменчивости (3 часа)
|
29
|
15.04
|
Наследственная
изменчивость. Классификация мутаций
|
1
|
30
|
22.04
|
Фенотипическая
изменчивость. Норма реакции
|
1
|
31
|
29.04
|
Обобщающий.
Лабораторные работа № 2 «Описание фенотипа комнатных или с/х растений»,
Лабораторная работа № 3 «Изучение изменчивости растений и животных,
построение вариационного ряда и кривой нормы реакции»
|
1
|
Тема 11. Основы селекции (3 часа)
|
32
|
6.05
|
Методы
селекции растений
|
1
|
33
|
13.05
|
Селекция
животных. Особенности методов селекции.
|
1
|
34
|
20.05
|
Обобщающий
семинар «Основы селекции»
|
1
|
35
|
27.05
|
Резервное
время
|
1
|
Перечень
учебно-методических средств обучения
Литература
для учителя:
1.
Анастасова
Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
2.
Богданова
Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в
вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
3.
Болгова
И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21
век, 2005.
4.
Верзилин
Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение,
1986.
5.
Гончаров
О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
6.
Захаров
В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение,
2003.
7.
Пименов
И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
8.
Пуговкин
А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. –
М.: Просвещение, 2002.
9.
Шишкинская
Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
10. Примерные
программы, созданные на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта;
Литература
для учащихся:
1.
Богданова
Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в
вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова
И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс
21 век, 2005.
- Захаров
В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.:
Просвещение, 2003.
- Заяц
Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для
абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
- Иванова
Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.:
Просвещение, 2002.
Электронные
издания:
- Открытая
Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С:
Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н.
А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая
Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г.
Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная
школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,
1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н.
Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н.
И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый
государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.-
В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.