Главная / Биология / Рабочая программа по биологии для 9 класса

Рабочая программа по биологии для 9 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1



РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей биологии, географии и химии

Протокол № 1 от 27.08. 2014 г.

УТВЕРЖДЕНО:


Директор

МКОУ Подгоренской СОШ №1

_______________/Гриценко Т.С./

Приказ № 666 от 30.08.2014 г.





Рабочая программа

предмета «Биология» в 9 классе

на 2014 - 2015 учебный год

(70 часов)





Составитель:

Остренко

Жанна Александровна,

учитель биологии

1КК





п. г. т. Подгоренский

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основании программы И.Н. Пономаревой (Сборник «Программы. Природоведение. Биология. Экология: 5 – 11, М.: - Вентана – Граф, 2010 г., с. 176, рассчитанной на 68 ч. ), учебного плана МКОУ Подгоренской СОШ № 1

Авторская программа под редакцией И. Н. Пономаревой выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям школы и является логическим продолжением изучения курса биологии 8 класса; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование учебника «Биология: 9 класс» М.: «Вентана – Граф», 2014 г. и учебно – методических пособий, созданных коллективом авторов под руководством Пономаревой И. Н.



Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,

жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи раздела «Биология» (9 класс)


Обучения:

  • овладение учащимися знаний о живой природе, основными методами ее изучения, общеучебными умениями;

  • формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение учащимися знаний по основам общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования,

способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков;

Развития:

-создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

-положительного отношения к учёбе;

-умения ставить цели;

- развитие творческой личности учащихся, натуралистического интереса;

- стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природоиспользования и охраны природы;


Воспитания:

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;

  • умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через коллективные формы деятельности;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения и природоохранной сфере.

Требования к уровню подготовки учащихся

на ступени основного общего образования

Учащиеся должны знать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

растения, животных и грибы Воронежской области, знать (понимать) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах;

- знать основные данные о распространении различных видов зависимостей;

способы предупреждения различных видов зависимостей;

общие и специфические методы сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; собственные индивидуальные особенностей, природные задатки к приобретению знаний, умений;

- знать (понимать) специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

основные методы осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;

- способы сохранения и укрепления собственного здоровья;

- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими

животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

Учащиеся должны проявлять следующие умения:

- умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические

объекты;

- умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,

опасные для человека растения и животных;

- умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;

- умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

- умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

- умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;

- умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

- уметь выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- уметь сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- уметь определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

Учащиеся должны понимать:

- ответственность за качество приобретенных знаний;

понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

- уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентироваться на постоянное развитие и саморазвитие; понимать особенности гендерной социализации в подростковом возрасте; ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранение.


Общая характеристика учебного предмета

Изучение курса «Общая биология» проводится в течение одного учебного года. Поскольку для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определённой завершённости знаний об условиях жизни, закономерностях живой природы и о зависимостях в её процессах и явлениях, в 9 классе введён курс «Общая биология». Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества. Содержание программы отражает состояние науки и её взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни, когда экологическая опасность ставит под угрозу само существование человечества, первостепенное значение, в программе «Общая биология» существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введён и в другие разделы курса. Значительное место в курсе «Общей биологии» отведено экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды. Экскурсии проводятся с учётом особенностей местных условий.

Содержание курса «Общие биологические закономерности» в 9 классе подчинено обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе ранее.

Практическая часть предусматривает проведение лабораторных работ и экскурсий.

Место курса в учебном плане

На изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).

Учебно – тематический план

Тема

Колич. часов

В том числе

Л/ р


экскурсии

1.

Введение в основы общей биологии.

3




2.

Основы учения о клетке

11

1



3.

Размножение и индивидуальное

развитие организмов (онтогенез)

5

1



4.

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

3



5.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5




6.

Происхождение и развитие органического мира

5




7.

Учение об эволюции

10

1



8.

Происхождение человека (антропогенез)

6




9.

Основы экологии

12

1


1

10.

Заключение. Подведение итогов

2





Итого:

70

7


1

Лабораторные работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

Содержание программы

1.Введение в основы общей биологии (3 ч)

Биология – наука о живом мире. Методы изучения в биологии. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.



2. Основы учения о клетке (11 ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа № 1. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.

Лабораторная работа № 2. Рассмотрение на таблице (микропрепаратах) делящихся клеток.



4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость.

Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы

предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.



Лабораторная работа № 3..Решение генетических задач.

Лабораторная работа № 4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов ( сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов ( 5 ч.)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч.)

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Ранее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.



7. Учение об эволюции (10 ч)

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа № 5. Изучение изменчивости у организмов.

8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

9. Основы экологии (12 ч)

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно – воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура, функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторная работа № 6 «Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды обитания».

Лабораторная работа № 7 «Оценка качества состояния рабочего места»

Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.

10.Заключение (2ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Формы контроля знаний: промежуточные и итоговые тестовые контрольные работы, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование темы, раздела

Колич.

часов

Примечание

1.

Введение в основы общей биологии

3


Биология – наука о живой природе. Методы изучения в биологии.

1


Признаки живых организмов. Уровни организации живой природы

1


Обобщение. «Введение в основы общей биологии»

1


2.

Основы учения о клетке

11


1

Цитология – наука о клетке. Клеточная теория.

1


2.

Клетка. Органоиды клетки и их функции.

1


3.

Лабораторная работа № 1. «Сходство и различие растительной и животной клетки»

1


4.

Многообразие клеток. Вирусы. Химический состав клетки.

1


5.

Белки

1


6.

Синтез белка

2


7.

Фотосинтез

2


8.

Дыхание

1


9.

Обобщение

1


3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

5


1.

Типы размножения.

1


2.

Митоз. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание делящихся клеток»

1


3.

Мейоз.

1


Онтогенез

1


Обобщение. « Основы учения о клетке»

1


4.

Основы учения о наследственности и изменчивости.

11


1.

История генетики. Основные понятия генетики.

1


2.

1 закон Менделя.

1


3.

2 закон Менделя.

1


4.

3 закон Менделя.

1


5.

Лабораторная работа № 3. Решение задач

1


6.

Взаимодействие генов. Сцепленное наследование.

1


7.

Наследственная изменчивость

1


8.

Виды изменчивости. Лабораторная работа № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.»

1


9.

Модифицированные организмы. Трансгены.

1


10.

Мутагены и природная среда. Факторы сохранения здоровья.

1


11.

Обобщение. «Основы учения о наследственности и изменчивости»

1


5.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5


Генетические основы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

1


Селекция растений.

1


Селекция животных.

1


Селекция микроорганизмов. Клеточная инженерия. Биотехнология.

1


Обобщение. «Основы селекции растений, животных, микроорганизмов»

1


6.

Происхождение жизни и развитие органического мира.

5


1.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествоиспытания. Биохимическая теория А. И. Опарина.

1


2.

Этапы возникновения жизни на Земле

2


3.

Влияние человека на живую природу

1


4.

Обобщение. «Происхождение жизни и развитие органического мира»

1


7.

Учение об эволюции

10


Идея развития органического мира в биологии

1


Основные положения теории Чарлза Дарвина об эволюции органического мира

1


Современная теория эволюции органического мира.

1


Вид, его критерии и структура

1


Процессы видообразования. Микроэволюция

1


Макроэволюция.

1


Основные направления эволюции

1


Влияние человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.


1


Лабораторная работа № 5 «Изучение изменчивости у организмов»

1


Обобщение. «Учение об эволюции»

1


8.

Происхождение человека (антропогенез)

6.


1.

Эволюция приматов.

1


2.

Доказательства эволюционного происхождения человека.

1


3.

Ранние этапы эволюции человека

1


4.

Поздние этапы эволюции человека. Человеческие расы.

1


5.

Влияние человека на биосферу.

1


6.

Обобщение. «Происхождение человека».

1


9.

Основы экологии

12


1.

Среды жизни и экологические факторы. Приспособленность организмов к действиям факторов среды.

1


2.

Лабораторная работа № 6. «Выявление приспособленности организмов к условиям среды»

1


3.

Общие законы действия факторов среды на организм

1


4.

Биотические связи в природе.

1


5.

Популяции

1


6.

Сообщества

1


7

Биогеоценозы. Смена биогеоценозов

1


8.

Основные законы устойчивости живой природы

1


9.

Экологические проблемы в биосфере. Охрана среды.

1


10

Лабораторная работа № 7 «Оценка качества состояния рабочего места»

1


11

Экскурсия «Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды»

1


12

Обобщение. « Основы экологии»

1


10

Заключение. Подведение итогов

2


1.

Заключение.

1


2.

Подведение итогов

1



В представленной рабочей программе произошло уменьшение часов темы «Основы о наследственности и изменчивости» на 2 часа, которые были добавлены по 1 часу в темы «Основы учения о клетке» и «Онтогенез». Увеличены на 1 час темы «Учение об эволюции» и «Основы экологии».


СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

ПИСЬМЕННЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 ПО ТЕМЕ «Введение в основы общей биологии»

1 вариант 2 вариант

1. В чем состоит значение биологии в глобальном смысле и конкретно для вас?

2. Перечислите известные свойства живых организмов, дайте им характеристику.

3. О каких методах изучения биологии идет речь?

А) «Преднамеренное восприятие объектов и явлений с целью осознания существенных свойств»

Б) «Выяснение закономерностей появления и развития организмов»

В) «Сопоставление организмов и их частей»

1. С какими науками взаимосвязана биология и почему?

2. Перечислите уровни организации живой природы. Дайте им характеристику.

3. О каких методах изучения биологии идет речь?

А) «Изучение процесса или явления через воспроизведения его в виде модели»

Б) «Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях»

В) «Выяснение закономерностей появления и развития организмов»



ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 «Основы учения о клетке»

Вариант 1

1. Дать характеристику темновой фазы фотосинтеза.

2. Дополните схему строения аденилового нуклеотида молекулы ДНК и подписать названия веществ, входящих в ее состав.



hello_html_m44de0cc.gif

___ ? ___
hello_html_m3f931f72.gif

3. Решить задачу.

Дан участок ДНК: - Ц – Т – А – Г – Т – А – Ц - Какова структура закодированного в нем фрагмента белка?

Вариант 2

1. Дать характеристику гликолиза.

2. Найти соответствие:

1. Лизосома

2. Комплекс Гольджи

3. Митоходнрия

4. Клеточный центр

5. Хлоропласты

1. Органоиды двумембранного строения, содержащие хлорофилл

2. Округлые органоиды с набором ферментов, разрушающих органические вещества

3. Органоиды двумембранного строения, внутренняя мембрана которых образует кристы

4. Состоит из центриолей и центросфер.

5. Стопка плоских цистерн, по краям которых ответвляются трубочки, отделяющие мелкие пузырьки



Вариант 3

1. Дать характеристику этапа кислородного расщепления

2. Определить лишнее слово и объяснить , почему оно является лишним

А) цитоплазма, митохондрии, рибосомы, лизосомы

Б) митохондрии, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи

3. Решить задачу.

Фрагмент молекулы белка имеет следующую структуру: - валин – серин – треонин - . Определить структуру соответствующего фрагмента ДНК, в котором закодирована данная последовательность аминокислот.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №3 ПО ТЕМЕ «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез)»

Тест

1. Выбрать правильное суждение.

1) Бесполое размножение происходит без образования гамет, в нем участвует лишь одна особь.

2) Во втором делении мейоза к полюсам расходятся целые хромосомы.

3) При половом размножении потомство возникает в результате слияния диплоидных ядер, содержащихся в половых клетках - гаметах.

4) Дочерние клетки, образовавшиеся в результате митоза, содержат только по одной из каждой пары гомологичных хромосом.

5) Число хромосом в дочерних клетках при мейозе после 1 – го деления уменьшается вдвое.

2. Закончите предложения

1) Участок хромосомы, удерживающий вместе две ее нуклеопротеиновые нити, - …

2) Процесс образования и развития половых клеток - …

3) Процесс слияния мужской и женской половых клеток - …

4) Индивидуальное развитие организма от момента оплодотворении до конца жизни особи -…

3. Выберите правильный ответ

1) Дочерний организм в большей степени отличается от родительских организмов при размножении : а) вегетативном, б) спорами, в) половом, г) почкованием.

2) В процессе митоза наибольшие изменения претерпевает: а) цитоплазма, б) эндоплазматическая сеть, в) ядро; г) лизосома

3) Однослойный шарообразный зародыш животных с полостью внутри называется: а) гаструлой, б) бластулой, в) нейрулой, г) бластомером

4) Конъюгация и кроссинговер хромосом происходят в: а) в профазе первого деления мейоза, б) профазе второго деления мейоза, в) интерфазе, г) процессе оплодотворения

5) Яйцеклетка и сперматозоид имеют: а) имеют диплоидный набор хромосом, б) имеют гаплоидный набор хромосом, в) содержат небольшой запас питательных веществ, г) содержат большой запас питательных веществ

6) В процессе онтогенеза в дочернем организме увеличивается число клеток за счет: а) мейоза, б) митоза, в) образования спор, г) оплодотворения

4. Решите задачу

Даны две группы по 100 диплоидных клеток, каждая из них содержит по 8 хромосом ( А, А, В, В,С,С, Д, Д) . Во всех клетках первой группы произошел митоз, второй – мейоз – ( в семенниках)

Определите: А) сколько молодых клеток образовалось в первой группе, Б) по сколько хромосом и какие содержит каждая молодая клетка первой группы ( указать их символы) , В) сколько гамет образовалось в семеннике, г) по сколько хромосом и какие содержат эти гаметы.



ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 4 « Основы учения о наследственности и изменчивости»

Вариант 1

1 Сформулировать второй закон Менделя.

2. Дать определение: рецессивные признаки, гетерозиготный организм.

3. Решить задачу.

У крупного рогатого скота черная окраска шерсти доминирует над белой, о комолость (безрогость) над рогатостью. Какова вероятность рождения черного рогатого теленка от скрещивания гетерозиготной черной рогатой коровы с белым гетерозиготным комолым быком?



Вариант 2

1. Сформулировать первый закон Менделя.

2. Дать определение: локус, ген.

3. Решить задачу.

У морских свинок

Длинная шерсть доминирует над короткой, а черная окраска над белой. Гетерозиготная длинношерстная белая самка скрещена с дигетерозигоным длинношерстным черным самцом. Определите фенотип потомства.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 5 ПО ТЕМЕ « Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»

1. Найти соответствие



1. Гибрид

2. Гетерозис

3. Полиплоидия

4. Искусственный мутагенез

5. Чистая линия

1. Потомство, гомозиготное по комплексу признаков

2. Использование ионизирующей радиации и некоторых химических веществ для стимулирования мутационного процесса

3. Организм, полученный в результате скрещивания разнородных в генетическом отношении родительских форм.

4. Наличие дополнительных наборов хромосом.

5. Мощное развитие и высокая жизнеспособность потомства генетически отдаленных форм.



2. Выберите правильный ответ

1) Учение о центрах происхождения культурных растений создал: а) И.В. Мичурин, б) Н. И. Вавилов, в) Г. Д. Карпеченко, г) Ч. Дарвин

2) Чистая линия – это: а) порода, б) сорт, в) группа генетически однородных (гомозиготных) организмов, г) особи, полученные под воздействием мутагенных факторов

3) Главное отличие генной и клеточной инженерии от традиционных методов селекции состоит в: а) случайном изменении наследственных свойств у организмов; б) кратном увеличении числа хромосом; в) целенаправленном изменении наследственных свойств у организмов, г) проявлении эффекта гетерозиса.

4) При выборе методов селекции микроорганизмов необходимо учитывать: а) наличие у них гаплоидного генома, б) приносимое ими немногочисленное потомство; в) большую продолжительность жизни каждого организма, г) способность к размножению только половым путем

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 6 ПО ТЕМЕ: «Происхождение и развитие органического мира»

Выбрать правильный ответ

1. Началом биологической эволюции жизни на Земле принято считать момент возникновения первых:

А) органических веществ, Б) коацерватных капель из органических веществ; В) одноклеточных прокариотических организмов; Г) одноклеточных эукариотических организмов

2. Согласно теории А. Опарина, коацерваты обладали свойствами живого потому, что: А) состояли из молекул белка, Б) распадались на более мелкие капли, В) воспроизводили новые коацерватные капли; Г) осуществляли обмен веществ с окружающей средой

3. Правильная геохронологическая последовательность эр в истории Земли следующая:

А) архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, Б) протерозой, архей, палеозой, мезозой, кайнозой, В) архей, палеозой, протерозой, кайнозой, мезозой, Г) кайнозой, мезозой, палеозой, протерозой, архей.

4. Основные организмы, существовавшие на Земле в архее:

А) бактерии и синеет- зеленые водоросли (цианобактерии);

Б) многоклеточные водоросли и кишечнополостные;

В) коралловые полипы и многоклеточные водоросли;

Г) морские беспозвоночные животные и водоросли.

5. Главное эволюционное событие в развитии органического мира в протерозое:
А) выход растений на сушу;

Б) выход многоклеточных животных на сушу;

В) появление и расцвет эукариот,

Г) появление и расцвет прокариот

6. Основные организмы, существовавшие на Земле в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур):

А) костные рыбы насекомые и водоросли,

Б) трилобиты, панцирные рыбы и водоросли;

В) кораллы, хрящевые рыбы и споровые растения;

Г) хрящевые рыбы, насекомые и споровые растения

7. Основные организмы, существовавшие на Земле в позднем палеозое (девон, карбон, пермь):

А) хрящевые рыбы, трилобиты и водоросли,

Б) панцирные рыбы , трилобиты и папоротникообразные,

В) хрящевые и костные рыбы, насекомые и папоротникообразные,

Г) панцирные и хрящевые рыбы, пресмыкающиеся и папоротникообразные.

8. Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине мезозоя ( юра):

А) господство голосеменных и появление первых птиц,

Б) расцвет папоротникообразных и появление голосеменных,

В) расцвет земноводных и появление первых млекопитающих,

Г) появление папоротникообразных и расцвет пресмыкающихся

9. Господствующее положение млекопитающих в эволюции органического мира связано с их :

А) относительно крупными размерами тела;

Б) высокой плодовитостью и заботой о потомстве;

В) теплокровностью и внутриутробным развитием;

Г) разные способы размножения

10. Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине кайнозоя (неоген)6

А) господство млекопитающих, птиц и насекомых;

Б) вымирание пресмыкающихся и появление птиц;

В) появление первых млекопитающих и вымирание пресмыкающихся



ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 7 по теме «Учение об эволюции»

Выбрать правильный ответ:

1. Многообразие видов на Земле и их приспособленность к среде обитания - это результат:

А) Эволюции;

Б) изменение погодных условий,

В) деятельность человека,

Г) жизнедеятельность животных

2. Элементарная единица эволюции: А) вид, Б) популяция, В) семейство, Г) тип.

3. К ненаследственной изменчивости относят:

А) появление листьев – колючек у барбариса и кактуса,

Б) различия в удоях и жирности молока у коров в одном стаде,

В) различия в форме и размере листьев у растений разных видов;

Г) различия в сроках созревания плодов у яблонь разных сортов.

4. Популяция достигнет большего успеха в эволюции за одинаковое время у вида:

А) бабочки – капустницы, Б) речного окуня, В) большой синицы, Г) кишечной палочки

5. Основной направляющий фактор эволюции по Дарвину :

А) наследственность, Б) изменчивость, В) естественный отбор,

Г) борьба за существование

6. Примером аллопатрического видообразования может служить формирование видов:

А) окуней, обитающих на разной глубине,

Б) синиц, питающихся разным кормом на общей территории,

В) вьюрков разных Галапагосских островов,

Г) воробьев, обитающих совместно

7. Пример действия стабилизирующей формы естественного отбора:

А) существование кистеперой рыбы латимерии,

Б) появление темноокрашенной формы в популяции бабочки березовой пяденицы,

В) появление раннецветущей и позднецветущей форм погремка,

Г) появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах

8. Движущая сила эволюции, увеличивающая неоднородность особей в популяции:

А) мутационная изменчивость;

Б) модификационная изменчивость;

В) борьба за существование,

Г) искусственный отбор



ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 8 по теме «Антропогенез»

Вариант 1

1. Дать характеристику архантропов.

2. Что появилось раньше: речь или групповой образ жизни? Почему?

Вариант 2

1. Дать характеристику неоантропов.

2. Почему появление человека – скачок в развитии живой природы?

Вариант 3

1. Дать характеристику палеоантропов.

2. Какие преимущества приобрели предковые формы человека в связи с овладением огнем?



ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ № 9 «Основы экологии»

1) Выберите правильный ответ

1. Экосистему считают устойчивой, если:

А) в ней незамкнутый круговорот веществ,

Б) круговорот веществ сбалансированный,

В) обитает небольшое число видов,

Г) численность отдельных видов изменяется

2. Потеря энергии в цепи питания называется:

А) правилом экологической пирамиды,

Б) круговоротом веществ;
В) колебанием численности популяции,

Г) саморегуляцией численности популяции

3. Компонент среды, оказывающий влияние на организм, называется:

А) экологический фактор,

Б) неблагоприятным условием,

В) борьбой за существованием,

Г) межпопуляционным взаимоотношением

4. Организмы, потребляющие готовые органические вещества, называются:

А) автотрофы, Б) гетеротрофы, В) конкуренты, Г) симбионты



2) Дайте определение терминам: Экология, абиотический фактор, гидробионт, продуцент, биогеоценоз, экосистема, рациональное природопользование, нейтрализм.

Оборудование:

Компьютер, медиапроектор, телевизор

В кабинете биологии находятся:

Микроскопы, ручные лупы

комплект микропрепаратов «Ботаника»

комплект микропрепаратов «Зоология»

комплект микропрепаратов «Анатомия»

комплект микропрепаратов « Общая биология»

модель цветка яблони

модель цветка тюльпана

модель цветка пшеницы

коллекция «Шишки, плоды, семена»

гербарии «Растительное сообщество лес» 1,2

гербарий «Деревья и кустарники»

гербарий «Грибы. Лишайники»

набор муляжей грибов

демонстрационный материал по ботанике

набор таблиц по курсу биологии 6 класс «Ботаника»

комплект моделей строения мозга позвоночных

коллекция раковин морских моллюсков

модель-аппликация «Развитие насекомых с полным и неполным превращением»

модель- аппликация «Строение и разнообразие простейших»

книга «Зоология (схемы, рисунки)»

раздаточный материал по скелету рыбы

скелет рака расчлененный

раздаточный материал по скелету лягушки

набор химической посуды и принадлежностей для демонстрационных работ

набор химических принадлежностей для лабораторных работ по биологии

набор инструментов препаровальных

доска для сушки посуды

модель глаза

модель мозга в разрезе

модель сердца

торс человека разборной

модель мозга шимпанзе

модель ДНК

модель глаза человека на подставке

набор таблиц по курсу биологии 8 класс «Биология человека»

рельефная модель торса человека

-рельефная модель уха человека

модель-аппликация «Моногибридное скрещивание»

модель-аппликация «Дигибридное скрещивание»

модель-аппликация «Биосинтез белка»

модель-аппликация «Деление клетки. Митоз. Мейоз»

комплект таблиц по экологии «Биосфера - глобальная экосистема»

комплект таблиц по экологии «Экосистема»

набор таблиц по курсу общей биологии

коллекция по эволюции человека

модель ДНК разборная

портреты ученых - биологов







16



Рабочая программа по биологии для 9 класса
  • Биология
Описание:

  Рабочая программа по биологии для 9 класса  составлена на основе авторской программы И. Н. Пономаревой.

  В программе указаны цели и задачи, требования к уровню подготовки учащихся, характеристика учебного предмета, место курса в учебном плане, тематическое планирование учебного материала, содержание программы, система контроля знаний учащихся, оборудование.

  Рабочая программа предусматривает использование учебно - методического комплекта под редакцией профессора И. Н. Пономаревой, соответствует требованиям государственных образовательных стандартов.

Автор Остренко Жанна Александровна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 526
Номер материала 13566
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓