Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Ивановская средняя
общеобразовательная школа
Амурская область, Зейский
район, с. Ивановки, ул. Советская, 6; тел. 42-1-24
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР Директор школы
______________ Сошина Н.Е. ______________ Олиферов В.Т.
___________________________ Приказ № ____от
__________
М.п.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по
биологии
7
класс
2014 / 2015 уч. год
Составитель:
Гарбуз Светлана Михайловна
учитель биологии
с. Ивановка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной
программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего
образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» Авторы:
В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова //Программы для общеобразовательных
учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.
-138c.
, полностью отражающей содержание
Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню
подготовки обучающихся.. Учебник» Биология 7 кл. Многообразие живых организмов»
В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2009г.
Обоснование выбора примерной
программы для разработки рабочей программы:
В рабочей
программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного
общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по
биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая
программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые
уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой
систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов
живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности,
распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного
содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях
и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными
особенностями развития обучающихся.
Рабочая программа разработана с
учетом основных направлений модернизации общего образования:
·
нормализация учебной
нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и
психическое здоровье;
·
соответствие содержания
образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и
возможностям;
·
личностная ориентация
содержания образования;
·
деятельностный характер
образования, направленность содержания образования на формирование общих
учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной,
коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися
опыта этой деятельности;
·
усиление воспитывающего потенциала;
·
формирование ключевых
компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и
способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
·
обеспечение компьютерной
грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование,
самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение биологии на базовом уровне на ступени основного общего образования в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях
строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о
роли биологической науки в практической деятельности людей: методах
познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных
достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска;
работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические
эксперименты;
- развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми
организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками
информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой
природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения
в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в
повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними
животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей
деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил
поведения в окружающей среде.
Отличительные особенности рабочей программы по
сравнению с авторской
Составлено поурочно-тематическое
планирование на 70
часов, включающее вопросы теоретической и практической
подготовки учащихся.
Поурочно-тематический
план по объему скорректирован в соответствии с федеральным компонентом
государственного образовательного
стандарта основного
общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки
выпускников средней школы.
Количество часов распределено следующим образом
№ п/п
|
Название раздела
|
Количество часов
|
по программе
|
|
Введение
|
3
|
1
|
Царство Прокариоты
|
3
|
2
|
Царство Грибы
|
4
|
3
|
Царство Растения
|
16
|
4
|
Царство Животные
|
37
|
5
|
Царство Вирусы
|
2
|
|
Заключение
|
1
|
|
ИТОГО
|
66
|
|
Резервное
время
|
4
|
•
увеличено
количество часов на раздел «Царство
Растения»: добавлен 1 час
для проведения
тематического зачета по
разделу;
•
увеличено
количество часов на раздел «Царство
Животные»: добавлен 1 час
для проведения
тематического зачета по разделу.
Сроки реализации.
Данная рабочая программа по предмету
рассчитана на реализацию в 2014-2015учебном году.
Формы, методы, технологии обучения
При преподавании курса биологии «Многообразие живых
организмов» я использую следующие ЛО технологии обучения: технологии сотрудничества,
разноуровневого обучения, деятельностного подхода, метод проекта, метод ОК
В.Ф. Шаталова, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.
При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока.
Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации PowerPoint к урокам,
презентации к интерактивной доске SMARTBoard
Оборудование: компьютеры; мультимедийный
проектор; интерактивная доска.
Для приобретения практических навыков и повышения
уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные
Примерной и авторской программами. При выполнении лабораторных работ изучаются
живые биологические объекты, гербарии, коллекции и т.д. Программа Н.И. Сонина
включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Предполагаемые результаты обучения
Знать/понимать:
- особенности
жизни как формы
существования материи;
- фундаментальные
понятия биологии:
клетка – элементарная структурно-функциональная единица всего живого;
царства живой природы;
доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии;
эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро;
растительный организм; низшие растения; отделы растений; зеленые, бурые
и красные водоросли;
мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит;
голосеменные растения; значения семени; жизненный цикл сосны; спорофит
и гаметофит;
высшие растения; отделы растений; покрытосеменные растения; значение
появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит;
животный организм; одноклеточные животные; многоклеточные животные;
систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация;
основные группы червей, их классификация; лучевая и
двустороння симметрия; вторичная полость тела (целом);
моллюски; смешанная полость тела;
систематика Членистоногих; классы ракообразных, паукообразных,
насекомых и многоножек;
надкласс Рыбы; хрящевые и костные рыбы; приспособления к водному образу
жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела;
класс Земноводные; бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии;
приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности,
органы воздушного дыхания;
класс Пресмыкающиеся; многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые,
крокодилы, черепаха; приспособления к наземному образу жизни, форма тела,
конечности, органы воздушного дыхания;
класс Птицы; многообразие птиц; приспособления к полету, форма тела.
Конечности, органы воздушного дыхания;
класс Млекопитающие; многообразие млекопитающих;
вирус; бактериофаг; взаимодействие вируса и клетки; вирусные
инфекционные заболевания, меры профилактики.
- о существовании эволюционной теории;
- основные группы прокариот, грибов, растении и животных,
особенности их организации, многообразие, а также экологическую и
хозяйственную роль живых организмов; основные области применения
биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей
промышленности, при охране окружающей среды и здоровье человека;
Уметь:
- объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни
на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований
материи в целом;
- объяснять особенности организации клеток прокариот; строении
грибов и лишайников;
- приводить примеры распространенности прокариот, грибов и
лишайников и характеризовать их роль в биоценозах;
- объяснять особенности организации клеток, органов и тканей
растений;
- приводить примеры распространенности водорослей, споровых,
голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах;
- объяснять особенности животного организма; приводить примеры
распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах;
- объяснять особенности организации многоклеточного животного
организма; приводить примеры распространенности многоклеточных и
характеризовать их роль в биоценозах;
- приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и
характеризовать их роль в биоценозах;
- объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых
кольчатых червей; приводить примеры распространенности червей и
характеризовать их роль в биоценозах;
- объяснять особенности организации моллюсков; приводить примеры их
распространенности и характеризовать их роль в биоценозах;
- объяснять особенности организации членистоногих; приводить примеры
их распространенности и характеризовать их роль в биоценозах;
- объяснять принципы организации хордовых животных и выделять
прогрессивные изменения в их строении;
- объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные
изменения в их строении;
- объяснять принципы организации амфибий, выделять прогрессивные
изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой
группой – рыбами;
- объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные
изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой
группой – амфибиями;
- объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные
изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой
группой – рептилиями;
- объяснять принципы организации млекопитающих, выделять
прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с
предковой группой – рептилиями;
- объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия
с клеткой;
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения
с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на
Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим
вопросам;
- работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для
микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять
план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выращивания
домашних животных, ухода за ними;
- для выращивания
культурных растений, ухода за ними;
- для выращивания
комнатных растений, ухода за ними.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по
практическому использованию полученных знаний программой предусматривается
выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного
инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники
безопасности.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются
экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие
жизни на Земле».
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников
определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
Используемые формы, способы и средства
проверки результатов обучения
Текущий контроль (контрольные работы) по темам
«Высшие растения», «Царство Растения», «Плоские, Круглые и кольчатые черви»,
«Тип Членистоногие», «Класс Птицы» и «Особенность организации, многообразие
живых организмов».
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся
текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Содержание образования
7 класс. Биология. Многообразие живых организмов. Авторы: В. Б. Захаров, Н. И. Сонин, Е. Т.
Захарова
Программа рассчитана на 70 часов и
предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы
содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая
часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона
и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого,
курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.
В программе сформулированы
основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
|
Кол-во часов
|
Введение (3 час.)
Раздел
1. Царство Прокариоты (3 час.)
Тема 1.1. Многообразие, особенности
строения и происхождение прокариотических организмов
|
3
3
|
Раздел 2. Царство Грибы (4 час.)
Тема
2.1. Общая характеристика грибов
Тема 2.2. Лишайники
|
3
1
|
Раздел 3. Царство Растения (16 час.)
Тема 3.1. Общая
характеристика растений
Тема 3.2. Низшие
растения
Тема 3.3. Высшие
растения
Тема
3.4. Отдел Голосеменные растения
Тема 3.5. Отдел
Покрытосеменные (Цветковые) растения
|
2
2
4
2
6
|
Раздел
4. Царство Животные (37 час.)
Тема 4.1. Общая характеристика животных
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные
животные
Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип
Кишечнополостные
Тема 4.5. Трехслойные животные. Тип
Плоские черви
Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые
черви
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви
Тема 4.8. Тип Моллюски
Тема 4.9. Тип Членистоногие
Тема 4.10. Тип Иглокожие
Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные
животные
Тема 4.12. Подтип Позвоночные
(Черепные). Надкласс Рыбы
Тема 4.13. Класс Земноводные
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся
Тема 4.15. Класс Птицы
Тема 4.16. Класс Млекопитающие
|
1
2
1
3
2
1
3
2
7
1
2
2
2
4
4
|
Раздел 5. Царство Вирусы (2 час.)
Заключение (2
час.)
|
2
1
|
ИТОГО
|
66 + 4 резерв
|
Введение (3 часа)
Мир живых организмов. Уровни
организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о
естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции
жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты (3
часа)
Тема 1.1. Многообразие,
особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий.
Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий.
Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот.
Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и
роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере
представителей подцарства Настоящие бактерии).
■ Демонстрация. Схемы
возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие
царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток
различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
■ Основные понятия. Безъядерные
(прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка
— элементарная структурно-функциональная единица всего живого.
■ Умения. Объяснять с
материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как
естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы (4
часа)
Тема 2.1. Общая характеристика
грибов (3 часа)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности
строения клеток грибов1. Основные черты организации многоклеточных
грибов. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое
значение. Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности и распространение.
Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты;
распространение и экологическая роль.
■ Демонстрация. Схемы строения
представителей различных систематических групп грибов. Различные представители
царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
■ Лабораторные и практические
работы Строение плесневого гриба мукора*. Распознавание съедобных и ядовитых
грибов*.
Тема 2.2. Лишайники (1 час)
Понятие о симбиозе. Общая
характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности
жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
■ Демонстрация. Схемы строения лишайников.
Различные представители лишайников.
■ Основные понятия. Царства живой природы.
Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии.
Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.
■ Умения. Объяснять особенности организации
клеток прокариот; строение грибов и лишайников. Приводить примеры
распространенности прокариот, грибов и лишайников и характеризовать их роль в
биоценозах.
РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (16 часов)
Тема 3.1. Общая характеристика
растений (2 часа)
Растительный организм как
целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений.
Регуляция жизнедеятельности
растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез,
пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
■ Демонстрация. Рисунки учебника,
показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей
царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных
организмов.
Тема 3.2. Низшие растения (2 часа)
Водоросли как древнейшая группа
растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела.
Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы
Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и
наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
■ Демонстрация. Схемы строения водорослей
различных отделов.
■ Лабораторная работа. Изучение
внешнего строения водорослей*.
Тема 3.3. Высшие растения (4 часа)
Происхождение и общая
характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального
развития высших растений.
Споровые растения. Общая
характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности
организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности
организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности
организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные.
Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл
папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
■ Демонстрация. Схемы строения и жизненных
циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей.
Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития
папоротника. Различные представители папоротников.
■ Лабораторная работа. Изучение
внешнего строения мхов*. Изучение внешнего строения папоротника*.
Тема 3.4. Отдел Голосеменные
растения (2 часа)
Происхождение и особенности
организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы
голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в
биоценозах и практическое значение.
■ Демонстрация. Схемы строения
голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
■ Лабораторная работа. Изучение
строения и многообразия голосеменных растений*.
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные
(Цветковые) растения (6 часов)
Происхождение и особенности
организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы
покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2
семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие,
распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его
хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Схема строения
цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное
оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
■ Лабораторные и практические
работы Изучение строения покрытосеменных растений*. Распознавание наиболее
распространенных растений своей местности, определение их систематического
положения в жизни человека*.
■ Основные понятия. Растительный
организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.
Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.
Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны;
спорофит и гаметофит. Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные
растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения;
спорофит и гаметофит.
■ Умения. Объяснять особенности
организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры
распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и
характеризовать их роль в биоценозах.
РАЗДЕЛ 4. Царство Животные (37 часов)
Тема 4.1. Общая характеристика
животных (1 час)
Животный организм как целостная
система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция
жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции.
Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других
царств живой природы. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные
(беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные
(2 часа)
Общая характеристика простейших.
Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации
клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в
биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы;
многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных.
Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие
инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения
амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп
одноклеточных.
■ Лабораторная работа Строение
инфузории туфельки.
Тема 4.3. Подцарство
Многоклеточные животные (2 час)
Общая характеристика
многоклеточных животных, типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие
многоклеточные — губки
их распространение и экологическое значение.
■ Демонстрация. Типы симметрии у
многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4. Двухслойные животные.
Тип Кишечнополостные (3 часа)
Особенности организации
кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и
распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в
природных сообществах.
■ Демонстрация. Схема строения
гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее
и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 4.5. Трехслойные животные.
Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских
червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их
роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы
сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития
печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов;
меры профилактики паразитарных заболеваний.
■ Демонстрация. Схемы строения
плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные
представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и
бычьего цепня.
Тема 4.6. Первичнополостные. Тип
Круглые черви (1 час)
Особенности организации круглых
червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические
круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
■ Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды
человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3
часа)
Особенности организации кольчатых
червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела.
Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые
черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация. Схема строения
многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители
типа кольчатых червей.
■ Лабораторная работа Внешнее
строение дождевого червя.
Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа)
Особенности организации моллюсков;
смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих,
двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в
жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация. Схема строения
брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа
моллюсков.
■ Лабораторная работа Внешнее
строение моллюсков.
Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов)
Происхождение и особенности
организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных,
паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая
характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие
раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая
характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение
паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие
насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и
неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
■ Демонстрация. Схема строения
речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема
строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения
насекомых различных отрядов; многоножек.
■ Лабораторная работа Изучение
внешнего строения и многообразия членистоногих*.
Тема 4.10. Тип Иглокожие
Общая характеристика типа.
Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии.
Многообразие и экологическое значение.
■ Демонстрация. Схемы строения
морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11. Тип Хордовые.
Бесчерепные животные (1 час)
Происхождение хордовых; подтипы
бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные:
ланцетник; особенности его организации и распространения.
■ Демонстрация. Схема строения
ланцетника.
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)
Общая характеристика позвоночных.
Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и
Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие
и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде
обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
■ Демонстрация. Многообразие рыб. Схема
строения кистеперых и лучеперых рыб.
■ Лабораторная
работа. Особенности
внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.
Тема 4.13. Класс Земноводные (2
часа)
Первые земноводные. Общая
характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые,
хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические
особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере
лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
■ Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема
строения кистеперых рыб и земноводных.
■ Лабораторная работа. Особенности
внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2
часа)
Происхождение рептилий. Общая
характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных.
Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы.
Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и
многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы
пресмыкающихся.
■ Демонстрация. Многообразие
пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15. Класс Птицы (4 часа)
Происхождение птиц; первоптицы и
их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие;
пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая
дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных
пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние
птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация. Многообразие птиц. Схема
строения рептилий и птиц.
■ Лабораторная работа. Особенности
внешнего строения птиц в связи с образом жизни*.
Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4
часа)
Происхождение млекопитающих.
Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери
(плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих
на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой
природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих:
насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие,
китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение
млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных
зверей. Домашние млекопитающие.
■ Демонстрация схем, отражающих
экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема
строения рептилий и млекопитающих.
■ Лабораторные и практические
работы. Изучение строения млекопитающих.* Распознавание животных своей
местности, определение их систематического положения и значения в жизни
человека.*
■ Экскурсии. Млекопитающие леса, степи;
водные млекопитающие.
■ Основные понятия. Животный
организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика
животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.
Основные типы червей, их
классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела
(целом).
Моллюски. Смешанная полость тела.
Систематика членистоногих; классы
ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Тип Хордовые, внутренний осевой,
вторичноротость.
Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные
рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат,
форма тела.
Класс Земноводные. Бесхвостые,
хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу
жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие
пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному
образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Птицы. Многообразие птиц.
Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Млекопитающие. Многообразие
млекопитающих.
■ Умения. Объяснять особенности
животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и
характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации
многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности
многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации
многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры
распространенности червей и характеризовать роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации
моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в
биоценозах.
Объяснять принципы организации
хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации рыб
и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации
амфибий, выделять прогрессивные изменения в их строении и приводить
сравнительный анализ с предковой группой - рыбами.
Объяснять принципы организации рептилий,
выделять прогрессивные изменения в их строении и приводить сравнительный анализ
с предковой группой - амфибиями.
Объяснять принципы организации
птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный
анализ с предковой группой — рептилиями.
Объяснять принципы организации
млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить
сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.
РАЗДЕЛ 5. Царство Вирусы (2
часа)
Общая характеристика вирусов.
История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики.
Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний
человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
■ Демонстрация. Модели различных вирусных
частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном
типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных
заболеваний.
■ Основные понятия. Вирус, бактериофаг.
Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.
■ Умения. Объяснять принципы организации
вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.
Заключение (1 час)
Особенность организации,
многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний
в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране
окружающей среды и здоровья человека.
Резервное время — 4 часа.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.