Главная / Биология / Рабочая программа по биологии для 6 класса

Рабочая программа по биологии для 6 класса























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина основного общего образования по биологии. VI-IX класс, Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования (базовый уровень). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2007г

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана 2004 года для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение биологии в 6 классе отводится часов (2 часа в неделю при 34 неделях). В Новопетропавловской СОШ биология начинается с 6 класса, то есть 6 класс относится ко первому году обучения.

Рабочая программа рассчитана на 51 учебный час или 1,5 часа в неделю.

В VI классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в неё изменениями: Изменения внесены с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии. В связи с этим изменяются часы, отведенные на изучение отдельных разделов. Изменения отражены в тематическом плане и в рабочей программе. Так как эти темы рекомендуются к изучению (требования стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии), то они внесены в содержание рабочей программы. Добавлены 2 лабораторных работы и одна практическая работа в тему «Введение», «Клеточное строение организмов», «Грибы», а также демонстрации, которые взяты их примерной программы.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Цели программы:

Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.

Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе её устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.

З а д а ч и программы:

Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.

Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.

Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Место и роль предмета

Учащиеся в 6 классе должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологии о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии, об их применении.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации, практическом использовании.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены минимальное число лабораторных работ – 21 (в соответствии с примерной программой, экскурсии-3, демонстрации опытов-23), проведение наблюдений. Вышеперечисленное создает условия для реализации учащимися умений и навыков учебно-познавательной компетентности учащихся, обучая приемам самостоятельной учебной деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников, которая полностью соответствует стандарт

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками экологии.

Предпочтительные методы обучения – рассказ, частично-поисковый метод, работа с источником; формы организации учебной деятельности- индивидуальная работа, коллективная работа, работа в парах; средства обучения- учебник, компьютер, мультимедиа. Основным типом урока является урок изучение нового материала. Предусмотрены так же другие формы уроков: комбинированные уроки, уроки отработки умений и навыков, лабораторные работы, уроки контроля знаний, повторительно–обобщающие уроки и другие.

Контроль знаний осуществляется через проведение различных видов работ: устных развернутых ответов, кратких высказываний, работа с тестами, как кратковременных по небольшим вопросам, так и по большим блокам, выполнение письменной итоговой контрольной работы.

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

  • текущий – контроль в процессе изучения темы

  • итоговый – контроль в конце учебного года.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ


В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен:

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

 


Учебно-тематический план для 6 класса (51 час)


Тема

Кол-во

часов

В том числе




демонстраций,

экскурсий


Лабораторных и практических

работ

к/р




1.

Введение

3

2 /(1экс.)

1/2


2.

Раздел 1. Клеточное строение организмов

4

3/-

3


3.

Раздел 2

Царство Бактерии

2

2/-

-/1


4.

Раздел 3

Царство Грибы

3

4/-

2/-


5.

Раздел 4. Царство Растения

7

1/-

3/-


6.

Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений

11


6/-

4/-


7.

Раздел 6. Жизнедеятельность растений

12

7/(1 экс.)

3/-





8.

Раздел 7. Классификация растений

4

4 /-

4/-


8.

Раздел 8. Природные сообщества

3

1/(+1 экс.)

1/-


9.

Раздел 9. Развитие растительного мира

2

1/-

-

1


Итого

51

31/

3 экскурсии

21 /3

3 пр/р

1



Примечание:

- Текст, выделенный подчеркнутым шрифтом - фразы взятые из примерной программы и отсутствующие в авторской программе по биологии.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 6 КЛАССА

БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ

(68 часов, 2 часа в неделю)


Введение (3ч)

Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Царства бактерий, грибов, растений и животных.

Демонстрации:

Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.

Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.

Лабораторные работы

Опыты по изучению состава почвы.

Практические работы

Наблюдение за ростом и развитием растений и животных

Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений и животных

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

В результате изучения темы учащийся должен

Знать/понимать: биологическую терминологию: биология

Уметь:

называть: основные царства живых организмов, перечислять методы изучения растений;

приводить примеры: значения биологических знаний;

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

наблюдать: за сезонными изменениями в природе;

выявлять: признаки биологических объектов: растений, животных своего региона.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

правил поведения в природной среде;


Р А З Д Е Л 1

Клеточное строение организмов (4 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества. Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

Клетка и её строение: пластиды.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Деление клетки- основа размножения, роста.. Нарушения в строении и функционировании клеток — одна из причин заболеваний организмов.

Жизнедеятельность клетки.

Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.

Строение растительной клетки.

Деление клетки

Ткани растительного организма

Микропрепарат пластид

Микропрепарат различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Пластиды.

В результате изучения темы учащийся должен

Знать/понимать:биологическую терминологию: клетка, ткань; межклетники, межклеточное строение, хромосомы; строение и функции: клетки, тканей;

Уметь:

называть: клеточные структуры и их значения; структуры клетки, участвующие в делении; роль хромосом;

распознавать и описывать: клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; последовательность стадий деления клетки;

сравнивать: по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа;

изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

работать с микроскопом.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

правил поведения в природной среде;

Р А З Д Е Л 2

Царство Бактерии (2 ч)

Система органического мира. Классификация организмов. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Бактерии — возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Демонстрации

Классификация организмов

Строение и разнообразие бактерий


Р А З Д Е Л 3

Царство Грибы (3ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.

Шляпочные грибы. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты, вызывающие болезни растений, человека.

Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрации

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов,

натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи).

Многообразие грибов

Распознавание съедобных и ядовитых грибов

Грибы-паразиты

Практические работы

Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий;

Лабораторные работы

Изучение строения тел шляпочных грибов.

Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом.

В результате изучения темы учащийся должен

Знать/понимать: биологическую терминологию: бактерии, спора;

строение, размножение и формы бактерий; мицелий, микориза, паразиты, лишайники, сапрофиты

Уметь:

объяснять: роль бактерий в природе и жизни человека;

называть: группы бактерий;

распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки; строение мукора и пеницилла; представителей шляпочных грибов и грибов-паразитов

выделять отличительные особенности бактерий; признаки царства грибов; влияние грибов –паразитов на растения

объяснять, что бактерии живые организмы; роль бактерий в природе и жизни человека; роль грибов в природе и жизни человека; пути заражения грибами-паразитами

сравнивать строение бактериальной и растительной клетки; грибы с растениями и животными

приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий; примеры шляпочных грибов

различать ядовитые и съедобные грибы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений грибами.


Р А З Д Е Л 4

Царство Растения (7 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Методы изучения растений. Охрана растений. Одноклеточные водоросли. Охрана водорослей. Основные группы растений. Многоклеточные водоросли. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Многообразие водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Мхи. Многообразие мхов. Строение мхов, их значение. Среда обитания. Папоротники, хвощи и плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Цветковые растения, их строение и многообразие. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Контрольная работа №1 по теме Царство «Растения».

Демонстрации

Строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Лабораторные работы

Знакомство с многообразием зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

В результате изучения темы учащийся должен

Знать/понимать: биологическую терминологию: ботаника, низшие растения, высшие растения, голосеменные растения,

Уметь:

перечислять основные группы растений приводить примеры основных групп растений

объяснять происхождение высших растений; роль водорослей в природе и в жизни человека; роль мхов в природе и жизни человека, происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей; роль папоротников в природе и жизни человека

выделять особенности строения низших и высших растений; общие черты строения высших споровых растений; приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги

распознавать и описывать водоросли различных отделов; внешнее строение водорослей; внешнее строение мхов; растения отдела Моховидные; растения отдела Папоротникообразные; внешнее строение папоротников; растения отдела Голосеменные растения; представителей голосеменных

доказывать принадлежность водорослей к низшим растениям

сравнивать строение одноклеточных водорослей и растительной клетки

выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- правил поведения в природной среде.


Р А З Д Е Л 5

Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 ч)

Строение семян однодольных растений. Строение семян двудольных растений.

Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля.

Видоизменение побегов. Многообразие стеблей. Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрации

Внешнего и внутреннего строения корня

Строения почек (вегетативной и генеративной)

Строения листа

Макро – микростроения стебля

Различные виды соцветий

Сухие и сочные плоды

Лабораторные работы

Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стеблевые и мочковатые корневые системы.

Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка.

В результате изучения темы учащийся должен

Знать/понимать: биологическую терминологию: строение семени, виды корней, троение корня, видоизменения корней, побег, стебель, междоузлие, узел, листорасположение, строение почки, лист, формы листа, классификации листьев по разным признакам, клеточное строение листа, устьица, ситовидные трубки, сосуды, видоизменения листьев и побегов, стебель и его строение, разнообразие стеблей, цветок и его строение: пестик, тычинка, венчик, чашечка, цветоножка, цветоложе; формула цветка, однодомные и двудомные растения, соцветия, типы соцветий, плод, строение плода, классификация плодов, способы распространения семян

Уметь:

распознавать растения отдела Покрытосеменные; наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные; сельскохозяйственные растения; растения семейств: лилейные, злаки; сельскохозяйственные растения;

распознавать и описывать строение цветкового растения; жизненные формы растений; строение семян однодольных и двудольных растений; зоны корня; на живых объектах строение: побега, почки; по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа; строение листа; по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение стебля; по рисунку: строение цветка; типы соцветий; по рисункам, коллекциям строение плодов;

выделять особенности строения покрытосеменных растений; приспособления к распространению плодов и семян

сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений; семейства растений класса однодольных по заданным критериям; строение цветков вишни и тюльпана;

устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка; взаимосвязь между строением зон корня и функциями; соответствие между видоизменениями корня и его функциями;

определять принадлежность растений к классу Двудольные, Однодольные;

объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений; почка – видоизмененный побег; влияние условий жизни на рост дерева в толщину

приводить примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией; примеры растений, имеющих видоизмененные побеги; примеры тканей, расположенных в стебле; примеры растений, имеющих различные соцветия;

называть функции кожицы листа, мякоти листа и жилок; функции слоев стебля; функции плодов; способы их распространения;

выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: правил поведения в природной среде;


Р А З Д Е Л 6

Жизнедеятельность растений (12 ч)

Основные процессы жизнедеятельности. Особенности химического состава. Минеральное питание растений.Воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание. Испарение воды. Обмен веществ. Условия прорастания семян, питание проростков. Растение-целостный организм. Рост, развитие и раздражимость растений. Размножение растений. Бесполое размножение. Размножение споровых растений. Половое размножение. Размножение голосеменных растений. Вегетативное размножение.Половое размножение. Оплодотворение у цветковых растений. Опыление.

Демонстрации

Получения вытяжки хлорофилла

Опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету,образование крахмала.

Дыхание растений

Испарение воды листьями

Передвижение органических веществ по лубу.

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян;

Питание проростков запасными веществами семени;

Лабораторные работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Вегетативное размножение комнатных растений

Экскурсия Зимние явления в жизни растений.

В результате изучения темы учащийся должен

Знать/понимать:биологическую терминологию: половое и бесполое (вегетативное) размножение, сперматозоид, яйцеклетка, опыление, оплодотворение, фотосинтез, испарение воды, двойное оплодотворение, способы опыления растений, пыльцевой мешок, пыльцевая трубка, пыльцевое зерно, спермий, зародышевый мешок, зооспоры, спорангии, культура тканей.

Уметь:

давать определение термину «двойное оплодотворение»

описывать опыты, демонстрирующие испарение воды; передвижение воды и минеральных солей по древесине; механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ;

объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями; космическую роль зеленых растений; результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений; биологическое значение вегетативного, размножения; условия размножения

определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ;

сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания

приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно

распознавать и описывать этапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников; по немому рисунку этапы развития голосеменных растений; по рисунку способы опыления растений; этапы размножения и развития покрытосеменных растений;

выделять особенности размножения и развития голосеменных растений в связи с условиями жизни; особенности минерального питания растений; приспособления растений для дыхания; особенности полового типов размножения у растений; признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

правил поведения в природной среде.


Р А З Д Е Л 7

Классификация растений (4 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы выращивания и народно-хозяйственное значение.

Класс Двудольные. Морфологическая характеристика. Семейство Крестоцветные (Капустные). Семейства Розоцветные и Паслёновые. Семейства Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые). Класс Однодольные. Морфологическая характеристика Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).

Демонстрации Живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений (4)

Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

В результате изучения темы учащийся должен

Знать/понимать: биологическую терминологию: систематика, вид, сорт.

Уметь:

сравнивать биологические объекты (представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: правил поведения в природной среде.


Р А З Д Е Л 8

Природные сообщества (3 ч)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм.

Демонстрации

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Экскурсия

Природное сообщество и влияние на него деятельности человека.

В результате изучения темы учащийся должен

Знать/понимать: биологическую терминологию: экологические факторы, симбиоз, паразитизм, типы растительных сообществ, природное сообщество, основные экологические группы растений.

Уметь:

объяснять взаимосвязь строения растения с условиями среды обитания

раскрывать взаимосвязь организмов в сообществе

обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира

приводить примеры растительных сообществ

описывать видовой состав растений лесного сообщества

распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

правил поведения в природной среде.


Р А З Д Е Л 9

Развитие растительного мира (2 ч)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Итоговая контрольная работа.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

В результате изучения темы учащийся должен

Знать/понимать: биологическую терминологию: этапы развития растительного мира, доказательства исторического развития растений, как усложнялись растения в процессе эволюционного развития.

Уметь

доказывать, что многообразие растительного мира-это результат длительного исторического развития, а усложненное строение растений связано с изменяющимися условиями обитания.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

правил поведения в природной среде.




































КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Оценивание устного ответа

ОТМЕТКА «5»:

полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника, четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины, для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов, ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

ОТМЕТКА «4»:

раскрыто основное содержание материала, в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины, ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

ОТМЕТКА «3»:

усвоено основное содержание учебного материала, но изложение фрагментарное, не всегда последовательно, определения понятий недостаточно четкие, не использованы в качестве доказательств выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении, допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определений, понятий.

ОТМЕТКА «2»:

основное содержание учебного материала не раскрыто, не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя, допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

ОТМЕТКА «5»:

правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

ОТМЕТКА «4»:

правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опытов допущены неточности, выводы неполные.

ОТМЕТКА «3»:

правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя, допущены ошибки и неточности при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

ОТМЕТКА «2»:

не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено

нужное оборудование, допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.



Список литературы

Литература для учителя


  1. Примерная программа основного общего образования

  2. Программа основного общего образования по биологии. VI-IX классы (авторы: В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова).

3. А.А. Калинина. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Москва: «Вако» 2007.

4. Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2007г

5. Учебник. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2007г

Литература для учащихся

1. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2007г

2. Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2007г





































Приложение№2


Контрольно-измерительные материалы

КИМ №1 Контрольная работа №1 по теме «Растения».


  1. вариант

1. Покрытосеменные растения отличаются от других растений тем, что они:

А - образуют плоды с семенами

Б - размножаются семенами

В – имеют мужские и женские гаметы

Г - для процесса оплодотворения половым клеткам необходима вода.

2. К низшим растениям относят:

А-хвощи Б - мхи

В-водоросли Г – папоротники

3. В половом размножении растений принимают участие:

А – гаметы Б – споры

В - клетки листа Г – корень

4. Ботаника – это...

А - наука о растениях Б - наука о животных

В - наука о вирусах Г - наука о бактериях

5. к голосеменным растениям относят

А – сосна, ель, пихта Б – мхи

В – водоросли Г - папоротники

6. Все растения в зависимости от строения делятся на :

А - 2 группы Б - 3группы

В - 4 группы Г- 5 групп

7. К одноклеточным водорослям относят

А - хлореллу, хламидомонаду Б – улотрикс

В- ульву Г- нителлу

8. Ризоиды – это...

А - бесцветные ветвистые нитевидные клетки- это...

Б - корни

В - листья

Г - слоевища

9.Симбиоз гриба и водоросли – это...

А – мхи Б - лишайники

В – водоросли Г - плауны

10. Мхи относят

А - к высшим споровым растениям

Б – к высшим

В – к низшим

Г – Б, В

11. Гамета - это...

А - половая клетка Б - женская клетка

В – яйцеклетка Г - сперматозоид

12. Плауны, хвощи и папоротники размножаются

А - семенами

Б - спорами

В - семенами и спорами

Г – ответы не верны

Часть 2.

Какие утверждения верны?

1.Красные водоросли, или багрянки – в основном многоклеточные морские растения.

2.Хламидомонада – это одноклеточная зеленая водоросль

3.Тело низших растений – таллом или слоевище.

4.У высших растений – тело слоевище.

Дайте развернутый ответ на вопрос.

1.Где обитают зеленые одноклеточные водоросли?

2.Почему голосеменные растения получили такое название?

3.Каково значение голосеменных?


2 вариант

Часть 1.

1. К отделу покрытосеменных относят:

А – ряску Б - спирогиру

В – хлореллу Г - ламинарию

2. Хроматофор - это:

А - зеленый пигмент растений Б - один крупный хлоропласт

В - много округлых хлоропластов Г - всегда спиральнозакрученная лента

3. Голосеменные растения в отличие от папоротников:

А - живут на суше Б - имеют корень и побег

В - Размножаются семенами Г - образуют плод с семенами

4. Для отдела водорослей характерны общие признаки:

А - имеют корни и побеги Б - размножаются семенами

В - живут водоемах и цветут Г - имеют слоевище вместо настоящих корней, стеблей,

листьев

5. Мхи отличаются от других растений тем, что:

А - в их клетках происходит фотосинтез, Б - тело не имеет тканей и органов

В - корни глубоко уходят в почву Г - на концах верхних ветвей образуются коробочки

со спорами

6. Наука о растениях, изучающая их жизнь, внутреннее и внешнее строение и взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом, - это...

А-ботаника Б - зоология

В – микология Г – вирусология

7. Все растения в зависимости от строения делятся на

А - низшие и высшие растения Б – только низшие

В – только высшие Г – ответы не верны

8. Какие растения относят к низшим:

А – мхи Б - водоросли

В - покрытосеменные растения Г - ответы не верны

9. Все растения в зависимости от строения делятся на

А- 2 группы

Б- 3группы

В- 4 группы

Г- 5 групп

10. Лишайники по внешнему виду и окраске делятся на

А – только кустистые

Б – только накипные

В - только кустистые и листоватые

Г – кустистые, накипные, листоватые

11. Женская гамета – это...

А – сперматозоид

Б – яйцеклетка

В – спора

Г – семя

12. Голосеменные растения размножаются

А - семенами

Б - спорами

В - семенами и спорами

Г - ответы не верны

Часть 2.

Какие утверждения верны?

1.Голосеменные растения имеют стебель, корень и листья.

2.Спорангии – маленькие бурые бугорки, которые находятся на нижней стороне вайев.

3.Плауны, хвощи и папоротники не относят к высшим споровым растениям.

4.Бурые водоросли в основном морские растения.

Дайте развернутый ответ на вопрос

1.Какое значение имеют растения в природе?

2.Почему водоросли относят к низшим растениям?

3.Как устроены лишайники?






















КИМ №2 Проверочная работа на тему: «Строение и многообразие

покрытосеменных растений».


  1. Какое строение имеет зерновка пшеницы?

  2. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

  3. Чем отличаются вегетативные почки от генеративных?

  4. Объясните значение хлоропластов.

  5. Что такое годичные кольца?

  6. Какие надземные видоизменения побега вы знаете?

  7. Каково биологическое значение соцветий?

































Приложение №3


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ


Лабораторные работы №3, 4

по теме «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассмотрение клеток с помощью лупы»

Цель: познакомиться со строением лупы и микроскопа,

научиться их сравнивать

Оборудование: 1) лупа;

2) микроскоп;

3) мякоть полуспелого яблока и томата.


Ход работы:

1. Найдите составные части лупы, определите ее увеличение.

2. Рассмотрите с помощью лупы мякоть яблока и томата.

3. Найдите составные части микроскопа, определите его увеличение.

4. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.

Оформление результатов:

запишите в тетрадь название составных частей лупы и ее увеличение, название составных частей микроскопа и его увеличение.

Cделайте вывод, ответив на вопросы:

1.почему лупа и микроскоп называются увеличительными приборами?

2. чем они отличаются?

Лабораторная работа №5

по теме «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассмотрение его под микроскопом»

Цель: научиться готовить временные микропрепараты,

закрепить умение пользоваться микроскопом.

Оборудование: 1) микроскоп;

2) предметное и покровное стекла;

3) пробирка с водой, стеклянная палочка;

4) луковица.


Ход работы:

1. На предметное стекло капните каплю воды.

2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.

Оформление результатов:

зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.

Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно…

Лабораторная работа №6

по теме «Изучение строения тел шляпочных грибов»


Цель: познакомиться со строением шляпочных грибов, научиться сравнивать их и делать выводы.

Оборудование: картинки с изображением шляпочных грибов.

Ход работы


  1. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.

2. Выпишите в тетрадь названия пластинчатых и трубчатых грибов. Напишите их сходства и различия.

Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных грибов.



18


Рабочая программа по биологии для 6 класса
  • Биология
Описание:

   Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина  основного общего образования по биологии. VI-IX класс, Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования (базовый уровень). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2007г

  Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана 2004 года  для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на  изучение биологии в 6 классе отводится  часов (2 часа в неделю при 34 неделях). В Новопетропавловской СОШ биология начинается с 6 класса,    то есть    6 класс относится ко первому году обучения.

         Рабочая программа рассчитана на 51 учебный час или  1,5 часа в неделю.

   Рабочая  программа составлена на  основе  авторской  программы с внесенными  в неё изменениями:  Изменения внесены с учетом  примерной программы по биологии  и стандарта основного общего образования по биологии. В связи  с этим изменяются  часы, отведенные  на изучение  отдельных разделов. Изменения  отражены в тематическом плане и в рабочей программе. Так как эти темы  рекомендуются к изучению (требования  стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии), то они  внесены в содержание рабочей  программы. Добавлены 2 лабораторных работы  и одна практическая работа в тему «Введение», «Клеточное строение организмов», «Грибы», а также демонстрации, которые взяты их примерной программы.

Автор Баргулова Бибигуль Темрбулатовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 567
Номер материала 11034
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓