Главная / Биология / Рабочая программа по биологии ( 7 класс)

Рабочая программа по биологии ( 7 класс)




Пояснительная записка

В основу рабочей программы по биологии положено:

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089)

-Примерная программа основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Примерные программы по биологии. М.:Дрофа, 2008)

- Авторская программа «Биология. 7 класс. Животные», авторы В.М.Константинов, В.С.Кучменко, И.Н.Пономарева (Природоведение. Биология. Экология. Программы 5-11 класс, М.: Вентана-Граф, 2009)

Программа рассчитана на 2 ч в неделю ( 70 часов в год), что соответствует учебному плану школы на 2014-2015 учебный год.

Учебный курс биологии преподается в 7 классе.

Цели и задачи обучения биологии в 7 классе:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, о роли живых организмов, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук, содержание которых адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Оно является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

Форма обучения - классно-урочная, также используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий.

Методы обучения – словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации), практические (выполнение лабораторных работ, проведении экскурсий), самостоятельные работы со справочной литературой (обычной и электронной).

Технологии обучения – дифференцированное, проблемное, групповое, игровое.

Формы мониторинга знаний – фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые работы, самостоятельные работы, творческие задания (защита проектов, доклады, презентации).

Для проведения уроков используются средства ИКТ, в т.ч. мультимедийное приложение к учебнику.

Для реализации программы используется учебник «Биология. 7 класс. Животные », авторы В.М.Константинов, В.С.Кучменко.

































Учебно-тематический план


п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Лабораторные, работы,

экскурсии

Практические работы

1

Общие сведения о мире животных.

4

Экскурсия № 1


2

Строение тела животных.


2

Лаб. раб № 1,2


3

Подцарство Простейшие.


4

Лаб.раб. № 3


4

Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные.


2



5

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.


6

Лаб.раб.№ 4


6

Тип Моллюски.


4

Лаб.раб. № 5,6


7

Тип Членистоногие

7


Лаб.раб. № 7,8



8

Тип Хордовые

Подтип Бесчерепные


28

1



Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

5

Лаб.раб. № 9,10


Класс Земноводные


4

Лаб.раб. № 11,12


Класс Пресмыкающиеся или Рептилии


4

Лаб.раб. № 13



Класс Птицы

6

Лаб.раб. № 14, 15,16


Класс Млекопитающие

8


Лаб.раб. № 17,18


9

Вирусы

1



10

Развитие животного мира на Земле.


4

Лаб. раб. № 19


11

Экскурсии и практические работы

4

Экскурсии № 2-5

1-4


Резерв

4




Итого

70

Экскурсий -5, лаб. раб.-19

4


Основное содержание программы.

1.Общие сведения о мире животных (4 ч)

Зоология – наука о царстве Животные. Царство животных. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира.

Классификация животных. Основные систематические категории (царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид). Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека.

Экскурсия № 1. Многообразие животных своей местности, их роль в природе и жизни человека.

2. Строение тела животных (2 ч)

Животный организм как биосистема. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетка, ткани, органы, системы органов. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Рост и развитие организмов.

Лабораторные работы № 1. Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах.

2 Распознавание органов и систем органов у животных.



3.Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 ч)

Одноклеточные и многоклеточные животные. Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторные работы:

3Строение инфузории-туфельки.



4. Подцарство Многоклеточные животные

Тип кишечнополостные (2 ч)

Беспозвоночные животные: кишечнополостные. Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.



5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)

Беспозвоночные животные: черви. Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные работы:

4. Сравнение строения червей.



6. Тип моллюски (4 ч.)

Беспозвоночные животные: моллюски Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторные работы:

5. Наблюдение за поведением животных.

6. Изучение строения раковины.

7. Тип Членистоногие (7 ч)

Беспозвоночные животные: членистоногие. Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Животные –возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний.

Охрана насекомых.

Лабораторные работы:

7. Изучение внешнего строения членистоногих.

8. Изучение многообразия членистоногих.

Экскурсия № 2. . Разнообразие членистоногих (проводится в конце года).

8. Тип хордовые (28 ч)

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные (1 ч)

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 ч.)

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:

9. Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

10. Наблюдение за ростом и развитием животных



Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Лабораторные работы:

11. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

12. Изучение скелета, внутреннего строения лягушки.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Лабораторные работы:

13 . Изучение внешнего строения рептилий.

Экскурсия № 3. Разнообразие животных родного края (краеведческий музей) (проводится в конце года)



Класс Птицы (6 ч)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Сельскохозяйственные животные. Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторные работы:

14. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни. № 15 .Изучение строения скелета птицы.

16. Изучение строения куриного яйца.

Экскурсия № 4. . Знакомство с птицами сада (проводится в конце года).







Класс Млекопитающие, или Звери (8 ч)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Сельскохозяйственные животные. Домашние животные.. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. Исторические особенности развития животноводства. Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторные работы:

17. Изучение внешнего строения млекопитающего.

18. Изучение внутреннего строения млекопитающего.

Экскурсия № 5. Домашние и дикие звери.(проводится в конце года)



9. Вирусы ( 1 час).

Вирусы – неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.



10. Развитие животного мира на Земле (4 ч.)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Усложнение животных на примере позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Многообразие животных- результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

Лабораторная работа № 19 Распознавание животных разных типов.

11. Экскурсии и практические работы ( 4 часа).

Экскурсии № 2 «Разнообразие членистоногих»

3 «Разнообразие животных родного края (краеведческий музей)»

4 «Знакомство с птицами сада»

5 «Домашние и дикие звери»

Практическая работа № 1 Наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных.

Практическая работа № 2 Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.

Практическая работа № 3 Выявление приспособлений у животных к среде обитания.

Практическая работа № 4 Распознавание домашних животных



Резерв (4 ч)



























Требования к уровню подготовки учеников 7 класса



В результате изучения курса биологии 7 класса ученик должен

знать/ понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, экосистем, биосферы, животных своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ , питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных, роль животных в жизни человека и собственной деятельности, взаимосвязи животных и окружающей среды, биологического разнообразия в сохранении биосферы, необходимость защиты окружающей среды;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов, наиболее распространенные животные своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

- выявлять приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе ( классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на животных, на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

- оказания первой помощи при укусах животных;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.









































Программное и учебно-методическое оснащение

УМК учеников

УМК учителя

Учебник «Биология. 7 класс. Животные»

В.М.Константинов, В.С.Кучменко















































1. В.Семенцова «Биология 5-11, планирование уроков», Дрофа, 2009

2. Г.Калинова «Методика обучения биологии 6-7 класс», Просвещение, 2007

3. Н.Артемьева «КИМы. Биология 7 класс», Вако, 2010

4. Т.Сухова «Контрольные и проверочные работы по биологии», Дрофа, 2005

5. В.Алексеев «300 вопросов и ответов о животных», Ярославль, 1997

6. CD мультимедийное приложение к учебнику 7 класса, презентации



Рабочая программа по биологии ( 7 класс)
  • Биология
Описание:

В основу рабочей программы по биологии положено:

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089)

-Примерная программа основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Примерные программы по биологии. М.:Дрофа, 2008)

- Авторская программа «Биология. 7 класс. Животные», авторы В.М.Константинов, В.С.Кучменко, И.Н.Пономарева (Природоведение. Биология. Экология. Программы 5-11 класс, М.: Вентана-Граф, 2009)

       Программа рассчитана на 2 ч в неделю ( 70 часов в год), что соответствует учебному плану школы на 2014-2015 учебный год.

      Учебный курс биологии преподается в 7 классе. 

      Цели и задачи обучения биологии в 7 классе:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, о роли живых организмов, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Автор Миненкова Татьяна Петровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 345
Номер материала 42753
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓