Рабочая
программа по химии
9
класс
(2
часа в неделю, 70 часов за год)
(Базовый
уровень)
1.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта основного общего образования на
базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе
примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского
курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы
развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала:
строение атома → состав вещества → свойства).
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 9 классе средней
общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс».
Дрофа, 2009 г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного
образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую
программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников,
рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на
2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2012
г. № 1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки
Российской Федерации».
В содержании курса 9 класса вначале обобщённо раскрыты сведения о свойствах
классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных
и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются
также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ.
Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе
отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от
углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего
образования и в соответствии с учебным планом отделения общеобразовательных
дисциплин (школа) ТКИ им. А. С. Даргомыжского программа рассчитана на
преподавание курса химии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю.
Количество контрольных работ за год – 4
Количество лабораторных опытов – 17
Количество практических работ за год – 6
2.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1.
Закон РФ от 10 июля 1992 года
№3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
2.
Типовое положение об общеобразовательном
учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ
от 19 марта 2001 года №196.
3.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в
Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
4.
Федеральный базисный учебный
план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
5.
Федеральный компонент
государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 №
1089). Стандарт основного общего образования по химии.
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2012 г. № 1067.
7. Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с
государственными образовательными стандартами 2004
г.
9. Габриелян
О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. –
М.: Дрофа, 2010.
3.
Цели изучения курса.
Изучение
химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
Освоение
важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической
символике;
·
овладение
умениями наблюдать
химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на
основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
·
развитие
познавательных
интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического
эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с
возникающими жизненными потребностями;
·
воспитание отношения
к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу
общечеловеческой культуры;
·
применение
полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических
задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью
человека и окружающей среде.
4. Перечень
практических работ.
№
|
Тема
|
1.
|
Практическая
работа № 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.
|
2.
|
Практическая
работа № 2. Получение и свойства соединений металлов.
|
3.
|
Практическая работа № 3. Решение
экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.
|
4.
|
Практическая
работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
|
5.
|
Практическая
работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и
углерода».
|
6.
|
Практическая
работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов.
|
5.
Перечень контрольных работ.
№
|
Тема
|
Вид проверки
|
1.
|
Металлы
и их соединения.
|
Контрольная
работа № 1
|
2.
|
Неметаллы
VII и VI групп
главных подгрупп.
|
Контрольная
работа № 2
|
3.
|
Неметаллы
V и IV групп
главных подгрупп.
|
Контрольная
работа № 3
|
4.
|
Органические
вещества.
|
Контрольная
работа № 4
|
6.
Перечень лабораторных опытов.
№
|
Тема
|
1.
|
Лабораторный опыт
№ 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
|
2.
|
Лабораторный опыт
№ 2. Ознакомление с образцами металлов.
|
3.
|
Лабораторный опыт
№ 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
|
4.
|
Лабораторный опыт
№ 4. Природные соединения металлов.
|
5.
|
Лабораторный опыт
№ 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и
щелочей.
|
6.
|
Лабораторный опыт
№ 6. Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+
|
7.
|
Лабораторный опыт
№ 7. Качественные реакции на хлорид - ион.
|
8.
|
Лабораторный опыт
№ 8. Качественные реакции на сульфат - ион.
|
9.
|
Лабораторный опыт
№ 9. Распознавание солей
аммония.
|
10.
|
Лабораторный опыт
№ 10. Получение углекислого
газа и его распознавание.
|
11.
|
Лабораторный опыт
№ 11. Качественная реакция на
карбонат - ион.
|
12.
|
Лабораторный опыт
№ 12. Ознакомление с
природными силикатами.
|
13.
|
Лабораторный опыт
№ 13. Ознакомление с продукцией силикатной
промышленности.
|
14.
|
Лабораторный опыт
№ 14. Изготовление молекул углеводородов.
|
15.
|
Лабораторный опыт
№ 15. Свойства глицерина.
|
16.
|
Лабораторный опыт
№ 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди
(II) без нагревания и при нагревании.
|
17.
|
Лабораторный опыт
№ 17. Взаимодействие крахмала с иодом.
|
7. Структура
курса.
№
|
Модуль
(глава)
|
Кол-во
часов
|
1.
|
Повторение основных вопросов курса 8
класса и введение в курс 9 класса.
|
6
|
2.
|
Металлы.
|
15
|
3.
|
Практикум № 1.
|
3
|
4.
|
Неметаллы.
|
23
|
5.
|
Практикум № 2.
|
3
|
6.
|
Органические соединения.
|
10
|
7.
|
Обобщение знаний по химии за курс
основной школы.
|
10
|
|
Итого:
|
70
|
8. Календарно
– тематическое планирование.
№ п/п
|
Дата
|
Тема урока
|
Домашнее задание
|
Примечания
|
|
|
Повторение основных тем 8
класса.
(6 ч.)
|
|
|
1.
|
|
Характеристика
химического элемента на основании его положения в Периодической
системе Д.И. Менделеева
|
§ 1, вопр. 1-3
|
Правила ТБ на уроке
химии.
|
2.
|
|
Характеристика
химического элемента по кислотно-основным свойствам образованных им
соединений. Л О №1 «Получение Zn(OH)2
и изучение его свойств».
|
§ 2, вопр. 2-4
|
|
3.
|
|
Периодический
закон и Периодическая система химических элементов.
|
§ 3, вопр. 5-9
|
|
4.
|
|
Периодический
закон и Периодическая система химических элементов. Их значение.
|
Записи в тетради
|
|
5.
|
|
Свойства оксидов, кислот, оснований и
солей с точки зрения ТЭД.
|
Записи в тетради
|
|
6.
|
|
Генетические ряды металла и неметалла.
|
Записи в тетради
|
|
Тема
«Металлы» (15 часов).
|
7.
|
|
Роль металлов в
цивилизации человечества
|
§ 4, задачи на избыток и
недостаток реагирующих веществ
|
Использ. металлов при изготовлении музыкальных инструментов
|
8.
|
|
Положение металлов
в Периодической системе и строение их атомов. Окислительно-восстановительные
реакции.
|
§ 5, вопр. 1-3; окислительно-восстановительные
реакции
|
|
9.
|
|
Кристаллическая решётка металлов. Её
особенности.
|
|
|
10.
|
|
Физические
свойства металлов. ЛО№2 «Рассмотрение образцов металлов»
|
§ 6, вопросы, задачи на
избыток и недостаток в-в
|
|
11.
|
|
Сплавы
|
§ 7, вопросы, задачи на
избыток и недостаток в-в
|
|
12.
|
|
Химические свойства
металлов. ЛО №3 «Взаимодействие металлов с растворами кислот
и солей»
|
§ 8, вопр. 5-7; окислительно-восстановительные
реакции
|
|
13.
|
|
Получение металлов.
ЛО№4 «Природные соединения металлов»
|
§ 9, вопр. 4-6
|
|
14.
|
|
Коррозия металлов
|
§ 10, вопр. 1-3
|
|
15.
|
|
Самостоятельная
работа (20 минут). Щелочные металлы. Их свойства.
|
§ 11, вопр. 1-2
|
|
16.
|
|
Щелочные металлы.
Их получение и применение.
|
Записи в тетради
|
|
17.
|
|
Щелочноземельные
металлы. Их свойства и получение.
|
§12, зад. 3-5
|
|
18.
|
|
Щелочноземельные
металлы. Их соединения.
|
Записи
в тетради
|
|
19.
|
|
Алюминий и его
свойства .
Амфотерность его
оксида и гидроксида.
|
§13, зад. 6-8
|
Л.О№5.
Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
|
20.
|
|
Железо и его
свойства. Соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли.
|
§ 14, вопр. 5, 7
|
Л.О№6.
Качественные реакции на ионы Fe 2+ и 3+.
|
21.
|
|
Контрольная работа №1.
Тема: « Металлы».
|
|
|
|
|
Практикум
№1. (3часа).
|
|
|
22.
|
|
Практическая
работа № 1 . Осуществление цепочки химических превращений.
|
Задания в тетради
|
|
23.
|
|
Практическая
работа № 2. Получение и свойства соединений металлов.
|
Задания в тетради
|
|
24.
|
|
Практическая работа
№ 3 . Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.
|
Задания в тетради
|
|
.
|
Тема
«Неметаллы» (23 часа)
|
25.
|
|
Неметаллы: атомы и
простые вещества. Кислород, воздух.
|
§ 15, вопр. 1-3
|
|
26.
|
|
Химические элементы в клетках
живых организмов.
|
§ 16, вопросы, задания
|
|
27.
|
|
Водород. Его свойства, получение и применение. Водородные
соединения неметаллов.
|
§ 17, вопр. 1-3
|
|
28.
|
|
Галогены. Их свойства и применение.
|
§ 18, вопр.
|
|
29.
|
|
Соединения галогенов.
Галогеноводородные
кислоты и их соли.
|
§ 19, вопр. 1-4, задачи в
тетради
|
Л.О№7.
Качеств. р-ция на хлорид ион.
|
30.
|
|
Получение и
применение галогенов. Их биологическое значение
|
§ 20, вопр.
|
|
31.
|
|
Кислород. Его свойства.
Озон. Вода.
|
§21, вопр. 1-2, задачи в тетради
|
|
32.
|
|
Сера. Ее свойства.
|
§22, вопр. 1-3
|
|
33.
|
|
Соединения серы. Оксиды серы. Серная кислота и её соли.
|
|
Л.О.№8
Качеств. р-ция на сульфид ион.
|
34.
|
|
Производство серной кислоты. Химическое
загрязнение окружающей среды и её последствия.
|
§23, вопр. 1-2
|
|
35.
|
|
Сероводородная кислота и её соли.
Сернистая кислота и её соли.
|
Записи в тетради.
|
|
36
|
|
Контрольная работа № 2.
|
|
|
Тема: «Неметаллы VII и VI групп»
|
37.
|
|
Анализ контрольной
работы. Азот. Свойства азота. Его
оксиды.
|
§24, зад. 1-3
|
|
38.
|
|
Аммиак. Его получение и свойства
|
§ 25, вопросы
|
|
39.
|
|
Соли аммония.
|
§ 26, вопр. 1-4
|
ЛО №9 «Распознавание солей аммония»
|
40.
|
|
Кислородные
соединения азота. Оксиды азота. Азотная кислота и её соли.
|
§ 27, вопр. 5-6
|
|
41.
|
|
Фосфор.Оксид Фосфора.Ортофосфорная кислота и её соли.
|
§ 28, вопр. 1-3
|
|
42.
|
|
Решение задач. Нахождение массовой доли в
веществе.
|
Задачи в тетради
|
|
43.
|
|
Самостоятельная работа (40 минут).
Тема: Азот и фосфор.
|
|
|
44.
|
|
Углерод. Его свойства. Алмаз и графит.
|
§ 29, вопр. 6-8
|
Химические
вещества какстроительные и поделочные материалы.
|
45.
|
|
Угарный и
углекислый газы.
ЛО №10 «Получение
СО2» . Угольная к-та и её соли.
|
§ 30, вопр. 6-7 с. 178
|
Л.О
№11 . Качеств. р-ция на карбонат- ион.
|
46.
|
|
Кремний и его
соединения: Оксид кремния, кремниевая кислота и её соли. ЛО №12, 13
«Природные силикаты и продукты силикатной промышленности»
|
§31, вопр. 1-4
|
|
47.
|
|
Контрольная работа № 3.
|
|
|
Тема: «Неметаллы V и IV групп».
|
|
|
Практикум №2 (3 часа).
|
|
|
48.
|
|
Практическая работа
№ 4. Тема: «Подгруппа кислорода. Решение экспериментальных задач».
|
Задания в тетради
|
|
49.
|
|
Практическая работа
№ 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода.»
|
Задания в тетради
|
|
50.
|
|
Практическая
работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов.
|
Задания в тетради
|
|
Тема
«Органические вещества» (10 часов)
|
|
51.
|
|
Первоначальные сведения о строении органических
веществ.
|
§ 32, вопр. 1-5
|
|
|
52.
|
|
Теория A.M.
Бутлерова. Причины многообразия органических соединений.
|
Записи
в тетради.
|
|
|
53.
|
|
Предельные
углеводороды. Метан. ЛО №14 «Изготовление моделей углеводородов».
|
§ 33, вопр. 1-5
|
Токсичные,
горючие и взрывоопасные вещества.
|
|
54.
|
|
Непредельные
углеводороды. Этилен и ацетилен.
|
§ 34, вопр. 1-3
|
Природные
источнтки у/в. Нефть и природный газ.
|
|
55.
|
|
Спирты: метанол, этанол, глицерин.ЛО №15
«Свойства глицерина».
|
§ 35, вопр. 1-5
|
|
|
56.
|
|
Карбоновые кислоты: уксусная, стеариновая.
Сложные эфиры.
|
§ 36, вопр. 1-3
|
Консерванты
пищевых продуктов.
|
|
57.
|
|
Жиры. Аминокислоты и белки.
|
§ 37, вопр. 1-4.
|
Химия
и здоровье.
|
|
58.
|
|
Углеводы. ЛО №16,
17 «Взаимодействие глюкозы с Си(ОН)2 и крахмала с J2».
|
§38, вопр. 1-4.
|
Калорийность
жиров, белков и углеводов.
|
|
59.
|
|
Полимеры. Полиэтилен. Лекарственные
препараты.
|
§ 39, вопр. 1-6
|
Бытовая
химическая грамотность.
|
|
60.
|
|
Контрольная работа № 4.
Тема: «Органические вещества».
|
§ 40, вопр. 1-5
|
|
|
|
|
Тема: «Обобщение знаний по химии
за курс основной школы». (8 часов).
|
|
|
|
61.
|
|
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.
|
Записи в тетради
|
|
|
62.
|
|
Электронные формулы химических элементов. Значение
периодического закона.
|
Записи в тетради
|
|
|
63.
|
|
Типы химической связи: ковалентная,
ионная, металлическая. Строение молекул.
|
Записи в тетради
|
|
|
64.
|
|
Типы кристаллических решёток: атомная,
молекулярная, ионная и металлическая. Кристаллические и аморфные вещества.
|
Записи в тетради
|
|
|
65.
|
|
Классификация химических реакций по
различным признакам. Условия и признаки химических реакций.
|
Записи в тетради
|
|
|
66.
|
|
Простые и сложные вещества. Металлы и
неметаллы. Их генетические ряды.
|
Записи в тетради
|
|
|
67.
|
|
Состав и классификация оксидов, кислот,
оснований и солей.
|
Записи в тетради
|
|
|
68.
|
|
Окислительно – восстановительные реакции
и электролитическая диссоциация.
|
Записи в тетради
|
|
|
69.
70.
|
|
Реакции ионного обмена.
Заключительный урок.
|
Записи в тетради
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
Требования
к уровню подготовки учащихся 9 класса.
В результате
изучения химии ученик должен
знать /
понимать
·
химическую
символику:
знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических
реакций;
·
важнейшие
химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество,
классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая
реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
·
основные
законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
уметь
·
называть:
химические элементы, соединения изученных классов;
·
объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров
группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.
Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых
периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
·
характеризовать:
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь
между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных
классов неорганических веществ;
·
определять: состав
веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу
соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в
соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций
ионного обмена;
·
составлять: формулы
неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20
элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
·
обращаться
с
химической посудой и лабораторным оборудованием;
·
распознавать
опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-,
карбонат- ионы;
·
вычислять: массовую
долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в
растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему
или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
безопасного
обращения с веществами и материалами;
·
экологически
грамотного поведения в окружающей среде;
·
оценки
влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
·
критической
оценки информации о веществах, используемых в быту;
·
приготовления
растворов заданной концентрации.
10.
Информационно – методическое обеспечение.
Основная
литература:
- Габриелян
О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных
учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
- Химия.
8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян.–
15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2009. – 270, [2] с. : ил.
- Настольная
книга учителя.Химия. 8 класс/ О.С. Габриелян,
Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.
4. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.
Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.
– 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
5. Химия. 8кл.:рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна«Химия. 8 класс»
/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176
с.: ил.
6. Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к
учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.:
Дрофа, 2010. – 96 с. : ил.
Дополнительная
литература и интернет - ресурсы:
- Изучаем химию в 8 классе:
дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8
класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и
К», 2004. – 224с.
- Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс:
к учебнику О.С.
Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен»,
2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).
- Хомченко И. Г. Решение задач по химии. – М.: ООО
«Издательство Новая Волна», 2005. – 256 с.
- Глинка Н. Л. Общая химия. Издательство «Химия»,
1979
- «Единая
коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к
учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
- http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
7. www.edios.ru – Эйдос – центр
дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные
материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
9. http://djvu-inf.narod.ru/
- электронная библиотека.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.