Инфоурок Биология Другие методич. материалыРабочая программа по биологии 9 класс. (В. В. Пасечник)

Рабочая программа по биологии 9 класс. (В. В. Пасечник)

Скачать материал

Рабочая программа по химии

9 класс

(2 часа в неделю, 70 часов за год)

(Базовый уровень)

 

1. Пояснительная записка.

 

   Рабочая программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).

   Рабочая программа предназначена для изучения химии в 9 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». Дрофа, 2009 г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует  авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

  В содержании курса 9 класса вначале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем  подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов). 

    В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного общего  образования  и в соответствии с учебным планом отделения общеобразовательных дисциплин (школа) ТКИ им. А. С. Даргомыжского программа рассчитана на преподавание курса химии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю.

        Количество контрольных работ за год – 4

        Количество лабораторных опытов – 17

        Количество практических работ за год – 6

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

 

1.                                     Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

2.       Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

3.      Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

4.                                     Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

5.                                     Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии. 

6.      Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.

7.      Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

     9. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.

 

3. Цели изучения курса.

 

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·      Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

·      овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

·      развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

·      воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

·      применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Перечень практических работ.

 

Тема

 

1.

Практическая работа № 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов.

2.

Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов.

 

3.

Практическая работа № 3.  Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

4.

Практическая работа № 4.   Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

5.

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».

6.

Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов.

 

 

5. Перечень контрольных работ.

 

Тема

 

Вид проверки

1.

Металлы и их соединения.

 

Контрольная работа № 1

2.

Неметаллы VII и VI групп главных подгрупп.

 

Контрольная работа № 2

3.

Неметаллы V и IV групп главных подгрупп.

 

Контрольная работа № 3

4.

Органические вещества.

Контрольная работа № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Перечень лабораторных опытов.

 

Тема

 

1.

Лабораторный опыт № 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

2.

Лабораторный опыт № 2. Ознакомление с образцами металлов.

3.

Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

4.

Лабораторный опыт № 4. Природные соединения металлов.

5.

Лабораторный опыт № 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

6.

Лабораторный опыт № 6. Качественные реакции на ионы железа Fe2+ и Fe3+

7.

Лабораторный опыт № 7.  Качественные реакции на хлорид - ион.

8.

Лабораторный опыт № 8.  Качественные реакции на сульфат - ион.

9.

Лабораторный опыт № 9. Распознавание солей аммония.

10.

Лабораторный опыт № 10.  Получение углекислого газа и его распознавание.

11.

Лабораторный опыт № 11. Качественная реакция на карбонат - ион.

12.

Лабораторный опыт № 12. Ознакомление с природными силикатами.

13.

Лабораторный опыт № 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

14.

Лабораторный опыт № 14. Изготовление молекул углеводородов.

15.

Лабораторный опыт № 15. Свойства глицерина.

16.

Лабораторный опыт № 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.

17.

Лабораторный опыт № 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

7.     Структура курса.

 

Модуль (глава)

 

Кол-во часов

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса.

6

2.

Металлы.

15

3.

Практикум № 1.

3

4.

Неметаллы.

23

5.

Практикум № 2.

3

6.

Органические соединения.

10

7.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

10

 

Итого:

70

8.     Календарно – тематическое планирование.

 

п/п

 

Дата

 

Тема урока

 

Домашнее задание

 

Примечания

 

 

 

Повторение основных тем 8 класса.

(6 ч.)

 

 

1.

 

 

 

Характеристика химического элемента на основании его положения в Перио­дической системе Д.И. Менделеева

 

§ 1, вопр. 1-3

 

Правила ТБ на уроке химии.

 

2.

 

 

 

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образованных им соединений. Л О №1 «Получение Zn(OH)2 и изучение его свойств».

 

§ 2, вопр. 2-4

 

 

 

3.

 

 

 

Периодический закон и Периодичес­кая система химических элементов.

 

§ 3, вопр. 5-9

 

 

 

4.

 

 

 

Периодический закон и Периодичес­кая система химических элементов. Их значение.

 

Записи в тетради

 

5.

 

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей с точки зрения ТЭД.

Записи в тетради

 

6.

 

Генетические ряды металла и неметалла.

Записи в тетради

 

 

Тема «Металлы» (15 часов).

 

7.

 

 

 

Роль металлов в цивилизации человечества

 

§ 4, задачи на из­быток и недоста­ток реагирующих веществ

 

Использ. металлов при изготовлении музыкальных инструментов

 

8.

 

 

 

Положение металлов в Периодической системе и строение их атомов. Окис­лительно-восстановительные реакции.

 

§ 5, вопр. 1-3; окислительно-вос­становительные реакции

 

 

9.

 

Кристаллическая решётка металлов. Её особенности.

 

 

 

10.

 

 

 

Физические свойства металлов. ЛО№2 «Рассмотрение образцов металлов»

 

§ 6, вопросы, задачи на избыток и недостаток в-в

 

 

 

11.

 

 

 

Сплавы

 

§ 7, вопросы, задачи на избыток и недостаток в-в

 

 

 

12.

 

 

 

Химические свойства металлов. ЛО №3 «Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей»

 

§ 8, вопр. 5-7; окислительно-вос­становительные реакции

 

 

 

13.

 

 

 

Получение металлов. ЛО№4  «Природные соединения металлов»

 

§ 9, вопр. 4-6

 

 

 

14.

 

 

 

Коррозия металлов

 

§ 10, вопр. 1-3

 

 

 

15.

 

 

 

Самостоятельная работа (20 минут). Щелочные металлы. Их свойства.

 

§ 11, вопр. 1-2

 

 

16.

 

 

Щелочные металлы. Их получение и применение.

 

Записи в тетради

 

 

17.

 

 

 

Щелочноземельные металлы. Их свойства и получение.

§12, зад. 3-5

 

 

18.

 

 

 

 

Щелочноземельные металлы. Их соединения.

Записи в тетради

 

 

 

19.

 

 

Алюминий и его свойства .

Амфотерность его оксида и гидроксида.

§13, зад. 6-8

 

Л.О№5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

 

20.

 

 

 

 

Железо и его свойства. Соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли.

 

§ 14, вопр. 5, 7

 

Л.О№6. Качественные реакции на ионы Fe 2+ и 3+.

 

21.

 

 

 

Контрольная работа №1.

Тема: « Металлы».

 

 

 

 

 

Практикум №1. (3часа).

 

 

22.

 

 

Практическая работа № 1 . Осуществление цепочки химических превращений.

 

Задания в тетради

 

 

 

23.

 

 

 

Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов.

 

Задания в тетради

 

 

 

24.

 

 

Практическая работа № 3 . Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.

 

Задания в тетради

 

 

 

.

 

 

Тема «Неметаллы» (23 часа)

 

25.

 

 

 

Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, воздух.

 

§ 15, вопр. 1-3

 

 

 

26.

 

 

 

 

 

Химические элементы в клетках

живых организмов.

§ 16, вопросы, задания

 

 

 

27.

 

 

Водород. Его свойства, получение и применение. Водородные соединения неметаллов.

 

§ 17, вопр. 1-3

 

 

 

28.

 

 

 

Галогены. Их свойства и применение.

 

§ 18, вопр.

 

 

 

29.

 

 

 

Соединения галогенов.        

Галогеноводородные кислоты и их соли.

§ 19, вопр. 1-4, задачи в тетради

 

Л.О№7. Качеств. р-ция на хлорид ион.

 

30.

 

 

Получение и применение галогенов. Их биологическое значение

 

§ 20, вопр.

 

 

 

31.

 

 

 

 

Кислород. Его свойства.

Озон. Вода.

§21, вопр. 1-2, задачи в тетради

 

 

 

32.

 

 

 

Сера. Ее свойства.

 

§22, вопр. 1-3

 

 

 

33.

 

 

Соединения серы. Оксиды серы. Серная кислота и её соли.

 

Л.О.№8  Качеств. р-ция на сульфид ион.

34.

 

 

 

 

Производство серной кислоты. Химическое загрязнение окружающей среды и её последствия.

 

§23, вопр. 1-2

 

 

 

35.

 

 

Сероводородная кислота и её соли.

Сернистая кислота и её соли.

Записи в тетради.

 

 

 

36

 

 

 

 

Контрольная работа № 2.

 

 

 

 

 

Тема: «Неметаллы VII и VI групп»

 

37.

 

 

 

Анализ контрольной работы. Азот. Свойства азота. Его оксиды.

 

§24, зад. 1-3

 

 

 

38.

 

 

Аммиак. Его получение и свойства

 

§ 25, вопросы

 

 

 

39.

 

 

 

Соли аммония.

 

§ 26, вопр. 1-4

 

ЛО №9  «Распознавание солей аммония»

 

40.

 

 

 

Кислородные соединения азота. Оксиды азота. Азотная кислота и её соли.

 

§ 27, вопр. 5-6

 

 

 

41.

 

 

Фосфор.Оксид Фосфора.Ортофосфорная кислота и её соли.

 

§ 28, вопр. 1-3

 

 

 

42.

 

 

Решение задач. Нахождение  массовой доли в веществе.

 

Задачи в тетради

 

 

 

43.

 

 

Самостоятельная работа (40 минут). Тема:        Азот и фосфор.

 

 

 

 

 

44.

 

 

Углерод. Его свойства. Алмаз и графит.

 

§ 29, вопр. 6-8

 

Химические вещества какстроительные и поделочные материалы.

 

45.

 

 

Угарный и углекислый газы.

ЛО №10  «Получение СО2» . Угольная к-та и её соли.

 

§ 30, вопр. 6-7 с. 178

 

Л.О №11 . Качеств. р-ция на карбонат- ион.

 

46.

 

 

Кремний и его соединения: Оксид кремния, кремниевая кислота и её соли.  ЛО №12, 13 «Природные силикаты и продукты силикатной промышленности»

 

§31, вопр. 1-4

 

 

 

47.

 

 

Контрольная работа № 3.

 

 

 

 

 

Тема: «Неметаллы V и IV групп».

 

 

 

Практикум №2 (3 часа).

 

 

48.

 

 

 

Практическая работа № 4. Тема: «Подгруппа кислорода. Решение экспериментальных задач».

 

Задания в тетради

 

 

49.

 

 

 

Практическая работа № 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода.»

 

Задания в тетради

 

 

50.

 

 

 

Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов.

 

Задания в тетради

 

 

Тема «Органические вещества» (10 часов)

 

 

51.

 

 

 

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

 

§ 32, вопр. 1-5

 

 

 

 

52.

 

 

 

Теория A.M. Бутлерова. Причины многообразия органических соединений.

 

Записи в тетради.

 

 

 

 

53.

 

 

 

Предельные углеводороды. Метан. ЛО №14 «Изго­товление моделей углеводородов».

 

§ 33, вопр. 1-5

 

Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.

 

54.

 

 

 

Непредельные углеводороды. Этилен и ацетилен.

 

§ 34, вопр. 1-3

 

Природные источнтки у/в. Нефть и природный газ.

 

 

55.

 

 

 

Спирты: метанол, этанол, глицерин.ЛО №15 «Свойства глицерина».

 

§ 35, вопр. 1-5

 

 

 

56.

 

 

 

Карбоновые кислоты: уксусная, стеариновая. Сложные эфиры.

 

§ 36, вопр. 1-3

 

Консерванты пищевых продуктов.

 

 

57.

 

 

 

Жиры. Аминокислоты и белки.

 

 

§ 37, вопр. 1-4.

 

Химия и здоровье.

 

58.

 

 

 

Углеводы. ЛО №16, 17 «Взаимодействие глюкозы с Си(ОН)2 и крахмала с J2».

 

§38, вопр. 1-4.

 

Калорийность жиров, белков и углеводов.

 

 

59.

 

 

 

Полимеры.  Полиэтилен. Лекарственные препараты.

 

§ 39, вопр. 1-6

 

Бытовая химическая грамотность.

 

 

60.

 

 

 

Контрольная работа № 4.

Тема: «Органические вещества».

 

§ 40, вопр. 1-5

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Обобщение знаний по химии за курс основной школы». (8 часов).

 

 

 

 

61.

 

 

 

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

Записи в тетради

 

 

 

 

62.

 

Электронные формулы химических элементов. Значение периодического закона.

Записи в тетради

 

 

 

 

63.

 

Типы химической связи: ковалентная, ионная, металлическая. Строение молекул.

Записи в тетради

 

 

 

 

64.

 

Типы кристаллических решёток: атомная, молекулярная, ионная и металлическая. Кристаллические и аморфные вещества.

Записи в тетради

 

 

 

 

65.

 

Классификация химических реакций по различным признакам. Условия и признаки химических реакций.

Записи в тетради

 

 

 

66.

 

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Их генетические ряды.

Записи в тетради

 

 

 

67.

 

Состав и классификация оксидов, кислот, оснований и солей.

Записи в тетради

 

 

 

 

68.

 

Окислительно – восстановительные реакции и электролитическая диссоциация.

Записи в тетради

 

 

 

 

69.

70.

 

Реакции ионного обмена.

Заключительный урок.

Записи в тетради

 

 

 

 

 

 


 

9. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

 

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

·      химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

·      важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

·      основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

·      называть: химические элементы, соединения изученных классов;

·      объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

·      характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

·      определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

·      составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

·      обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

·      распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы;

·      вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·      безопасного обращения с веществами и материалами;

·      экологически грамотного поведения в окружающей среде;

·      оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

·      критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

·      приготовления растворов заданной концентрации.

 

10. Информационно – методическое обеспечение.

 

Основная литература:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян.– 15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2009. – 270, [2] с. : ил.
  3. Настольная книга учителя.Химия. 8 класс/ О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.

4.      Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.

5.      Химия.  8кл.:рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна«Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.: ил.

6.      Химия.  8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. : ил.

 

Дополнительная литература и интернет - ресурсы:

  1. Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.
  2. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).
  3. Хомченко И. Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256 с.
  4. Глинка Н. Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979
  5. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
  6. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».

      7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

      8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

9. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по биологии 9 класс. (В. В. Пасечник)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).

 

   Рабочая программа предназначена для изучения химии в 9 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». Дрофа, 2009 г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует  авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 849 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1162
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 509
    • DOCX 212 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чурочкин Герман Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чурочкин Герман Викторович
    Чурочкин Герман Викторович
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14266
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 490 человек

Мини-курс

Занимательное обучение русскому языку: основы орфоэпии и тайны русской орфографии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек