Главная / Биология / Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  1. по биологии

  2. на 2014-2015 учебный год







        1. Учитель: Селянина Е. В.

  1. Класс: 9

  2. Год составления: 2014-2015

  3. Общее количество часов по плану: 68

  4. Количество часов в неделю: 2





Программа составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, программы основного общего образования по биологии 6-11 классы/Авторы: В. В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.- М.: Дрофа, 2011г.















  1. «_____» ______________ 2014 г. ____________________

  2. (подпись учителя)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Программа составлена в соответствии со сборником нормативных документов, программы основного общего образования по биологии 6-11 классы/Авторы: В. В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.- М.: Дрофа, 2011г.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. –12-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013. – 303,(1) с.: ил.

(Гриф: Рекомендовано Минобрнауки России)

а также методических пособий для учителя:

1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;

дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Епеневский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 «Мир и образование», 2005;

3) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2014. - 96 с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию»

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина(электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

www.school.collecsion.ru

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования

планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.

Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:

  • личностных

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

  • метапредметных

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

У обучающихся сформированы УУД:

Регулятивные

7–9-й классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу тать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные

7–9-й классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

давать определение понятиям на основе изученного;

осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.


Коммуникативные



7–9-й классы

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.



  • предметных

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов ( клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

различение на таблицах органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

4. В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.













































Содержание программы

Введение в общую биологию 9 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные пред­ставления о сущности жизни. Значение биологиче­ской науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1

Уровни организации живой природы(49 часов)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой при­роде. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Ка­тализаторы. Вирусы.

Лабораторная работа

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой

Тема 1.2.Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клет­ка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические воз­можности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрации

модели клетки

микропрепараты митоза в клетках корешков лука

микропрепараты хромосом

моде­ли-аппликации, иллюстрирующие деление кле­ток

Лабораторная работа

Рассматривание клеток растении и животных под микроскопом.

Тема 1.3.Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Генети­ческая непрерывность жизни. Закономерности из­менчивости.

Демонстрации

микропрепараты яйце­клетки и сперматозоида животных

половое и бесполое размножение

оплодотворение

формы изменчивости организмов

Лабораторная работа

Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень (2 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрации

гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животных

признаки вида

экологические факторы

Лабораторная работа

Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5.Экосистемный уровень (5часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимо­связь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе.

Искусственные биоценозы. Экологи­ческая сукцессия.

Демонстрации

коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах;

моде­ли экосистем

Тема 1.6.Биосферный уровень (3 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрации

модели-аппликации «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ 2

Эволюция (8 часов)

Основные положения теории эволюции. Движу­щие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусст­венный отбор. Селекция. Образование видов - мик­роэволюция. Макроэволюция. Причины многообразия видов в природе.

Демонстрации

живых растений и животных, гер­бариев и коллекций, иллюстрирующих изменчи­вость, наследственность, приспособленность, ре­зультаты искусственного отбора

РАЗДЕЛ 3

Возникновение и развитие жизни(8 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрации

окаменелости, отпечатки, скеле­ты позвоночных животных, модели

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.











Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Количество часов

1

Введение.


3

2

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень.


10

1 лабораторная работа

3

Клеточный уровень.


15

1 лабораторная работа

4

Организменный уровень.


14

1 лабораторная работа

5

Популяционно-видовой уровень.


2

1 лабораторная работа

6

Экосистемный уровень.


5


7

Биосферный уровень.


3

8

Эволюция.


8

9

Происхождение и развитие жизни.

8

Итого


68

4 лабораторные работы









Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.



Календарно-тематическое планирование по курсу

«Введение в общую биологию» (9 класс)


п./п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные работы (тема)

Домашнее задание

Контроль

Дата



Введение

3

1

Биология – наука о жизни.

1


1

Фронтальный опрос

01.09

2

Методы исследования в биологии.

1


2

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

05.09

3

Сущность жизни и свойства живого.

1


3

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

08.09

I

Уровни организации живой природы (53часа)






1.1

Молекулярный уровень

10

1

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

1


1.1

Фронтальный опрос

12.09

2

Углеводы.

1


1.2

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

15.09

3

Липиды.

1


1.3

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

19.09

4

Состав и строение белков.

1


1.4

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

22.09

5

Функции белков.

1


1.5

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

26.09

6

Нуклеиновые кислоты.

1


1.6

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

29.09

7

АТФ и другие органические вещества.

1


1.7

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

03.10

8

Биологические катализаторы.

1

Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

1.8

Лабораторная работа

06.10

9

Вирусы.

1


1.9

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

10.10

10

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

1


Повт. 1.1-1.9

Тестирование

13.10

1.2

Клеточный уровень

15

1

Основные положения клеточной теории.

1


2.1

Фронтальный опрос

17.10

2

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1


2.2

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

20.10

3

Ядро. Хромосомный набор клетки.

1


2.3

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

24.10

4

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1


2.4

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

27.10

5

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1


2.5

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

07.11

6

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1


2.6

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

10.11

7

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1

Лабораторная работа № 2. «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».

2.7

Лабораторная работа



14.11


8

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1


2.8

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

17.11


9

Энергетический обмен в клетке.

1


2.9

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

21.11

10

Типы питания в клетке.

1


2.10

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

24.11


11

Фотосинтез и хемосинтез.

1


2.11

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

28.11

12

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1


2.13

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

01.12

13

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1


2.13

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

05.12

14

Деление клетки. Митоз.

1


2.14

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

08.12

15

Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы».

1


Повт. 2.8-2.14

Тестирование

12.12

1.3

Организменный уровень

14

1

Бесполое размножение организмов.

1


3.1

Фронтальный опрос

15.12

2

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1


3.2, 3.3

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

19.12

3

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1


3.4

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

22.12

4

Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1


3.5

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

26.12

5

Закон чистоты гамет.

1


3.5

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

12.01

6

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

1


3.6

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

16.01

7

Дигибридное скрещивание.

1


3.7

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

19.01

8

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрёст.

1


3.8

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

23.01

9

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1


3.10

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

26.01

10

Модификационная изменчивость. Норма реакции.

1

Лабораторная работа № 3. «Выявление изменчивости организмов».

3.11

Лабораторная работа

30.01

11

Мутационная изменчивость.

1


3.12

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

02.02

12

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

1


3.13

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

06.02

13

Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

1


3.14

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

09.02

14

Обобщающий урок по теме «Организменный уровень».

1


Повт. 3.7-3.14

Тестирование

13.02

1.4

Популяционно-видовой уровень

2

1

Вид. Критерии вида.

1

Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия вида».

4.1

Лабораторная работа

16.02

2

Популяции. Биологическая классификация.

1


4.2, 4.3

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

20.02

1.5

Экосистемный уровень

5

1

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

1


5.1

Фронтальный опрос

27.02

2

Состав и структура сообщества.

1


5.2

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

02.03

3

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1


5.3

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

06.03

4

Саморазвитие экосистемы.

1


5.5

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

09.03

5

Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень».

1


Повт. 5.1-5.5

Тестирование

13.03

1.6

Биосферный уровень

3

1

Биосфера. Среды жизни.

1


6.1

Фронтальный опрос

16.03

2

Средообразующая деятельность организмов.

1


6.2

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

20.03

3

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1


6.3

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

30.03

II

Эволюция

8

1

Развитие эволюционного учения.

1


7.1

Фронтальный опрос

03.04

2

Изменчивость организмов.

1


7.2

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

06.04

3

Борьба за существование, естественный отбор.

1


7.4

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

10.04

4

Формы естественного отбора.

1


7.5

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

13.04

5

Видообразование.

1


7.7

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

17.04

6

Макроэволюция.

1


7.8

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

20.04

7

Основные законо-мерности эволюции.

1


7.9

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

24.04

8

Обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции».

1


Повт. 7.1-7.9

Тестирование

27.04

III

Возникновение и развитие жизни

8

1

Гипотезы возникновения жизни.

1


8.1

Фронтальный опрос

04.05

2

Развитие представления о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

1


8.2, 8.3

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

04.05

3

Основные этапы развития жизни на Земле.

1


8.4

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

08.05

4

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни.

1


8.5

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

11.05

5

Развитие жизни в протерозое и палеозое.

1


8.6

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

11.05

6

Развитие жизни в мезозое.

1


8.7

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

15.05

7

Развитие жизни в кайнозое.

1


8.8

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

18.05

8

Доказательства эволюции.


1



Индивидуальный и фронтальный устный опрос

22.05











График проведения лабораторных работ.


Дата проведения.

Лабораторная работа.

1.

06.10

Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».


2.

14.11


Лабораторная работа № 2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».


3.

30.01

Лабораторная работа № 3 «Выявление изменчивости организмов».


4.

16.02

Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия вида».






Рабочая программа по биологии 9 класс
  • Биология
Описание:

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии.

Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Автор Селянина Елена Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 411
Номер материала 41673
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓