Главная / Биология / Рабочая программа по биологии, 8 класс, УМК И.Н.Пономаревой

Рабочая программа по биологии, 8 класс, УМК И.Н.Пономаревой

Название документа моя программа для 8 класса.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Румянцевская средняя общеобразовательная школа»

Истринского муниципального района





УТВЕРЖДАЮ


Директор школы ___________ О.А.Зайцева

« ___» _____________ 201__г











Рабочая программа

по биологии для 8 класса

(базовый уровень)



Составила: учитель биологии

Зайцева Оксана Анатольевна















2014

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). На основе авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье» с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2010г., который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации»

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ «Румянцевская СОШ» данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 2 часов в неделю, 68 часов в год.


Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;


2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;


3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;


4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;


5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Место и роль учебного курса:

Человека изучают в течение одного учебного года. Школьный курс Человек имеет комплексный характер, включая основы различных наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и зоологии и частью специального цикла биологических дисциплин о человеке. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с систематическим положением человека в ряду живых существ, его генетической связью с животными предками. Курс позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.


Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

  6. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-граф, 2010.


Программа рассчитана на 68 часа в год, из них:

Теоретическая часть – 64 урока;

Практическая часть – (часть лабораторных работ в ходе уроков) – 5

Количество контрольных работ за год – 7




Формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок..

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение лабораторных работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной).

Технологии обучения: дифференцированное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).

Формы и методы проведения промежуточной аттестации знаний учащихся:

Изученный материал на уроке - устный опрос учащихся, самостоятельные письменные работы, тестирование по изученной теме урока, выполнение индивидуальных заданий.

Изученные темы - контрольные работы по темам.

Оценки по итогам триместров.

Итоговый урок - выполнение Итоговой контрольной работы за курс 8 класса в системе СтатГрад.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

· признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

· сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

· особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

· объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

· изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

· определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

· анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

· оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

· рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

· проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание учебной программы:

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Введение

1

2

Организм человека. Общий обзор

5

3

Нервная система

6

4

Опорно-двигательная система

7

5

Кровь и кровообращение

7

6

Дыхательная система

5

7

Пищеварительная система

6

8

Обмен веществ и энергии. Витамины

3

9

Мочевыделительная система

2

10

Кожа

3

11

Эндокринная система

2

12

Органы чувств. Анализаторы

5

13

Поведение и психика

7

14

Индивидуальное развитие человека

4

15

Итоговая контрольная работа за 8 класс.

1


Итого

64


Резерв:

4


Контроль уровня обученности

Перечень контрольных работ

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Контрольная работа №1 «Нервная система»

1

2

Контрольная работа №2 «Опорно-двигательная система»

1

3

Контрольная работа №3 «Кровь и кровообращение»

1

4

Контрольная работа № 4 «Пищеварение и обмен веществ»

1

5

Контрольная работа № 5 «Мочевыделительная система и кожа»

1

6

Контрольная работа № 6 «Эндокринная система, органы чувств, поведение и психика»

1

7

Итоговая контрольная работа за 8 класс».

1


Перечень лабораторных работ

Тема

1.

Лабораторная работа № 1 « Просмотр под микроскопом тканей человека»

2

Лабораторная работа № 2 « Просмотр микропрепаратов костей и поперечно - полосатой мышечной ткани».

3

Лабораторная работа № 3. «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

4.

Лабораторная работа №4.«Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

5.

Лабораторная работа № 5. «Ознакомление с действием слюны на крахмал»


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.


Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Домашнее задание

Введение - 1 час

1(1)


Биологические и социальные факторы в становлении человека.

введение

Тема 1.Организм человека. Общий обзор – 5 часов

2 (1)


Науки об организме человека.

§ 1

3 (2)


Строение организма человека. Структура тела. Место в природе.

§ 2

4 (3)


Строение и жизнедеятельность клетки.


§ 3

5 (4)


Ткани. Типы тканей и их свойства.

Лабораторная работа№1 « Просмотр под микроскопом тканей человека»

§ 4

6 (5)


Органы и системы органов.

Нервная и гуморальная регуляции.

§ 5


Тема 2. Нервная система - 6 часов

7 (1)


Строение и значение нервной системы, ее части и отделы. Работа автономного отдела.


§ 46, § 47

8 (2)


Рефлекторный принцип работы нервной системы.


под запись

9 (3)


Нейрогуморальная регуляция.


§ 48

10 (4)


Спинной мозг, его строение и функции.


§ 49

11 (5)


Отделы головного мозга, их строение и функции.


§ 50

12 (6)


Большие полушария головного мозга.

Контрольная работа № 1.

§ 50



Тема 3. Опорно-двигательная система – 7 часов

13 (1)


Скелет, строение, состав и соединение костей.


§ 6

14 (2)


Обзор скелета головы и туловища.


§ 7

15 (3)


Строение скелета поясов и свободных конечностей.


§ 8

16 (4)


Первая помощь при травмах скелета и мышц.


§ 9

17 (5)


Типы мышц, их строение и значение.

Лабораторная работа №2 « Просмотр микропрепаратов костей и поперечно - полосатой мышечной ткани»

§ 10

18 (6)


Работа мышц.


§ 11

19 (7)


Нарушение правильной осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы. Контрольная работа № 2.

§ 12, § 13


Тема 4. Кровь и кровообращение - 7 часов

20 (1)


Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Гомеостаз. Лабораторная работа №3 « Сравнение крови человека с кровью лягушки»

§14

21 (2)


Иммунитет и его классификация. Органы иммунной системы.

§ 15

22 (3)


Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови.

§ 16

23 (4)


Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

§ 17

24 (5)


Движение лимфы по сосудам. Движение крови по сосудам. Пульс. Давление.

§ 18, § 19

25 (6)


Регуляция работы сердца и сосудов.

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

§ 20, §21

26 (7)


Первая помощь при кровотечениях.

Контрольная работа № 3.

§ 22


Тема 5. Дыхательная система - 5 часов

27 (1)


Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания.

§ 23

28 (2)


Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Лабораторная работа № 4 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

§ 24

29 (3)


Дыхательные движения, их регуляция.


§ 25, § 26

30 (4)


Болезни органов дыхания и их предупреждение. Влияние окружающей среды на дыхание.

§ 27

31 (5)


Первая помощь при нарушении дыхания и поражении органов дыхания.

§ 28


Тема 6. Пищеварительная система - 6 часов

32 (1)


Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества.

§ 29

33 (2)


Строение органов пищеварения.


§ 30

34 (3)


Пищеварительные железы.

Лабораторная работа№5 «Ознакомление с действием слюны на крахмал»

§ 31

35 (4)


Форма и функции зубов.

Пищеварение в ротовой полости.

§ 32

36 (5)


Переваривание пищи в желудке и двенадцатиперстной кишке. Всасывание питательных веществ.

§ 33

37 (6)


Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения. Питание и здоровье.


§ 34, § 35


Тема 7. Обмен веществ и энергии. Витамины. - 3 часа

38 (1)


Общая характеристика обмена веществ. Обменные процессы в организме.

§ 36

39 (2)


Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион.

§ 37

40 (3)


Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Контрольная работа № 4.

§ 38


Тема 8. Мочевыделительная система - 2 часа

41 (1)


Мочевыделительная система. Строение и значение почек.

§ 39

42 (2)


Образование мочи. Регуляция мочеобразования.


§ 40


Тема 9. Кожа - 3 часа

43 (1)


Строение и значение кожи.

§ 41

44 (2)


Нарушения кожных покровов и повреждения кожи.


§ 42

45 (3)


Роль кожи в терморегуляции. Первая помощь при обморожениях ожогах, тепловых и солнечных ударах.

Контрольная работа № 5.

§ 43


Тема 10. Эндокринная система - 2 часа

46 (1)


Железы внутренней, внешней и смешанной секреции.


§ 44

47 (2)


Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Болезни, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции

§ 45


Тема 11. Органы чувств. Анализаторы - 5 часов

48 (1)


Значение органов чувств. Анализаторы.


§ 51

49 (2)


Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.


§ 52

50 (3)


Заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения.


§ 53

51 (4)


Органы слуха. Вестибулярный аппарат – орган равновесия.

§ 54

52 (5)


Органы осязания, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.

§ 55


Тема 12. Поведение и психика - 7 часов

53 (1)


Врожденные формы поведения.


§ 56

54 (2)


Приобретенные формы поведения.


§ 57

55 (3)


Закономерности работы головного мозга.


§ 58

56 (4)


Биологические ритмы. Сон и его значение.


§ 59

57 (5)


Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

§ 60

58 (6)


Воля, эмоции, внимание.


§ 61

59 (7)


Работоспособность. Режим дня.

Контрольная работа № 6.

§ 62


Тема 13. Индивидуальное развитие человека - 4часа

60 (1)


Половая система человека.


§ 63

61 (2)


Наследственные и врожденные заболевания человека. Болезни, передающиеся половым путем.

§ 64

62 (3)


Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

§ 65

63 (4)


Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека.

§ 66

64


Итоговая контрольная работа за 8 класс.




Всего: 68 часов




По плану: 64 часов




Резерв: 4 часа



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

а) литература для учащихся:

  1. Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

«Биология: человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2008 г.)

  1. Зверев И.Д.

«Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1989 г.)

  1. Колесников Д.В., Маш Р.Д.

«Основы гигиены и санитарии» (М., «Просвещение», 1989 г.)


б) литература для учителя:

  1. Бруновт Е.П. и др.

«Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека» (М., «Просвещение», 1978 г.)

  1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г.

«Анатомия и физиология человека» - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии (М., «Просвещение», 1999 г.)

  1. Анастасова Л.П. и др.

«Человек и окружающая среда» (М., «Просвещение», 1981 г.)

  1. Чусов Ю.Н.

«Физиология человека» (М., «Медицина», 1986 г.)

  1. Георгиева С.А. и др.

«Физиология» (М., «Просвещение», 1981 г.)

  1. Воронин Л.Г. и др.

«Физиология ВНД и психология» (М., «Просвещение», 1977 г.)

  1. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др.

«Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)

  1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д.

«Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.)

  1. Демьяненков Е.Н.

«Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)

  1. Лернер Г.И.

«Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».


Интернет-ресурсы:


www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion


Оборудование:


  1. Компьютер

  2. Мультимедиапроектор

  3. Экран

  4. Фолии по предмету

  5. Оверхедпроектор

  6. Слайдпроектор

  7. Слайды

  8. Таблицы по курсу «Человек»


  1. Микроскопы

  2. Готовые микропрепараты по анатомии

  3. Телевизор

  4. Фильмы для 8 класса





















Рабочая программа по биологии, 8 класс, УМК И.Н.Пономаревой
  • Биология
Описание:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). На основе авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье»  с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш,  учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2010г., который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Учебник имеет гриф «Рекомендовано  Министерством образования Российской Федерации».

 

        В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  в  рамках  основного  общего  образования  и в соответствии с учебным планом МОУ «Румянцевская СОШ» данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 2 часов в неделю, 68 часов в год.

Автор Зайцева Оксана Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 3719
Номер материала 52973
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓