Главная / Биология / Рабочая программа по биологии 8 класс. (В. В. Пасечник)

Рабочая программа по биологии 8 класс. (В. В. Пасечник)

Рабочая программа по биологии

8 класс

(2 часа в неделю, 70 часов за год)

(Базовый уровень)


1. Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.- сост. Г.М.Пальдяева – М.:Дрофа, 2009, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. В восьмом классе учащиеся рассматривают вопросы антропогенеза и формирования социальной среды, знакомятся с биосоциальной природой человека. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на различных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор той или иной модели поведения возможен лишь в определённых границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Это позволяет заострить внимание учащихся на значении здорового образа жизни, который возможен только при условии сознательного отказа от вредных привычек, последствия которых могут оказаться необратимыми.

В программе раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится обзор основных систем органов и закономерностях их функционирования. Рассматриваются вопросы обмена веществ, нервной и гуморальной регуляции жизнедеятельности организма, их взаимосвязи, анализаторах, поведении и психике.

В данный курс включены сведения по самоконтролю, позволяющему выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, а при необходимости самостоятельно оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.

Данная программа реализуется в учебнике по биологии для 8 класса

«Биология. Человек» авторов Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева. – М.: Дрофа, 2009


2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.


  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

3. Цели изучения курса.


  1. Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

4. Перечень лабораторных работ.

Тема


1.

Лабораторная работа № 1. "Рассматривание клеток и тканей в микроскоп".

2.

Лабораторная работа № 2. "Микроскопическое строение кости".

3.

Лабораторная работа № 3. "Мышцы человеческого тела".

4.

Лабораторная работа № 4."Утомление при статической и динамической работе".

5.

Лабораторная работа № 5."Выявление нарушений осанки".

6.

Лабораторная работа № 6. "Функции венозных клапанов".

7.

Лабораторная работа № 7 "Измерение скорости кровотока в сосудах ".

8.

Лабораторная работа № 8. "Свойства пульса".

9.

Лабораторная работа № 9. "Функциональная проба".

10.

Лабораторная работа № 10. “Действие ферментов слюны на крахмал”.

11.

Лабораторная работа № 11. "Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена".

12.

Лабораторная работа № 12. "Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга".

13.

Лабораторная работа № 13. "Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением".

14.

Лабораторная работа № 14. "Выработка навыка зеркального письма".

15.

Лабораторная работа № 15. "Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях".



5. Структура курса.


Модуль (глава)


Кол-во часов

1.

Введение.

2

2.

Происхождение человека.

3

3.

Строение и функции организма.

57


Общий обзор организма человека.

1


Клеточное строение организма. Ткани.

5


Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

1


Опорно-двигательная система.

7


Внутренняя среда организма

3


Кровеносная и лимфатическая система.

6


Дыхание.

4


Пищеварительная система.

6


Обмен веществ и энергии.

3


Покровные органы. Теплорегуляция.

3


Выделительная система.

2


Рефлекторная регуляция органов и систем организмов.

1


Железы внутренней секреции.

2


Нервная система человека.

5


Анализаторы.

5


Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5


Индивидуальное развитие организма.

5


Резервное время.

1


Итого:

70



6. Календарно – тематическое планирование.



Дата

Тема урока.

Примечание

Вид деятельности.



Введение (1 час).

1.


Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Биологическая природа и социальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человек и окружающая среда.

§ 1, 2 вопросы.




Происхождение человека (3часа).



2.


Систематическое положение человека в органическом мире. Доказательства происхождения человека от животных, его сходство с ними и отличия.

§ 3, вопросы.


3.


Основные этапы эволюции человека. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

§ 4, вопросы.


4.


Человеческие расы.

§ 5, вопросы.






III. Строение и функции организма. (57 ч.)



5.


Структура человеческого тела. Органы и системы органов. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека.

§ 6, вопросы.


6.


Строение и функции клетки.

§ 7, с. 27 - 30.


7.


Деление клетки.

§ 7, с. 30 – 33, вопросы.


8.


Ткани. Типы тканей.

§ 8, с 33 - 36.


9.


Ткани. Типы тканей.

§ 8, с. 36 – 39, вопросы.

Л.р. № 1 "Рассматривание клеток и тканей в микроскоп".

10.


Строение и функции нейрона. Синапс.

Записи в тетради.


11.


Рефлекторная регуляция органов и систем организма.

§ 9, вопросы.


12.


Опора и движение. Опорно – двигательная система. Её значение. Типы соединения костей. Их виды.

§ 10, вопросы.


13.


Строение и функции позвоночника, черепа и грудной клетки.

§ 11, вопросы.

Л.р. № 2 "Микроскопическое строение кости".

14.


Строение пояса верхних конечностей и свободной верхней конечности. Строение пояса нижних конечностей и свободной нижней конечности.

§ 12, вопросы.


15.


Основные группы мышц. Их строение и функции.

§ 13, вопросы.

Л. р. № 3 "Мышцы человеческого тела".

16.


Работа скелетных мышц. Утомление мышц.

§ 14, вопросы.

Л.р. № 4 "Утомление при статической и динамической работе".

17.


Осанка. Предупреждение плоскостопия. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.

§ 15, вопросы.

Л.р. № 5 "Выявление нарушений осанки".

18.


Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Приёмы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма.

§ 16, вопросы.


19.


Внутренняя среда организма и её компоненты: кровь, тканевая жидкость, лимфа.

§ 17, вопросы.


20.


Иммунитет. Его виды. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.

§ 18, вопросы.


21.


Тканевая совместимость. Группы крови. Переливание крови.

§ 19, вопросы.


22.


Строение и функции лимфатической и кровеносной систем. Их роль в организме.

§ 20, вопросы.


23.


Круги кровообращения. Транспорт веществ.

§ 21, вопросы, записи в тетради

Л.р. № 6 "Функции венозных клапанов".

24.


Строение и работа сердца.

§ 22, вопросы.





25.


Движение крови по сосудам.

§ 23, вопросы.

Л.р. № 7 "Измерение скорости кровотока в сосудах ".

26.


Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

§ 24, вопросы.

Л.р. № 8 "Свойства пульса".

27.


Артериальное и венозное кровотечение. Первая помощь при кровотечениях.

§ 25, вопросы.

Л.р. № 9 "Функциональная проба".

28.


Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

§ 26, вопросы.


29.


Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

§ 27, вопросы.


30.


Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.

§ 28, вопросы.


31.


Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.

§ 29, вопросы.


32.


Первая помощь при нарушении органов дыхания, отравлении угарным газом и спасении утопающего.

Записи в тетради.


33.


Питание. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. Их роль в обмене веществ.

§ 30, вопросы.


34.


Строение пищеварительной системы. Зубы.

§ 31, вопросы.


35.


Пищеварение в желудке. Его строение. Роль ферментов в пищеварении.

§ 32, вопросы.

Л.р. № 10 “Действие ферментов слюны на крахмал”.

36.


Всасывание питательных веществ в кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.

§ 33, вопросы.


37.


Регуляция деятельности пищеварительной системы. Исследования И. П Павлова в области пищеварения.

§ 34, вопросы.


38.


Гигиена органов пищеварения. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика.

§ 35, вопросы.


39.


Самостоятельная работа (25 мин). Гепатит, кишечные инфекции и их предупреждение.

записи в тетради


40.


Обмен веществ и превращение энергии.

§ 36, вопросы.


41.


Пластический и энергетический обмен. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

§ 37, вопросы.


42.


Нормы и режим питания. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.

§ 38, вопросы.

Л.р. № 11 "Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена".

43.


Покровы тела. Строение и функции кожи. Её типы.

§ 39, вопросы.


44.


Заболевания кожи и их профилактика. Уход за кожей.

§ 40, вопросы.


45.


Терморегуляция организма. Закаливание. Приёмы оказания первой помощи при переохлаждении, обморожениях, ожогах. Их профилактика.

§ 41, вопросы.

46.


Выделительная система. Строение и работа почек.

§ 42, вопросы.

47.


Заболевания почек. Мочеполовые инфекции и их предупреждение для сохранения здоровья.

записи в тетради


48.


Нервная система, её значение. Мозг и психика. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

§ 43, вопросы.


49.


Строение нервной системы. Спинной мозг.

§ 44, вопросы.


50.


Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

§ 45, вопросы.


51.


Функции переднего мозга.

§ 46, вопросы.

Л.р. № 12 "Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга".

52.


Соматический и автономный отделы нервной системы. Стрессы, переутомление.

§ 47, вопросы.


53.


Анализаторы и органы чувств Их строение, функции.

§ 48, вопросы.


54.


Зрительный анализатор.

§ 49, вопросы.

Л.р. № 13. "Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением".

55.


Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

§ 50, вопросы.


56.


Слуховой анализатор. Нарушение слуха и его профилактика.

§ 51, вопросы.


57.


Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

§ 52, вопросы.


58.


Высшая нервная деятельность. Вклад отечественных учёных в разработку учения о ВНД. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина.

§ 53, вопросы.


59.


Врождённые и приобретённые формы поведения. Биологическое значение безусловных и условных рефлексов.

§ 54, вопросы.

Л.р. № 14. "Выработка навыка зеркального письма".

60.


Сон и сновидения. Значение сна.

§ 55, вопросы.


61.


Психология и поведение человека. Цели и мотивы его деятельности. Речь и сознание.

§ 56, вопросы.


62.


Особенности психики человека: воля, эмоции, внимание, память. Словесно-логическое мышление. Передача накопленной информации из поколения в поколение.

§ 57, вопросы.

Л.р. № 15"Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях".

63.


Эндокринная система. Гормоны. Роль эндокринной регуляции.

§ 58, вопросы.


64.


Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Функции желёз внутренней секреции.

§ 59, вопросы.




Индивидуальное развитие организма. (5 часов).



65.


Размножение и развитие. Жизненные циклы организмов.

§ 60, вопросы.


66.


Развитие зародыша и плода. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

§ 61, вопросы.


67.


Заболевания передающиеся половым путём. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Угроза СПИДа. Наследственные и врождённые заболевания.

§ 62, вопросы.


68.


Становление личности. Вредные и полезные привычки.

§ 63, вопросы.


69.


Интересы, склонности. Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер.

§ 64, вопросы.


70.


Заключительный урок. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности жизнедеятельности.





7. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

В результате изучения биологии в 8 классе учащиеся должны знать/понимать:

• сущность биологических процессов, протекающих в организме человека: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития и размножения;
      • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
      • сходство и различия в строении организма человека и животных;
      • меры по сохранению здоровья и работоспособности, нормы труда и отдыха;
      • положение человека в системе органического мира;
             уметь:
      • объяснять место и роль человека в природе, его взаимосвязи с окружающей средой;
      • изучать биологические процессы и объекты: ставить биологические эксперименты и опыты, объяснять их результаты;
      • распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных органов и их систем; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию об организме человека (в том числе с использованием информационных технологий);    

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      - соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами, бактериями, растениями и животными, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции;
     - формирования здорового образа жизни и отказа от вредных привычек (курения, алкоголизма и наркомании);

- оказания первой помощи при различных видах отравлений и травм, ожогах, обморожениях, укусах человека опасными животными, при простудных заболеваниях;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

8. Информационно – методическое обеспечение.


Основная литература:


  1. Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева – М.:Дрофа, 2009.

  2. Учебник: Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев Биология. Человек. 8 кл. – М.:Дрофа 2009 – 304 с.

  3. Рабочая тетрадь с печатной основой к учебнику.

  4. О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии. Человек. 8 класс».







Дополнительная литература и интернет - ресурсы:

1. А.А.Воротников. Биология и анатомия. Мн. Валев, 1995 г.

2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология Т-3 М.Мир, 1990 г.

3.http:// www.bio.1september.ru Все для учителя биологии газета «Биология» - приложение к 1 сентября.
4. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

5. http://www.uchportal.ru Учительский портал.

6. http://www.sbio.info. Первое биосообщество.











Рабочая программа по биологии 8 класс. (В. В. Пасечник)
  • Биология
Описание:

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.- сост. Г.М.Пальдяева – М.:Дрофа, 2009, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. В восьмом классе учащиеся рассматривают вопросы антропогенеза и формирования социальной среды, знакомятся с биосоциальной природой человека. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на различных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор той или иной модели поведения возможен лишь в определённых границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Это позволяет заострить внимание учащихся на значении здорового образа жизни, который возможен только при условии сознательного отказа от вредных привычек, последствия которых могут оказаться необратимыми.

   В программе раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится обзор основных систем органов и закономерностях их функционирования. Рассматриваются вопросы обмена веществ, нервной и гуморальной регуляции жизнедеятельности организма, их взаимосвязи, анализаторах, поведении и психике.

   В данный курс включены сведения по самоконтролю, позволяющему выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, а при необходимости самостоятельно оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.

  Данная программа реализуется в учебнике по биологии для 8 класса

«Биология. Человек» авторов Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева. – М.: Дрофа, 2009 г.

Автор Чурочкин Герман Викторович
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1406
Номер материала 32029
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓