Главная / Биология / Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  2. по биологии

  3. на 2014-2015 учебный год



  1. Учитель: __Селянина Е. В. ___________________________________

  2. Класс: __8 _____________________________________________

  3. Год составления: _ 2014-2015 __________________

  4. Общее количество часов по плану: __70_________________________

  5. Количество часов в неделю: __2_________________________________



Программа составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, программы основного общего образования по биологии 6-11 классы/Авторы: В. В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.- М.: Дрофа, 2011г.


  1. «_____» ______________ 2014 г. ____________________

  2. (подпись учителя)

Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии со сборником нормативных документов, программы основного общего образования по биологии 6-11 классы/Авторы: В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова.- М.: Дрофа, 2011г.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 68 часов в год.

Прямая соединительная линия 8В 8 классе обучающиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать уча­щимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, тру­довую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Обучающиеся должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.

Учащиеся должны знать:

систематическое положение человека и его происхождение;

особенности строения и функции основных тканей» орга­нов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;

о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ;

особенности индивидуального развития организма человека;

об отрицательном воздействии на организм вредных привычек

--- приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

факторы, разрушающие здоровье человека;

этические нормы межличностных отношений.

-- основные группы болезней детей и подростков

-- о влиянии промышленных предприятий на здоровье населения;

-- основные загрязняющие вещества и их влияние на организм.

Учащиеся должны уметь:

распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

оказывать первую помощь при несчастных случаях;

соблюдать правила личной и общественной гигиены;

--- соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания;

пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;

  • работать с учебником; с текстом, рисунками.



Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.-11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 332,(4)с.: ил.

















Содержание программы.

Введение (2 часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1 Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2 Строение и функции организма (57 часов)

Тема 2.1.Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани (2 часа)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Лабораторная работа

Строение тканей.

Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Тема 2.4.Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро - и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полу подвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы

Строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Прямая соединительная линия 7Прямая соединительная линия 6Утомление.

Осанка и плоскостопие.

Тема 2.5.Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы организма. (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы

Функция венозных клапанов.

Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Функциональная проба.

Тема 2.7.Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Тема 2.8.Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пище­варительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа

Действие слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (4часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы

Функциональная проба.

Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Тер­морегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определениеПрямая соединительная линия 4Прямая соединительная линия 3 типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема2.11.Выделительная система (1 час)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12.Нервная система человека (6 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нерв­ные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический под­отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторные работы

Пальценосовая проба.

Тема 2.13.Анализаторы (5 часов)

Прямая соединительная линия 5Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа

Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Прямая соединительная линия 2Прямая соединительная линия 1Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.(5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 2.15.Железы внутренней секреции (эндокринная система) (3 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нерв­ной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие организма.(6часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Резерв времени 2 часа.









Учебно-тематическое планирование.

п/п

Тема

Количество часов

1

Введение.

2

2

Происхождение человека.

3

3

Общий обзор организма .

1

4

Клеточное строение организма. Ткани.

2 - 1 лабораторная работа

5

Рефлекторная регуляция органов и систем организма

1

6

Опорно-двигательная система.

7 - 4 лабораторные работы

7

Внутренняя среда организма.

3

8

Кровеносная и лимфатическая системы организма.

6 - 3 лабораторные работы

9

Дыхательная система.

4

10

Пищеварительная система.

6 - 1 лабораторная работа

11

Обмен веществ и энергии.

4 - 1 лабораторная работа

12

Покровные органы. Теплорегуляция.

3

13

Выделительная система.

1

14

Нервная система человека.

6 - 1 лабораторная работа

15

Анализаторы.

5 - 1 лабораторная работа

16

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5 - 2 лабораторные работы

17

Железы внутренней секреции (эндокринная система).

3

18

Индивидуальное развитие организма.

6

всего


68 +2(резерв)

14 лабораторных работ





Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.-11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 332,(4)с.: ил.

а также методических пособий для учителя:

1) Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;

дополнительной литературы для учителя:

1) Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио­логии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

2) Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс - М.: Дрофа. 2003. - 96с: ил.;

3) Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про­свещение, 1997. - 240с: ил.;

4) Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;

5) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло­гия. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

для учащихся:

1) Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учеб­нику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2014. -96с;

2) Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. -96с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках тре­бований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

http://bio.1september.ru- газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru- научные новости биологии.

www.edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования.

www.km.ru/education-Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Критерии оценки

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.















































Календарно-тематическое планирование.


п./п.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные работы (тема)

Домашнее задание

Контроль

Дата



Введение

2

1

Науки о человеке.

1


1

Фронтальный опрос

01.09

2

Становление наук о человеке.

1


2

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

4.09,

5.09


Происхождение человека

3





3

Систематическое положение человека.

1


3

Фронтальный опрос

08.09

4

Историческое прошлое людей.

1


4

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

11.09

12.09

5

Расы человека.

1


5

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

15.09


Строение и функции организма

57





6

Общий обзор организма.

1


6

Фронтальный опрос

18.09

19.09

7

Клеточное строение организма.

1


7

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

22.09

8

Ткани.

1

Лаб. работа № 1

Строение тканей.


8

Лабораторная работа

25.09

26.09

9

Рефлекторная регуляция

1


9

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

29.09


Опорно-двигательная система

7





10

Значение и состав опорно-двигательной системы.

1

Лаб. работа № 2

Строение кости.


10

Лабораторная работа

2.10

3.10

11

Осевой скелет человека

1


11

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

6.10

12

Скелет поясов и свободных конечностей.

1


12

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

09.10

10.10


13

Строение мышц

1

Лаб. работа № 3

Мышцы человеческого тела.

13, с.64-68

Лабораторная работа

13.10

14

Работа скелетных мышц и их регуляция.

1

Лаб. работа № 4

Утомление

14

Лабораторная работа

16.10

17.10

15

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

1

Лаб. работа № 5

Осанка и плоскостопие

15

Лабораторная работа

20.10

16

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1


16

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

23.10

24.10


Внутренняя среда организма.

3





17

Кровь и остальные компоненты внутренней среды.

1


17

Фронтальный опрос

27.10

18

Борьба с инфекцией. Иммунитет.

1


18

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

6.11

7.11

19

Иммунология на службе здоровья.

1


19

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

10.11


Кровеносная и лимфатическая системы организма.

6





20

Транспортные системы организмов.

1


20

Фронтальный опрос

13.11

14.11

21

Круги кровообращения.

1

Лаб. работа № 6

Функция венозных клапанов.

21

Лабораторная работа

17.11

22

Строение и работа сердца.

1


22

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

20.11

21.11

23

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

1

Лаб. работа № 7

Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

23

Лабораторная работа

24.11


24

Гигиена сердечно-сосудистой системы.

1

Лаб. работа № 8

Функциональная проба.


24

Лабораторная работа

27.11

28.11

25

Первая помощь при кровотечениях.

1


25

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

01.12



Дыхательная система.

4





26

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

1


26

Фронтальный опрос

04.12

05.12

27

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

1


27

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

08.12


28

Механизм вдоха, выдоха.

1


28

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

11.12

12.12

29

Болезни и травмы органов дыхания, профилактика и первая помощь. Приемы реанимации.

1


29

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

15.12



Пищеварительная система.

6





30

Питание и пищеварение.

1


30

Фронтальный опрос

18.12

19.12

31

Пищеварение в ротовой полости.

1


31

Лабораторная работа

22.12


32

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

1

Лаб. работа № 9

Действие слюны на крахмал.

32

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

25.12

26.12

33

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Роль печени. Аппендицит.

1


33

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

12.01




34

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1


35

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

15.01

16.01

35

Регуляция пищеварения.

1


34

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

19.01



Обмен веществ и энергии.

4





36

Обмен веществ и энергии — основное свойство жизни.

1


36

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

22.01

23.01

37

Витамины, их роль в организме.

1


37

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

26.01

38

Энерготраты человека и пищевой рацион.

1

Лаб. работа № 10

Функциональная проба.


38

Лабораторная работа

29.0130.01


39

Обобщение знаний по теме: «Пищеварение. Обмен веществ и энергии».

1


30-37

Тест

02.02



Покровные органы. Теплорегуляция.

3





40

Кожа - наружный покровный орган.

1


39

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

05.02

06.02

41

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

1


40

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

09.02

42

Тер­морегуляция организма. Закаливание.

1


41

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

12.0213.02


Выделительная система

1





43

Выделение.

1


42

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

16.02


Нервная система человека.

6





44

Значение нервной системы.

1


43

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

19.0220.02

45

Спинной мозг.

1


44

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

26.0227.02

46

Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.

1

Лаб. работа № 11

Пальценосовая проба.


45

Лабораторная работа

02.03


47

Функции переднего мозга.

1


46

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

05.03

06.03

48

Соматический и автономный отделы нервной системы.

1


47

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

09.03


49

Обобщение знаний по теме: «Нервная система».

1


43-47

Тест

12.03

13.03


Анализаторы.

5





50

Понятие об анализаторах.

1


48

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

16.03


51

Зрительный анализатор.

1

Лаб. работа № 12

Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.


49

Лабораторная работа

19.0320.03

52

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1


50

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

30.03

53

Слуховой анализатор.

1


51

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

02.04

03.04

54

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1


52

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

06.04


Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5





55

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

1


53

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

09.04 10.04

56

Врожденные и приобретенные программы поведения.

1

Лаб. работа № 13

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

54

Лабораторная работа

13.04


57

Сон и сновидение.

1


55

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

16.04

17.04

58

Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность.

1


56

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

20.04

59

Воля, эмоции, внимание.

1

Лаб. работа № 14 Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

57

Лабораторная работа

23.04

24.04


Железы внутренней секреции.

3





60

Роль эндокринной регуляции.

1


58

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

27.04


61

Функции желез внутренней секреции.

1


59

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

30.04

62

Обобщение знаний по теме: «Высшая нервная деятельность. Железы внутренней секреции».

1


53-55, 58, 59

Тест

04.05


Индивидуальное развитие организма.

6





63

Жизненные циклы. Размножение.

1


60

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

07.05

08.05

64

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1


61

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

11.05


65

Наследственные и врожденные заболевания.

1


62

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

14.05

15.05

66

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

1


63

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

18.05

67

Интересы, склонности, способности.

1


64

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

21.05

22.05

68

Обобщение знаний по теме: « Индивидуальное развитие организма».

1


60-63

Индивидуальный и фронтальный устный опрос

25.05


69

Резерв.

1




28.05

29.05

70

Резерв.

1



















График проведения лабораторных работ.


Дата проведения.

Лабораторная работа.

1.

25.09


Лаб. работа № 1 Строение тканей.


2.

2.10 3.10

Лаб. работа № 2 Строение кости.


3.

13.10

Лаб. работа № 3 Мышцы человеческого тела.


4.

16.10 17.10

Лаб. работа № 4 Утомление.


5.

20.10

Лаб. работа № 5 Осанка и плоскостопие.


6.

17.11

Лаб. работа № 6 Функция венозных клапанов.


7.

24.11


Лаб. работа №7 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

8.

27.11 28.11

Лаб. работа № 8 Функциональная проба.


9.

25.12 26.12

Лаб. работа № 9 Действие слюны на крахмал.


10.

29.01 30.01


Лаб. работа № 10 Функциональная проба.

11.

02.03


Лаб. работа № 11 Пальценосовая проба.


12.

19.03 20.03

Лаб. работа № 12 Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.


13.

13.04


Лаб. работа № 13 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.


14.

23.04 24.04

Лаб. работа № 14 Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.







Рабочая программа по биологии 8 класс
  • Биология
Описание:


В 8 классе обучающиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать уча­щимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей.

Автор Селянина Елена Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1710
Номер материала 41930
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓