Главная / Биология / рабочая программа по биологии (8 класс)

рабочая программа по биологии (8 класс)


РАЗДЕЛ VIII. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – 8 КЛАСС


урока

Тема урока,

тип урока

кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки уч-ся

Виды деятельности

Формы контроля

Дом. задание

Дата проведения урока

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (2 ч.)

1

Науки о человеке. История и методы изучения человека

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, психология, развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала 19 века до наших дней, античного мира и изучение человека в эпоху Возрождения.

Должны знать:

- Становление наук, изучающих при-роду человека и охрану его здоровья;

Должны уметь:

- использовать методы науки для решения возникающих проблем и при необходимости выбирать для консультации нужных специалистов. Науки и методы изучения биологии

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

Введение

§ 1

03.09

03.09

2

Становление наук о человеке

Комбинированный урок

1

Осн. Этапы развития анатомии, физиологии, гигиены

Вклад учёных в развитие биологии

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 2, повт. § 1

05.09

05.09

РАЗДЕЛ 1 . ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3ч.)

3

Систематическое положение человека

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Рудименты, атавизмы, доказательства происхождения человека. Систематическое положение человека.

Должны знать:

- о строении и жизни древнейших, древних и первых современных людей;

- о становлении рас и народностей;

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 3

10.09

10.09

4

Историческое прошлое людей Комбинированный урок

1

Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека и экологические факторы,

способствующие развитию прямохождения Предшественники людей

Австралопитеки, кроманьонцы, неандертальцы

Должны уметь:

- использовать сравнительно-анатоми-ческие, физиологические и эмбриоло-гические доказательства родства жи-вых организмов Определять принадлежность биолог. Объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 4

12.09

12.09

5

Расы человека Обобщающий урок

1

Биологическая и социальная природа людей

Европеойдная, монголоидная, негройдная, австралоидная

Работа с учебником, работа с таблицей.

Индивидуальный опрос

§ 5

17.09

17.09

РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (61 )

Тема 2.1 «Общий обзор организма» (1)

6

Общий обзор организма

Урок изучения и первичного закрепления нового материала


1

Уровни организации, структура тела, система органов

Описывать органы и системы органов

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 6

19.09

19.09

Тема 2.2. «Клеточное строение организма. Ткани» (5)

7

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Внешняя среда, внутренние органы, внутренняя среда, гормоны, органы, система органов.

Должны знать:

- расположение внутренних органов;

- где и как функционируют клетки и ткани;

- функции нервных клеток;

Должны уметь:

- пользоваться анатомическими рисун-ками для определения места расположения внутренних органов в своем теле;

- работать с микроскопом;

- наблюдать клетки, определять ткани;

- анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги;


Обмен в-в, гомеостаз, ферменты, раздражимость

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека

Знать определения, строение и функции органов

Работа с учебником, работа с таблицей.


§ 7

24.09

24.09

8

Органойды клетки. Деление Комбинированный урок

1

Возбудимость, органоиды, развитие, рост Клеточное строение и процессы жизнедеят. Орг.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 7

26.09

26.09

9

Физиология клетки Комбинированный урок

1

Сократимость, проводимость, ферменты.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос , демонстрация опыта

§ 7, конспект

01.10

01.10

10

Ткани. Типы тканей и их свойства

Лаб/раб № 1 « Изучение микроскопического строения тканей» Комбинированный урок

1

Строение ткани, основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные.

Работа с микроскопом

Лаб/раб №1

§ 8

03.10

03.10

11

Обобщающий урок ЗАЧЁТ «Общий обзор организма человека. Клеточное строение. Ткани»

1

Проверить знания, умения и навыки по данной теме

индивидуальная работа

тестирование

Повт. § 6 –

§ 8

08.10

08.10

Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1)

12

Рефлекторная регуляция. Лаб./Раб 2,3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения», «Коленный рефлекс» Обобщающий урок

1

ЦНС, периферическая нервная система, рефлекс, рефлекторная дуга

синапс Свойства нервной ткани: возбудимость и проводимость

Рецептор, чувствительный, вставочный, исполнительный нейрон

Работа с учебником, работа с таблицей.

наблюдение

Лаб раб 2

§ 9

10.10

10.10

ГЛАВА 4. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (7 ч.)

13

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей.

Лаб /раб. № 4 «Микроскопическое строение кости»

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Макроскопическое строение костей: надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг, компактное и губчатое вещество.

Должны знать: Микроскопическое строение кости

Лобная, височные, затылочная, теменная доли, тела позвонков, ликвор, межпозвоночный диск

Соединение костей, плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа

- строение и функции скелета и мышц;

- приспособления организма к труду и прямохождению;

- о нервной регуляции работы мышц, движений, о тренировочном эффекте и вреде и гиподинамии.

Должны уметь:

- выявлять нарушения осанки и плоскостопие;

- оказывать первую помощь при уши-бах, переломах костей, растяжениях связок и вывихах.

Уметь находить мышцы на своём теле

Динамическая и статическая работа

Уметь оказывать первую помощь при травмах Повреждение опорно-двигательной системы: ушиб, перелом, синяк, шина, растяжение связок, вывих

Работа с учебником, работа с таблицей, лупой

Лаб/раб

§ 10

15.10

15.10

14

Скелет человека. Осевой скелет Комбинированный урок

1

Осевой головы и осевой скелет.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 11

17.10

17.10

15

Скелет поясов свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей Комбинированный урок

1

Соединение костей.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 12

22.10

22.10

16

Строение мышц. Лабораторная работа №5 «Мышцы человеческого тела» Комбинированный урок

1

Антагонисты, синергисты, скелетные мышцы, мышцы-сгибатели и разгибатели.

Работа с учебником, работа с таблицей.

лаб/раб

§ 13

24.10

24.10

17

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лаб/раб № 6,7 «Утомление при статической работе», «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки» Комбинированный урок

1

Гиподинамия, двигательная единица, тренировочный эффект.

Работа с учебником, работа с таблицей.

лаб/раб

§ 14

29.10

29.10

18

Осанка. Предупреждение плоскостопия . лаб. раб № 8«Выявление плоскостопия»(дома) Комбинированный урок

1

Осанка, плоскостопие.

Работа с учебником, работа с таблицей.

§ 15 лаб. Раб. 5

31.10

31.10

19

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Лаб/раб №9 «Выявление нарушений осанки» Обобщающий урок

1

Повреждение опорно-двигательной системы: ушиб, перелом, синяк, шина, растяжение связок, вывих.

Работа с учебником, работа с таблицей.

лабораторная работа Индивидуальный опрос

§ 16

12.11

12.11

ГЛАВА 5. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 ч.)

20

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Лаб/раб № 10 «Рассматривание крови лягушки и человека под микроскопом»

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Антиген, антитело, компоненты среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Должны знать:

- о составе крови, лимфы и тканевой жидкости;

- о иммунной системе;

- о причинах возникновения о способах профилактики инфекционных заболеваний;

-о переливании крови;

- о пересадках органов и преодолении тканевой несовместимости;

Должны уметь:

- определять форменные элементы крови;

- распознавать инфекционные болезни. пресекать пути их распространения;

- бороться с болезнетворными микроорганизмами;

Иммунитет (искусственный, естественный)

Работа смикроскопом

Фронтальный опрос, лаб/раб № 6

§ 17

14.11

14.11

21

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет Комбинированный урок

1

Иммунитет, антиген, интерферон, костный мозг, вилочковая железа, лимфатические сосуды и узлы, Т-лимфоциты, В-лимфоциты.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 18

19.11

19.11

22

Иммунология на службе здоровья Обобщающий урок

1

Появление иммунитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 19

21.11

21.11

ГЛАВА 6. КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (7 Ч)

23

Транспортные системы организма

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Замкнутая система, артерии, вены.

Должны знать:

- как взаимодействуют кровеносная и лимфатическая системы;

- как работает сердце и как его укре-пить;

- как происходит регуляция деятель-ности сердца и сосудов;

- что надо делать при нарушении сердечной деятельности и кровоте-чениях.

Должны уметь:

- с помощью функциональных проб определять степень тренированности сердечно-сосудистой системы;

- подсчитывать число пульсовых ударов;

- оказывать первую помощь при кровотечениях, обрабатывать рану и применять препараты, угнетающие микробов.

Артерии, вены, капилляры

Эндокард, миокард, эпикард, околосердечная сумка, створчатые и полулунные клапаны

Артерии, вены, капилляры, кармановидные клапаны

Определять ЧСС

Оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях

Давать точные определения понятиям

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 20,

26.11

26.11

24

Круги кровообращения. Лаб./раб. № 11«Функция венозных клапанов» Комбинированный урок

1

Артериальная кровь, венозная кровь, большой и малый круги кровообращения. Кровообращение, отток лимфы.

Работа с учебником, работа с таблицей.

лаб. Раб.

§ 21

28.11

28.11

25

Строение и работа сердца. Комбинированный урок

1

Автоматизм, строение сердца, околосердечная сумка, четырехкамерное строение, положение сердца в грудной полости.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 22

03.12

03.12

26

Движение крови по сосудам. регуляция кровоснабжения

Лаб/раб № 12 « Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»


1

Движение крови по сосудам, работа сердца, артериальное давление, нарушение артериального давления.

Работа с учебником, работа с таблицей.

лаб. раб , Демонстр. опыт «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови»

§ 23, лаб. раб

05.12

05.12

27

Гигиена седечно-сосудистой системы.первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Лаб/раб № 13 « Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» Комбинированный урок

1

Ударный объём, гипертония, гипотония, некроз, инфаркт миокарда, юношеская гипертония, первая помощь при стенокардии, гипертоническом кризе.

Наблюдение, работа в парах

Работа с учебником, работа с таблицей.

лаб. Раб.

§ 24

конспект

10.12

10.12

28

Первая помощь при кровотечениях Комбинированный урок

1

Гематома, внутреннее кровотечение, внешнее кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное, носовые кровотечения.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 25

конспект

12.12

12.12

29

ЗАЧЁТ «Опорно-двигательная система. Кровеносная и лимфатическая система» Обобщающий урок

1

Знать основные термины и ключевые понятия

Работа с учебником, работа с таблицей.

Самостоятельная работа

конспект

17.12

17.12

ГЛАВА 6. ДЫХАНИЕ (4 ч.)

30

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Дыхание, артикуляция, органы дыхания, строение и функции, верхние и нижние дыхательные пути.

Должны знать:

- о строении и функциях органов дыхания, голосообразовании;

- о способах укрепления дыхатель-ных мышц и повышении жизненной емкости легких;

- о предупреждении заболеваний органов дыхательной системы, о мерах первой помощи при утоплении завалах землей, электротравмах, о клинической и биологической смер-ти и способах реанимации.

Должны уметь:

- определять состояние миндалин и аденоидов;

- измерять обхват грудной клетки;

- проводить дыхательные функцио-нальные пробы;

- оказывать доврачебную помощь при нарушениях дыхания.Клеточное и тканевое дыхание, альвеолы, плевра

Альвеолы, лёгочная плевра

Жизненная ёмкость лёгких

Оказывать приёмы искусственного дыхания

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный

§ 26, с. 132-137

19.12

19.12

31

Лёгкие, лёгочное и тканевое дыхание Комбинированный урок

1

Легочное и тканевое дыхание, вентиляция легких.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный


24.12

24.12

32

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания Лаб. Раб. №14 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» Комбинированный урок

1

Механизм вдоха и выдоха. Нервно-гуморальная регуляция дыхания.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Лаб. Раб,

§ 28 конспект

26.12

26.12

33

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Практ. Раб. №1 «Приёмы искусственного дыхания» Обобщающий урок

1

Флюорография, жизненная ёмкость легких, приемы оказания первой помощи утопающему. Пострадавшему при отравлении угарным газом, инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей.

Наблюдение за испытуемым


практ. Раб.

§ 29

14.01

14.01

ГЛАВА 7. « ПИЩЕВАРЕНИЕ» (6 ч.)

34

Питание и пищеварение Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся, объяснять роль питательных веществ в организме, характеризовать сущность процесса питания.

Должны знать:

- почему пищевые белки, жиры и сложные углеводы должны быть рас-щеплены на свои составные части;

- каковы строение и функции органов пищеварения и как они регурируются

- что делать при желудочно-кишеч-ных заболеваниях, отравлениях и аппендиците,

Должны уметь:

- опреде6лять местоположение же-лудка, печени, аппендикса;

- распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать доврачеб-ную помощь при их появлении.

Нервная и гуморальная регуляция пищ.

Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы;

распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека; характеризовать сущность биологического процесса питания.

Строение желудка

Барьерная роль печени.

Фистула, условные и безусловные рефлексы

Бутулизм, сальмонеллез, холера, диарея, дизентирия

Работа с учебником, работа с таблицей.

Индивидуальный опрос

§ 30

16.01

16.01

35

Пищеварение в ротовой полости Комбинированный урок

1

Уметь давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс, уметь распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы, характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 31 конспект

21.01

21.01

36

Пищеварение в желудке и двенадцатипёрсной кишке.

Лаб/раб № 15 «Действие ферментов слюны на крахмал» (с. 251-метод) Комбинированный урок

1

Дать понятие о строении и функциях пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, строение желудка.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Лаб. Раб.

§ 32, сообщение «Влияние на печень алкоголя и никотина»

23.01

23.01

37

Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Комбинированный урок

1

Строение толстого и тонкого кишечника

Гуморальная и нервная регуляция

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 33

28.01

28.01

38

Регуляция пищеварения Комбинированный урок

1

Дать понятие о строении и функциях пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 34

30.01

30.01

39

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций Обобщающий урок

1

Дать понятие о строении и функциях пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, строение желудка.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 35

04.02

04.02

ГЛАВА 8. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (3 ч.)

40

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Дать понятие о регуляции деятельности пищеварения.

Должны знать:

- о подготовительной, основной и за-ключительной фазах обмена;

- о превращениях белков, жиров и уг-леводов в организме;

- о значении воды и минеральных солей;

- об энергозатратах организма и энергетической емкости пищевых веществ;

- о правилах рационального питания и значении витаминов.

Должны уметь:

- составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических трат;

Ассимиляция, диссимиляция

Калорийность пищевого рациона

Работа с учебником, работа с таблицей.

Индивидуальный опрос

§ 36

06.02

06.02

41

Витамины Комбинированный урок

1

Дать понятие об укреплении здоровья, рационе питания, двигательной активности, соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 37, конспект

11.02

11.02

42

Энерготраты человека и пищевой рацион. Лаб/раб 16,17 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания и после нагрузки», «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат» Обобщающий урок

1

Дать понятия об обмене и роле белков, углеводов, жиров. Водно-солевом обмене. О способах определения норм питания.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Лаб. Раб.

§ 38,

Лаб. Раб.

13.02

13.02

ГЛАВА 9. ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ. (3 ч.)

43

Кожа - наружный покровной орган Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Дать понятие об покровах тела человека, значении кожных покровов и слизистых оболочек, функциях эпидермиса, дермы гиподермы.

Должны знать:

- как кожные покровы защищают организм от потери влаги и проник-новения микроорганизмов;

- как поддерживается температура тела.

Должны уметь:

- ухаживать за кожей, ногтями, волосами, следить за одеждой и обувью;

- предупреждать заболевания кожи;

- оказывать помощь при тепловом и солнечном ударе, закаливать орга-низм.

Уметь называть особенности строения кожи человека, функции кожи. Распознавать и описывать структурные компоненты кожи.

Уметь анализировать факторы риска для здоровья, соблюдать меры профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.

Уметь использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказывать первую помощь при травмах. Ожогах, обморожениях.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Индивидуальный опрос

§ 39

18.02

18.02

44

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи Комбинированный урок

1

Дать понятие об теплообразовании, теплоотдачи и терморегуляции организма, о роле кожи в терморегуляции, уходе за кожей, волосами, ногтями. Приемах закаливания.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 40

20.02

20.02

45

Терморегуляция организма. Закаливание Комбинированный урок

1

Дать понятие о приемах оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактики.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 41

25.02

25.02

ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (3ч)

46

Строение органов выделения. Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Дать понятие о выделении, мочевыделительной системе, роли органов мочевыделения, их значении. Строении и функции почек.

Должны знать:

- как удаляются жидкие продукты распада и регулируется содержание питательных веществ в крови;

Должны уметь:

- предупреждать заболевания почек.

Уметь называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы, другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Давать точные определения понятиям

Работа с учебником, работа с таблицей.

Биологический диктант

§ 42

27.02

27.02

47

Образование первичной и вторичной мочи. Заболевания органов выделительной системы их предупреждение Комбинированный урок

1

Знать основные термины и ключевые понятия

Работа с учебником, работа с таблицей.

Самостоятельная

Конспект § 42

04.03

04.03

48

ЗАЧЁТ по темам «Пищеварение. Выделение.Строение покровных тканей»


Знать основные термины и ключевые понятия

Уметь называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы, другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

индивидуальный опрос

зачёт

повт конспект

06.03

06.03

ГЛАВА 11. НЕРВНАЯ СИСТЕМА (4 Ч.)

49

Значение нервной системы Строение нервной системы. Спинной мозг Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Дать понятие о нервной системе, значении нервной системы, об отделах нервной системы: центральная и периферическая. Рефлекторном принципе деятельности нервной системы.

Дать понятие о спинном мозге, его строении и функциях. Сером веществе и белом веществе спинного мозга. Рефлекторной и проводниковой функции спинного мозга. Нарушениях деятельности спинного мозга.

Должны знать:

- о строении и функциях спинного и головного мозга, нервов и нервных узлов;

- о врожденных и приобретенных рефлексах;

- об осознанных и неосознанных действиях;

- о функционировании соматическо-го и автономного отделов нервной системы.

Должны уметь:

- проводить функциональные пробы и физиологические тесты, позволяющие выявить особенности нервной деятельности.

Давать определение понятию рефлекс. Называть особенности строения нервной системы, принцип деятельности нервной системы. Функции нервной системы. Распознавать и описывать основные отделы и органы нервной системы.

Называть особенности строения спинного мозга, функциях спинного мозга, распознавать основные части спинного мозга, характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности человека.

Называть особенности строения головного мозга. Отделы головного мозга. Функции головного мозга. Распознавать отделы головного мозга по таблице.

Называть отделы нервной системы, их функции, подотделы вегетативной нервной системы, их функции.

Гипоталамус, блуждающий нерв

Работа с учебником, работа с таблицей.

Работа с учебником,.

Фронтальный опрос

§43. 44

11.03

11.03

50

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лаб/раб № 18 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» Комбинированный урок

1

Головной мозг. Строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг. Большие полушария.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос Лаб/раб № 13

§ 45

13.03

13.03

51

Функции переднего мозга Комбинированный урок

1

Работать с понятиями соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 46

18.03

18.03

52

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

Лаб/раб: № 19 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга ;штриховое раздражение кожи-тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении» Обобщающий урок

1

Симпатический и автономный подотдел головного мозга

Работа с учебником, работа с таблицей.

лабораторная работа Фронтальный опрос

§ 47

20.03

20.03

ГЛАВА 10. АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ (6 ч)

53

Анализаторы. Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Работать с понятиями органы чувств, их ролью в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий.

Должны знать:

- как работают органы чувств и анализатор в целом;

- как предупредить возможные нарушения их работы;

Должны уметь:

-оценивать работу органов чувств;

- предупреждать зрительные и слу-ховые расстройства,

- овладеть методами тренировки ряда анализаторов.

Называть органы чувств человека. Анализаторы, особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения, анализировать факторы риска для здоровья.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 48

01.04

01.04

54

Зрительный анализатор. Лаб/раб. №20 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» Комбинированный урок

1

Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Зрительный анализатор.

Работа с учебником, работа с таблицей.

лабораторная работа

§ 49, конспект

03.04

03.04

55

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней Комбинированный урок

1

Нарушение зрения. Их профилактика. Заболевания глаз: дальнозоркость, близорукость, астигматизм.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос


08.04

08.04

56

Слуховой анализатор Комбинированный урок

1

Орган слуха. Строение, функции наружного, среднего и внутреннего уха

Называть особенности строение органа слуха и слухового анализатора. Распознавать части органа слуха и анализатора.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 51, конспект

10.04

10.04

57

Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса Комбинированный урок

1

Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса

знать отличительные признаки анализаторов

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 52, конспект

15.04

15.04

58

Обобщающий урок по теме «Нервная система. Анализаторы» Обобщающий урок

1

Обобщить и систематизировать знания детей по теме.

Знать и уметь использовать полученные знания на практике.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Самостоятельная работа

Повт. гл. 10, конспект

17.04

17.04

ГЛАВА 11.ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (4 ч.)

59

Вклад отечественных учёных в разработку учения о ВНД Врождённые и приобретённые программы поведения. Лаб. Раб. №21 «выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового стереотипа» Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Дать понятие о рефлекторном характере деятельности нервной системы. Безусловном и условном рефлексе, их биологическом значении.

Должны знать:

- о врожденных и приобретенных программах поведения;

- о природе сна и сновидений, памяти, мышления, об эмоциях и во-левых действиях;

- о значении речи и трудовой деятельности;

Должны уметь:

- разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов;

- оценивать свою наблюдательность, память, внимание и путем тренировок улучшать их.

Давать определение понятиям безусловном рефлексе, условном рефлексе, называть принцип работы нервной системы.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Лаб. Раб.

§53, 54

22.04

22.04

60

Сон и сноведения. Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы Комбинированный урок

1

Биологические ритмы. Сон (фазы сна). Бодрствование, значение сна.

Характеризовать значение сна для организма человека.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 55, 56

24.04

24.04

61

Воля, эмоции , внимание, память

лаб. Раб. № 22 «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях» Комбинированный урок

1

Биологическая природа и социальная сущность человека. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Особенности психики человека.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Лаб. раб

§ 57

29.04

29.04

62

Обобщающий урок по теме «ВНД» Обобщающий урок

1

Биологическая природа и социальная сущность человека. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Индивидуальный опрос

конспект

01.05

06.05

ГЛАВА 14. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА (4 ч)

63

Роль эндокринной регуляции Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.

Должны знать:

- о том. Как действуют гормоны;

- что происходит при их недостатке или избытке;

- какими признаками обладают наиболее часто встречающиеся эндокринные нарушения и какими способами можно помочь некоторым больным.

Должны уметь:

- определять расположение некото-рых желез в соответствующих областях тела;

- распознавать симптомы ряда эндо-кринных заболеванийНазывать особенности строения и работы желез эндокринной системы, железы внутренней секреты, внешней секреции.

Давать определение понятию гормоны, называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 58

hello_html_m5676d806.gif06.05




блок

08.05

64

Функции желёз внутренней секреции Комбинированный урок

1

Гормоны. Гормоны гипофиза, гормоны щитовидной железы, гормоны поджелудочной железы и заболевание сахарным диабетом.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 59

08.05

65

Заболевания, которые возникают при недостатке гормонов желёз внутренней секреции Комбинированный урок



1

Акромегалия, микседема, гигантизм, карликовость

Знать заболевания, которые возникают при недостатке гормонов желёз внутренней секреции

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 59, записи

13.05

13.05

66

ЗАЧЁТ «Нервная система. Анализаторы. Эндокринная система» Обобщающий урок

1

Железы внешней и внутренней секреции

Знать основные термины и определения

Работа с учебником, работа с таблицей.

Индивидуальный опрос

конспект

15.05

15.05

РАЗДЕЛ 3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (4 ч.)

67

Жизненные циклы. Размножение

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды Урок изучения и первичного закрепления нового материала

1

Оплодотворение. Органы размножения человека. Бесполое и половое размножение. Онтогенез, филогенез, плацента, развитие плода,

Должны знать:

- об особенностях развития человеческого организма;

- об изменениях, происходящих в подростковом возрасте;

- о болезнях, передающихся половым путем.

Должны уметь:

- доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами

Называть этапы жизненного цикла человека, узнавать по рисункам органы размножения, сравнивать бесполое и половое размножения; функции плаценты, перечислять рефлексы новорожденных, описывать режим беременной.

Знать и называть наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем.

Называть этапы развития и особенности развития ребенка после рождения. Называть этапы развития и особенности развития ребенка после рождения.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 60, 61

20.05

20.05

68

Наследственные и врождённые заболевания, передаваемые половым путём Комбинированный урок

1

Наследственные заболевания. Врожденные заболевания. Проявление алкогольного синдрома плода. Меры профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 62

22.05

22.05

69

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности Комбинированный урок

1

Индивид, личность, интроверт, экстраверт. Развитие человека, стадии его развития. Индивид, личность, интроверт, экстраверт. Развитие человека, стадии его развития.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§ 63,64

27.05

27.05

70

Обобщающий урок по теме «Индивидуально развитие организма»

Обобщающий урок

1

Обобщить знания полученные за курс 8 класса

Знать и использовать основные понятия по теме.

Работа с учебником, работа с таблицей.

Фронтальный опрос

§60-64

29.05

29.05







РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Зам. директора по УВР

Методического совета _____________/Мысливцева Е. Г./

МБОУ «Шебалинская Ф. И. О.

СОШ им. В. И. Фомичёва» от «___»________2014 г

от «___»_______2014г №___

___________/Середа Е. В./




рабочая программа по биологии (8 класс)
  • Биология
Описание:

Рабочая учебная программа по «Биологии» для  учащихся 8 класса общеобразовательной школы составлена на основе:

Ø  Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012года;

Ø  Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования. МО РФ 2004г.;

Ø   Примерной  программы общеобразовательных учреждений: Биология 5-11 / допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации М.: Дрофа, 2011г.;

Ø  Авторской программы по биологии для 6-11 классов (базовый уровень) по учебникам В. В. Пасечника/Чередниченко И. П., Оданович М. В. – Москва, Глобус, 2011 г.;

Ø  Учебника: Биология. Человек, 8 класс,   Колесов Д. В.,  Маш Р. Д., Беляев И. Н., М.: Дрофа, 2012 год;

Ø  Учебного плана  на 2014-2015 учебный год.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

·         освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

·         овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

·         работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;

·         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

·         воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

 

·         иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Автор Крылова Ольга Викторовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 553
Номер материала 21983
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓