Главная / Биология / рабочая программа по биологии 8 класс

рабочая программа по биологии 8 класс









Рабочая программа

учебного предмета

«Биология»

8 класс

базовый уровень










Автор-составитель:

Кучумова Ирина Николаевна

учитель биологии первой

квалификационной категории




МОБУ «СОШ № 172»


2014-2015 учебный год

п. Архара





Пояснительная записка

к Рабочей программе по биологии для 8 класса

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии

  • Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего общего образования»;

  • Федерального базисного учебного плана

  • Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта;

  • Программы курса «Человек»

  • Использована авторская программа основного общего образования по биологии Н.И.Сонина.» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008

  • Базового учебника: «Биология. Человек. 8класс: учебник для ОУ/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010. -287, (1)

  • Учебного плана МОБУ «СОШ № 172» на 2014-2015 учебный год;

  • Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;


Общая характеристика программы

Настоящая про­грамма базируется на биологических дисциплинах, освоенных в курсах «Живой организм» и «Многооб­разие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно. Федеральный базисный учебный план для общего образования отводит 70 часов для изучения на базовом уровне предмета «Биология», в 8 классе, из расчета 2 часа в неделю, и в соответствие с учебным планом школы. Рабочая программа составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в основной школе с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последующих занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся

Место предмета биологии в базисном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МОБУ «СОШ № 172»

Программа рассчитана на 1 год – 8 класс. Общее число учебных часов - 70 (2 ч в неделю)

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

При изучении курса «Человек» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. В частности при изучении курса биологии 8 класса активно происходит формирование базовых учебных компетенций:

  • ценностно-смысловой (уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности)

  • социокультурной (определять свое место и роль в окружающем мире, владеть эффективными способами организации свободного времени)

  • учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира);

  • коммуникативной (владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы);

  • информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD-Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее);

  • природоведческой и здоровьесберегающей (иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)

Работа учащихся с рабочей тетрадью на печатной основе организуется по выборочным заданиям, поэтому использование полной тетради считаем нецелесообразным. Учащиеся выполняют задания на отдельных листах (копии печатной тетради), которые позже вклеивают в рабочую тетрадь.

Организационные формы процесса обучения, используемые при организации УВП в 8 классе, обеспечивают реализацию целей обучения биологии на данной ступени обучения, обозначенных выше образовательных подходов, а также учитывают возрастные особенности учащихся. В связи с этим преобладающей формой работы является комбинированный урок, включающий элементы самостоятельной работы учащихся, индивидуальные, групповые, фронтальные практические работы.

Количество лабораторных работ (14) соответствует примерной программе и обеспечено материально-техническими возможностями кабинета биологии, за исключением практической работы «Измерение массы и роста своего организма» (не обеспечена весами и ростомером). Практическая работа, предложенная в примерной программе как «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» разделена на 2 самостоятельные практические работы: ««Воздействие желудочного сока на белки» и «Воздействие слюны на крахмал», т.к. такое распределение в большей степени подходит к разбивке раздела на темы.

Важным способом формирования учебно-познавательной и информационной компетенций учащихся является подготовка ими сообщений по изучаемым темам, которые, по возможности, рекомендуется сопровождать мультимедийными презентациями. Программа предусматривает подготовку учащимися по 5 темам курса (см. КТП), подготовка сообщений не является обязательным заданием для учащихся всего класса. Кроме того, поощряется самостоятельно предложение тем и выполнение по ним сообщений.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным стандартом основного общего образования и представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:


вид контроля

количество часов (работ)

оцениваются

не оцениваются

(оцениваются по желанию учащегося)

Лабораторные работы

(14)

8

6

Обобщающие уроки

3

3


Тестовый контроль

(8)

8


Подготовка сообщений

(5)

5


Итоговая проверочная работа

1

1



В примерную программу Н.И.Сонина внесены некоторые изменения, которые по имению автора, позволяют более полно раскрыть материал курса. В частности уменьшено количество часов отводимых на изучение раздела «Человек и его здоровье» (2 вместо 4), т.к. многие вопросы этого раздела изучаются как заключительные при изучении систем органов. Например, раздел «Транспорт веществ в организме» дополнен темой «Заболевания сердечно-сосудистой системы и их предупреждение», раздел «Дыхательная система» - «Заболевания органов дыхания и их предупреждение», раздел «Опорно-двигательный аппарат» - «Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей», «Значение физических упражнений для формирования ОДА» и проч. Такое распределение учебного материала позволяет учащимся более глубоко осознать связь между строением и функционированием органов и их систем и влиянием на них образа жизни и других факторов внешней среды. В конце учебного курса подводятся итоги изучения этого материала на уроке «Человек и его здоровье». По сравнению с авторской программой в рабочей увеличено количество часов, отводимых на изучение темы «Координация и регуляция» (с 9 до 14), т.к., как показывает опыт, данный раздел является очень сложным для понимания учащихся с одной стороны, а с другой является важнейшим разделом для понимания целостности организма. Увеличено количество часов для изучения раздела «Покровы тела» (с 2 до 4) с целью увеличения количества времени отводимого на проведение практических работ.

Для повышения уровня знаний, приобретения практических навыков представленная программа предусматривает демонстрации и выполнение ряда лабораторных и практических работ.

  • Основные функции программы:

1. Развивающая.

2. Просветительская (информационная).

3. Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении).

4. Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).

  • Основные принципы программы:

· Принцип деятельности. Принцип активности.

· Принцип соответствия возрастной категории.

  • Направления программы:

· Интеграция. Экологизация. Гуманизация. Практическая направленность.

  • Формы и методы, технологии обучения

  • методы групповой и коллективно-распределённой деятельности учащихся, которая может осуществляться, в форме развернуто диалога;

  • проблемно-диалогическое обучение;

  • коллективно-исследовательская деятельность учащихся;

  • проектная деятельность учащихся

  • Интеграция традиционной, личностно-ориентированного, модульного, игрового, компьютерного, развивающего и здоровьесберегающего обучения, разноуровневого обучения, социально-коммуникативного, игрового обучения, критического мышления и др.

  • Формирование ключевых компетенций учащихся:

  • Повторение,

  • обобщение,

  • систематизация,

  • сравнение,

  • анализ,

  • рассказ учителя,

  • пересказ,

  • самостоятельная работа с учебником,

  • раздаточным материалом,

  • работа в парах,

  • работа в группах и др.

  • подготовка и показ презентаций

В процессе преподавания курса используется следующая

  • типология уроков по дидактической цели:

  • урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала;

  • урок комплексного применения знаний;

  • урок обобщения и систематизации знаний и умений;

  • урок актуализации знаний и умений;

  • урок контроля и коррекции знаний и умений.

  • Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный

2. Частично – поисковый

3. Проблемный

4.Исследовательский метод.

  • Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная: - фронтальная; - парная;- групповая.

  • Формы учебных занятий:

· Игры: на конкурсной основе, ролевые; Мини – лекции; Дискуссии;

· Диалоги и беседы; Семинары; Круглые столы; Проектные работы

· Лабораторные работы;

Для решения этих задач в программу включены занятия предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации, flesh- анимации, видеоматериалы, Интернет-ресурсы.

  • Виды деятельности учащихся:

·Устные сообщения;

- Обсуждения;

- Мини – сочинения;

- Работа с источниками;

- Доклады;

- Защита презентаций;

- Рефлексия.

  • Способы, формы и методы контроля и оценки знаний учащихся

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестирования, лабораторные работы, самостоятельные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Контроль знаний учащихся осуществляется практически на каждом уроке. При этом используются различные методы и формы контроля:

  • фронтальный опрос,

  • письменные упражнения и задания,

  • тестовые упражнения,

  • терминологические диктанты и т. д.

  • При контроле знаний используются возможности компьютерного кабинета для проведения индивидуальных тестовых работ.

  • После изучения каждого раздела осуществляется итоговый контроль знаний.

Формами промежуточной аттестации являются: участие в проектной деятельности, тестировании, подготовки мультимедийных презентаций. Итоговая аттестация проводится в виде экзамена (контрольной работы) в формате ОГЭ.



В календарно-тематическом планировании использованы следующие обозначения:

* - дополнительное задание, выполняется учащимися по желанию

: - использование авторских мультимедийных презентаций по теме урока

Для обозначения компетенций, формируемых у учащихся, используются аббревиатуры:


ЦСк - ценностно-смысловая компетенция

Ск - социокультурная компетенция

УПк - учебно-познавательная компетенция

Кк - коммуникативная компетенция

Ик - информационная компетенция

Пк - природоведческая компетенция


Зк - здоровьесберегающая компетенция.




















Требования к уровню подготовка выпускников


В результате изучения курса биологии 8 класса ученик должен:


Знать/понимать:

  • специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;

  • особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;

  • строение и функции основных тканей и систем органов;

  • функциональные системы организма;

  • значение гомеостаза внутренней среды организма;

  • об обмене веществ, его значении и видах;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;

  • строение и функции анализаторов;

  • механизмы ВНД;

  • функциональное значение высших отделов головного мозга человека;

  • особенности индивидуального развития человека;

  • правила личной гигиены;

  • причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;

  • о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.


Уметь:

  • распознавать органы и их топографию;

  • оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;

  • измерять кровяное давление и частоту пульса;

  • давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;

  • работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.)



Учебно-методическое и программное обеспечение - УМК

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6 - 11 классы. - 5-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 138 с.

  • Авторская программа основного общего образования по биологии Н.И.Сонина.» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008

  • Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – М.: Дрофа, 2008;

Для учащихся:

  • Базового учебника: «Биология. Человек. 8класс: учебник для ОУ/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010. -287, (1)

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М: Дрофа, 2012.

Для учителя:

  • Базового учебника: «Биология. Человек. 8класс: учебник для ОУ/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010. -287, (1)


MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»


• Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004


а также Методических пособий для учителя:

  1. Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.:Классик Стиль, 2003. - 104 с. (Книжная полка учителя)

  2. Беликова Р.М. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Практикум. – Бийск. БГПУ им.В.М.Шукшина, 2006, - 97 с.

  3. Биология. Поурочные планы: 8 кл.: Метод. рекомендации: пособие для учителя/ М.В.Высоцкая – Волгоград: Учитель, 328 с.2009;

  4. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе. Книга для учителя. - Воронеж: ГОУ «Воронежский государственный педагогический университет», 2002. - 196 с.

  5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

  6. Семенцова В.Н. Биология 8 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с. (Серия «Поурочное планирование»)

  7. Физиология человека и животных: лабораторный практикум. 2-е изд., испр./ Сост. Н.К.Гайнанова, Н.Н.Беспалова - Бийск: РИО БПГУ им. В.М.Шукшина, 2005. - 104 с.

  8. Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 - 9 классы (авторская линия Н.И.Сонина). - СПб.: Паритет, 2005. - 128 с.

  9. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс, Д.В.Колесова, Р.Д. Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.; А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша. - М.: Вако, 2005. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).

  10. Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний/ Под. ред. Ю.Д.Жилова. Учебник. - М.: Высшая школа, 2001. - 256 с

  11. Кириленкова В.Н. Клетки и ткани. 10 - 11 класс.: практикум / В.Н.Кириленкова, Д.К.Обухов. - М.: Дрофа, 2008. - 96 с. - (Элективные курсы)

  12. Биология. В таблицах и схемах/ Сост. Онищенко А.В., Спб., 2006;

  13. Биология. Тематические и итоговые контрольные работы. 6-9 класс / Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, Е.А.Никишова, В.З.Резникова – М.: Вентана - Граф, 2009;



















Перечень средств обучения


Плакаты:

  1. Ископаемые люди

  2. Предшественники человек

  3. Человеческие расы

  4. Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани 2 экз.

  5. Расположение внутренних органов 2 экз.

  6. Железы внутренней секреции

  7. Схема строения нервной системы 2 экз.

  8. Нервная клетка и схема строения рефлекторной дуги 2 экз.

  9. Образование и внешнее торможение условного рефлекса

  10. Спинной мозг и схема коленного рефлекса 2 экз.

  11. Головной мозг человека 2 экз.

  12. Изучение работы пищеварительной системы по И.П.Павову

  13. Камера для изучения условных рефлексов

  14. Обонятельный и вкусовой анализатор 2 экз.

  15. Слуховой анализатор 2 экз. + 1 экз.

  16. Зрительный анализатор 2 экз.

  17. Скелет

  18. Череп человека 2 экз.

  19. Скелетные мышцы 2 экз.

  20. Строение костей и типы их соединений 2 экз.

  21. Вывихи и переломы костей

  22. Схема кровообращения 2 экз.

  23. Кровь 2 экз.

  24. Сердце 2 экз.

  25. Кровеносная система человека 2 экз.

  26. Фазы работы сердца 2 экз.

  27. Дыхание и сокращение сердца в покое

  28. Значение тренировок сердца

  29. Органы дыхания 2 экз.

  30. Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании

  31. ЖЕЛ в см3

  32. Схема строения органов пищеварения

  33. Зубы

  34. Суточные нормы витаминов

  35. Калорийность и состав пищевых продуктов

  36. Органы выделения

  37. Кожа


Гигиена и профилактика

  1. Гигиена дыхания

  2. Гигиена питания

  3. Предупреждение плоскостопия

  4. Профилактика близорукости

  5. Профилактика воздушно-капельных инфекций

  6. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

  7. Предупреждение искривлений позвоночника

  8. Шум и борьба с ним

  9. Закаливание организма

  10. Вред курения

  11. Изменение воздуха в классе в течение учебного дня

  12. Пути распространения заразных болезней

  13. Вред алкоголя


Натуральные объекты:

  1. Коллекция костей млекопитающих

Микропрепараты:

  1. Кровь человека 10 шт.

  2. Гладкие мышцы 12 шт.

  3. Поперечно-полосатые мышцы 1 шт.

  4. Однослойный эпителий 16 шт.

  5. Гиалиновый хрящ 18 шт.

  6. Нервные клетки 14 шт.


Оптические приборы:

  1. Микроскоп

  2. Лупа


Лабораторное оборудование:

  1. Предметные и покровные стекла

  2. Чашки Петри

  3. Препаровальные иглы

  4. Пипетки

  5. Пробирки

  6. Колбы разного объема

  7. Химические стаканы разного объема


Технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор


Мультимедийные учебные пособия:


  1. Мультимедийное учебное пособие из серии «Просвещение» «Биология. Анатомия и физиология человека. 8 класс»

  2. Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс» (2CD)

  3. Справочное пособие «1С: Репетитор. Биология»

  4. Интегрированное интерактивное наглядное пособие «Строение и жизнедеятельность организма человека», ООО «Дрофа», 2008

  5. Сборник интерактивных творческих заданий по биологии 7 - 9 класс, ЗАО «Новый диск», 2007


Видеофильмы:


  1. Когда девочка взрослеет (ВВС)


Авторские мультимедийные презентации:


  1. Зрительный анализатор

  2. История развития знаний о строении и функциях организма человека

  3. Клеточное строение тела человека

  4. Место человека в системе органического мира

  5. Биологические ритмы. Сон

  6. Высшая нервная деятельность. Поведение человека.
    Рефлексы.

  7. Строение и функции крови. Форменные элементы крови (ФЭК)

  8. Группы крови

  9. Живая крепость. Иммунитет

  10. Органы дыхания

  11. Газообмен в легких и тканях

  12. Дыхательные движения и их регуляция

  13. Болезни органов дыхания и их предупреждение

  14. Спинной мозг

  15. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат.

  16. Мышцы человека

  17. Нарушения ОДА

  18. Обобщающе-повторительный урок «ОДА»

  19. Пищеварение

  20. Ткани

  21. Органы кровообращения

  22. Работа сердца

  23. Движение крови по сосудам



























Содержание программы


Тема 1 . Человек как биологический вид -3 часа

Введение. Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■  Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных

Тема 2. Происхождение человека (3 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■   Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■  Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■  Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

1. Изучение микроскопического строения тканей.

Тема 5. Координация и регуляция функций организма. Анализаторы -14 часов

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессахНервно-гуморальная регуляция.

■   Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

■     Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Лабораторные и практические работы.

2. Изучение изменения размера зрачка.

3. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга

Тема 6. Опора и движение (7 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Укрепление здоровья и двигательная активность.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костейраспилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы.

4. Изучение внешнего строения костей.

5. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

■ Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторные и практические работы.

6. Изучение микроскопического строения крови


Тема 8. Транспорт веществ в организме. – 5 часов

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■  Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■  Лабораторные и практические работы.

7. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

8. Измерение кровяного давления

9. Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.

Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■  Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания

Лабораторные и практические работы.

10. Определение частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение (6 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■  Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

  Лабораторные и практические работы.

11. Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал

12. Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■  Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (4 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.


Лабораторные и практические работы.

13. Оказание доврачебной помощи при травмах кожи


Тема 14. Размножение и развитие (2 часа)

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.


Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.


Лабораторные и практические работы.

14. Характеристика моих познавательных процессов


Тема 16. Человек и его здоровье (2 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.


Итоговая проверочная работа в формате ОГЭ - 1 час






















Содержание тем программы и лабораторный практикум

Согласно примерной образовательной программе на изучение Биология «Человек» отводится 70 часов; учебному плану МОБУ «СОШ № 172», составленному по базисному плану РФ, выделяется 70 часов. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов на проведение лабораторных работ:

темы, название

Кол-во часов

лабораторные работы

(название)

Тема 1. Человек как биологический вид

3


Тема 2. Происхождение человека

3


Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1


Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека 

4

1 Изучение микроскопического строения тканей.

Тема 5. Координация и регуляция функций организма. Анализаторы

14

2. Изучение изменения размера зрачка.

3. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга

Тема 6. Опора и движение

7

4.

Изучение внешнего строения костей.

5.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Тема 7. Внутренняя среда организма

4

6.

Изучение микроскопического строения крови

Тема 8. Транспорт веществ в организме

5

7. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

8. Измерение кровяного давления

9. Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений

Тема 9. Дыхание

5

10. Определение частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение

6

11. Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал

12. Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии

2


Тема 12. Выделение

2


Тема 13. Покровы тела

4

13. Оказание доврачебной помощи при травмах кожи

Тема 14. Размножение и развитие

2


Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

14. Характеристика моих познавательных процессов


Тема 16. Человек и его здоровье

2


Итоговая проверочная работа по курсу «Человек» в формате ОГЭ

1


Итого:

70

14







Календарно-тематическое планирование уроков по биологии

в 8 классе, 2 часа в неделю «70 часов» в 2014-2015 учебном году


Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова Биология. 6-11 классыМ. Дрофа, 2009

И авторской программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина.» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008

  • Базового учебника: «Биология. Человек. 8класс: учебник для ОУ/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010. -287, (1)

В календарно-тематическом планировании использованы следующие обозначения:

* - дополнительное задание, выполняется учащимися по желанию

: - использование авторских мультимедийных презентаций по теме урока

Для обозначения компетенций, формируемых у учащихся, используются аббревиатуры:

ЦСк - ценностно-смысловая компетенция Ск - социокультурная компетенция

УПк - учебно-познавательная компетенция Кк - коммуникативная компетенция

Ик - информационная компетенция Пк - природоведческая компетенция

Зк - здоровьесберегающая компетенция.








Календарно-тематическое планирование уроков по биологии

в 8 классе, 2 часа в неделю «70 часов» в 2014-2015 учебном году

п/п

Дата

Раздел, глава, тема урока (кол-во часов)


Понятия, термины

Основное содержание

Тип урока. Форма организации обучения

Практическая часть

(Лаб, / Практ работы)

Домашнее задание

Метод.

Обеспечение

(мультимедиа

ресурсы)

Тема 1. Человек как биологический вид -3 часа


1

02.09

Введение. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека

Использование знаний о строении функционировании тела человека в бытовой и профессиональной жизни, для сохранения и восстановления здоровья.

ЦСк, Ск, УПк, Пк, Зк

Вводный

Таблицы и рисунки о бактериях.

с.3-6.

записи в тетради

:


2

03.09

Место человека в системе органического мира

Систематическое положение человека, черты сходства человека и животных. Рудименты, атавизмы.

ЦСк, Ск, УПк, Пк

Вводный урок

Таблицы и рисунки о бактериях.


с.7-9

:


3

09.09

Особенности человека

Черты, отличающие человека от приматов, человека как биосоциальное существо.

ЦСк, Ск, УПк, Пк

Комбинированный урок, работа в группах


с. 10-11


сообщения

уч-ся,

Тема 2. Происхождение человека – 3 часа


4

10.09

Происхождение человека и этапы его становления

Основные гипотезы происхождении человека, основные этапы эволюции человека: рамапитек, австралопитек, человек умелый,

ЦСк, Ск, УПк, Пк

Формирование новых знаний

Табл. «Ископаемые люди», «Предшественники человека»

с. 12- 14, дифференцированно

: сообщения уч-ся


5

16.09

Происхождение человека и этапы его становления

Неандерталец, кроманьонец, человек разумный. Сравнительная характеристика разных эволюционных стадий человека



с. 14- 17

: сообщения уч-ся


6

23.09

Расы человека

Расогенез, виды рас и характеристика, критика и несостоятельность расизма.

ЦСк, Ск, УПк, Пк, Кк


Табл. «Человеческие расы»

с. 18- 21


Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)


7

24.09

Науки о человеке

Вклад в изучение человека Гиппократа, Авиценны, Аристотеля, Галена, Везалия, Гарвея, Леонардо да Винчи и проч.

Предмет анатомии, физиологии, гигиены.

ЦСк, УПк, Ик

Формирование новых знаний


Урок новых знаний

Тестирование по теме «Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы»

с. 21- 30

: Портреты ученых- естествоиспытателей

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека  – 4 часа



8

30.09

Клеточное строение организма

Понятие о клеточном строении организма, строение животной клетки (ядро, цитоплазма и ее органоиды), физиология клетки.

УПк, Пк, ЦСк

Вводный урок


с.31-34

Табл. «Строение животной клетки»



9

1.10

Ткани

Понятие «ткань», основные типы тканей и их виды, расположение в организме.

УПк, Пк, ЦСк

Комбинированный урок

Л/р №1 Изучение микроскопического строения тканей.


с.34-36

Табл. «Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани», «Расположение внутренних органов»


10

7.10

Виды тканей

Строение тканей, отличительные особенности строения разных видов тканей.

УПк, Пк, ЦСк, Кк, Ик

Комбинированный урок, п/р «Изучение микроскопического строения тканей»


с.36-40

Табл. «Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани», «Расположение внутренних органов», готовые микропрепараты тканей, световые микроскопы.



11

8.10


Органы. Системы органов. Организм

Понятия «Орган», «Система органов», функции основных систем и органов, их образующих. Функционирование организма как единого целого.

УПк, Пк, ЦСк

Комбинированный урок


С.40-45

CD «Строение и жизнедеятельность организма человека»

Тема 5. Координация и регуляция функций организма. Анализаторы -14 часов


12

14.10

Эндокринный аппарат, его особенности

Понятие о гуморальной регуляции, строение и функции эндокринной системы, железы входящие в нее. Железы внутренней и внешней секреции. Разнообразие гормонов и их функции.

УПк, Пк, Зк, Ик

Урок новых знаний. Тестирование по теме «Организм человека»


С. 46-50

Табл. «Железы внутренней секреции»


13

15.10

Нейрогумораль-ная регуляция

Нервная и гуморальная регуляция - как едина система, роль гормонов в регуляции функций организма, нарушения нервно-гуморальной регуляции и их последствия для жизнедеятельности человека.

УПк, Пк, Зк

Комбинированный урок


с.51-53

:


14

21.10

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

Строение и функции НС (ЦНС, периферическая НС, вегетативная, соматическая). Нейрон - структурная и функциональная единица НС, его строение и функции.

УПк, Пк, Зк, Ик, ЦСк

Вводный урок


С.54-56

Табл. «Строение НС», «Нервная клетка и схема строения рефлекторной дуги»


15

22.10

Рефлекс

Строение рефлекторной дуги, виды рефлексов. Рефлекторный принцип деятельности НС.

УПк, Пк, Зк, Ик, ЦСк

Комбинированный урок, п/р «Изучение изменения размера зрачка»


С.57-58

Записи в тетради

Табл. Нервная клетка и схема строения рефлекторной дуги»


16

28.10

Спинной мозг

Строение спинного мозга, рефлекторная и проводниковая функции. Соотношение деятельности спинного и головного мозга.

УПк, Пк, Зк, Ик, ЦСк

Комбинированный урок, п/р «Определе-ние безусловных рефлексов различных отделов мозга»


С.60-63

-«-

инструктивные карты для выполнения п/р

17

29.10

Строение и функции головного мозга

Строение ГМ (задний, средний и передний мозг). Строение и функции заднего и среднего мозга. Значение этих отделов ГМ для осуществления жизнедеятельности человека.

УПк, Пк, Зк, Ик, ЦСк

Комбинированный урок


С.63-69

Табл. «Головной мозг», макет головного мозга

18

11.11

Полушария большого мозга

Строение переднего мозга, особенности строения полушарий большого мозга.

УПк, Пк, Зк, Ик, ЦСк

Комбинированный урок


С. 70-73

Табл. «Головной мозг», макет головного мозга

:

19

12.11

Функции полушарий большого мозга

Функции долей и зон коры полушарий.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок


С.65-67

Табл. «Головной мозг», макет головного мозга

:

20

18.11

Координация и регуляция функций организма

Нейрогуморальная регуляция, органы, ее осуществляющие, механизмы регуляции, значение для нормальной жизнедеятельности человека.

ЦСк, Ск, УПк, Кк, Ик, Пк, Зк

Обобщающе-повторительный урок



Тест «Нервная и гуморальная регуляция в организме»

Таблицы по теме

21

19.11

Анализаторы их строение и функции

Понятие «анализатор», общий план строения анализаторов (на примере зрительного анализатора), виды анализаторов, их специфичность, значение анализаторов в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Ск

Урок новых знаний


С.76

Конспект

:

22

25.11

Зрительный анализатор

Строение и функции глаза, как периферической части зрительного анализатора. Особенности восприятия окружающего мира. Гигиена зрения.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Ск

Комбинированный урок с элементами п/р

2. Изучение изменения размера зрачка.


С. 77-83

*Составить памятку о гигиене зрения

Листки бумаги 77 см с отверстием, маркеры (для проведения демонстрационных и фронтальных опытов), табл. «Строение зрительного анализатора»

23

26.11

Анализаторы слуха и равновесия

Строение и функции анализаторов слуха и равновесия. Гигиена органа слуха. Связующая роль организм - среда.

ЦСк ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Ск

Комбинированный урок


С. 84-91

Табл. «Слуховой анализатор»

24

02.12

Кожно-мышечная чувствитель-ность. Обоняние. Вкус

Строение, функции и локализация органов кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса. Взаимодействие и взаимный контроль анализаторов.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок, коллективная работа


С. 91-99

Карточки с заданиями для коллективной работы

Тема 6. Опора и движение – 7 часов

26

09.12

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет

Строение и функции ОДА, строение скелета, особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Ск

Урок новых знаний, заполнение ОК


С. 100-101

Табл. «Скелет человека», «Череп»

27

10.12

Строение и свойства костей

Строение и химический состав костей, типы костей (трубчатые, губчатые, плоские). Взаимосвязь строения и функций кости. Расположение в организме.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк

Комбинированный урок, п/р «Изучение внешнего строения костей»

4.

Изучение внешнего строения костей.


С. 102-104

Табл. «Строение костей и типы их соединений»

28

16.12

Типы соединения костей

Типы соединения костей и их функциональные возможности: неподвижные, полуподвижные, подвижные. Локализация в организме.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок


С. 105-107, рубрика «Подумайте!» с.107

Табл. «Строение костей и типы их соединений», :

29

17.12

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Виды травм скелета (ушибы, растяжения связок, вывихи суставов, переломы костей), последовательность действий при оказании первой помощи. Профилактика нарушений ОДА.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск

Комбинированный урок, практическая работа


Отработать на практике приемы первой помощи

Табл. «Строение костей и типы их соединений», перевязочный материал, шины

30

23.12

Мышцы, их строение и функции

Особенности строения скелетной мускулатуры, их прикрепления к костям, действие мышц антагонистов и синергистов, основные группы мышц и их расположение в организме. Типы мышц.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок


С.116-122

Табл. «Скелетная мускулатура»

31

24.12

Работа мышц

Двигательная единица (мотонейрон), механизм мышечного сокращения. Изменения мышц при тренировках, причины их утомления, механизмы повышения работоспособности мышц.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк

Комбинированный урок, п/р «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»


5.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

С.122-126, повторить тему «ОДА»

Табл. «Скелетная мускулатура»,

:


32

13.01

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

Влияние физических упражнений на формирование ОДА, определение функций костей, мышц и суставов. Взаимосвязь ОДА с другими системами организма. Предупреждение развития сколиоза, плоскостопия.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк

Обобщающий урок по теме, работа в группах

п/р «Определение качества осанки»


*Составить комплекс физических упражнений для своей утренней зарядки

Таблицы по теме, инструктивные карты для работы в группах

Тема 7. Внутренняя среда организма – 4 часа


33

14.01

Внутренняя среда организма и ее значение

Понятие о внутренней среде организма, ее состав, роль в организме. Значение гомеостаза для нормального функционирования организма.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Вводный урок

Тестирование по теме «Опорно-двигательный аппарат»


С.116-118,вопросы на стр. 120 (№1-5)

Табл. «Кровь», «Ткани»

:


34

20.01

Строение и функции крови. ФЭК

Состав крови, ее строение как соединительной ткани, функции в организме, роль свертывания в предохранении от потерь крови. Строение и функции ФЭК (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок, заполнение печатной основы ОК. П/р «Изучение микроскопического строения крови»


6.

Изучение микроскопического строения крови


С.118-119

Табл. «Кровь»,

:


35

21.01

Иммунитет. «Живая крепость»

Защитные свойства организма, антигены и антитела, виды иммунитета и механизмы их формирования. Вакцины и сыворотки. Особенности строения и функционирования лимфоцитов и лейкоцитов.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок


С. 122-123, вопросы на стр. 124 (№1-9)

Табл. «Кровь», портреты И.И.Мечникова, Л.Пастера,

:


36

27.01

Группы крови

Понятие о 4 группах крови (наличие разных агглютининов и агглютиногенов), переливание крови.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок


С. 122-123, вопросы С. 124-125, повторить тему «Кровь»

Схемы переливания крови

:

Тема 8. Транспорт веществ в организме. – 5 часов


37

28.01

Органы кровообращения

Строение сердца и сосудов (вены, артерии, капилляры). Транспортные системы организма. Закономерности движения крови и лимфы по сосудам. Значение кровообращения

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок

Тестирование по теме «Внутренняя среда организма»


с. 126 - 129

Табл. «Кровеносная система организма»

:


38

3.02

Работа сердца

Сердечный цикл и его фазы. Регуляция работы сердца (автоматизм сердца, регуляция НС )

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк

Комбинированный урок, п/р «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

7. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений


С.130-133, провести самонаблюдение

Табл. «Сердце», «Фазы работы сердца», :


39

4.02

Движение крови и лимфы по сосудам

Причины движения крови и лимфы по сосудам. Кровяное давление и его изменения. Пульс.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк

Комбинированный урок, п/р «Измерение кровяного давления»

8. Измерение кровяного давления

С.134-137

Табл. «Схема кровообращения», инструктивные карты для проведения п/р

:

40

10.02

Лимфатическая система

Строение и функции лимфатической системы. Значение работы лимфатической система для сохранения здоровья человека

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок


записи в тетради

:


41

11.02

Заболевания сердечно-сосудистой системы и их предупреждение

Резервные возможности сердца, необходимость постоянного снабжения тканей сердца кислородом и питательными веществами. Влияние гиподинамии и вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) на сердечно-сосудистую систему.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк

Работа в группах в сочетании с индивидуальной деятельностью, п/р «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений»

9. Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.


С.134-137

Табл. «Значение тренировок сердца», перевязочный материал, инструктивные карты для работы в группах

Тема 9. Дыхание- 5 часов


42

17.02

Дыхательная система

Сущность процесса дыхания, необходимость кислорода для организма человека. Строение органов дыхания в связи с их функциями.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Вводный урок

Тестирование по теме «Транспорт веществ в организме»


С.138-141

Табл. «Органы дыхания»

:


43

18.02

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Строение легких в связи с выполняемыми ими функциями, механизм газообмена в легких и тканях.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок


С.139-142

Табл. «Органы дыхания», :


44

24.02

Дыхательные движения и их регуляция

Механизм вдоха и выдоха, нейрогуморальная регуляция дыхания. Жизненная емкость легких

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк

Комбинированный урок, п/р «Определение частоты дыхания»

10. Определение частоты дыхания.


С. 143-144

*сообщения «История курения», «Влияние табака на организм»

Табл. «Органы дыхания», «ЖЕЛ в см3», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании»

:


45

25.02

Заболевания органов дыхания и их предупреждение

Гигиеническая характеристика воздушной среды, возможные нарушения дыхания, приемы первой помощи при нарушении дыхательной функции, показания к искусственному дыханию

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск

Комбинированный урок, работа в группах


С.144-145

Инструктивные карты для работы в группах, таблицы по теме урока

:


46

3.03

Взаимодействие дыхательной и кровеносной систем

Развитие общебиологических понятий о взаимосвязи строения и функций органов на примере систем кровообращения и дыхания.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск

Повторительно-обобщающий урок


-

Табл. «Дыхание и сокращение сердца покое»

:

Тема 10. Пищеварение - 6 часов


47

4.03

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

Понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», их функции, общий план строения пищеварительной системы, ее функции в организме.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Вводный урок, урок новых знаний


С.148-151, задание «Рассмотрите рисунок»

Табл. «Схема строения органов пищеварения»


48

10.03

Пищеварение в ротовой полости

Процессы обработки пищи в ротовой полости, роль ферментов слюны, нейрогуморальная регуляция этих процессов. Влияние никотина и алкоголя на процессы пищеварения в полости рта. Механизм глотания.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк

Демонстрационная/ фронтальная п/р «Воздействие слюны на крахмал»


С. 152-153

Табл. «Схема строения органов пищеварения», «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании»оборудование для проведения л/р


49

11.03

Пищеварение в желудке и кишечнике

Процессы переваривания пищи в желудке. Свойства ферментов желудочного сока, условия их активности. Его роль в пищеварении, нейрогуморальная регуляция слюноотделения.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк

Комбинированный урок. Демонстрационная п/р «Воздействие желудочного сока на белки»

11. Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал


С.156-158

Табл. «Схема строения органов пищеварения»

:


50

17.03

Всасывание

Процессы пищеварения в кишечнике, роль поджелудочной железы, печени кишечных желез в пищеварении, всасывание питательных веществ, этапы пищеварения в кишечнике. Строение кишечного эпителия.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок


С. 158,160

Табл. «Схема строения органов пищеварения», :


51

18.03

Рациональное питание

Гигиенические условия рационального питания, режим питания, нормы потребления питательных веществ.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк

Комбинированный урок

п/р «Определение норм рационального питания»

12. Определение норм рационального питания.


С.159-161, доделать п/р

Инструкции для выполнения л/р, табл. «калорийность и состав пищевых продуктов», «гигиена питания»

:


52

31.03

Заболевания пищеварительной системы

Гигиен пищеварительной системы. Причины и профилактика заболеваний ЖКТ: инфекционные заболевания, заболевания, связанные с неправильным питанием.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк

Комбинированный урок


Памятка «Что нужно делать, чтобы заболел ЖКТ?»

:

Тема 11. Обмен веществ и энергии -2 часа


53

01.04


Обмен веществ и энергии

Сущность обмена веществ как основной функции организма, пластический и энергетический обмен как две стороны единого процесса.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок


С.162-165

*сообщения о витаминах

Табл. «Схема строения живой клетки», «Схема кровообращения», «Схема строения пс»


54

07.04

Витамины - «чудесные вещества»

Биологическая роль витаминов в обмене веществ, их значение для сохранения и поддержания здоровья человека. Разнообразие витаминов и их функции.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок


С. 166-169, повторить тему «Пищеварение»

Табл. «Суточные нормы потребления витаминов»

Тема 12. Выделение - 2 часа


55

8.04

Выделение. Строение и работа почек

Значение функции выделения для нормальной жизнедеятельности организма. Органы, участвующие в выделении. Строение мочевыделительной системы, строение и функции почек.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок, тестирование по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии»


С. 170-173

Табл. «Органы выделения», :


56

14.04

Заболевания почек, их предупреждение

Влияние заболеваний почек на здоровье человека. Роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, влияние вредных привычек (курение, алкоголизм, наркотики) на работу почек.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок


С.170-173

Табл. «Органы выделения»

Тема 13. Покровы тела - 4 часа

57

15.04

Строение и функции кожи

Строение кожи (эпидермис, дерма, гиподерма). Функции кожи: защитная, рецепторная, выделительная, терморегуляторная.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Вводный урок

Тестирование по теме «Выделительная система человека»


С. 174-175

* сообщение о первой помощи при поражениях кожи

Табл. «Кожа», инструктивные карты для выполнения л/р

:


58

21.04

Роль кожи в терморегуляции организма

Защита млекопитающих от перегрева и переохлаждения, условия сохранения постоянной температуры тела, рефлекторные механизмы регуляции, закаливание и его физиологические механизмы.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок


С. 178-181

*сообщения о закаливании, гигиене кожи, одежды и обуви

Табл. «Кожа»

59

22.04

Гигиена покровов тела

Понятие о гигиене кожи, одежды и обуви. Приемы закаливания.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк

Комбинированный урок


С. 179-181

Табл. «Кожа»

60

28.04

Первая помощь при травмах покровов тела

Профилактика и оказание первой помощи при поражениях кожи: ожоги, обморожения, мозоли и проч.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк

Комбинированный урок

п/р «Оказание доврачебной помощи при травмах кожи»

13. Оказание доврачебной помощи при травмах кожи


Отработать приемы первой помощи

Инструктивные карты для работы в группах

Тема 14. Размножение и развитие -2 часа


61

29.04

Половая система человека

Развитие понятия самовоспроизведении живых организмов; особенности полового размножения человека, строение половой системы человека. Процесс оплодотворения.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск

Урок новых знаний


С. 182-184

Объемная таблица «Зародыши позвоночных»


62

05.05

Размножение и развитие человека

Беременность и роды. Периодизация онтогенеза человека (новорожденный и грудной ребенок, детство подростковый возраст и его особенности, юношество, зрелость, пожилой и старческий возраст) и изменения происходящие с организмов человека. Продолжительность жизни человека и факторы влияющие на нее.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск

Комбинированный урок, работа в группах


С. 188-191

Объемная таблица «Зародыши позвоночных»

:

Тема 15. Высшая нервная деятельность - 5 часов

63

06.05

Поведение человека. Рефлекс

Потребности организма человека. определяющее его поведение. Биологические и социальные потребности. Понятие о ВНД.

Работы И.П.Павлова, И.М.Сеченова, А.А.Ухтомского о ВНД человека. Рефлекс - основа поведения человека.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск

Вводный урок, работа в группах


С.192-194, с.198-199

Табл. «Строение ГМ», портреты И.М.Сеченова, И.П.Павлова., :

64

11.05

Торможение, его виды и значение

Роль и физиологическая природа различных видов торможения, взаимосвязь процессов торможения и возбуждения. Роль торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям среды.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк

Комбинированный урок


С.195, 198-199

* сообщения о хронобиологии, гипнозе, летаргическом сне

Табл. «Строение ГМ», :

65

13.05

Биологические ритмы. Сон и его значение

Понятие о биоритмах, физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения организма во время сна, гигиена сна.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Ск

Комбинированный урок


С. 200-205

Табл. «Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Строение ГМ», портреты И.М.Сеченова, И.П.Павлова, инструктивные карты для п/р

66

19.05

Особенности высшей нервной деятельности человека

Особенности ВНД человека. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Рассудочная деятельность.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск

Комбинированный урок, п/р «Характеристика моих познавательных процессов»

14. Характеристика моих познавательных процессов


С.2006-209

Вопросники для определения типа нервной системы

67

20.05

Индивидуальные особенности личности

Классификация темпераментов, характерные признаки разных типов НС. Понятия характер, личность. Рол окружающей среды в формировании типа НС.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск

Урок-диалог


С.208-209, с. 210-213, подготовка к к/р


Тема 16. Человек и его здоровье - 2 часа

68

26.05

Человек и его здоровье

Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания, гиподинамия) и их влияние на организм. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.Соблюдение санитарно-69гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск

Урок-суд



Подготовить памятку по соблюдению гигиенических норм

69

27.05

Среда обитания человека

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск

Комбинированный урок



Подготовить памятку с правилами поведения в экстренных ситуациях

Итоговая проверочная работа по курсу «Человек» в формате ОГЭ - 1 час

70

29.05

Итоговая работа по курсу «Человек»

в формате ОГЭ - 1 час

(промежуточная аттестация)

ЦСк, УПк, Ик, Пк, Зк, Кк, Ск

Урок контроля ЗУН


Индивидуальные карточки для работы учащихся














Приложение 1

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ

с помощью коэффициента усвоения К

К = А:Р, где А – число правильных ответов в тесте Р – общее число ответов



Коэффициент  К

Оценка

0,9-1

«5»

0,8-0,89

«4»

0,7-0,79

«3»

Меньше 0,7

«2»











рабочая программа по биологии 8 класс
  • Биология
Описание:

Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в основной школе с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план отводит 70 часов для изучения на базовом уровне предмета «Биология», в 8 классе, из расчета 2 часа в неделю.

       В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

      Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение 14 лабораторных работ.

Изучение курса «Человек» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих конкретных целей:

-        освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

-        овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

-        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

-        воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

-        использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

В основу преподавания биологии положен: деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы.

При изучении курса биологии 8 класса происходит формирование и базовых учебных компетенций: ценностно-смысловой, социокультурной, учебно-познавательной, коммуникативной информационной – природоведческой,  здоровьесберегающей

  • Основные функции программы: Развивающая. Просветительская 3.  Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении).
  • Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).

Основные принципы программы:

·   Принцип деятельности, активности и  соответствия возрастной категории.

  • Направления программы:

·        Интеграция.         Экологизация.         Гуманизация.    Практическая направленность.

  • Формы и методы, технологии обучения

ü  методы групповой и коллективной  деятельности в форме диалога;

ü  проблемно-диалогическое обучение; проектная деятельность учащихся

ü  коллективно-исследовательская деятельность учащихся;

ü  Интеграция традиционной, личностно-ориентированного, модульного, игрового, компьютерного, развивающего и здоровьесберегающего обучения, разноуровневого обучения, социально-коммуникативного, критического мышления.

  • Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный                 2. Частично – поисковый

3. Проблемный                                                      4.Исследовательский метод.

  • Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.                          2.Коллективная:  - фронтальная; - парная;- групповая.

  • Формы учебных занятий:

·     Игры: на конкурсной основе, ролевые;           Мини – лекции;           Дискуссии;

·     Диалоги и беседы;      Семинары;         Круглые столы;              Проектные работы

·     Презентации                 Лабораторные работы;

Для решения этих задач в программу включены занятия предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации, flesh- анимации, видеоматериалы, Интернет-ресурсы.

  • Виды деятельности учащихся:

 ·Устные сообщения; обсуждения;  мини – сочинения, работа с источниками; доклады;    

 защита презентаций; рефлексия.

  • Способы, формы и методы контроля и оценки знаний учащихся

предусмотрены уроки тестирования, лабораторные работы, самостоятельные работы.

методы и формы контроля:

фронтальный опрос, письменные упражнения и задания, тестовые упражнения, диктанты

 

Формами промежуточной аттестации является итоговая аттестация в виде тестирования в формате ОГЭ.

Автор Кучумова Ирина Николаевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1124
Номер материала 19954
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы