4.3.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа
по биологии для 7-го класса составлена на основе:
·
федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089;
·
примерной
программы основного общего образования по биолоии;
·
образовательной
программы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района
Республики Татарстан;
·
учебного
плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского
муниципального района Республики Татарстан и филиалов на 2014 – 2015 учебный год,
утверждённого приказом №101/14 от 25 августа 2014 г.;
Учебники«Биология.
Животные 7 класс», учебник для татарской средней общеобразовательной школы /
В.В. Латюшин, В.А.Шапкин, Москва, Дрофа, 2007г.
Рабочая программа составлена на 68 часов, в неделю 2 часа.
Цели
программы:
·
освоение
знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о
роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания
животных;
·
овладение
умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений
живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области
биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические
эксперименты;
·
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за животными, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;
·
воспитание
позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в
природе;
·
иcпользование
приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними
животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной
среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
4.4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
|
Название
раздела
|
Количество
часов
|
1
|
Система,
многообразие и эволюция живой природы
|
39
|
2
|
Признаки
живых организмов
|
16
|
3
|
Система
органического мира
|
7
|
4
|
Взаимосвязи
организмов и окружающей среды
|
6
|
ИТОГО
|
68
|
4.5. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Система,
многообразие и эволюция живой природы 39 часов
Роль
зоологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической
деятельности людей. Методы изучения животных. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение
животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и
растений. Основные систематические категории:
царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчинённость. Правила
работы в биологической лаборатории.
Многообразие
животных – результат эволюции
Простейшие.
Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Простейшие
– возбудители заболеваний. Профилактика заболеваний.
Колониальные
организмы.
Тип Губки.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические
и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие,
редкие и охраняемые виды.
Типы
Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и
экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Паразитические
черви – возбудители заболеваний растений,
животных и человека. Меры профилактики заболеваний.
Тип
Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические
и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип
Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические
и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека..
Тип
Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и
поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и
жизни человека.
Класс
Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека. возбудителей заболеваний. Меры профилактики
заболеваний.
Класс
Насекомые. Многообразие. Среда Клещи – переносчики обитания, образ жизни и поведение. Биологические и
экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний растений, животных и
человека. Меры
профилактики заболеваний.
Тип
Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые,
костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические
особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Класс
Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс
Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды..
Класс
Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и
экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие,
редкие и охраняемые виды.
Класс
Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.
Среда
обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности.
Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Признаки
живых организмов 16 часов
Эволюция
строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных
Покровы
тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы
дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и
энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного
поведения). Регуляция
жизнедеятельности организма животного.
Индивидуальное
развитие животных
Способы
размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения.
Периодизация и продолжительность жизни.
Система
органического мира 7 часов
Развитие
животного мира на Земле
Доказательства
эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч.Дарвин о
причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие
видов как результат эволюции.
Взаимосвязи
организмов и окружающей среды 6 часов
Естественные
и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на организмы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь
компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Изучение
взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Последствия
воздействия деятельности человека на животных.
Одомашнивание. Искусственный отбор и селекция
сельскохозяйственных животных.
Законы об
охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная
книга. Рациональное использование животных.
4.6. КАЛЕНДАРНО
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
|
Тема
урока
|
Дата
проведения
|
Приме-чание
|
Плани-руемая
|
Факти-ческая
|
Система,
многообразие живой природы 39 часов
|
1
|
История развития
зоологии. Система органического мира. Основные систематические категории, их
соподчиненность
|
01.09.
|
|
|
2
|
Современная
зоология. Царство животных. Роль животных в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Одноклеточные организмы.
|
05.09.
|
|
|
3
|
Многообразие
простейших. Возбудители и переносчики заболеваний животных и человека.
|
08.09.
|
|
|
4
|
Многоклеточные
организмы.
Тип
Губки. Изучение
процессов жизнедеятельности животных.
|
12.09.
|
|
|
5
|
Тип Кишечнополостные.
Строение и образ жизни гидры пресноводной.
|
15.09.
|
|
|
6
|
Тип Плоские черви.
Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными
|
19.09.
|
|
|
7
|
Тип Круглые черви
|
22.09.
|
|
|
8
|
Тип Кольчатые
черви. Изучение процессов жизнедеятельности животных.
|
26.10.
|
|
|
9
|
Многообразие
кольчатых червей
|
29.09.
|
|
|
10
|
Тип Моллюски.
Многообразие моллюсков. Изучение процессов жизнедеятельности животных.
|
03.10.
|
|
|
11
|
Тип Иглокожие.
Изучение процессов
жизнедеятельности
животных.
|
06.10
|
|
|
12
|
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные. Изучение процессов жизнедеятельности животных.
|
10.10
|
|
|
13
|
Класс
Паукообразные. Клещи. Возбудители и переносчики заболеваний животных
и человека.
|
13.10
|
|
|
14
|
Класс Насекомые
|
17.10
|
|
|
15
|
Отряды насекомых:
Тараканы, Прямокрылые, Уховертки, Поденки
|
20.10
|
|
|
16
|
Отряды
насекомых: Стрекозы,
Вши, Жуки, Клопы. Возбудители и переносчики заболеваний животных и человека.
|
24.10.
|
|
|
17
|
Отряды
насекомых: Бабочки,
Равнокрылые, Двукрылые, Блохи
|
27.10.
|
|
|
18
|
Отряды
насекомых: Перепончатокрылые
|
31.10.
|
|
|
19
|
Характеристика
хордовых животных.
Изучение процессов жизнедеятельности животных.
|
10.11
|
|
|
20
|
Надкласс Рыбы. Сообщения
об отрядах хрящевых
|
14.11
|
|
|
23
|
Хрящевые рыбы
|
17.11
|
.
|
|
24
|
Костные рыбы
|
21.11
|
|
|
25
|
Класс Земноводные
|
24.11
|
|
|
26
|
Класс
Пресмыкающиеся. Отряды Крокодилы и Черепахи
|
28.11
|
.
|
|
27
|
Отряд Чешуйчатые
|
01.12
|
|
|
28
|
Характеристика
класса птиц. Нелетающие птицы
|
05.12
|
|
|
29
|
Водоплавающие
птицы и птицы околоводных пространств
|
08.12
|
|
|
30
|
Хищные птицы
|
12.12
|
|
|
31
|
Куриные и воробьинообразные
|
15.12
|
|
|
32
|
Контрольная
работа
|
19.12
|
|
|
33
|
Млекопитающие.
Первозвери
|
22.12
|
|
|
34
|
Сумчатые.
Насекомоядные. Рукокрылые
|
26.12.
|
|
|
35
|
Грызуны.
Зайцеобразные
|
29.12.
|
|
|
36
|
Копытные. Хоботные
|
12.01
|
|
|
37
|
Китообразные. Ластоногие.
Хищные
|
16.01
|
|
|
38
|
Приматы.
Изучение процессов жизнедеятельности животных.
|
19.01
|
|
|
39
|
Обобщение темы «Многоклеточные
организмы»
Распознавание
животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности
|
23.01
|
|
|
Признаки
живых организмов 16 часов
|
40
|
Органы,система
органов,их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Распознавание органов и систем органов у животных.
|
26.01
|
|
|
41
|
Покровы тела
|
30.01
|
|
|
42
|
Опорно-двигательная
система
|
02.02
|
|
|
43
|
Способы
передвижения. Полости тела
|
06.02
|
|
|
44
|
Органы
дыхания. Газообмен
|
09.02
|
|
|
45
|
Органы пищеварения.
|
13.02
|
|
|
46
|
Обмен веществ и
превращение энергии, питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты)
|
16.02
|
|
|
47
|
Кровеносная система.
Кровь
|
20.02
|
|
|
48
|
Органы
выделения
|
27.02.
|
|
|
49
|
Нервная система
|
02.03
|
|
|
50
|
Нервная система Поведение
животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Регуляция
деятельности. Изучение поведение животных.
|
06.03
|
|
|
51
|
Органы чувств
|
09.03
|
|
|
52
|
Органы размножения
|
13.03
|
|
|
53
|
Способы размножения
у животных
|
16.03
|
|
|
54
|
Развитие
животных с превращением и без превращения
|
20.03
|
|
|
55
|
Периодизация
и продолжительность жизни. Наблюдение за ростом и развитием животных
|
03.04
|
|
|
Система
органического мира 7 часов
|
56
|
Доказательства
эволюции животных
|
06.04
|
|
|
57
|
Сравнительно –
анатомические доказательства эволюции животных
|
10.04
|
|
|
58
|
Учение об
эволюции органического мира.
Ч Дарвин-
основоположник учения об эволюции
|
13.04
|
|
|
59
|
Усложнение
животных в процессе эволюции. Многообразие животных – результат эволюции.
|
17.04
|
|
|
60
|
Биологическое
разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
|
20.04
|
|
|
61
|
Ареалы обитания.
Закономерности размещения животных.
|
24.04
|
|
|
62
|
Миграции.
|
27.04
|
|
|
Взаимосвязи
организмов и окружающей среды 6 часов
|
63
|
Естественные и
искусственные биоценозы.
|
04.05
|
|
|
64
|
Факторы среды и
их влияние на биоценозы.
|
08.05
|
|
|
65
|
Цепи питания.
Поток энергии.
|
11.05
|
|
|
66
|
Взаимосвязь компонентов
биоценоза.
|
15.05
|
|
|
67
|
Воздействие
человека на животных. Рациональное использование животных. Законы
России об охране животного мира. Система мониторинга.
|
18.05
|
|
|
68
|
Одомашнивание
животных. Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Охрана и рациональное использование животного мира
|
22.05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.7.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В
результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
·
признаки
биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов
животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений,
животных и грибов своего региона;
·
сущность
биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и
изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
·
объяснять:
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной
деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического
разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
·
изучать
биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать
и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и
животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и
описывать биологические объекты;
·
распознавать
и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых
объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов
и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности,
культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные
для человека растения и животные;
·
сравнивать
биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы,
представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе
сравнения;
·
определять
принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
(классификация);
·
анализировать
и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье,
последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков
на живые организмы и экосистемы;
·
проводить
самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника
отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях
и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
·
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
соблюдения
мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,
грибами и вирусами;
·
оказания
первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
·
проведения
наблюдений за растениями и домашними животными;
·
соблюдение
правил поведения в окружающей среде.
4.7.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
4.8.
ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
4.8.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка
знаний, умений и навыков учащихся по биологии
Оценка «5»:
·
полно раскрыто содержание материала в объёме программы и
учебника;
·
чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание
понятий, верно использованы научные термины;
·
для доказательства использованы различные умения, выводы из
наблюдений и опытов;
·
ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
·
раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятия
и использованы научные термины, ответ самостоятельный, но определения понятий неполные, допущены незначительные
нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании
научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.
Оценка «3»:
·
основное содержание учебного материала усвоено, но изложено
фрагментарно; не всегда последовательно, определение понятии недостаточно
чёткие;
·
не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов,
допущены ошибки при их изложении;
·
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определении понятии.
Оценка «2»:
·
основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы
на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении
понятие, при использовании терминологии.
Оценка «1»
- ответ па вопрос не дан.
Оценка практических
умений учащихся.
Оценка умений ставить
опыты
Оценка «5»:
·
правильно определена цель опыта;
·
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и
объектов, а также работа по закладке опыта;
·
научно, грамотно, логично описаны
наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Оценка «4»:
·
правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа
по подбору оборудования, объектов;
·
при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и
логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
·
в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.
Оценка «3»:
·
правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов,
а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
·
допущены неточности и ошибка в закладке опыта, описании наблюдения,
формировании выводов.
Оценка «2»:
·
не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное
оборудование;
·
допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценка «1»
·
полное
неумение заложить и оформить опыт.
Оценка умений проводить
наблюдения
Учитель должен учитывать:
·
правильность проведения;
·
умение выделять существенные признаки, логичность и научную
грамотность в оформлении результатов наблюдения и в выводах.
Оценка «5»:
·
правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные
признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.
Оценка «4»:
·
правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении
существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы
второстепенные;
·
допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка «3»:
·
допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдения по
заданию учителя;
·
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта
(процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении
наблюдения и выводов.
Оценка «2»:
·
допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдения по заданию учителя;
·
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса),
допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка «1»:
·
не владеет умением проводить наблюдение
4.9. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Биология. 7 класс. Поурочные разработки к
учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.. Латюшина В.В., Шапкина В.А. и др. – М.:
ВАКО, 2004.
2.
Л.А. Гребенник, М.А. Солодилова, Н.В. Иванова, В.Н. Рыжаева. Тесты по биологии:
пособие для учащихся и абитуриентов; под ред. В.П. Иванова.- Ростов н/Д:
Феникс, 2008.- 190 с.: ил.
3.
В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. Готовимся к единому государственному экзамену:
биология.Животные. - М.:Дрофа, 2004 – 272 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.