Главная / Биология / рабочая программа по биологии 7 класс (индивидуальное обучение)

рабочая программа по биологии 7 класс (индивидуальное обучение)

Документы в архиве:

55.5 КБ календарно - тематическое планирование на дому.xls
102.5 КБ пояснительная записка.doc

Название документа пояснительная записка.doc



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

7 КЛАСС

Индивидуальное обучение

(базовый уровень)

(34 занятия, 0,5 часа в неделю)



  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии 7 класса  составлена на основе авторской программы И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. Биология: 5-9 классы.

Рабочая программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа составлена в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося на 34 занятия из расчета 0,5 учебных часа в неделю, рассчитана на 1 год обучения. Рабочая программа ориентирована на помощь обучающемуся в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей и создание условий для успешного развития с учетом индивидуальных особенностей психического и физического здоровья.

По программе: лабораторных работ - 8, экскурсий – 1.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплект по биологическому образованию для основной школы (5 – 9 классы), разработанный под руководством И.Н. Пономарёвой.

Рабочая программа для 7-ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Курс «Животные» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук: морфологии, анатомии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

Цель курса: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, эволюции и средообразующей роли животных, методах познания животного организма.

Задачи курса:

  • дать представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации, об историческом развитии животных;

  • изучить биоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира;

  • изучить животный мир Московской области;

  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с лабораторным оборудованием, с различными источниками информации;

  • воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе,

  • формировать у обучающихся общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности, ключевые компетенции.

Обучающиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Чтобы обеспечить понимание родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведётся от простейших к млекопитающим.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений. Для понимания сущности биологических явлений  в программу введены лабораторные работы. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, письменные самостоятельные проверочные работы, выполнение заданий из рабочей тетради для обучающихся.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, лекция, беседа, работа с книгой), наглядных (наблюдение, демонстрация), практических, проблемно-поисковых,

  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр, анализа жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха, ситуаций нравственных переживаний и др.

  • Методами контроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, письменных самостоятельных работ, программированных заданий, самоконтроля.

Используемые технологии:

технология развивающего обучения,

игровая технология,

технология проектной деятельности.



















2. Требования к уровню подготовки обучающегося

Обучающийся должен:

знать/понимать:

  • особенности строения и жизнедеятельности животного организма;

  • связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания;

  • связь строения органов органов и их систем с выполнямыми функциями;

  • биологическую терминологию и символику;

  • сведения о таксономических единицах;

  • наиболее распространённые виды и породы животных; исчезающих, редких и охраняемых животных;

  • основные виды животных Московской области;

  • особенности индивидуального развития животных;

  • причины и результаты эволюции животных;

  • значение животных в природе и жизни человека, законы об охране животного мира;

  • вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки.


уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины эволюции, необходимость сохранения многообразия видов;

  • вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты;

  • определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация);

  • делать выводы об усложнении животного мира в процессе эволюции;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека на животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • применять знания о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приёмов их выращивания, мер охраны;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

  • оказания первой помощи при укусах животных;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания домашних животных, ухода за ними;

  • для разработки экологических проектов по охране животных Московской области.





3. Содержание курса

( 34 занятия, 0,5 часа в неделю)


Общие сведения о мире животных (3 занятия,1,5 часа).

Зоология — наука о животных. Введение. Зоология — система наук о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различие животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и жизни человека.

Животные и окружающая среда. Абиотические, биотические, антропогенные, экологические факторы. Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние. Красная книга. Заповедники.

Классификация животных и основные систематические группы.

Краткая история развития зоологии.

Экскурсия «Разнообразие животных в природе».


Строение тела животных (1 занятие, 0,5 часа)

Клетка. Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки.

Ткани, органы и системы органов. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки.

Органы и системы органов.


Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (2 занятия,1 час)

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых. Класс Жгутиконосцы. Среда обитания, строение и передвижение на примере эвглены зелёной. Характер питания, его зависимость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Разнообразие жгутиконосцев.

Тип Инфузории. Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения инфузорий с процессами их жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий. Значение простейших.

Лабораторная работа:

  1. «Строение и передвижение инфузории-туфельки»


Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные (1 занятие, 0,5 часа)

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации в сравнении с простейшими.

Разнообразие кишечнополостных. Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы, характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл.



Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (4 занятия, 2 часа)

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Класс Ресничные черви. Места обитания и общие черты строения. Системы органов, жизнедеятельность. Черты более высокого уровня организации по сравнению с кишечнополостными. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви. Приспособления к особенностям среды обитания. Размножение и развитие. Меры защиты от заражения паразитическими червями.

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Внешнее строение. Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа жизни представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. Места обитания, строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых червей. Класс Малощетинковые черви. Места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.

Лабораторная работа

  1. «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».


Тип Моллюски (2 занятия, 1 час)

Общая характеристика типа. Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Происхождение моллюсков.

Класс Брюхоногие моллюски. Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека.

Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски. Среда обитания, внешнее строение на примере беззубки. Строение и функции систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека. Значение головоногих моллюсков.

Лабораторная работа

  1. «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков»


Тип Членистоногие (5 занятий, 2,5 часа)

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.
Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых отдельными клещами, от укусов ядовитых пауков.

Класс Насекомые. Общая характеристика, особенности внешнего строения. Строение и функции систем внутренних органов. Размножение. Типы развития насекомых. Развитие с неполным превращением. Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Редкие и охраняемые насекомые.

Красная книга. Роль насекомых в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

  1. «Внешнее строение насекомого»


Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (4 занятия, 2 часа)

Хордовые. Примитивные формы. Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или Позвоночные. Общие признаки.

Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде. Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб. Живорождение. Миграции. Основные систематические группы рыб. Их использование и охрана. Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы. Меры предосторожности от нападения акул при купании. Рыболовство. Промысловые рыбы. Прудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы

Лабораторная работа

  1. «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».


Класс Земноводные, или Амфибии (3 занятия, 1,5 часа)

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Места обитания. Внешнее строение. Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде.

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных. Размножение и развитие земноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития. Доказательства происхождения земноводных. Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах, жизни человека. Охрана земноводных.


Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 занятия, 1 час)

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Особенности строения скелета пресмыкающихся.

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Черты приспособленности пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие. Зависимость годового жизненного цикла от температурных условий.

Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Общие черты строения представителей разных отрядов пресмыкающихся. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи. Роль пресмыкающихся в биоценозах, их значение в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания.


Класс Птицы (4 занятия, 2 часа)


Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.

Опорно-двигательная система птиц. Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения мускулатуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц.

Внутреннее строение птиц. Черты сходства строения и функций систем внутренних органов птиц и рептилий. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями.

Размножение и развитие птиц. Особенности строения органов размножения птиц. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Послегнездовой период. Кочёвки и миграции, их причины.

Разнообразие птиц. Систематические группы птиц, их отличительные черты. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Роль птиц в природных сообществах: охотничье-промысловые, домашние птицы, их значение для человека. Черты сходства древних птиц и рептилий.

Лабораторные работы:

  1. «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

  2. «Строение скелета птицы»


Класс Млекопитающие, или Звери (2 занятия, 1 час)

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Отличительные признаки строения тела.

Внутреннее строение млекопитающих.

Размножение и развитие млекопитающих.

Происхождение и разнообразие млекопитающих.

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. Роль в экосистемах, в жизни человека.

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. Роль животных в экосистемах, в жизни человека.

Высшие, или плацентарные, звери: приматы.

Происхождение домашних животных. Отрасль сельского хозяйства — животноводство, его основные направления, роль в жизни человека. Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана.

Лабораторная работ:

  1. «Строение скелета млекопитающих.


Развитие животного мира на Земле (1 занятие, 0,5 часа)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина.

Развитие животного мира на Земле. Этапы эволюции животного мира.

Современный мир живых организмов. Биосфера. Состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Деятельность В.И. Вернадского.





















Перечень учебно-методического обеспечения:


Учебно-методический комплект:

  1. Пономарёва И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. Биология: 5-9 классы: программа - М.:Вентана – Граф, 2012. - 304 с.

  2. Константинова В.М. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко : под ред. проф. В.М. Константинова. – 4-е изд., испр. –М.: Вентана – Граф, 2012. – 304 с.


Дополнительная литература:

  1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М. Биология в вопросах и ответах. – М.: Мирос, Международные отношения, 2010.

  2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

  3. Воробьёв Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М.:Просвещение, 2008.

  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3т. М.: Мир, 2007.

  5. Жизнь животных. - М. Просвещение. - Т.1, 1987. - 447с. - Т.2, 1988. - 447с. - Т.3, 2006. - 463с.

  6. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир2009.

  7. Натали В.Ф. Зоология беспозвоночных. - М.: Просвещение, 2005.

  8. Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. – М.: РАУБ «Цитадель», 1996. -174 с.

  9. Росс Г., Росс И., Росс Д. Энтомология. - М.: Мир, 2007.

  10. Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология / Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М. :Мнемозина, 2000. -206 с.

  11. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. – М: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.

  12. Шапкин В.А. и др. Практикум по зоологии беспозвоночных. - М.: ACADEMIA , 2003. - 201с

  13. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М.Е. Аспиз. – М.: педагогика, 2009.


Интернет- ресурсы:

www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопеди








рабочая программа по биологии 7 класс (индивидуальное обучение)
  • Биология
Описание:

Рабочая программа по биологии 7  класса  составлена  на основе авторской  программы И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко,  О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой.  Биология: 5-9 классы.           

        Рабочая программа соответствует требованиям Федерального  компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа составлена в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося на 34 занятия из расчета 0,5 учебных часа в неделю, рассчитана на 1 год обучения. Рабочая программа ориентирована на помощь обучающемуся в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей и создание условий для успешного развития с учетом индивидуальных особенностей психического и физического здоровья.

По программе: лабораторных работ  - 8, экскурсий – 1.

Для реализации данной программы используется  учебно-методический комплект по биологическому образованию для основной школы (5 – 9 классы), разработанный под руководством И.Н. Пономарёвой.  

Автор Найпак Елена Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 3157
Номер материала 45220
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓