Главная / Биология / Рабочая программа по биологии 7 класс. (В. В. Пасечник)

Рабочая программа по биологии 7 класс. (В. В. Пасечник)

Рабочая программа по биологии

7 класс

(2 часа в неделю, 70 часов за год)

(Базовый уровень)


1. Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.-сост. Г.М.Пальдяева – М.:Дрофа, 2009, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. В седьмом классе учащиеся продолжают знакомство со структурой биологической науки, её историей и методами исследования, нравственными нормами и принципами отношения к природе. Они получают представление о многообразии животных и принципах их классификации.

Практическая направленность программы заключается в том, что учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности животных, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании и многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека. Они должны иметь представления о экологически правильных решениях в современных производствах различной направленности. В программе также рассматриваются вопросы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения.

Данная программа реализуется в учебнике по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Латюшина, В.А. Шапкина. – М.: Дрофа, 2009 г.


2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

  7. Программа курса биологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. Автор – составитель Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2009.





3. Цели изучения курса.

Основными целями изучения данного курса являются:

- выделение существенных признаков биологических объектов, относящихся к различным типам животных;

- умение классифицировать биологические объекты, определять их местоположение в иерархии живых организмов и относить их к определённой систематической группе;

- проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.


4. Перечень лабораторных работ.


Тема


1.

Л. р. № 1 “Знакомство с многообразием водных простейших”.

2.

Л. р. № 2 “Знакомство с многообразием круглых червей”.

3.

Л.р. № 3 "Внешнее строение дождевого червя".

4.

Л. р. № 4. “Особенности строения и жизни молюсков”.

5.

Л. р. № 5 "Знакомство с ракообразными".

6.

Л. р. № 6 “Изучение представителей отрядов насекомых”.

7.

Л.р. № 7 "Внешнее строение и передвижение рыб".

8.

Л.р. № 8 "Изучение внешнего строения птиц".

9.

Л.р. № 9 "Изучение особенностей покровов тела".

10.

Л.р. № 10 “Изучение способов передвижения животных”.

11.

Л.р. № 11 “Изучение способов дыхания животных”.

12.

Л.р. № 12 "Изучение ответной реакции животных на раздражение".

13.

Л.р. № 13 "Изучение органов чувств животных".

14.

Л.р. № 14 "Определение возраста животных".











5. Перечень экскурсий.

Тема

1.

Экскурсия № 1. Изучение многообразия птиц.

2.

Экскурсия № 2. “Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных”.

3.

Экскурсия № 3. “Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза”.

4.

Экскурсия № 4 “Посещение Тульского областного экзотариума”.


  1. Структура курса.


Модуль (глава)


Кол-во часов

1.

Введение. Общие сведения о животном мире.

2

2.

Многообразие животных.

34

3.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

14

4.

Индивидуальное развитие животных.

5

5.

Развитие животного мира на Земле.

4

6.

Биоценозы.

5

7.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

6


Итого:

70



















7. Календарно – тематическое планирование.

Тема урока.

Примечание

Вид деятельности.

I. Введение. Общие сведения о животном мире. (2ч.).

1.

Зоология - наука о животных. История развития зоологии.

§ 1, вопросы.


2.

Современная зоология. Её значение и структура. Методы изучения животных.

§ 2, вопросы.


II. Многообразие животных (34 ч.).

3.

Общая характеристика простейших. Тип Саркодовые. Обыкновенная амёба. Систематические группы простейших.

§ 3, вопросы.

Л. р. № 1 “Знакомство с многообразием водных простейших”.

4.

Класс Жгутиконосцы. Эвглена зелёная. Тип Инфузории. Инфузория-туфелька.

§ 4, вопросы.


5.

Тип Губки. Их биологические и экологические особенности.

§ 5, вопросы.


6.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Основные систематические группы. Их значение.

§ 6, вопросы.


7.

Тип плоские черви. Классы: ресничные, сосальщики, ленточные. Их значение.

§ 7, вопросы.


8.

Тип Круглые черви. Общая характеристика и образ жизни. Меры профилактики заболеваний, вызываемых червями паразитами.

§ 8, вопросы.

Л. р. № 2 “Знакомство с многообразием круглых червей”.

9.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые или Полихеты.

§ 9, вопросы.


10.

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые или Олигохеты.

§ 10, вопросы.

Л.р. № 3 "Внешнее строение дождевого червя".

11.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа.

§ 11, вопросы.

Л. р. № 4. “Особенности строения и жизни молюсков”.

12.

Классификация моллюсков. Особенности строения и жизнедеятельности представителей каждого класса.

§ 12, вопросы.


13.

Тип Иглокожие. Общая характеристика и классификация.

§ 13, вопросы.


14.

Тип Членистоногие. Общая характеристика и классификация.

§ 14, вопросы.

Л. р. № 5 "Знакомство с ракообразными".

15.

Класс Насекомые. Общая характеристика насекомых.

§ 15, вопросы.

Л. р. № 6 “Изучение представителей отрядов насекомых”.

16.

Отряды насекомых: тараканы, прямокрылые,

уховёртки, подёнки.

§ 16, вопросы.


17.

Отряды насекомых: стрекозы, вши, жуки, клопы.

§ 17, вопросы.


18.

Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.

§ 18, вопросы.


19.

Отряды насекомых: перепончатокрылые.

§ 19, вопросы.


20.

Характеристика типа Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные. Класс Ланцетники и Круглоротые.

§ 20, вопросы.


21.

Общая характеристика и классификация надкласса Рыб. Особенности их внешнего строения.

§ 21, вопросы.

Л.р. № 7 "Внешнее строение и передвижение рыб".

22.

Класс Хрящевые рыбы.

§ 22, вопросы.


23.

Класс Костные рыбы.

§ 23, вопросы, записи в тетради


24.

Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика земноводных.

§ 24, вопросы.





25.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Их общая характеристика.

§ 25, вопросы.


26.

Отряды пресмыкающихся: черепахи и крокодилы.

§ 26, вопросы.


27.

Класс Птицы. Общая характеристика и классификация птиц. Отряд Пингвины.

§ 27, вопросы.

Л.р. № 8 "Изучение внешнего строения птиц".

28.

Отряды птиц: страусы, нанду, казуары, гусиные.

§ 28, вопросы.


29.

Отряды птиц: дневные и ночные хищники, куриные.

§ 29, вопросы.


30.

Отряды птиц: воробьиные и голенастые.

§ 30, вопросы.

Экскурсия № 1. “Изучение многообразия птиц”.

31.

Общая характеристика класса Млекопитающие. Подклассы Первозвери и Настоящие звери. Отряды сумчатые, насекомоядные и рукокрылые.

§ 31, вопросы.


32.

Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные.

§ 32, вопросы.


33.

Отряды млекопитающих: китообразные, ластоногие, хоботные и хищники.

§ 33, вопросы.


34.

Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные.

§ 34, вопросы.


35.

Отряд приматы.

§ 35, вопросы.


36.

Самостоятельная работа по теме “Многообразие животных”. (40 минут).



III. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.(14 ч.).

37.

Покровы тела.

§ 36, вопросы.

Л.р. № 9 "Изучение особенностей покровов тела".

38.

Опорно-двигательная система.

§ 37, вопросы.


39.

Способы передвижения животных. Полости тела.

§ 38, вопросы.

Л.р. № 10 “Изучение способов передвижения животных”.

40.

Органы дыхания и газообмен.

§ 39, вопросы.

Л.р. № 11 “Изучение способов дыхания животных”.

41.

Особенности дыхания птиц и водных животных.

§ 39 повторить, записи в тетради


42.

Органы пищеварения.

§ 40, вопросы.


43.

Обмен веществ и превращение энергии.

§ 40 повторить, записи в тетради


44.

Кровеносная система. Её типы.

§ 41, вопросы.


45.

Кровь. Состав и выполняемые функции.

§ 41 повторить, записи в тетради.

46.

Органы выделения.

§ 42, вопросы.

47.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

§ 43, вопросы.

Л.р. № 12 "Изучение ответной реакции животных на раздражение".

48.

Строение головного мозга позвоночных животных.

§ 43 повторить, записи в тетради


49.

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

§ 44, вопросы.

Л.р. № 13 "Изучение органов чувств животных".

50.

Самостоятельная работа по теме “ Эволюция строения ”. (40 минут).





IV. Индивидуальное развитие животных. (3 + 2) часов.

51.

Продление рода. Органы размножения.

§ 45, вопросы.


52.

Способы размножения животных. Оплодотворение.

§ 46, вопросы.


53.

Развитие животных с превращением и без превращения.

§ 47, вопросы.

Л.р. № 14 "Определение возраста животных".

54.

Периодизация и продолжительность жизни животных.

§ 48, вопросы.


55.

Самостоятельная работа по теме “ Эволюция строения ”. (40 минут).



V. Развитие животного мира на Земле. (3+1) часа.

56.

Доказательства эволюции животного мира.

§ 49, вопросы.


57.

Учение Чарльза Дарвина об эволюции органического мира.

§ 50, вопросы.


58.

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

§ 51, вопросы.


59.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

§ 52, вопросы.


VI. Биоценозы. (4+1) часов.

60.

Естественные и искусственные биоценозы.

§ 53, вопросы.


61.

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

§ 54, вопросы.

Экскурсия № 2. “Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных”.

62.

Цепи питания и поток энергии.

§ 55, вопросы.


63.

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

§ 56, вопросы.

Экскурсия № 3. “Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза”.

64.

Самостоятельная работа по теме

Биоценозы ”. (40 минут).



VII. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (5+1) часов.

65.

Воздействие человека и его деятельности на животных.

§ 57, вопросы.


66.

Одомашнивание животных.

§ 58, вопросы.


67.

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

§ 59, вопросы.


68.

Охрана и рациональное использование животного мира.

§ 60, вопросы.


69.

Самостоятельная работа по теме “ Животный мир и хозяйственная деятельность человека”. (40 минут).



70.

Заключительный урок.


Экскурсия № 4 “Посещение Тульского областного экзотариума”.



8. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

  В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:

•  историю развития и структуру зоологии как науки;
      • причины и результаты эволюции животных, закономерности их размещения на Земле;
      • характерные признаки животного организма;
      • черты сходства и различия в строении растительной клетки и клетки животных;
      • основы систематики многоклеточных животных;
      • меры по охране животных;

уметь:
      • объяснять роль зоологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
      • обосновывать роль животных в природе и в жизни человека;
      • определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация);
      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);      

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      - оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
     - обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира;

- оказания первой помощи при укусах человека опасными животными;

- проведения простейших биологических исследований: наблюдение за ростом и развитием животных, определения их возраста;

- соблюдения мер профилактики заболеваний человека и домашних животных, вызываемых различными группами паразитических животных.

9. Информационно – методическое обеспечение.

Основная литература:


  1. Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева – М.:Дрофа, 2009.

  2. Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс» – М.: Дрофа, 2009 г

  3. Рабочая тетрадь к учебнику.



Дополнительная литература и интернет - ресурсы:

1. Б.А. Кузнецов и др. «Курс зоологии» - М. «Агропромиздат», 1989 г. 399 с.

2. http:// www.bio.1september.ru Все для учителя биологии газета «Биология» - приложение к 1 сентября.
3. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

4. http://www.uchportal.ru Учительский портал.

5. http://www.sbio.info. Первое биосообщество.





 












7. Календарно – тематическое планирование.

Тема урока.

Примечание

Вид деятельности.

I. Введение. Общие сведения о животном мире. (2ч.).

1.

Зоология - наука о животных. История развития зоологии.

§ 1, вопросы.


2.

Современная зоология. Её значение и структура. Методы изучения животных.

§ 2, вопросы.


II. Многообразие животных (34 ч.).

3.

Общая характеристика простейших. Тип Саркодовые. Обыкновенная амёба. Систематические группы простейших.

§ 3, вопросы.

Л. р. № 1 “Знакомство с многообразием водных простейших”.

4.

Класс Жгутиконосцы. Эвглена зелёная. Тип Инфузории. Инфузория-туфелька.

§ 4, вопросы.


5.

Тип Губки. Их биологические и экологические особенности.

§ 5, вопросы.


6.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Основные систематические группы. Их значение.

§ 6, вопросы.


7.

Тип плоские черви. Классы: ресничные, сосальщики, ленточные. Их значение.

§ 7, вопросы.


8.

Тип Круглые черви. Общая характеристика и образ жизни. Меры профилактики заболеваний, вызываемых червями паразитами.

§ 8, вопросы.

Л. р. № 2 “Знакомство с многообразием круглых червей”.

9.

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые или Полихеты.

§ 9, вопросы.


10.

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые или Олигохеты.

§ 10, вопросы.

Л.р. № 3 "Внешнее строение дождевого червя".

11.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа.

§ 11, вопросы.

Л. р. № 4. “Особенности строения и жизни молюсков”.

12.

Классификация моллюсков. Особенности строения и жизнедеятельности представителей каждого класса.

§ 12, вопросы.


13.

Тип Иглокожие. Общая характеристика и классификация.

§ 13, вопросы.


14.

Тип Членистоногие. Общая характеристика и классификация.

§ 14, вопросы.

Л. р. № 5 "Знакомство с ракообразными".

15.

Класс Насекомые. Общая характеристика насекомых.

§ 15, вопросы.

Л. р. № 6 “Изучение представителей отрядов насекомых”.

16.

Отряды насекомых: тараканы, прямокрылые,

уховёртки, подёнки.

§ 16, вопросы.


17.

Отряды насекомых: стрекозы, вши, жуки, клопы.

§ 17, вопросы.


18.

Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.

§ 18, вопросы.


19.

Отряды насекомых: перепончатокрылые.

§ 19, вопросы.


20.

Характеристика типа Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные. Класс Ланцетники и Круглоротые.

§ 20, вопросы.


21.

Общая характеристика и классификация надкласса Рыб. Особенности их внешнего строения.

§ 21, вопросы.

Л.р. № 7 "Внешнее строение и передвижение рыб".

22.

Класс Хрящевые рыбы.

§ 22, вопросы.


23.

Класс Костные рыбы.

§ 23, вопросы, записи в тетради


24.

Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика земноводных.

§ 24, вопросы.





25.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Их общая характеристика.

§ 25, вопросы.


26.

Отряды пресмыкающихся: черепахи и крокодилы.

§ 26, вопросы.


27.

Класс Птицы. Общая характеристика и классификация птиц. Отряд Пингвины.

§ 27, вопросы.

Л.р. № 8 "Изучение внешнего строения птиц".

28.

Отряды птиц: страусы, нанду, казуары, гусиные.

§ 28, вопросы.


29.

Отряды птиц: дневные и ночные хищники, куриные.

§ 29, вопросы.


30.

Отряды птиц: воробьиные и голенастые.

§ 30, вопросы.

Экскурсия № 1. “Изучение многообразия птиц”.

31.

Общая характеристика класса Млекопитающие. Подклассы Первозвери и Настоящие звери. Отряды сумчатые, насекомоядные и рукокрылые.

§ 31, вопросы.


32.

Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные.

§ 32, вопросы.


33.

Отряды млекопитающих: китообразные, ластоногие, хоботные и хищники.

§ 33, вопросы.


34.

Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные.

§ 34, вопросы.


35.

Отряд приматы.

§ 35, вопросы.


36.

Самостоятельная работа по теме “Многообразие животных”. (40 минут).



III. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.(14 ч.).

37.

Покровы тела.

§ 36, вопросы.

Л.р. № 9 "Изучение особенностей покровов тела".

38.

Опорно-двигательная система.

§ 37, вопросы.


39.

Способы передвижения животных. Полости тела.

§ 38, вопросы.

Л.р. № 10 “Изучение способов передвижения животных”.

40.

Органы дыхания и газообмен.

§ 39, вопросы.

Л.р. № 11 “Изучение способов дыхания животных”.

41.

Особенности дыхания птиц и водных животных.

§ 39 повторить, записи в тетради


42.

Органы пищеварения.

§ 40, вопросы.


43.

Обмен веществ и превращение энергии.

§ 40 повторить, записи в тетради


44.

Кровеносная система. Её типы.

§ 41, вопросы.


45.

Кровь. Состав и выполняемые функции.

§ 41 повторить, записи в тетради.

46.

Органы выделения.

§ 42, вопросы.

47.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

§ 43, вопросы.

Л.р. № 12 "Изучение ответной реакции животных на раздражение".

48.

Строение головного мозга позвоночных животных.

§ 43 повторить, записи в тетради


49.

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

§ 44, вопросы.

Л.р. № 13 "Изучение органов чувств животных".

50.

Самостоятельная работа по теме “ Эволюция строения ”. (40 минут).





IV. Индивидуальное развитие животных. (3 + 2) часов.

51.

Продление рода. Органы размножения.

§ 45, вопросы.


52.

Способы размножения животных. Оплодотворение.

§ 46, вопросы.


53.

Развитие животных с превращением и без превращения.

§ 47, вопросы.

Л.р. № 14 "Определение возраста животных".

54.

Периодизация и продолжительность жизни животных.

§ 48, вопросы.


55.

Самостоятельная работа по теме “ Эволюция строения ”. (40 минут).



V. Развитие животного мира на Земле. (3+1) часа.

56.

Доказательства эволюции животного мира.

§ 49, вопросы.


57.

Учение Чарльза Дарвина об эволюции органического мира.

§ 50, вопросы.


58.

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

§ 51, вопросы.


59.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

§ 52, вопросы.


VI. Биоценозы. (4+1) часов.

60.

Естественные и искусственные биоценозы.

§ 53, вопросы.


61.

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

§ 54, вопросы.

Экскурсия № 2. “Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных”.

62.

Цепи питания и поток энергии.

§ 55, вопросы.


63.

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

§ 56, вопросы.

Экскурсия № 3. “Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза”.

64.

Самостоятельная работа по теме

Биоценозы ”. (40 минут).



VII. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (5+1) часов.

65.

Воздействие человека и его деятельности на животных.

§ 57, вопросы.


66.

Одомашнивание животных.

§ 58, вопросы.


67.

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

§ 59, вопросы.


68.

Охрана и рациональное использование животного мира.

§ 60, вопросы.


69.

Самостоятельная работа по теме “ Животный мир и хозяйственная деятельность человека”. (40 минут).



70.

Заключительный урок.


Экскурсия № 4 “Посещение Тульского областного экзотариума”.





















Рабочая программа по биологии 7 класс. (В. В. Пасечник)
  • Биология
Описание:

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.-сост. Г.М.Пальдяева – М.:Дрофа, 2009, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. В седьмом классе учащиеся продолжают знакомство со структурой биологической науки, её историей и методами исследования, нравственными нормами и принципами отношения к природе. Они получают представление о многообразии животных и принципах их классификации.

  Практическая направленность программы заключается в том, что учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности животных, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании и многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека. Они должны иметь представления о экологически правильных решениях в современных производствах различной направленности. В программе также рассматриваются вопросы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения.

 

  Данная программа реализуется в учебнике по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Латюшина, В.А. Шапкина. – М.: Дрофа, 2009 г. 

Автор Чурочкин Герман Викторович
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2134
Номер материала 32021
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓