Главная / Биология / Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

МБОУ «Новомирская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________ Подгорная Е.А

«_____» ______________ 2014 г


«Утверждаю»

Директор МБОУ «НООШ»

____________ Селямин Г.М

Приказ№ ___________

«____» _____________ 2014г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

7 класс

Составила: учитель биологии

Животкевич Н.Н







2014-15 уч.год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по биологии 6-9 классы: В. В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. М., «Дрофа» 2010. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Цель: Формирование представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Задачи:

1. Учить применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.

2. Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

3. Воспитывать культуру поведения в природе; хорошее отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.

Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013.

Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности животных, условиями среды их обитания, а также с происхождением представителей различных таксономических единиц.

Школьный курс «Биология. Животные.» имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса «Биология. Растения.» и частью специального курса цикла биологических дисциплин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

При изучении данного курса у учащихся складываются представления о целостности животного организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой. Учащиеся узнают, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведётся в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

При составлении поурочного тематического планирования в программу были внесены следующие изменения: в связи с особенностями построения учебника на прохождение темы «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» убавлено 4 часа, из них по 1 часу добавлено на разделы «Развитие животного мира на Земле» и «Биоценозы», 2 часа добавлено на раздел «Многообразие животных». Из часов резерва 2 часа добавлено на раздел «Индивидуальное развитие животных» и 1 час взят на итоговую контрольную работу.























РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения биологии ученик должен

знать / понимать:

·признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;

· сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

· особенности строения организмов животных разных систематических групп;

уметь:

· объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

· изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;

· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

· выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;

· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

· определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);

· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

· оказания первой помощи при укусах животных;

· соблюдения правил поведения в окружающей среде;

· выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Личностные результаты:

1) формирование ответственного отношения к обучению;

2)формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;

3) развитие навыков обучения;

4)формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;

5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в

процессе учебной, общественной и другой деятельности;

6) осознание значения семьи в жизни человека;

7)уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметные результаты:

1)организовывать свою учебную деятельность;

2)планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

3)составлять план работы;

4)участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

5)осуществлять поиск дополнительной информации;

6)работать с текстом параграфа и его компонентами;

7)составлять план ответа;

8)составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

9)узнавать изучаемые объекты на таблицах;

10)оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Предметные результаты:

1) определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

2)объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

3)обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

4)сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

5)наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

6)исследовать строение отдельных органов организмов;

7)фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

8)соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

























МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 68 часов, 2 часа в неделю.

Программа предусматривает выполнение 7 лабораторных работ, 2 контрольных работ, 4 экскурсии.

При изучении тем курса биологии в 7 классе можно проследить межпредметные связи с географией, экологией, окружающим миром, технологией…т.д

Применяемы технологии, методы и формы работ, формы контроля:

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни; уход за животными «живого уголка».

Результаты изучения курса «Биология. Животные» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система с использованием ИКТ. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению школьной программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.



В основе осуществления целей образовательной программы используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.













Материально-техническая база:



п./п.





Класс





Название таблицы





Автор таблицы

Кол-во экземпляров

1

7

Строение тел животных

Яхонтов А.А.

2 серии

2

7

Таблицы по зоологии.

Яхонтов А.А.

1 комп

3

7

Таблицы по зоологии выпуск 2

Наумов Д.В и др.

1 комп















Лабораторное оборудование.

наименование

1

Микроскоп учебный.

2

Лупа ручная.

3

Лотки для микропрепаратов.

4

Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

5

Набор микропрепаратов "Зоология"

Рельефные модели.

наименование

1

Внутреннее строение голубя.

2

Внутреннее строение жука.

3

Внутреннее строение рыбы.

4

Внутреннее строение лягушки.



Модели.

наименование

1

Строение яйца птицы.

Коллекции раздаточные.

наименование

1

Коллекция представители отрядов насекомых.

2

Коллекция насекомых вредители поля.

3

Коллекция насекомых вредители огорода.

Скелеты.

наименование

1

Скелет голубя.

2

Скелет лягушки.

3

Скелет рыбы

Чучела.

наименование

1

Голубь домашний.

2

Заяц











УМК:

  1. Биология 6 -9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа, 2010.

2. Латюшин В.В., Шапкин В. А.. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013.

3. Латюшин В. В. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс/ В. В. Латюшин, Е.А. Ламехова. – М.: Дрофа, 2007.- 144с.

4. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.

5. Галушкова Н. И. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Латюшина, В.А. Шапкина, - Волгоград: Учитель, 2006. - 281с.



Дополнительная литература для учащихся:

Никишов А.И. Школьный практикум. Биология. Животные. М.: Владос.2001.

Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1999

Серия «Эрудит». Мир животных. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.





















КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

Знание всего изученного программного материала.

Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

Правильно определил цель опыта.

Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если ученик:

Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

Или было допущено два-три недочета.

Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Или эксперимент проведен не полностью.

Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в-общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

Выполнил работу без ошибок и недочетов.

Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

Не более двух грубых ошибок.

Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

Или не более двух-трех негрубых ошибок.

Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

Или если правильно выполнил менее половины работы.





































ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Академические сроки обучения

Темы программы

Кол-во часов по программе

К/р

Л/р

Экскурсии

1 четверть

Введение. Общие сведения о животном мире.

2




1-2-3 четверти

Многообразие животных

34+2


5

1

2 четверть

Контрольная работа за 1 полугодие


1



3 четверть

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

14-4


1


3 четверть

Индивидуальное развитие животных

3+2


1


3 четверть

Развитие животного мира на Земле

3+1




4 четверть

Биоценозы

4+1



2

4 четверть

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

5



1

4 четверть

Итоговая контрольная работа


1



Итого:


67

2

7

4













ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п / п

Тема урока

Л/Р и К/р

экскурсии

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Демонстрация

Педагогические средства

Домашние задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение. Общие сведения о животном мире – 2 ч.

1.

История изучения животных.

Методы изучения животных.

УОНМ

Зоология

Методы изучения животных

Систематика животных

Роль зоологии в практической деятельности

Давать

Определение терминам

Перечислять

методы изучения зоологии, систематические категории животных



§ 1, в.3,4


2.

Сходство и различия животных и растений.

Систематика животных.




§2, в.1-2

Подготовить сообщение

Раздел 1: Многообразие животных – 36 ч.

3






Простейшие. Образ жизни и поведение.

УОНМ

Простейшие – одноклеточные организмы

Строение и особенности их жизнедеятельности

Систематические группы простейших

Описывать

Строение и роль в природе и в практической деятельности

Давать

определение терминам

Узнавать

по рисункам представителей простейших

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.


§ 3, в.2,3

4




Многообразие простейших.

УОНМ



§ 4, в.2-3

5.

Тип Губки.

УОНМ

Классы Губок:

Известковые, Стеклянные,

Обыкновенные


Узнавать

по рисункам представителей Губок

Описывать

строение Губок и их роль в природе и в практической деятельности

Называть

способы защиты губок от врагов



§ 5, в.3-4

6.

Тип Кишечнополостные.

УОНМ

Классы Кишечнополостных:

Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

Узнавать

по рисункам представителей Кишечнополостных

Называть

значение кишечнополостных в природе и в жизни человека

Давать

Определение терминам


Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.


§6, в.1-2

7.

Тип Плоские черви.

УОНМ

Классы плоских червей:

Ресничные, Ленточные, Сосальщики

Промежуточный хозяин

Окончательный хозяин

Узнавать

по рисункам представителей Плоских червей

Давать

Определение терминам




§ 7, в.1-3

8.

Тип Круглые черви.

УОНМ

Значение круглых червей в природе и жизни человека

Узнавать

по рисункам представителей Круглых червей

Перечислять

Приспособления к паразитизму

Описывать

Значение круглых червей




§ 8, в.1-3

9.

Тип кольчатые черви.

УОНМ

Олигохеты

Полихеты

Классы: Малощитинковые

Многощитинковые

Пиявки

Узнавать

по рисункам представителей кольчатых червей

Приводить

Примеры представителей различных классов кольчатых червей

Описывать

Значение кольчатых червей

Давать

Определение терминам




§9, в.1-3

10

Многообразие кольчатых червей

Лабораторная работа №1

« Знакомство с многообразием кольчатых червей»

УОНМ



§ 10, в.1-3

11.

Тип Моллюски.

УОНМ


Узнавать

по рисункам представителей моллюсков

Приводить

Примеры представителей различных классов моллюсков

Описывать

Механизмы кровообращения, движения, значение моллюсков в природе и жизни человека




§ 11, в.2-3


12

Классы моллюсков

УОНМ

Классы моллюски:

Брюхоногие, Двухстворчатые

Головоногие

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.


§ 12, в.2-3


13

Тип Иглокожие.


УОНМ

Особенности строения иглокожих

Среда обитания, образ жизни

Классы иглокожих:

Морские лилии

Морские звезды

Морские ежи

Узнавать

по рисункам представителей Иглокожих

Приводить

Примеры представителей различных иглокожих

Описывать

Значение иглокожих


Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.


§ 13, в.1.

14

Тип Членистоногие.

Класс ракообразные.

Лабораторная работа №2

« Знакомство с многообразием ракообразных»

УОНМ

Хитин

Партеногенез

Особенности строения, признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития

Узнавать

по рисункам и коллекциям представителей ракообразных

Приводить

Примеры представителей различных классов членистоногих

Давать

Определение терминам








§14(с.56-58), в.1

15

Класс Паукообразные

УОНМ









§14 (с.59-62), в.3

16

Класс Насекомые

Лабораторная работа №3

«Изучение представителей отрядов насекомых»

УОНМ


Узнавать

По рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых

Описывать

Представителей различных отрядов



§15, в.2


17

Отряды насекомых.

Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки




§16, в.1,5

18

Отряды насекомых. Стрекозы, Жуки, Вши, клопы.

УОНМ



§ 17, в.1-3


19

Отряды насекомых. Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

УОНМ



§18, в.1,3

20

Отряды насекомых.

Перепончатокрылые.

УОНМ




§19, в.1,2


21

Тип хордовые.

УОНМ

Бесчерепные

Хордовые

Значение в природе и в практической деятельности человека

Представители подтипа бесчерепные. История открытия ланцетника

Особенности строения: хорда, нервная трубка, пищеварительная система в виде трубки, замкнутая кровеносная система

Приводить

Примеры представителей классов Круглоротые, хрящевые и костные рыбы





Описывать

Строение биологического объекта ( живых рыб в аквариуме)



Приводить

Примеры представителей хрящевых и костных рыб



§20, в.3-6

22

Позвоночные.

Классы рыб.

Лабораторная работа №4

« Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

УОНМ

Позвоночные

Классификация

Многообразие классов: круглоротые, хрящевые рыбы, костные рыбы

Водная среда обитания и образ жизни

Признаки подтипа Позвоночные

Представители черепных хордовых, класса круглоротых



§21, в.1-3

23

Класс Хрящевые рыбы.

УОНМ

Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные

Признаки класса: жаберные щели, хрящевой скелет

Признаки отрядов




§22, в.2-3

24

Класс Костные рыбы.

УОНМ

Отряды: осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные, кистеперые двоякодышущие рыбы

Промысловые рыбы.



§ 23, в.1-2


25

Класс Земноводные, или Амфибии.

УОНМ

Отряды земноводных:

Безногие, хвостатые, бесхвостые

Значение в природе и жизни человека.

Особенности строения земноводных.

Представители земноводных.


Приводить

Примеры представителей земноводных



Узнавать

По рисункам представителей земноводных






§24, в.3-4

26

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

УОНМ

Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы

Систематика пресмыкающихся

Значение в природе и жизни человека.

Особенности строения пресмыкающихся.

Представители пресмыкающихся.


Приводить

Примеры представителей пресмыкающихся



Узнавать

По рисункам представителей пресмыкающихся



Описывать

Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека




§ 25, в.1,5


27

Отряды пресмыкающихся

УОНМ



§ 26, в.1,3,4

28

Класс Птицы.Отряд Пингвины.

Лабораторная работа №5

« Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

УОНМ

Среда обитания и образ жизни.

Признаки класса

Давать

Определение терминам

Описывать

Строение биологического объекта ( коллекции перьев птиц)



Приводить

Примеры представителей отрядов птиц



Описывать

Значение птиц в природе и в жизни человека



§27, в.1-4


29

Отряд Страусообразные, Гусеобразные, Нандуобразные, Казуарообразные.

УОНМ

Значение в природе и в практической деятельности.

Меры по охране.



§28, в.3-4

30

Отряд Дневные хищные, Совы, Куриные

УОНМ



§ 29, в.1-3

31.

Отряд Воробьинообразные, Голенастые

УОНМ



§ 30, в.1-3

32

Контрольная работа за 1 полугодие.

К

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида

Систематизация знаний






-

33

Экскурсия №1: «Изучение многообразия птиц»

УОНМ





Оформить отчёт по экскурсии

34

Класс Млекопитающие, или Звери.

Отряды: Однопроходные, сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

УОНМ

Признаки класса

Распространение

Основные представители

Значение в природе и жизни человека.

Особенности строения.

Редкие виды и их охрана.


Приводить примеры и узнавать по рисункам представителей однопроходных, отрядов млекопитающих

Описывать строение зубов

Показывать

Взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни

Демонстрация видеофильма


§31, в.1-3

35

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

УОНМ



§ 32, в.1-3

36

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

УОНМ



§ 33, в.2-3


37

Отряды млекопитающих Парнокопытные, Непарнокопытные

УОНМ



§ 34, в.1-3

38

Отряд млекопитающих Приматы.

УОНМ



§ 35, в.2-3

Раздел 2: Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных - 10 ч.

39

Покровы тела.

Лабораторная работа №6

« Изучение особенностей различных покровов тела»

УОНМ

Основные виды покровов тела:

Плоский эпителий, кутикула, эпидермис, собственно кожа

Функции покрова тела

Перечислять

Основные функции покровов тела

Узнавать

По рисункам основные виды покровов тела

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.


§ 36, в.1-2

40

Опорно–двигательная система.

УОНМ

Факторы эволюционных изменений опорно–двигательной системы

Особенности строения скелета позвоночных животных

Функции опорно – двигательной системы

Перечислять

Основные функции опорно–двигательной системы

Описывать

По рисунку строение скелета позвоночных животных

Приводить

Примеры животных с различными типами скелетов.


§37, в.2,3,5.

41

Способы передвижения животных. Полости тела.

УОНМ

Полость тела

Виды движения

Приспособления к различным способам движения у животных

Перечислять

Виды и способы передвижения

Давать

Определения терминам

Проводить

Примеры животных, имеющих разные типы полостей тела.

Описывать

Расположение органов в полостях тела, механизм передвижения у различных животных


§38, в.1,2,4

42

Органы дыхания и газообмен.

УОНМ

Механизм поступления кислорода

Строение органов дыхания

Перечислить

Основные функции органов дыхания, механизмы поступления кислорода



§39, в.1-3


43

Органы пищеварения.

УОНМ

Значение питания

Функции пищеварительной системы

Давать

Определения терминам

Перечислять

Основные функции пищеварительной системы




§ 40 (с.209-212), в.1-3

44

Обмен веществ и превращение энергии.

УОНМ

Процессы обмена веществ и превращения энергии

Давать

Определения терминам




§ 40 (с.212-214), в. 4,5,6

45

Кровеносная система.

УОНМ

Изменение органов кровообращения в процессе эволюции. Движение крови по малому и большому кругам кровообращения.

Давать

Определения терминам

Перечислить

Основные функции кровеносной системы

Описывать

Механизм кровообращения



§ 41 (с.215-218), в.1-4


46

Кровь.

УОНМ



§ 41 (с.218-219), в.5-7

47

Органы выделения.

УОНМ

Изменение органов выделения в процессе эволюции

Пути удаления веществ из организма.

Значение органов выделения

Перечислить

Основные функции органов выделения



§ 42, в.1-3

48


Нервная система. Инстинкт. Рефлекс.

УОНМ


Строение нервной системы

Строение коры больших полушарий

Врожденные и приобретенными рефлексы

Давать

Определения терминам

Перечислить

Основные функции нервной системы

Приводить

Примеры врожденных и приобретенных рефлексов, инстинтов




§ 43, в.1-3

Раздел 3: Индивидуальное развитие животных – 5ч.

49

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

УОНМ

Значение органов чувств

Основные виды чувствительности

Влияние среды обитания и образа жизни на строение органов чувств

Перечислять

Основные функции органов чувств





Давать

Определения терминам




§ 44, в.3-4

50

Органы размножения. Продление рода.

УОНМ

Размножение – свойство живых организмов

Значение органов размножения

Строение половой системы

Оплодотворение

Типы размножения

Развитие без превращения и с превращением

онтогенез

Давать

Определения терминам

Описывать

Механизм бесполого и полового размножения

Приводить

Примеры животных с различными типами развития, с различной продолжительности жизни.




§ 45, в.1-3

51

Способы размножения животных. Оплодотворение.

УОНМ



§ 46, в.1-2

52

Развитие животных с превращением и без превращения.

Лабораторная работа № 7

«Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

УОНМ



§ 47, в.1,3

53

Периодизация и продолжительность жизни животных.

УОНМ



§ 48, в.1,3

Раздел 4: Развитие животного мира на Земле - 4 ч.

54

Доказательства эволюции животных.


УОНМ

Палеонтологические, эмбриологические доказательства эволюции. Значение для объяснения эволюции животных

Переходные формы

Сходство в строении зародышей животных

Давать

Определения терминам

Приводить

Примеры палеонтологические, эмбриологические доказательства эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.


§ 49, в.6-7

55

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира.

УОНМ

Ч. Дарвин о причинах эволюции.

Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественный отбор в эволюции

Усложнение и упрощение организации животных в эволюции.

Разнообразия видов как результат эволюции

Приводить

Примеры различных

Форм изменчивости, борьбы за существование и проявления естественного отбора


§ 50, в.2-4

56

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

УОНМ




§ 51, в.1-3

57

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.





§ 52, в.1-6

Раздел 5: Биоценозы – 5 ч.

58

Естественные и искусственные биоценозы

УОНМ

Биоценоз

Естественные и искусственные биоценозы

Давать

Определения термина



Приводить

Примеры различных

биоценозов.



§ 53, в.1-4

59

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

УОНМ

Среда обитания

Факторы среды

Приводить

Примеры различных сред обитания



§ 54, в.1

60

Цепи питания, поток энергии.

УОНМ

Цепи питания, поток энергии.

Давать

Определения терминам

Объяснять

Изменение численности и видового разнообразия в пищевой цепи.




§ 55, в.1-4

61

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.


УОНМ

Трофические связи

Связи по отыскиванию строительного материала

Связи, способствующие рассеянию видов


Давать

Определения терминам

Приводить

Примеры прямых и косвенных трофических связей, экологических групп, взаимодействия животных



§ 56, в.1


62

Экскурсия №2

«Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»

Экскурсия №3

«Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»

УОНМ





Оформить отчет по экскурсии


Раздел 6: Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 5 ч.

63

Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Промыслы.

УОНМ





§57, в.1-3

64

Одомашнивание животных.

УОНМ





§ 58, в.1-4


65

Законы об охране животного мира. Система мониторинга.

УОНМ





§59, вопросы


66

Охрана и рациональное использование животного мира.






§60, вопросы

67

Итоговая контрольная работа за год.






-

68

Экскурсия№4

«Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных»

УОНМ





Оформить отчет по экскурсии



Итого: 68 часов

Из них: Контрольных работ - 2 часа

Лабораторных работ – 7

Экскурсий - 4























Рабочая программа по биологии 7 класс
  • Биология
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по биологии 6-9 классы: В. В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. М., «Дрофа» 2010. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Цель:     Формирование представления  о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой. 

Задачи:

1. Учитьприменять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.

2. Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способностив процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

3. Воспитывать культуру поведения в природе; хорошее отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

         Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.

Латюшин, В.А.Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013.

Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности животных, условиями среды их обитания, а также с происхождением представителей различных таксономических единиц. 

Школьный курс «Биология. Животные.» имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса «Биология. Растения.» и частью специального курса цикла биологических дисциплин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

При изучении данного курса у учащихся складываются представления о целостности животного организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой. Учащиеся узнают, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведётся в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

  Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

При составлении поурочного тематического планирования в программу были внесены следующие изменения: в связи с особенностями построения учебника на прохождение темы «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» убавлено 4 часа, из них по 1 часу добавлено на разделы «Развитие животного мира на Земле» и «Биоценозы», 2 часа добавлено на раздел «Многообразие животных». Из часов резерва 2 часа добавлено на раздел «Индивидуальное развитие животных» и 1 час взят на итоговую контрольную работу.

 

 

Автор Животкевич Наталья Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 474
Номер материала 48451
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓