Календарно- тематическое планирование учебного материала
по биологии для 7 класса. 2014-2015 уч.год
|
№
урока
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Элементы содержания урока
|
Требования к уровню подготовки уч-ся
|
Домашнее задание
|
Дата проведения
|
Примечания
|
Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 часов + 1 час
резервное время).
|
1
|
Зоология — наука о
животных
|
1
|
Введение. Зоология — система наук о животных.
Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство
и различие животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и
жизни человека
|
Выявлять признаки сходства и различия животных и
растений.
Приводить примеры различных представителей царства
Животные.
Анализировать и
оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека
|
Учебник
§1 ответить на вопросы с. 10
|
|
|
2
|
Животные и окружающая среда. Влияние человека
на животных
|
1
|
Среды жизни. Места обитания — наиболее благоприятные
участки среды жизни. Абиотические, биотические, антропогенные, экологические
факторы. Среда обитания — совокупность всех экологических факторов.
Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания.
Косвенное и прямое влияние. Красная книга. Заповедники.
|
Пояснять на конкретных примерах распространение
животных в различных средах жизни. Сравнивать и характеризовать внешние
признаки животных различных сред обитания по рисункам. Устанавливать отличие
понятий: «среда жизни», «среда обитания», «место обитания». Описывать
влияние экологических факторов на животных. Доказывать наличие взаимосвязей
между животными в природе.
Определять роль вида в биоценозе. Описывать формы
влияния человека на животных.
Использовать различные информационные ресурсы для
подготовки сообщений по теме: «Животные и окружающая среда».
|
Учебник §2,4
Подготовить сообщение по теме:
«Животные и окружающая
среда».
|
|
|
3
|
Классификация животных и основные
систематические группы
|
1
|
Наука
систематика. Вид. Популяция. Систематические группы.
|
Называть принципы, являющиеся основой классификации
организмов.
Характеризовать критерии основной единицы
классификации.
|
Учебник §3
|
|
|
4
|
Краткая история развития зоологии
|
1
|
Труды великого
учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоологии в Средние века и эпоху
Возрождения. Изобретение микроскопа. Труды К. Линнея. Экспедиции
русского академика П.С. Палласа. Труды Ч. Дарвина, их роль в развитии
зоологии. Исследования отечественных учёных в области зоологии.
|
Характеризовать пути развития зоологии.
Определять роль отечественных учёных в развитии
зоологии.
Анализировать достижения К. Линнея и
Ч. Дарвина в области биологической науки.
Использовать различные
информационные ресурсы для подготовки сообщения о сокращении численности отдельных
видов животных
|
Учебник §5
|
|
|
5
|
Экскурсия
«Разнообразие животных в природе».
|
1
|
Изучение
многообразия животных в природе.
|
Называть представителей животных. Описывать характерные
признаки животных и особенности их поведения. Фиксировать результаты наблюдений,
делать выводы.
Соблюдать правила
поведения в природе
|
Отчёт об
экскурсии
|
|
|
6
|
Урок – обобщение по теме: «Общие сведения о мире животных». Письменная самостоятельная работа по теме: «Общие сведения о мире животных».
|
1
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие
сведения о мире животных»
|
Обобщать и систематизировать знания по теме, делать
выводы.
Отвечать на итоговые
вопросы темы, выполнять задания.
|
Творческое
задание по теме: «Общие
сведения о мире животных».
|
|
|
Тема 2. Строение тела животных (2 часа)
|
7
|
Клетка
|
1
|
Наука цитология.
Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль
в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия строения животной и
растительной клеток
|
Сравнивать клетки животных и растений.
Называть клеточные структуры животной клетки. Делать
выводы о причинах различия и сходства животной и растительной клеток.
Устанавливать
взаимосвязь строения животной клетки с типом питания
|
Учебник §6
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
8
|
Ткани, органы и системы
органов
|
1
|
Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные,
нервные, их характерные признаки.
Органы и системы органов, особенности строения
и функций. Типы симметрии животного, их связь с образом жизни.
|
Называть типы тканей животных. Устанавливать взаимосвязь
строения тканей с их функциями.
Характеризовать органы и системы органов животных.
Приводить примеры
взаимосвязи систем органов в организме.
Высказывать предположения о последствиях нарушения
взаимосвязи органов и систем органов для организма.
Описывать взаимосвязь
образа жизни животного и типа симметрии тела.
|
Учебник §7,8
|
|
|
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4
ч.)
|
9
|
Общая характеристика подцарства Простейшие.
Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые
|
1
|
Среда обитания, внешнее
строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея.
Разнообразие саркодовых.
|
Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие,
или Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы.
Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах,
рисунках, фотографиях.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма
на примере амёбы-протея.
Обосновывать роль простейших в экосистемах
|
Учебник §9
Ответить на вопросы в конце параграфа.
|
|
|
10
|
Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы
|
1
|
Среда обитания,
строение и передвижение на примере эвглены зелёной. Характер питания, его
зависимость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочетание
признаков животного и растения у эвглены зелёной. Разнообразие жгутиконосцев
|
Характеризовать среду обитания жгутиконосцев.
Устанавливать взаимосвязь характера питания и условий
среды.
Обосновывать вывод о промежуточном положении эвглены
зелёной.
Приводить доказательства более сложной организации
колониальных форм жгутиковых.
Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах.
|
Учебник §10
Ответить на
вопросы в конце параграфа.
|
|
|
11
|
Тип Инфузории. Значение простейших.
Лабораторная работа № 1
«Строение и передвижение инфузории-туфельки»
|
1
|
Среда обитания, строение и передвижение на
примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения инфузорий с процессами
их жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий.
|
Выявлять характерные признаки типа Инфузории.
Приводить примеры и
характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с саркожгутиконосцами.
Наблюдать простейших под микроскопом.
Фиксировать результаты наблюдений.
Обобщать их, делать выводы.
Соблюдать правила
поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
|
Учебник §11,12
Ответить на
вопросы в конце параграфа.
|
|
|
12
|
Обобщение и
систематизация знаний по теме: «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные».
Тестирование по теме: «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные.
|
1
|
Обобщение и
систематизация знаний по теме: «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные».
|
Обобщать и систематизировать знания по теме, делать
выводы.
Отвечать на итоговые
вопросы темы, выполнять тестовые задания.
|
Творческое
задание по теме: «Простейшие, или
Одноклеточные»
|
|
|
Тема 4. Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные
(2 ч.)
|
13
|
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип
Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность, уровень организации в сравнении с простейшими.
|
1
|
Общие черты строения.
Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение.
Особенности жизнедеятельности, уровень организации в сравнении с простейшими
|
Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные.
Называть представителей типа кишечнополостных.
Выделять общие черты строения.
Объяснять на примере наличие лучевой симметрии у
кишечнополостных.
Характеризовать признаки более сложной организации в
сравнении с простейшими
|
Учебник §13
Ответить на
вопросы в конце параграфа.
|
|
|
14
|
Разнообразие
кишечнополостных.
|
1
|
Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные
циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы, характерные черты
строения и жизнедеятельности, жизненный цикл.
|
Определять представителей типа на рисунках,
фотографиях, живых объектах.
Характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных, используя
рисунки учебника.
Выявлять черты сходства и различия жизненных циклов
гидроидных и сцифоидных медуз.
Устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма
кишечнополостных.
Называть признаки, свидетельствующие о древнем
происхождении кишечнополостных. Раскрывать роль кишечнополостных
в экосистемах.
|
Учебник §14
Ответить на
вопросы в конце параграфа.
|
|
|
Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые
черви (5 часов+ 1 час резервное время)
|
15
|
Тип Плоские черви. Общая характеристика.
|
1
|
Класс Ресничные черви.
Места обитания и общие черты строения. Системы органов, жизнедеятельность.
Черты более высокого уровня организации по сравнению с кишечнополостными.
|
Описывать основные признаки типа Плоские черви.
Называть основных
представителей класса Ресничные черви.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов
ресничных червей.
Приводить
доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с
кишечнополостными.
|
Учебник §15
Ответить на
вопросы в конце параграфа.
|
|
|
16
|
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс
Сосальщики.
|
1
|
Внешнее и внутреннее
строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви. Приспособления к
особенностям среды обитания. Размножение и развитие. Меры защиты от заражения
паразитическими червями.
|
Называть характерные
черты строения сосальщиков и ленточных червей,
используя рисунки учебника.
Устанавливать взаимосвязь строения червейпаразитов и
среды их обитания.
Распознавать представителей классов плоских червей на
рисунках, фотографиях.
Соблюдать санитарно-гигиенические требования в
повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями.
|
Учебник §16
Ответить на
вопросы в конце параграфа.
|
|
|
17
|
Тип Круглые черви.
Класс Нематоды. Общая характеристика.
|
1
|
Внешнее строение.
Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа жизни
представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями.
|
Описывать характерные черты строения круглых червей.
Распознавать представителей класса на рисунках и
фотографиях.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма
и образа его жизни.
Находить признаки отличия первичной полости от
кишечной.
Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики
заражения круглыми червями.
|
Учебник §17
Ответить на
вопросы в конце параграфа.
|
|
|
18
|
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс
Многощетинковые черви.
|
1
|
Места обитания,
строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Уровни организации
органов чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых
червей.
|
Называть черты более высокой организации кольчатых
червей по сравнению с круглыми.
Распознавать представителей класса на рисунках,
фотографиях.
Характеризовать черты усложнения строения систем
внутренних органов.
Формулировать вывод об уровне строения органов чувств.
|
Учебник §18
Ответить на
вопросы в конце параграфа.
|
|
|
19
|
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс
Малощетинковые черви.
Лабораторная работа № 2
«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение,
раздражимость».
|
1
|
Места обитания, значение в природе. Особенности
внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с
образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.
|
Распознавать представителей класса на рисунках,
фотографиях.
Устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с
его обитанием в почве. Обосновывать роль малощетинковых червей в
почвообразовании.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации
учебного проекта о роли кольчатых червей в почвообразовании.
Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием.
|
Учебник §19
Отчёт о
лабораторной работе
|
|
|
20
|
Урок – обобщение по теме: «Подцарство
Многоклеточные. Тип
Кишечнополостные. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви». Тестирование по теме: «Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные. Типы Плоские черви,
Круглые черви, Кольчатые черви».
|
1
|
Обобщение и
систематизация знаний по теме: «Подцарство
Многоклеточные. Тип
Кишечнополостные. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».
|
Обобщать и
систематизировать знания по материалам темы, делать выводы. Отвечать на
итоговые вопросы темы, выполнять тестовые задания.
|
|
|
|
Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)
|
21
|
Общая характеристика типа
|
1
|
Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность
систем внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и различия
строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков.
|
Характеризовать особенности строения
представителей различных классов моллюсков.
Называть основные черты сходства и различия
внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей.
Осваивать приёмы работы с определителем
животных. Устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и
их организации.
|
Учебник §20
Ответить на
вопросы в конце параграфа.
|
|
|
22
|
Класс Брюхоногие моллюски
|
1
|
Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика.
Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности
размножения и развития. Роль в природе и значение для человека.
|
Распознавать и сравнивать внешнее строение
представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями
внутренних органов.
Характеризовать способы питания брюхоногих моллюсков.
Использовать
информационные ресурсы для подготовки презентации о роли брюхоногих моллюсков
в экосистемах.
|
Учебник §21
Презентация о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах.
|
|
|
23
|
Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие
моллюски.
Лабораторная
работа № 3
«Внешнее строение
раковин пресноводных и морских моллюсков»
|
1
|
Среда обитания, внешнее строение на примере
беззубки. Строение и функции систем внутренних органов. Особенности
размножения и развития. Роль в природе и значение для человека. Значение
головоногих моллюсков. Признаки усложнения организации.
|
Различать и определять двустворчатых моллюсков на
рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
Объяснять взаимосвязь образа жизни и особенностей
строения двустворчатых моллюсков.
Характеризовать черты приспособленности моллюсков к
среде обитания.
Формулировать вывод о роли двустворчатых
моллюсков в водных экосистемах, в жизни человека.
Устанавливать сходство и различия в строении
раковин моллюсков.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения
с лабораторным оборудованием. Выделять характерные признаки класса
головоногих моллюсков.
Определять и классифицировать представителей
различных классов моллюсков, используя рисунки, фотографии, натуральные
объекты.
|
Учебник §22,23
|
|
|
24
|
Урок – обобщение по теме «Тип Моллюски». Письменная самостоятельная
работа по теме: «Тип Моллюски».
|
1
|
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Тип Моллюски».
|
Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать
выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.
|
|
|
|
Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч.)
|
25
|
Общая характеристика
типа Членистоногие. Класс Ракообразные.
|
1
|
Характерные черты типа Членистоногие. Общие признаки строения
ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения,
размножение и развитие речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение
ракообразных в природе и жизни человека.
|
Выявлять общие признаки классов типа
Членистоногие.
Определять и классифицировать представителей
класса Ракообразные по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.
Устанавливать взаимосвязь строения и среды
обитания речного рака.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о
разнообразии ракообразных
|
Учебник §24
Сообшение о
разнообразии ракообразных.
|
|
|
26
|
Класс Паукообразные
|
1
|
Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере
паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и
жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых отдельными клещами,
от укусов ядовитых пауков.
|
Выявлять характерные признаки класса
Паукообразные.
Распознавать представителей класса на рисунках,
фотографиях, в коллекциях.
Осваивать приёмы работы с определителем
животных.
Устанавливать взаимосвязь строения
паукообразных и их образа жизни (хищничество, паразитизм).
Аргументировать необходимость соблюдения мер защиты от заражения
клещевым энцефалитом
|
Учебник §25
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
27
|
Класс Насекомые
Лабораторная
работа № 4
«Внешнее строение насекомого»
|
1
|
Общая характеристика, особенности внешнего
строения. Разнообразие ротовых органов. Строение и функции систем внутренних
органов. Размножение.
|
Выявлять характерные признаки класса Насекомые.
Определять и классифицировать представителей
класса по рисункам, фотографиям, коллекциям.
Осваивать приёмы работы с определителем
животных.
Выявлять характерные признаки насекомых,
описывать их при выполнении лабораторной работы.
Устанавливать взаимосвязь внутреннего строения
и процессов жизнедеятельности насекомых.
Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений,
делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения
с лабораторным оборудованием
|
Учебник §26
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
28
|
Типы развития насекомых
|
1
|
Развитие с неполным превращением. Группы насекомых. Развитие с
полным превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых.
|
Характеризовать типы развития насекомых.
Объяснять принципы классификации насекомых.
Устанавливать систематическую принадлежность
насекомых.
Выявлять различия в развитии насекомых с полным и неполным
превращением.
|
Учебник §27
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
29
|
Общественные насекомые — пчёлы и муравьи.
Полезные насекомые. Охрана насекомых.
|
1
|
Состав и функции обитателей муравейника,
пчелиной семьи. Отношения между особями в семье, их координация. Полезные
насекомые. Редкие и охраняемые насекомые.
Красная книга. Роль насекомых в природе и жизни человека.
|
Называть состав семьи общественных насекомых на
примере пчёл, муравьёв. Характеризовать функции членов семьи, способы
координации их действий.
Объяснять роль полезных насекомых и особенности
их жизнедеятельности. Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих
видов насекомых.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации
учебных проектов о разнообразии насекомых.
|
Учебник §28
Сообщение о
разнообразии насекомых.
|
|
|
30
|
Насекомые — вредители
культурных растений и переносчики заболеваний человека.
|
1
|
Вредители сельскохозяйственных культур.
Насекомые — переносчики заболеваний человека и животных. Методы борьбы с
вредными насекомыми.
|
Называть насекомых, приносящих вред
сельскохозяйственным культурам.
Осваивать приёмы работы с определителем
животных.
Характеризовать последствия воздействия вредных
для человека насекомых на организм человека и животных.
Описывать методы борьбы с насекомыми —
вредителями и переносчиками заболеваний. Устанавливать взаимосвязи среды
обитания, строения и особенности жизнедеятельности насекомых.
|
Учебник §29
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
31
|
Урок – обобщение по
теме: «Тип Членистоногие». Тестирование по теме: «Тип Членистоногие».
|
1
|
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Тип Членистоногие».
|
Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать
выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять тестовые задания.
|
Творческое
задание по теме: «Тип
Членистоногие».
|
|
|
Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6
часов)
|
32
|
Хордовые. Примитивные формы.
|
1
|
Общие признаки хордовых животных.
Бесчерепные. Класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и
развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или
Позвоночные. Общие признаки
|
Выделять основные признаки хордовых.
Характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы.
Объяснять особенности внутреннего строения
хордовых на примере ланцетника. Обосновывать роль ланцетников для изучения
эволюции хордовых.
Аргументировать выводы об усложнении
организации хордовых по сравнению с беспозвоночными.
|
Учебник §30
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
33
|
Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Лабораторная работа № 5
«Внешнее строение и
особенности передвижения рыбы».
|
1
|
Особенности внешнего строения, связанные с
обитанием в воде.
Строение и функции конечностей. Органы боковой
линии, органы слуха, равновесия.
|
Характеризовать особенности внешнего строения
рыб в связи со средой обитания.
Осваивать приёмы работы с определителем животных.
Выявлять черты приспособленности внутреннего
строения рыб к обитанию в воде.
Наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в ходе
выполнения лабораторной работы.
Соблюдать правила поведения в кабинете,
обращения с лабораторным оборудованием.
|
Учебник §31
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
34
|
Внутреннее строение рыб
|
1
|
Опорно-двигательная система. Скелет непарных и
парных плавников. Скелет головы, скелет жабр. Особенности строения и функций
систем внутренних органов. Черты более высокого уровня организации рыб по
сравнению с ланцетником
|
Устанавливать взаимосвязь строения отдельных
частей скелета рыб и их функций.
Выявлять характерные черты строения систем внутренних органов.
Сравнивать особенности строения и функций
внутренних органов рыб и ланцетника.
Характеризовать черты усложнения организации рыб.
|
Учебник §32
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
35
|
Особенности
размножения рыб.
|
1
|
Органы и
процесс размножения. Живорождение. Миграции.
|
Характеризовать особенности размножения рыб в
связи с обитанием в водной среде.
Описывать различное поведение рыб при появлении потомства и черты приспособленности
к его сохранению.
Оценивать роль миграций в жизни рыб. Наблюдать
и описывать особенности внутреннего строения рыб в ходе выполнения
лабораторной работы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения
с лабораторным оборудованием
|
Учебник §33
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
36
|
Основные систематические группы рыб.
Промысловые рыбы. Их использование и охрана
|
1
|
Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика.
Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двоякодышащие и кистепёрые.
Место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Меры предосторожности от
нападения акул при купании. Рыболовство. Промысловые рыбы. Прудовые
хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы
|
Объяснить принципы классификации рыб.
Осваивать приёмы работы с определителем животных.
Устанавливать систематическую принадлежность
рыб.
Распознавать представителей классов на
рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Различать основные группы
промысловых рыб на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
Характеризовать осетровых рыб как важный объект
промысла.
Называть наиболее распространённые виды рыб и
объяснять их значение в жизни человека.
Проектировать меры по охране ценных групп рыб.
|
Учебник §34, 35
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
37
|
Урок- обобщение по теме: «Тип Хордовые.
Бесчерепные. Надкласс Рыбы». Тестирование по теме: «Тип Хордовые.
Бесчерепные. Надкласс Рыбы».
|
1
|
Обобщение и систематизация знаний
по теме «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы»
|
Обобщать и систематизировать знания по
материалам темы, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять
тестовые задания
|
Творческое
задание по теме: «Тип Хордовые.
БесчерепныеНадкласс Рыбы».
|
|
|
Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа)
|
38
|
Среда обитания и строение тела земноводных.
Общая характеристика
|
1
|
Места обитания. Внешнее строение. Особенности
кожного покрова. Опорно-двигательная система земноводных, её усложнение по
сравнению с костными рыбами. Признаки приспособленности земноводных к жизни
на суше и в воде
|
Описывать характерные черты внешнего строения
земноводных, связанные с условиями среды обитания.
Осваивать приёмы работы с определителем
животных.
Устанавливать взаимосвязь строения кожного
покрова и образа жизни амфибий.
Выявлять прогрессивные черты строения скелета
головы и туловища, опорно-двигательной системы в целом по сравнению с рыбами.
Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде
|
Учебник §36
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
39
|
Строение и деятельность внутренних органов земноводных
|
1
|
Характерные
черты строения систем внутренних органов земноводных по сравнению с костными
рыбами. Сходство строения внутренних органов земноводных и рыб
|
Устанавливать взаимосвязь строения органов и
систем органов с их функциями и средой обитания.
Сравнивать, обобщать информацию о строении
внутренних органов амфибий и рыб, делать выводы.
Определять черты более высокой организации
земноводных по сравнению с рыбами
|
Учебник §37
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
40
|
Годовой жизненный цикл и происхождение
земноводных. Разнообразие и значение земноводных.
|
1
|
Влияние сезонных изменений в природе на
жизнедеятельность земноводных. Размножение и развитие земноводных, черты
сходства с костными рыбами, тип развития. Доказательства происхождения
земноводных. Современные земноводные, их разнообразие и распространение.
Роль земноводных в природных биоценозах, жизни человека. Охрана земноводных.
Красная книга.
|
Характеризовать влияние сезонных изменений на
жизненный цикл земноводных.
Сравнивать, находить черты сходства размножения
земноводных и рыб.
Наблюдать и описывать развитие амфибий.
Обосновывать выводы о происхождении
земноводных.
Обобщать материал о сходстве и различии рыб и
земноводных в форме таблицы или схемы. Определять и классифицировать
земноводных по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.
Осваивать приёмы работы с определителем
животных.
Характеризовать роль земноводных в природных
биоценозах и в жизни человека.
|
Учебник §38, 39
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
41
|
Урок – обобщение
по теме: «Класс Земноводные, или
Амфибии».
Письменная самостоятельная работа по теме: «Класс Земноводные, или
Амфибии».
|
1
|
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Класс Земноводные, или Амфибии».
|
Обобщать и систематизировать знания по
материалам темы, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять
задания.
|
Творческое
задание по теме: «Класс
Земноводные»
|
|
|
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа)
|
42
|
Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая
характеристика.
|
1
|
Взаимосвязь внешнего строения и наземного
образа жизни. Особенности строения скелета пресмыкающихся
|
Описывать характерные признаки внешнего
строения рептилий в связи со средой обитания.
Находить черты отличия скелета пресмыкающихся
от скелета земноводных.
Устанавливать взаимосвязь строения скелета и
образа жизни рептилий.
Характеризовать процессы жизнедеятельности
рептилий в связи с жизнью на суше
|
Учебник §40
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
43
|
Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.
|
1
|
Сходство и различия строения систем
внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности
пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие. Зависимость годового
жизненного цикла от температурных условий
|
Устанавливать взаимосвязь строения внутренних
органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания.
Выявлять черты более высокой организации
пресмыкающихся по сравнению с земноводными.
Характеризовать процессы размножения и развития
детёнышей у пресмыкающихся.
Использовать информационные ресурсы для
подготовки презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о
потомстве
|
Учебник §41
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
44
|
Разнообразие пресмыкающихся. Значение
пресмыкающихся, их происхождение.
|
1
|
Общие черты строения представителей разных
отрядов пресмыкающихся. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей.
Оказание первой доврачебной помощи. Роль пресмыкающихся в биоценозах, их
значение в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов. Красная книга.
Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения
пресмыкающихся от древних амфибий.
|
Определять и классифицировать пресмыкающихся по
рисункам, фотографиям, натуральным объектам.
Осваивать приёмы работы с определителем
животных.
Находить отличительные признаки представителей
разных групп рептилий.
Характеризовать черты более высокой организации
представителей отряда крокодилов.
Соблюдать меры предосторожности в природе в
целях предупреждения укусов ядовитых змей.
Характеризовать роль рептилий в биоценозах, их
значение в жизни человека.
Обосновывать необходимость охраны редких и
исчезающих видов рептилий. Использовать информационные ресурсы для подготовки
презентации проектов о разнообразии и значении пресмыкающихся, об их
происхождении и месте в эволюционном процессе.
|
Учебник §42,43
Презентации –
проекты о разнообразии и значении
пресмыкающихся, об их происхождении и месте в эволюционном процессе.
|
|
|
45
|
Урок – обобщение по теме:
«Класс Пресмыкающиеся,
или Рептилии». Тестирование по теме: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии».
|
1
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс
Пресмыкающиеся, или Рептилии»
|
Обобщать и систематизировать знания по материалам темы,
делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять тестовые
задания.
|
Творческое
задание по теме: «Класс Пресмыкающиеся,
или Рептилии».
|
|
|
Класс Птицы (9 часов)
|
46
|
Общая характеристика
класса. Внешнее строение птиц.
Лабораторная
работа
№ 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
|
1
|
Взаимосвязь внешнего строения и
приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и
различия покровов птиц и рептилий.
|
Характеризовать особенности внешнего строения
птиц в связи с их приспособленностью к полёту.
Объяснять строение и функции перьевого покрова
тела птиц.
Устанавливать черты сходства и различия
покровов птиц и рептилий.
Изучать и описывать особенности внешнего
строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения
с лабораторным оборудованием
|
Учебник §44
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
47
|
Опорно-двигательная система птиц.
Лабораторная
работа
№ 7 «Строение скелета птицы»
|
1
|
Изменения строения скелета птиц в
связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения мускулатуры и её
функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц.
|
Устанавливать взаимосвязь внешнего строения и
строения скелета в связи с приспособленностью к полёту.
Характеризовать строение и функции мышечной
системы птиц.
Изучать и описывать строение скелета птицы в
процессе выполнения лабораторной работы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения
с лабораторным оборудованием
|
Учебник §45
Отчёт о
лабороторной работе
|
|
|
48
|
Внутреннее строение птиц.
|
1
|
Черты сходства строения и функций систем
внутренних органов птиц и рептилий. Отличительные признаки, связанные с
приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по
сравнению с рептилиями
|
Устанавливать взаимосвязь строения и функций
систем внутренних органов птиц.
Характеризовать причины более интенсивного
обмена веществ у птиц.
Выявлять черты более сложной организации птиц
по сравнению с пресмыкающимися.
Доказывать на примерах более высокий уровень
развития нервной системы, органов чувств птиц по сравнению с рептилиями
|
Учебник §46
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
49
|
Размножение и развитие птиц.
|
1
|
Особенности строения органов
размножения птиц. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные
черты развития выводковых и гнездовых птиц
|
Характеризовать особенности строения органов
размножения и причины их возникновения.
Объяснять строение яйца и назначение его
частей.
Описывать этапы формирования яйца и развития в
нём зародыша.
Распознавать выводковых и гнездовых птиц на
рисунках, фотографиях, натуральных объектах
|
Учебник §47
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
50
|
Годовой жизненный цикл и сезонные явления в
жизни птиц.
|
1
|
Роль сезонных явлений в жизни птиц. Поведение
самцов и самок в период размножения. Строение гнезда и его роль в
размножении, развитии птенцов. Послегнездовой период. Кочёвки и миграции, их
причины
|
Характеризовать черты приспособленности птиц к
сезонным изменениям.
Описывать поведение птиц в период размножения,
приводить примеры из личных наблюдений.
Объяснять роль гнездостроения в жизни птиц.
Устанавливать причины кочёвок и миграций птиц,
их разновидности.
Использовать
информационные ресурсы для подготовки
презентации сообщения о мигрирующих и осёдлых птицах
|
Учебник §48
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
51
|
Разнообразие птиц.
|
1
|
Систематические группы птиц, их
отличительные черты. Признаки выделения экологических групп птиц.
Классификация птиц по типу пищи, по местам обитания. Взаимосвязь внешнего
строения, типа пищи и мест обитания
|
Объяснять принципы классификации птиц.
Устанавливать систематическую принадлежность
птиц, используя рисунки параграфа.
Называть признаки выделения экологических групп
птиц.
Приводить примеры классификации птиц по типу
питания, местам обитания.
Осваивать приёмы работы с определителем
животных.
Использовать информационные ресурсы для
подготовки презентации проекта сообщения о разнообразии экологических групп
птиц
|
Учебник §49
Ответить на
вопросы в конце параграфа.
Презентации –
проекты о разнообразии
экологических групп птиц.
|
|
|
52
|
Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
|
1
|
Роль птиц в природных сообществах:
охотничье-промысловые, домашние птицы, их значение для человека. Черты
сходства древних птиц и рептилий
|
Характеризовать роль птиц в природных
сообществах.
Использовать информационные ресурсы для
подготовки сообщения о причинах сокращения численности промысловых птиц.
Называть основные породы домашних птиц и цели
их выведения. Аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий
|
Учебник §50
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
53
|
Экскурсия
«Птицы леса (парка)»
|
1
|
|
Наблюдать и описывать поведение птиц в природе.
Обобщать и фиксировать результаты экскурсии.
Участвовать в обсуждении результатов наблюдений.
Соблюдать правила поведения в природе
|
Отчёт об
экскурсии
|
|
|
54
|
Урок – обобщение
по теме:
«Класс Птицы».
Письменная самостоятельная работа по теме: «Класс Птицы».
|
1
|
Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Класс Птицы».
|
Обобщать и систематизировать знания по материалам темы,
делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.
|
Творческое
задание по теме: «Класс Птицы».
|
|
|
Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов)
|
55
|
Общая характеристика класса. Внешнее строение
млекопитающих.
|
1
|
Отличительные признаки строения тела. Строение
покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и
жизнедеятельности
|
Выделять характерные признаки представителей
класса Млекопитающие.
Обосновывать выводы о более высокой организации
млекопитающих по сравнению с представителями других классов.
Сравнивать и обобщать особенности строения и
функций покровов млекопитающих и рептилий.
Характеризовать функции и роль желёз
млекопитающих
|
Учебник §51
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
56
|
Внутреннее строение млекопитающих.
Лабораторная работа № 8
«Строение скелета млекопитающих».
|
1
|
Особенности строения опорно-двигательной
системы. Уровень организации нервной системы по сравнению с другими
позвоночными. Характерные черты строения пищеварительной системы копытных и
грызунов. Усложнение строения и функций внутренних органов.
|
Описывать характерные особенности строения и
функций опорно-двигательной системы, используя примеры животных разных сред
обитания.
Проводить наблюдения и фиксировать их
результаты в ходе выполнения лабораторной работы.
Характеризовать особенности строения систем
внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями.
Аргументировать выводы о прогрессивном развитии
млекопитающих.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения
с лабораторным оборудованием
|
Учебник §52
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
57
|
Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.
|
1
|
Особенности развития зародыша.
Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение численности
млекопитающих и её восстановление
|
Характеризовать особенности размножения
млекопитающих по сравнению с прочими хордовыми.
Устанавливать взаимосвязь этапов годового
жизненного цикла и сезонных изменений.
Объяснять причины наличия высокого уровня
обмена веществ и теплокровности у млекопитающих.
Прогнозировать зависимость
численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов на
конкретных примерах
|
Учебник §53
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
58
|
Происхождение и разнообразие млекопитающих.
|
1
|
Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы
современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения млекопитающих по
сравнению с рептилиями
|
Объяснять и доказывать на примерах
происхождение млекопитающих от рептилий.
Различать современных млекопитающих на
рисунках, фотографиях.
Осваивать приёмы работы с определителем
животных.
Устанавливать систематическую принадлежность
млекопитающих.
Использовать информационные ресурсы для
подготовки сообщения о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах
млекопитающих и о мерах по их охране.
|
Учебник §54
Ответить на
вопросы в конце параграфа
Сообщение сообщения о разнообразии млекопитающих, об
исчезающих видах млекопитающих и о мерах по их охране
|
|
|
59
|
Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны
и зайцеобразные, хищные.
|
1
|
Общая характеристика, характерные
признаки строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов. Роль в
экосистемах, в жизни человека
|
Объяснять принципы классификации млекопитающих.
Сравнивать особенности строения и
жизнедеятельности представителей разных отрядов, находить сходство и отличия.
Определять представителей различных сред жизни
на рисунках, фотографиях.
|
Учебник §55
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
60
|
Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и
китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.
|
1
|
Характерные черты строения и жизнедеятельности
водных млекопитающих, парнокопытных и непарнокопытных. Охрана хоботных. Роль
животных в экосистемах, в жизни человека
|
Устанавливать различия между отрядами
ластоногих и китообразных, парнокопытных и непарнокопытных.
Объяснять взаимосвязь строения и
жизнедеятельности животных со средой обитания.
Определять представителей отрядов на рисунках,
фотографиях, натуральных объектах.
Сравнивать представителей разных отрядов и
находить их сходство и различия.
Систематизировать информацию и обобщать её в
виде схем и таблиц
|
Учебник §56
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
61
|
Высшие, или плацентарные, звери: приматы
|
1
|
Общие черты организации представителей отряда
Приматы. Признаки более высокой организации. Сходство человека с
человекообразными обезьянами
|
Характеризовать общие черты строения приматов.
Находить черты сходства строения
человекообразных обезьян и человека.
Различать на рисунках, фотографиях
человекообразных обезьян.
Использовать информационные ресурсы для
подготовки сообщения об эволюции хордовых животных.
|
Учебник §57
Сообщение
об эволюции хордовых
животных
|
|
|
62
|
Экологические группы млекопитающих. Значение
млекопитающих для человека.
|
1
|
Признаки животных одной экологической группы
Происхождение домашних животных. Отрасль
сельского хозяйства — животноводство, его основные направления, роль в жизни
человека. Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана. Красная книга.
|
Называть экологические группы животных.
Характеризовать признаки животных одной
экологической группы на примерах.
Называть характерные особенности строения и
образа жизни предков домашних животных.
Обосновывать необходимость применения мер по
охране диких животных.
Характеризовать основные направления
животноводства.
Характеризовать особенности строения
представителей класса Млекопитающие, или Звери.
Обосновывать выводы о происхождении
млекопитающих
|
Учебник §58,59
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
63
|
Экскурсия
«Разнообразие млекопитающих
(зоопарк, краеведческий музей)»
|
1
|
Разнообразие млекопитающих.
|
Наблюдать, фиксировать и обобщать результаты
экскурсии.
Соблюдать правила поведения в зоопарке, музее
|
Отчёт об
экскурсии
|
|
|
64
|
Урок – обобщение
по теме:
«Класс Млекопитающие,
или Звери». Тестирование по теме: «Класс Млекопитающие, или Звери».
|
1
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или
Звери»
|
Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать
выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания.
|
Творческое
задание по теме: «Класс
Млекопитающие, или Звери».
|
|
|
Развитие животного мира на Земле (4 часа)
|
65
|
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие
животного мира на Земле.
|
|
Разнообразие животного мира. Изучение
особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения
животных. Изучение ископаемых остатков животных. Основные положения учения
Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и
эволюции органического мира. Этапы эволюции животного мира. Появление
многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение строения многоклеточных
организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Эволюционное древо
современного животного мира
|
Приводить примеры разнообразия животных в природе.
Объяснять принципы классификации животных.
Характеризовать стадии зародышевого развития животных.
Доказывать взаимосвязь животных в природе, наличие черт
усложнения их организации.
Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов
развития жизни на Земле.
Раскрывать основные положения учения Ч. Дарвина, его
роль в объяснении эволюции организмов
Характеризовать основные этапы эволюции животных.
Описывать процесс усложнения многоклеточных, используя
примеры.
Обобщать информацию и делать выводы о прогрессивном
развитии хордовых.
Характеризовать основные уровни организации жизни на
Земле.
Устанавливать взаимосвязь живых организмов в
экосистемах.
Использовать составленную в течение года обобщающую
таблицу для характеристики основных этапов эволюции животных
|
Учебник §60,61
Ответить на
вопросы в конце параграфов
|
|
|
66
|
Современный мир живых организмов. Биосфера.
|
|
Уровни организации
жизни. Состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания.
Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера.
Деятельность В.И. Вернадского. Живое вещество, его функции в биосфере. Косное
и биокосное вещество, их функции и взаимосвязь
|
Характеризовать деятельность живых организмов как
преобразователей неживой природы.
Приводить примеры средообразующей деятельности живых
организмов.
Составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в
природе.
Давать определение
понятий: «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера».
Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной
организации жизни в устойчивом развитии биосферы.
Устанавливать взаимосвязь функций
косного и биокосного вещества, характеризовать их роль в экосистеме.
Прогнозировать последствия: разрушения озонового слоя
для биосферы, исчезновения дождевых червей и других живых организмов для
почвообразования.
|
Учебник §62
Ответить на
вопросы в конце параграфа
|
|
|
67
|
Экскурсия
«Жизнь природного сообщества весной»
|
|
Жизнь природного сообщества
весной.
|
Описывать природные явления.
Наблюдать за взаимоотношениями живых организмов в
природном сообществе, делать выводы.
Соблюдать правила поведения в природе.
|
Отчёт об
экскурсии
|
|
|
68
|
Урок – обобщение
по теме: «Развитие животного мира на Земле». Тестирование по теме:
«Развитие
животного мира на Земле».
|
|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Развитие
животного мира на Земле».
|
Обобщать и систематизировать знания по
материалам темы, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять
тестовые задания.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.