Главная / Биология / рабочая программа по биологии (7 класс)

рабочая программа по биологии (7 класс)

МБОУ «Дюсьметьевская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено» и «Согласовано» «Утверждаю»

«обсуждено»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УР Директор школы

_____/ Усманова Ф.А./ _______ /Кошкина Е.П./ _______ /Зиннуров И.Р./

Протокол № 1 от «28» августа 2014г. Приказ № 54 от « 01» сентября 2014г.

«27» августа 2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ»

В 7 КЛАССЕ


Усмановой Фирдаусы Ахметхановны ,

учителя высшей квалификационной категории




Принята на заседании

педагогического совета,

протокол №1 от 27.08. 2014 г.





2014-2015 учебный год



Учебно-тематическое планирование

по биологии



Класс _____7____________

Учитель Усманова Фирдауса Ахметхановна

Количество часов:

Всего __70___ часов; в неделю _2___ часа.

Лабораторные работы- 9

Экскурсии - 1

Планирование составлено на основе программы курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.


Учебник:

Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс – М.: Дрофа, 2009 - 304 с. (Гриф: Допущено МО РФ)














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания животных;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.



















Содержание программы


Введение.

Общие сведения о животном мире (2 часа)

Роль зоологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения животных. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Основные систематические категории: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчинённость.

Правила работы в биологической лаборатории.

РАЗДЕЛ 1

Многообразие животных – результат эволюции (36 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Простейшие – возбудители заболеваний. Профилактика заболеваний.

Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Паразитические черви – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний.

Демонстрация. Строение и многообразие червей.

  • Лабораторная работа.

Изучение внешнего строения дождевого червя.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.


  • Лабораторная работа

Изучение внешнего строения ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. возбудителей заболеваний. Меры профилактики заболеваний.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда Клещи – переносчики обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний.

Демонстрация. Строение и многообразие насекомых.

  • Лабораторная работа.

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие рыб.

  • Лабораторная работа.

Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие земноводных.

  • Лабораторная работа.

Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие пресмыкающихся.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие птиц.

  • Лабораторная работа.

Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

  • Экскурсия.

Изучение и многообразие птиц Мамадышского района.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.

Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие млекопитающих.

Лабораторная работа.

Изучение внешнего строения млекопитающего.


РАЗДЕЛ 2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

(12 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Регуляция жизнедеятельности организма животного.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

  • Лабораторная работа.

Изучение особенностей различных покровов тела.

РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

  • Лабораторная работа.

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

РАЗДЕЛ 4

Развитие животного мира на Земле (3часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

РАЗДЕЛ 5

Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на организмы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

  • Экскурсии.

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

РАЗДЕЛ 6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Последствия воздействия деятельности человека на животных. Одомашнивание. Искусственный отбор и селекция сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

  • Экскурсия на ферму.

Резерв времени – 5 часов.

(Резерв часов рабочей программы использован на повторение и итоговое обобщение разделов)

Примечание:


Текст, выделенный

Подчеркнутым шрифтом– взято из стандарта;

курсивом– присутствует в примерной программе по предмету, но скорректировано согласно стандарту;

жирным подчеркнутым шрифтом– добавлено из стандарта, но в примерной программе по предмету отсутствует.



Учебно – тематическое планирование


№ п/п




Название разделов

Авторская программа

В.В. Пасечника

(количество часов)

Рабочая программа


(количество часов)

Кол.

уроков

практическая часть

л/р

обобще-

ние

экскурсии

Кол.

уроков

практическая часть

л/р

обобщение

экскурсии

1.

Введение. Общие сведения о животном мире

2




2




2.

Раздел 1. Многообразие животных – результат эволюции

34

5


1

36

7


1

3.

Простейшие

-




2




4.

Многоклеточные животные

-


-


34


3


5.

Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

14


1

-


12

1

1


6.

Раздел 3. Индивидуальное развитие животных

3

1

-


3

1



7.

Раздел 4. Развитие животного мира на Земле

3


-


3


1


8.

Раздел 5. Биоценозы

4



2

4


1

9.

Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

5



1

5



1

10.

Резерв времени

5




5




11.

Всего: практическая часть


7

-

4


9


3

12.

Итого: уроков

70




70















Примечание: Резерв часов рабочей программы использован на повторение и итоговое обобщение.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;


уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за растениями и домашними животными.




урока

Тема уроков


Количество часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт.

Введение. Общие сведения о животном мире (2ч.)

1

Роль зоологии в истории и жизни человека. Основные систематические категории.

Правила работы в биологической лаборатории.

1

03.09



2

Наука зоология и ее структура. Методы изучения животных. Сходство и различия растений и животных.

1

05.09



Раздел 1.

Многообразие животных – результат эволюции - 36 ч

Простейшие (2 ч).


3

Особенности строения и образа жизни, многообразие простейших.

1

10.09



4

Биологические и экологические особенности жгутиконосцев, инфузорий. Паразитические простейшие.

1

12.09



Многоклеточные животные – 34 ч

Беспозвоночные – 16 ч.

5

Тип Губки, тип Кишечнополостные.

Биологические и экологические особенности. Значение.

1

17.09



6

Тип Плоские черви. Многообразие, особенности строения, значение.

1

19.09



7

Тип Круглые черви.

Многообразие, особенности строения, значение.

1

24.09



8

Тип Кольчатые черви.

Класс Многощетинковые кольчецы. Особенности строения и образа жизни.

1

26.09



9

Классы кольчецов: Малощетинковые и Пиявки.

Л.р. №1 Изучение внешнего строения дождевого червя.

1

01.10



10

Тип Моллюски. Многообразие, биологические и экологические особенности, значение.

1

03.10



11

Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Тип Иглокожие.


1

08.10



12

Обобщение по темам:

«Простейшие»,

«Типы Плоские, Круглые, Кольчатые Черви, Моллюски»

1

10.10



13

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные.

Л.р. №2 Изучение внешнего строения речного рака

1

15.10



14

Класс Паукообразные. Многообразие, особенности строения, значение. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний.

1

17.10



15

Класс Насекомые. Общая характеристика, особенности строения, значение насекомых.

Л.р. №3 Изучение представителей отряда насекомых

1

22.10



16

Отряды насекомых. Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

1

24.10



17

Отряды Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Насекомые-переносчики возбудителей заболеваний.

1

29.10



18

Отряды Чешуекрылые, Двукрылые, Блохи.

1

31.10



19

Отряд Перепончатокрылые. Биологические и экологические особенности общественных насекомых.

1

12.11



20

Обобщение по теме: «Тип Членистоногие»

1

14.11



Позвоночные – 18 ч.

21

Тип Хордовые. Общая характеристика. Класс Ланцетники.

1

19.11



22

Надкласс Рыбы. Особенности строения, образа жизни, значение.

Л.р.№4 Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни

1

21.11



23

Биологические и экологические особенности хрящевых рыб.

1

26.11



24

Костные рыбы. Многообразие, особенности строения и образа жизни.

1

28.11



25

Класс Земноводные. Особенности строения, образа жизни.

Л.р. №5 Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

1

03.12



26

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика. Особенности представителей отряда Чешуйчатые.

1

05.12



27

Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

1

10.12



28

Класс Птицы. Общая характеристика.

Л.р. №6 Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни

1

12.12



29

Отряды птиц: Пингвины, Страусы, Нандуобразные, Гусеобразные.

1

17.12



30

Отряды птиц: Дневные, Хищные, Совы, Куриные.

1

19.12



31

Экскурсия. Изучение и многообразие птиц Мамадышского района.

1

24.12



32

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

1

26.12



33

Класс Млекопитающие. Общая характеристика, многообразие.

Л.р. №7 Изучение внешнего строения млекопитающего

1

14.01



34

Многообразие млекопитающих.

Отряды Грызуны, Зайцеобразные.

1

16.01



35

Отряды Китообразные, Ластоногие, Хищные, Хоботные.

1

21.01



36

Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные.

1

23.01



37

Отряд Приматы.

1

28.01



38

Обобщение по теме: «Хордовые»

1

30.01



Раздел 2.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных – 12 ч.

39

Покровы тела.

Л.р. №8 Изучение особенностей различных покровов тела

1

04.02



40

Опорно-двигательная система.

1

06.02



41

Способы передвижения. Полости тела.

1

11.02



42

Органы дыхания.

1

13.02



43

Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии.

1

18.02



44

Органы кровообращения. Кровь.

1

20.02



45

Органы выделения.

1

25.02



46

Нервная система.

1

27.02



47

Поведение животных

1

04.03



48

Органы чувств. Регуляция деятельности организма животного.

1

06.03



49

Органы размножения, продления рода.

1

11.03



50

Обобщение по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных».

1

13.03



Раздел 3.

Индивидуальное развитие животных (3ч.)

51

Способы размножения животных.

1

18.03



52

Развитие животных с превращением и без превращения.

1

20.03



53

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Л.р. №9 Изучение стадий развития животных и определение их возраста

1

01.04



Раздел 4.

Развитие животного мира на земле (3ч.)

54

Доказательства эволюции животных.

1

03.04



55

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

1

08.04



56

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

1

10.04



Раздел 5.

Биоценозы. (4ч.)

57

Естественные и искусственные биоценозы.

1

15.04



58

Экологические факторы и их влияние на организмы.

1

17.04



59

Взаимосвязь компонентов биоценоза.

Цепи питания.

1

22.04



60

Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»

1

24.04



61

Обобщение по темам: «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы».

1

29.04



Раздел 6.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч.)

62

Последствия деятельности человека в биоценозах.

1

06.05



63

Одомашнивание. Искусственный отбор и селекция.

1

08.05



64

Законы России об охране животного мира

1

13.05



65

Охрана и рациональное использование животного мира

1

15.05



66

Экскурсия на ферму.

1

20.05



67

Многообразие и особенности беспозвоночных. Повторение.

1

22.05



68

Многообразие и особенности хордовых.

Повторение.

1

27.05



69

Итоговое обобщение за курс «Биология: животные. 7 класс».

1

29.05



70

Заключительный урок по курсу «Биология: животные. 7 класс».

Летние задания.

1

31.05





Список рекомендуемой учебно- методической литературы.



1. Л.А. Гребенник, М.А. Солодилова, Н.В. Иванова, В.Н. Рыжаева. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов; под ред. В.П. Иванова.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 190 с.: ил.

2. В.В. Латюшин, Г.А. Уфинцева. Биология. Животные. 7класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В Латюшина и В.А. Шапкина « Биология. Животные»: пособие для учителя.- М.: Дрофа 2003.- 192 с.

3. А.И. Никишов, Р.А. Петросова и др. Биология в таблицах.- М.: «ИЛЕКСА», 1998.- 104 с.

4. А. Теремов, В. Рохлов. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ - ПРЕСС, 1999.- 258 с.: ил. («Занимательные уроки»)

5. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004 – 272 с.

6. Красная книга Республики Татарстан. Присный. – Белгород: ГУ «Экологический фонд Белгородской области, 2005. – 532 с.: ил.























Критерии и нормы устного ответа по биологии

 

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

 

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

 

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

  4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

 

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

  5. Полностью не усвоил материал


8.Оценка выполнения практических работ

по биологии:

 

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

  3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

  4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

  5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

  2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.


Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

  • Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

  • Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

  • Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

 

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

  5. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

 

  1. Общая классификация ошибок  

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.


Грубыми считаются следующие ошибки:

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  2. незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение, трудовое обучение, ОБЖ);

  3. неумение выделить в ответе главное;

  4. неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

  5. неумение делать выводы и обобщения;

  6. неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

  7. неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

  8. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  9. нарушение техники безопасности;

  10. небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

 

К негрубым ошибкам следует отнести:

1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;

2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.









рабочая программа по биологии (7 класс)
  • Биология
Описание:

Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального  государственного образовательного стандарта,  за основу рабочей программы взята программа курсабиологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

1.      освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания животных;

2.      овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

3.      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.      воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

5.      иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Введение.

Общие сведения о животном мире (2 часа)

            Роль  зоологиив формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения животных. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Основные систематические категории: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчинённость.

          Правила работы в биологической лаборатории.

РАЗДЕЛ 1

Многообразие животных – результат эволюции (36 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение       Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Простейшие – возбудители заболеваний. Профилактика заболеваний.

Колониальные организмы.

            Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные.

            Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

            Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

            Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Паразитические черви – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний.

            Демонстрация. Строение и многообразие червей.

·         Лабораторная работа.

Изучение внешнего строения дождевого червя.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение  в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение  в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение  в природе и жизни человека.

 

·         Лабораторная работа

Изучение внешнего строения ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение  в природе и жизни человека. возбудителей заболеваний. Меры профилактики заболеваний.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда Клещи –переносчикиобитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение  в природе и жизни человека. Насекомые –переносчики возбудителей заболеваний растений, животных и человека.Меры профилактики заболеваний.

Демонстрация. Строение и многообразие насекомых.

·         Лабораторная работа.

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение  в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие рыб.

·         Лабораторная работа.

Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение  в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие земноводных.

·         Лабораторная работа.

Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение  в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация.  Строение и многообразие пресмыкающихся.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение  в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие птиц.

·         Лабораторная работа.

Выявление особенностей  внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

·         Экскурсия.

Изучение и многообразие птиц Мамадышского района.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.

Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение  в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие млекопитающих.

Лабораторная работа.

Изучение внешнего строения млекопитающего.  

 

РАЗДЕЛ 2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

(12 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система. Поведениеживотных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Регуляция жизнедеятельности организма животного.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

·         Лабораторная работа.

Изучение особенностей различных покровов тела.

РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

·         Лабораторная работа.

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

РАЗДЕЛ 4

Развитие животного мира на Земле (3часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира.  Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

РАЗДЕЛ 5

Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Экологические факторы:абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на организмы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

·         Экскурсии.

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

РАЗДЕЛ 6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Последствиявоздействия деятельности человека на животных.  Одомашнивание. Искусственный отбори селекция сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

·         Экскурсия на ферму.

Резерв времени – 5 часов.

(Резерв часов рабочей программы использован на повторение и итоговое обобщение разделов)

Примечание:

 

Текст, выделенный

Подчеркнутым шрифтом  взято из стандарта;

курсивом– присутствует в примерной программе по предмету, но скорректировано согласно стандарту;

жирным подчеркнутым шрифтом– добавлено из стандарта, но в примерной программе по предмету отсутствует.

Автор Усманова Фирдауса Ахметхановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 762
Номер материала 35277
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓