Главная / Биология / Рабочая программа по биологии 6 класс. (В. В. Пасечник)

Рабочая программа по биологии 6 класс. (В. В. Пасечник)

Рабочая программа по биологии

6 класс

(2 часа в неделю, 70 часов за год)

(Базовый уровень)


1. Пояснительная записка.


Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.

Курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, экологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

В соответствии с учебным планом на изучение биологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год соответственно. 1 час из федерального компонента, и 1 час из регионального.

Программа реализуется с помощью учебника: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2010.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Для изучения курса «Биология» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных

умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты изучения курса «Биология. 6 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.


2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.


  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

3. Цели изучения курса.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

- обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,

- понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;

- сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

- сформулировать представление о многообразии растительных организмов и принципах классификации;

- сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем;

- познакомиться с экологией растений, изучить растительный мир Тульской области.

4. Перечень лабораторных работ.

Тема.


1.

Лаб. работа № 1 "Устройство увеличительных приборов".

2.

Лаб. работа № 2 "Строение растительной клетки".

3.

Лаб. работа № 3 "Изучение строения тел шляпочных грибов. Дрожжи и мукор".

4.

Лаб. работа № 4. "Изучение строения шляпочных грибов"

5.

Лаб. работа № 5 "Водоросли".

6.

Лаб. работа № 6 "Изучение строения мха".

7.

Лаб. работа № 7 "Изучение строения спороносящего папоротника".

8.

Лаб. работа № 8 "Строение семени фасоли".

9.

Лаб. работа № 9 "Строение семени пшеницы".

10.

Лаб. работа № 10 "Виды корней корневых систем".

11.

Лаб. работа № 11 "Видоизменения корней".

12.

Лаб. работа № 12 "Изучение строения почек".

13.

Лаб. работа № 13 "Изучение внешнего строения листа".

14.

Лаб. работа № 14 "Изучение макро- и микростроения стебля".

15.

Лаб. работа № 15 "Изучение строения цветка и соцветий".

16.

Лаб. работа № 16 "Изучение видоизменений побегов (корневище, клубень, луковица)".

17.

Лаб. работа № 17 "Сухие и сочные плоды".

18.

Лаб. работа № 18 "Передвижение воды и минеральных веществ по древесине".

19.

Лаб. работа № 19 "Выявление признаков семейства по внешнему строению".

20.

Лаб. работа № 20 "Изучение особенностей растений различных экологических групп".

5. Перечень практических работ.

Тема.

1.

Практическая работа № 1

"Вегетативное размножение комнатных растений".

2.

Практическая работа № 2 "Определение всхожести семян".

6. Перечень экскурсий.

Тема.

1.

Экскурсия №1 "Многообразие живых организмов Тульской области".

2.

Экскурсия №2 "Сезонные явления в природе Тульской области".

3.

Экскурсия №3 "Зимние явления в жизни растений Тульской области".

4.

Экскурсия №4 "Природное сообщество и человек".


7. Структура курса.


Модуль (глава)


Кол-во часов

1.

Введение.

2

2.

Клеточное строение организмов.

5

3.

Царство Бактерии.

3

4.

Царство Грибы.

4

5.

Царство Растения.

8

6.

Строение и многообразие покрытосеменных растений.

17

7.

Жизнь растений.

14

8.

Классификация растений.

7

9.

Природные сообщества.

6

10.

Развитие растительного мира.

2

11.

Резервное время.

2


Итого:

70



8. Календарно-тематическое планирование.


Дата

Тема урока.

Примечание

Домашнее задание.

1.


Биология – наука о живой природе.Экскурсия "Многообразие живых организмов Тульской области"

Экскурсия №1

Введение с. 9 -12,вопросы.

2.


Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Экскурсия "Сезонные явления в природе Тульской области".

Экскурсия №2

Записи в тетради.

3.




Устройство увеличительных приборов.

Лаб. работа № 1 "Устройство увеличительных приборов".

§1, вопросы.

4.


Строение растительной клетки.

Лаб. работа № 2 "Строение растительной клетки".

§2, вопросы.

5.


Жизнедеятельность клетки. Её состав.


§3, вопросы.

6.


Ткани. Виды растительных тканей. Биологическое значение тканей.


§4, вопросы.

7.


Обобщающий урок по теме "Клетка".


Записи в тетради.

8.


Бактерии. Их роль в природе и в жизни человека.


§5, вопросы.

9.


Строение и жизнедеятельность бактерий.


§5, вопросы.

10.


Разнообразие бактерий, их распространение. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.


§6, вопросы.

11.


Царство грибов. Общая характеристика грибов.


§7, вопросы.

12.


Плесневые грибы и дрожжи.

Шляпочные грибы. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

Лаб. работа № 3 "Изучение строения тел шляпочных грибов. Дрожжи и мукор".

§8, вопросы.

§9, вопросы.

13.


Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов и их охрана. Распознавание съедобных и ядовитых грибов Тульской области. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

Лаб. работа № 4. "Изучение строения шляпочных грибов"

Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами

14.


Грибы – паразиты. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания и значение. Лишайники Тульской области.


§10, вопросы.

§13, вопросы.

15.


Многообразие растений. Роль растений в биосфере и их охрана. Исчезающие виды растений Тульской области.


§11, вопросы.

16.


Роль растений в биосфере и их охрана. Растительный мир Тульской области.


Записи в тетради.

17.


Основные группы растений.


Записи в тетради.

18.


Водоросли.

Водоросли Тульской области.

Лаб. работа № 5

"Водоросли".

§12, вопросы.

19.


Мхи.

Мхи Тульской области.

Лаб. работа № 6

"Изучение строения мха".

§14, вопросы.

20.


Папоротники, хвощи, плауны. Папоротникообразные Тульской области.

Лаб. работа № 7

"Изучение строения спороносящего папоротника".

§15, вопросы.





§16, вопросы.





§17, вопросы.

21.


Голосеменные, их строение и разнообразие. Голосеменные Тульской области.


2hello_html_m34e04a35.gifhello_html_4c5a37ea.gifhello_html_m34e04a35.gif2.


Цветковые растения. Их строение и многообразие. Значение цветковых и их охрана.

Р.к. Лекарственные растения Тульской области.


23.


Строение семени однодольных растений.

Лаб. работа № 8

"Строение семени фасоли".

§18, вопросы.

24.


Строение семени двудольных растений.

Лаб. работа № 9

"Строение семени пшеницы".

§18, повторить.

25.


Виды корней и типы корневых систем.

Лаб. работа № 10

"Виды корней корневых систем".

§19, вопросы.

26.


Строение корня.


§20, вопросы.

27.


Условия прорастания и видоизменения корней.

Лаб. работа № 11

"Видоизменения корней".

§21, §22,

28.


Побег. Листорасположение.


§22, с. 100 -101.

29.


Почки и их строение.

Лаб. работа № 12 "Изучение строения почек".

§22, вопросы.

30.


Рост и развитие побега.


Записи в тетради.

31.


Внешнее строение листа. Жилкование.

Лаб. работа № 13 "Изучение внешнего строения листа".

§23, вопросы.

32.


Внутреннее строение листа. Видоизменения листьев.


§24, вопросы.

§25, вопросы.

33.


Строение стебля.

Лаб. работа № 14 "Изучение макро- и микростроения стебля".

§26, вопросы.

34.


Цветок и его строение. Соцветия.

Лаб. работа № 15 "Изучение строения цветка и соцветий".

§28, вопросы.

§29, вопросы.

35.


Видоизменение побегов.

Лаб. работа № 16 "Изучение видоизменений побегов (корневище, клубень, луковица)".

§27, вопросы.

36.


Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Ядовитые растения Тульской области.

Лаб. работа № 17 "Сухие и сочные плоды".

§30, вопросы.

§31, вопросы.

37.


Условия прорастания семян.


§38, вопросы.

38.


Обобщающий урок по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений". Флора и фауна Тульской области.


Записи в тетради.

39.


Химический состав растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. Почвы Тульской области.


§32, вопросы.

40.


Питание растений.


§33, вопросы.

41.


Дыхание растений.


§35, вопросы.

42.


Фотосинтез.


§34, вопросы.

43.


Испарение воды листьями. Листопад.


§36, вопросы.

44.


Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Лаб. работа № 18 "Передвижение воды и минеральных веществ по древесине".

§37, вопросы.

45.


Растение – целостный организм.


§39, вопросы.

46.


Способы размножения растений

Практическая работа № 1

"Вегетативное размножение комнатных растений".

§40, вопросы.

47.


Размножение споровых растений.


§41, вопросы.

48.


Размножение голосеменных растений.


§42, вопросы.

49.


Вегетативное размножение покрытосеменных растений.


§43, вопросы.

50.


Половое размножение покрытосеменных растений.


§44, вопросы.

51.


Рост растений

Практическая работа № 2

"Определение всхожести семян".

Записи в тетради.

52.


Зимние явления в жизни растений. Экскурсия "Зимние явления в жизни растений Тульской области".

Экскурсия №3.

Отчёт

53.


Обобщающий урок по теме "Жизнь растений".


Записи в тетради.

54.


Основы систематики растений.

Классификация цветковых растений.


§45, вопросы.

§46, вопросы.

55.


Характеристика класса двудольные растения. Растения семейства крестоцветных. Растения семейства крестоцветных Тульской области.


§47, вопросы.

56.


Растения семейства розоцветных. Растения семейства розоцветных Тульской области.


§48, вопросы.

57.


Растения семейства паслёновых. Растения семейства паслёновых Тульской области.


§49, вопросы.

58.


Растения семейства бобовых и сложноцветных Растения семейства бобовых и сложноцветных Тульской области.


§50, 51 вопросы.

59.


Класс однодольные. Растения семейства лилейных. Растения семейства лилейных Тульской области.


§52, вопросы.

60.


Класс однодольные. Растения семейства злаков. Растения семейства злаков Тульской области. Важнейшие сельскохозяйственные растения биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение растений Тульской области.

Лаб. работа № 19 "Выявление признаков семейства по внешнему строению".

§53, вопросы.

6hello_html_4c5a37ea.gif1.


Основные экологические факторы и их влияние на растения. Экологические проблемы Тул.обл.


§54, вопросы.

62.


Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Агроэкосистема Тулы (парк, сад, сквер,пруд).


§55, вопросы.

63.


Растительные сообщества. Растительные сообщества Тул.обл., их типы.


§56, вопросы.

64.


Развитие и смена растительных сообществ. Государственные заказники и заповедники, памятники природы Тул. обл.


§57, вопросы.

65.


Влияние природной среды на человека. Экскурсия "Природное сообщество и человек" Анализ и оценка последствий действий человека в экосистемах Тул.обл.

Экскурсия №4.

§59, вопросы.

66.


Изучение особенностей растений различных экологических групп Тульской области.

.

Лаб. работа № 20 "Изучение особенностей растений раз-личных экологических групп".

Записи в тетради.

67.


Происхождение и многообразие растений.


§58, вопросы.

68.



69.

70.


Основные этапы развития растительного мира.

Флора Тульского края.

Заключительный урок.


Записи в тетради.



Записи в тетради.



ИТОГО:

70 часов



9. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

В результате изучения биологии в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

- устройство лупы, микроскопа и правила работы с ними, строение клетки и протекающие в ней жизненно важные процессы, основные виды тканей;

- особенности строения бактерий и грибов, место и роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

- что изучает ботаника, представителей различных отделов растительного царства и особенности их строения, приспособленность растений к различным средам обитания и различным природным условия;

- строение семян цветковых растений, внешнее и внутреннее строение корня, стебля, листьев, их видоизменения, зависимость особенностей строения цветкового растения от среды обитания, строение цветка и основные типы соцветий, строение и классификацию плодов, роль цветковых растений в природе и жизни человека;

- основные процессы жизнедеятельности у растений, фотосинтез, рост и развитие растений, способы вегетативного размножения растений, процессы опыления, оплодотворения и образования плодов и семян;

- основные систематические группы растений, основные признаки семейств классов однодольных и двудольных;

- основные этапы и доказательства исторического развития растительного мира.

уметь:

- пользоваться лупой и микроскопом, готовить микропрепараты, находить основные части растительной клетки на микропрепарате, в таблице, схематически изображать строение клетки;

- распознавать представителей бактерий и грибов, отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых;

- распознавать растения различных отделов, сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения, устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания;

- распознавать органы цветкового растения и их видоизменения, устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания;

- определять всхожесть семян, сравнивать способы размножения растений различных систематических групп, распознавать типы плодов;

- выделять основные признаки растений, составлять их морфологическое описание, сравнивать растения разных систематических групп, находить сходства и различия в их строении;

- доказывать, что многообразие растительного мира – это результат длительного исторического развития.

10. Информационно – методическое обеспечение.


Основная литература:


  1. Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева – М.:Дрофа, 2009.

  2. Учебник: В. В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М. Дрофа, 2010

  3. Рабочая тетрадь с печатной основой к учебнику.

4. А. А. Калинина Поурочные разработки по биологии Бактерии, грибы, растения. 6 класс. М. «Вако», 2008 г

5. Л. Д. Парфирова Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В. В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М. «Экзамен» 2005 г.



Дополнительная литература и интернет - ресурсы:

  1. Экология растений: Пособие для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы / Под ред. профессора В.Н.Яценко. – Тамбов: ООО Издательство «Юлис», 2007.

  2. www.anbg.gov.au/

  3. www.boil.uregina.ca/liu/bio/botany.shtml

Рабочая программа по биологии 6 класс. (В. В. Пасечник)
  • Биология
Описание:

Рабочая программа по  биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы  В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.  

  Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень   лабораторных  работ.

  Курс «Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, экологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

 

  В соответствии с учебным планом на изучение  биологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год соответственно. 1 час из федерального компонента, и 1 час из регионального. 

Автор Чурочкин Герман Викторович
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1797
Номер материала 32014
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓