Главная / Биология / Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа по биологии 6 класс

МБОУ «Новомирская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________ Подгорная Е.А

«_____» ______________ 2014 г


«Утверждаю»

Директор МБОУ «НООШ»

____________ Селямин Г.М

Приказ№ ___________

«____» _____________ 2014г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

6 класс

Составила: учитель биологии

Животкевич Н.Н





2014-15 уч.год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии 6-9 классы., В.В. Пасечник,В.В. Латюшин, В.М. Пакулова: М., «Дрофа», 2010. Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение ботанике в объеме 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. М.: Дрофа, 2012


В 6 классе обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Обучающиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Обучающиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Цели:

- сформировать у учащихся представление о строении и жизнедеятельности растительных организмов, их индивидуальном и историческом развитии;

- структуре и функционировании растительных организмов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

При составлении поурочного тематического планирования 1 резервный час был потрачен на итоговую контрольную работу.























РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

называть

общие признаки живых организмов;

признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств

цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

приводить примеры

природных и искусственных сообществ;

наиболее распространенных видов и сортов растений

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

деление клетки

строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного,

животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов,

паразитов, симбионтов);

размножение, рост и развитие бактерий, гри бов, растений и животных,

особенности размножения и развития человека;

обосновывать

взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

влияние деятельности человека на многообра зие видов растений, на среду их

обитания, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны

природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

организмы бактерий, грибов, лишайников, рас тений;

клетки, ткани, органы и системы органов растений;

наиболее распространенные виды растений своего региона, растения разных се -мейств, классов, отделов;, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

5

строение и функции клеток растений;

семейства, классы покрытосеменных растений,

применять знания

о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их

выращивания, мер охраны;

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования

приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности

организмов и многообразия видов;

делать выводы

о клеточном строении организмов всех царств;

о родстве и единстве органического мира;

об усложнении растительного мира в процессе эволюции,

наблюдать

сезонные изменения в жизни растений, поведение аквариумных рыб;

результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

соблюдать правила

наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, аквариумных рыб,

домашних;

проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений;

бережного отношения к видам, природным сообществам, поведения в природе.

Личностные результаты:

1) формирование ответственного отношения к обучению;

2)формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;

3) развитие навыков обучения;

4)формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;

5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в

процессе учебной, общественной и другой деятельности;

6) осознание значения семьи в жизни человека;

7)уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметные результаты:

1)организовывать свою учебную деятельность;

2)планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

3)составлять план работы;

4)участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

5)осуществлять поиск дополнительной информации;

6)работать с текстом параграфа и его компонентами;

7)составлять план ответа;

8)составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

9)узнавать изучаемые объекты на таблицах;

10)оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Предметные результаты:

1) определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

2)объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

3)обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

4)сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

5)наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

6)исследовать строение отдельных органов организмов;

7)фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

8)соблюдать правила поведения в кабинете биологии.



















МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 учебных часов для обязательного изучения биологии в 6 классе основной школы из расчета 1 учебных часов в неделю.

Программа предусматривает выполнение 6 лабораторных работ, 1 контрольной работы.

При изучении тем курса биологии в 6 классе можно проследить межпредметные связи с географией, ОБЖ, экология, окружающий мир…т.д

Образовательные технологии:

  • Проблемно – развивающее обучение.

  • Технология игрового обучения.

  • Исследовательская деятельность.

  • Технология проектирования.

  • Коллективный способ изучения.

Методы и формы работы:

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);

  • проектная работа;

  • подготовка сообщений/ рефератов;

  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность;

  • выполнение практических и лабораторных работ.

Основные формы контроля:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Материально-техническая база:

Средства ИКТ: телевизор, компьютер

Лабораторное оборудование: микроскоп, препаровальные наборы, лупы, микропрепараты по ботанике.

Коллекции, гербарии, муляжи: вредители леса, вредители поля, вредители огорода, гербарий важных культурных растений, гербарий основных групп растений, коллекция семян и плодов, муляжи овощей, муляжи плодов, муляжи грибов, строение цветка вишни, строение растительной клетки, картины и таблицы по ботанике.

УМК:

Учебно – программные:

Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы: «В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова: «М., «Дрофа» 2010.

Учебно – теоретические:

Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012.

Учебно – практические:

Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. М.: Дрофа, 2011.

Учебно – методические:

Дубинина Н.В. , Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебник у. –М.: Дрофа, 2010

Калинина А. А. Поурочные разработки по биологии. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения М.: ВАКО, 2007

Пасечник В.В, Суматохин С.В.,. Калинова Г. С. Уроки биологии. 6 класс. М.: Просвещение, 2010

Список дополнительной литературы для учащихся:

1) Верзилин Н.М. Последам Робинзона.- М., Просвещение,

1994.

2) Петров В.В. Растительный мир нашей Родины – М., Просвещение, 1991.

3) Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

4) Энциклопедический словарь юного натуралиста Сост. Рогожкин А.Г. – М., Проссвещеие, 1981.

5) Экология. Познавательная энциклопедия – М., 1994

6) Журнал Юный натуралист

7) Журнал Биология для школьников.











КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Оценка устного ответа.

Отметка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 
Отметка "2": 
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1) правильно определил цель опыта; 
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. или было допущено два-три недочета; 
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. или эксперимент проведен не полностью; 
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик: 
1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 
2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 
3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 
4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;     2) допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;    2. или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;     

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 
2. или если правильно выполнил менее половины работы.













Основное содержание тем

Академические сроки обучения

Темы программы

Кол-во часов по программе

Л/Р

К/р

1 четверть

Введение

2



1 четверть

Клеточное строение организмов

4

2


2 четверть

Царства Бактерии и Грибы (4 часа)


4



2 четверть

Царство Растения

5



3 четверть

Строение и многообразие покрытосеменных растений

8

3


3-4 четверти

Жизнь растений

7



4 четверть

Природные сообщества

3

1


4 четверть

Итоговая контрольная работа



1

Итого:


33+1 резервный

6

1



Тема урока

Темы Лабораторных работ

Часы

Д/З

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы обязательного минимума образования

Тип урока


Введение


2





1

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.


1

Стр 9-12

Знать предмет, отрасли биологии, значение биологии в современном мире.

Уметь объяснять предмет и задачи курса биологии.


Ботаника, биология, микология, микробиология, фенология. Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.

Урок изучение нового темы

2

Фенологические наблюдения за сезонным изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.


1

Работа с доп.мат.

Знать сезонные изменения в природе.

Уметь заносить данные в дневник наблюдений

Ботаника, биология, микология, микробиология, фенология. Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.

Комбинированный урок


Клеточное строение организмов


4





3

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Л/р №1: «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы».

1

Стр 14-17

Знать устройство увеличительных приборов, правила работы ними.

Уметь пользоваться увеличительными приборами.


Клетка. Лупа. Микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив.

Правила работы с микроскопом.

Комбинированный урок

4

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.


1

Стр 17-20

Знать строение растительной клетки

Уметь узнавать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды растительной клетки.


Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро, ядрышко.

Комбинированный урок

5


Л/Р №2: «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

1

повторение

Знать строение растительной клетки.

Уметь пользоваться увеличительными приборами.


Практический урок

6

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».


1

Стр 21-28

Знать строение и функции клетки, деление клетки, основные ее жизненные свойства, особенности строения и функционирования основных растительных тканей.

Уметь узнавать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды растительной клетки, объяснять основные процессы жизнедеятельности клетки, определять тип ткани на микропрепаратах, таблицах и рисунках, и объяснять ее строение и функции.

Значение движения цитоплазмы. Изменение ядра и цитоплазмы при делении. Межклетники, межклеточное вещество. Хромосомы.

Ткань. Виды тканей: образовательные, покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.

Урок изучения новой темы


Царства Бактерии и Грибы


4





7

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.


1

Стр 30-33

Знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий

Уметь объяснять особенности строения и жизнедеятельности бактерий.


Многообразие прокариот, их происхождение, свойства, особенности строения и жизнедеятельности.

Комбинированный урок

8

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.


1

Стр 33-37

Знать роль бактерий в природе, значение их в жизни человека. Уметь соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Образование спор

Симбиоз. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные.

Исследовательский урок

9

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.


1

Стр 38-52

Знать особенности строения и жизнедеятельности грибов, особенности строения шляпочных грибов.

Уметь пользоваться таблицами, схемами, узнавать съедобные и ядовитые грибы нашей местности; соблюдать правила оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами.


Признаки царства Грибы. Строение грибов, грибница (мицелий), разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты и паразиты

Мицелий, микориза, плодовое тело, шляпка. Шляпочные грибы (съедобные и несъедобные). Обмен веществ, разложение.

Комбинированный урок

10

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.


1

Стр 67-71

Знать характерные особенности строения лишайников.

Уметь доказывать, что лишайники – симбиотические организмы.


Многообразие лишайников: кустистые, листоватые и накипные, размножение и значение.

Урок изучение новой темы


Царство Растения


5





11

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).


1

Стр 54-58

Знать и объяснять разнообразие, распространение и значение растений.

Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона. Пользоваться биологическими справочниками и определителями.

Характерные признаки царства растений (фотосинтез, наличие клеточной стенки, пигментов, неограниченный рост и др.); систематика растений. Эволюция растений.

Урок изучения новой темы

12

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.


1

Стр 58-67

Знать характерные особенности строения одноклеточных водорослей, характерные особенности строения многоклеточных водорослей.

Уметь узнавать растения разных отделов.


Основные признаки водорослей. Слоевище (таллом), ризоиды, хроматофор. Зеленые, бурые, красные водоросли. Значение водорослей в природе и жизни человека. Хламидомонада, хлорелла.

Комбинированный урок

13

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.


1

Стр 71-80

Знать характерные особенности строения мхов, характерные особенности строения папоротников, хвощей, плаунов.

Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона, узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона.

Печеночные (риччия, маршанция) и листостебельные (кукушкин лен, сфагнум) мхи.

Вайи, корневище, спорангии.

Урок изучения новой темы

14

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.


1

Стр 80-87

Знать характерные особенности строения голосеменных.

Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона

Особенности строения: появление семян, развитие корневой системы. Разнообразие голосеменных. Женская шишка, мужская шишка.

Комбинированный урок

15

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.


1

Стр 87-90

Знать характерные особенности строения покрытосеменных.

Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона.

Многообразие: деревья, кустарники, травы; однолетние, двулетние и многолетние.

Комбинированный урок


Строение и многообразие покрытосеменных растений.


8+1





16

Строение семян однодольных и двудольных растений.


1

Стр 92-95

Знать особенности строения семян однодольных и двудольных растений.

Уметь проводить наблюдения.

Двудольные, однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм, семяножка, микропиле. Особенности строения семян двудольных и однодольных растений.

Комбинированный урок

17

Виды корней и типы корневых систем.


1

Стр 95-102

Знать особенности строения корневых систем растений.


Корни: главный, боковые, придаточные. Корневая система: стержневая и мочковатая.

Урок изучения новой темы

18

Видоизменение корней


1

Стр 103-106

Знать особенности внутреннего клеточного строения корня.

Уметь обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения.

Корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни и дыхательные корни.

Комбинированный урок

19

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.


1

Стр 107-112

Знать особенности строения побега и почки. Уметь соблюдать правила проведения опытов по изучению жизнедеятельности организмов, бережного отношения к ним.

Почки: верхушечная, пазушная, придаточная. Вегетативная и генеративная почки – особенности строения.

Побег. Узлы. Междоузлия. Пазухи листа.

Комбинированный урок

20

Внешнее строение листа. Видоизменение листьев.


1

Стр 112-123

Знать особенности внешнего строения листа. Уметь различать простые и сложные листья.


Внешнее строение: листовая пластинка, черешок. Виды листьев: черешковые и сидячие, простые и сложные. Жилкование: сетчатое, параллельное, дуговое.

Листорасположение: очередное (спиральное), супротивное, мутовчатое.

Исследовательский урок

21

Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.


1

Стр 123-134

Знать особенности строения стеблей, основные видоизменения побегов.

Уметь обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения, сравнивать и различать видоизмененные побеги

Корневище, клубень, луковица

Комбинированный урок

22

Цветок и его строение

Л/Р №3: «Изучение строения цветка».

1

Стр 134-139

Знать особенности строения цветка; использовать биологические модели при изучении организмов.

Уметь проводить описание частей цветка, составлять его формулу.

Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.

Комбинированный урок

23

Соцветия.

Л/Р№4: «Ознакомление с различными видами соцветий»

1

Стр 139-141

Знать особенности строения соцветий, уметь различать их типы. Уметь определять тип соцветия на гербарном материале.

Биологическое значение соцветий

Комбинированный урок

24

Плоды и их классификация.

Л/Р№5: «Ознакомление с сухими и сочными плодами».

1

Стр 142-152

Знать особенности строения сочных и сухих плодов, уметь их отличать, определять тип плода.

Уметь узнавать на живых объектах, таблицах органы цветкового растения

Функции плода. Виды плодов: ягодовидные (ягода, яблоко, тыквина гесперидий (померанец), костянковидные (костянка, многокостянка), ореховидные (орех, желудь, семянка, зернока), коробочковидные (коробочка, стручок, боб, стручочек). Сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные

Комбинированный урок


Жизнь растений.


7





25

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).


1

Стр 154-157

Знать особенности химического состава растений. Уметь ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты.

Химический состав растений – минеральные и органические вещества, белки, жиры, углеводы.

Изучение новой темы

26

Минеральное и воздушное питание растений.


1

Стр 157-161

Знать особенности минерального питания растений.

Минеральное питание. Корневое давление. Почва, плодородие. Удобрения.

Комбинированный урок

27

Фотосинтез.


1

Стр 161-170

Знать и понимать особенности фотосинтеза.

Фотосинтез. Условия для образования крахмала. Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.

Комбинированный урок

28

Испарение воды.


1

Стр 170-180

Знать механизм испарения воды листьями. Уметь объяснять причины листопада, значение испарения воды листьями

Значение испарения для жизни растений. Факторы окружающей среды, влияющие на испарение. Листопад.

Исследовательский урок

29

Рост растений.


1

Стр 180-190

Знать особенности роста растений.

Уметь выращивать растения.

Верхушечный рост корня. Развитие побега из почки. Развитие растения. Этапы развития: зародыш, молодое растение, взрослое растение, размножение, старение.

Комбинированный урок

30

Размножение растений.


1

Стр 190-198

Знать способы размножения растений.


Бесполое размножение: спорообразование и вегетативное. Особенности полового размножения. Размножение водорослей одноклеточных и многоклеточных.

Комбинированный урок

31

Половое и бесполое (вегетативное) размножение.


1

Стр 198-216

Знать способы размножения растений, особенности опыления, уметь объяснять механизм и значение двойного оплодотворения цветкового растения, способы размножения растений.

Уметь приводить примеры, приводить примеры, узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона

Размножение мхов. Заросток, предросток, зооспора.

Размножение папоротников. Спорангий

Размножение голосеменных растений. Пыльцевой мешочек, пыльца, пыльцевая трубка

Вегетативное размножение покрытосеменных растений – способы: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами.

Особенности полового размножения. Двойное оплодотворение. Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление.

Комбинированный урок


Природные сообщества


3+1





32

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

Характеристика основных экологических групп растений


1

Стр 258-271

Знать основные экологические факторы и их влияние на растения. Уметь характеризовать влияние экологических факторов на растения.

Понятие экологических факторов: биотические, абиотические, антропогенные. Экологические группы растений по отношению к свету и влаге.

Урок изучения новой темы

33


Л/Р№6: «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп».

1


Знать характеристику основных экологических групп растений. Уметь приводить примеры природных и искусственных сообществ.


Практический урок

34

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.


1

Стр 271-280

Знать взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах.

Уметь обосновывать влияние деятельности человека на сообщества, необходимость применения знаний о сообществах для обоснования мер по их охране.

Растительность. Типы растительности.

Ярусность. Паразитизм.

Развитие растительных сообществ

Комбинированный урок

35

Итоговая контрольная работа.


1


Знать весь материал данного курса.

Уметь ориентироваться в вопросах по ботаники.


Контрольный урок









Рабочая программа по биологии 6 класс
  • Биология
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии 6-9 классы., В.В. Пасечник,В.В. Латюшин, В.М. Пакулова: М., «Дрофа», 2010. Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение ботанике в объеме 34 часа (1 час  в неделю). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. М.: Дрофа, 2012

 

В 6 классе обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Обучающиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Обучающиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Цели:

- сформировать у учащихся представление о строении и жизнедеятельности  растительных организмов, их индивидуальном и  историческом развитии;

- структуре и функционировании растительных организмов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями,  оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;  соблюдение правил поведения в окружающей среде.

 

При составлении поурочного тематического планирования 1 резервный час был потрачен на итоговую контрольную работу.

Автор Животкевич Наталья Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 424
Номер материала 48443
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓