Главная / Биология / рабочая программа по биологии 6 класс

рабочая программа по биологии 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования. Соответствует образовательной программе школы.

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089;

2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

3. Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень. 4. Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005).

Программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую.

Курс биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класса начинает систематическое изучение дисциплины «Биология» и является частью биологического образования.

Данный курс построен на биоцентризме и полицентризме в раскрытии живой природы.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренного стандартом.

Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков и не требуют для их проведения дополнительных учебных часов. Демонстрации могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом возможностей образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов в год; 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2007. – 240 с.:ил.

- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология» 6 кл., рабочие тетради № 1, 2

- Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. «Биология. Растения. Грибы. Лишайники» 6 кл., методическое пособие.- М.: Вентана-Граф, 2006, - 144с.



Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

уметь

объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.













Календарно – тематическое планирование 6 класс биология

урока

урока

в раз-

деле

Тема урока

Элементы содержания в соответствии с ФГОС

Лабораторные

и

практические

Демонстрации

Коррекция результатов

Домашнее

задание

Общее знакомство с цветковыми растениями (7 часов).

1

1

Биология – наука о живой природе. Ботаника – наука о растениях.

Биология. Ботаника, царства, многообразие


Комнатные растения, гербарии


Стр 3-6

2

2

Цветковое растение и его органы.

Признаки растений, основные органы (вегетативные и генеративные)

л/р №1 «Знакомство с цветковыми растениями»

Гербарии, таблицы, натуральные объекты

ТБ, культура рабочего места

§2

3

3

Свойства растений как живых организмов.

Система органов, обмен веществ, питание, дыхание движение, размножение, рост, развитие




§3

4

4

Условия жизни растений.

Среда обитания, факторы среды, абиотические, биотические, антропогенные, экология, приспособленность


Гербарии, таблицы, натуральные объекты


§4

5

5

Среды жизни растений.

Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная, приспособленность, многообразие


Гербарии, таблицы, натуральные объекты


§5

6

6

Разнообразие растений.

культурные, дикорастущие, однолетние, многолетние, лекарственные, декоративные, деревья, кустарники, травы, признаки растений


Гербарии, таблицы, натуральные объекты


§1

7

7

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений. Мир растений вокруг нас».

Сезонные явления в жизни растений, осенние явления, листопад, многообразие растений


экскурсия


Отчет по экскурсии

Клеточное строение растительного организма (3 часа).

8

1

Увеличительные приборы.

Увеличительные приборы, лупа, микроскоп, устройство микроскопа и принципы работы с ним, клетка


микроскоп

ТБ, культура рабочего места

§6

9

2

Строение растительной клетки.

Клеточная мембрана, клеточная оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро, пластиды, хлоропласты, хлорофилл

л/р № 2 «Рассматривание клеток кожицы лука под микроскопом»

Таблицы, микропрепараты, микроскопы

ТБ, культура рабочего места

§7

10

3

Жизнедеятельность клетки.

Ткани растений и их виды.


Движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, рост, деление, ткань, межклетник, образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая


Презентация РР


§8, 9

Органы цветковых растений (18 часов).

Семя (3 часа).

11

1

Внешнее и внутреннее строение семени.

Кожура, рубчик, микропиле, эндосперм, зародыш, двудольные и однодольные

л/р №3 «Строение семени фасоли»

таблицы, натуральные объекты, лупы

ТБ, культура рабочего места

§10

12

2

Условия прорастания семян.

Прорастание, запас питательных веществ, условия прорастания семян: температура, кислород, вода.


Таблицы, демонстрационный опыт


§11

13

3

Значение семян. Плод.


Размножение, расселение, значение для человека, плод, соплодие, многообразие плодов, их роль в расселении семян.

Таблицы, коллекции плодов


§ 12

Корень (3 часа).

14

1

Корень как орган растения. Виды корней, Типы корневых систем.

Функции корня. Корень, корневая система, главный, боковой, придаточный корни, стержневая и мочковатая корневая система.

л/р №4 «Строение корня у проростка фасоли»

таблицы, натуральные объекты

ТБ, культура рабочего места

§13

15

2

Клеточное строение корня. Зоны корня. Рост корня.

Зоны деления, роста, всасывания, проведения, восходящий и нисходящий ток жидкости, корневые волоски, чехлик


таблицы, натуральные объекты

ТБ, культура рабочего места

§14

16

3

Значение корней в жизни растений и их разнообразие.

Функции корня, разнообразие корней, видоизменения корней.


таблицы


§ 15

Побег (8 часов).

17

1

Строение и значение побега в жизни растения.

Побег, его части, лист, стебель, почка.


Гербарии, таблицы, натуральные объекты


§ 16

18

2

Строение почки. Развитие побега из почки.

Почка, почечные чешуи, почки вегетативные и генеративные, конус нарастания, рост, прищипка.


Гербарии, таблицы, натуральные объекты


§ 17

19

3

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа.

Листья простые и сложные, жилки, жилкование, устьица, кожица, мякоть листа, столбчатая ткань, световые и теневые листья.

л/р №5 «Внешнее строение листа»

Презентация РР

ТБ, культура рабочего места

§18

20

4

Функции листа в жизни растения.

Фотосинтез, испарение воды, газообмен, выделение, листопад, видоизменения листьев.


Презентация РР


§19

21

5

Стебель и его роль в жизни растений.

Функции стебля, сердцевина, древесина, сосуды, луб, ситовидные трубки, флоэма, ксилема, годичные кольца, камбий.

л/р №6 «Внутреннее и внешнее строение стебля»

Таблицы, микропрепараты , микроскопы


§20

22

6

Многообразие и видоизменения стеблей.

Розетки, плети, усы, лианы, суккуленты.


Презентация РР

§21

23

7

Видоизменения подземных побегов.

Корневище, столон, клубень, луковица.

л/р № 7 «Строение клубня и луковицы»

таблицы, натуральные объекты

ТБ, культура рабочего места

§22

24

8

Экскурсия «Жизнь растений зимой».

Сезонные явления в жизни растений, осенние явления, многообразие растений


экскурсия


Отчет по экскурсии

Цветок и плод (4 часа).

25

1

Цветок. Его строение и значение в жизни растений.

Строение цветка, многообразие цветков


Гербарии, таблицы, модель


Стр. 85-87

26

2

Соцветия, их строение и биологическое значение.

Соцветии, типы соцветий, схемы соцветий.

л/р № 8 «Рассмотрение соцветий»

Гербарии, таблицы, натуральные объекты

ТБ, культура рабочего места

Стр. 87-88

27

3

Цветение и опыление растений.

Формы опыления, приспособления растений к разным формам опыления.


Гербарии, таблицы


§24

28

4

Контрольная работа по теме: «Строение цветкового растения».

Контрольная работа № 1.


Повторение и обобщение пройденного материала


Не задано

Основные процессы жизнедеятельности цветкового растения (12 часов).

29

1

Корневое питание растений.

Корневое питание, корневое давление, восходящий и нисходящий ток жидкостей по стеблю, значение испарения воды листьями.


таблицы


§27

30

2

Фотосинтез - воздушное питание растений.

Воздушное пи тание, фотосинтез, уравнение фотосинтеза, автотрофы и гетеротрофы, лист.


Презентация РР

Повторить строение листа

§28

31

3

Космическая роль зелёных растений.

Космическая роль растений, энергия, кислород, фотосинтез, хлорофилл.


Презентация РР


§ 29

32

4

Экологическое и эволюционное значение растений.

Роль растений в природном сообществе, цепях питания, экология, экологические связи растений.


таблицы


Схема в тетради

33

5

Дыхание и обмен веществ у растений.

Дыхание растений, фотосинтез, их взаимосвязь, водообмен.


Презентация РР


§ 30

34

6

Значение воды в жизнедеятельности растений.

Водообмен, экологические группы по отношению к воде.

л/р №9 «Знакомство с растениями разных экологических групп»

таблицы, натуральные объекты

Повторить строение устьица

ТБ, культура рабочего места

§31

35

7

Особенности типов размножения живых организмов у растений.

.

Размножение, бесполое (вегетативное, спорами), половое (опыление, оплодотворение, гамета, зигота, зародыш).


Презентация РР


Стр. 113-115

36

8

Двойное оплодотворение у цветковых растений.

.

Опыление, двойное оплодотворение, семязачаток, зародышевый мешок, развитие семени и плода.


таблицы

Повторить строение цветка §24,23

Стр. 116-117

37

9

Вегетативное размножение растений.

Размножение бесполое (вегетативное *клубень, луковица, черенки, прививка, культура тканей*, спорами)


таблицы


§33

38

10

Значение вегетативного размножения в хозяйственной деятельности человека.

Сорта, вегетативное размножение: клубень, луковица, черенки, прививка, культура тканей.

л/р №10«Черенкование комнатных растений»

таблицы

ТБ, культура рабочего места

§34

39

11

Рост и развитие растений при различных условиях окружающей среды.

Семя, проросток, рост в длину и толщину, развитие, сезонные и суточные ритмы, биотические, абиотические, антропогенные факторы.



Презентация РР

§35, 36

40

12

Контрольная работа по теме: «Основные процессы жизнедеятельности цветкового растения».

Контрольная работа № 2.



Повторение и обобщение пройденного материала

Не задано

Основные отделы царства Растения. (10 часов).

41

1

Понятие о систематике растений.

Карл Линней, вид, систематика, классификация, таксоны.



Презентация РР

§ 37

42

2

Общая характеристика водорослей, их строение.

Низшие растения, таллом, ризоиды, одноклеточные, колониальные, нитчатые водоросли, многоклеточные.



Гербарии, таблицы

Стр. 135-137

43

3

Жизнедеятельность, размножение, значение и многообразие водорослей.

Деление, конъюгация, зелёные, бурые, красные водоросли.



Гербарии, таблицы

Стр. 137-141

44

4

Отдел Мохообразные.

Высшие растения, гаметофит, спорофит, чередование поколений, земноводные растения, ризоиды, торфообразование.



Таблицы, гербарии

§40

45

5

Отдел Папоротникообразные.

Папоротники, хвощи, плауны. Образование каменного угля. Проводящие ткани, антеридии, архегонии, спорангии, спорофит, гаметофит, заросток.


Таблицы, гербарии, натуральные объекты

Чередование поколений, гаметофит, спорофит

§ 41

46

6

Отдел Голосеменные.

Семя, пыльца, семязачаток, голосеменные, шишки.

л/р №11 «Изучение внешнего вида хвойных растений»

Гербарии, таблицы, натуральные объекты

ТБ, культура рабочего места

§ 42

47

7

Общая характеристика отдела Покрытосеменные.

Цветок, плод, эволюция растений.


Гербарии, таблицы, натуральные объекты

повторение

§ 43

48

8

Двудольные и однодольные цветковые растения. Отличия в их строении.

Классы Двудольные и Однодольные, их признаки и различия.

л/р №12 «Знакомство с разнообразием покрытосеменных».

Гербарии, таблицы, натуральные объекты

ТБ, культура рабочего места

Стр. 157-159

49

9

Семейства двудольных цветковых растений.

Розоцветные, Бобовые, Крестоцветные, Сложноцветные, Паслёновые, формула цветка, соцветие, плод.


Гербарии, таблицы, натуральные объекты


§ 44

50

10

Семейства однодольных цветковых растений.

Лилейные, злаковые.


Гербарии, таблицы, натуральные объекты


§ 45

Историческое развитие растительного мира (4 часа).

51

1

Понятие об эволюции растительного мира.

Эволюция растений, этапы эволюции растений.


таблицы


§ 46

52

2

Эволюция высших растений.

Эволюция растений, этапы эволюции растений.


таблицы


§ 47

53

3

Многообразие и происхождение культурных растений.

Искусственный отбор, селекция, центры происхождения, сорняки.


таблицы

Повт.§43-45

§ 48

54

4

Культурные растения из Старого и Нового Света.

Искусственный отбор, селекция, центры происхождения.


таблицы


§ 49

Царство Бактерии (3 часа).

55

1

Отличия бактерий от представителей других царств живой природы.

Бактерии, прокариоты, эукариоты, строение бактериальной клетки,


Таблицы


§50

56

2

Разнообразие бактерий.

Палочки, кокки, спириллы, вибрионы, колония, сине-зеленые водоросли (цианобактерии), хемобактерии, паразиты, симбионты, сапротрофы, кишечная палочка, молочнокислые бактерии.

л/р № 13 «Рассмотрение внешнего вида сенной палочки»

Таблицы, микропрепараты, микроскопы

ТБ, культура рабочего места

§51

57

3

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Сине-зеленые водоросли (цианобактерии), хемобактерии, паразиты, симбионты, сапротрофы


таблицы


§52

Царство Грибы. Лишайники (4 часа).

58

1

Общая характеристика царства Грибы.

Спора, деление клетки, плодовое тело, мицелий.

л/р № 14 «Изучение строения плесневых грибов»

Таблицы, микропрепараты, микроскопы

ТБ, культура рабочего места

§53

59

2

Многообразие и значение грибов.

Микориза, симбионты, паразиты, хищники.


таблицы


§54

60

3

Лишайники.

Слоевище, накипные, листоватые, кустистые лишайники, симбиотический организм.


Гербарии, таблицы, натуральные объекты


§55

61

4

Контрольная работа по теме: «Многообразие растений. Бактерии. Грибы. Лишайники».

Контрольная работа № 3.


Повторение и обобщение пройденного материала


Не задано

Природные сообщества (7 часов).

62

1

Понятие о биогеоценозе, экосистеме и растительном сообществе.

Биоценоз, биогеоценоз, экосистема, природное сообщество, растительное сообщество.


таблицы


§56

63

2

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений».

Сезонные явления в жизни растений, весенние явления, многообразие растений.


экскурсия


Отчет по экскурсии

64

3

Приспособленность организмов к совместной жизни.

Приспособленность, ярусность растительных сообществ.


таблицы


§57

65

4

Смена природных сообществ.

Временные и конечные сообщества, сукцессии.


Таблицы, учебный фильм


§58

66

5

Многообразие природных сообществ.

Биоценоз, биогеоценоз, экосистема, природное сообщество, растительное сообщество.


Таблицы, учебный фильм

Повторение и обобщение пройденного материала

§59

67

6

Взаимосвязь живых организмов и неживой природы.

Биоценоз, биогеоценоз, экосистема, природное сообщество, связи в природном сообществе.


Презентация РР

Повторение и обобщение пройденного материала

§60

68

7

Задания на лето.



Гербарии, коллекции.

Гербарии, коллекции

Не задано







18


рабочая программа по биологии 6 класс
  • Биология
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов  основного общего  образования.      Соответствует образовательной программе школы.

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

1.  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089;

2.  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897.

3. Примерной программы основного  общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень.                                                                                                                                                  4.  Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005).

Автор Головина Анастасия Афанасьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 371
Номер материала 44120
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓