Пояснительная
записка
Рабочая программа по биологии составлена в
соответствии с требованиями:
•
Федерального компонента государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
•
Примерной программы по биологии основного общего образования. За
основу рабочей программы взята авторская программа курса биологии под
руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, C.В Суматохин , Г.С Калинова) - М.:
Просвещение, 2008 г.
Рабочая программа ориентирована на
использование учебника В.В Пасечник, С.В Суматохин, Г.С Калинова ЛИНИЯ
ЖИЗНИ Биология 6 класс – М.:
Просвещение,, 2008, который входит в федеральный
перечень учебников на
2014/2015 учебный год
Цель программы обучения:
освоение знаний о биологических объектах и
процессах природы, способствующих решению глобальных проблем современности.
Изучение
биологии в 6 классе направлено на достижение следующих задач:
1.
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей
роли растений, о методах познания растительного организма;
2.
овладение умениями применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
использовать информацию о современных достижениях в области биологии и
экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами,
инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами
и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,
биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4.
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры
поведения в природе;
5.
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
для ухода за растениями, животными оценки последствий своей деятельности по
отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;
соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Общая
характеристика учебного предмета:
Биология как учебный предмет – неотъемлемая
составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как
один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология
вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая
освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и
творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных
ориентаций.
В VI классе учащиеся получают общие представления
о структуре биологической науки, еѐ истории и методах исследования,
нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей
деятельности основные положения биологической науки о строении и
жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии,
структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении
под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные
решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии
живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом
значении биологических знаний как научной основе охраны природы,
природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и
здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на
использовании биологических систем.
Положение
учебного предмета в учебном плане:
В учебном плане учебный предмет «Биология» находится
в области «Естествознания», по учебному плану МБОУ «Новомазинская ООШ»
Мензелинского муниципального района РТ для 5-9 классов на данный предмет
выделено 35 часов, что соответствует объему предусмотренному авторской
программой . Данный предмет изучается на базовом уровне
Содержание
учебного предмета
1.
Введение -2 часа
Введение
Биология – наука о живой природе. Разнообразие живой
природы
2.
Клеточное строение организмов -6 часов
Устройство увеличительных приборов. Химический состав
клетки.Строение клетки.
Жизнедеятельность клетки. Ткани.
Лабораторные программы.
Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи
лука под микроскопом. Обучающиеся должны знать: устройство лупы,
микроскопа и правила работы с ними, строение клетки и протекающие в ней
жизненно важные процессы, основные виды тканей.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться лупой и
микроскопом, готовить микропрепараты, находить основные части растительной
клетки на микропрепарате, в таблице, схематически изображать строение клетки.
3.
Разнообразие организмов-7 часов
Строение и жизнедеятельность бактерий. Значение
бактерий. Строение и многообразие грибов. Характеристика царства растений.
Водоросли, Мхи. Папоротники. Хвощи Плауны. Голосеменные. Семенные растения.
Разнообразие животных
Обучающиеся должны знать: особенности строения
бактерий и грибов, место и роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Обучающиеся должны уметь: распознавать
представителей бактерий и грибов, отличать основные виды съедобных шляпочных
грибов от ядовитых.
Лабораторные работы.
Обучающиеся должны знать: что изучает
ботаника, представителей различных отделов растительного царства и особенности
их строения, приспособленность растений к различным средам обитания и различным
природным условиям.
Обучающиеся должны уметь: распознавать
растения различных отделов, сравнивать растения различных отделов, находить
черты усложнения, устанавливать связь между особенностями строения растений и
средой их обитания.
4.
Жизнедеятельность организмов-10 часов
Обмен веществ – главный признак жизни. Питание
растений. Фотосинтез. Дыхание растений и животных . Питание бактерий и грибов.
Питание животных Передвижение веществ у растений. Передвижение веществ у
животных. Выделение – необходимое условие обмена веществ.
Обучающиеся должны знать: основные
процессы жизнедеятельности у растений и животных , механизм фотосинтеза,
способы передвижения веществ у растений и животных
5.
Размножение, рост и развитие организмов -4 часа
Размножение, рост и развитие организмов
Размножение организмов его значение. Половое
размножение. Рост и развитие – свойства живых организмов. Вегетативное
размножение растений.
Обучающиеся должны знать: способы
размножения, значение полового размножения.
Механизм роста и развития. Биологическое значение
вегетативного размножения.
Практическая работа № 1: «Вегетативное размножение комнатных
растений».
6.
Регуляция жизнедеятельности организмов – 6 часов
Раздражимость – свойство живых организмов.
Гуморальная регуляция. Нейрогуморальная регуляция. Поведение. Движение
организмов. Организм – единое целое.
Обучающиеся должны знать: Свойства живых
организмов. Иметь представления о гуморальной и нейрогуморальной регуляциях. Особенности
поведения живых организмов, их движение.
Практическая работа № 2: «Изучение реакций
аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов».
Требования
к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 6 классе ученик
должен
знать/ понимать:
•
признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и
бактерий; растений и грибов своего региона;
•
сущность биологических процессов: обмен веществ, питание,
дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма; уметь:
•
объяснять: роль биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого
ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере
сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и
собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического
разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
•
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические
эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и
развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых
микропрепаратах и описывать биологические объекты;
•
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды
клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения
разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные
растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
•
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
•
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей
отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
•
определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация);
•
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,
последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков
на живые организмы и экосистемы;
•проводить самостоятельный поиск биологической
информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных
систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения
биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых
организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Формы
контроля
1.
Осуществление контроля за выполнением домашних заданий.
2.
Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление
контроля за ходом их выполнения.
3.
Проведение тестовых работ по темам курса по рабочей тетради и
пособиям: В.В Пасечник . Биология 6 класс: тесты по всем программам.
Система оценки качества общеобразовательной
подготовки учащихся по по биологии осуществляется на основании Положения
об оценки качества общеобразовательной подготовки учащихся 5-9 классов МБОУ
«Новомазинская ООШ» Мензелинского района РТ , принятого на педагогическом
совете Протокол №1 от 27.08.2013 года и утвержденного приказом директора №88/6
от 28.08.2013 года.
Перечень
учебно-методических средств обучения для учащихся:
1. Пасечник В.В.
Биология: рабочая тетрадь. 6 кл. / В. В. Пасечник, С.В Суматохин- М.:
«Просвещение», 2008. - 95с.
2. В.В Пасечник.
Биология. 6 класс: уроки биологии по учебнику В.В. Пасечника. Москва.
Просвещение 2010
3. А.А Калинина
Поурочные разработки о биологии 6 (7) класс Москва «ВАКО» 2005 -
351 с
4.
Пасечник В.В. Биология: рабочая тетрадь. 6 кл. / В. В.
Пасечник, Т.А Снисаренко- М.: «Дрофа», 2011. - 93с.
5.
И.В Серегин КИМ – биология 6 класс Москва «ВАКО» 2010 -109 с
Материально-техническое
обеспечение:
1. ПК
2. Ноутбук
3. Принтер/сканер/копир.
4. Мультипроектор. 5. ИКТ-
технологии
Пед.технологии
на уроках биологии:
1. Работа
с ЦОР и ЭОР;
2. Лекции
с мультимедийным сопровождением;
3. Создание
учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;
4. Организация
исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов,
демонстрация отчетов учащихся об исследовании;
5. Поиск
информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных
списков ресурсов Интернет по заданной теме;
6. Тренинги
навыков с использованием компьютеров;
7. Контроль
обученности средствами интерактивного тестирования.
Интернет
ресурсы для учащихся Проверь себя! (вопросы и ответы по биологии) http://www.bio.msu.ru/biotest.html
«Зооклуб (всѐ о животных)» http://www.zooclub.ru/
«Подводная жизнь» http://www.barracuda.ru/
Описания и хорошие качественные
фотографии многих обитающих в воде существ. Это более или менее
представительный справочник, содержащий полезные сведения о рыбах, крабах,
спрутах, китах, морских звездах, кораллах, медузах... и так далее.
«Эпоха динозавров (мезозой - эпоха
динозавров)» http://www.darwin.museum.ru/expos/dino/
Виртуальная экскурсия или
увлекательное путешествие в мир древних ящеров. Занимательно о ботанике.
Жизнь растений
http://www.plant.geoman.ru/ Изучаем биологию
КАЛЕНДАРНО
– ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО
БИОЛОГИИ
Класс: 6
Учитель: АНИКИНА НАТАЛИЯ
ЛЕОНИДОВНА
Количество часов
Всего: 35 часов ; в
неделю: 1 час
Плановых контрольных работ ---не
предусмотрено, проверочных тестов --- 4
Директорских контрольных работ ---не
предусмотрено
Планирование составлено на основе
программы по биологии В.В Пасечника, С.В Суматохина, С.Г
Калинова.М. Просвещение.2008 г
Учебник : «Биология» Линия
жизни В.В Пасечника, С.В Суматохина, С.Г Калинова.
М. Просвещение.2008 г
Перечень
учебно-методических средств обучения и дополнительная литература для учителя
1.
Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент
государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные
планы.
Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2006.
2.
Биология 6-9 классы: программы для общеобразовательных
3.
Пасечник В.В. Биология 6 класс. . Учебник М.: «Просвещение»,
2008.
4.
Пасечник В.В. Биология: рабочая тетрадь. 6 кл. / В. В.
Пасечник, Т. А. Снисаренко.- М.: «Дрофа», 2009. - 93с.
5.
Оценочно методический инструментарий для промежуточной аттестации
«Биология»
Диагностические работы для проведения
промежуточной аттестации 5-9 классы Москва ВАКО 2013 г
Дополнительная
литература:
1.
В.В Пасечник. Биология. 6 класс: уроки биологии по учебнику
В.В. Пасечника.
Москва. Просвещение 2010
2.
Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам /
авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. - 97с.
3.
Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва:
ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. - 192с.
4.
Оценочный инструментарий для текущего контроля КИМы по биологии 6
класс
Составитель Н.А Артемьева. – М. ВАКО, 2011
Материально-техническое
обеспечение:
1. ПК
2. Ноутбук
3. Принтер/сканер/копир.
4. Мультипроектор
6. ИКТ- технологии
Пед.технологии
на уроках биологии:
1. Работа
с ЦОР и ЭОР;
2. Лекции
с мультимедийным сопровождением;
3. Создание
учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;
4. Организация
исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов,
демонстрация отчетов учащихся об исследовании;
5. Поиск
информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание
аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме;
6. Тренинги
навыков с использованием компьютеров;
7. Контроль
обученности средствами интерактивного тестирования
Интернет-ресурсы по
биологии для учителя
Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии» http://bio.1september.ru Биология в Открытом колледже http://www.college.ru/biology
Herba: ботанический сервер Московского университета http://www.herba.msu.ru
BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и
экологии http://www.biodat.ru
FlorAnimal: портал о растениях и животных
http://www.floranimal.ru Forest.ru: все о росийских лесах http://www.forest.ru
Биология: сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко http://www.kozlenkoa.narod.ru БиоДан — Тропинка в загадочный мир http://www.biodan.narod.ru
Внешкольная экология: программа «Школьная экологическая
инициатива» http://www.eco.nw.ru
В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова
http://www.biolog188.narod.ru Государственный Дарвиновский музей http://www.darwin.museum.ru
Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия http://www.livt.net Занимательно о ботанике. Жизнь
растений http://plant.geoman.ru Изучаем биологию
http://learnbiology.narod.ru
Концепции современного естествознания: электронное учебное
пособие http://nrc.edu.ru/est/
Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас http://med.claw.ru Мир животных
http://animal.geoman.ru
Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт http://www.skeletos.zharko.ru Палеоэнтомология в России http://www.palaeoentomolog.ru Проблемы эволюции http://www.macroevolution.narod.ru Редкие и исчезающие животные России http://www.nature.ok.ru
Санкт-Петербургская общественная организация содействия экологическому
образованию http://www.aseko.ru
Теория эволюции как она есть http://evolution.powernet.ru Чарлз Дарвин: биография и книги http://charles-darwin.narod.ru
Экологическое образование детей и изучение природы России http://www.ecosystema.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.