Главная / Биология / Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

города Череповца Вологодской области



hello_html_m73691161.png

Рабочая программа

по биологии

базовый уровень

для 6 a класса

на 2014 - 2015 учебный год



Составитель:

Смирнова

Надежда Константиновна,

учитель биологии,

высшая кв. категория







1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для учащихся 6а класса разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании»;

2. Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования по математике (базовый уровень), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

3. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03 – 1263);

4. Программа общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2010.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

6. Санитарно-эпидемиологических правила и нормативовы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.; зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);

7. Учебный план МБОУ «СОШ № 18» на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом директора Учреждения № 243 от 29.05.2014г.;

8. Годовой календарный график МБОУ «СОШ № 18» на 2014-2015 учебный год;

9. Основная образовательная программа МБОУ «СОШ № 18»;

10. Положение о рабочих программах МБОУ «СОШ № 18».


Выбор учебников осуществлён в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014 – 2015 учебный год»:

Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

«Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

6

Пасечник В.В.

М.: Дрофа

2012


Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде,

Рабочая программа ориентирована на учебник Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2012. – 372с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

1.2. Требования к уровню подготовки учащихся,

осваивающих программу курса 6 класса.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.


1.3. Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

Количество лабораторных работ

Кол-во контрольных работ



1. Введение

2


Входная контрольная работа

2. Клеточное строение организмов

4

Л.р.№1, Л.р№2


3. Царства Бактерии и Грибы

4



4. Царство Растения

5


5. Строение и многообразие покрытосеменных растений

8

Л. р, №3, №4., №5,


6. Жизнь растений

8


7. Природные сообщества

3

Л.р.№6

Итоговая контрольная работа

Итого

34

6

2


1.4. Содержание учебного курса


Введение (2 часа)

Объект изучения биологии – живая природа. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.


Клеточное строение организмов (4 часа)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)

Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро. Вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы: 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы.

2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Царства Бактерии и Грибы (4 часа)

Роль бактерий в природе и жизни человека и собственной деятельности.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Царство грибы. Роль грибов в природе и жизни человека

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Правила сбора съедобных грибов и их охрана.

Меры профилактики отравления грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека и собственной деятельности.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов.

(трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников)

Царства Растения. (5 часов)


Царство Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со внешней средой обитания. Роль в биосфере.

Роль растений (водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных, покрытосеменных) в природе и жизни человека и собственной деятельности. Охрана растений.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение. .

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Размножение голосеменных.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.


Строение и многообразие покрытосеменных (8 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

Лабораторные работы:

1. Изучение строения цветка.

2. Ознакомление с различными видами соцветий.

3. Ознакомление с сухими и сочными плодами.


Жизнь растений (8 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение споровых растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация опытов получения хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.


Природные сообщества (3 часа)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп

Лабораторная работа: Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

1.5. Календарно-тематическое планирование


№ урока

Дата

Тема урока

Цели урока

Оборудование. Электронные образовательные ресурсы

Введение – 2 часа

1.

03.09

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных.

Формирование у учащихся знания о предмете биологии, о теоретическом и практическом значении биологических знаний для человека; отраслях биологии, значении биологии в современном мире.


Знакомство с методическим аппаратом учебника и правилами работы с ним.



http://pedsovet.org/component/

option,com_mtree/task,

viewlink/link_id,83396/Itemid,

118/

2.

10.09

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Входная контрольная работа.

Изучение взаимосвязей живых организмов между собой и со средой обитания; формирование у учащихся знаний о положительном и отрицательном влиянии деятельности человека на окружающую среду.

http://biofile.ru/bio/3588.html

Тема 1. Клеточное строение организмов – 4 часа

1.

17.09

Устройство увеличительных приборов( лупа, микроскоп). Л/Р № 1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы».

Формирование знаний об устройстве увеличительных приборов, правилах работы с ними.

Умение пользоваться увеличительными приборами.

Соблюдение правил приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом.


http://school.xvatit.com/index.

php?title=Устройство_

увеличительных_приборов


2.

24.09

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Л. / Р № 2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

Формирование знаний о понятиях: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды; формирование умений работать с микроскопом и схематически изображать строение клетки;

Умения узнавать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды растительной клетки.

http://shkolo.ru/kletka-i-ee-stroenie/

3.

01.10

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, рост, развитие и деление клетки.

Формирование знаний о строение и функции клетки, делении клетки, основных ее жизненных свойствах.

Формирование умения узнавать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды растительной клетки, объяснять основные процессы жизнедеятельности клетки.

http://festival.1september.ru/

articles/590926/

4.

08.10

Понятие «ткань». Виды тканей в растительной клетке.

Систематизация знаний о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений; формирование первоначальных представлений об особенностях строения и функционирования основных растительных тканей.

http://area7.ru/metodic-material.php?3708

Тема 2. Царства Бактерии и Грибы – 4 часа

1.

15.10

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Ознакомление учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий

Формирование умения объяснять особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

Формирование у учащихся знаний о роли бактерий в природе, их значении в жизни человека; соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

http://biolicey2vrn.ucoz.ru/

index/rol_bakterij_v_prirode

_i_zhizni_cheloveka/0-19

2.

22.10

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами.

Формирование у учащихся знаний об особенностях строения и жизнедеятельности грибов;

умения пользоваться таблицами, схемами, справочной биологической литературой. Формирование знаний об особенностях строения шляпочных грибов;

умения узнавать съедобные и ядовитые грибы нашей местности; соблюдать правила оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами.

http://festival.1september.ru/

аrticles/590971/

3.

05.11

Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Изучение особенностей строения плесневых грибов и дрожжей.


Формирование умений проводить наблюдения, оформлять отчеты.

Формирование знаний о роли грибов в природе, значении их в жизни человека; уметь соблюдать меры профилактики отравления ядовитыми грибами, заболеваний, вызываемых грибами.

Обобщение знаний учащихся о бактериях и грибах как самостоятельных царствах органического мира.

http://festival.1september.ru/

articles/579250/

4.

12.11

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Ознакомление учащихся с характерными особенностями строения жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека.

http://festival.1september.ru/

articles/501443/

Тема 3. Царство Растения – 5 часов

1.

19.11

Растения. Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Формирование знаний о разнообразии, распространении и значении растений. Формирование понятия о ботанике как науке о растениях, ввести понятия о низших и высших растениях.

Формирование умения узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона; пользоваться биологическими справочниками и определителями.

http://festival.1september.ru/

articles/631027/

2.

26.11

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей, строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Формирование у учащихся знаний о характерных особенностях строения одноклеточных водорослей и многоклеточных водорослей;

использовать биологические модели при изучении организмов.

http://festival.1september.ru/

articles/506183/

3.

03.12

Мхи, папоротники, хвощи и плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Формирование у учащихся знаний о характерных особенностях строения мхов, папоротников, хвощей, плаунов, показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями, раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.

Формирование умения узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона; узнавать растения разных отделов;

http://festival.1september.ru/

articles/528775/

4.

10.12

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Формирование у учащихся знаний о характерных особенностях строения голосеменных.

Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона; узнавать: растения разных отделов;

http://festival.1september.ru/

articles/522475/

5.

17.12

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Обобщение и углубление у учащихся знаний о характерных особенностях строения, многообразии, среде обитания, значении в природе и жизни человека покрытосеменных как самостоятельной высокоорганизованной и господствующей в настоящее время на Земле группы растений; показать влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений, меры охраны редких и исчезающих видов.


http://festival.1september.ru/

articles/526548/

Тема 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений – 8 часов

1.

24.12

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Формирование у учащихся знаний об особенностях строения семян двудольных и однодольных растений, о значении семян в жизни растений, преимуществах семян перед спорами.

Формирование умения работы с учебником.

http://nsportal.ru/shkola/

biologiya/library/2012/03/28/

konspekt-i-prezentatsiya-k-uroku-stroenie-semyan-dvudolnykh-i

2.

14.01

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменение корней.

Формирование у учащихся знаний о видах корней и типах корневых систем, формирование умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем, формирование знаний об особенностях строения клеток, различных зон корня в связи с выполняемой функцией. Продолжить формирование понятия о тканях, показать биологическое и хозяйственное значение корнеплодов.

http://festival.1september.ru/

articles/527477/

3.

21.01

Побег и почки. Строение почек. Рост и развитие побега.

Формирование у учащихся знаний о понятиях «Побег, почки вегетативные и генеративные», на основе наблюдений за развитием побега раскрыть сущность процессов роста и развития растений.

http://festival.1september.ru/

articles/614977/

4.

28.01

Строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев.

Формирование у учащихся знаний о листе, как важной составной части побега, познакомить с особенностями строения и основными функциями листа, научить распознавать простые и сложные листья, их жилкование и расположение на стебле. Формирование знаний об установлении взаимосвязи между особенностями строения клеток с выполняемыми ими функциями.

http://tineydgers.ru/load/

vlijanie_sredy_na_stroenie_

lista_vidoizmenenija_listev/

47-1-0-6036

5.

04.02

Строение стебля. Видоизменённые побеги.

Ознакомление учащихся с внешними и внутренним строением стебля, с видоизменёнными побегами, их биологическим и хозяйственным значением.

http://festival.1september.ru/

articles/572670/

6.

11.02

Строение цветка.

Л/р № 3 «Изучение строения цветка»

Формирование у учащихся знаний о цветке, как органе семенного размножения покрытосеменных растений; о биологическом значении главных частей цветка: пестиков и тычинок.

http://festival.1september.ru/

articles/514303/

7.

18.02

Соцветия.

Л/р № 4 «Ознакомление с различными видами соцветий»

Ознакомление учащихся с наиболее распространёнными соцветиями и их биологическим значением.

http://festival.1september.ru/

articles/635354/

8.

25.02

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Л/р № 5 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

Формирование у учащихся знаний о разнообразии плодов, о значении распространения плодов и семян, с различными приспособлениями к распространению, возникшими в процессе эволюции. Формирование умений работать с натуральными объектами и учебной литературой.

http://festival.1september.ru/

articles/637134/

Тема 5. Жизнь растений – 8 часов

1.

04.03

Химический состав растений. Минеральное питание растений.

Формирование у учащихся знаний о химическом составе растений. Расширение представления у учащихся о питании живых организмов, значении питания, об удобрениях и способах их внесения в почву, значение удобрений для развития и роста растений.

http://festival.1september.ru/

articles/562112/

2.

11.03

Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды.

Формирование у учащихся знаний о воздушном способе получения растением веществ необходимых для питания. Раскрыть понятие фотосинтез, показать роль света, как необходимого условия протекания фотосинтеза. На основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету, раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека, обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.

http://festival.1september.ru/

articles/414287/

3.

18.03

Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю.

Формирование у учащихся знаний о проводящей функции стебля, о взаимосвязи строения стебля с выполняемой функцией.

http://festival.1september.ru/

articles/591477/

4.

01.04

Прорастание семян.

Формирование у учащихся знаний об условиях прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды, формирование знаний , необходимых для правильного посева семян, о росте и питании проростков.

festival.1september.ru/

articles/505557/

5.

08.04

Растительный организм как единое целое.

Систематизация у учащихся знаний о взаимосвязи всех органов и процессов в растительном организме, подвести их к пониманию того, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

festival.1september.ru/

articles/628812/

6.

15.04

Размножение споровых и голосеменных растений.

Формирование у учащихся знаний о способах размножения растений; формирование понятий: «половое, бесполое, вегетативное размножение», «гамета», «сперматозоид». «яйцеклетка», «спермий», «зигота», формирование умения работать с учебником; изучение размножения споровых и голосеменных растений; показать преимущество семенного размножения перед размножением спорами.

festival.1september.ru/

articles/418016/

7.

22.04

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Ознакомление учащихся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений; формирование у учащихся знаний , необходимых для раскрытия роли вегетативного размножения в природе и сельском хозяйстве.

festival.1september.ru/

articles/591053/

8.

29.04

Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян.

Формирование у учащихся знаний об особенностях полового размножения у покрытосеменных растений и образование у них семян и плодов; ознакомление учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, приспособлениями растений к различным способам опыления; показать значение опыления в жизни растений.

festival.1september.ru/

articles/531091/

Тема 6. Природные сообщества – 3 часа

1.

06.05

Основные экологические факторы. Характеристика основных экологических групп растений. Л/р №6 «Изучение особенностей строения растений разных экологических групп»

Формирование знаний об экологических факторах, основными экологическими группами растений, выявить особенности строения разных экологических групп.

festival.1september.ru/

articles/414022/

2.

13.05

Контрольная работа за год.

Проверка знаний и умений учащихся по курсу «Биология. Бактерии. Грибы. Растения».


3.

20.05,

27.05

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Формирование знаний о растительных сообществах и их типах. Раскрыть понятие «растительность, типы растительности», показать влияние деятельности человека на природные сообщества.


1.6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Устный ответ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, таблицами и схемами, сопутствующими ответу и сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка «3» ставится, если ученик:

усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;


материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

не делает выводов и обобщений.

не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Письменный ответ

Оценка «5» ставится в случае:

Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

Знания всего изученного программного материала.

Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи, применять полученные знания на практике.

Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.


Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае:

Знания и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

или если правильно выполнил менее половины работы.






1.7. Перечень учебно-методического обеспечения

Учебник: Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2012. – 372с.

Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Рабочая тетрадь. Москва, Дрофа, 2012г.



Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000

  2. Муртазин Активные формы обучения биологии - М., Просвещение, 1991

  3. Галушкова Н. И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс Поурочные планы – Волгоград:Учитель, 2007

  4. Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 класс). - М., Экзамен, 2004

  5. Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 3005

  6. Бенуж Е. М. Тесты по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2008

  7. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995

  8. Журнал «Биология в школе»

  9. «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 – М., Аванта +, 1997

  2. Журнал «Биология для школьников».

  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992, 1995 гг.

  4. Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения – М., Просвещение, 1996

Электронные ресурсы:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- Авторы - В.М. Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».


Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru www.edios.ru www.km.ru/educftion

Рабочая программа по биологии (6 класс)
  • Биология
Описание:

Рабочая программа разработана для учащихся, занимающихся по учебно-методическому комплексу В.В. Пасечника. Учебник Пасечник В.В. "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014. Рабочая программа включает следующие разделы: 
Пояснительную записку; Учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся; содержание учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся", список литературы для учащихся и педагогов, перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ.  

 

Автор Смирнова Надежда Константиновна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 1137
Номер материала 2818
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓