Главная / Биология / рабочая программа по биологии 6-9 класс

рабочая программа по биологии 6-9 класс










Биология


Рабочая учебная программа



























Кемерово

2012





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа №82»








Биология

Программа для учащихся 7-9 классов

общеобразовательных учреждений






обсуждено на

заседании методического

объединения

протокол № ________

от_________________

руководителем м/о______

утверждено педагогическим

советом

протокол №_________

от_________________

директор школы_____________



Составитель:

Зыкова Я.В.,

учитель биологии

МБОУ «СОШ № 82»

г. Кемерово








Кемерово

2012



Содержание


Стр.


Пояснительная записка…………………………………………………4


Учебно – тематический план………………………………………….11


Содержание программы………………………………………………..19


Список литературы……………………………………………………..27










































Пояснительная записка.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биоло­гическую, прежде всего экологическую, природо­охранительную грамотность.

получают общие пред­ставления о структуре биологической науки, ее ис­тории и методах исследования, нравственных нор­мах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организ­мов, их индивидуальном и историческом разви­тии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влияни­ем деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области при­родопользования. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, пат­риотического, физического, трудового, санитар­но-гигиенического, полового воспитания школьни­ков. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство люб­ви к ней и ответственности за ее сохранность. Уча­щиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью чело­века.'Они должны знать, что человек — часть при­роды, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поко­лений людей.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности строения организмов животных разных систематических групп;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать наготовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);


использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

  • оказания первой помощи при укусах животных;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения

В 8 классе получают знания о человеке как о био­социальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения челове­ка в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать уча­щимся единство биологических законов, их прояв­ление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сцена­рия поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим зако­нам, не зависящим от воли людей. Таким обра­зом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на на­чальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о фак­торах, благоприятствующих и нарушающих здо­ровье человека. Методы самоконтроля, способ­ность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необхо­димости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяет­ся большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигие­не.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, тру­довую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать лично­стью

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюци­онном развитии организмов. Полученные биологи­ческие знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, био­сферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспе­чивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию все­сторонне развитой личности, владеющей основа­ми научных знаний, базирующихся на биоцент­рическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностя­ми.

      В результате изучения биологии в 9 классе учащиеся должны

знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
      • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
 уметь:
      
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
      • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Программа предполагает ведение фенологиче­ских наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности био­логических явлений в программу введены лабо­раторные работы, экскурсии, демонстрации опы­тов, проведение наблюдений. Все это дает возмож­ность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать на­блюдательность, мышление, обучать приемам са­мостоятельной учебной деятельности, способст­вовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Курс рекомендован обучающимся 7-9 классов, рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, лабораторных работ, сообщений обучающихся, презентаций, выполнение тестов.





























Учебно – тематический план 7 класс


Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика


I

Введение

1.1. История развития зоологии

1.2. Современная зоология


1

1


1

1





Тест

II

Многообразие животных

2.1. Простейшие: Корненожка, Радиолярии, Солнечники, Споровики

2.2. Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.

2.3. Многоклеточные животные: Беспозвоночные. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

2.4. Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

2.5. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

2.6. Тип Круглые черви.

2.7.Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые.

2.8. Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые и Пиявки. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей».

2.9. Тип Моллюски.

2.10.Класс Моллюски: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

2.11. Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские Звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры.

2.12. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с разнообразием ракообразных».

2.13. Класс Паукообразные.

2.14. Класс Насекомые. Лабораторная работа № 3 «Изучение представителей отрядов насекомых».

2.15. Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

2.16. Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

2.17. Отряды Насекомых: Чашуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

2.18. отряды Насекомых: Перепончатокрылые.

2.19. Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные».

2.20. Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.

2.21. Классы рыб: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».

2.22. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

2.23. Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

2.24. Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

2.25. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.

2.26. Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.

2.27. Класс Птицы. Отряд Пингвины. Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения птиц».

2.28 Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

2.29 Отряды птиц : Дневные Хищники, Совы, Куриные.

2.30. Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

2.31 Экскурсия № 1 «Изучение многообразие птиц».

2.32 Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые.

2.33 Отряды млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые.

2.34 Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.

2.35. Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие.

2.36 Отряды млекопитающих: Хоботные, Хищные.

2.37. Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.

2.38 отряд млекопитающих: Приматы.

2.39 Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные».


1


1



1

1

1


1

1

1



1

1

1


1


1

1

1


1


1

1


1

1


1


1



1


1



1


1


1

1


1


1

1

1

1


1


1

1


1

1


1

1




1


1



1

1

1


1

1

1




1

1


1


1

1



1


1

1


1



1





1


1



1


1


1



1


1

1


1


1


1

1


1

1


1



















1








1












1













1






1












1



Тест

























Рефераты




Самостоятельная работа





Рефераты







Рефераты












Рефераты





Рефераты




Самостоятельная работа

III

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.

3.1. Покровы тела. Лабораторная работа № 6 «Изучение особенностей различных покровов тела»

3.2. Опорно-двигательная система.

3.3. Способы передвижения животных.

3.4. Органы дыхания и газообмен.

3.5. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии..

3.6. Кровеносная система. Кровь.

3.7. Органы выделения.

3.8. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

3.9. Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

3.10. Продление рода. Органы размножения.




1


1

1

1

1


1

1

1

1

1






1

1

1

1


1

1

1

1

1



1




















Тест

IV

Индивидуальное развитие животных.

4.1. Способы размножения животных. Оплодотворение.

4.2. Развитие животных с превращением и без превращения. Лабораторная работа № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».

4.3. Периодизация и продолжительность жизни животных.

4.4. Обобщающий урок по темам «Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие животных».



1

1



1




1


1




1










1







1











Самостоятельная работа

V

Развитие животного мира на Земле.

5.1. Доказательство эволюции животных.

5.2. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

5.3. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

5.4. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных



1

1



1


1


1

1



1


1











Заслушивание рефератов

VI

Биоценозы

6.1. Естественные и искусственные биоценозы.

6.2 Факторы среды и их влияние на биоценозы.

6.3. Цепи питания. Поток энергии.

6.4. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

6.5 Экскурсия № 2 « Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных».


1

1

1

1


1



1

1

1

1











1





Тест

VII

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

7.1. Воздействие человека и его деятельности на животных мир.

7.2. Одомашнивание животных.

7.3. Законы и рациональное использование животного мира.

7.4. Охрана и рациональное использование животного мира.

7.5. Экскурсия № 3 «Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных».

7.6 Заключительный урок по курсу «Биология. Животные».



1


1

1


1


1


1



1


1

1


1











1


1












Контрольная работа


Итого

70

57

13


Учебно- тематический план 8 класс


Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика


I

Введение

1.1. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

1.2. Становление наук о человеке.



1


1


1


1






II




III

Тема 3.1












Тема 3.2



















Тема 3.3









Тема 3.4




















Тема 3.5















Тема 3.6










Тема 3.7










Тема 3.8





Тема 3.9















Тема 3.10








Тема 3.11









Тема 3.12


IV

Происхождение человека

2.1 . Систематическое положение человека

2.2 Историческое прошлое людей

2.3 Расы человека

Строение организма.

Общий обзор организма. Клеточное строение организма Ткани. Рефлекторная регуляция органов и систем организма.

3.1.1 Общий обзор организма.

3.1.2 Клеточное строение организма

3.1.3Ткани. Лабораторная работа № 1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп».

3.1.4. Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов строения тканей».

3.1.5. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Лабораторная работа № 3 «Самонаблюдение мигательного и коленного рефлексов и условия их проявления и торможения».

Опорно-двигательная система.

3.2.1 Значение опорно-двигательной системы,

ее состав. Строение костей. Лабораторная работа № 4 «Микроскопическое строение кости».

3.2.2Скелет человека. Осевой скелет .

3.2.3 Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей..

3.2.4 Строение мышц. Лабораторная работа № 5 «Мышцы человеческого тела. Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки».

3.2.5 Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа № 6 «Утоление при статической и динамической работе».

3.2.6.Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа № 7 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия».

3.2.7 Первая помощь при ушибах, переломах

костей и вывихах суставов.

Внутренняя среда организма

3.3.1 Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Лабораторная работа № 8 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».

3.3.2 Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

3.3.3 Борьба организма с инфекцией.

Иммунитет

3.3.4Иммунология на службе здоровья.

Кровеносная и лимфатическая системы

3.4.1 Транспортные системы организма.

3.4.2 Круги кровообращения. Лабораторная работа № 9 « Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».

3.4.3 Лабораторная работа № 10 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

3.4.4 Строение и работа сердца.

3.4.5 Движение крови по сосудам. Регуляция

кровоснабжения. Лабораторная работа № 11 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

3.4.6 Пульс. Лабораторная работа № 12 «Опыт, выясняющий природу пульса».

3.4.7 Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа № 13 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».

3.4.8 Первая помощь при кровотечениях

Дыхание

3.5.1.Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

3.5.2 Легкие. Легочное и тканевое дыхание

3.5.3 Механизм вдоха и выдоха. Регуляция

дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа № 14 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».

3.5.4 Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. Лабораторная работа № 15 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

Пищеварение

3.6.1Питание и пищеварение

3.6.2 Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа № 16 «Действие ферментов слюны на крахмал».

3.6.3 Пищеварение в желудке и

двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов

3.6.4 Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит

3.6.5 Регуляция пищеварения

3.6.6 Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Обмен веществ и энергии

3.7.1. Обмен веществ и энергии — основное свойство живых существ

3.7.2 Витамины

3.7.3 Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 17 « Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатм функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».

3.7.4 Лабораторная работа № 18 « составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат».

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

3.8.1 Кожа — наружный покровный орган

3.8.2. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

3.8.3 Терморегуляция организма. Закаливание

3.8.4 Выделение

Нервная система

3.9.1Значение нервной системы

3.9.2 Строение нервной системы. Спинной мозг

3.9.3 Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа № 19 « Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функцией мозжечка и среднего мозга».

3.9.4Функции переднего мозга

3.9.5 . Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Лабораторная работа № 20 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении».

Анализаторы. Органы чувств

3.10.1Анализаторы.

3.10.2 Зрительный анализатор. Лабораторная работа № 21 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

3.10.3 Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

3.10.4 Слуховой анализатор

3.10.5 Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

. Высшая нервная деятельность. Психика

3.11.1Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

3. 11.2 Врожденные и приобретенные программы поведения

3.11.3 Лабораторная работа № 22 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».

3.11.4Сон и сновидения.

3.11.5Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

3.11.6. Воля, эмоции, внимание Лабораторная работа № 23 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.

Железы внутренней секреции. Эндокринная система

3.12.1Роль эндокринной регуляции

3.12.2Функции желез внутренней секреции

Индивидуальное развитие организма

4.1Жизненные циклы. Размножение

4.2 . Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

4.3 Наследственные и врожденные

заболевания, заболевания, передаваемые половым путем

4.4 Развитие ребенка после рождения. Становление личности

4.5Интересы, склонности, способности

Обобщение курса «Биология. Человек.



1

1

1




1

1


1


1





1




1

1

1


1





1



1


1




1

1



1

1


1


1


1


1




1


1





1

1




1

1




1






1


1


1


1


1

1


1



1

1





1

1



1

1


1



1

1





1

1






1


1



1


1



1



1


1



1

1


1



1


1

1


1

1


1


1

1

1


1

1

1




1

1














1

1












1





1



1

1


1






1












1




1

1












1




1


1

1


1



1

1









1

1


1



1

1






1








1





1



1



1


1




1


1





1

1


1

1


1


1

1

1











1


1





1




1




1


1



1



1






1









1


1






1


1





1










1






1




1
















1

1















1







1





1













1






1



Тест















































Итого

70

47

23



Учебно-тематический план 9 класс


Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика


I




Тема 1

Тема 1.1









Тема 1.2




















Тема 1.3























Тема 1.4




Тема 1.5










Тема 1.6






Тема 2












Тема 3

Введение

1 Биология – наука о жизни.

2 Методы исследования в биологии.

3 Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации живой природы(49 часов)

Молекулярный уровень.(9 часов)

1.1.1.Молекулярный уровень: общая характеристика. 1.1.2Углеводы.

1.1.3Липиды.

1.1.4Состав и строение белков .

1.1.5Функции белков.

1.1.6Нуклеиновые кислоты.

1.1.7АТФ и другие органические соединения клетки.

1.1.8Биологические катализаторы.

1.1.9Вирусы.

Клеточный уровень(14 часов)

1.2.1Основные положения клеточной теории. Лабораторная работа № 1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом».

1.2.2Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1.2.3Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1.2.4Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1.2.5Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1.2.6Клеточный центр. Органоиды движения.Клеточные включения.

1.2.7Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1.2.8Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1.2.9Энергетический обмен в клетке.

1.2.10Типы питания клетки.

1.2.11Фотосинтез и хемосинтез.

1.2.12Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1.2.13Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1.2.14Деление клетки. Митоз.

Организменный уровень (13 часов)

1.3.1Размножение организмов.

1.3.2Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

1.3.3Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1.3.4Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание

1.3.5Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание

1.3.6Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1.3.7Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест .

1.3.8 Взаимодействие генов.

1.3.9 Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1.3.10Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Лабораторная работа № 2 «Выявление изменчивости организмов».

1.3.11Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.

1.3.12Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

1.3.13Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Популяционно-видовой уровень.(3 часа)

1.4.1Вид. Критерии вида. Лабораторная работа № 3 «Изучение морфологического критерия вида».

1.4.2Популяции

1.4.3Биологическая классификация

Экосистемный уровень.(7 часов)

1.5.1Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

1.5.2Видовое разнообразие сообщества. Морфологическая и пространственная структура сообщества.

1.5.3Трофическая структура сообщества.

1.5.4Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1.5.5Продуктивность сообщества. Искусственные биоценозы.

1.5.6Саморазвитие экосистемы.

1.5.7 Экскурсия №1 «Экскурсия в биогеоценоз».

Биосферный уровень.(3 часа)

1.6.1Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов.

1.6.2Круговорот веществ в биосфере.

1.6.3Экологические кризисы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основу рационального природопользования.

Эволюция.(9часов)

2.1Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин.

2.2Изменчивость организмов.

2.3Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

2.4Борьба за существование и естественный отбор.

2.5Формы естественного отбора.

2.6Изолирующие механизмы. Видообразование.

2.7Макроэволюция.

2.8Основные закономерности эволюции.

2.9 Экскурсия № 2»Причины многообразия видов в природе».

Возникновение и развитие жизни на Земле.(6 часов)

3.1Гипотезы возникновения жизни.

3.2Основные этапы развития жизни на Земле. Лабораторная работа № 4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции».

3.3Развитие жизни в архее и протерозое.

3.4Развитие жизни в палеозое.

3.5Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

3.6Экскурсия № 3 «Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение».

3.7Обобщение курса «Введение в общую биологию


1

1

1



1

1

1

1

1

1

1

1

1




1

1

1

1


1


1

1

1

1

1

1


1


1

1


1

1


1



1


1


1


1

1

1



1

1


1


1


1


1

1


1



1

1

1


1

1

1



1

1



1


1

1


1

1

1

1

1

1

1



1

1


1

1

1

1

1


1


1

1

1



1

1

1

1

1

1

1

1

1





1

1

1


1


1

1

1

1

1

1


1


1

1


1

1


1



1


1


1


1

1

1




1


1


1




1

1


1



1

1

1


1

1




1

1



1


1

1


1

1

1

1

1

1




1

1



1

1

1

1





















1




































1







1














1


















1






1




1


1



Тест













Тест



















Самостоятельная работа







Решение задач


Решение задач



Решение задач








Тест














Самостоятельная работа







Тест



Заслушивание рефератов








Заслушивание рефератов







Контрольная работа


Итого

68

60

8










Содержание программы 7 класс


Введение (2 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1. Многообразие животных(39 часов)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Многоклеточные животные

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные работы:

Знакомство с многообразием кольчатых червей. Знакомство с разнообразием ракообразных. Изучение представителей отрядов насекомых. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсия «Изучение многообразие птиц».

2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (10 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа:

Изучение особенностей различных покровов тела.

3. Индивидуальное размножение животных (4 часов)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Закономерности размещения животных на Земле . Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Лабораторные работы: Изучение стадий развития животных и определение их возраста

4. Развитие животного мира на Земле. (4 часов)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Закономерности размещения животных на Земле . Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Экскурсия « Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных».

5. Биоценозы (5 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу-

Лабораторные работы:

Описание минералов и горных пород (по 3—4 при­знакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физиче­скими свойствами.

6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия «Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных».




















Содержание программы 8 класс

Введение (2 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

I. Происхождение человека (Зч)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

II. Строение и функции организма (59 ч)

Общий обзор организма Рефлекторная регуляция органов и систем организма (5 ч)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Клеточное строение организма.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. 'Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторные работы : Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.Рассматривание микропрепаратов строения тканей. Самонаблюдение мигательного и коленного рефлексов и условия их проявления и торможения


Опорно-двигательная система (7ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с разви­тием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Лабораторные работы: Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела. Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки. Утоление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки и плоскостопия.


Внутренняя среда организма (4 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторные работы: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Кровеносная и лимфатическая системы организма (8ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Лабораторные работы: Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.

Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыт, выясняющий природу пульса.

Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.


Дыхательная система (4 ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Лабораторные работы: Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

Пищеварительная система (6ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Лабораторная работа: Действие ферментов слюны на крахмал.

Обмен веществ и энергии (4ч)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатм функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Покровные органы. Теплорегуляция (4 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Нервная система человека (5ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Лабораторные работы: Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функцией мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении

Анализаторы (5ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Лабораторные работы: Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Лабораторные работы: Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.


Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.


III. Индивидуальное развитие организма (5 ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.



















Содержание программы 9 класс


Введение (3 ч)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в де­ятельности человека.

I.Уровни организации живой природы (49 ч)

  1. Молекулярный уровень (9ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

  1. Клеточный уровень (14ч)

Гипотезы происхождения клетки.

Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом

  1. Организменный уровень (16 ч)

Теории возникновения многоклеточных организмов.

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи на­следственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Ритмичность в жизни организмов.

Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов

  1. Популяционно-видовой уровень (Зч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида.

Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида

  1. Экосистемный уровень (7ч)

Биоценоз и экосистема.

Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы.

Экскурсия Экскурсия в биогеоценоз.


  1. Биосферный уровень (3ч)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

II. Эволюция (9 ч)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Экскурсия Причины многообразия видов в природе.


III. Происхождение и развитие жизни (6ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Литература для учителя


1.В.В. Латюшина, В.А.Шапкина « Биология. Животные». 7 класс Дрофа 2007г.-учебник.

2.В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. – М.: Дрофа, 2004, - 192с.;

3.Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

4.Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;

5.Биология. 7-8 классы: тесты / авт.-сост. М.В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. – 150с.;

6.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечника. Биология. Введение в общую биологию и экологию. «Дрофа», 2009.-учебник

7.Казаков В.Н., Леках В. А., Тарапата Н. И. Физиология в задачах: учебное пособие. – «Феникс» Ростов-на-Дону. 1996.

8.Колесов Д. В. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Колесов Д. В. Маш Р. Д. Беляев И. Н.. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2002. – 176с.

9.Лернер Г. И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. 9 (8)класс. – М.: Аквариум, 1998. – 240с.

10.Маш Р.Д. Человек и его здоровье: сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9 (8) Кл. общеобразовательных учреждений. 2-е изд., испр. И доп. - Мнемозина, 1997. – 190с.: ил.

11.Мирская Н.Б. Профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата. //Биология в школе. – 2004. – №7. – С.21-27.

12.Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – 192с.

13.Никишов А. И. тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 96с.: ил.

14.Пасечник В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002. – 128 с.

14.Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2005.

Литература для обучающихся

1.В.В. Латюшина, В.А.Шапкина « Биология. Животные». 7 класс Дрофа 2007г.-учебник.

2. Д,В.Колесова, Р.Д.Маша « Биология. Человек. 8 класс». Дрофа 2007г.-учебник

3.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечника. Биология. Введение в общую биологию и экологию. «Дрофа», 2009.-учебник

4.Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.

5.Глаголев С.М., Беркинблит М. Б.: Учебные материалы для учащихся VII-VIII классов – В 2ч. – М.: МИРОС, 1997. – 432с.:ил.

6.Дмитриева Т.Ф. и др. Биология. Человек. Общая биология. 8 – 11 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144сю: ил. – (Дидактические материалы);

7.Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: Специальная Литература, 1996. – 240с.: ил.;

8.Жербин Е.А., Чухловин А. Б. Река жизни (что нужно знать о крови) – М.: Знание, 1990. – 224с.

9.Животные / Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624с.: ил.;

10.Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся – 4-е изд. перераб.- М.: Просвещение. 1989. – 240с.: ил.;

11.Здоровье и окружающая среда. Пер. с англ. А.С. Долецкого. Предисл. Г.И. Сидоренко/ Под ред.Дж. Ленихена, У.Флетчера. –М.: Мир, 1979. – 232 с.: с ил;

12.Кассиль Г. Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1978, 224 с.;

13.Климова В.И. Человек и его здоровье. – 2-е изд., перераб. И доп. М.: Знание, 1990. – 224с. – (Наука и прогресс);

14.Кованов В.В. Хирургия без чудес. – 2-е изд., доп. - М.: Сов. Россия, 1986 – 352с.: ил.

15.Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии: Учебн. пособие для 9 – 10 кл. сред. шк.: Факультатив. Курс. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил.

16.Красная книга Волгоградской области. Т.1. Животные. – Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2004. – 172с.;

17.Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 144с.: ил;

18.Лучник Н. В. Невидимый современник. – М., Молодая Гвардия, 1968. – 256с., ил. – (Эврика).

19.Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. – М.: «Росмэн»,1998. – 88с.;

20.Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию.: Рабочая тетрадь. 9 кл. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 95 с.: ил.

21.Редкие виды растений и животных Калачёвского района Волгоградской области: Материалы для «Красной книги растений и животных Волгоградской области». – Волгоград: Издатель, 2004. -200с.: ил.;

22.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле /; – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Астрель», 2001 – 400с.: ил.;

23.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле /; – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Астрель», 2001 – 400с.: ил.


рабочая программа по биологии 6-9 класс
  • Биология
Описание:

 

Пояснительная записка.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биоло­гическую, прежде всего экологическую, природо­охранительную грамотность.

получают общие пред­ставления о структуре биологической науки, ее ис­тории и методах исследования, нравственных нор­мах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организ­мов, их индивидуальном и историческом разви­тии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влияни­ем деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области при­родопользования. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, пат­риотического, физического, трудового, санитар­но-гигиенического, полового воспитания школьни­ков. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство люб­ви к ней и ответственности за ее сохранность. Уча­щиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью чело­века.'Они должны знать, что человек — часть при­роды, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поко­лений людей.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

·                         освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;

·                         овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

·                         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

·                         воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

·                         использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/понимать

·                                                      признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;

·                                                      сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

·                                                      особенности строения организмов животных разных систематических групп;

уметь:

·                                                      объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;

·                                                      изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать наготовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;

·                                                      распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

·                                                      выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;

·                                                      сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

·                                                      определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);

·                                                      проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

 

 

Автор Зыкова Яна Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 393
Номер материала 43416
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы