Главная / Биология / Рабочая программа по биологии (5 класс) предметной линии учебников «Линия жизни» Пасечника В.В.

Рабочая программа по биологии (5 класс) предметной линии учебников «Линия жизни» Пасечника В.В.

Негосударственное образовательное учреждение

«Русская гимназия полного дня»





«Рассмотрено»

Руководитель методического совета

__________/С.В.Желенина/

Протокол №_____

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ /О.П.Матвеева/

«Утверждаю»

Директор НОУ «Русская гимназия полного дня»

_______/В.Н. Скажутин/

Приказ №____

от «___»____2014г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

5 класс








Составитель:

учитель биологии-химии,

Алексеева Татьяна Валерьевна











г. Чита, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии построена на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., Примерной программы основного общего образования,  рабочей программы по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника.

УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов:

  1. Учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2013 г.

  2. Электронное приложение к учебнику. Биология. 5-6 классы.

  3. Рабочая тетрадь. Биология. 5 класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.

  4. Рабочая тетрадь. Биология. 6 класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.

  5. Уроки биологии. 5—6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.

  6. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Линия жизни». Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.

Учебники биологии линии УМК «Линия жизни» сочетают в себе традиционный подход к изучению курса биологии и современные образовательные тенденции.

Системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы обеспечивают достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

В основу содержательной концепции курса положено формирование знаний о живой природе от первоначальных представлений о проявлении основных жизненных свойств — до общебиологических закономерностей через системное изучение различных групп организмов, в том числе человека.

Особенности линии УМК:

  1. Содержание учебников соответствует современному уровню биологической науки и учитывает её последние достижения.

  2. Структурно-содержательная модель учебника обеспечивает организацию учебного материала в соответствии с разными формами учебной деятельности.

  3. Методическая модель учебника предлагает систему помощи в самостоятельной работе (модели действий, полезные советы, ссылки на дополнительные ресурсы) и построена на приоритете формирования предметных и универсальных учебных действий.

  4. Система заданий направлена на развитие познавательной, практической и творческой деятельности учащихся, готовности использовать полученные знания в разных жизненных ситуациях и для решения практических задач.

  5. Система вопросов и заданий содержит:

    • разноуровневые вопросы и задания;

    • лабораторные и практические работы с чёткими инструкциями по их проведению;

    • задания с ориентацией на самостоятельный активный поиск;

    • задания на работу в сотрудничестве;

    • проектные и исследовательские работы;

    • задания, предусматривающие деятельность в широкой информационной среде, в т.ч. в медиасреде.

Место курса биологии в базисном учебном плане

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них 35 ч (1ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах. В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Допускается корректировка рабочей программы в течение 2014-2015 учебного года.

Общая характеристика курса биологии

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Учебное содержание курса биологии в серии учебно-методических комплектов «Линия жизни» сконструировано следующим образом:

1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5 и 6 классы).

2. Многообразие живой природы (7 класс).

3. Человек и его здоровье (8 класс).

4. Основы общей биологии (9 класс).

Содержание учебников для 5 и 6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.

В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5—7 классах.

Основное содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует современный уровень её развития.

Содержание учебного курса

Биология.

5 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Биология как наука (5 часов)

Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.


Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы.

Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Многообразие организмов (17 часов)

Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.

Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.

Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.

Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.

Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.

Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.

Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.

Многообразие и охрана живой природы.


Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), спороносящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Особенности строения мукора и дрожжей.

Внешнее строение цветкового растения.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.


Резервное время — 3 часа - используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль знаний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:

  • приемы элементарной исследовательской деятельности;

  • способы работы с естественнонаучной информацией;

  • коммуникативные умения;

  • способы самоорганизации учебной деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.

В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах;

  • проектная работа;

  • подготовка рефератов;

  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность;

  • выполнение практических и лабораторных работ.


Используются формы контроля знаний:

  • Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;

  • Фронтальный и индивидуальный опрос;

  • Отчеты по лабораторным работам;

  • Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)

  • Презентация творческих и исследовательских работ с использованием новых информационных технологий.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Знать/ понимать:

  • строение и функции клетки;

  • сведения о таксономических единицах;

  • роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека,

  • охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

Уметь:

  • пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

  • вести наблюдения и ставить простейшие опыты;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Разделы

программы

Количество

часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Введение. Биология как наука


7

1

-

2

Глава 1. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов


10

1

6

3

Глава 2. Многообразие организмов


17

2

5

4

Итоговое повторение

1

1

-


Итого

35

5

11

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС

Общее количество часов — 35, в неделю — 1час.


Допускается корректировка календарно-тематического планирования в течение 2014-2015 учебного года.


п/п

Название раздела, темы урока

Тип

урока

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Элементы обязательного минимума (основное содержания)

Требования к результатам образования

(универсальные учебные действия)

Виды контроля

Д/З

Дата проведения

Введение. Биология как наука (5 ч)

1

Биология — наука о живой природе.

Урок ознакомления с новым материалом

Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. Овладевать новыми приемами работы с учебником. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении значения биологических знаний

Биологические науки. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Способы организации собственной учебной деятельности

УУД: Учащиеся осваивают основные приемы работы с учебником

Предварительный


Д/З §1 Составление плана параграфа


1 неделя

2


Методы изучения биологии. Как работают в лаборатории

Урок ознакомления с новым материалом

Определять методы биологических исследований. Объяснять значение практических и теоретических методов в научном познании

Овладевать основными приемами работы с лабораторным оборудованием и посудой. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии

Методы – составная часть науки. Практические и теоретические методы

Биологические приборы и инструменты. Правила работы в кабинете биологии

Учащиеся осваивают основные приемы работы с лабораторным оборудованием и посудой

Текущий


Д/З §1, задание №8

Р.т №3

§2,3;

задание №2 с.11


2 неделя

3

Разнообразие живой природы

Урок ознакомления с новым материалом

Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого

Учащиеся учатся преобразовывать (структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение

Текущий Д/З §4

Р.т. № 2 к уроку 3



3 неделя

4















Среды обитания организмов

Урок ознакомления с новым материалом

Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания. Соблюдать правила поведения в окружающей среде

Вода и ее значение для живых организмов. Растительный и животный мир водоемов. Хозяйственное использование и охрана водоемов. Воздух и его значение для живых организмов. Охрана воздуха от загрязнения. Почва, виды почв. Почва как среда обитания для живых организмов. Охрана почвы. Живой организм как среда обитания

Учащиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, осваивают разные формы чтения (поисковое)

Текущий


Д/З §5

Моя лаборатория.



4 неделя

5

Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Урок-экскурсия

Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе. Оформлять результаты своих наблюдений

Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных

УУД: Учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты

Отчет по экскурсии



5 неделя

Глава 1. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 ч)

6

Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа «Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы» Лабораторная работа «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

Урок ознакомления с новым материалом

Научиться работать с лупой и микроскопом, знать устройство микроскопа. Соблюдать правила работы с микроскопом. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторных работ


Увеличительные приборы. Лупа, микроскоп. Правила работы с микроскопом. Лабораторные работы «Рассматривание клеточного строения растений с помощью
лупы
» и «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

УУД: Учащиеся учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты

Предварительный


Д/З §6

Р.т. № 5


Сообщение. Увеличительные приборы в современном мире


6 неделя

7

Химический состав клетки. Неорганические вещества

Лабораторная работа «Химический состав клетки. Неорганические вещества»

Урок ознакомления с новым материалом

Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки


Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества,
их роль в клетке



УУД: Учащиеся учатся устанавливать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава

Текущий


Д/З §7, вопросы 1-3

Р.т. № 2,3,5 к уроку 7


7 неделя

8

Химический состав клетки. Органические вещества

Лабораторная работа «Химический состав клетки. Органические вещества»

Урок ознакомления с новым материалом

Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Научиться работать с лабораторным оборудованием

Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений


УУД: Учащиеся учатся доказывать единство живой природы на основании установления сходства химического состава клеток

Текущий


Д/З §7

Р.т. № 1-3 к уроку 8


8 неделя

9

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Урок ознакомления с новым материалом

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, вакуоли.

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять ее результаты

Текущий


Д/З §8

Р.т. № 2,3 к уроку 9


9 неделя

10

Особенности строения клеток. Пластиды

Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата пластид в клетках (листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника)»



Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Лабораторные работы «Приготовление и рассматривание препарата пластид в клетках (листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника)»


Учащиеся учатся выполнять лабораторную работу по инструктивной карточке и оформлять ее результаты, выделять существенные признаки строения клетки

Текущий


Д/З §8


10 неделя

11

Процессы жизнедеятельности в клетке



Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Наблюдать движение цитоплазмы

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Раздражимость. Движение

цитоплазмы

Учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты

Текущий


Д/З §9

Р.т. № 1,2 к уроку 11


11 неделя

12

Деление и рост клеток



Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности

Деление клеток — основа размножения, роста и развития организмов

Учащиеся продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника

Текущий

Д/З §9

Р.т. № 2 к уроку 12


12 неделя

13

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов


Сравнивать строение клеток разных организмов. Формировать представления о единстве живого


Рассматривание препаратов растительных и животных клеток. Единый план строения клеток

Учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения

Текущий

Выводы к главе 1


13 неделя

14

Повторительно-обобщающий урок


Систематизировать и обобщить знания по теме



Тематический

тестовый контроль №2


14 неделя

Глава 2. Многообразие организмов (15 ч)

15

Классификация организмов


Выделять существенные признаки представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к систематической группе (классифицировать)

Классификация организмов. Отличительные признаки представителей разных царств природы


Учащиеся знакомятся с правилами классификации

Предварительный


Д/З §10

Р.т. № 1,3 к уроку 14



15 неделя

16

Строение и многообразие бактерий


Выделять существенные признаки бактерий

их распространение

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий,

Учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику


Текущий


Д/З§11

Р.т. № 2,3 к уроку 15



16 неделя

17

Роль бактерий в природе и жизни человека



Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций

Роль бактерий в круговороте веществ в природе и в жизни человека

Учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

Текущий

Д/З §11 задание 2

Сообщение «Роль бактерий в природе и жизни человека»



17 неделя

18

Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые



Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами


Учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма

Текущий


Д/З §12

Р.т. № 3,4,7 к уроку 17


18 неделя

19

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека

Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей»



Объяснять роль грибов в природе и жизни человека

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей»


Учащиеся учатся самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе полученных результатов делать выводы

Текущий


Д/З §12

Р.т. № 1-3 к уроку 18 Сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека»


19 неделя

20

Характеристика царства Растения



Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые и опасные для человека растения. Сравнивать

Характеристика царства Растения. Одноклеточные и многоклеточные растения. Низшие и высшие растения. Места обитания растений представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.

Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. Находить информацию о растениях в разных источниках


Учащиеся учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения

Текущий


Д/З §13

Р.т. № 2,3 к уроку 18


Моя лаборатория Составление схемы по тексту «Основные этапы в развитии растительного мира»


20 неделя

21

Водоросли



Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека

Водоросли одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей.

Учащиеся учатся выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относят водоросли к низшим растениям

Текущий


Д/З §14

Р.т. № 2,3 к уроку 20


21 неделя

22

Лишайники



Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека


Лишайники - симбиотические организмы. Многообразие и распространение лишайников

Учащиеся учатся проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы

Текущий


Д/З §15

Р.т. № 1,3 к уроку 21


22 неделя

23

Высшие споровые растения



Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять их роль в природе и жизни человека

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, отличительные особенности, многообразие, распространение

Учащиеся учатся выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относят мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям

Текущий


Д/З §16

Р.т. № 1,4 к уроку 22


23 неделя

24

Голосеменные растения

Разнообразие голосеменных растений Забайкальского края


Выделять существенные признаки голосеменных растений. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека


Семенные растения. Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком

Учащиеся учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику

Текущий

Д/З §17



24 неделя

25

Голосеменные растения

Лабораторная работа «Изучение строения голосеменных растений»


Текущий

Д/З §17



25 неделя

26

Покрыто-семенные растения

Лабораторная работа «Внешнее строение цветкового растения»

Разнообразие покрыто-семенных растений Забайкальского края



Выделять существенные признаки высших семенных растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей покрытосеменных растений. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, систематизировать, анализировать и оценивать ее, переводить их одной формы подачи в другую

Покрытосеменные растения, особенности строения. Многообразие покрытосеменных растений, их роль в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Внешнее строение цветкового растения»


Учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Текущий

Д/З §17

Р.т. № 2 к уроку

24






26 неделя

27

Повторительно-обобщающий урок


Систематизировать и обобщить знания по теме



Промежуточный

тестовый контроль №3


27 неделя

28

Общая характеристика царства Животные


Выделять существенные признаки животных. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных животных в природе и жизни человека. Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира. Находить информацию о животных в интернет-источниках, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы подачи в другую


Царство Животные. Разнообразие животных. Животный мир. Охрана животных. Красная книга. Заповедники


Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за животными, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству Животные; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать ее

Текущий

Д/З §18

Р.т. № 3,4 к уроку 25



Сообщение «Заповедник моего региона»



28 неделя

29

Подцарство Одноклеточные

Лабораторная работа «Разведение и изучение амёб в лаборатории»



Различать на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека. Сравнивать представителей одноклеточных животных, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Объяснять роль одноклеточных животных в жизни человека

Одноклеточные животные.
Особенности строения одно
клеточных животных, их
многообразие. Корненожки.
Амёбоидное движение. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Лабораторная работа «Разведение и изучение амёб в лаборатории»


Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за одноклеточными животными, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к подцарству Одноклеточные, учатся работать с разными источниками информации и интерпретировать ее

Текущий


Д/З §18

Р.т. № 1,3 к уроку 26


29 неделя

30

Подцарство Многоклеточные беспозвоночные животные


Сравнивать представителей беспозвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых беспозвоночными животными. Объяснять роль беспозвоночных животных в жизни человека


Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночночные животные особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных. Губки. Кишечнополостные.

Иглокожие.
Черви. Моллюски. Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые


Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за животными, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к подцарству Многоклеточные, учатся работать с разными источниками информации и интерпретировать ее

Текущий


Д/З §20

Р.т. № 4,5 к уроку 27



Сообщение «Насекомые Забайкальского края»



30 неделя

31

Холоднокровные позвоночные животные



Различать на живых объектах и таблицах позвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей холоднокровных позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль рыб, земноводных, пресмыкающихся в природе и жизни человека


Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных. Холоднокровные позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся


Учащиеся осваивают основы проектной деятельности, учатся работать с разными источниками информации, находить информацию об охране природы в разных источниках и интерпретировать ее

Текущий


Д/З §21

Р.т. № 3 к уроку 28


Практическая работа «Изучение строения позвоночного животного»


31 неделя

32

Теплокровные позвоночные животные



Различать на живых объектах и таблицах теплокровных позвоночных животных, в том числе опасных для человека. Сравнивать представителей теплокровных позвоночных животных, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль птиц, млекопитающих в природе и жизни человека


Теплокровные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы. Млекопитающие


Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за птицами и млекопитающими, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к подцарству Многоклеточные, учатся работать с разными источниками информации и интерпретировать ее

Текущий


Д/З §21

Р.т. № 1,4 к уроку 29


Сообщение «Птицы и Млекопитающие Забайкальского края»



32 неделя

33

Повторительно-обобщающий урок


Систематизировать и обобщить знания по теме



Тематический

тестовый контроль №4


33 неделя

34

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы»


Находить информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы подачи в другую. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Осуществлять сотрудничество друг с другом, с учителем и другими участниками проекта. Аргументировано отстаивать свою точку зрения


Многообразие живых организмов и их среды обитания. Охрана природы


Учащиеся осваивают основы проектной деятельности, учатся работать с разными источниками информации, находить информацию об охране природы в разных источниках и интерпретировать ее

Итоговый

Защита проектов


Красная книга Забайкальского края


Проект «Многообразие живой природы. Охрана природы»


34 неделя

35

Контрольная работа


Систематизировать и обобщить знания по курсу



Итоговый

Контрольная работа за год


35 неделя


Итого

35







ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ


1.ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА:


«5»   - ответ полный и правильный, основан на изученной теории, изложен логично, последовательно, литературным языком;


«4»  -  ответ полный и правильный на основании изученных теорий, изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные учеником по требованию учителя;


«3»  - ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или ответ

          неполный, не имеет логической последовательности;


«2»  - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала, или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

 

2.ОЦЕНКА  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ


«5»  - работа выполнена полностью и правильно, сделаны верные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы  с веществами и оборудованием, проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы);


«4»  - правильно выполнена работа, сделаны верные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены  несущественные ошибки в работе с веществом и оборудованием;


«3»  - правильно выполнена работа не менее 50% или допущена существенная     ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении    правил безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая   исправляется по требованию учителя;


«2»  - допущены 2 и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении и оформлении работы, в соблюдении правил по технике безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые  учащийся не может исправить по требованию учителя.






Учебно - методическое обеспечение и условия реализации программы:


Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК:


  1. Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни» 5-6 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2013 г.

  2. Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни». 5- 6 класс. Рабочая тетрадь М.:Просвещение, 2013 г.

  3. Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни» 5-6 класс. Методическое пособие / М.: Просвещение, 2013 г.

  4. Электронное приложение к учебнику Биология 5-6 класс М.Просвещение

  5. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Наличие материально-технического обеспечения:

  1. Интерактивные средства обучения (доска, компьютер, мультимедийный проектор, DVD проектор).

  2. Демонстрационные таблицы на печатной основе.


Рабочая программа по биологии (5 класс) предметной линии учебников «Линия жизни» Пасечника В.В.
  • Биология
Описание:

Рабочая программа по биологии построена на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., Примерной программы основного общего образования,  рабочей программы по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника. Учебники биологии линии УМК «Линия жизни» сочетают в себе традиционный подход к изучению курса биологии и современные образовательные тенденции.

Системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы обеспечивают достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

В основу содержательной концепции курса положено формирование знаний о живой природе от первоначальных представлений о проявлении основных жизненных свойств — до общебиологических закономерностей через системное изучение различных групп организмов, в том числе человека.

 

Автор Алексеева Татьяна Валерьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 5381
Номер материала 21355
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓