ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа
по биологии построена на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004
г., Примерной программы основного
общего образования, рабочей программы по биологии для 5-9 классов линии
учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника.
УМК предметной линии учебников
«Линия жизни» авторов:
1. Учебник. Биология. 5-6 классы.
Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2013
г.
2. Электронное приложение к учебнику.
Биология. 5-6 классы.
3. Рабочая тетрадь. Биология. 5
класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.
4. Рабочая тетрадь. Биология. 6
класс. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.
5. Уроки биологии. 5—6 классы.
Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.
6. Рабочие программы. Биология. 5-9
классы. Предметная линия учебников «Линия жизни». Пасечник В.В., Суматохин
С.В., Калинова Г.С. и др.
Учебники биологии линии УМК «Линия
жизни» сочетают в себе традиционный подход к изучению курса биологии и
современные образовательные тенденции.
Системно-деятельностный и
личностно-ориентированный подходы обеспечивают достижение личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
В основу содержательной концепции
курса положено формирование знаний о живой природе от первоначальных
представлений о проявлении основных жизненных свойств — до общебиологических
закономерностей через системное изучение различных групп организмов, в том
числе человека.
Особенности линии УМК:
1. Содержание учебников соответствует
современному уровню биологической науки и учитывает её последние достижения.
2. Структурно-содержательная модель
учебника обеспечивает организацию учебного материала в соответствии с разными
формами учебной деятельности.
3. Методическая модель учебника
предлагает систему помощи в самостоятельной работе (модели действий, полезные
советы, ссылки на дополнительные ресурсы) и построена на приоритете
формирования предметных и универсальных учебных действий.
4. Система заданий направлена на
развитие познавательной, практической и творческой деятельности учащихся,
готовности использовать полученные знания в разных жизненных ситуациях и для
решения практических задач.
5. Система вопросов и заданий
содержит:
·
разноуровневые
вопросы и задания;
·
лабораторные и
практические работы с чёткими инструкциями по их проведению;
·
задания с
ориентацией на самостоятельный активный поиск;
·
задания на
работу в сотрудничестве;
·
проектные и
исследовательские работы;
·
задания,
предусматривающие деятельность в широкой информационной среде, в т.ч. в
медиасреде.
Место курса биологии в базисном учебном плане
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс.
Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них 35 ч (1ч в неделю)
в 5 и 6 классах и по 70 ч (2ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах. В соответствии с
базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного
общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые
биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является
пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе
является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий,
законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной
школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического
образования и является основой для последующей уровневой и профильной
дифференциации.
Допускается корректировка рабочей программы в течение
2014-2015 учебного года.
Общая характеристика курса
биологии
Содержательной основой школьного
курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный
предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как
о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль
биологической науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию научного мировоззрения.
Курс биологии на ступени основного
общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об
отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке
как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного
мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных
интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству
учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем,
требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор
содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,
нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Основными целями изучения биологии
в основной школе являются:
- формирование первоначальных
систематизированных представлений о биологических объектах, процессах,
явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной,
эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и
изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания,
наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной
организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов
биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за
живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и
процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием
аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
- освоение приёмов оказания первой помощи,
рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за
состоянием собственного организма;
- формирование основ экологической
грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе,
влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и
природных местообитаний;
- овладение приёмами работы с информацией
биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста,
табличных данных, схем, фотографий и др.);
- создание основы для формирования
интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора
биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в
дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Построение учебного содержания
курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации
внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие
научного, гуманистического, аксиологического, культурологического,
личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного,
компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие
познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную
и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные
действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают
такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою
точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Учебное содержание курса
биологии в серии учебно-методических комплектов «Линия жизни» сконструировано
следующим образом:
1. Основные признаки и закономерности
жизнедеятельности организмов (5 и 6 классы).
2. Многообразие живой природы (7 класс).
3. Человек и его здоровье (8 класс).
4. Основы общей биологии (9 класс).
Содержание учебников для 5 и 6
классов нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов
жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих
всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции
процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как
единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с
окружающей средой.
В курсе биологии 7 класса
обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов, осознают
значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с
эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных
сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Основное содержание курса биологии
8 класса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области
основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый
образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний
обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные
представления о которых были получены в 5—7 классах.
Основное содержание
курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на
обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений,
сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической
науки в целом и характеризует современный уровень её развития.
Содержание учебного курса
Биология.
5 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Биология как наука (5 часов)
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической
деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки
представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии:
наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила
работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и
инструментами.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления
в жизни растений и животных.
Предметные результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение,
эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен
веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда,
наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных
опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства
живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и
оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений
и лабораторных опытов.
Метапредметные
результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание
наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности
организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа,
световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро,
вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание,
питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические
работы
Устройство увеличительных приборов,
рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы.
Устройство светового микроскопа и приемы
работы с ним.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука,
рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и
рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов,
рябины, шиповника.
Предметные результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко»,
«вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные
результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках
и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Многообразие организмов (17 часов)
Многообразие организмов и их классификация.
Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий.
Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни
человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их
строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы.
Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами.
Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие
растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения.
Места обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей –
одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных
водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.
Лишайники – симбиотические организмы,
многообразие и распространение лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники,
хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности
строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности
строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные
и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных
животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни
человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие
беспозвоночных животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных
животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные
экземпляры растений (мха (на местных видах), спороносящего хвоща, папоротника,
хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические
работы
Особенности строения мукора и дрожжей.
Внешнее строение цветкового растения.
Предметные результаты
обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы
жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и
грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни
человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и
грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых
организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе
и жизни человека.
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы
развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам
растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и
основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные
результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения
на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— выполнять лабораторные работы под
руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на
основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного
мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить
из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за
российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие
взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические
познания на практике;
— понимать социальную значимость и
содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное
мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным
поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам,
нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Резервное время — 3 часа - используется для проведения
уроков обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что
позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить
итоговый контроль знаний.
Общеучебные умения,
навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:
·
приемы элементарной
исследовательской деятельности;
·
способы работы с
естественнонаучной информацией;
·
коммуникативные умения;
·
способы самоорганизации
учебной деятельности.
Важными формами деятельности учащихся являются:
·
практическая деятельность
учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов,
описанию экологических последствий при использовании и преобразовании
окружающей среды;
·
развитие практических
умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками,
энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для младшего
подросткового возраста, ресурсами интернета.
В преподавании курса используются следующие формы работы с
учащимися:
·
работа в малых группах;
·
проектная работа;
·
подготовка рефератов;
·
исследовательская
деятельность;
·
информационно-поисковая
деятельность;
·
выполнение практических и
лабораторных работ.
Используются формы контроля знаний:
·
Срезовые и итоговые
тестовые самостоятельные работы;
·
Фронтальный и
индивидуальный опрос;
·
Отчеты по лабораторным
работам;
·
Творческие задания (защита
рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)
·
Презентация творческих и
исследовательских работ с использованием новых информационных технологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Знать/ понимать:
·
строение и функции
клетки;;
·
сведения о таксономических
единицах;
·
роль бактерий, грибов,
растений и животных в природе, значение их в жизни человека,
·
охраняемые растения своей
местности, мероприятия по их охране;
Уметь:
·
пользоваться
увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
·
вести наблюдения и ставить
простейшие опыты;
·
соблюдать правила
поведения в природе;
·
работать с учебником,
составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к
лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения
таблиц и схем.
·
использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для
определения ядовитых растений, грибов данной местности;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.